Злая или добрая, вот в чём вопрос - Литературный форум
ГлавнаяЗлая или добрая, вот в чём вопрос - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Наина_Киевна_Горыныч  
Литературный форум » Сказочная страна » Избушка-Читальня Бабы Яги » Злая или добрая, вот в чём вопрос (Семь французских заблуждений по поводу русской Бабы Яги)
Злая или добрая, вот в чём вопрос
Наина_Киевна_ГорынычДата: Пятница, 10.01.2014, 12:55 | Сообщение # 1
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
... В чем заблуждаются поколения французских читателей, хорошо знакомых с таким, как они полагают, «родным» персонажем русской народной сказки – Бабой Ягой?

Заблуждение первое

Баба Яга – отрицательный персонаж

В 1855-1863 году в России вышел сборник в восьми выпусках «Народные русские сказки», куда вошли сказки, заботливо собранные Александром Афанасьевым. Именно с переводом или адаптацией некоторых из них знаком европейский читатель. Другие собиратели русского фольклора, особенно советского периода, почти неизвестны и, в целом, малоинтересны западному издателю. Но даже на примере сборника Афанасьева, в котором собрано более 600 сказок (из них около трети с участием Бабы Яги или ее прототипов), можно утверждать, что образ Бабы Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок. Сказка «Баба Яга», наиболее известная читателю, – это лишь фрагмент, выдернутый из контекста, это – фраза из диалога, который имеет и начало, и продолжение. Контекстом или диалогом в этом случае выступает целый ряд сказок, известных русскому ребенку с младенчества. В них Баба Яга предстает в несколько ином свете – «знакомой незнакомкой». Читателю, привыкшему считать Бабу Ягу «своим», пусть и не очень любимым персонажем, не известно, что первозданный, мифический облик Бабы Яги – это не столько страшное или злое существо, сколько справедливая и ревнивая хранительница сил природы. А образ лесной Яги-колдуньи восходит к древнейшим представлениям о Великой Матери мира – хозяйки зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой. Лишь в более поздний период, с приходом христианства, некогда могущественная богиня царства мертвых, хранительница ключей от солнца, повелительница ветров, грома и молнии превратилась в ведьму: уродливую, злобную старуху с «дурным» характером. Запрещение язычества и переход от матриархата к патриархату наделили некогда уважаемое существо – Ягу отрицательными чертами людоедки, похитительницы детей, злой воительницы, беспощадной к жертвам. Но, лишившись своего прежнего могущества, Баба Яга сохранила за собой многие права и обязанности высшего божества, что определило ее двойственную природу в русских народных сказках. Отныне «душевные метания» между добром и злом будут преследовать не только Бабу Ягу, но и ее помощников: Гусей-Лебедей, Кота Баюна, Лешего и т.д.

Заблуждение второе

Это странно-страшное имя «Бaba Yaga»

Вряд ли мама-папа, бабушка-дедушка, когда читают своему ребенку книжку о Бабе Яге, задумываются над тем, что означает ее имя (Баба Яга – единственный персонаж, имя которого при переводе дается латиницей, иногда первую букву «Б» оставляют «на языке оригинала»: Бaba Yaga, Baba Yaga или даже Babayaga). Правда, если разобрать этимологию слов Баба и Яга, можно попытаться объяснить на бытовом уровне характер персонажа. В сказках герои, как отрицательные, так и положительные, часто носят сложные, обычно двойные имена. Русский фольклор не исключение: Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Иван Дурак или Иванушка Дурачок, Василиса Прекрасная и т.д. Разница, пожалуй, только в эмоциональной и смысловой насыщенности (одно из имен является именем собственным, другое дает основную, очень точную характеристику герою), да в наличии некоторой «загадки», «подвоха» русских сказочных имен.(Казалось бы, имена как отрицательных, так и положительных героев чаще всего являются « подсказкой » – ключом к пониманию того или иного характера. В этом случае их можно легко классифицировать, подвергнуть пристальному анализу, выразить к ним свое отношение еще до того момента, когда герои начинают действовать. Но имена таят и опасность сделать ошибку. Кощей, на самом деле, оказывается не таким уж и Бессмертным, а Иванушка совсем не Дурачком). Яга, скорее всего, имя собственное. Г и Щ – не самые благозвучные буквы кириллицы, поэтому «Яга» звучит также «нежно» как «Кощей».Считается, что в славянской мифологии Баба-Яга входила в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи, и «Яга» - это видоизмененное слово «Змея». По аналогии с любым отрицательным персонажем, с именем Яга должно ассоциироваться имя Злая, Жестокая, но нет, она... Баба. Бабой называют дети и взрослые своих бабушек: Баба Настя, Баба Валя. Заметьте – это почтительное имя, но одновременно и свое, домашнее. Роль Бабы или Бабушки в русской семье издавна была огромна: бабушка часто живет в одной семье с маленькими детьми, являясь строгим воспитателем и мудрым советчиком. Таким образом, Баба Яга воспринимается русским читателем не только суровой «Ягой», но и доброй «Бабушкой». Положительные герои обращаются к Яге «Здравствуй, бабушка!». Если обратиться к русскому фольклору, то мы также найдем подтверждение тому, что Баба Яга не так страшна, как кажется на первый взгляд.У Бабы Яги много черт от животного: когти, острые «железные» зубы, спутанные волосы, похожие на шерсть. Такая «мадам» напугает любого ребенка. С развитием культа предков при патриархальном строе на образ Бабы Яги были перенесены черты, присущие семейным духам-покровителям. Развитие семейной общины привело к возникновению культа домашнего очага. Ягу народное сознание стало связывать с кухней, очагом. Баба Яга «возлежит на печи, на девятом кирпичи», разъезжает по белу свету в ступе или на помеле, пестом подпирается. Упоминается в сказках о Бабе Яге и другая домашняя утварь: кочерга, метла и т.д. В доме она прядет Богиня-пряха, прядущая нить человеческой судьбы, сидя на брусу, а также колдует около печи. Таким образом, потеряв свое былое величие, Баба Яга становится «ближе к народу», приобретая черты хранительницы, «берегини» рода, традиций и околодомашнего пространства.

Заблуждение третье

Баба Яга – главная злодейка

Из всего огромного количества сказок с участием Бабы Яги лишь в нескольких она является одним из главных героев повествования и вынесена в название. Как правило, в русском фольклоре она – лишь один из второстепенных персонажей. Почему же Баба Яга, с точки зрения создателя (русского народа), играет второстепенную роль? Скорее всего, потому, что она не олицетворяет собой ни абсолютное зло, ни абсолютное добро, поэтому не может быть главной героиней повествования. Потеряв свою безраздельную власть, Баба Яга стала орудием в руках более могущественных сил. В одной из сказок Афанасьева, Ягу бранят хозяева: «Как смела ты пропустить негодяя (Ивана) до моего царства?», «Для чего ты приставлена?» Но, несмотря на то, что Яга не имеет права называться главной героиней, ее значение в русских народных сказках огромно. В них она олицетворяет собой «порядок вещей», некую «жестокую справедливость жизни», связанную с крестьянским бытом. Сказка возникла из мировоззрения крестьянина-земледельца, для которого существовали «правила поведения» как дома (внутрисемейная мораль), так и вне дома (отношения с враждебным миром природы). Поэтому в сказке нашли отражение веками оттачиваемые нормы правовых и иных отношений, которые были возведены в культ и стали называться добродетелями. Человек был уверен, что в чужом, грозном мире его жизнь и смерть ставятся в прямую зависимость от его нравственности или безнравственности. А кому как не Бабе Яге, «разжалованной» богине смерти, сохранившей мудрость и часть своего могущества, живущей отныне рядом с человеком, не помочь и не научить его «уму-разуму».

Заблуждение четвертое

Баба Яга – не Дед Мороз, подарков не дарит

В русском фольклоре у Бабы Яги и Деда Мороза много общего (одно то, что их называют Бабой и Дедом, говорит о многом). В сказках они выполняют одинаковые функции поощрения и наказания. Но с установлением патриархата женское божество смерти – Баба Яга «уступило» власть мужскому прототипу, владыке холода (смерти) – Деду Морозу или Морозко, который сохранил за собой все положительные черты божества. Культ женского предка сменился культом предка по мужской линии. В некоторых культурах женский прототип Морозко сохранил положительные черты. Например, персонаж немецкой сказки «Госпожа Метелица». Но если у славян поощрение или справедливое наказание выполняется одним и тем же персонажем, то у французов эти обязанности поделены между двумя «Дедами Морозами»: Пэр Ноэлем – добрым и Фуэтаром – злым. Так что Баба Яга, действительно, сродни Пэр Ноэлю, и подарки дарить обязана «по статусу», как, впрочем, и «награждать розгами». Герои, как положительные, так и отрицательные, подвергаются испытанию, после которого Баба Яга решает, какими подарками «одарить» героя. Испытания могут быть различными, но они всегда были связаны с идеалами русского крестьянина. Если сказка «мужская», то есть герой – взрослый мужчина, испытывались ум и смекалка (загадывание загадок), при этом хитрость в сказке не только не осуждалась, но и приветствовалась. Мужчина должен был быть ловким и стойким, уметь сопротивляться соблазнам жизни. Для проверки героя у Бабы Яга были под рукой верные помощники: Кот Баюн, русалки, Леший, Водяной, Кикимора. Баба Яга испытывает и одаривает не только героя-юношу, но и героя-девушку. Если сказка «женская», то испытания носят характер домашних работ: убрать постель, взбить перину, наносить воды, истопить печь, приготовить обед и т.д. Если девушка проходит испытание хозяйственных способностей, столь важных в крестьянском быту, то сказка заканчивается ее награждением и возвращением домой. Дары в этих случаях не носят волшебного характера, Иванушке Дурачку или Ивану Царевичу Баба Яга дарит волшебных коней или волшебные предметы, которые помогают в дальнейшем обрести утерянное благополучие, а представляют собой материальное богатство. Одновременно Баба Яга проверяет и моральные устои героя, вне зависимости, мужчина он или женщина. При этом не имеет значения и социальное происхождение героя: он может быть крестьянским сыном или царевичем, и тот и другой подвергаются одинаковым испытаниям. Моральные качества героя проверяются тогда, когда Баба Яга дает непосильную работу и ему необходимо приобрести помощников.

Заблуждение пятое

Баба Яга – обычная ведьма

«...На печке лежит баба-яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос».
В русских сказках часто подчеркивается огромность Бабы Яги, которая занимает собой всю избу. Но не Баба-Яга большого размера – это избушка для нее мала. Многие исследователи считают, что избушка Бабы-Яги – это гроб, а сама Баба-Яга – мертвец. Костяная нога также связана как с животной природой Бабы-Яги, так и с ее человеческим обликом. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой (например, Фавн). Но Яга настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т.е. ногой мертвеца или скелета. Подтверждает это и тот факт, что Яга редко ходит: все больше летает или лежит. Генеалогически образ менялся следующим образом: первобытная эпоха – змея (олицетворение смерти); доисторическая эпоха – Баба Яга однонога (славянская богиня смерти); новое время – Баба Яга – костяная нога. Говоря об огромности Бабы-Яги, подразумевают и ее значительность. Баба Яга – это не просто мертвец, это покойная родоначальница. Людям далекого прошлого именно таким представлялось загробное бытие их умерших предков. Считалось, уйдя из жизни, она покровительствует своему роду племени. Ее память чтили и тем самым думали, что заручаются ее поддержкой. Вот почему Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, дает им добрые советы, взамен лишь требует одного – почитания, уважения. Близость к тотему объясняет, почему Баба Яга всегда называет себя родственницей герою: тетушкой, тещей, сестрой матери или мачехи. Имеется в виду не прямое, а тотемное родство всегда со стороны матери (отголосок матриархата, когда родство велось не по мужской, а по женской линии, и женщина занимала господствующее положение).

Заблуждение шестое

Баба Яга живет в своем загородном доме

«...Дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка на курьих ножках... Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо верей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами».
В Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в чащу, где стоял маленький домик, «дом мертвых», в нем оставляли сосуд с прахом. Не трудно догадаться, что такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги. По еще более древнему обычаю, прах покойников хоронили на деревьях или на помосте (так называемое воздушное погребение). Помост стоял на четырех столбах. В сказках четыре столба превратились сначала в четыре куриные ноги, а затем их количество сократилось до пары. Таким образом, Баба Яга связывалась в народном воображении со смертью и обрядом погребения. В сказках у избушки Бабы Яги есть особое предназначение: служить сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых. Так как мир мертвых был нераздельно связан с миром животных, неудивительно, что сторожит границу привратница, повелительница зверей и птиц, проводница во враждебный человеку мир. Сама Яга также обладает способностью обращаться в разных птиц и зверей. В некоторых сказках Ягу заменяет медведь, козел, сорока. Избушка, как и сама Баба Яга, носит зооморфные черты. Это одновременно и жилище зверя, и сам зверь, который «вкруг себя поворачивается» «на курьих ногах», и жилище человека – «изба». Во всех сказках с участием Бабы Яги есть два типа положительных героев: герой-жертва и герой-искатель. Если герой-жертва должен войти в избушку и вернуться невредимым в мир людей, желательно с подарками, то герой-искатель должен не только получить подарки, но и пройти через избушку в мир животных или мир мертвых в поисках своего благополучия. Именно поэтому герой-искатель должен повернуть избушку. В объяснение образа вращающейся избы можно напомнить, что в древней Скандинавии двери никогда не делались на север. Эта сторона считалась «несчастной» стороной. Наоборот, жилище смерти в Эдде имеет дверь с северной стороны. Жилище Бабы Яги имеет вход со стороны смерти. Очевидно, избушка стоит на какой-то невидимой или видимой грани, через которую невозможно перешагнуть. Попасть за эту грань можно только через (сквозь) избушку. Но за черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию: может ли он следовать дальше? Собственно, первое испытание – это умение повернуть избушку «к лесу задом, к себе передом», а значит и подтверждение своего тотемного «родства» по отношению к Бабе Яге. Ведь для того, чтобы войти в избушку, герой-искатель произносит заклинание и совершает магический обряд - дует на избушку; знание этих действий ему достается от матери «...по старому присловию, по мамкину сказанию...» Образ избушки Бабы Яги связан не только с обрядом похорон, но и с обрядом инициации – посвящения юношей в охотники. Инициацией руководила женщина-«ведунья» (Баба Яга?) или дедушка - «лесовой» (Леший?). Юноша «умирал» для племени, чтобы родиться воином и охотником. Одновременно его приобщали к священным тайнам племени, обучали танцам и пению – действиям серьезным и нужным для исполнения обрядов. Вход в избушку для посвящения напоминал пасть животного с острыми зубами. Юноша должен был быть проглочен чудовищем, что означало «сражение с животным». В процессе обучения юношу могли и истязать, например, отрубить палец или вырвать зуб. Со временем истязания стали просто изображать, как в спектакле. Испытуемого могли «сжигать», «варить», «жарить», а потом «воскрешали». Воскресший получал новое имя и считал, как все его племя, что он, в самом деле, умер и воскрес.

Заблуждение седьмое

Баба Яга откармливает героя... на убой

Это утверждение верно, но только в отношении к детям, не достигшим половой зрелости. Даже злые мачехи отправляют своих падчериц к Бабе Яге только тогда, когда те становятся взрослыми и готовы пройти испытание или погибнуть. В случаях с детьми Баба Яга выполняет только функцию наказания. «Свод правил» гласил, что детям не следует далеко отходить от дома, остерегаться чужаков и слушаться во всем родителей. Девочка из сказки «Гуси-лебеди» заигралась, не уследила за братом, ослушалась взрослых и теперь ей предстоит нелегкая задача – вернуть брата, а заодно и научиться послушанию. Правда, сказки заканчиваются всегда благополучно. Малолетние дети спасаются, иногда засовывая Бабу Ягу в печь. Расправа над Бабой Ягой – это не только своеобразная форма протеста против жестокого обряда инициации, который ощущается как проклятый, но такой акт сожжения носит и «педагогический», воспитательный характер: убивая свою Бабу Ягу, славяне убивают страх перед смертью. Совсем иначе у Бабы Яги складываются отношения со взрослым населением, которое к ней приходит «дело пытать, аль от дела лытать». Правда, Баба Яга не любит, когда тревожат ее покой, грозится умертвить героя. Кроме того, если герой отлынивает от дел, он, несомненно, заслуживает справедливого наказания. Но в ответ на просьбу накормить-напоить Яга неожиданно смиряется, слезает с печи, кланяется низко, кормит, поит, баню топит, спать укладывает. Эти действия связаны с ритуалом посвящения, который существовал у языческих народностей, когда человека принимали в ту или иную общину. Угощение – это способ сделать гостя «своим», так как волшебные тайны нельзя было открывать людям незнакомым или случайным. Даже сама избушка уже своим видом иногда выдает себя за дом еды. Она «пирогом подперта», «блином крыта», что в детских сказках Запада соответствует пряничному домику. Еда, угощение имеет и другое значение в сказках о Бабе-Яге. Это своеобразное приобщение к волшебному миру мертвых. Человеку, желающему пробраться в царство мертвых, предлагается особого рода еда, еда духов. Он должен приобщиться к ней. Подобно тому, как пища живых дает живым физическую силу и бодрость, пища мертвых придает им специфическую, магическую силу. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он «свой». Вот почему Яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.


Баба Яга
 
emiliaДата: Пятница, 10.01.2014, 20:55 | Сообщение # 2
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 29
Награды: 2
Репутация: 0
Статус:
Хотелось бы добавить уточнение: происхождение имени Баба Яга: по-гречески баба (бабушка) = γιαγια (ΓΙΑΓΙΑ - заглавными буквами) = яя (по-русски) с ударением на второй букве "я", вот и сравните произношение написанного заглавными буквами и русифицированное произношение, и сразу понятно, что Баба Яга это "яя", но читается по-русски с учетом буквы Г (греческий аналог этой буквы "гамма"). Спросите, причем тут греческий? А притом, что христианство в Россию пришло из Греции, принеся не только веру и крещение, но и 16 букв из 24 букв греческого алфавита: Α Β Γ Δ Ε Ζ Θ Η Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Υ Φ Χ Ψ Ω = альфа, вита, гамма, дельта, эпсилон, зита, фита, ита, йота, каппа, ламда, ми, ни, кси, о-микрон, пи, рои, сигма, таф, ипсилон, фи, хи, пси, омега, (16 букв: А, В, Г, Д, Е, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х). А введение в христианство шло не так быстро, совершенно верно, языческие обряды и многое, что связано с язычеством, и сейчас живет! С моим глубоким уважением к автору Наине.
 
Наина_Киевна_ГорынычДата: Пятница, 10.01.2014, 21:28 | Сообщение # 3
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
Цитата emilia ()
С моим глубоким уважением к автору Наине.

Спасибо, Красавица, на добром слове biggrin


Баба Яга
 
ОксанаДата: Пятница, 10.01.2014, 21:30 | Сообщение # 4
Старшой преподаватель НИИЧАВО
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 395
Награды: 9
Репутация: 9
Статус:
Сталкиваясь с тем или иным человеком, мы, как маленькие дети, подходим к нему с позиции «плохой-хороший», а уж потом, пообщавшись, невольно вопрошаем: Where are you from? Типа, откуда ты, добрый молодец или красна девица?

У меня к Бабе Яге двоякое отношение. Вроде как и отрицательный персонаж и внешность неказистая, а вот жалко старушку, хочется верить, что не поняли её тонкую натуру, а все её поступки преувеличены.

Где-то читала, что Баба Яга родом…из Индии. А если вспомнить что Индия с Россией в древности имели торговые связи, то выводы напрашиваются сами собой. А почему бы и нет? Почему бы не представить, что наша Баба Яга родом из далёкой и яркой страны с богатой культурой? Этакая «Костяная нога» в сари)) Образ положительный.))

Правда, мне могут возразить: а как же, мол, те, кого она без суда и следствия, так сказать, пытается извести-изничтожить или устраивает испытания загадками? Да и детишек малых заманивает, а потом «на лопату да за хату» или в печку( смотря какая сказка). Но ведь тогда и вспомним, что Старушка никому в совете не откажет, а с некоторыми гостями не прочь душу излить за чаркой доброго вина …Не понять Бабу Ягу…А кто пробовал понять сущность женской логики и женских поступков? Женщина действует сердцем! А если ещё женщина и умная! Но…некрасивая…((( Нос крючком, зубы торчком…нога костяная… Некрасивая и умная… М-да… А мы ведь сначала «встречаем по одёжке», судим по внешности, а потом уже «провожаем по уму»

Читая русские народные сказки, невольно делишь героев на плохих и хороших, и редко пытаешься докопаться до сути. Почему Баба Яга отрицательный персонаж? А давайте представим, что мир не такой, как нам кажется: есть то, что нас окружает, и то, что может быть. У Толкиена - это Мир Средиземья, вполне реальный, всеобъемлющий, со своей историей, легендами, языками. У русичей – мир потусторонний, за тридевять земель, где-то на границе земли и неба. И именно Баба-Яга та, которая является проводником в неизвестное. И не каждому дано туда попасть, и кому туда дорога – знает только Баба Яга. Отсюда, обиды на неё тех, кому дорога туда «заказана», и может быть , не самые лучшие эпитеты от тех, кто вернулся из тридевять земель.

В общем, Баба Яга – персонаж отрицательный в русском фольклоре, но у нас народ не злобный, поэтому даже к отрицательным персонажам мы относимся с симпатией. И Кощея пожалеем, и попереживаем о неустроенной личной жизни Водяного, и за Лешего будем «держать кулачки». Потому как наши, русские, народные!

Ну, как-то так...))))
Прикрепления: 2809368.jpg(84.7 Kb)


"Сейчас верить нельзя никому. Даже себе. Мне можно." Люди, верьте себе, доверяйте друг другу! (Агата Бельских)

Моя копилка на издание книги.
 
Наина_Киевна_ГорынычДата: Пятница, 10.01.2014, 21:53 | Сообщение # 5
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
Цитата Оксана ()
Не понять Бабу Ягу…А кто пробовал понять сущность женской логики и женских поступков? Женщина действует сердцем! А если ещё женщина и умная! Но…некрасивая…((( Нос крючком, зубы торчком…нога костяная… Некрасивая и умная… М-да… А мы ведь сначала «встречаем по одёжке», судим по внешности, а потом уже «провожаем по уму»

Верно, Оксаночка. Сказка потому и близка до сих пор каждому, что мы сказочных героев на себя и своё окружение "примеряем". Монетка-то двусторонняя. На одну сторону смотришь - чистый фольклор (народная мудрость в веках собранная), перевернёшь - а там весь наш быт современный, как в зеркале отражается.


Баба Яга
 
LianaДата: Пятница, 10.01.2014, 22:58 | Сообщение # 6
Её Величество Читательница
Группа: Автор
Сообщений: 924
Награды: 23
Репутация: 23
Статус:
Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Заблуждение первое

Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Заблуждение второе

Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Заблуждение третье

Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Заблуждение четвертое

Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Заблуждение пятое

Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Заблуждение шестое

Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Заблуждение седьмое

Наина Киевна, должна вам сказать, что эту серию я прочитала примерно два месяца назад в известном вам журнале. Написано убедительно, но заголовки явно утверждают, что всё изложенное - заблуждения. Но это только мнение, основанное на спорных "фактах", которые представлены как доказанные.
Открывайте отдельный раздел в Сказочной Стране, например, "О сказках, сказочниках и сказочных героях", где можно было бы почитать статьи и Бабы-Яги, и Оксаны, и Николая, и Галины, и других. Да и пообсуждать.
Зачем сокровища в избушке прятать?


Peregrinatio est vita.
Electa una via, non datur recursus ad alteram


Сообщение отредактировал Liana - Пятница, 10.01.2014, 22:59
 
Наина_Киевна_ГорынычДата: Суббота, 11.01.2014, 15:42 | Сообщение # 7
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
Авторский комментарий к статье.
Это отрывок из моей статьи "Говорит ли Мадам Яга по-французски", написанной для французского литературного журнала и подготовленной по материалам энциклопедий и известной книги "Исторические корни Волшебной сказки" Владимира Проппа.
Кстати, кто не читал Проппа, очень советую, узнаете много нового! biggrin


Баба Яга
 
ВладаДата: Суббота, 11.01.2014, 19:15 | Сообщение # 8
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 23
Награды: 4
Репутация: 1
Статус:
Избушка на курьих ножках (Влада Эмет)

Избушка на курьих ножках,
Избушка на куреножке,
Здесь Баба-Яга живёт
И деток к себе зовёт.

Своих ей родных детей
Бог не дал, жалей-не жалей,
То было бы ей веселей.
Заходит к ней в гости Кощей.

Не так уж плоха она,
Живёт, бедолага, одна
И правит в своей вотчине,
Порядок творит благочинно.

В окошке мелькает природа,
Всё та же она год от года.
На дереве лебеди-гуси
Приказа ждут Бабы-Ягуси.

Бывает в гостях Кот-Баюн,
Добряк, весельчак, говорун,
Вальяжен, умён и ленив,
Как Баба-Яга - не блудлив.

Всем им своя роль на Земле
И осенью, и по весне.
И летом, и знойной зимой
Все связаны целью одной.

© Copyright: Влада Эмет, 2012


Влада В.Эмет

Сообщение отредактировал Влада - Суббота, 11.01.2014, 19:17
 
ВладаДата: Суббота, 11.01.2014, 19:18 | Сообщение # 9
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 23
Награды: 4
Репутация: 1
Статус:
Баба-Яга (Влада Эмет)

Дух славянского пантеона
Наших достопочтенных богов
До громовного перезвона
Вжился в нас он от самих основ.

Христианство вводил Владимир,
Христианской религии ход.
Свергли Бабу -Ягу, по миру
Слух пустили: младенцев, мол, жрёт.

А молитвы, что ей все пели,
(мол, от слов веет тех бесовствОм),
В заклинания захотели
Перевесть. И забыть их потом.

Стали звать её злой, коварной,
Ведьмой старой, старухой-злюкой.
Мол, якшалась с силой нетварной,
Колдовством прочь сгоняла скуку.

А ведь раньше, старушку славя,
Государыней называли,
Государыней Бабой-Ягой.
И не будет Ягуша другой.

© Copyright: Влада Эмет, 2010


Влада В.Эмет
 
Наина_Киевна_ГорынычДата: Суббота, 11.01.2014, 22:24 | Сообщение # 10
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
Цитата Влада ()
А ведь раньше, старушку славя,
Государыней называли,
Государыней Бабой-Ягой.
И не будет Ягуша другой.


Спасибо, Красавица, за стихи правильные, видимо знакома ты с русским фольклором не по наслышке biggrin


Баба Яга
 
Natalja(skazki)Дата: Суббота, 11.01.2014, 23:36 | Сообщение # 11
Её Величество Читательница
Группа: Читатель
Сообщений: 434
Награды: 9
Репутация: 4
Статус:
Добрая) Но- Строгая, справедливая wink wink

 
Natalja(skazki)Дата: Воскресенье, 12.01.2014, 19:14 | Сообщение # 12
Её Величество Читательница
Группа: Читатель
Сообщений: 434
Награды: 9
Репутация: 4
Статус:
Молодец Хозяюшка! Много интересных дополнений нашла в статье.
А вот...
Тоже много версий , древних версий...но общее всё равно есть и много...
Если Хозяюшка позволит) может кому интересно еще что узнать...
Уже писала Баба Йоге о Бабе Йоге))
Ну вот...можно еще почитать... статья не моя, но хорошая тоже)

Главная » Статьи » ГОРДОСТЬ РУСИ » БОГИ
БАБА ЯГА - ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

Сотворено сие Арием,
верховодой ВСРО "Щит Симаргла"
во Лето 7511 от С.М.З.Х., месяца Серпень, 9 дня.

Баба Яга - лик Великой Богини

Баба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику. Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам, которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления, я и попытаюсь разобрать в этой статье. Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги. Так М. И. Без-Корнилович в книге "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" пишет: "За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги"1. Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Интересен также сам факт установки куммира Яги рядом с образом Перуна, но об этом я скажу ниже. Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей куммир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.

Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен, когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа - Земля древних Ариев. Почитали ее и коренные народы Сибири: остяки, вогулы и др., и даже ставили ей святилища в виде "уров" - маленьких избушек "на курьих ножках", т.е. на высоких гладких столбах. Вовнутрь сиих избушек и помещали куклы-иттрамы Златой Бабы, одетые в национальные одежды. Именно сии святилища, по мнению некоторых исследователей, послужили для описания в сказках образа Бабы Яги: "живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу"2, но думается мне, что сей образ все же говорит более о той узости границ, которые были определены Великой Богине народной сказкой в период торжества христианства. Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница кХай - Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?

"Наниче ся годины обратиша". Есть такие слова в "Слове о полку Игореве". А. Андреев, исследователь русской культуры, так расшифровывает эту фразу: "Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь - это хорошие времена, как только "жирни времена" оказались на дне Каялы-реки, тьма тут же покрыла свет русской жизни. Когда времена обращают ся наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил. Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями"3. Сии времена в Славянской Традиции именуются Ночью Сварога, когда рушатся все Устои и традиции и "вержеся Дивъ на землю". Див или Дый, как известно, был у Славян олицетворением Неба, таким образом, сия фраза означает, что Небо упало на землю, а значит, происходит нечто, что расценивается автором "Слова" как глобальная катастрофа, подобная гибели Атлантиды. Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок. Но А. Андреев, долгое время проживший у стариков - хранителей Традиции пишет: "Старик, бывший моим первым учителем, подарил мне инструмент для возвращения утерянного времени. Он сказал: если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире". Воспользуемся и мы сиим инструментом, пытаясь выявить исходный образ Бабы Яги. И начнем с определения значения ее имени.

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум". Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом. Как же увязать все это? Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой"4. Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. Это подтверждает в своем исследовании и А. Платов, пишущий, что Баба Яга, оказывается "напрямую связанной с магией руны Перт (P) - руны посвящений"5. И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд. Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата. Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов. Похожую картину посвящения дает и болгаро-помакская "Веда Славян", согласно которой праотца Ория похищает из дома Юда Самовила - Старая Друда, тождественная Бабе Яге (само имя Друда - означает лесная) и уносит его в свою лесную пещеру. Там Орий "сега малу три години; Бога си служба служи", обучаясь и проходя посвящение во друдня (т.е. жреца Вышнего Бога)6. А поскольку в русских сказках, как и в "Веде Славян" сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению). Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги. Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни. Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.
Триглав посвящения. Еще одна интересная особенность, встречающаяся как в сказках, так и в "Веде Славян" - троичность образа Бабы Яги. В некоторых сказках действуют три Ягинишны - либо три сестры, либо мать и две дочери. В "Веде Славян" с посвящением Ория также связаны три сестры Юды Самовилы. Исходя из этого, можно предположить, что изначален образ трех сестер, являющих собой особый Триглав посвящения. Проследить сей Триглав на Руси довольно трудно. Однако в полном объеме мы находим его в Индии в шиваитском тантризме, где божественная супруга Шивы Дэви, олицетворяющая Шакти (Силу или энергию Шивы) предстает в трех ипостасях: Кали, Дурга и Тара. Раса-вада - учение о трансмутации человеческого Духа говорит о восхождении к Солнечному Истоку посредством реализации основных аспектов Шакти - Лунной Силы Кундалини:

Кали - энергия времени и разрушения, ее лик ужасен, в своих правых руках она держит кинжал и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней пояс из рук мертвых тел, ее глаза сияют как утреннее Солнце. Не правда ли, все это очень напоминает образ Бабы Яги - забор вокруг избушки из человеческих костей, черепа на колах, засовы из мертвых рук и черный сморщенный лик. Сходство просто поразительное. Да к тому же еще положение Бабы Яги, как и Кали - меж двух миров, между жизнью и смертью в состоянии глуби (или глубины), что обеспечивает доступ ко всем сокровенным знаниям. И именно к Бабе Яге и Кали идут "добры молодцы" за советом - посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. И вовсе не удивительно, что с приходом христианства на Русь образ Великой Богини, утеряв свое инициатическое значение, остался пугалом для детей.
Дурга - хранительница явного мира. Она предстает в облике грозной воительницы, сражающейся с демонами. В славянском пантеоне нет отчетливого соответствия ей. Но мне думается, что более всего связана Дурга со Златой Бабой. И хотя последняя не обладает чертами воительницы, но в ее образе охранительницы малых детей отчетливо проявляется забота о мире Яви.

Тара - Сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная. Т.е. Славянский аналог Тары, должен быть Богиней, олицетворяющей изначальную энергию Рода.
Человек, восходящий по Златому Пути, проходит полный круг обращения кХай. Приходя в избушку Бабы Яги - Кали, проходит через инициатическую смерть в очистительном огне и трансмутирует свой Дух в зародыш новой Жизни - хранителя как Ярг мира (макрокосма), так и Яр мира (микрокосма - своего тела и Души).
Но прежде чем делать окончательные выводы о сущности Бабы Яги, рассмотрим еще один аспект образа Великой Богини, который поможет нам определить ее происхождение и место в Славянской Традиции.
Костяная нога и змеиная натура. Кто же она, таинственная Баба Яга и откуда пришла на Русь? Ответ на сей вопрос скрывается в ноге. В сказках, мифах, легендах Баба Яга предстает неизбежно с одной характерной приметой. Ее нога то костяная, то златая, то деревянная, а в сказке "Иван-Царевич и богатырка Синеглазка" Баба Яга вообще предстает одноногой: "Ах ты, Бабушка-Яга, одна ты нога". Как показали исследователи, все одноногие Боги "так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то "ищите змею"7. Правило сие, по-видимому, верно, так как Кали, которая генетически родственна Яге, определенно связана со змеями, являющимися ее постоянными атрибутами. Но есть и более близкий образ змееногой Богини. Речь идет о легенде, дошедшей до нас в пересказе Геродота о прародительнице Скифов. Согласно ей Геракл в поисках украденной упряжки коней встретил Ору - деву со змеями вместо ног. Она обещала вернуть ему коней, если Геракл станет ей мужем. Отдавая коней, Ора сообщает, что у нее от Геракла родится три сына, и вопрошает, что делать с ними, когда они вырастут. Геракл же завещал отдать сильнейшему землю, лук, пояс и чашу. В Геракле мы видим, очевидно, греческое восприятие прародителя Скифов Таргитая, тождественного расенскому (этрусскому) Херкле (Таг/Тархонт) и славянскому Тарху Даждьбогу (а значит Скифы - сыны Даждьбога!). А Ора - и есть тот образ Великой Богини Матери, что воплотился в Бабе Яге. Одним из важнейших указаний на это можно считать ее связь с водой и пещерой, куда она приводит Геракла. Сия культовая пещера и по наши дни существует на острове Перун на Днепре. Что касается воды, то связь ее с Навью и посвящением очевидна. Во-первых, с водой всегда связано понятие глуби - т.е. сокрытого, сокровенного. Во-вторых, сам архетип реки всегда соотносится с двумя первореками: Смородиной - рекой смерти-мора, отделяющей Явь от Нави, и Ирием - райской рекой, соединяющей землю и Небеса. Что и является классическим образом смерти и возрождения. Да и само имя Ора происходит от древнеарийского Ор - "сила, мощь" и, следовательно, родственно имени Яга.

В пантеоне Расенов непосредственно связана со змеями Верховная Богиня Уни. С ее культом "связывались инициации молодежи"8. Во время одного из таких посвящений девушек вводили в культовую пещеру, посвященную Уни, где они должны были накормить змею.
На Руси символы змеевидной Богини или Бабы Яги в виде оберегов-змеевиков находятся в огромном количестве вплоть до XIX века, что подтверждает значимость ее культа у наших Предков.
Пути обретения кХай. В приведенном в начале статьи свидетельстве М.И. Без-Корниловича говорилось, что капище Бабы Яги стояло рядом с капищем Перуна. Сие сведение очень важно, так как обычно Перуну всегда сопутствовал Велес. Эти Боги в паре на Руси являлись хранителями Роты - единого Вселенского Закона, подобно тому, как в Индии пара Митра - Варуна были хранителями Риты9. Причем Велес, как и Варуна, считались покровителями и хранителями тайных знаний и путей посвящения. Замещение Велеса Бабой Ягой прямо указывает на ее связь с обрядами посвящения и обретением тайного знания. Дополнительным указанием на сию связь можно считать и приведенную мной выше аналогию между образом славянской Богини и индуистской Шакти, поскольку Велес по ряду функций сопоставляется также с Шивой.

Итак, первый лик Великой Богини и первая ступень восхождения по Златому Пути - Баба Яга, охранительница знаний двух Миров, дарующая смерть и возрождение через трансмутацию Духа посредством очищающего Огня.
Второй лик - Злата Баба, охранительница Явного мира, скорее даже определенного порядка, установленного в нем согласно Роте. В "Веде Славян" она же - Злата Майя, мать Коляды. Она символизирует следующую ступень на Златом Пути - Тропу волхва, служителя и хранителя Яр и Ярг мира. Ведь именно волхвы определяли основы жизни в общине, являясь хранителями Родовых Устоев и Обычая Предков. Известна Злата Баба и под другими именами - Злата Пани и Злата Лада.

В сказке "Гуси-Лебеди" Бабе Яге служит стая лебедей. А между тем Белая Лебедь - священная птица и одно из воплощений Лады. В ведовстве Лада - старшая Роженица, олицетворяющая кХай - Животворную Силу Бога Рода. Она и вторая Роженица - Леля, олицетворяющая материю, в космическом вихре-свиле порождают Вселенную, являясь эманациями Всебога-Рода. Лада также супруга Дыя - верховного Небесного Бога Славян, его Сила в женском ее аспекте. Присущее Славянскому ведовству понимание Лады как Жизненной Силы, пробуждающей мертвую материю, а также ее генетическое родство с описанным выше образом Уни - супруги Небесного Бога Расенов Тина указывает на то, что Лада и есть третий лик Великой Богини и одновременно сама Великая Богиня. Это третья ступень восхождения по Златому Пути, перерождения человека в Аза - Авегу, являющегося, по сути, Богом на Земле.
Вот он Славянский Триглав посвящения: Баба Яга, Злата Майя и Лада. А Баба Яга - одно из имен Великой Славянской Богини Лады, воплощающая Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес - Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения.

Литература:
1. Без-Корнилович М. И. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. СПб., 1855.
2. Захаров А. На неведомых дорожках//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970.
3. Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга//Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996.
4. Владимиръ, Дiй. Инглiизмъ - Древняя Вера Славянскихъ и Арiйскихъ Народовъ. Омскъ: Изд-е ДИЦПСИ для внутриобщинного пользования, 1949.
5. Платов А. Баба Яга и руна посвящения.// Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10. Под редакцией А.Платова. М.: "София", ИД "Гелиос", 2002.
6. Веда славянъ. Обрядныя пъсни языческаго времени, сохранившiеся устнымъ преданiемъ у македонскихъ и фракiйскихъ Болгаръ-Помаков. Собралъ и издалъ Стефанъ Ил. Верковичъ. СПб., 1881.
7. Лаушнин К.Д. Баба-Яга и одноногие боги//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970.
8. Наговицин А.Е. Мифология и религия этрусков. М.: "Релф-бук", 2000.
9. Серяков М.Л. "Голубиная книга" - священное сказание русского народа. М.: "Алетейа", 2001.

источник

МОИ ПРОЕКТЫ:
РУСЬ БЫЛИННАЯ
РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

Категория: БОГИ | Добавил: ГРУМДАС (10.01.2011)

Коляды Дар
Поиск

Обереги
Символ Велеса1900 руб.Символ Велеса (Волоса) в круге
Обереги Руны Книги


 
Natalja(skazki)Дата: Воскресенье, 12.01.2014, 19:20 | Сообщение # 13
Её Величество Читательница
Группа: Читатель
Сообщений: 434
Награды: 9
Репутация: 4
Статус:
Источник:
http://rusich.moy.su/publ/baba_jaga_velikaja_boginja/14-1-0-955


 
emiliaДата: Воскресенье, 12.01.2014, 19:32 | Сообщение # 14
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 29
Награды: 2
Репутация: 0
Статус:
Вот и получается: Бабушка Яга свой человек! Где надо - поругает, где надо - поможет, а где и накажет! Вот стоят у подъездов бабушки - чем не Ешки! И косточки всем перемоют, кто что купил, во сколько ушел, когда вернулся, нагрубил или приветлив. В театр не ходят , книг, похоже, не читают, сплетни - это за милую душу! Иду с работы, обязательно здороваюсь:" Прожектор перестройки в действии!" Не злобные, просто пенсионерки, им одна радость - роль Яги!
Очень люблю наши сказки! Детям читаю, почти все наизусть знаю, пока рассказываю, малыш все съест и добавки попросит. Хорошо бы сделать красочный сборник сказок на новый лад. По примеру "Маша и медведь". И чтобы добрые были сказки, дети не должны бояться, страшилок в жизни и так много!
 
Наина_Киевна_ГорынычДата: Воскресенье, 12.01.2014, 20:08 | Сообщение # 15
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
Цитата Natalja(skazki) ()
Natalja(skazki)

Спасибо, Натальюшка! Мы тут, похоже, Библиотеку Бабы Яги уже создавать стали. Думаю, всем интересно почитать будет.
Цитата emilia ()
Хорошо бы сделать красочный сборник сказок на новый лад. По примеру "Маша и медведь". И чтобы добрые были сказки, дети не должны бояться, страшилок в жизни и так много!

Планов у нас много сказочных, Милая, всё будет, всё сделаем, что душа пожелает, лишь бы помощники находились biggrin .


Баба Яга
 
Кот_МатроскинДата: Воскресенье, 12.01.2014, 20:51 | Сообщение # 16
Любимец форума
Группа: Жюри
Сообщений: 749
Награды: 7
Репутация: 25
Статус:
Цитата Наина_Киевна_Горыныч ()
Избушка, как и сама Баба Яга, носит зооморфные черты


Мои ж вы хорошие, умные, развитые. Начитался и затосковал. Эко вы поверили алгеброй гармонию, разъяли, так сказать, единую бабушку на составляющие.

Кого же мне теперь любить? Я же не это, не зооморф и не зооман. Я уже начал человеком становиться, а вы меня мифологией и религией этрусков по самолюбию и Миклухо-Маклаем - по вибриссам.

Наина Киевна, что это за садо-мазо???


Сообщение отредактировал Кот_Матроскин - Воскресенье, 12.01.2014, 20:52
 
Наина_Киевна_ГорынычДата: Воскресенье, 12.01.2014, 22:28 | Сообщение # 17
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
Цитата Кот_Матроскин ()
Наина Киевна, что это за садо-мазо???

Так, Котеюшка, некоторые усомнились в божественном происхождении Бабы Яги, пришлось растолковать по-научному. Не тоскуй, твоя Наина как раз очень даже земная, своя, на форуме выросшая, сайтом вскормленная, друзьями обласканная, никакими зооморфными чертами не наделённая. wink
А человеком тебе становится не надо. Как сейчас помню: пожаловалась мне как-то Маркиза Мари Рабютен-Шанталь де Севинье: "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю... котов". Фразу, конечно, потом переврали, меня не спросили, но суть-то, Голубчик, осталась. Борода и усы Миклухо-Маклая по сравнению с твоими вибриссами - тьфу, сплошное недоразумение.


Баба Яга
 
МарЗДата: Понедельник, 13.01.2014, 19:33 | Сообщение # 18
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9498
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
Ух, сколько вы понаписали интересного!)) Пробежала по верхам, почитаю еще повнимательнее.. А вообще-то понимаю так: герой проходит инициацию, становится самодостаточной личностью... И в этом ему помогает сама жизнь - в реальной жизни, и сказочные персонажи - в иносказательном Бытие... Вы меня вовлекли в Сказки - теперь ждите последствий)))
Я, как символист в поэзии, с удовольствием поразгадываю загадочные формулы волшебных сущностей.
wacko wacko


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
Наина_Киевна_ГорынычДата: Вторник, 14.01.2014, 16:39 | Сообщение # 19
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1042
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
Цитата МарЗ ()
Вы меня вовлекли в Сказки - теперь ждите последствий)))

Мариночка, Дорогая, ждём с нетерпением и с радостью последствий )))


Баба Яга
 
DinnaДата: Вторник, 06.11.2018, 14:25 | Сообщение # 20
Гость
Группа: Читатель
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Баба Яга - справедливая)

Ку-ку, мой мальчик.
 
Литературный форум » Сказочная страна » Избушка-Читальня Бабы Яги » Злая или добрая, вот в чём вопрос (Семь французских заблуждений по поводу русской Бабы Яги)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: