К наступающему... - Литературный форум
ГлавнаяК наступающему... - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Наше творчество » Творческая гостиная » Публицистика » К наступающему... (С наступающим, в общем)
К наступающему...
JackyДата: Суббота, 28.12.2013, 10:04 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 665
Награды: 15
Репутация: 24
Статус:
Сколько свечек должно быть на торте у Деда Мороза? Наверное, много. Скорее всего, столько, что торт должен быть просто огромным, да и задуть их будет ох как нелегко! Вы, наверное, удивитесь – а зачем Деду Морозу вообще торт со свечками? Неужели у него есть День Рождения?

Когда родился Дед Мороз?
Оказывается, есть. И вовсе не в новогоднюю ночь. Отмечает свой вполне «человеческий» праздник необычный именинник восемнадцатого ноября. Причём, сколько именно ему лет – точно не знает никто. Но точно больше двух тысяч – по крайней мере, в этом уверены жители Великого Устюга, где и обитает любимец детворы, да и многих взрослых. Причём дату рождения Деда Мороза придумали тоже сами дети – видимо, для того, чтобы у сказочного персонажа тоже был свой собственный праздник, когда ему приходится не работать, а отдыхать и принимать гостей и подарки. Восемнадцатое ноября было выбрано потому, что именно с этого числа в Великий Устюг приходит настоящая зима.
Обрёл свой собственный День Рождения Дедушка Мороз не так давно. С 1999 года по инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова был запущен туристический проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». И, конечно, к творческой части проекта подключили и фантазию детей. Жители города встретили идею радостно. Проблемы с признанием собственной личности у Дедушки Мороза возникли только с Русской Православной Церковью.

Несостоявшиеся крестины Деда Мороза
Отношения с РПЦ у всеобщего любимца получились крайне нелепыми. Признать бывшее языческое божество и принять участие в проекте представители христианской религии отказались, пока Дед Мороз не будет окрещён. Конечно, представить себе подобный процесс довольно сложно. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) таки пошёл навстречу великому сказочному персонажу и предложил вместо проведения официального крещения просто указать в «биографии» Мороза Ивановича, что он был окрещён в церкви.
Однако сама суть проблемы выглядела достаточно нелепо. Вместе с крещением епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан предложил также наполнить образ Деда Мороза христианским содержанием и провести параллели с образами святых. Осуждалось также проживание на территории резиденции любимца детворы других сказочных персонажей – Бабы Яги, Лешего, Кикиморы. Но образы последних и в самом деле не наполнены христианским смыслом, то гонения на Деда Мороза всё-таки вызывают противоречивые мысли. Ведь, к примеру, западный собрат нашего снежного деда – Санта Клаус – даже имя имеет святое (Санта). И произошёл его образ от вполне реального персонажа – Святого Николаса или Николая Чудотворца, который жил в IV веке в Малой Азии. Постепенно его образ оброс легендами, и святой перевоплотился в доброго бородатого старца в красной куртке, дарящего детям подарки в рождественские праздники. Так что западный «коллега» по работе имеет вполне религиозную родословную. А что же «не так» с «нашим» Дедом Морозом и откуда он вообще взялся?

Как «родился» Дед Мороз?
Образ современного доброго Дедушки Мороза появился благодаря писателю и князю Владимиру Одоевскому, который в 1840 году опубликовал сказку «Мороз Иванович». Прототипом главного сказочного персонажа послужило языческое божество Мороз, в народе носивший и другие имена – Дедко Морозко, Мороз, Студенец, Трескунец. Есть версия, что связано с образом Деда Мороза и древнее божество зимних холодов Карачун – жестокое, повелевающее холодом, смертью, медведями-шатунами и голодными волчьими стаями. Но, в отличие от Карачуна, Мороз – просто божество зимней стужи. Супруга его – сама Зима. Мороз в образе деда небольшого росточка, одетого в меховую шубу, ходит по лесам и степям, бьёт палкой (позже – посохом) по деревьям, рекам, животным – и они покрываются льдом и снегом, замерзают. Попадётся ему человек на пути – может и человека заморозить. Однако в старину деда уважали. И даже зазывали – ведь он, в представлении народа, мог не только морозы наслать, но и урожаем на будущий год обеспечить, защитить землю, укрыв её снегом, как одеялом.
Благодаря Одоевскому Мороз ещё больше подобрел – стал хороших людей подарками одаривать, а наказывать – только злых. Во второй половине XIX века Дедушка Мороз принарядился в красивую длинную шубу и стал аналогом западного «коллеги» - именно в это время в России наконец появляется добрый зимний волшебник, дарящий детям подарки на новогодние праздники. Но окончательно образ прижился только к началу XX века. Однако после революции волшебный персонаж подвергся гонениям и только в 1935 году, после публикации в газете «Правда» статьи члена Президиума ЦИК СССР Павла Постышева с предложением организовать для детей настоящий новогодний праздник, Дед Мороз в «советском» варианте вернулся под украшенные шариками ёлки. Именно в советские времена его неизменной спутницей стала Снегурочка – ледяная внучка.

Родня Деда Мороза
Снегурочка появилась в родственниках Деда Мороза благодаря сказке А. Островского «Снегурочка» в 1873 году. Сказка была практически неизвестной, и стала популярна только после того, как в 1882 году А. Римский-Корсаков поставил одноимённую оперу, которая имела огромный успех у публики. После выхода оперы во многих детских учреждениях стало популярным готовить инсценировку отрывков из сказки. Девочки (как правило, голубоглазые и светловолосые) наряжались в шубки и меховые шапочки и играли роль Снегурочки, которая по сюжету приходилась Морозу и Весне-Красне родной дочкой. После 1935 года Снегурочка из дочки превратилась во внучку, а её образ так до сих пор и варьирует от молодой девушки до маленькой девочки, обязательно со светлой косой, а шапочку часто заменяют роскошным кокошником.
Сейчас Снегурочка редко ассоциируется с конкретным сказочным персонажем, она окончательно стала главным помощником своего дедушки и активно участвует во всех новогодних мероприятиях для детей.

За праздником праздник…
Снегурочка живёт в сказочном тереме в Костроме. Но на праздники она обязательно приезжает в Великий Устюг к своему сказочному дедушке и помогает ему не только в новогодние праздники, но и в организации Дня Рождения. Это действительно настоящее сказочное торжество. В резиденции Деда Мороза есть специальный почтовый ящик, который открывают только в этот день – для того, что все желающие (а, в основном, это, конечно, дети) могли опустить в него своё письмо с поздравлением. Местная детвора уже с утра выстраивается в очередь с письмами и открытками в руках. На праздник да именинный пирог приезжают с подарками многочисленные коллеги Дедушки Мороза: это и финский Санта-Клаус, и якутский Чисхан, и чешский Микулаш, и, конечно, всевозможные официальные делегации. Каждый год помощники Деда Мороза обязательно дарят ему новый красочный костюм, украшенный ручной вышивкой. Жители Великого Устюга никогда не забывают о празднике самого важного новогоднего персонажа – ведь благодаря ему город стал центром туризма, здесь значительно снизилась безработица, а самое главное – поселилась самая настоящая сказка, увидеть которую можно не только зимой.
 
Литературный форум » Наше творчество » Творческая гостиная » Публицистика » К наступающему... (С наступающим, в общем)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: