Томас Лав Пикок: 4 эпохи истории поэзии Томас Лав Пикок придерживается мнения, что в истории поэзии, равно как и в истории мира можно выделить четыре эпохи:
- железный век;
- золотой век;
- серебряный век;
- медный век.
Железный век - это, согласно Томасу Лав Пикоку, дописьменный период поэзии. Это период, когда грубые барды в примитивной стихотворной форме прославляли своих вождей. Соответственно, практически вся существующая в эту эпоху поэзия представляла собой в панегирики и краткие исторические экскурсы, положенные на рифму. Поэты железного века прославляли те или иные деяния воинов и выдающихся личностей. Иначе говоря, поэты того времени являлись единственными историками и летописцами. Некоторые поэты, обладая достаточно поверхностными знаниями истории духов и богов, пользовались в народе славой оракулов, что позволяло им быть не только историками, но и теологами и моралистами, к которым прислушивались.
Золотой век истории поэзии своими корнями уходит глубоко в железный век. Эта эпоха начинается в тот период времени, когда поэзия начинает носить ретроспективный характер и когда личной силы и отваги становится недостаточно для того, чтобы стать во главе государства. Люди на данном временном отрезке становятся уже более просвещенными и начинают замечать, что то влияние, которое якобы оказывают на их жизнь духи и боги не столь уж и велико, как это утверждается в песнях и легендах предков. В этот период уже не принято восхвалять в поэзии здравствующих монархов, дабы не быть обвиненными в лести и подхалимаже, поэтому поэты пошли иным путем. Поэты начали восхвалять предков монарха, изображая при этом монарха достойным преемником своих предков. Таким образом, мы видим, что тематика поэзии особенно не изменяется и традиционная национальная поэзия продолжает воссоздаваться вновь и вновь, но уже облеченная в новые, более поэтические формы. Интересы поэзии в золотой век истории ее развития становятся чуть более глубокими, фантазия более безудержной, а герои сильнее. Иначе говоря, поэзия золотого века становится искусством в гораздо большей степени. Теперь она требует от своего создателя высокого уровня мастерства, тонкого знания языка и достаточно обширных общих познаний о мире. Поэзии подчиняются все прочие виды умственной деятельности людей и достигает такого уровня, который просто невозможно превзойти. Все величайшие умы того периода истории предаются поэзии, а народ благоговейно внемлет слову поэта. Именно в этот период творили великие Гомер, Эсхил, Софокл и т.д.
Затем наступает серебряный век, иначе называемый Томасом Лав Пикоком эпохой поэзии цивилизованного общества. В данный период своего развития поэзия представлена двумя основными видами: поэзия подражательная и поэзия оригинальная (например, Вергилий). Подражательная поэзия занимается шлифовкой поэзии золотого века, а оригинальная развивается в дидактическом, сатирическом и дидактическом направлениях. Ярким примером последнего является творчество таких великих поэтов, как Менандр, Аристофан, Гораций и Ювенал. Для поэзии серебряного века в значительной степени характерны утонченность и требовательность при выборе языковых средств выражения поэтической мысли, однако при этом некая монотонность и однообразность. В результате для серебряного века истории поэзии характерно большое количество поэтических опытов, но при этом практически нулевое количество шедевров. Впрочем, нельзя не отметить, что этот период истории поэзии является большим шагом вперед на пути к ее окончательному вырождению и исчезновению.
Так, вполне логично серебряный век сменяется медным веком развития поэзии, который, полностью отказавшись от изысканности и утонченности серебряного века, пользуясь грубыми средствами века железного, призывает вернуться к корням и суметь возродить золотой век. Этот период совпал с закатом Римской империи. Медный век истории продлился недолго и сменился эпохой мрачного Средневековья, когда заполонившие Римскую империю племена вернули Европу в период варварства с той лишь небольшой разницей, что на тот период в мире было много книг.
Дальнейшего развития поэзия не получила, и вплоть до сегодняшнего дня в той или иной вариации повторяет уже пройденные этапы своего развития, начиная с железного и заканчивая медным, чаще всего, впрочем, минуя золотую эпоху.
Что касается современности, Томас Лав Пикок утверждает, что она находится в полном упадке, а современный поэт представляет собой ничто иное, кроме как полуварвара в цивилизованном обществе, его движение направлено вспять и невосприимчиво ни к чему новому. Он живет вчерашним днем, согласуя все свои воззрения, чувства и ассоциации в полном соответствии с варварскими обычаями.
источник: http://pishi-stihi.ru/