• Страница 1 из 1
  • 1
Высокий дух истории и искусства
kupchenkovalaraДата: Четверг, 18 Июл 2013, 17:29 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Летним июньским днём 2013года Истринская молодёжная организация Клуб «ИСТОК» была переполнена людьми. Здесь собрались музыканты, педагоги и библиотекари, истринские поэты, творческая интеллигенция, ветераны и молодёжь на встречу с великим русским певцом, Народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР, солистом Большого театра, художественным руководителем театра "РУССКАЯ ОПЕРА" Александром Филипповичем Ведерниковым и Заслуженной артисткой России, Заслуженным деятелем искусств России, профессором Ведерниковой (Гуреевой) Натальей Николаевной. Более пятнадцати лет она возглавляет кафедру органа и клавесина при фортепианном факультете в Московской консерватории имени П.И.Чайковского.
Эта встреча – праздник единения людей на основе сопричастности к истории Большого искусства, общей истории нашей Родины.
Представил своих коллег, Александра Филипповича и Наталью Николаевну Гурееву-Ведерникову, Виктор Васильевич Наумов, частый гость нашей Истры со своими концертными программами. Неслучайно, Александра Филипповича, Наталью Николаевну и Виктора Васильевича связывает дружба и творческое взаимодействие. Их деятельность направлена на служение большому искусству.
Накануне побывала в детской щколе искусств «Вдохновение». Завуч школы по воспитательной работе Инесса Юрьевна Канышева, узнав о предстоящей встрече в «ИСТОКе», отметила: «Хорошо бы у нас такое мероприятие провести!» Да, действительно, талантливым детям ДШИ - юным художникам и хористам, педагогам такое творческое общение необходимо. И директор Истринского педагогического колледжа, получив приглашение на встречу, сказала: «Жаль, что у нас в этот день экзамены. Обязательно бы пришли!» И выразила желание в новом учебном году устроить такую встречу для своих студентов - будущих педагогов.
«... Отложив все свои важные дела, у Натальи Николаевны сейчас горячая пора – приём экзаменов в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, она вместе с Александром Филипповичем приехала к вам, дорогие друзья», - сказал Виктор Васильевич, - и продолжил: «Имя этого певца не нуждается в каких-либо комментариях. Пол столетия отечественная и зарубежная пресса освещают его блистательные выступления. Им напето около 40(!) дисков на фирме «Мелодия», в фондах Российского радио хранятся его многочасовые записи, в том числе и «живые» концерты по трансляции из Большого зала Московской консерватории, Концертного зала им.П.И.Чайковского, Колонного зала Дома Союзов. Кино и телевидение также увековечили голос русского баса. Александр Ведерников - Действительный член Русской Академии Искусствознания и Музыкального Исполнительства, кавалер Ордена Янтарного Креста академии, награждён многочисленными орденами и медалями правительства и Русской Православной Церкви. Он сопредседатель благотворительного фонда святителя Николая Чудотворца. Именем этого человека названа одна из планет.
Выходец из российской глубинки (родился в селе Мокино Вятской области 23 декабря 1927г.), всегда чувствовавший свою кровную связь с ней, богато одаренный от природы, сочетающий стихийную силу глубоко народного таланта с «аристократической» огранкой голоса, что называли «сильнее грома», любимец Георгия Свиридова и первый исполнитель многих его произведений, в том числе «Патетической оратории», Александр Филиппович Ведерников стал одним из самых прославленных русских басов XX столетия и гордостью оперной труппы Большого театра».
Из непринуждённой беседы, стены «ИСТОКа» и уникальная фотовыставка, посвящённая жизни и творчеству великого мастера расположили к этому, заинтересованные зрители и слушатели узнали много интересного из творческой жизни певца.
С детских лет Саша воспитывался на русских песнях. В большой и дружной семье Ведерниковых пели все. У отца был бас, у брата Николая – тенор. Все братья играли на гармошке.
Когда пели Ведерниковы, вся деревня собиралась слушать.
После окончания Коркинского горного техникума под Челябинском, Александр поступает в Свердловское музыкальное училище. Директор треста «Челябинск-Уголь» без сожаления освободил Александра, мастера по открытой добыче угля, от работы (тогда надо было обязательно три года отработать), потому что знал по выступлениям славу самодеятельного певца и его артистические способности.
В 1947 году попал на спектакль в Свердловский оперный театр.
«Мне предложили поучаствовать в опере «Аида» Дж. Верди. Я выходил на сцену с копьём и стоял у трона Фараона. Это был первый выход на сцену оперного театра. Там мне заплатили пять рублей», - с юмором отмечает Александр Филиппович. И "эта атмосфера театра, даже театральная пыль", всё захватило юношу.
Потом он учился в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (педагог Р. Альперт-Хасина) и принимал участие в спектаклях ученического театра. Пел Гремина в «Евгении Онегине» П.Чайковского, Собакина в «Царской невесте»…
Талантливый студент получал Сталинскую стипендию.
«Очень хороший там был режиссёр, Борис Макарович Афонин, который работал в театре Красной Армии, - вспоминает Александр Филиппович. Он имел индивидуальный подход к каждому ученику и умел раскрыть все грани таланта. Он сумел в меня заложить подход к партии со стороны правды». А правда силу даёт. Правда – это самое важное, что нужно людям.
«На спевке услышал голос А.Кривчени, - вспоминает Александр Филиппович. - Артист пел, казалось, вполголоса, но его было слышно даже на галёрке, можно было разобрать каждое слово. Я был потрясён и пытался найти объяснение феномену: присматривался к манере исполнения, изучал технику дыхания. В результате добился акустического пения».
А вот что говорил Георгий Свиридов о Ведерникове:«Я услышал его в первый раз на концерте в Центральном Доме Работников Искусств в Москве… Помню ошеломляющее воздействие его пения. Необыкновенная свежесть, необыкновенная, я бы сказал страстность, правдивость этого пения соединились с замечательным, большим, настоящим голосом – прекрасным и сочным… Он действительно оказался тем певцом, который быстро почувствовал мою музыку, почувствовал то, к чему стремлюсь. В нём есть подлинность – первый признак большого, редко встречающегося дарования. Он очень хорош на оперной сцене. Изумительный Мельник в «Русалке» Даргомыжского. Он лучший артист, кого я видел в этой партии.
Ведерников феноменальный Великий иквизитор в «Дон-Карлосе». Он поистине замечателен на оперной сцене и совершенно уникален – для меня – в концертном репертуаре. Ведерников артист, что называется, русский артист с грандиозным «нутром». Эпичность – так же характерная черта русского искусства, и она тоже свойственна Ведерникову. Конечно, он феноменален в Мусоргском, Бородине. Но он совершенно изумительно пел и Шумана (например, песню «На чужбине»). И не случайно ему была присуждена первая премия на международном конкурсе Шумана в Берлине. Ведерников с изумительным простодушием поёт Баха. Вообще Ведерников поражает глубиной своих взглядов. Он бесподобно пел «Испанские песни Шостаковича и сам Шостакович слушал его и восторгался. Ведерников первым исполнил замечательные песни Романа Леденёва на некрасовские стихи. Пел романсы Алексея Николаева на стихи Твардовского; целый ряд сочинений Владимира Рубина, Маргариты Кусс, Валерия Гаврилина, Вадима Веселова (напримеerdр, «Человеку сны дурные снятся» на слова Мустая Карима, «Седины» на стихи Межелайтиса)…Его воспарения художественные бывали просто грандиозны….»
В 1955 году получил приглашение в Театр оперы и балета имени Кирова в Ленинграде, а в 1958 году стал солистом Большого театра СССР, в котором проработал до 1990 года.
Стажировался в Италии, в Миланском театре «Ла Скала», где его педагогом был Маэстро Барра.
Музыка Глинки, Даргомыжского, Чайковского ближе всего его душе.
« И самые близкие оперы для меня, - говорит Александр Филиппович,- это русские оперы, потому что они поются на нашем прекрасном русском языке».
А как он поёт народные песни, мы в том убедились.
Александр Филиппович спел для истинных ценителей искусства две русские народные песни «Глухой неведомой тайгою» и «В деревне было Ольховке». Но как спел! Именно по-народному, так, что «мурашки по коже бегали».
За время работы в театре им были исполнены почти все ведущие партии басового репертуара в русских классических и современных операх.
Поистине вершинами исполнительского искусства являются образы хана Кончака и Владимира Галицкого в «Князе Игоре» А.Бородина, Руслана и Фарлафа Канышева в «Руслане и Людмиле» М.Глинки, Мельника в «Русалке» и Леопорелло в «Каменном госте» А.Даргомыжского, царя Бориса, Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Досифея и Хованского в « Хованщине» М.Мусоргского, князя Юрия в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакого, Кутузова в «Войне и мире» С.Прокофьева и многие другие.
Одним из любимейших образов певца является образ Ивана Сусанина. «Партия Ивана Сусанина явилась для меня тем оселком, на котором я оттачивал своё мастерство».
«Сусанин у Глинки Михаила Ивановича – простой крестьянин, истинный христианин и гражданин, подданный царя. Он готов ради царя и ради Руси пожертвовать своей жизнью. «Ты подкрепи меня, Господи»,- обращается Сусанин к Богу. Это молитва, молитва перед смертью. И спеть её надо было «про себя», без пафоса, не ради публики, не на показуху.
В некоторых спектаклях мне это удавалось, потому что после этой сцены в лесу, после его смерти публика подымалась. Публику не обманешь!» - говорит артист.
Только истинная художественная правда может взволновать человеческие души.
В Большом Театре Александр Филиппович спел 139 спектаклей только одного Сусанина! Это непревзойдённый рекорд, который зафиксирован в Книге Рекордов Гиннесса.
Великолепное владение голосом, актёрское и вокальное мастерство народного артиста на протяжении 3-х часов пленяло всех присутствующих.
Владимир Лавренко демонстрировал в нужный момент материалы из фондов радио и телевидения:
Композитор Александр Прокофьевич Бородин. Опера «Князь Игорь» (III действие) Ария Кончака.
Песня Варлаама(I действие) Композитор Модест Петрович Мусоргский Опера «Борис Годунов». Монолог Бориса Годунова. Опера «Борис Годунов».
Множество раз выходил на сцену Большого Театра Александр Филиппович в образе «Бориса Годунова» и неизменно покорял публику своим актёрским мастерством.
Искусство романса было представлено «Попутной песней» (Слова Н.Кукольника) в исполнении Александра Филипповича в записи.
Мы увидели видеоматериалы из «Сорочинской ярмарки» Модеста Петровича Мусоргского. Великолепный Черевик – Александр Ведерников! В этой роли он выступил в декабре прошлого года с театром «Русская опера» во Дворце на Яузе в Москве. С этим спектаклем труппа театра гастролировала в Омске, Калуге, Твери, Кирове.
Нашим ветеранам Великой Отечественной войны, Василию Ивановичу Касаткину и Владимиру Викентьевичу Жуковскому, присутствующим на встрече, Александр Филиппович Ведерников и Наталья Николаевна Ведерникова (Гуреева) выразили особое почтение и исполнили для них песню «Ветеран». Владимир Викентьевич выступил с ответными словами благодарности и восхищения искусством артистов.
Яркий рассказ выдающегося певца о жизни и творчестве завершился стихотворными одами Виктора Васильевича Наумова, посвященными Наталье Николаевне и Александру Филипповичу Ведерниковым:
«…Как мил Ваш век звезды небесной
В созвучье славного певца.
Души волнующей, прелестной
С чертами милого лица.

Приемлем Вас и Вашу лиру,
Возносим словом музы весть,
О том, что труд Ваш нужен миру
Во славу Вас и Вашу честь»

«…Мы восхваляем годы века
Великодушного певца.
Души прекрасной человека,
Неутомимого творца…»
Певца приветствовали наши истринские поэты Геннадий Бирюков, Александр Сазонов, Анна Павленко, представители ДШИ "Вдохновение" - завуч школы Инесса Юрьевна Канышева, библиотекарь Деянышева Инна Владимировна, певцы и музыканты.
Пианист А.Герасимов исполнил арию молодого цыгана из оперы Сергея Васильевича Рахманинова «Алеко».
Благодарные зрители вручили артистам букеты цветов.
Вера Васильевна Королевич – заведующая методическим отделом Истринской центральной районной библиотеки имени А.П.Чехова - продемонстрировала автобиографическую книгу А.Ф. Ведерникова, «Чтоб душа не скучала», которая находится в фонде истринской библиотеки имени А.П.Чехова, и после встречи Александр Филиппович по просьбе Веры Васильевны подписал две книги. Сказал доброжелательные слова.

Матюшина Мария Анатольевна, старший инспектор управления по культуре от администрации Истринского района, выразила искреннее восхищение талантами Александра Филипповича и Натальи Николаевны, вручив артистам книги об Истре и красочные буклеты. Галина Бакунина в знак благодарности подарила артистам книгу Наталии Вико о великом руссом меценате Савве Морозове.
Интеллектуальный труд - мастер-класс по пению Александра Филипповича и бесценные записи дисков вокальной оперной классики в исполнении Александра Филипповича, Наталья Николаевна Ведерникова вручила Матюшиной Марии Анатольевне в адрес администрации культуры Истринского района.
Мастер-класс интересен не только певцам, но и педагогам, чтецам, артистам, священнослужителям, молодёжи, т.к. речь в нём идёт о постановке голоса, о правильности дикции. «Владение голосом, дикция предопределяют деятельность человека»,- отмечает Александр Филиппович – На протяжении почти шестидесятилетней профессиональной творческой деятельности в оперном театре и на концертной эстраде мне удалось сохранить голос до преклонного возраста в рабочем состоянии. В большей степени этому способствовали полученные в процессе общения с певцами и педагогами знания о принципах правильного владения голосом». Этот опыт Александр Филиппович и представляет своим «Мастер-классом по пению».
«В основе предполагаемых установок лежит принцип акустического подхода, так как этот принцип позволяет наиболее полно выявить и использовать голосовые возможности».
Собравшиеся музыканты и молодые певцы после встречи ещё долго не отпускали Александра Филипповича - представляли свои таланты и получали советы большого мастера.
Съёмку производило телевидение ТРК «Истра», и руководитель Клуба «ИСТОК», почётный гражданин Истринского района, Сергей Борисович Лавренко.
Самое главное - состоялось живое общение с артистами.
Зрители соприкоснулись с искусством Александра Филипповича Ведерникова и Натальи Николаевны Гуреевой-Ведерниковой, прекрасным концертмейстером высокого мастерства фортепианной и органной музыки, увидели их воочию, услышали пение непревзойдённого русского баса, и вновь пленились неповторимым очарованием, высоким духом истории и искусства.
Методист МОУ УМЦ Купченкова Л.В. Истринского района М.о.


Сообщение отредактировал kupchenkovalara - Четверг, 18 Июл 2013, 17:31
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: