Топ-5 поэтов золотого века Золотой век русской литературы вообще, и русской поэзии в частности – это не просто временной период. Скорее даже дело вовсе не в рамках времени, ограничивающих человеческую жизнь, или рисующих тонкие границы бытия в пределах ста лет. Среди литературоведов «Золотым веком русской поэзии» принято называть первую половину девятнадцатого века, точнее первые сорок лет. Этот период характеризуется всплеском творческой активности, озарённой гением Александра Сергеевича Пушкина. Именно поэзия начала девятнадцатого века стала тем самым движителем развития русской литературы, который продолжает «работать» до сих пор. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Потом, во второй половине девятнадцатого века одновременно с началом политического и социального брожения, на фоне перемен начнёт бурно развиваться русская романистика. Она раз и навсегда одарит нас бессмертными строками великих столпов русского романа: Тургенева, Достоевского и Толстого, подарит произведения Гончарова. Век девятнадцатый однозначно и непререкаемо будет восприниматься как «Золотой век русской литературы», который впоследствии органично породит не менее знаменитый и не менее талантливый «Серебряный век».
Возвращаясь к поэзии «Золотого века», надобно отметить, что одновременно с Пушкиным закрома русской поэзии наполняют своими произведениями поэты так называемого «второго ряда», практически все они – друзья, знакомые поэта, соученики по Царскосельскому лицею. Несмотря на то, что их имена известны, по силе своих произведений, по их эмоциональной и смысловой структуре равных Пушкину не было. Возможно, именно поэтому литературоведы, а вслед за ними и обычные читатели объединяют этих блистательных молодых людей в созвездие, «Пушкинскую плеяду». Этот круг единомышленников позднее будет разбит, разобщен разными идеями и тем будущим, которое каждый из этих талантливейших людей представлял наилучшим для любимой России.
Но «Золотой век русской поэзии» - это не только и не столько поэты «Пушкинской плеяды». Современниками Пушкина были несколько воистину великих поэтов, которых мы сегодня объединим в нашем рейтинге, в топовой пятёрке. Критериями для отбора этих пяти имён будет не количество написанных лирических произведений, не их популярность в разное время, и даже не «громкость» имён. Для составления рейтинга пяти самых талантливых поэтов «золотого века» русской поэзии за основополагающие критерии мы принимаем силу личности, талант и вклад каждого конкретного поэта в становлении и развитии русской литературы.
Мы начнём с пятого, последнего, места в нашем рейтинге, но отнюдь не последнего в русской литературе. Пятым в нашем списке станет автор единственной, но блистательной, остроумнейшей, ироничной комедии «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов. По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная Грибоедовым и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению «Горе от ума». Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие. «Говорящие» фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века. «А судьи кто?», «Карету мне, карету!» «Кричали женщины Ура! И в воздух чепчики бросали»… Мы до сих пор с удовольствием пользуемся этими меткими выражениями, которые совершенно точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают разные жизненные ситуации. Итак, номер пять в нашей топ-пятёрке - Александр Сергеевич Грибоедов, русский поэт, драматург, дипломат.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) занимает четвёртое почётное место в нашем своеобразном рейтинге. На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Несмотря на то, что его произведения публикуются в основном во второй половине девятнадцатого века, он всё-таки вошёл в наш рейтинг, ибо его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным "русским Байроном" – Лермонтовым. Лирика Фета – пронзительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь. Четвёртое место мы отдали Афанасию Афанасьевичу Фету – тонкому ценителю красоты, в том числе и красоты слога.
Третье место в нашем рейтинге принадлежит по праву Фёдору Ивановичу Тютчеву. За свою длинную жизнь поэт написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики. Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия. Интересно, что Фёдор Иванович, практически не употребляющий в повседневной жизни русскую речь и создающий публицистические произведения только на французском языке, стихи писал исключительно на русском. Его стихотворение Silentium о невыразимости мыслей посредством человеческого языка, в том числе и посредством «великого и могучего», казалось, опровергает этот тезис. Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии.
Мы добрались до двух самых верхних позиций нашего рейтинга. Второе место в нашей топ-пятёрке. Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Грибоедов, как и Пушкин ушедший от нас непозволительно рано. Но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы. Демонический, мятущийся, алчущий правды и свободы дух Лермонтова вслед за своими героями устремляется далеко вперёд, заглядывая в будущее. Читая поэтические произведения Лермонтова, невозможно просто наслаждаться поэзией, его стихи заставляют думать и страдать, искать и находить. Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра, занявшего первое место в нашем рейтинге.
Пушкин, несомненно, наше всё! Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Даже в своих политических стихотворениях умеющий лирикой усилить воздействие и глубину идей, которые, принимая, возносил на небывалую высоту силой своего таланта. Воздвигший себе памятник, воспевший любовь и красоту. Поэт. Певец. Пророк. Он возглавляет наш рейтинг, нашу топ-пятёрку поэтов, имена которых окрашены светом истинного золота. Он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками.
источник: http://pishi-stihi.ru/