Jullianika | Дата: Пятница, 15 Июл 2011, 04:50 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3070
Награды: 88
Репутация: 101
Статус:
| ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis, от poieo - делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa - прямая, простая, от proversa - обращённая вперёд, ср. лат. versus - стих, букв.- повёрнутый назад), два осн. типа организации речи художественной, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтич. речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич. членением (см. Стих). Прозаич. художественная речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной практич. речи, но имеющие определённую упорядоченность; ритм прозы, однако,- сложное и трудноуловимое явление, его изучение только начинается. Первоначально поэзией именовалось иск-во слова вообще, поскольку в нём вплоть до нового времени резко преобладали стихотворная и близкие к ней рит-мико-интонац. формы. Прозой же называли все нехудожеств. словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские и т. п. (В России такое словоупотребление господствовало в 18 - нач. 19 вв. и было распространено до нач. 20 в., а в иных случаях встречается и теперь.)
Поэзия (П.). Иск-во слова в собственном смысле (т. е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как поэзия, в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой формой осн. жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма - эпич. поэмы, трагедии, комедии и разных видов лирики. Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художеств. прозы в Новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в иск-во. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла, утверждала особую значимость и специфич. природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что данное высказывание - не просто сообщение или теоретич. суждение, а некое самобытное словесное "деяние". Гегель, рассматривая причины возникновения поэзии на примере знаменитой надписи-двустишия с извещением о павших при Фермопилах греках, замечает, что это двустишие само "...хочет проявиться как действие (noislv)...", а не просто сообщить о каком-то лежащем вне его действии (Соч., т. 14, М., 1958, с. 170). Двустишие, строго говоря, не информирует о факте, а создаёт художеств., поэтич. факт, или шире -поэтич. мир, в к-ром, напр., могут говорить мёртвые: "Странник, во Спарту пришедши, о нас возвести ты народу,Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли". И стихотворная форма сразу сигнализирует о "выведении" художеств, мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы (в исконном значении слова) - хотя, разумеется, обращение к стиху само по себе не является гарантией "художественности ".
Необходимость стиха на ранних ступенях развития иск-ва слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Гегель ещё убеждён, что все художеств. словесные произведения должны произноситься, петься, декламироваться. Это неприменимо к совр. роману, к-рый полноценно существует и как читаемая "про себя" книга; хотя в прозе слышимы живые голоса автора и героев, но они слышимы "внутренним" слухом читателя. П. же, стих, с одной стороны, действительно себя выявляет лишь в устном бытии, а с другой стороны, только стих может всесторонне организовать звучащую материю речи, придать ей ритмич. закруглённость, законченность, завершённость, к-рые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. "...Древний мир...,- писал К. Маркс,-возвышеннее современного во всем том, в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранее установленное ограничение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 165). В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое "заранее установленное ограничение", к-рое создаёт возвышенность и красоту слова.
Становление художеств. прозы действительно начинается лишь в эпоху Возрождения, а осознание и утверждение прозы как законной формы иск-ва слова происходит даже позднее - в 18 - нач. 19 вв. В эпоху господства прозы причины, породившие П., уже как бы теряют своё значение: иск-во слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художеств. мир, а "эстетика завершённости", в сущности, чужда лит-ре нового времени.
Художеств. проза обнаружила способность создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в П.
П. в эпоху прозы не отмирает (а временами, напр. в России нач. 20 в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней резко ослабевают черты завершённости; отходят на второй план особенно строгие строфич. конструкции - сонет, рондо, газель, танка к т.п., развиваются более свободные формы ритма - дольник, тактовик, акцентный стих и т. п., в стих внедряются разговорные интонации.
В новейшей П. раскрылись иные содержательные качества и возможности стихотворной формы. В П. 20 в. у А. Блока, Р. М. Рильке, П. Валери, Р. Фроста и др. со всей ясностью выступило то громадное усложнение художеств. смысла, возможность к-рого всегда была заложена в природе стихотворной речи.
Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчётливое выявление звуковой стороны речи, даваемое сти-хотв. формой, взаимоотношения ритмич. и синтаксич. строения и т. п. - всё это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, к-рых проза, в сущности, лишена. Мн. прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создаётся гл. обр. самим взаимодействием стихотв. формы со словами. Это взаимодействие создаёт сложнейшие и тончайшие оттенки и сдвиги художеств. смысла, к-рые невозможно воплотить иным способом.
П. в высшей степени способна воссоздавать живой поэтич. голос и личную интонацию автора, к-рые опредмечивают-ся в самом построении стиха - в ритмич. движении и его "изгибах", рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что поэзия нового времени - прежде всего лирич. П. В далёком прошлом стих выступал как единая и единств, форма всех осн. жанров иск-ва слова; но именно в лирике предельно выявляются особые смысловые возможности стихотворной формы.
В совр. лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возносит нек-рое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу иск-ва, т. е. превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирич. интонации непосредств. правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта.
Проза (П.). Вплоть до нового времени П. развивается на периферии иск-ва cлoва, оформляя смешанные, полухудожеств. явления письменности (историч. хроники, филос. диалоги, мемуары, проповеди, религ. соч. и т. п.) или "низкие" жанры (фарсы, мимы и др. виды сатиры).
П. в собств. смысле, складывающаяся начиная с эпохи Возрождения, принципиально отличается от всех тех предшествующих явлений слова, к-рые так или иначе выпадают из системы стихотворчества. Совр. П., у истоков к-рой находится итал. новелла Возрождения, творчество М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Пре-во, сознательно отграничивается, отталкивается от стиха как полноценная, суверенная форма иск-ва слова. Существенно, что совр. П.- письменное (точнее, печатное) явление, между тем как прежние формы ГГ. исходили из устного бытия речи и так или иначе претендовали на звучащее исполнение, что ставило их в один ряд с поэзией.
Изучение природы художеств. П. началось лишь в 19 в. и развернулось в 20 в. Очень многое здесь ещё проблематично, напр. само понятие ритма прозы, имеющего несомненно, более высокую степень организованности, чем ритм нехудожеств. речи. Исследования последних десятилетий показали, что ритм в П., не обладая устойчивой количеств. характеристикой, имеет качеств. определённость. Ускоряясь и замедляясь в зависимости от самого движения повествования, ритм П. всё же выдерживается в едином ключе.
В общих чертах выявлены нек-рые существ. принципы, отличающие проза-ич. слово от поэтического. Слово в П. имеет - сравнительно с поэтическим -принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в поэзии, особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Говоря точнее, слово в П. непосредственно ставит перед нами сюжет (всю последовательность отд. действий, движений, из к-рых и создаются характеры и художеств, мир романа или рассказа в целом).
П., как и поэзия, преображает реальные объекты и создаёт свой художеств. мир, но делает это прежде всего путём особого взаимоположения предметов и действий. Прозаич. речь предстаёт как прозрачная изобразит. ткань. Слово в П. стремится не к многозначности, а к индивидуализиров. конкретности обозначаемого смысла.
Не менее важно, что в П. слово само становится предметом изображения, как "чужое", в принципе не совпадающее с авторским. Для поэзии характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное с авторским; поэзия по преимуществу монологи ч-н а. Между тем П. насквозь диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом "голоса" (см. об этом в кн.: Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с. 309-50). В художеств. П. сложное взаимодействие "голосов" автора, рассказчика, персонажей нередко наделяет слово "разнонаправленностью", многозначностью, к-рая по природе своей отличается от многосмысленности поэтического слова.
Ритм П., её специфич. изобразит. природа и высвобождение художеств. энергии в результате столкновения различных речевых планов ("голосов") - кардинальные моменты в создании науч. теории П.
Существуют промежуточные формы между поэзией и прозой: стихотворение в прозе (у Ш. Бодлера, И. С. Тургенева) - промежуточная форма, близкая к лирич. поэзии по стили-стич., тематич. и композиционным, но не метрическим признакам; и с др. стороны - свободный стих к ритмич. Проза, близкие к стиху именно по метрическим признакам.
Лит.: Потебня А. А., Поэзия и проза, в его кн.: Из записок по теории словесности, Хар., 1905; его же, Поэзия. Проза. Сгущение мысли,, Поли. собр. соч., т. 1- Мысль и язык, 4 изд., Од., 1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, 2 изд., М., 1965; Виноградов В. В., О художественной прозе, М.- Л., 1930; его же,
О языке художественной литературы, М., 1959; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; его же, Художественная проза, М., 1961; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971, с. 182-343; Бахтин М. М., Слово в романе, "Вопросы литературы", 1965, № 8; Кожинов В. В., О природе художественной речи в прозе, в его кн.: Происхождение романа, М., 1963; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Р о д-нянская И. Б., Слово и "музыка" в лирическом произведении, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Поэтический строй русской лирики, Л., 1973; Caudwell С h., Illusion and reality..., L., 1937; Beriger L., Poesie und Prosa, Halle, 1943; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern-Munch., 1967 (есть лит.); Lubbоk P., The art of fiction, L., 1960; Proza, poezja... Wybor szkicow i recenzji, t. 1-2, Warsz., 1965-66; Wfersz i poezja. Konferencja teoretycznolitera-cka w Pcimiu, Wr., 1966. В. В. Кожаное.
|
|
| |