• Страница 1 из 1
  • 1
Поэт и стихолог
АналитикДата: Четверг, 05 Апр 2012, 08:57 | Сообщение # 1
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19
Награды: 3
Репутация: 3
Статус:
МАНДЕЛЬШТАМ КАК СТИХОЛОГ
"Музыкальные ударения древнегреческого и латинского языков (с повышением тона), как представляется, в рит-ме гекзаметра значения не имели. Ритмообразующим механизмом гекзаметра являлись икты, силовые ударения на арсисе (сильной части стопы). Соблюдение иктов для ритмической структуры гекзаметра было критичным».

Осип Мандельштам
«Разговор о Данте»

Первая в истории европейской поэзии – античная система стихосложения зародилась в древних Элладе и Риме и получила название метрической. Мифический Гомер сочинил Одиссею и Илиаду в. IX в. до н.э. Метр их стихов был назван гекзаметром. Видимо как метрическую, свою систему стихосложения древние греки определили уже в те времена. До сих пор считается, что ритмизация речевого материала в этой системе осуществлялась чередованием звуковременных элементов стоп.
Античная стопа представлялась упорядоченным сочетанием долгих и кратких звуков, длительность которых определялась числом входящих в неё звуко-временных элементов – мор (тактов). С этих позиций её можно было бы отождествить с тактометрией. К сожалению, звуковременная система не предусматривает акустического определения метрических размеров античного стиха. По своей стопности эта система была до предела перегружена ритмическими элементами (более четырёх десятков), причём не только одноударными как пять классических и многосложных фонических стоп «тонической» (иктометрической) системы, но и многоударными: двухударный бакхий, трёхударный дохмий, четырёхударный диспондей, пятиударный молоссо-спондей и многие другие. «Многоударность» стоп является основным дефектом античной метрики, лишающей её практического смысла.
Только через пять веков в школе Аристотеля, была открыта скандовка – основной метод метрического анализа стиха в процессе его созидания на основе упорядоченного расположения ударных и безударных слогов в сто-пах. В эпиграфе показан взгляд Осипа Мандельштама на античную метрику. Этот отрывок показывают какой проницательной поэтической интуицией обладал поэт в отличие от многих профессионалов стиховедения, которые до сих пор не оценили этого дара Мандельштама и не приложили его к теории стиха.
Именно икты были определены ритмизующими элементами гекзаметра, скон-струированного европейскими стихологами. Поэтому современный ритмический ана-лиз античных стихов проводится только в форме скандовки – усиленно размеренного произношения стихов с расстановкой ударений на равных слоговых промежутках в со-ответствии с метром стиха:

СЫн громо-/-вЕржца и / ЛЕты || ФЕб, – ца-/-рЁм прогнев-/-лЁнный…
..^..... È. È / ..^ .....È È / ..^ È || ..^.. .. È /.. ^ .....È.. È.. / .^.... È
Вот к таким "фокусам" (..........) вынуждает прибегать текстовый редактор сайта!
В русском переводе античного размера, гекзаметр представлялся шестиударной конструкцией (шестистопным дактилем с цезурой после третьей стопы). Однако, на практике это может быть не только дактиль, но и другие трёхсложники: амфибрахий и анапест, причём с цезурой и в других позициях. Скандовка не предназначена для анализа темпоральных (звуковременных) элементов стиха.
Школа Аристотеля-Аристоксена фактически показала возможность и единственность ударно-метрического анализа античных стихов. Это означает, что ритмизация в античном стихе так же имеет не звуковременную, а звукоударную основу. Это позволило Тредиаковскому и Ломоносову при разработке отечественной «тонической» системы стихосложения опираться на «одноударные» стопы как античной метрики, так и германоязычной «тоники».

Может возникнуть резонный вопрос, как удавалось проводить скандовку «звуко-временных» элементов античного стиха? Ответ простой. С одной стороны, фонетически-ударные слоги слов античного стиха могли быть и мономорны и диморны. С другой, диморные слоги в скандовке можно было воспринимать трояко: как один безударный звук, как два безударных звука, либо как один ударный. Именно диморные (долгие) слоги Тредиаковский предложил воспринимать как ударные. Этот вывод можно проверить на транскрибированном латинском тексте, что, на мой взгляд, не совсем удачно попытался проделать Борис Томашевский, показав русскими буквами не русское, а латинское звучание античных стихов («ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ», стр.108).
Скандовка по определению не имеет ни временных, ни тональных характеристик, ни смысловой нагрузки. Именно с помощью скандовки в русской метрической (иктометрической) системе были выделены пять одноударных классических стоп (от ямба до анапеста), на которых построена вся внутреннеритмическая организация стиха. С точки зрения звучания и фонической структуры, отдельное слово любого языка всегда имеет единственное фонетическое ударение. Эта звукоударность создаётся не тональной (частотной) характеристикой звучания слова, а иктовой (амплитудной). С физической точки зрения тональность звуков, издаваемых человеческим голосом, зависит от частоты колебаний наших голосовых связок, а ударность от степени их напряжения.
Таким образом, в основе процесса ритмообразования любого языка, независимо от его просодии, заложен принцип чередования не долгих и кратких, высоких и низких, а исключительно сильных и слабых звуков как бинарных оппозиций. Это означает, что существует единственная в своём роде ударно-метрическая – иктометрическая система стихосложения.
Зададимся вопросом, что же нового внёс Осип Мандельштам в теорию стиха?
Прежде всего - это объяснение его структуры. Именно Мандельштам, показав два звучания стиха дал понятие о его двух структурах: внутренней – метрической и внешней – фонической. Каждая из этих структур обладает присущим ей ритмом: метрическая – внутренним и фоническая – внешним. Привожу выдержку из статьи "Разговор о Данте":
"Поэтическая речь есть скрещенный процесс, и складывается она из двух звучаний – это слышимое и ощущаемое нами изменение самих орудий поэтической речи, возникающих на ходу в её порыве; второе звучание есть собственно речь, тоесть интонационная и фонетическая работа, выполняемая упомянутыми орудиями".
С достаточной степенью уверенности можно предположить, что под «поэтической речью» и «первым звучанием» поэт ощущал внутреннюю метрическую форму стиха и его метрический «квазиритм» как результат воздействия на речевой материал такого инструмента версификации как размер, используемый в работе над стихом и контролируемый с помощью скандовки и метрического сольфеджирования от начала и до завершения работы над стихом.
Под «собственно речью» и «вторым звучанием» (интонационной и фонетической работой) – декламационное звучание стиха – фонический ритм – ритм завершённого произведения. Он возникает, когда на внутренний метрический ритм накладывается реальное звучание речевого материала, воспроизводимое в ходе декламации.
Второе, что сделал Мандельштам - это практически оценил открытие Аристотелем скандовки, доказав, что античная метрика не может рассматриваться как инструментарий версификации. В той же статье он писал:
"Музыкальные ударения древнегреческого и латинского языков (с повышением тона), как представляется, в ритме гекзаметра значения не имели. Ритмообразующим механизмом гекзаметра являлись икты, силовые ударения на арсисе (сильной части стопы). Соблюдение иктов для ритмической структуры гекзаметра было критичным».
Таким образом, Мандельштам фактически показал, что в основе процесса ритмообразования греческого (и любого другого языка), независимо от его просодии, заложен принцип чередования не долгих и кратких, высоких и низких, а исключитедьно сильных и слабых звуков как бинарных оппозиций. Это означает, что существует единственная в своём роде ударно-метрическая – иктометрическая система стихосложения.


Сообщение отредактировал Аналитик - Четверг, 05 Апр 2012, 17:06
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: