нинаюра | Дата: Вторник, 29 Май 2018, 21:31 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Статус:
| Как писать, когда не умеешь и лень - https://habr.com/post/336660/
Многие сравнивают писательство с каким-то творческим процессом. Это ошибка — мы все умеем писать по умолчанию. Сначала нас учили письму в школе, а потом пришли мессенджеры, и это дело превратилось в ежедневную привычку.
Но говорим мы чаще, чем пишем. Именно поэтому, когда нужно написать пояснительное письмо или статью, становится лень и хочется объяснить все устно. Чтобы не лениться, нужен системный подход и немного терпения. В этой статье расскажу об алгоритме, который помогает писать мне.
1. Составить план
Первым делом нужно привести в порядок кучу информации в голове.
Лучше всего составлять план по принципу дерева. Его суть в том, что в рассказе вы идёте от общего к частному. Основная идея письма — это ствол дерева. Вытекающие подробности — ветви. Второстепенная информация — листья.
Например, мы хотим рассказать о прошедшем мероприятии. Мероприятие — это ствол. Ветвями будут выступления спикеров. Листочки — информация о каждом спикере, презентации и ключевых моментах.
Подробнее о принципе дерева и других приема письма пишет Саша Карепина в книге «Искусство делового письма».
В плане идите от общего к частному: сначала основная мысль — потом детали
На этом этапе не нужно заморачиваться, как это все потом расписать. У вас должна быть только структура. Причем план нельзя просто держать в голове. Обязательно запишите его в блокнот. Можно нарисовать на бумаге или расписать прямо в редакторе.
Главное, чтобы план был перед глазами, а не в голове. Можно набросать его прямо в редакторе
Когда план не в голове, а перед глазами, становится понятно — какой раздел на своем месте, а что нужно переместить. Можно даже написать каждый пункт на карточках и перемещать их по необходимости. Карточки с лишней информацией, которая уводит от основной идеи, можно смело выбрасывать. А схожие карточки — группировать.
2. Набросать эскиз
Эскиз — сырой вариант текста. В эскизе могут быть ошибки и тональность сапожника. Вы просто берете пункт из вашего плана и расписываете его своими словами.
В начале есть риск залипнуть в пустой экран и долго подбирать первое слово. Это называется «синдром белого листа».
Чтобы побороть синдром, начните со слов «Здравствуй, дорогой...» и дальше имя знакомого вам человека. Это может быть друг, сестра, папа или бабушка. Идеально, если этот человек подходит под описание ваших будущих читателей.
Про то, как начать и, в общем, о письме советую еще две книги:
«Писать легко», Ольга Соломатина «Автор, ножницы бумага», Николай Кононов
Ещё один плюс такого способа — вы рассказываете историю реальному человеку, а не абстрактной толпе читателей. Так и надо: вы хоть и пишете для широкой аудитории, но человек как правило читает в одиночестве.
Когда пишете эскиз, не задумывайтесь о том, как звучит текст. Возможно позже он в корне поменяется. Сейчас нужно так, как диктует ваш голос в голове: с тавтологией и не связанными абзацами.
3. Прочитать вслух и отредактировать
Текст можно сравнить со статуей, где автор — скульптор. В первом шаге мы построили каркас нашей статуи. Во втором накидали жирные мазки и получили грубую форму. Теперь будем оттачивать силуэт и шлифовать неровности.
Написанный эскиз нуждается в редакции. В нем много несостыковок, тавтологий, кривых конструкций и избыточной информации. Лучший способ все это исправить — читать текст вслух. Громко, чтобы слышать себя.
Нелепые конструкции встречаются в тексте, потому что мы пишем не так, как говорим. При чтении текста вслух вы понимаете, где может споткнуться читатель. Такие фрагменты нужно перефразировать и проверить снова. Не бойтесь переписывать целые предложения и абзацы — результат вас впечатлит.
И так со всем текстом: исправили предложение — прочитайте вслух. Нужно, чтобы читалось легко и естественно. Легко — значит на одном дыхании и без пауз. Естественно — как в разговорной речи.
Типичные ошибки, с которыми сталкиваюсь я на этапе редактуры:
Повторения. Когда в нескольких предложениях подряд используется одно и то же слово. Чтобы избежать повторов, подбирайте синоним. Если не получается — переписывайте все предложение. Плохо: Я часто использую цитаты классиков в своих статьях. Такие цитаты вносят в работу разнообразие и, к тому же, солидно смотрятся.
Хорошо: Я часто использую цитаты классиков в своих статьях. Такой ход вносит в работу разнообразие и, к тому же, солидно смотрится.
Избыток местоимений. Как в предыдущем случае, но вместо обычных слов — местоимения. Большинство из них можно просто удалить без потери смысла.
Плохо: Как-то мы заказывали логотипы у фрилансеров. Мы подробно расписали свой проект и указали стоимость.
Хорошо: Как-то мы заказывали логотипы у фрилансеров — подробно расписали проект и указали стоимость.
Не естественный порядок слов. Исправить ошибку легко, просто прислушайтесь к внутреннему чутью.
Плохо: Я заказал парочку, чтобы дома потом разводить.
Хорошо: Я заказал парочку, чтобы потом разводить дома.
4. Выпить чай и прочитать снова
Когда долго возишься с текстом, сложно трезво его оценивать. В народе говорят «глаз замылился». Так бывает и с коротким сообщением, и с большой статьей. Чтобы вернуть трезвый взгляд, нужно отвлечься. Можно попить чай, прогуляться, пообщаться с коллегой. Просто забудьте о тексте и займитесь чем-нибудь другим.
Если сроки не поджимают, лучше отложить финальную редакцию на следующий день. Даже в армии говорят, что солдат должен переспать со своим письмом. Это очень мудрый совет — на следующий день вы смотрите на свою статью объективно и со свежей головой.
Перед отправкой обязательно проверьте текст в специальных сервисах. Вы можете не заметить опечатку или орфографическую ошибку, а читатель примет все это за неграмотность.
Нина Павловна Гаврикова (нинаюра) Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение". Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
Сообщение отредактировал нинаюра - Вторник, 29 Май 2018, 21:36 |
|
| |