[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Обо всем понемногу » Статьи, публикации » Так много девушек хороших (портрет среднестатистической поэтессы)
Так много девушек хороших
redaktor Дата: Вторник, 01 Фев 2011, 19:27 | Сообщение # 1
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Так много девушек хороших (портрет среднестатистической поэтессы)

Поэзия - искусство эфемерное, но рядовому жителю России известное не понаслышке. Конечно, большинство ограничивается школьной программой, но и в ее пределах можно найти не один шедевр мировой поэзии. Правда, все больше мужского производства этой тонкой материи. И если со стен классных комнат на нас строго и вдохновенно глядели портреты поэтов-мужчин, то о женщинах-поэтессах мы имели самое смутное представление. И лишь благодаря изучению серебряного века, мы таки можем хоть как-то вообразить себе как должна выглядеть "фея слова".

Именно поэтому, когда кто-то пытается представить себе среднестатистическую поэтессу, то в его голове сразу же вырисовывается четкий абрис Анны Ахматовой или белокурые локоны Марины Цветаевой. При этом поэтесса непременно курит длинную трубку, одета в шелковый халат и заламывает руки перед красивым и жестоким возлюбленным. Те, кто рос в шестидесятые, могут прибавить к этому образу меланхолически раскачивающийся голос Беллы Ахмадулиной и ее черные глаза, полные всей скорбью мира.

При этом, в общественном сознании поэтесса не смотрит сериалы с бигудями на голове и, естественно, не варит борщ с пампушками. Кушает ли она вообще что-то кроме нектара вдохновения - непонятно. Единственное ее занятие - это писать стихи, всматриваясь в пылающий закат или поздний рассвет. В общении поэтесса должна быть обязательна холодна и вспышки страсти в ней вызывают лишь такие же поэты, как она. Также в глазах обывателя поэтесса обязательно имеет трагическую судьбу. Такое вот сочетание русской истории и русского таланта: либо самоубийство или смерть мужа, либо и не поэтесса.

Впрочем, кто-то из тех, кто продвинут в английской поэзии тут же вообразят себе другие образы. Например, забавный чепчик Эмили Дикинсон, в котором она любила гулять по лесам родной Британии. Или же длинный нос Элизабет Браунинг, которая любила писать стихи в назидание грешникам и непослушным детям. И поэтесса по мнению англоманов будет вести пуританский образ жизни, ходить с корзинкой по лугам и гладить белых барашков по шерсти. Такая вот то ли поэтесса, то ли пасторальная пастушка-простушка.

Любители американской поэзии непременно вспомнят поэтесс эпохи хиппи, когда они, накурившись "божественной" травы, раскладывали свои тела на берегу бунтующего моря под тела таких же бунтующих поэтов и музыкантов. Так, что в американском общественном мнении, поэтессы-янки носят цветастые рубашки, пьют текилу и умеют танцевать психоделическую музыку. Что-то вроде образа Йоко Оно, скрещенной с талантом Джона Леннона.

Совсем другое дело японские поэтессы, они в отличие от своих европейских сестер по таланту пишут, презрев рифму, но подчинясь строгим канонам традиций. Образ японской поэтессы - утонченного существа, который всю свою жизнь проводит за "шелковой занавесью", прочно укоренился в сознании японцев. Да и мы, живо представляем себе это печальное создание в кимоно, одной рукой наливающее зеленый чай своему самураю, а другой, строчащие хайку и хокку для "господина из Киото".

Вот такие вот мировые среднестатистические поэтессы.

источник: http://pishi-stihi.ru/




Президент Академии Литературного Успеха, админ портала
redactor-malkova@ya.ru
 
Nikolay Дата: Пятница, 23 Сен 2011, 18:14 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
И МИРУ ДЕТСТВА РАДОСТЬ ПОДАРИТЬ
(О творчестве детской поэтессы Веры Рычихиной)


Мир детства – это счастливая пора жизни, наполненная радостями и открытиями, играми и загадками, беспечностью и восторгом. В этом сказочном мире живут не только дети, но и взрослые, которые стараются превратить его в самую счастливую пору взросления. Старшее поколение вырастало вместе с удивительными книжками Самуила Маршака и Корнея Чуковского, Сергея Михалкова и Григория Остера, Владимира Орлова и Валентина Берестова.

В этой замечательной плеяде детских поэтов и прозаиков во второй половине прошлого столетия как-то терялись женские стихи для детей не менее прославленных Агнии Барто и Ренаты Мухи, Новеллы Матвеевой и Елены Благининой, Юнны Мориц и Ирины Токмаковой, Эммы Мошковской и Зои Александровой. А ведь именно женский взгляд на детскую поэзию отличал их стихи особой, неповторимой лиричностью.

Первое десятилетие XXI века уравняло в литературе поэтов и прозаиков, женщин и мужчин. Наоборот, в современной поэзии для детей, наконец-таки, стало преобладать материнство, женская нежность, забота и озабоченность. Это и неудивительно: новый век – новые реалии. Естественно, классика всегда останется востребованной в мире детства, но современные дети и подростки стали более восприимчивы к новому веку скоростей и электроники, всевозможным конфликтам и нерешенным проблемам взрослых. Великий А.П. Чехов очень правильно заметил: «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должно окутывать в атмосферу приличную их чину...». И кто же лучше и искусней может вот так, по-чеховски, «окутать» ребенка, как ни женщина - мама или бабушка, воспитательница или первая учительница? Не удивительно, что, наряду с классиками, в наши дни появляются новые талантливые современные поэтессы, пишущие именно для детей и вместе с детьми.

В плеяде прекрасных современных российских детских поэтесс, сумевших впитать в себя традиции своих предшественниц и пропустить детскую поэзию через призму современности, достойное место занимает удивительная Соликамская детская поэтесса Вера Рычихина. Ей удалось найти в мир детства свою уникальную и самобытную тропинку, понять и принять современного ребенка таким, каким он есть. Президент Ассоциации детских писателей России, поэт Роман Сеф как-то сказал: «Детские стихи во все времена были честными, точными по образу, ясными по содержанию, легко запоминающимися и необычными по сюжету. Все вместе создавало ауру детской поэзии, которая по сей день сохранилась такой, какой сделали ее наши предки». Вот именно такой поэтессой и является Вера Григорьевна Рычихина.

В чем же своеобразие её поэзии для детей? Именно в продолжение женских традиций формы, рифмы и ритма стиха Агнии Барто, Юнны Мориц и Ирины Токмаковой:
«У мальчика Феди –
Мечта о велосипеде.
Третий год мечтает,
А тот о том не знает –
Стоит себе в витрине –
В шикарном магазине….»
(«Мечта»)

Просто, ясно, выразительно, певуче и легко запоминающее – именно так, как надо писать для детей. Главный принцип поэтессы – писать не только для детей, но и вмести с ними. Это очень важно в детской поэзии – находиться в вечном поиске вместе с ребенком: изучать, наблюдать, исследовать и постигать. Русский классик Ф.М. Достоевский, восхищаясь детьми, заметил: «Я их изучаю и всю жизнь изучал». А как же иначе? Без знаний детской психики и своеобразия мира детства просто невозможно написать хорошие стихи для детей. Вера Григорьевна всегда помнит слова неповторимого Н. Гоголя: «Детский возраст есть еще одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию. Он всего требует, все хочет узнать…». Помочь ребенку познать окружающий мир – вот цель творчества поэтессы:
«Осень кончилась вчера,
А зима пришла с утра.
Где же дед седой с клюкой? -
Перемены никакой».
(«Первое декабря»

Удивительно, но в этих строчках нет ответа. А где же его найти? Вот в чем искусство поэтессы – постоянно побуждать у ребенка интерес к поиску истины:
«А ну-ка отгадай-ка –
Где эта «Раскидайка».
Может быть за лесом,
Может быть за полем,
Где стоит шиповник
Чем-то недоволен?
Может за рекою,
Может быть за лугом,
Там где белотальник
Разместился кругом…»
(Деревня «Раскидайка»)

Ребенок воспринимает мир своими образами, порой резко отличающимися от понятий взрослых. Не каждый это понимает и далеко не каждому удается постигнуть таинство детского мироощущения. А вот Вере Рычихиной это удается мастерски:
«Мне приснился ночью сон:
Приходил к нам в гости слон;
У подъезда потоптался,
В коридор войти пытался.
При таком объеме
Слону нет места в доме».
(«Сон»).

Короткие, но образные стихи легко запоминаются детям. Это еще один маленький секрет поэзии для детей:
«Пел дождик песенку свою
Всю ночь легко и смело.
Вздохнула лужа по утру:
«Ох, как я располнела!».»
(«Утром после дождика»)

Поэтесса понимает, что маленькие дети очень любят сказки, прибаутки, добрые песенки и скороговорки. Да они и сами, порой, любят их сочинять. А если им в этом помочь? И здесь Вере Григорьевне это удается сделать:
«Купавочки-цветочки
Соберу для дочки.
Для доченьки для Клавочки
Соберу купавочки.
Обрадуется Клавочка
Оранжевым купавочкам».
(«Купавочки»)

Как глубоко заглянул когда-то в мир детства Н.В. Гоголь: «Слог преподавателя должен быть увлекающий, живописный: все поразительные местонахождения, великие явления природы — должны быть окинуты яркими красками, что действует сильно на воображение, не скоро выбьется из головы...». Вот так понимает свою поэзию для детей поэтесса:
«На полянке серой,
Поглядел бы ты,
Появились смелые
Белые цветы;
Словно по дорожке
Забрели сюда.
Постоят немножко,
Но не навсегда….»
(«Подснежники»)

Правильно говорит известный современный поэт Андрей Тюняев: «Русский язык настолько велик, что он дает самые яркие представления ребенку об окружающем его мире». И это помнит поэтесса, мастерски владея возможностями русского языка:
«Ой, как не люблю таблетки,
Лучше эскимо, конфетки,
Пастила или халва.
Но о них идёт молва,
Что до микстур и до таблеток
Сладости доводят деток».
(«Не люблю таблетки»).

Или другие строчки:
«У кисоньки голубки
Заболели зубки.
Другие знайте киски –
Не кушайте ириски».

Без нравоучений, но с каким смыслом звучат эти стихи. А еще Вера Григорьевна умело использует возможности сказки. Ей удается и сохранить традиции русских народных сказок, и внести в них новые струнки современных реалий:
«Хвалился Заяц на опушке
Своей доверчивой подружке.
Он уверял её: «Поверь,
Волк для меня нестрашный зверь!»
Но зашуршало за кустом
Берёзовым сухим листом;
Со страху заяц пал, лежит…
А по тропинке мышь бежит».
(«Хвастун»).

Согласитесь – никаких нравоучений и наставлений, а как здорово сказано и о зазнайстве, и хвастовстве, и о трусости.

Да, поэзия для детей – это целое искусство, постигать которое можно всю жизнь. Известная Соликамская поэтесса Вера Рычихина и познает этот мир вместе со своими юными читателями. В её творчестве есть замечательные лирические, философские и сатирические стихи, детские сказки и басни, пародии и небольшие рассказы. Но безмерная любовь к детям и собственным внукам, особый дар женского таланта возводят её в ранг именно детских поэтесс. Среди более двадцати восьми поэтических сборников для детей на российских литературных просторах уже давно пользуются известностью её удивительные книги с вкладышами «Солнышко мое» и «Занимательная азбука», проиллюстрированные прекрасными иллюстрациями художницы Ирины Геер, уникальная аудиокнига «Папина книжка. Стихи для детей», где Верины стихи читает коренной житель Соликамска, известный филолог, переводчик и журналист Евгений Смирнов. А она продолжает творить и удивлять юных поклонников:
«Подружились пес с котом
Дружбой странною притом:
Не очень дружба спорится –
То мирятся, то ссорятся,
То ссорятся, то мирятся –
Разлад меж ними ширится».

Или вместе с ними наивно возмущаться:
«Стол ушёл из дома
Погостить к знакомым.
Он ушёл к своим друзьям,
А на чём обедать нам?»

За уникальный поэтический дар, талант и мастерство, за искусство ежедневно дарить миру детства радость можно смело отнести Соликамскую поэтессу Веру Григорьевну Рычихину к числу ведущих современных российских поэтесс, пишущих для детей.

Николай Дик,
член Союза Литераторов России, Союза журналистов России и МСТС "Озарение"


Сентябрь 2011 года, г. Азов
***




Редактор журнала "Азов литературный"
 
Aseeva Дата: Пятница, 23 Сен 2011, 22:13 | Сообщение # 3
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 566
Награды: 55
Репутация: 75
А мои дети очень любят русские народные песенки, потешки и прибаутки. И хотя я им много читала и Барто, и Маршака, и Чуковского, но они всегда просили " Ладушки", "Мыши", "Гуси" и все в таком роде... Книгу я покупала еще старшей дочери, она вся с затертыми листами, кое-где и вовсе с надорванными и клееными, но это наверно и есть признак огромной любви и признательности к ней моих детей.
Сама я в детстве любила Барто, с нее и начинала приучать детей к книгам, ее стихи очень веселые, понятные и легко воспринимаемые и запоминаемые детьми, особенно дошколятами.
Прекрасные стихи у Елены Благининой, это тоже любимица нашей семьи, а ее стихотворение про "Баньку" немного переделанное ( потому, что у нас Панька не девочка, а мальчик) наизусть знает каждый, и конечно сам Панька.
Я думаю, что женщине все же ближе детская душа, и может поэтому детская поэзия мягче и красивее выходит из-под пера матери, жены, женщины.
С уважением Елена.
 
Литературный форум » Обо всем понемногу » Статьи, публикации » Так много девушек хороших (портрет среднестатистической поэтессы)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: