redaktor | Дата: Вторник, 01 Фев 2011, 19:27 | Сообщение # 1 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Статус:
| Так много девушек хороших (портрет среднестатистической поэтессы)
Поэзия - искусство эфемерное, но рядовому жителю России известное не понаслышке. Конечно, большинство ограничивается школьной программой, но и в ее пределах можно найти не один шедевр мировой поэзии. Правда, все больше мужского производства этой тонкой материи. И если со стен классных комнат на нас строго и вдохновенно глядели портреты поэтов-мужчин, то о женщинах-поэтессах мы имели самое смутное представление. И лишь благодаря изучению серебряного века, мы таки можем хоть как-то вообразить себе как должна выглядеть "фея слова".
Именно поэтому, когда кто-то пытается представить себе среднестатистическую поэтессу, то в его голове сразу же вырисовывается четкий абрис Анны Ахматовой или белокурые локоны Марины Цветаевой. При этом поэтесса непременно курит длинную трубку, одета в шелковый халат и заламывает руки перед красивым и жестоким возлюбленным. Те, кто рос в шестидесятые, могут прибавить к этому образу меланхолически раскачивающийся голос Беллы Ахмадулиной и ее черные глаза, полные всей скорбью мира.
При этом, в общественном сознании поэтесса не смотрит сериалы с бигудями на голове и, естественно, не варит борщ с пампушками. Кушает ли она вообще что-то кроме нектара вдохновения - непонятно. Единственное ее занятие - это писать стихи, всматриваясь в пылающий закат или поздний рассвет. В общении поэтесса должна быть обязательна холодна и вспышки страсти в ней вызывают лишь такие же поэты, как она. Также в глазах обывателя поэтесса обязательно имеет трагическую судьбу. Такое вот сочетание русской истории и русского таланта: либо самоубийство или смерть мужа, либо и не поэтесса.
Впрочем, кто-то из тех, кто продвинут в английской поэзии тут же вообразят себе другие образы. Например, забавный чепчик Эмили Дикинсон, в котором она любила гулять по лесам родной Британии. Или же длинный нос Элизабет Браунинг, которая любила писать стихи в назидание грешникам и непослушным детям. И поэтесса по мнению англоманов будет вести пуританский образ жизни, ходить с корзинкой по лугам и гладить белых барашков по шерсти. Такая вот то ли поэтесса, то ли пасторальная пастушка-простушка.
Любители американской поэзии непременно вспомнят поэтесс эпохи хиппи, когда они, накурившись "божественной" травы, раскладывали свои тела на берегу бунтующего моря под тела таких же бунтующих поэтов и музыкантов. Так, что в американском общественном мнении, поэтессы-янки носят цветастые рубашки, пьют текилу и умеют танцевать психоделическую музыку. Что-то вроде образа Йоко Оно, скрещенной с талантом Джона Леннона.
Совсем другое дело японские поэтессы, они в отличие от своих европейских сестер по таланту пишут, презрев рифму, но подчинясь строгим канонам традиций. Образ японской поэтессы - утонченного существа, который всю свою жизнь проводит за "шелковой занавесью", прочно укоренился в сознании японцев. Да и мы, живо представляем себе это печальное создание в кимоно, одной рукой наливающее зеленый чай своему самураю, а другой, строчащие хайку и хокку для "господина из Киото".
Вот такие вот мировые среднестатистические поэтессы.
источник: http://pishi-stihi.ru/
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |
Nikolay | Дата: Пятница, 23 Сен 2011, 18:14 | Сообщение # 2 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Статус:
| И МИРУ ДЕТСТВА РАДОСТЬ ПОДАРИТЬ (О творчестве детской поэтессы Веры Рычихиной)
Мир детства – это счастливая пора жизни, наполненная радостями и открытиями, играми и загадками, беспечностью и восторгом. В этом сказочном мире живут не только дети, но и взрослые, которые стараются превратить его в самую счастливую пору взросления. Старшее поколение вырастало вместе с удивительными книжками Самуила Маршака и Корнея Чуковского, Сергея Михалкова и Григория Остера, Владимира Орлова и Валентина Берестова.
В этой замечательной плеяде детских поэтов и прозаиков во второй половине прошлого столетия как-то терялись женские стихи для детей не менее прославленных Агнии Барто и Ренаты Мухи, Новеллы Матвеевой и Елены Благининой, Юнны Мориц и Ирины Токмаковой, Эммы Мошковской и Зои Александровой. А ведь именно женский взгляд на детскую поэзию отличал их стихи особой, неповторимой лиричностью.
Первое десятилетие XXI века уравняло в литературе поэтов и прозаиков, женщин и мужчин. Наоборот, в современной поэзии для детей, наконец-таки, стало преобладать материнство, женская нежность, забота и озабоченность. Это и неудивительно: новый век – новые реалии. Естественно, классика всегда останется востребованной в мире детства, но современные дети и подростки стали более восприимчивы к новому веку скоростей и электроники, всевозможным конфликтам и нерешенным проблемам взрослых. Великий А.П. Чехов очень правильно заметил: «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должно окутывать в атмосферу приличную их чину...». И кто же лучше и искусней может вот так, по-чеховски, «окутать» ребенка, как ни женщина - мама или бабушка, воспитательница или первая учительница? Не удивительно, что, наряду с классиками, в наши дни появляются новые талантливые современные поэтессы, пишущие именно для детей и вместе с детьми.
В плеяде прекрасных современных российских детских поэтесс, сумевших впитать в себя традиции своих предшественниц и пропустить детскую поэзию через призму современности, достойное место занимает удивительная Соликамская детская поэтесса Вера Рычихина. Ей удалось найти в мир детства свою уникальную и самобытную тропинку, понять и принять современного ребенка таким, каким он есть. Президент Ассоциации детских писателей России, поэт Роман Сеф как-то сказал: «Детские стихи во все времена были честными, точными по образу, ясными по содержанию, легко запоминающимися и необычными по сюжету. Все вместе создавало ауру детской поэзии, которая по сей день сохранилась такой, какой сделали ее наши предки». Вот именно такой поэтессой и является Вера Григорьевна Рычихина.
В чем же своеобразие её поэзии для детей? Именно в продолжение женских традиций формы, рифмы и ритма стиха Агнии Барто, Юнны Мориц и Ирины Токмаковой: «У мальчика Феди – Мечта о велосипеде. Третий год мечтает, А тот о том не знает – Стоит себе в витрине – В шикарном магазине….» («Мечта»)
Просто, ясно, выразительно, певуче и легко запоминающее – именно так, как надо писать для детей. Главный принцип поэтессы – писать не только для детей, но и вмести с ними. Это очень важно в детской поэзии – находиться в вечном поиске вместе с ребенком: изучать, наблюдать, исследовать и постигать. Русский классик Ф.М. Достоевский, восхищаясь детьми, заметил: «Я их изучаю и всю жизнь изучал». А как же иначе? Без знаний детской психики и своеобразия мира детства просто невозможно написать хорошие стихи для детей. Вера Григорьевна всегда помнит слова неповторимого Н. Гоголя: «Детский возраст есть еще одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию. Он всего требует, все хочет узнать…». Помочь ребенку познать окружающий мир – вот цель творчества поэтессы: «Осень кончилась вчера, А зима пришла с утра. Где же дед седой с клюкой? - Перемены никакой». («Первое декабря»
Удивительно, но в этих строчках нет ответа. А где же его найти? Вот в чем искусство поэтессы – постоянно побуждать у ребенка интерес к поиску истины: «А ну-ка отгадай-ка – Где эта «Раскидайка». Может быть за лесом, Может быть за полем, Где стоит шиповник Чем-то недоволен? Может за рекою, Может быть за лугом, Там где белотальник Разместился кругом…» (Деревня «Раскидайка»)
Ребенок воспринимает мир своими образами, порой резко отличающимися от понятий взрослых. Не каждый это понимает и далеко не каждому удается постигнуть таинство детского мироощущения. А вот Вере Рычихиной это удается мастерски: «Мне приснился ночью сон: Приходил к нам в гости слон; У подъезда потоптался, В коридор войти пытался. При таком объеме Слону нет места в доме». («Сон»).
Короткие, но образные стихи легко запоминаются детям. Это еще один маленький секрет поэзии для детей: «Пел дождик песенку свою Всю ночь легко и смело. Вздохнула лужа по утру: «Ох, как я располнела!».» («Утром после дождика»)
Поэтесса понимает, что маленькие дети очень любят сказки, прибаутки, добрые песенки и скороговорки. Да они и сами, порой, любят их сочинять. А если им в этом помочь? И здесь Вере Григорьевне это удается сделать: «Купавочки-цветочки Соберу для дочки. Для доченьки для Клавочки Соберу купавочки. Обрадуется Клавочка Оранжевым купавочкам». («Купавочки»)
Как глубоко заглянул когда-то в мир детства Н.В. Гоголь: «Слог преподавателя должен быть увлекающий, живописный: все поразительные местонахождения, великие явления природы — должны быть окинуты яркими красками, что действует сильно на воображение, не скоро выбьется из головы...». Вот так понимает свою поэзию для детей поэтесса: «На полянке серой, Поглядел бы ты, Появились смелые Белые цветы; Словно по дорожке Забрели сюда. Постоят немножко, Но не навсегда….» («Подснежники»)
Правильно говорит известный современный поэт Андрей Тюняев: «Русский язык настолько велик, что он дает самые яркие представления ребенку об окружающем его мире». И это помнит поэтесса, мастерски владея возможностями русского языка: «Ой, как не люблю таблетки, Лучше эскимо, конфетки, Пастила или халва. Но о них идёт молва, Что до микстур и до таблеток Сладости доводят деток». («Не люблю таблетки»).
Или другие строчки: «У кисоньки голубки Заболели зубки. Другие знайте киски – Не кушайте ириски».
Без нравоучений, но с каким смыслом звучат эти стихи. А еще Вера Григорьевна умело использует возможности сказки. Ей удается и сохранить традиции русских народных сказок, и внести в них новые струнки современных реалий: «Хвалился Заяц на опушке Своей доверчивой подружке. Он уверял её: «Поверь, Волк для меня нестрашный зверь!» Но зашуршало за кустом Берёзовым сухим листом; Со страху заяц пал, лежит… А по тропинке мышь бежит». («Хвастун»).
Согласитесь – никаких нравоучений и наставлений, а как здорово сказано и о зазнайстве, и хвастовстве, и о трусости.
Да, поэзия для детей – это целое искусство, постигать которое можно всю жизнь. Известная Соликамская поэтесса Вера Рычихина и познает этот мир вместе со своими юными читателями. В её творчестве есть замечательные лирические, философские и сатирические стихи, детские сказки и басни, пародии и небольшие рассказы. Но безмерная любовь к детям и собственным внукам, особый дар женского таланта возводят её в ранг именно детских поэтесс. Среди более двадцати восьми поэтических сборников для детей на российских литературных просторах уже давно пользуются известностью её удивительные книги с вкладышами «Солнышко мое» и «Занимательная азбука», проиллюстрированные прекрасными иллюстрациями художницы Ирины Геер, уникальная аудиокнига «Папина книжка. Стихи для детей», где Верины стихи читает коренной житель Соликамска, известный филолог, переводчик и журналист Евгений Смирнов. А она продолжает творить и удивлять юных поклонников: «Подружились пес с котом Дружбой странною притом: Не очень дружба спорится – То мирятся, то ссорятся, То ссорятся, то мирятся – Разлад меж ними ширится».
Или вместе с ними наивно возмущаться: «Стол ушёл из дома Погостить к знакомым. Он ушёл к своим друзьям, А на чём обедать нам?»
За уникальный поэтический дар, талант и мастерство, за искусство ежедневно дарить миру детства радость можно смело отнести Соликамскую поэтессу Веру Григорьевну Рычихину к числу ведущих современных российских поэтесс, пишущих для детей.
Николай Дик, член Союза Литераторов России, Союза журналистов России и МСТС "Озарение"
Сентябрь 2011 года, г. Азов ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |
Aseeva | Дата: Пятница, 23 Сен 2011, 22:13 | Сообщение # 3 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 566
Статус:
| А мои дети очень любят русские народные песенки, потешки и прибаутки. И хотя я им много читала и Барто, и Маршака, и Чуковского, но они всегда просили " Ладушки", "Мыши", "Гуси" и все в таком роде... Книгу я покупала еще старшей дочери, она вся с затертыми листами, кое-где и вовсе с надорванными и клееными, но это наверно и есть признак огромной любви и признательности к ней моих детей. Сама я в детстве любила Барто, с нее и начинала приучать детей к книгам, ее стихи очень веселые, понятные и легко воспринимаемые и запоминаемые детьми, особенно дошколятами. Прекрасные стихи у Елены Благининой, это тоже любимица нашей семьи, а ее стихотворение про "Баньку" немного переделанное ( потому, что у нас Панька не девочка, а мальчик) наизусть знает каждый, и конечно сам Панька. Я думаю, что женщине все же ближе детская душа, и может поэтому детская поэзия мягче и красивее выходит из-под пера матери, жены, женщины. С уважением Елена.
|
|
| |