[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Наше творчество » Публицистика » Иван Образцов. Короткая проза (Рула (заметки о романе))
Иван Образцов. Короткая проза
Иван_Образцов Дата: Воскресенье, 18 Авг 2013, 15:44 | Сообщение # 1
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 39
Награды: 4
Репутация: 6
ЭПИГРАФ
Девочка с грустными глазами долго смотрит из окна автобуса на лужи, что разбиваются под колёсами несущихся автомобилей.
ПРОЛОГ
«В конце 20-го века в холодной северной стране, в провинциальном городке, недалеко от границы четырёх государств родится мальчик. Мальчик будет говорить стихи. Его будут любить и ненавидеть одинаково сильно. Когда он будет говорить, то даже стены не удержатся от слёз. А в начале 21-го века он изменит всё…»
Гараван «Книга ста пророчеств»
1
Поэт
Ранний зимний вечер опускался на город. За инеем темнеющего окна набухали разноцветные шары - жёлтые, синие, красные – и он вроде бы знал, что это обычные неоновые фонари реклам, искажённые замёрзшими на стекле парами воды, но зудело внутри смутно определимое, странное чувство, даже не чувство – желание, желание не знать подробностей. Что- то наподобие далёких экзопланет, которые можно наблюдать, о которых кое- что известно, только никто не рискнёт утверждать точность рельефа, химического состава и другие детали. Рисковать не хотелось.
Так вот, ранний зимний вечер опускался на город. За окном, как собственно и перед ним, продвигался вперёд двадцать первый век от Рождества Христова. Мобильная связь, интернет и прочие достижения человеческого интеллекта ещё не успели окончательно угробить психику людей, но уже наплодили своих психопатов. Природа реагировала на бурную деятельность человечества, как организм реагирует на вирус – селями, землетрясениями и цунами. И среди всеобщих скоростных процессов, катастроф, истеричных заявлений о конце света, тихие зимние вечера, подобно снам о потерянном рае, пробуждали в глубине души сосущую ностальгическую тоску по покою.
Герой смотрел на цветные разбухающие шары. Он был Поэтом, но сегодня не было стихов, только проза.
Значит проза, решил он. Поэту не нравилось печатать черновики на клавиатуре компьютера так же, как не нравилось писать в разлинованных тетрадях. Все его черновики были именно рукописными текстами и именно на нелинованных листах. Откуда в его двадцать восемь лет этот своеобразный консерватизм он и сам не знал. С другой стороны, бороться с этим не было никакой необходимости, особенно сегодня, когда он почти физически ощущал - что-то должно было начать происходить, что-то должно было родиться.
Он отошёл от окна, сел за стол и, пододвинув к себе чистый белый лист, начал писать:
«И вновь тишина. В ней я вспоминаю тебя. Тебя… Себя…Может быть нас? В будущем? Будущих? Вспоминаю… Какое-то внутреннее беспокойство. Тревожит. Непонятное . Эхо, мечущееся в глубине души. Стены, тяжелые влажные стены, в которые ударяется звук и отскакивает с глухим вскриком «слы-ы-ши-и-шь…».
Прикрепления: 7825705.doc (144.0 Kb)


Иван Образцов
 
Иван_Образцов Дата: Воскресенье, 18 Авг 2013, 16:21 | Сообщение # 2
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 39
Награды: 4
Репутация: 6
Присутствие современного литературного процесса в обществе.
(из выступления на VI Публичных Шишковских чтениях. II-я научно-практическая конференция: «Литературное краеведение: новые подходы к старой теме», 3 октября 2012 года.)

Говоря о современном литературном процессе в Алтайском крае, необходимо, прежде всего, определиться с терминологией. Собственно, вопрос в том, как определять участников процесса, каким критерием определяется принадлежность к литературному процессу? И, как следствие, существование такого явления, как литературный процесс и обоснованность этого существования.
На мой взгляд, сам факт написания-издания неких произведений ещё не есть признак участия в литпроцессе. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с определением качества произведений и степени их влияния. К сожалению, так называемая система комиссий, состоящих из профессиональных писателей, филологов и других специалистов в области культуры и искусства, определяя качество какого-либо произведения совершенно бессильна в отношении придания произведению статуса "влияющего". То есть, по большому счёту, литературный процесс существует герметично, внутри самого себя, тем самым нарушая основной принцип литературы - влияние на общую культуру читателей, формирование культурных ценностей. Подобная герметичность состояния является вовсе не следствием отсутствия качественных произведений литературы, но следствием ряда других причин.
Причины следующие:
1. Открытая возможность издания любого бездарного, пошлого, развращающего, а порой и откровенно порнографического текста за счёт собственных средств или средств спонсоров. Здесь речь идёт не об авторах указанных текстов, а об издателях, которые организуют (возможно, из соображений получения неких временных дивидендов или по любым другим, может личным, причинам) выход в свет таких текстов. Мы говорим сейчас не о "цензуре сверху", а о внутренней цензуре, как издателей, так и владельцев частных типографий. По моему глубокому убеждению, было бы уместно говорить уже о законодательном запрещении издавать какие бы то ни было литературные произведения, без подтверждения указанных выше комиссий. Сегодня только таким образом возможно остановить поток абсолютно бездарных книг, которые, помимо всего прочего, компрометируют саму литературу и действительно талантливых писателей.
2. Отсутствие профессиональной критики, сведение литературной критики до уровня хвалебных рецензий, дифирамбов, что пишутся уже по инерции самими писателями друг для друга. Либо противоположность - написание злобных статеек, где чаще сводятся счёты - выясняются личные отношения, но не качество литературного произведения. Прерывание традиции в лихие девяностые повлекло за собой сегодня медленное затухание и слабое тление подобных пародий на литературную критику. Помимо прочего, в настоящее время полностью отсутствует площадка для публикации серьёзных критических статей, причём, площадка (журнал, альманах, газета), которая доступна и интересна широкому кругу литераторов и читателей, а не только отдельному литературному объединению или союзу.
3. Из второй причины вытекает третья - для создания интереса к произведениям местных авторов в среде читателей, необходимо формировать эту среду. То есть, чтение и вообще литература должны быть привлекательны и интересны, и прежде всего среди молодёжи. Безликое, формальное оформление книг, что выходят в различных местных книжных сериях совершенно не способствует созданию привлекательного образа современной местной литературы. В 2012 году, впервые над этим проведена хорошая работа в рамках краевого издательского конкурса - книги, что будут презентованы в библиотеке им.Шишкова в декабре этого года отличаются принципиально иным, свежим, индивидуальным дизайном, при этом, оставаясь единой, стилистически выдержанной серией. Также, не способствуют популярности литературы многие (не все!) СМИ, что создают некие лубочные представления о местном литпроцессе. Писатели Алтайского края в такой ситуации если и имеют какое-то имя, то совсем не имеют лица, голоса - век информации, век интернета предполагает формирование новых подходов в освещении в СМИ литературного процесса края. Другими словами, если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно, так вот - литературные звёзды СМИ края зажигать пока не умеют.
4. Разорванность литературного пространства края, разбивание его на группы по интересам, которые, в свою очередь, не только закрыты для полноценного общения между собой, но и для общего развития. Каждый "тянет одеяло на себя", но не создаёт видимой здоровой конкуренции по причине указанных выше трёх причин. Вместо того, чтобы объединиться, литераторы всё больше укрепляют границы, отделяющие их друг от друга. Как следствие, над всем литературным сообществом довлеет принцип "разделяй и властвуй", доведённый до абсурда - разделено, но никто не властвует. Здесь с грустью вспоминаются времена союза писателей СССР, когда литература принесла стране статус "самой читающей", и логично предположить, что современные литераторы не только затрудняются организовать диалог между собой, но и затрудняются организовать диалог с государственной властью. Необходимо понимать простую вещь, что - при попытке формирования значимого для общества литературного процесса - с представителями власти должен происходить диалог, но не оппозиция. Также, необходимо выстраивать диалог с частным бизнесом не в плане финансирования отдельно взятой книги отдельно взятого автора, а в плане заинтересованности бизнеса в создании собственной репутации не "того, кто обдирает народ", а "честного и умного предпринимателя", так как финансирование крупных литературных проектов предполагает в человеке определённую внутреннюю культуру.
Резюмируя вышесказанное можно отметить, что литературный процесс в Алтайском крае - процесс, по большому счёту, закрытый, и это говорит о его современном существовании внутри и для себя. Причина подобного состояния не в отсутствии талантливых литературных произведений, но в общей несогласованности действий между участниками процесса.
Поэт Иван Образцов. Барнаул. 2012г.


Иван Образцов
 
Иван_Образцов Дата: Пятница, 23 Авг 2013, 18:46 | Сообщение # 3
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 39
Награды: 4
Репутация: 6
Федорино ли горе или Что делать?
О возможных интерпретациях некоторых идейных принципов художественной литературы для детей (советский период) на примете стихотворений К. И. Чуковского «Федорино горе» и «Мойдодыр».
В своё время, пожалуй один из самых неординарных исследователей детской литературы, Мирон Семёнович Петровский совершенно справедливо отметил: «Будут ли дети, когда вырастут, читателями - дело темное, что они будут читать тогда — еще темнее. Взрослая дифференциация — социальная, профессиональная, наконец, просто вкусовая, разнесет их читательские интересы, размажет по всему литературному (и внелитературному) полю или вовсе вынесет за пределы этого поля. Но в детстве все - читатели, все - слушатели бабушкиных или маминых сказок и сравнительно узкого круга книг, составляющих основной фонд, так называемой, «детской литературы». У множества взрослых людей с высокой вероятностью не окажется общего читательского фонда, кроме этих сказок и книжек, прочитанных / прослушанных в детстве. Тогда эти сказки и книжки с неизбежностью примут на себя роль единственного текста, объединяющего всех людей этой культуры, странно сказать — станут выполнять функцию «главного текста» культуры. Фундаментальная общекультурная роль детской литературы резко возрастает в таком обществе, как советское, — лишенном своей сакральной «главной книги»».
Что касается вопроса о сакральной «главной книге» в современной России, то отсутствие таковой очевидно по причине многонациональности и многоконфессиональности государства, его светскости. Период глобального государственного атеизма сменился периодом глобальной всевозможности вероисповеданий, другими словами, сакральных «главных книг» стало множество. И вновь фундаментальная общекультурная роль художественной литературы для детей резко возрастает, как единственного текста, объединяющего всех людей многонационального и многоконфессионального государства.
Так как роль и значение детской литературы не изменились, то есть смысл рассмотреть уже имеющийся опыт советского периода для выявления и интерпретации скрытых идейных принципов «художественных текстов для детей». В данном небольшом исследовании будет, с некоторыми отступлениями, рассмотрено два стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе» и «Мойдодыр».
«Федорино горе»
Коротко изложим основную схему сюжета стихотворения «Федорино горе». Повествование ведётся от лица автора. Начинается всё с описания побега говорящих бытовых предметов – чашек, ложек, топоров, стола, сковороды, самовара и т.д. Дальше появляется главный персонаж – Федора Егоровна и выясняется, что предметы убегают именно от неё, потому что Федора их «била, запылила, закоптила, загубила». Федора догоняет сбежавшие и к тому времени уставшие бегать бытовые предметы и даёт обещание их мыть и чистить, а в доме - вымести тараканов и пауков. Предметы возвращаются, а Федора выполняет обещанное. Всё заканчивается тем, что Федора радостно пьёт сладкий чай, ест блины и пироги, предоставленные ей предметами в качестве бонуса за выполнение обещанного.
Теперь посмотрим на стихотворение не с эмоционально-поучительной позиции, а с позиции, открывающихся при таком сюжете, возможностей интерпретации.
Маргинальный персонаж Федора Егоровна проживает в социуме бытовых предметов (сито, корыто, топоры, сковорода, блюдца, чайник, стол и т.д.). Маргинальность Федоры выражается в попирании общепринятых в бытовом социуме санитарно-гигиенических норм поведения и, как следствие, невыполнении обязанностей члена социума (била, запылила, закоптила, загубила). Отметим, что реакция социума на маргинальность Федоры наступает именно по причине невыполнения ей обязанностей члена социума, а не по причине подозрения её Личности в «инаковости». Маргинальная Личность в качестве наказания отторгается до момента исправления. То есть, отторжение одновременно является и наказанием, и способом инициирования акта выбора Личностью между одиночеством (и связанными с этим трудностями бытового выживания) и вливанием в социум (и связанными с этим бытовыми обязанностями). В данном случае, Личность принимает правила игры уже в момент согласия на акт «выбирания» между двумя предложенными вариантами, так как тем самым отказывается изначально от возможности «третьего варианта».
Живые существа (коты, коза, курица, лягушка, тараканы) не участвуют в наказании и исправлении Личности. Олицетворяя собой естественное натуральное существование, они не могут по своей природе принять существование бытовое. Но кафкианского превращения здесь с Личностью не происходит, так как подсознательной перспективой именно этого безвозвратного превращения и его последствиями пугает социум, заставляя вернуться. Фактически, социум производит подмену понятий, проводя знак равенства между осознанием Личностью себя, как полноценного существования (третьим вариантом) и успешным бытовым благоустройством.
Вопрос «инаковости», идентификации себя «другого» не решается Личностью. Личность не осознаёт себя как Личность, а становится «как все», вследствие произведённой социумом подмены понятий. В конфликт здесь вступают мир бытового существования и естественного натурального существования, но ни тот, ни другой не дают возможности Личности осознать себя, а только обезличивают её, погружая в собственную систему норм, правил и ценностей.
Название стихотворения «Федорино горе» представляет собой своеобразный перифраз грибоедовского «Горе от ума». Чацкий не находит себе места в социуме и оказывается разочарованным по причине способности мыслить и осознавать себя, как Личность – в этом и заключено его горе. Федора довольствуется удобным удовлетворением физиологических потребностей, а горе её - в отказе от способности к рефлексии, способности осознавать себя, как «иного» и «другого» .
«Мойдодыр»
Коротко изложим схему сюжета стихотворения «Мойдодыр». Повествование ведётся от лица мальчика, от которого внезапно начинают убегать его вещи. Появившийся говорящий умывальник Мойдодыр сообщает мальчику, что вещи сбежали от него из-за того, что тот грязнуля. По приказу Мойдодыра щётки и мыло набрасываются на мальчика и начинают его мыть. Мальчик вырывается и выбегает на улицу, однако за ним в погоню отправляется мочалка. Гуляющий по улице Крокодил проглатывает мочалку, после чего угрожает мальчику, что проглотит и его, если тот не умоется. Мальчик бежит умываться к радости Мойдодыра, после чего вещи возвращаются к нему. Заканчивается стихотворение гимном чистоте.
Здесь стоит отметить характерную особенность стихотворений Чуковского, а именно, мотив «бега», который настойчиво повторяется из произведения в произведение:
«Муха-Цокотуха»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися.
«Тараканище»
И весёлою гурьбой
Звери кинулися в бой.
Но, увидев усача
(Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача
(Ай-ай-ай).
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
«Краденое солнце»
И бегут они к Медведю в берлогу:
Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
«Айболит и воробей»
И они побежали бегом
За его голубым огоньком.
«Айболит»
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
Весь этот «бег» героев делится на «бег от возникшей проблемы» и «бег к решению проблемы». Как правило, в стихотворении присутствуют оба варианта и «Мойдодыр» не исключение.
Начать надо с того, что сам Мойдодыр и его подчинённые являются символами управленческой власти, их суета и угрозы оказываются совершенно неэффективными, так как мальчик всё-таки не выполняет указаний, а убегает на улицу. На улице он встречает Крокодила – символ более высокой по статусу карательной власти. Свой статус Крокодил подтверждает действием: «И мочалку, словно галку, словно галку, проглотил». То есть, Крокодил, не интересуясь мнением Мойдодыра и уничтожая его подчинённого, тем самым подтверждает свой более высокий статус и наглядно демонстрирует мальчику эффективность собственных угроз. Разумеется, мальчик предпочитает вернуться к Мойдодыру и начать выполнять требуемые от него функции.
В качестве лирического отступления, можно отметить, что сам факт систематической публикации произведений К. И. Чуковского говорит не о такой уж жёсткости цензуры советского времени.
Вообще, говоря о героях детской литературы советского периода, как минимум, необходимо вспомнить несколько фактов. Доктор Айболит и Дядя Стёпа впервые появились на страницах книг в 1936 году. Уже через два года, в 1938 году, в США появляется известный сегодня всем персонаж Супермен, который изначально был лысым злодеем-телепатом, стремившимся господствовать над миром (первый вариант Супермена 1933 года).
Но интересны здесь два основных отличия между знаковыми американскими и советскими героями детской литературы:
1.Супермен, а впоследствии и Бэтмен (1939 г.), и Человек-Паук (1962 г.), как правило, спасают город, мир, человечество вообще. Дядя Стёпа и Доктор Айболит спасают конкретных людей и зверей лично. В случае, например, с Доктором Айболитом, это не абстрактное спасение природы и невиданных зверей, а спасение конкретных живых существ, известных всем.
2.Методы и механизмы спасения, которые используют американские герои, совершенно неосуществимы в реальной действительности. Супермен обладает не возможной в реальности силой, не возможной хотя бы потому, что ресурсы человеческого организма не рассчитаны на подобные перегрузки. Механизмы Бэтмена работают в противоречие всем известным законам природы. Генетические мутации Человека-Паука противоречат самой природе человеческих генов. Другими словами, ребёнок, выросший на данной литературе, в реальной жизни неизбежно сталкивается с неосуществимостью вышеперечисленных моделей добрых поступков и, как следствие, неосуществимостью самого понятия добра. В таком случае, закономерна замена неосуществимого понятия «добро» осуществимым понятием «выгода».
В отличие от этого, методы и механизмы спасения, используемые героями советской детской литературы вполне осуществимы в реальной жизни, как, например, профессии врача, милиционера или пожарника. Представление о добре формируется вполне реальными примерами, суперсила героев осуществима в реальной жизни и заключается в физическом здоровье и обладанием знаниями о мире, в котором мы живём.
В заключение сделаю ещё одно лирическое отступление – тот, кто считает себя суперменом, а именно, сверхчеловеком, рано или поздно кого-то начнёт считать недочеловеком и 20-ый век наглядно продемонстрировал, что из этого получается.


Иван Образцов
 
Иван_Образцов Дата: Пятница, 23 Авг 2013, 20:01 | Сообщение # 4
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 39
Награды: 4
Репутация: 6
МАНИФЕСТ О ПОЛНОЙ НЕСВОБОДЕ
Часть 1
Литературная карта края активно меняется. Особенно это заметно на примере поэзии. Впрочем, так было всегда - читать стихи прямо сейчас, от начала до конца, это вам не читать прямо сейчас повесть, роман или хотя бы рассказ. Поэты всегда форматируются скорее прозаиков. Потому - о поэтах, точнее, о поэзии, о том, что в ней меняется.
Великий информационный потоп, вымывающий из сознания читателей индивидуальные черты, заставляет искать новые пути, всматриваться в себя в контексте настоящего времени. За стихами неизбежно стоит поэт, как тот, кто говорит не просто так, кто отвечает за свои слова, даже в своё кажущееся отсутствие. Но в том-то и дело, что в стихах отсутствия не существует. Вообще, поэзии присуща та позорная нагота присутствия, которая и делает её поэзией с живым, стоящим за ней поэтом.

Поэт всегда как что-то постыдное, на что смотреть не принято, больно и соблазнительно одновременно. Как если бы смотреть на человека, бредящего на кровати туберкулёзного отделения, худого, задыхающегося. В подгузниках, которые ему надевают, потому как он уже не может и не понимает, что в сортир нужно подняться. Потому что ему это уже не стыдно - не поднимаясь лежать в подгузниках. Да и не поднимется он уже никогда. Вот здесь, при ТАКОМ настоящем и возникает то, во что верится. Верится, потому что ЭТО настоящее можно опровергнуть только другим таким же. Вот здесь, при таком настоящем и появляется поэт. Предметы уже теряют самоценность и становятся знаками, символами, метафорой, декорацией.

Отсюда и окружающий мир в стихах современных поэтов, как никогда театрален, заполнен бутафорскими предметами. Оттого этот мир часто бредов. Ценным бывает только одно - сознание, голос, который перечисляет предметы, обставляя декорациями сцену для маленьких (и немаленьких) личных трагедий. Как никогда в стихах масса частных, личных, интимных подробностей. И это не желание остановить мгновенье, это желание сохранить хоть что-то от проходящего мгновения, острое осознание, что мгновение НЕ ПОВТОРИТСЯ НИКОГДА.

Такое осознание может быть у того самого человека, что задыхается на больничной койке. Ведь жизнеспособные стихи не обязательно жизнеутверждающие, но всегда обосновывающие жизнь, именно жизнь. Всё дело в том, что обосновывать смерть нет необходимости, а если и делать это, то лишь по причине поиска смысла-бессмысленности жизни. Вот она - жизнь - есть и что с этим делать? Что есть такого, о чём действительно стоит сказать или что такого могло быть?

Один мой знакомый поэт как-то сказал (а мы тогда сидели у него на кухне, курили и говорили о популярности Интернета, «Одноклассников», «в Контакте» и т.п.): «Поэзия, это иллюзия, но такая, что замещает реальность». Я тогда подумал, насколько настоящей должна быть иллюзия, чтобы в неё верилось, и кто за неё должен отвечать, за её появление? Как пишет поэт - легко ни за что не отвечать, ни за свои стихи, ни за поэзию, тогда любой собственный лепет кажется интересным. Действительно, отвечать за что-то страшно, тяжело и неудобно, а ведь и за понимание тоже нужно отвечать. Какие-нибудь мальчик или девочка, что читают свои стихи - они приходят и читают, а им говорят - поэзия умерла сегодня. Говорят, потому что отвечать за этих ребят тоже страшно, тяжело и неудобно, а за себя отвечать не хочется совсем.

Знаете, все разговоры о смерти поэзии (сегодня, завтра, когда угодно) - ложь и страх ответственности. Поэзия умереть не может, потому что говорит на общем языке всех влюблённых. Можно тысячу раз понимать, что это язык поэзии, но чувство его жизни напрямую связано с чувством жизни в себе. Это неизбежно и необходимо, если речь не идёт о стихах, что пишутся к свадьбам и юбилеям. И если я говорю о литературной карте, то имею ввиду вполне живое и жизнеобосновывающее, всё то, что пишется сегодня в контексте настоящего и времени, и жизни.

А в настоящем есть они, поэты, у которых нет ничего, кроме слова и голоса. Как всегда. И при всей кажущейся свободе, они несвободны как никогда раньше.

Само представление о свободе, традиционный дух русского анархизма, несвободно от себя. И поэзия - бессмертна, потому как в ней заключены взаимоисключающие противоположности. Потому и ищут поэты сегодня ту несвободу, что смогут противопоставить всеобщей свободе, понятой как вседозволенность. Потому и заключают себя в рамки несвободы - в рамки глубоко погружённого в себя сознания.

Собственно, взгляд погружён в себя постольку, поскольку происходит идентификация. Есть некая потребность вспоминания, что-то вроде инстинкта, способа организма спасти вид человека разумного в контексте сегодня. Что-то вроде перенесения инстинктов организма на спасение души. Мир меняется с изменением количества получаемой информации, виды приспосабливаются. Остаются только самые важные, ранее приобретённые способности.

И ещё раз о том человеке на больничной койке, точнее о том, чтО он видит в своём предсмертном бреду. А видит он тО важное, что было в его жизни. И, ведь правда, если он вспоминает о невымытой тарелке, значит, для него она оказалась той метафорой, что вытягивает за собой целый жизненный пласт, а то и всю жизнь.

Стихи - всегда рассказ, где невымытая тарелка может вытянуть целый кусок жизни. Но стихи всегда рассказ о произошедшем, впрочем, как и любой другой рассказ, бред галлюцинация, но рассказчик всегда здесь и сейчас. Более того, здесь и сейчас рассказчик уже совершенно не тот, чем был, когда проживал, писал и т.д. свою историю. Другими словами всё сводится к тому, что стихи - всегда рассказ о себе другом, от имени другого себя, ненастоящего (в смысле времени). Иллюзия, замещающая реальность. А иллюзий сейчас хватает везде, кроме поэзии - друзья в «Одноклассниках», «в Контакте» - иллюзия, доведённая до уровня настоящего (в смысле живого, неиллюзорного).

В поэзии же иллюзий - настоящих, тех в которые верится - пока очень мало. Чувство полной свободы сыграло с поэтами злую шутку - они оказались на открытом пространстве, и беззащитность стала очевидной, а, следовательно, только ленивый не бросил камень в поэзию.

Поэты нашли выход. Полная несвобода - то поле поэзии, что активно сегодня засеивается. Правда, пока в основном сорняками. Но погружаясь в себя, создавая миф, обставляя миф, как новую квартиру - развешивая на стены фотографии друзей и любимых, рассаживая на балконах свои, небольшие, пока садики - поэты выживают.

Полная несвобода, как жизнь внутри иллюзии, что, в конечном счёте, и даёт сегодняшнюю поэзию.
Часть 2
Как-то, будучи в Алтайском доме литераторов, я говорил с одним человеком, который в разговоре употребил такую, очень парадоксальную на мой взгляд, фразу - наш литературный журнал консервативен. Важен тут не сам разговор, а вдруг возникшая тема - тема консерватизма.

Послушайте, консерватизма в литературе не существует, и это правда. И уж тем более не существует консервативной поэзии. Если вам человек говорит - консервативный литературный журнал, то речь идёт только о журнале, но не литературе. А если бы искусство, которое создаётся сегодня, могло быть консервативным, то оно бы стояло в тупике.

Можно с пеной у рта доказывать, что стихи современных молодых поэтов непонятны и нехороши и это будет о многом говорить, но всегда о человеке, не о стихах. Настоящие стихи всегда чуть преждевременны. Оттого их часто и ругают, потому что поэт-то живёт здесь и сейчас. Ругают от высокомерия своего, желания доминировать (инстинктивного), от скуки, упрямства или нежелания ответственности. Частое внутреннее оправдание - что этот человек может знать об искусстве, чего не знаю я.

Не нужно этого бояться. Нужно понимать, что за свои стихи поэт несёт ответственность сразу, здесь и сейчас.

Что самое интересное, оказывается, поэзия вообще ни в каком и ни в чьём обосновании не нуждается, кроме ответственности за неё. Как смерть или любовь. Как твоя собственная жизнь.

Полная несвобода от собственной жизни, как факт. А как быть с полной несвободой от собственной поэзии? Поэт всегда живёт двойной жизнью и вопрос только в том, насколько та, вторая, иллюзорная жизнь проживается им по-настоящему. Вот об этой, второй жизни только и стоит говорить, остальное - стихи к юбилеям и свадьбам.

Вспомнил сейчас Алису в Зазеркалье, точнее, историю с розами, которые перекрашивали для Королевы. И ещё чьи-то армейские (тюремные) истории о подкрашивании травы в зелёный цвет осенью, к приезду начальства. Консерватизм всегда занят подкрашиванием, бальзамированием, чем угодно, но к поэзии это не имеет никакого отношения, равно, как к поэтам, что живут здесь и сейчас. Консерватизм уместен в истории (как науке), и не стоит обманываться словом «литературный», так же, как не стоит подкрашивать траву в стихах. Потому как в конце это превратится в вашу собственную жизнь, за которой жизни не будет, а только увядшая трава и поблекшие розы другого цвета.

Однако, я никого не намерен здесь учить жизни или стихам, всё сказанное сводится к вопросу выбора и личного поэтического опыта. Всегда можно подкрасить траву или розы, и когда придёт начальник, он будет доволен. Всегда можно не красить, и придёт живой человек вдыхать запах настоящего цветка. Важно понять, кому ты пишешь - начальнику или человеку? А личный поэтический опыт… Каждый поэт абсолютно свободен в выборе содержания своего сада, своего мифического, иллюзорного, замещающего реальность сада. Потому что поэзия - всегда миф, но такой силы, которую можно противопоставить силе реальности.
январь 2011 года, Барнаул


Иван Образцов
 
Иван_Образцов Дата: Пятница, 23 Авг 2013, 20:01 | Сообщение # 5
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 39
Награды: 4
Репутация: 6
Гимн и обвинение поэзии.
Разнообразие внешних форм товаров, пестрота их, но однообразие содержания – лучше всего характеризует здесь и сейчас, то есть – сегодня, то есть – современную реальность.
В конце концов, всё разнообразие услуг, товаров, политических партий имеет своей основной целью скрыть в пестроте форм всегда однообразное содержание, точнее, однообразие основной идеи или побуждения – извлечение выгоды/прибыли.
В этом смысле, поэзия всегда есть метод борьбы изнутри, как то, что традиционно не продаётся.
Действительно, художнику, либо скульптору недостаточно озвучить идею – идею необходимо материализовать в объекте искусства, а объект материализованный - вполне продаваем. Разумеется, данные рассуждения имеют статус общих и, скорее, ближе к роду софизмов, однако…
Художник и скульптор являются не только генераторами идей объекта искусства, но и теми, кто превращает идею в объект материальный, то есть художник и скульптор – сами производители.
Музыкант вполне претендует на роль агента борьбы, но отсутствие текста делает музыку орудием борьбы стихийным, несемантическим (в определённой степени), что, в свою очередь, усложняет расшифровку послания, делая это послание всеобщим и, одновременно, размытым. Музыка универсальна и обращена к человечеству, но не к конкретному человеку.
В чём же тогда преимущество поэзии? Во первых, поэзия сама по себе является звуком, что даёт ей возможность отнять у музыки главное преимущество перед другими видами искусства – звучание. Решающим оказывается «во вторых» - во вторых, поэзия, как тонко отметил Иосиф Бродский, искусство безнадёжно семантическое. Причём, кажущееся ограничение среды влияния текста на носителей языка, того, на котором говорит поэт, становится отдельным преимуществом. Музыка, как голый звук, звучит одинаково для носителей любого языка, поэзия же нуждается в переводе, а при переводе часто приобретает новые смысловые аллюзии, которые зависят от особенностей культуры народа, на чей язык осуществляется перевод.
Теперь вернёмся к тезису о том, что поэзия всегда есть метод борьбы с однообразным содержанием, другими словами, с тавтологией. Если извлечение прибыли/выгоды от вовлечения человека в разного рода процессы, и создание (как производная) массовой культуры – это традиция тавтологии, то традиция поэзии – борьба с тавтологией внутри каждого отдельного человека. Роль каждого отдельного поэта не только различна, но индивидуальна, как, бывают, индивидуальны различные формы стихов. Различие ролей поэтов – это разнообразие, грубо говоря, отделов внутреннего мира и разнообразие чувств человека, его переживаний и страстей. Более того, поэт не производит книги - для того, чтобы донести идею, поэту достаточно голоса, данного ему самой природой, а все специальные приспособления – суть множители, либо объекты будущего копирования. В чистом виде, продукт деятельности поэта – умозрительные, даже, чувствозрительные идеи, которые влияют на человека, ещё не будучи заключены в объект продажи – в книгу. Также стихотворение можно дословно воспроизвести наизусть, в отличие от той же музыкальной мелодии. Стоит заметить, что максимально дословно воспроизвести мелодию наизусть легче и проще при наличии к ней стихотворного текста.
Теперь остаётся уточнить один из главных вопросов о поэзии – зачем, зачем она нужна человечеству в практическом смысле? Здесь самое время вспомнить о том, что продукт деятельности поэта – идея. Как известно, для генерации идей – новых, свежих, заманчивых – необходимо иметь нестандартный, нешаблонный взгляд на вещи и явления, в общем, необходимо быть в большей или меньшей степени личностью творческой, поскольку главный двигатель исторических прогрессов – это открытие. Знаменитое «эврика!» имеет статус озарения, озарение же синонимично откровению в частом симбиозе с интуицией. Разум лишь упорядочивает слова и мысли, что текут по новому руслу, пробитому этим самым «эврика!».
Все великие люди – и добрые, и злые гении – были людьми с нестандартным мышлением, то есть с явно выраженной частью внутреннего Я, которое движет всеми поэтами. В какой-то степени, все великие люди были поэтами (кстати, многие даже пописывали стихи).

Кто сказал, что поэзия прекрасна, тот сильно заблуждался, так как поэзия – разнообразна прежде всего и не ограничена рамками стихосложения, а кроме полевых цветов вполне может рассказать и о цветах зла. Идеи, сгенерированные поэтической частью сознания, могут стать картиной, скульптурой, музыкой, рифмованным текстом, но так же могут стать и нестандартной агрессивной или мошеннической стратегией. Поэзия занимается созданием мифов и несёт в себе мошенничество изначально - написать можно не только прекрасный миф, но и миф ужасный. Качество любого поэтического мифа - то есть любого мифа вообще - зависит от мотивации пишущего.
Итак, господа поэты, давайте пожелаем себе, чтобы нашей главной мотивацией была ЛЮБОВЬ!
Поэт Иван Образцов. 2012г.


Иван Образцов
 
volnova Дата: Суббота, 24 Авг 2013, 21:18 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1342
Награды: 41
Репутация: 60
Иван, Ваши размышления интересны своей глубиной,
компетентностью, свежим взглядом.
На этом сайте такие статьи редки, но они нужны.
Спасибо Вам!
Надеюсь, будет продолжение разговора о литературе.


Вольнова Ольга
 
Иван_Образцов Дата: Понедельник, 26 Авг 2013, 09:49 | Сообщение # 7
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 39
Награды: 4
Репутация: 6
Цитата (volnova)
Надеюсь, будет продолжение разговора о литературе.

Спасибо! Продолжение разговора будет, тем более, что сегодня, когда произошла инфляция литературы, это очень актуально.


Иван Образцов
 
volnova Дата: Среда, 28 Авг 2013, 14:58 | Сообщение # 8
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1342
Награды: 41
Репутация: 60
Цитата (Иван_Образцов)
Продолжение разговора будет, тем более, что сегодня, когда произошла инфляция литературы, это очень актуально.

То есть?..


Вольнова Ольга
 
Адела_Василой Дата: Четверг, 24 Окт 2013, 00:14 | Сообщение # 9
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Цитата volnova ()
То есть?..

Инфляция литературы - это резкое снижение качества (то бишь художественной ценности) литературной продукции вследствие того, что на прилавки книжных магазинов хлынул неконтролируемый поток графоманской самодеятельности. Полки магазинов ломятся от книг, а купить хорошую книгу практически невозможно - она тонет в завале третьесортной продукции. В результате литература перестала выполнять свою основную функцию - борьбы с тавтологией (тиражированием идей, банальностью, пошлостью), под давлением огромного количества тщеславных авторов, не достигших ещё должного уровня мастерства, но желающих непременно видеть своё "творчество" изданным. Притчей во языцех стала всем известная Донцова, хотя она достигла, вероятно, уровня крепкого ремесленника, благодаря чему стала дельцом от литературы и сколачивает немалые денежки с помощью своих детективных романов. Но надо признать, что этот уровень намного выше уровня основной массы того. что попадает на прилавки книжных магазинов. Короче, дело плохо! sad

Хочу добавить, что автор статьи излагает суть проблемы безупречным научным языком, чётко и бесстрастно, что благоприятно воздействует на доброжелательное восприятие материала заинтересованной публикой. За что ему большое спасибо! В качестве решения проблемы автор предлагает ввести цензуру (компетентные комиссии профессионалов), которые будут обладать достаточными полномочиями для урегулирования литературного процесса с целью устранить последствия вышеозначенной инфляции и поддержания достаточно высокого уровня литературной продукции.

Моё мнение: это не поможет. Вопрос нужно решать законодательно - так, чтобы издательства сами были заинтересованы в качестве своей продукции. ВСЕ издательства.


Поэзия - это состояние души.

Сообщение отредактировал Адела_Василой - Четверг, 24 Окт 2013, 00:30
 
libolev Дата: Четверг, 24 Окт 2013, 00:19 | Сообщение # 10
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
да всегда так было и будет... кстати, сама Донцова хорошо понимает каков уровень её книг. она об этом не раз говорила... это беллетристика, короткое занимательное чтиво, например, по дороге на работу, или ещё куда. Вы где-то писали, Адела, что на Западе дела обстоят иначе, что хороших авторов издатели ищут.... ничего подобного, всё точно так же.
 
Литературный форум » Наше творчество » Публицистика » Иван Образцов. Короткая проза (Рула (заметки о романе))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: