[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Приемы развития творчества старшеклассников и студентов (Сценарии познавательных мероприятий)
Приемы развития творчества старшеклассников и студентов
Nikolay Дата: Вторник, 26 Фев 2013, 17:09 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Приемы развития творчества старшеклассников и студентов
(Сценарии для классных руководителей, педагогов и организаторов досуга молодежи)


Сценарий исторического брейн-ринга
«ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ или ПО СТРАНИЦАМ МИРОВОЙ ИСТОРИИ»


Подготовительный этап. В вечере (брен-ринге) могут участвовать любое количество команд по 5-8 человек. Командам выдаётся сигнальная табличка, которая будет сигнализировать готовность команды к ответу.
Ведущему заранее необходимо позаботиться о наблюдателях (обучающиеся, которые по объективным причинам не пожелали участвовать в конкурсной программе), которые будут следить за тем, чтобы право ответа, получила та команда, которая первая подняла табличку. Заранее необходимо позаботиться и о членах жюри.
Организаторам игры заранее необходимо отпечатать текст карточки «Общественно-политическая жизнь страны в 1985 – 1991 годах» для конкурса во время проведения третьего тура брейн-ринга. Количество карточек должно соответствовать числу команд.
В каждом туре за правильный ответ команда получает разное количество жетонов. Это зависит от сложности и насыщенности вопроса. Если ответ первой команды не правильный, то право ответа переходит ко второй команде. Перед каждым туром ведущий говорит о правилах выдачи жетонов за правильные ответы. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов в итоге брейн-ринга, признаётся победителем.

Описание брейн-ринга.
Ведущий: Ребята, сегодняшняя наша встреча необычная: мы попытаемся определить самую смекалистую группу ребят, собравшихся на наш исторический брейн-ринг, да и к тому же свободно «перемещающихся по страницам мировой истории», а значит – знатоков истории.

Первый тур - «Верите ли вы?».
Итак, первый тур. И назовём мы его «Верите ли вы?».
Каждой команде, по очереди будут задаваться вопросы, на которые нужно ответить: «Верим» или «Не верим». За правильный ответ 1 жетон.
1. О фантастическом везении самого известного английского пирата Генри Моргана ходят легенды. Ему невероятно везло – ни в одном бою он не получил даже царапины. История сохранила интересный факт. На судне Моргана собрались все капитаны пиратских судов, а в это время подвыпивший матрос случайно выстрелил и попал в пороховой погреб – корабль взлетел на воздух, погибли все, кроме Моргана и капитанов. Верите ли вы этому или нет?
(Ответ: это правда).
2. Телефон, как известно, изобретён в Америке, Александром Беллом. Верите ли вы, что рекорд по протяжённости телефонной линии в прошлом веке принадлежал России – воздушная телефонная станция соединяла Москву с Петербургом, общая длинна равнялась 660 километрам?
(Ответ: это правда).
3. Верите ли вы, что первым животным, которое приручил человек, была корова?
(Ответ: Нет, это была собака).
4. Верите ли вы, что одногорбого верблюда с древности называют дромедар – от греческого слова, означающего «быстроходный».
(Ответ: это правда, дромедар (верблюд) может пробежать за час более 20 километров).
5. Верите ли вы, что слово фара пришло к нам с древних времён, и происходит оно от названия одного из чудес света, Фаросский маяк?
(Ответ: это действительно так).
6. Верите ли вы, что одно из чудес света «Висячие сады Семирамиды» были построены в Египте, для отдыха любимой жены фараона Тутмоса III?
(Ответ: не верно. Висячие сады были построены в Месопотамии Навухаданосором для жены Семирамиды).
7. Верите ли вы что, все названные меры – это старые меры веса: берковец, пуд, фунт, лот, золотник.
(Ответ: верно. Это древнерусские меры весов: берковец = 163,8 кг.; пуд = 16,38 кг.; фунт = 409,512 г.; лот = 12,797 г.; золотник = 4,2657 г.).

Второй тур – «Исследователи Южного полюса».
Ведущий: Продолжим нашу разминку. Во втором туре речь пойдёт о двух знаменитых исследователях Южного полюса - Р. Амундсене и Р. Скотте. Вновь каждой команде, по очереди будут задаваться вопросы, на которые нужно ответить: «Р. Амундсен» или «Р. Скотт». За правильный ответ 1 жетон.
1. Он был отличным лыжником (Амундсен).
2. Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов (Скотт).
2. У него был большой опыт участия в полярных экспедициях (Оба, т.е. Скотт и Амундсен).
3. У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка (Амундсен).
4. Он достиг Южного полюса (Оба, т.е. Скотт и Амундсен).
5. Ему принадлежат слова: «Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним на перегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем» (Скотт).
6. Ему принадлежат слова: «Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место». (Амундсен).
После проведения двух туров жюри подводит итоги разминки и объявляет предварительные итоги. Во время работы жюри можно организовать музыкальную паузу или предложить командам сделать несколько простых физических упражнений, не выходя из аудитории.

Третий тур – «Знатоки истории США и Великобритании»
Ведущий: И так, разминка закончилась. Вы хорошо познакомились со своими соперниками и теперь пора перейти к более сложным заданиям.
Прежде, чем начать третий тур я прошу подойти ко мне от каждой команды по двум знатокам российской истории конца XX века.
(От каждой команды выходят по два участника. Им выдаются карточки с текстом, насыщенным историческими фактами общественно-политической жизни нашей страны в 1985 – 1991 годах, но содержащих 19 исторических ошибок. Задача каждой пары игроков найти их и на карточке письменно отметить. Текст карточки будет приведён ниже).
Пока знатоки от каждой команды разбираются в исторических событиях нашей страны конца XX века, оставшимся игрокам предстоит переместиться по страницам истории в США и Великобританию. Будьте внимательными, в каждой команде в третьем туре игроков сократилось ровно на два человека, а отвечать на вопросы надо быстро. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде в быстром темпе. За каждый правильный ответ команда получает жетон (или балл).
И так, отправляемся по волнам истории США и Великобритании.
1. Командующий Континентальной армией США в середине 18 века, первый американский президент. (Джорд Вашингтон (1732 – 1799)).
2. «Вашингтон Южной Америки», освободитель Южной Америки в первой декаде XIX века, основатель Республики Боливия. (Симон Боливар (1783-1830)).
3. Он возглавил в 1066 году последнее успешное вторжение в Англию, добыл для себя корону Британии и основал королевский род, великий английский король середины XI века. (Вильгельм Завоеватель (ок.1027-1087)).
4. Организатор американской военной стратегии во время Второй мировой войны, позже получившей его же имя, известный американский генерал середины XX-го века. (Джордж Кэтлетт Маршал (1880-1959)).
5. Английский полководец середины XVII-го века, командующий армией Парламента во время Гражданской войны в Англии, основатель демократической формы правления в Англии и в тоже время – лорд-протектор, сосредоточивший почти королевскую и диктаторскую власть в своих руках. (Оливер Кромвель (1599-1658)).
6. Известный американский полководец периода Второй мировой войны, Главнокомандующий силами союзников в Европе; возглавлял НАТО, был президентом США в середине 50-х годов 20-го века. (Дуант Дэвид Эйзенхаур (1890-1969)).
7. Известный и выдающийся британский адмирал конца XVIII-го века, автор теорий морских сражений, в сорок семь лет не проигравший ни одного из более пятидесяти крупных морских сражений, при этом часто страдавший «морской болезнью». (Гарацио Нельсон (1758-1805)).
8. Английский король второй половины XII-го века, за необычайную смелость и мужество получивший «звериное» прозвище, величайший полководец средневековой Европы, возглавивший Третий Крестовый поход. (Ричард I-й Львиное сердце (1157-1199)).
9. Известный революционер, создатель и несменный руководитель первого коммунистического государства в Западном полушарии. (Фидель Кастро (род. в 1927 г.)).
10. Создатель Микки Мауса и первого сказочного города для детей близ Лос-Анджелеса. (Уолт Дисней).
11. Одно из «чудес света» в Лондоне, здание для всемирной выставки, построенное в 1851 году королевой Викторией. (Хрустальный дворец).
12. «Величайшая женщина в мире», стоящая на входе в нью-йорскую гавань. (Статуя Свободы).
13. Тридцать пятый президент США, в 1941-45 г.г. – офицер флота, автор программы ограничения социальных реформ, любимец американцев начала 60-х годов XX века, убит 22 ноября 1963 года в Далласе. (Джон Фицджеральд Кеннеди).
14. Герцог, фаворит и министр английских королей начала XVII-го века, чьим именем названа резиденция английских королей. (Джордж-Виллерс Букингем).
15. С 1809 года - член палаты лордов, известный английский поэт-романтик, его заслуга – в приближении поэзии к разговорному языку. (Джордж Ноэль Гордон Байрон).
16. Знаменитый английский актёр и кинорежиссёр, с начала XX-го века основатель мировой комедии «маленького человека с тросточкой и котелком». (Чарлз Спенсер Чаплин).
17. Американский певец и гитарист, «король рок-н-ролла» 50-х годов, создатель индивидуального вокального стиля. Пластинки с записями его песен и сейчас расходятся миллионными экземплярами. (Элвис (Эйрон) Пресли).
18. Американский писатель, нобелевский лауреат 1954 года, автор повести-притчи «Старик и море» и романа «По ком звонит колокол». (Эрнест Миллер Хэмингуэй).
Ведущий: Что ж, задание было сложное. Жюри постарается объективно оценить знания каждой команды.
А теперь попросим наших знатоков, которые разбирались в исторических ошибках политической жизни нашей страны в конце XX века.
И так, карточка с текстом, в который закрались исторические ошибки (за каждую ошибку 1 балл).
«Общественно-политическая жизнь страны в 1985 – 1991 годах».

Курс на перестройку политической жизни страны, провозглашённый на апрельском пленуме 1985 года, мгновенно дал ощутимые результаты. Однако помимо несомненно положительных сдвигов в политической жизни всё чаще начинают сказываться отрицательные последствия курса «перестройки». Ухудшения экономического положения СССР заставило правительство летом 1987 пойти на повышение розничных цен в 2 – 3 раза. Этим же летом начались всколыхнувшие всю страну забастовки шахтёров, которые подтолкнули правительство к решительным мерам. В июне 1988 года на XVII съезде КПСС было принято решение об изменении структуры высших органов власти и введение в стране поста Президента СССР, на который в результате всенародного голосования был избран М.С. Горбачёв.
В марте 1989 года состоялись первые в истории Советского государства свободные выборы народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР положил начало не только переходу власти к государственным органам от партийных, но и стал собранием, на котором произошло формирование многопартийной системы в стране – на съезде оформились новые политические партии – Либерально-демократическая, «Союз», социал-демократы и др.
Стремительность политической реформы имела неожиданные последствия. Когда на втором съезде народных депутатов СССР произошло подписание нового союзного Договора, делегации Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии отказались от его подписания, заявив о своём выходе из СССР. К тому же подписание союзного договора не спасло руководство СССР от «войны законов», особенно остро проявившейся в противостоянии руководства Союза и России. Принятие «Декларации о государственном суверенитете России», первоначальные успехи в реализации программ «500 дней» обеспечили победу российскому руководству. М.С. Горбачёв попытался прийти к компромиссу с руководством республик, назначив на ключевые посты в союзном правительстве (председатель КГБ, вице-президента, министра внутренних дел и т.д.) наиболее видных сторонников реформ – А.Яковлева, Э. Шеварнадзе, В. Бакатина, однако на всенародном референдуме 17 марта 1990 года большинство граждан высказались против сохранения Союза и поддержало Президента России Б.Н. Ельцина. Распад СССР был ускорен трагическими событиями лета 1991 года в Таллинне, когда при захвате Эстонского телевидения частями Советской армии было убито 16 человек. Президент Б.Н. Ельцин резко осудил применение силы в Эстонии и во избежание подобных конфликтов подписал указ о запрещении деятельности КПСС на территории России. Это стало последним сигналом для консервативных сил в союзном руководстве. Утром 19 августа 1991 группа высокопоставленных руководителей СССР и КПСС предприняли попытку совершения государственного переворота. Президент М.С. Горбачёв и руководители 9 союзных республик подписали на правительственной даче в Ново-Огарево политическое соглашение «9+1», согласно которому союзное руководство признавало верховенство республиканских законов над союзными. Это соглашение было ратифицировано 5 внеочередным съездом народных депутатов СССР в сентябре 1991 года. Был создан Государственный Совет СССР под руководством Б.Н. Ельцина.
В декабре 1991 года руководители 11 бывших союзных республик на совещании в Беловежской Пуще объявили о ликвидации СССР; М.С. Горбачёв объявил о своей отставке. 31 марта 1992 года уже независимая Россия подписала новый Федеральный договор, который ратифицировали все субъекты Федерации – республики, края и автономные области.
Ведущий: Сейчас, благодаря экспертам, мы узнаем о том какая же из команд набрала больше баллов или нашла большее число исторических ошибок. У команд была возможность заработать 19 баллов, именно столько ошибок в тексте.
Ответ (исторические ошибки):
- первые ощутимые результаты перестройки появились лишь к 1987-1988 годам;
- розничные цены были повышены в 2-5 раза в апреле 1991 года;
- забастовка шахтёров прошла летом 1989 года и весной 1991;
- XIX-я партконференция состоялась в июне 1988 года, именно на ней было принято решение о создании Съезда народных депутатов СССР;
- М.С. Горбачёв был избран (точнее – назначен) президентом на III-ем съезде народных депутатов, а не избран всенародным голосованием;
- На I-ом съезде оформились лишь различные депутатские фракции, «Союз» - одна из них;
- Новый союзный договор не был подписан, на II-ом съезде обсуждались проблемы экономического развития страны;
- В 1990 году первой о выходе из СССР заявила Литва;
- Программа «500 дней» не была реализована;
- М.С. Горбачёв в 1990-91 годах назначает на ключевые посты откровенных консерваторов – Г. Янаева (вице-президент), Б.Н. Пуго (министр внутренних дел) и др.;
- Э.А. Шеварнадзе подал в отставку;
- На всенародном референдуме в марте 1991 года 71% населения проголосовал за сохранение Союза;
- Советские войска захватили телецентр в Вильнюсе в январе 1991 года, через несколько дней ситуация повторилась в Риге;
- Указ о запрещении деятельности КПСС был подписан после путча;
- Соглашение «9+1» выработало механизм подписания нового Союзного договора, подписание которого было намечено на 20 августа и которое было сорвано путчем;
- V Съезд принял решение о своём самороспуске;
- Государственный Совет СССР состоял из президента СССР (М.С. Горбачёва) и высших должностных лиц республик;
- В Беловежской Пуще решение приняли руководители 3-х республик – России, Украины и Белоруссии;
- Федеративный Договор подписали Чечня и Татарстан.
Жюри проверяет работу знатоков и выставляет количество баллов в каждой карточке. Данные баллы приплюсовываются к общей сумме баллов каждой команды.

Четвёртый тур – «От Ивана Грозного до Петра Первого».
Ведущий: Теперь, когда команды вновь в полном составе, можно отправиться по волнам истории в Россию времён Ивана грозного и Петра Первого.
В этом туре командам по очереди надо быстро ответить на экспресс-вопросы по отечественной истории.
1. Порядковый номер Иоанна Грозного? (4).
2. Кто утонул в Иртыше от царского подарка? (Ермак. «Тяжёлый панцирь – дар царя – стал гибели его виною»).
3. Сколько было по разным версиям жён у Ивана Грозного? (до 9).
4. Каков вес царь-пушки? (40 тонн).
5. Первый книгопечатник Руси? (Иван Фёдоров).
6. Сколько раз стреляла царь-пушка? (Один раз, прахом Лжедмитрия).
7. Название первой печатной книги на Руси? (Апостол).
8. Как перевести знаменитые в XVI веке на Руси Четьи Минеи? (Сборники-книги, церковно-литературная энциклопедия).
9. Размер иконы-картины «Церковь воинствующая»? (4 метра).
10. Назовите 4 ханства, которые присоединил к России Иван IV? (Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское).
11. Центральный собор Московского Кремля при Иване Грозном назывался? (Успенский).
12. Рост Петра I равнялся? (2 м. 4см).
13. Имя его сестры-регента? (Софья).
14. Часть света, в которую Пётр «прорубил окно»? (Европа).
15. Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
16. Город-парадиз? (Санкт-Петербург).
17. Призывник в регулярную армию Петра? (Рекрут).
18. Сколькими ремёслами владел сам Пётр I? (14).
19. Что запретил необразованным дворянам Пётр? (Жениться).
20. Первая русская газета называлась? («Ведомости»).
21. Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I? (1 сентября).
22. Праздники с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введённые на Руси Петром I? (Ассамблеи).
23. Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера, помещение для редкостей).
24. Каким образом связан с именем Петра город Воронеж? (Воронежская земля – Родина-колыбель Российского флота).
25. Откуда эти строки: «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем…» (Из книги «Юности честное зерцало», появившейся при Петре).
26. Какое событие произошло раньше: взятие Нарвы или основание Санкт-Петербурга? (Основание города Петра 1703 г., взятие крепости 1708 г.).

Пятый тур – «Угадай историческую личность».
Ведущий: Итак, последний тур нашего брейн-ринга мы решили назвать «Угадай историческую личность».
В тех заданиях, которые я вам зачитаю, скрыты очень известные личности, нужно только, как можно быстрее сопоставить услышанные факты и поднять свою табличку, только тогда команда получит право дать ответ. За правильный ответ 5 баллов.
1. - из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега;
- он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса;
- его родственник объявил ему войну;
- всё, что он имел, он хотел передать не своему сыну, а брату;
- он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить его намерение;
- во время всеобщей переписи населения он, заполнял анкету, в графе «Профессия» написал: «Хозяин земли русской».
Ответ: Николай II.
2. - он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, с канцлером А.М. Горчаковым;
- он родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал в Петербурге, умер в Киеве;
- его отец был комендантом московского Кремля, а вся семья – дружна с писателем Л.Н. Толстым;
- его правая рука почти не действовала, тем не менее он ухитрялся исписывать ею горы бумаг;
- своим оппонентам он однажды твёрдо ответил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;
- В.И. Ленин сказал о нём, что он пытался «влить новое вино в старые мехи»;
- На жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;
- Он завещал похоронить себя в том городе, где его застигнет смерть.
Ответ: Столыпин П.А.
3. - он окончил институт при Академии художеств и философский факультет МГУ;
- добровольцем ушёл на фронт, получил звание капитана;
- врачи поставили ему смертельный диагноз, даже отправили в морг, но он выжил и успешно работает;
- он выиграл конкурс на лучшие иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, опередив знаменитого Сальвадора Дали;
- однокурсники называли его нескромным человеком за то, что, выполняя домашнее задание, он приносил не одну заданную работу, а 10 её вариантов;
- его фамилию однажды приняли за псевдоним;
- он создал памятник человеку, который был главным виновником его травли. Получив за свою работу большой гонорар, он выбрасывал его из окна своего автомобиля, пока ехал домой;
- над своим главным творением он работает с 1956 года, оно называется «Древо жизни» и будет помещено внутри монумента, который построят на Тайване в 2000 году.
Ответ: Эрнест Неизвесный.
4. - в эпоху «развитого социализма» его сослали в ссылку;
- он настолько не переносил ничего холодного, что даже селёдку ему подавали подогретой;
- из группы своих коллег он был единственным, кто, получив часть задания, догадался о проекте в целом и разработал его;
- когда он работал, то оставлял дверь своей квартиры открытой, чтобы не подниматься и не отрываться от работы, если кто-то придет;
- он был единственным, кто стал действительным членом Академии наук, минуя звание члена-корреспондента;
- трижды он получал звание Героя Социалистического Труда, но его лишали всех званий и наград;
- на первом съезде его идеи отвергли для того, что бы воплотить их в жизнь на третьем;
- именно ему принадлежит заслуга в разработке первых атомных бомб;
- для всех его последними словами перед смертью были «завтра предстоит бой…».
Ответ: А.Д. Сахаров.
По окончании тура жюри подводит итоги всей игры и объявляет команду победительницу.
***

Сценарий фольклорной интеллектуально – творческой игры
«ПО СТРАНЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».


Подготовительный период. В жюри для конкурсной программы желательно пригласить преподавателей – историков и словесников.
В коллективе формируется несколько микрогрупп. Принцип формирования микрогрупп – добровольный. Единственным условием может быть – равное количество старшеклассников в каждой микрогруппе.
Каждой микрогруппе заранее сообщается форма проведения классного часа (вечера отдыха); проблемы, по которым будут проводится конкурсы в каждом из трёх этапов интеллектуально – творческой игры.
Члены жюри будут следит за правильностью ответов и оценивать учащихся по следующим критериям в каждом туре (этапе) классного часа:
5 баллов – полный, развёрнутый правильный ответ на вопрос;
3 балла – ответ частично правильный, но не полный;
0 баллов – нет ответа на вопрос.
В подготовительный период необходимо изготовить большой картонный кубик (до 50 сантиметров ребро кубика). Цвета сторон куба – красный, зелёный, синий, жёлтый, оранжевый и белый. В каждом из двух первых турах цвета куба будут соответствовать тематике вопросов. Вопросы в этих турах могут быть как серьёзными, так и шуточными.
Интеллектуально – творческая игра состоит из трёх этапов.

Описание интеллектуально-творческой игры.
Первый этап – «Веселье земли русской».

Для проведения первого этапа игры приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.
Предлагаются следующие темы:
народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);
русская кухня (зеленый);
быт русского народа (синий);
русские народные праздники (желтый);
славянская мифология (оранжевый);
русские былины (белый).
Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены следующим командам, если им выпадет данный сектор.
Народное декоративно-прикладное искусство.
1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой).
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка).
3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая).
4. Что такое колт? (Височная подвеска).
5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы - украшения).
6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка).
Русская кухня.
1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб).
2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины).
3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень).
4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник).
5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой).
6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке).
Быт русского народа.
1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина).
2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти).
3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина).
4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком).
5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш).
6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья).
Русские народные праздники.
1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки).
2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала).
3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки).
4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа).
5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее).
6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба).
Славянская мифология.
1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец).
2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не все коту масленица»).
3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун).
4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка).
5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю).
6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь - бог).
Русские былины.
1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град).
2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
3. Кому перешел меч - кладенец Святогора? (Илье Муромцу).
4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу).
5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень - озера).
6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи).
По окончании первого тура объявляется двухминутная пауза. Жюри подводит итоги, а участники могут свободно обменяться мнениями между собой.

Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз».
Для проведения второго этапа игры используется тот же кубик, только цвета сторон куба теперь определяют другую тематику:
Предлагаются следующие темы:
- знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет);
- знатоки поэтических образов птиц (зеленый);
- знатоки славянских месяцев (синий);
- знатоки старинных слов (желтый);
- знатоки славянского мира зверей (оранжевый);
- знатоки русского музыкального мира (белый).
Также как и в первом туре, каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа так же отводится не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены следующим командам, если им выпадет данный сектор.
Знатоки старинных монет и мер длины.
1. Что такое «Алтын»? (Старинная русская медная монета в 3 копейки).
2. Что такое «Вершок»? (Старинная русская мера длины, равна 4,4 см.);
3. Что такое «Аршин»? (Русская мера длины, равна 71 см.).
4. Что такое «Полтина»? (Монета достоинством в 50 коп.).
5. Что такое «Грош»? (Старинная денежная единица равная 0,5 копейки).
6. Что такое «Сажень»? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой).
7. Что такое «Косая сажень»? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.).
8. Что такое «Верста»? (Русская мера длины равная 500 саженям или 1,066 км.).
9. Что такое «Полушка»? (Старинная медная монета равная 0,25 коп.).
10. Что такое «Десятина»? (Русская единица земельной площади, равна 2400кв. сажень или 1,09га.).
11. Что такое «Фунт»? (Старая русская мера веса равная 409 г.).
12. Что такое «Пуд»? (Русская мера веса равная 40 фунтам или 16,38 кг.).
Знатоки поэтических образов птиц.
1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка).
2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон).
3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух).
4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова).
5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел).
6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыс-лимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол).
Знатоки славянских месяцев.
1. Как по иному древние славяне именовали месяц январь? (Просинец, зимец).
2. Как по иному древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей).
3. Как по иному древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун).
4. Как по иному древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень).
5. Как по иному древние славяне именовали месяц май? (Травень, росенник).
6. Как по иному древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень).
7. Как по иному древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав).
8. Как по иному древние славяне именовали месяц август? (Серпень, зорничник).
9. Как по иному древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун).
10. Как по иному древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник).
11. Как по иному древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, грудень).
12. Как по иному древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий).
Знатоки старинных слов.
1. Что означает старинное слово «Тризна»? (Пир в память умершего).
2. Что означает старинное слово «Чело»? (Лоб).
3. Что означает старинное слово «Кудесник»? (Волшебник, колдун).
4. Что означает старинное слово «Курган»? (Холм над могилой знатного воина);
5. Что означает старинное слово «Жребий»? (Судьба, участь).
6. Что означает старинное слово «Отрок»? (Младший воин в дружине).
7. Что означает старинное слово «Осенина»? (Осеннее время года).
8. Что означает старинное слово «Сеча»? (Битва с врагом).
9. Что означает старинное слово «Волхв»? (Языческий жрец, служитель богов).
10. Что означает старинное слово «Око»? (Глаз).
11. Что означает старинное слово «Веверица»? (Белка).
12. Что означает старинное слово «Недуг»? (Болезнь).
Знатоки славянского мира зверей.
1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк).
2. По преданиям, это человек, превра¬щенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов - Велес. (Медведь).
3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка).
4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь).
5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор - его лютый враг. (Пес, собака).
6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса).
Знатоки русского музыкального мира.
1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка).
2. Кто такой кощунник? (Певец мифов).
3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна).
4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли).
5. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь).
6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок).
7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка).
8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки).
9. В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачет. (Балалайка).
По окончании второго тура вновь объявляется двухминутная пауза. Жюри подводит итоги, а участники могут свободно обменяться мнениями между собой.

Третий этап – «Конкурс смекалистых».
Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь старшеклассникам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Ведущий (классный руководитель) в быстром темпе задаёт вопросы по очереди каждой команде. Игроки каждой команды (микрогруппы старшеклассников) должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если команда за 15 секунд не даёт правильный ответ, ход переходит к следующей команде. Ведущий следит за тем, чтобы каждой команде было задано равное количество экспресс – вопросов. Ведущий должен определить по общему затраченному времени на классный час (конкурсную программу) и определиться с количеством задаваемых вопросов. Важно, чтобы деловая игра не превратилась в некое подобие экзамена, общее время на данный классный час не должно превышать 1час 30 минут.
Ведущий: И так, последний тур интеллектуально – творческой игры.
Экспресс – вопросы:
Сплюснутый квадрат. (Ромб).
Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем).
Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш).
Скрипичный, водяной, замочный. (Ключ).
Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист).
Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же отец первого летчика. (Дедал).
Получеловек, полулошадь. (Кентавр).
Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген).
Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон).
Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I).
Имя героя в комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро).
Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску).
Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный).
В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе).
Какая река самая «страшная»? (Река Тигр).
(Источник – Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками. - Ростов н/Д. Феникс, 2007. – 348 с.)
***


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Приемы развития творчества старшеклассников и студентов (Сценарии познавательных мероприятий)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: