[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Творчество детей в 3-м и 4-м классе (Советы родителям, учителям и воспитателям)
Творчество детей в 3-м и 4-м классе
Nikolay Дата: Суббота, 30 Июл 2011, 09:22 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В 3 – 4-х КЛАССАХ

«Как Литературия с Грамматикой сдружилась»
(Конкурсно-игровая программа)


Класс делится на две команды. За каждый выигранный конкурс команда получает жетон. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, становится победительницей.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную сказочную страну, где по каким-то причинам рассорились Литературия с Грамматикой. Дело это непростое, но жизнь в той сказочной стране стала просто невыносима. Вся надежда только на вас! Я понимаю, что перед вами стоит очень сложная задача – сдружить Литературию с Грамматикой. А вот кто это сумеет сделать быстрее, кто при этом проявит больше выдумки, знаний в русском языке и литературе – мы сейчас и проверим. И так, мы начинаем наше удивительное приключение!

1-й конкурс – «Знаток слов».
Задание: Придумать как можно больше слов, начинающихся на В. (Команды выполняют задание 1 минуту). (Варианты слов: аист, автобус, ангар, аппетит, апельсин, астронавт, архитектор, астроном, аллея и т.д.)

2-й конкурс – «Знаток времён года».
Приглашаются по одному человеку от команды. Участникам команд выдаются конверты с заданиями. Необходимо разложить 8 карточек со словами по временам года. (Слова: ручьи, сугробы, трава, листопад, капель, ледоход, гроза, дождь, метель, жара, солнце, тучи, снег, буран, радуга, проталина). Побеждает та команда, которая назовёт больше слов.

3-й конкурс – «Загадочный портфель».
Вызываются по 2 участника от команды. Им предстоит на скорость собрать портфель. На столе разложены предметы (в 2-х экземплярах): пеналы, ручки, линейки, гаечные ключи, ластики, тетради, дневники, крышки от кастрюли, учебники, вилки, ложки, ластики, молотки, акварельные краски. (Во время конкурса может звучать ритмичная музыка)

4-й конкурс – «Загадочный предмет».
Конкурс-игра для всей команды. Учитель показывает предмет, лежащий на столе (предметы можно использовать из предыдущего конкурса, а можно взять совершенно другие) и спрашивает: «Этот предмет нужен для занятий на уроках?» (Ребята отвечают).

5-й конкурс - Литературный аукцион.
Команды по очереди называют имена писателей, поэтов. Побеждает команда, назвавшая имя писателя или поэта последней

6-й конкурс – игра «Продолжи стихотворение».
Учитель произносит начальные строки стихотворения, а участники команд по очереди продолжают читать стихотворения. Кто больше назовёт продолжений?
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость…
(Колесом за сини горы
Солнце красное скатилось). С. Есенин.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
(И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи кругом;). А.С.Пушкин.

Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя…
(То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя). А.С. Пушкин.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь…
(Позавтракать уж было собралась,
Да призадумалась). А.И.Крылов.

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной…
(Вот качусь я в санках
По горе крутой). И. Суриков.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
(Весна в окно стучится
И гонит со двора). Ф.И.Тютчев.

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила… (Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья с горы ледяной). Н.Некрасов.
Команда может получить дополнительное очко, если самостоятельно назовёт автора отрывка.

7-й конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь».
От команды вызываются по одному участнику. Им предстоит без подготовки прочитать скороговорки 5 раз в быстром темпе. Кто сделает это быстро и без ошибок, тот и побеждает.
Скороговорки.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Дали Клаше каши с простоквашей.
- Ела Клаша кашу с простоквашей.
- Архип осип, а Осип охрип.

8-й конкурс – «Кто внимательней?».
Учитель: А теперь проверим, насколько вы внимательны. Перед вами на столе школьные предметы. Быстро про себя сосчитайте, сколько на столе предметов?
Ребята буквально одну минуту смотрят на предметы, запоминают их. Затем учитель закрывает предметы бумагой или тканью, а учащиеся должны их назвать по памяти. Кто больше назовет, тот и выиграл.

9-й конкурс - «Как я провел лето».
Ребята за 1 минуту должны всей командой придумать рассказ о том, как они провели летние каникулы, а затем представители от команд этот рассказ озвучивают. (Во время проведения этого конкурса может звучать тихая спокойная музыка).

Учитель: Вот и заканчивается наше удивительное приключение в сказочной стране. Мы все убедились, что благодаря вам в этой стране Литературия и Грамматика не только помирились, но и сдружились на все времена. Теперь им всегда будут ходить вместе – рука об руку. Но все же в этом трудном деле примирения Литературии с Грамматикой больше выдумки, смекалки, знаний литературы и русского языка и, конечно же, дружбы проявила команда…. (называет команду-победительницу и производит символическое награждение).
***

«От словечка до словечка путь весёлых человечков»
(КВН по русскому языку)


Учитель: Знание – это загадочная книга человеческой мудрости, которая всех людей планеты в любом возрасте поражает своими удивительными страницами. Перелистать эти загадочные страницы невозможно никогда, а значит, на протяжении всей своей жизни, ежедневно человек открывает новую страницу книги знаний, становится мудрее и грамотней.

Звучит фонограмма весёлой музыки или песни о школе. Выходят двое учеников - ведущих (в дальнейшем – помощники учителя).
Девочка:
Знанье свет, а не ученье – тьма!
Эта истина права.
Приглашаем всех ребят
С нами вместе поиграть!

Мальчик:
В месте с юмором и шуткой,
Знаньям уделим минутку
И проверим, кто из вас
Больше знает в этот час.

Учитель: Сегодня две самые дружные команды весёлых человечков, встречающихся в Клубе весёлых и находчивых, отправятся в загадочный мир слова.
Но вначале мы должны поприветствовать наших знатоков. Встречайте!

1. Приветствие команд:
1-я команда – «Искатели». Девиз:
Всё разведать
Всё узнать,
Лёгких тропок
Не искать

2-я команда – «Мечтатели». Девиз:
Гореть самим,
Зажечь других.
Быть впереди –
И точка.
(Идет приветствие команд).

1-й конкурс – «В мире пословиц и поговорок».
Вот вслушайтесь в народные мудрости, пословицы и поговорки:
•«Мир освещается солнцем, а человек знанием».
•«За ученого двух неученых дают, да и то не берут».
•«Грамоте учиться - вперед пригодится».
•«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
•«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
•«Кто много читает, тот много знает».

А теперь задание: продолжите пословицы и поговорки о знаниях. (Выигрывает та команда, которая больше назвала пословиц).

Возможные варианты ответов:
•«Прочел новую книгу - встретился с другом».
•«Знание - дерево, а дело – плоды».
•«Век живи – век учись».
•«Не обманывается тот, кто не советуется».
•«Корень учения горек, да плод его сладок».
•«Чему учился, тому и научился».
•«Ученье без уменья не польза, а беда».
•«Без старания нет и знания».
•«Учись, размышляй, иначе толку не будет».
•«Недоучка хуже неучёного»

2-й конкурс - «Назови одним словом».
Задания зачитываются поочерёдно каждой команде. Необходимо сочетание двух слов назвать одним словом, т.е. дать определение предыдущих словосочетаний:
Храбрый человек… (храбрец)
Болтливый человек… (болтун)
Ленивый человек… (лентяй)
Мудрый человек… (мудрец)
Богатый человек… (богач)
Грубый человек… (грубиян)
Сильный человек… (силач)
Весёлый человек… (весельчак)

3-й конкурс – «Объясни афоризм».
Учитель: Молодцы, а теперь прослушайте некоторые высказывания о знаниях великих людей и постарайтесь объяснить, как вы понимаете эти слова.
- «Знание и только знание делает человека свободным и великим» (Д.И. Писарев).
- «Один может открыть больше другого, но никто всего» (Древне – римское изречение).
- «Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет» (Саади).
- «Уча других, мы учимся сами». (Сенека).
Учитель приглашает учеников поразмыслить над данными высказываниями. Выигрывает та команда, рассуждения участников которой были более убедительными.

4-й конкурс – «Грамотей».
От каждой команды выступает по 3 человека. Учитель или помощники каждой команде раздают по несколько карточек.
Вставь пропущенные буквы там, где это нужно.
Чудес…ный, мес…ность, гла…кий, но…ки, по…писать, об…явление, тр…пинка, к…ртофель.
Прекрас…ный, трос…ник, сколь…кий, ло…ки, о…дать, под…езд, сн…жинка, м…рковь.
Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах.
Юла - … Ёж - …
Коньки - … Деньки - …
Солнце - … Сердце - …

5-й конкурс - «Составь слово».
Из букв слова «транспорт», составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).

6-й конкурс – «Четвертый лишний».
Определить, какое слово из пяти лишнее в данном сочетании:
Воды, водитель (лишнее), подводный, водонос
Водить (лишнее), наводнение, паводок, водичка

7-й конкурс - «Устами младенца».
Учитель или ребята-ведущие задают одновременно обеим командам вопросы. Чтобы отгадать загаданное слово, задаются несколько наводящих вопросов. Выигрывает та команда, участники которой быстрее догадаются значение данного слова.
•если его нет, то и нет радости;
•без него не жизнь, а существование;
•его всегда желают друг другу, особенно в письмах;
его не купишь ни за какие деньги.
(Здоровье).

•каждый человек о нем мечтает, чтобы в жизни у него все было хорошо;
•но никто не знает, где его искать;
•есть сказочная птица, которая его приносит.
(Счастье).

•такой человек все несет к себе в дом: нужно ему или нет;
•он не любит дарить подарки, делиться конфетами;
•лучше у него ничего не просить, потому что он все равно не даст.
(Жадность).

•человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок;
•взрослые говорят, что помогает воспитывать правильно;
•человека чего-то лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка.
(Наказание).

•её всегда нам не хватает и поэтому мы часто ее желаем уходящему или уезжающему;
•кому-то она сопутствует везде и поэтому он счастлив;
•когда она бывает, говорят «Ну и повезло!»
(Удача).

За правильный ответ с первой попытки – 3 баллов, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл.

8-й конкурс «Исправь ошибку в пословице».
В данном конкурсе необходимо исправить ошибку и назвать правильно пословицу. Учитывается скорость выполнения задания. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее справились с заданием.

Задание первой команде:
•Баба с возу, а хомут найдется. (Баба с возу, кобыле легче).
•Беды мучат, а руки делают. (Беды мучат, да уму учат).
•Без труда не накинешь платок. (Без труда не вынешь и рыбки из пруда).

Задание второй команде;
•Глаза страшатся, да уму учат. (Глаза страшатся, а руки делают).
•На всякий роток не вынешь рыбку из пруда. (На всякий роток не накинешь платок).
•Была бы шея – кобыле легче. (Была бы шея, а хомут найдется).

9-й конкурс - «Обгонялки».
Всем ребятам предлагаются вопросы, на которые надо отвечать в быстром темпе. За правильный ответ присуждается 1 балл. В итоге выигрывает та команда, игроки которой больше набрали поощрительных баллов за правильные ответы.
•Глухой шум от трения. (Шорох).
•Место соединения сшитых кусков ткани. (Шов).
•Детеныш галки. (Галчонок).
•Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник).
•Водитель автомобиля. (Шофер).
•Команда корабля, самолета, танка. (Экипаж).
•Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью. (Экскурсия).
•Подземная железная дорога. (Метро).
•Волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье. (Самобранка).
•Одна сторона листа бумаги или книги. (Страница).

10-й конкурс - «Домашнее задание».
Члены одной команды загадывают соперникам загадки о лесе и его обитателях. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук)
Где у кузнечика ухо? (На ноге)
Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые)

Учитель: Вот и подошла к концу встреча наших весёлых человечков в Клубе весёлых и находчивых. Перед тем как мы подведем итоги, чтобы вы, уважаемые знатоки русского слова, хотели бы пожелать друг другу? (Участники команд по очереди высказывают свои пожелания командам соперников)
Затем учитель подводит итоги игры, объявляет команду-победительницу и производит символическое награждение.
***
(Источник – Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3–4 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 315 с.)
***

Добавлено (29.07.2011, 22:11)
---------------------------------------------
«Спортивная цепочка»
(Цепочка мини-конкурсов для спортивных эстафет)

(Приемы развития творчества и физического совершенства)

Из этих мини-конкурсов можно смоделировать любую подвижную эстафету (по количеству мини-конкурсов и по времени) и провести её на уроке физкультуры или во время большой переменке в фойе школы, в спортзале или на пришкольной спортивной площадке, на детской площадке во дворе или на любом детском празднике. Подобные эстафеты – любимое занятие ребят младшего школьного возраста.

1. «Весёлые баскетболисты»
Две команды ребят выстраивается в две колонки друг за другом. Расстояние между играющими парами 2-3 шага. Капитаны имеют по одному мячу и стоят в начале колонны. По сигналу они передают сбоку мячи стоящим рядом игрокам, те передают следующим, стоящим за капитанами и т.д. Последние игроки, получив мячи, бегут вперед своей колонны и так же начинают передавать мячи. Эстафета продолжается до тех пор, пока первые не окажутся на своих исходных местах.
Возможен вариант, когда игроки должны передавать мячи, ударяя их об землю.

2. «Необычная переправа»
Команда (или каждая команда из двух играющих) делится на 2 подгруппы. Они располагаются друг против друга (на «противоположных берегах») на расстоянии 10-15 метров. Перед каждой микро-группой отчерчивается линия. Первая подгруппа кладет перед своей чертой 2 обруча. Используя их, наступая только внутрь обручей, меняя их местами, нужно перебраться на другой «берег» - пересечь черту второй подгруппы. Затем, используя эти обручи, нужно перебраться следующему игроку из второй подгруппы, но в обратную сторону. Переправа заканчивается, когда подгруппы поменяются местами.

3. «Поменяй мячи»
Аналог предыдущего конкурса: подгруппы команд также располагаются друг от друга на расстоянии 10-15 метров, только перед чертами лежат обручи с мячами двух цветов. Играющим нужно поменять их местами в обручах.

4. «Каракатица»
В командах должно быть четное число игроков, которые выстраиваются в колонну друг за другом. На расстоянии 5-7 метров против каждой команды устанавливаются кегли или стулья, которые необходимо будет оббежать. По сигналу первые пары становятся спиной друг к другу и захватывают себя руками под локоть «в замок» и боком пересекают расстояние, огибают преграду (кеглю или стул), возвращаются обратно и передают эстафету второй паре игроков своей команды.

5. «Смекалистые спортсмены»
Команды выбирают по одному участнику – «рефери». Рефери вместе с учителем располагаются на расстоянии 8-10 метров от команд соперников, которые выстраиваются в колонну друг за другом. Заранее обговаривается тематика необычной эстафеты – «знатоков» животных, птиц, насекомых, рыб, кухонного или огородного инвентаря и т.д. По сигналу учителя (ведущего) первый участник должен подбежать к рефери, произнести ему название животного или птицы, согласно тематики, хлопнуть его по руке и вернуться обратно, передав эстафету следующему игроку совей команды. Главное условие – не повторять уже произнесенных слов обеими командами. Сколько повторов обнаружат рефери и ведущий – столько штрафных очков. Какая команда без штрафных баллов раньше закончит эстафету – та и победила.

6. «Загадочный конверт»
Каждая из команд получает конверт, в котором могут быть части разрезанной открытки, любого рисунка или схемы. В каждом конверте должны находиться части одинаковых картинок. По сигналу ведущего нужно из разрезанных картинок собрать схему, открытку или рисунок.

7. «Весёлые кенгурята»
Команды игроков выстраиваются в колонну друг за другом. На расстоянии 5-7 метров против каждой команды устанавливаются кегли или стулья, которые необходимо будет оббежать. Задание: по сигналу ведущего, зажав мяч между ногами (между коленями ног), допрыгать до кегли (стула), обогнуть её (его) и вернуться назад, передав эстафету следующему игроку своей команды.

8. «Нападай и защищайся!»
Этот конкурс можно провести как командную эстафету, так и парный конкурс. К каждому игроку сзади на уровне пояса привязывается надувной шар. Задача состоит в том, чтобы после сигнала ведущего раздавить чужой шар и не дать сделать это противнику. Наличие в руках каких-либо предметов (иголок, перьев, ручек, карандашей и т.д.) строго воспрещается! В варианте эстафеты, после раздавленного шара, в игру вступает следующая пара игроков из команд-соперников. Выигрывает та команда, которая больше раздавила шарики.

9. «Весёлые огородники»
Каждой команде выдаются по 3-5 одинаковых предмета – кубики, теннисные мячи, небольшие мягкие игрушки. Впереди каждой команды, на расстоянии 4-6 метров, кладутся 3-5 обручей – «лунки». По сигналу ведущего, капитаны команд выбегают вперед и раскладывают в каждый обруч по одному предмету – «картошку». Возвращаясь обратно, подбегают к очередным игрокам своих команд, ударяют их по ладоням, а сами становятся сзади своей колонны. Очередные игроки собирают предметы и, возвращаясь к своим командам, передают их третьим игрокам. Таким порядком игра продолжается дольше, пока все игроки не примут участие в эстафете. Если предмет выкатится или будет положен вне обруча, игрок, допустивший ошибку, обязан вернуться и положить предмет точно в обруч.

10. «Неугомонные рыбки»
Условное описание конкурса: в озере плавают хищные рыбки и охотятся друг за другом. Каждая рыбка стремится избежать зубов хищника, но и сама не хочет остаться голодной.
Каждому игроку из двух команд привязывают к поясу нитку, на конце которой прикреплена «рыбка» - маленькая мягкая игрушка или погремушка. Конец нитки с рыбкой должен свободно касаться пола и тянуться за игроком. По сигналу все игроки убегают друг от друга, но в то же время стараются наступить ногой на «рыбку» противника. Тот, кого поймали, снимает свою «рыбку» и отдает тому, кто её поймал, а сам выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в «озере не останется последняя рыбка» - победитель. Выигрывает та команда, которая больше «поймала рыбок».

11. «Петушок - золотой гребешок»
Две команды выстраиваются в колонну друг за другом на линии старта. Перед ними по одинаковому набору предметов: шапочка лиски (беретка) или маска лисы с прорезями для глаз, корзинка с предметом (мяч, шар или мягкая игрушка). Оборудуется игровое поле – «лесная полянка»: на расстоянии друг от друга (3-5 метров) устанавливаются несколько кегель («кустарники»), укладывается скакалка или кусок веревки («ручеёк»), размещаются 3-4 обруча или очерчиваются кружки («кочки»).
По сигналу первые игроки надевают лисьи шапочки (маски или береты), берут корзинку с «петушком», обегают кегли – «кустарники», пробегают по скакалке – пересекают «ручеёк», перепрыгивают с «кочки» на «кочку» и возвращаются по прямой обратно, передавая атрибуты следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету и допустит меньше ошибок.

12. «Непоседливые козлята»
Команды выстраиваются на старте, разбившись парами. Расстоянии 5-8 метров от них устанавливаются кегли или стулья – «березки», вокруг которых необходимо будет оббежать. По сигналу ведущего первая пара игроков начинают двигаться, перепрыгивают друг через друга по принципу «чехарды», добираются до «березок», затем берутся за руки и возвращаются бегом в свою команду по прямой линии. Затем вступает в игру следующая пара игроков из команды. И так до тех пор, пока все пары игроков не пройдут маршрут.

13. «Пузырь, соломинка и лапоть»
Обе команды выстраиваются в колонны за линией старта. В игровом поле на расстоянии 5-8 метров кладутся обручи. Около игроков кладутся по шару (мячику) и гимнастической палке.
В этой эстафете от игроков требуется с помощью гимнастической палки провести воздушный шар на некоторое расстояние и загнать его в обруч. По сигналу первый игрок каждой команды доводит шар до обруча, оставляет в обруче шар и палку и возвращается в свою команду. Второй игрок этой же команды добегает до обруча, берет гимнастическую палку и, толкая воздушный шар назад к линии старта, возвращается в свою команду. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

14. «Весёлые поросята»
Игроки каждой команды вновь разбиваются на пары. Необходимый реквизит: два надутых шара (легких мячей), две кегли в игровом поле на расстоянии 3-5 метров от линии старта. По сигналу ведущего первая пара зажимает воздушный шар между носами (легкий мяч между лицами двух игроков) и двигается до кегли, которую надо обогнуть и, двигаясь тем же способом, вернуться обратно. Только за линией старта шар или мяч руками передается следующей паре игроков своей команды. Во время следования дотрагиваться к шару или мячу нельзя! Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету и допустит меньше ошибок.

15. «Кто быстрее вытащит репку» (Перетягивание каната)
Для игры понадобится четное число игроков, но не более 10 человек в команде (желательно равное количество мальчиков в каждой команде или в этой эстафете - силовом конкурсе могут принять участие команды только мальчиков). На расстоянии 6-8 метров от линии старта отчерчивается черта, на которую посередине кладется легкий канат. По середине каната привязывается бант или рисунок репки. От этой черты на расстоянии 1,5 - 2 метра для каждой команды кладутся обручи. Во время игры канат может придерживать и ведущий.
По сигналу первый участник («дед») от каждой команды бежит к своему обручу и занять свое место возле каната в обруче. Как только он занял нужное место, бежит второй участник («бабка») и занимает место в обруче у каната. За ним бежит третий участник («внучка») - и т.д. Как только все участники одной из команд собрались у каната в обруче, они пытаются перетянуть «репку» на свою сторону. Это и является сигналом к перетягиванию. Команде, игроки которой запоздали, приходится противостоять противникам в неполном составе. Отставшие персонажи присоединяются к ним в порядке, установленном правилами. Выигрывает та команда, которая быстрее перетянет канат в свой обруч, т.е. сорвет или достанет «репку» - бант или рисунок.
***
(Источник – Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3–4 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 315 с.)
***

Добавлено (30.07.2011, 09:22)
---------------------------------------------
«По стране Литературных Героев».
(Шуточная викторина)


1. В Стране Литературных Героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна — нет. Что ото за Алисы, и из каких они литературных произведений? (Умели играть в шахматы — Алиса Селезнева — «девочка из будущего». К. Булычев «Сто лет тому вперед». Алиса, ко-торая побывала в Зазеркалье. Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье». А не умела — лиса Алиса. А. Толстой «Золотой клю-чик, или Приключения Буратино»).

2. Как звали зверя, поселившегося в доме у Кенги, всегда получавшего на завтрак, обед и ужин рыбий жир и пытавшегося стать другом Винни-Пуха? (Тигра. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»).

3. Самая сильная девочка на свете? (Пепни).

4. Правитель страны, в которой жил Чиполлино? (Лимон).

5. Песик, которому крокодил Гена и Чебурашка помогли найти друга? (Тобик. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

6. Старик из сказочной повести Д. Родари «Приключения Чиполлино», который строил себе дом? (Тыква).

7. Музыкант из Цветочного города? (Гусля).

8. Утка доктора Айболита? (Кика).

9. Владелец балаганчика из книги Ю. Олеши «Три толстяка», в котором выступал гимнаст Тибул? (Боб).

10. Добрая волшебница Розовой страны из сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Стелла).

11. О ком написаны эти строки?
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.
(О старике. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

12. О ком эти строчки?
Кто в глаза ему смеется.
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
(О Елисее. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

13. О ком эти строчки?
Целый день сегодня шью, я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, — будет и тебе одежка.
(О портнихе. Б. Заходер «Портниха»).

14. О ком эти строчки?
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы.
(О булочнике. Д. Родари «Булочник»).
***


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Nikolay Дата: Среда, 14 Мар 2012, 15:14 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Особенности внеурочной проектной деятельности в начальных классах

В разделе «Внеклассная проектная деятельность» Примерных программ начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:
• результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
• числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
• числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
• набором и иерархией ролей;
• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
• необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом<…>».

Методика работы над проектами в 3 – 4-х классах

В письме Департамента образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы» разводятся понятия исследовательской и проектной деятельности учащихся:
«Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования <…>. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу».
Таким образом, согласно определения известного педагога А. В. Горячева, проектная деятельность в начальной школе – это «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». В 3 – 4-х классах такая деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами, разработанные учеными и апробированные многими учителями практиками:

1 этап. Погружение в проект
Выбор и формулирование проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем «это», то получится «то»», «Если «это» заменить на «то», то получится новое, а именно…» и т.д.

2 этап. Организационный
На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап, в некоторых случаях, может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.
В настоящее время многими учителями используются, так называемые, проектные папки, как один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:
- паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;
- вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;
- эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
- материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.

Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя (лей) проекта и научного консультанта (ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.

5 этап. Защита проекта (презентация)
Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается речь или доля участия в проекте каждого ученика.

6 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.

Примерные критерии оценок проектной деятельности (проекта, т.е. готового продукта).
1-й вариант:

- самостоятельность работы над проектом;
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- выразительность выступления и культура речи;
- степень раскрытия содержания проекта в презентации;
- использование средств наглядности, технических средств и ИКТ;
- качество ответов на вопросы.

2-й вариант:
- важность и практическая значимость темы проекта;
- глубина исследования проблемы;
- оригинальность предложенных решений;
- качество выполнения материала (готового продукта);
- убедительность и качество презентации.

Пятый и шестой этапы, пожалуй, самые сложные, так как именно здесь выявляются степень социальной значимости проделанной работы, чувства личной и коллективной ответственности, удовлетворенности или разочарования результатами труда, осознания себя, как индивида в общей социально-значимой деятельности классного (школьного) коллектива. Именно на этом этапе учителю важно так построить процесс рефлексии, чтобы у каждого участника проектной деятельности обязательно появилась позитивная мотивация к дальнейшей социально-значимой, исследовательской или частично-экспериментальной деятельности.

Тематика и методика проектной деятельности по математике, русскому языку и литературному чтению в 3 – 4-х классах

В материалах стандарта второго поколения предложена новая примерная (базисная) программа по математике, которая включает раздел «Рекомендации по внеурочной деятельности учащихся», направленной на расширение и углубление математических представлений учащихся начальной школе. Внеурочная деятельность по математике предполагает три направления: участие в кружковой работе, факультативных занятиях и проектная деятельность.

Примеры работы над проектами по математике

Тема: Математические развлечения
Примеры подтем: Игры с числами; Логические задачи; Старинные задачи; Логические игры; Невозможные рисунки; Магические квадраты; Фокусы с числами; Развёртки.
Примеры проектов:
• Лист Мёбиуса
• Бумажный домик с мебелью
• Бумажные макеты транспорта (самолёты, корабли, машины)
• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре)
• Конкурс математических развлечений
• Энциклопедия математических развлечений
• Математический праздник

Тема: Логические игры
Примеры подтем: Шашки; Шахматы; Калах; Нарды; Уголки; Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске); Морской бой; Логические игры в древней истории; Логические игры в книгах; Логические игры в фильмах; Забытые игры;
Примеры проектов:
• Чемпионаты класса по одной или нескольким играм
• Постановка спектакля «Алиса в Зазеркалье»
• Комплекты для игр
• Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур
• Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам
• Книга о логических играх

Тема: Математика вокруг нас
Примеры подтем: Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Примеры проектов:
• Макеты зданий из простых геометрических тел
• Конкурс на самый экономный раскрой
• Книга о математике в древнем мире
• Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»
• Постановка по книге о числах (например, «Три дня в Карликании»)
• Коллекция самодельных измерительных приборов

Тема: Шифры
Примеры подтем: Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
• Игра «Поиск сокровищ»
• Конкурс дешифраторов
• Создание приспособления для шифрования
• Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки»)
• Обзор способов шифрования

Тема: Узоры
Примеры подтем: Узоры в древней Греции; Узоры в древнем Риме; Узоры в древнем Египте; Узоры в древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узоры в оформлении книг; Магические узоры.
Примеры проектов:
• Вышивка с узорами
• Энциклопедия узоров
• Украшение класса узорами
• Демонстрация моделей одежды с узорами
• Выставка оружия с узорами и реконструкция боя
• Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами
• Исследование: узоры в истории нашего края
• Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе
• Программа создания узоров на компьютере

Тема: Стратегии
Примеры подтем: Игры с выигрышными стратегиями; Стратегии в играх; Стратегии в спорте; Стратегии в компьютерных играх; Стратегии в жизни (стратегии поведения); Боевые стратегии; Стратегии в древности; Стратегия в рекламе.
Примеры проектов:
• Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии»
• Коллекция игр с выигрышными стратегиями
• Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям
• Спортивные командные игры
• Рекламные ролики и плакаты.

В примерной (базисной) программе по русскому языку стандартов второго поколения предложен проект «Занимательная топонимика», который предполагает изучение истории названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц родного региона (области, края, района). При этом можно конкретизировать:
• проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);
• проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».

В 3 - 4-х классах уместно использование проектов по русскому языку с элементами исследования. Например, «Заимствование в русском языке местного говора», «Национальный фольклор и русский язык», «Заимствование в русском языке иностранных слов», «Взаимодействие русского языка и языков народов и народностей, проживающих в нашем регионе», «От культуры языка к межкультурному согласию» и прочие. В данном случае предполагаются межпредметные проекты: русский и иностранный языки, литературное чтение, окружающий мир. Ребятам предлагается исследовать влияние различных языков или говора малых народов (народностей), проживающих в данном регионе (городе, селе, области, края, республики) на развитие русского (родного) языка. Русский язык не мыслим без языков малых народов России.

В этой связи с четвероклассниками уместна исследовательская деятельность, посвященная Международному Дню родного языка (21 февраля), отмечаемого во всем мире с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия, сохранения всех языков народов мира. Мотивацией к проектной деятельности по данной проблеме могут послужить такие факты: по оценкам ЮНЕСКО из примерно 6000 языков, существующих сегодня в мире, не менее трети могут исчезнут уже в XXI столетии. Существует только восемь языков, на которых говорят более ста миллионов человек. Около 2,5 миллиардов человек рождены в районах с национальными языками/диалектами, большинство из них одноязычно, и поэтому язык играет огромную роль и пронизывает все сферы их жизни.

Внеурочная деятельность в рамках литературного образования может быть представлена в виде перечня различных проектов по темам читаемых и изучаемых произведений, а также через различное содержание кружковой работы.

Перечень возможных проектов и их содержание по литературному чтению

Тема: Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки).
Проекты: Создание сборника пословиц и поговорок; Создание сборника побасенок; Создание сборника загадок; Викторина; Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: Сказки
Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); Герои сказок в лепке; Герои сказок в рисунках; Создание костюмов для сказочных персонажей; Создание спектакля по мотивам одной из сказок; Создание собственных сказок; Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками»

Тема: Произведения русских поэтов XIX века
Проекты: Создание коллажа по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарование!»; Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов; Создание сборника стихов русских поэтов XXI века;

Тема: Никто не забыт, ничто не забыто.
Проекты: Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто»; Малая конференция: обсуждаемые вопросы:
1. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?
2. В каких из этих произведений рассказывается о детях?
3. Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг.
4. Как складывается судьба этих героев?
5. Что вы знаете об авторах этих произведений?
Создание сборника произведений о войне; Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»

Тема: Моя Родина
Проекты: Сборник произведений о Родине; Создание коллажа «Моя Родина»; Подготовка читательской конференции: Темы выступлений:
1. Образ родины в картинах художников.
2. Образ родины в произведениях прозаиков и поэтов;
3. Образ родины в произведениях композиторов

Тема: Былины
Проекты: Создание выставки книг; Создание сборника былин; Подготовка аудиоальбома.

Тема: Любимые писатели, герои, произведения
Проекты: Подготовка к параду живых героев; Викторина по произведениям любимых писателей; Драматизация лучших фрагментов книг; Создание сборника любимых произведений.
Проектная деятельность уместна и во время учебного процесса. Например, проекту о русских народных сказках можно посвятить четыре урока. При этом учитель может сформулировать педагогические цели на весь блок учебных занятий:
- учить восприятию художественного произведения: сравнение персонажей сказок, обобщение представлений о сказках; выделение слов, характеризующих персонажей, понимание роли и речи героя;
- развивать творческую деятельность школьников: составление отзывов о прочитанных книгах, инсценирование произведений;
- воспитывать любовь к чтению и интерес к литературному чтению.

1 урок. Погружение в проект. Сообщается тема урока, активизируются знания ребят по теме, задаются проблемные вопросы: «Можно ли назвать лису доброй и умной?», «Чему учат нас русские народные сказки?». Учащиеся получают задание подобрать сказки о животных, обратить внимание на то, какие имена дают сказочным героям.

2 урок Чтение сказок, их пересказывание. Выделение основных героев народных и литературных сказок. Формирование из учащихся класса 4-х групп (лиса, волк, заяц, медведь). Планирование дальнейшей работы: постановка задач, обсуждение плана работы, распределение обязанностей в группах.

3 урок. Обсуждение предложений и информации в группах, корректировка работы учителем (по необходимости). Составление вопросов для литературной викторины.

4 урок. Презентация работ. Подводится итог проделанной работе группе и каждого ученика.
***


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Nikolay Дата: Среда, 14 Мар 2012, 15:17 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Нетрадиционные олимпиадные задания по математике для 3–х классов

Вариант №1 – без ответов
1. В трёхзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все три цифры различные. Найди это число.
2. В двух вагонах пригородного электропоезда ехало 65 пассажиров. На станции из первого вагона вышли 3 человека, из второго в 4 раза больше. После этого в вагонах пассажиров стало поровну. Сколько пассажиров ехало в каждом вагоне до остановки?
3. Девочка начертила две прямые линии. На одной она отметила 2 точки, а на другой - 3. Всего получилось 4 точки. Как так полупилось? Начерти ответ.
4. Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза? Приведи числовой призер.
5. Установите правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его, записав ещё 3 числа: 3,5,9,17,33,...,...,…
6. 3 ящика конфет и 5 ящиков печенья стоят 1350 рублей, а 3 ящика конфет и 8 ящиков печенья стоит 1800 рублей. Сколько стоят 1 ящик печенья и 1 ящик конфет?
7. Второклассникам надо посадить один ряд яблонь. Длина этого ряда 30 м., расстояние между яблонями 3 м. Сколько надо заготовить саженцев яблонь для посадки?
8. Полтрети числа - 100. Что это за число?

Вариант №2 – без ответов
1. Напиши выражение, значение которого равно 54, используя цифры 1,2,3,4,5.
2. Найди периметр прямоугольника, состоящего из трех квадратов. Сторона одного квадрата - 6 см., а двух других квадратов по 3 см.
3. Когда в Риге 9 часов, в Перми - 11 часов. Когда в Перми 11часов, в Якутске - 17. Какое время в Якутске, когда в Риге 12 часов?
4. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании, причём никакие два мальчика не делили между собой одно и тоже место. На вопрос, какие места заняли ребята, трое ответили: Коля - не первое и не четвёртое; Боря - второе; Вова - не был последним. Какое место занял каждый из мальчиков?
5. Мама купила 2 кг. яблок, половину отдала сыну и половину - дочери. Может ли такое быть, что сын съел больше яблок? Да или нет? Если да, то напиши, при каких условиях это возможно.
6. Мама купила в магазине 3 кг. апельсинов и разложила их в 3 пакета поровну. Может ли такое быть, что в пакетах оказалось разное количество апельсинов. Да или нет? При каких условиях это возможно?
7. Решите занимательную задачку:
По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов.
Подсчитать я также смог, что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то индюки и жеребята,
А теперь вопрос таков: сколько было индюков?
Спросим также у ребят: сколько было жеребят?
8. Аня, Таня и Ваня собирали марки о космосе. У Ани и Тани вместе 45 марок о космосе, у Тани и Вани 55 марок. Могли ли собрать вместе Аня и Ваня 75 марок о космосе?

Вариант №3 - с ответами
1. На пришкольном участке работало 9 бригад. Две из них объединили вместе. Сколько стало бригад?
Ответ: 8 бригад.
2. В городском автобуче было 5 свободных мест. На остановке никто не вышел, но вошло 7 человек. Свободных мест осталось только 2. Сколько человек из вошедших осталось стоять?
Ответ: 4 человека.
3. У каждого двузначного числа нашли произведение цифр, потом у каждого такого произведения подсчитали сумму цифр. Какая сумма самая большая?
(А) 9; (В) 11; (С) 13; (D) 15; (Е) 18.
Ответ: (С) 13, т.к. большие цифры (7, 8 и 9) встречаются в таблице умножения совсем редко и никогда не встречаются вместе. Следовательно, двузначное число, которое дает наибольший результат, это 77 (7 × 7=49, а 4 + 9=13).
4. На какое число надо разделить 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
Ответ: 87912: 4=21978.
5. Перед третьеклассником Денисом в конце августа встала проблема: 1 резинка, 2 карандаша и 3 блокнота стоят 38 руб. 3 резинки, 2 карандаша и 1 блокнот стоят 22 руб. сколько стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота?
Ответ: Комплект стоит 15 руб., т.к. 4 резинки, 4 карандаша и 4 блокнота 38+22=60 руб. Один комплект стоит 60 : 4=15 руб.
6. Масса чемодана больше чем масса портфеля на 1 кг. Какова масса чемодана с грузом, если масса портфеля с тем же грузом 3 кг?
Ответ: 4 кг.
7. Как сказать правильно: 7 + 5 = одиннадцать или адиннадцать?
Ответ: 12.
8. Три школьные футбольные команды участвуют в соревнованиях. Каждая команда проводит по одной игре с двумя другими. Сколько игр должно быть сыграно?
Ответ: 3 игры.

Вариант №4 - с ответами
1. Сколько всего вершин у четырех кубиков?
(А) 32; (Б) 24; (В) 16; (Г) 12; (Д) 4.
Ответ: (А) 32.
2. В пятиэтажном доме в каждом подъезде на каждом этаже расположено по 4 квартиры. На каком этаже находится квартира с номером 71?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
Ответ: (В) 3.
3. Антон подсчитал число дней в двух идущих подряд месяцах. Какое число он не мог получить?
(А) 62; (Б) 60; (В) 58; (Г) 59; (Д) 61.
Ответ: (В) 58.
4. В одном из зоопарков живет странный австралийский ленивец, который большую часть своей жизни проводит на дереве. Однако, если месяц начинается и кончается одним и тем же днем недели, то он, почему-то, слезает с дерева на весь этот месяц. Сколько месяцев с начала 2005 года по конец 2015 года проведет в путешествиях этот удивительный ленивец?
(А) 1; (В) 2; (С) 4; (D) 12; (Е) 24.
Ответ: (В) 2. Месяц может начинаться и кончаться одним днем недели только в том случае, когда количество дней в нем при делении на 7 дает остаток 1. Таким месяцем является только февраль високосного года. В указанном периоде только два високосных года – 2008 и 2012, следовательно, этот странный ленивец будет путешествовать два месяца.
5. Дан ряд чисел: 315, 296, 2 359, 400, 3 657, 10 020, 215, 6 371.
1) Верно ли, что самое большое число в этом ряду – это 10 020? Ответ: да
2) Верно ли, что в этом ряду ровно 2 четырехзначных числа? Ответ: нет
6. Верно ли:
а) решен данный пример: 48 : 4 – 5 = 7. Ответ: да
б) что произведение числа 312 на разность чисел 36 и 23 можно записать так: 312 × (36 – 23)? Ответ: да

Вариант №5 - с ответами
1. Верно ли решены примеры?
1) 36 : 4 + 2 = 12. Ответ: нет
2) 133 – 35 : (26 – 19) = 128. Ответ: да
2. Даны два числа 345 и 123.
1) Верно ли, что второе из них на 222 меньше первого? Ответ: нет
2) Верно ли, что их сумма на 264 больше их разности? Ответ: да
3. Произведение цифр двузначного числа не может равняться (А) 40; (Б) 36; (В) 20; (Г) 13; (Д) 12.
Ответ: (Г) 13.
4. Верно ли:
а) что число 100110 читается так: сто тысяч одиннадцать? Ответ: нет
б) что сумма двух пятизначных чисел – всегда пятизначное число? Ответ: нет
5. Из 24 красных и 18 белых роз составляют букеты. В каждом букете должно быть 3 красных и 3 белых розы. Какое наибольшее число букетов можно сделать?
Ответ: 6 букетов.
6. Для школы куплено 17 столов и несколько шкафов, всего на 2716 руб. Стол стоил 56 руб., а 4 шкафа стоили столько, сколько 9 столов. Сколько шкафов куплено?
Ответ: 14 шкафов.

Вариант №6 - с ответами
1. Найди пропущенное число в каждом выражении двумя способами:
214 × 83 + … × 214 = 20330
16914 : (6 × ….) = 706
Ответ: в первом случае – 12, во втором – 4.
2. Учитель выложил на стол несколько пятиугольников и шестиугольников.
1) Верно ли, что если пятиугольников 13, а шестиугольников 9, то всего у них 129 вершин? Ответ: нет
2) Верно ли, что если пятиугольников 5, то общее число вершин может быть равно 37? Ответ: да
3. Дан ряд чисел: 378, 5309, 10365, 578, 97, 556, 421, 823.
1) Верно ли, что в этом ряду есть число пятьсот тридцать девять? Ответ: нет
2) Верно ли, что среди этих чисел ровно три больше, чем 500, но меньше, чем 1000? Ответ: да
4. Как с помощью пяти цифр 5 и математических знаков действий записать число 100?
Ответ: (5+5+5+5) × 5 = 100
5. Вспомните известную басню Н.Крылова «Квартет»:
«Проказница Мартышка, Осел, Козел,
Да косолапый Мишка
Мишка затеяли сыграть Квартет…»
Для этого они сели кружком: Мартышка расположилась: напротив Медведя, а рядом с нею - Осел и Козел..
«Ударили в смычки, дерут, а толку нет».
Тогда Осел и Козел поменялись местами.
«Расселись, начали Квартет.
Он все-таки на лад нейдет».
Таким образом, они перепробовали все возможные варианты, причем Медведь всегда оставался на одном и том же месте. Сколько всего было вариантов расположения незадачливых музыкантов?
Ответ: 4 варианта.
6. Ответь на четыре шуточных вопроса-задачки:
а) Какой 2-й месяц весны?
б) Какой самый короткий месяц?
в) Сколько будет семь плюс семь делённое на семь?
г) Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варится 5 яиц?
Ответы: апрель; февраль; (7 + 7): 7=2; 4 минуты.

Вариант №7 - с ответами
1. Верно ли:
а) что если уменьшаемое равно 48, а вычитаемое равно 15, то разность равна 33? Ответ: да
б) что частное от деления суммы чисел 10 и 26 на число 12 можно записать так: (10 + 26) : 12? Ответ: да
2. Шутник Вася сказал однажды своим друзьям: «Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12». Какого числа у Васи день рождения?
Ответ: 31 декабря.
3. Стрекоза летит со скоростью 10 м/сек. Сколько км. она пролетит за 1 час?
Ответ: 36 км.
4. С одного участка виноградника собрали 480 кг. винограда, а с другого – в 3 раза больше. Весь виноград разложили в ящики по 12 кг. в каждый. Четвёртую часть собранного винограда отправили в магазин, а шестую часть остатка – в школы и детские сады. Сколько ящиков с виноградом отправили в школы и детские сады и сколько ящиков с виноградом ещё осталось?
Ответ: 20 ящиков отправили, а 100 ящиков осталось.
5. Чайный сервиз состоит из чайника, шести чашек и двух вазочек. В магазин привезли некоторое количество полных сервизов, всего 180 предметов. Верно ли:
а) что в магазин привезли ровно 20 вазочек? Ответ: нет
б) что чашек привезли в три раза больше, чем всех остальных предметов? Ответ: нет
6. Счетчик автомобиля показывал 12921 км. Через 2 часа на счетчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
Ответ: Число 13031. Решение: 13031- 12921= 110 (км). 110: 2=55 (км/час)

Вариант №8 - с ответами
1. Верно ли:
а) что в примере 216 : 4 + 5 × 2 можно так вставить скобки, что результат будет равен 48? Ответ: да
б) что число девятьсот девяносто девять тысяч на единицу меньше миллиона? Ответ: нет
в) что произведение двузначного числа на трехзначное всегда имеет пять цифр? Ответ: нет
2. На пришкольном участке работало 9 бригад. Две из них объединили вместе. Сколько стало бригад?
Ответ: 8 бригад.
3. В городском автобусе было 5 свободных мест. На остановке никто не вышел, но вошло 7 человек. Свободных мест осталось только 2. Сколько человек из вошедших осталось стоять?
Ответ: 4 человека.
4. На какое число надо разделить 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
Ответ: 87912: 4=21978.
5. Перед третьеклассником Денисом в конце августа встала проблема: 1 резинка, 2 карандаша и 3 блокнота стоят 38 руб. 3 резинки, 2 карандаша и 1 блокнот стоят 22 руб. сколько стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота?
Ответ: Комплект стоит 15 руб., т.к. 4 резинки, 4 карандаша и 4 блокнота 38+22=60 руб. Один комплект стоит 60 : 4=15 руб.
6. Масса чемодана больше чем масса портфеля на 1 кг. Какова масса чемодана с грузом, если масса портфеля с тем же грузом 3 кг?
Ответ: 4 кг.

Вариант №9 - с ответами
1. В танцевальном кружке занимались 25 мальчиков и 19 девочек. Каждую неделю в группу приходят два новых мальчика и три новых девочки. Через сколько недель мальчиков и девочек в танцевальном кружке станет поровну?
(А) 6; (Б) 5; (В) 4; (Г) 3; (Д) 2.
Ответ: (А) 6 – через шесть недель.
2. У скольких трехзначных чисел сумма цифр равна 2?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
Ответ: (Г) 3.
3. Три школьные футбольные команды участвуют в соревнованиях. Каждая команда проводит по одной игре с двумя другими. Сколько игр должно быть сыграно?
Ответ: 3 игры.
4. Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?
Ответ: 8, 69, 88 и т.д.
5. На столе в вазе стоит букет из 4 цветков: красного, голубого, желтого и белого. Пчела садится на каждый цветок в букете только один раз. Она начинает с красного цветка и не перелетает с желтого сразу на белый. Сколькими способами пчела может облететь все цветы?
(А) 6; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.
Ответ: (Б) 4 – четырьмя способами.
6. В 2 часа дня в городе шел дождь. Можно ли ожидать, что через 10 часов в этом же городе будет солнечная погода? Почему?
Ответ: Нет, нельзя, так как через 10 часов будет 14 + 10 = 24 (часа), т.е. полночь.
7. Тройка лошадей пробежала за час 24 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
Ответ: Каждая лошадь пробежала 24 км.

Вариант №10 – без ответов
1. У Андрея и Бори вместе 11 орехов; у Андрея и Вовы - 12 орехов; у Бори и Вовы - 13 орехов. Сколько всего орехов у Андрея, Бори и Вовы вместе?
2. Хозяйка развела кур и кроликов. Всего у них 35 голов и 94 ноги. Сколько у хозяйки кур и сколько кроликов?
3. Расставьте знаки действий и скобки так, чтобы выполнялось равенство: 1 2 3 4 5 =100
4. Столовая получила 200 кг. фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг., а апельсинов и груш - 120 кг. Сколько яблок, апельсинов и груш в отдельности привезли в столовую?
5. Малыш и Карлсон сидели на крыше и наблюдали за голубями. На крыше сидело несколько голубей, когда на крышу село ещё 15 голубей, а когда улетело 18 голубей, на крыше осталось 16 голубей. Сколько голубей насчитали первоначально Малыш и Карлсон?
6. У Данилы в двух карманах 20 рублей. Когда из одного кармана в другой он переложил 6 рублей, то в обоих карманах денег стало поровну. Сколько денег было первоначально в каждом кармане? Обведи правильный ответ. 16 и 4 10 и 10 6 и 14.
7. Чтобы поставить забор, вкопали 20 столбов через 2 метра. Какой длины получился забор? Обведи правильный ответ. 40 м, 42 м, 38м
8. Имеется семь гирь массами: 1, 4, 16, 25, 36, 49, 64 г. Как их уравнять на чашечных весах?

Вариант №11 – без ответов
1. Догадайся, как можно вычислить периметр прямоугольника со сторонами 5см. и 7 см.? Обведи буквы вариантов правильных ответов кружком.
а) 5+7; в) 5+5+7+7 д) 5 • 2 + 7• 2;
б) 5 • 7; г) (5+7) • 2; е) 5+2 +7+2.
2. Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли все эти числа и найди сумму.
3. Подумай и реши задачу. Третьеклассник Василий решил помочь папе и взялся починить 2 пары ботинок. На каждый каблук Василий набьёт набойку, каждую набойку он прибьёт двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей понадобиться Василию? Запиши решение и ответ.
4. В одном из забегов на школьных спортивных соревнованиях бежало 8 мальчиков. Он финишировали, отставая друг от друга на 1 секунду. Какой результат показал последний мальчик, если первый пробежал дистанцию за 30 секунд?
1) 38 секунд; 2) 37 секунд; 3) 36 секунд
5. Продолжи ряд: 5, 7, 11, 17, 25, ___,____, ____.
6. Третьеклассник Егорка на уроке труда из куска проволоки согнул квадрат со стороной 6 см. Затем развернул проволоку и согнул из неё треугольник с равными сторонами. Какова получилась длина стороны треугольника у Егорки?
7. Когда из бочки с водой взяли 29 вёдер воды, а потом долили 26 вёдер, то там стало 36 вёдер воды. Сколько ведер воды было в бочке сначала?
8. На острове сокровищ пираты искали клад по карте, которую они тайком похитили из старого сундука. Согласно этой карте, надо пройти от старого дуба 120 шагов на север, потом 50 шагов - на юг, потом ещё 40 шагов – на север и ещё 110 шагов – на юг. Опереди пиратов, догадайся, где зарыт пиратский клад?
***


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Marussja Дата: Среда, 14 Мар 2012, 16:00 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2184
Награды: 81
Репутация: 107
Очень интересные идеи, Николай! Можно прямо брать сценарий и пользоваться!!!
Вот в первом у меня сомнения небольшие возникли. Тема ведь «Как Литературия с Грамматикой сдружилась». Наверное, нужны не отдельные грамматические и литературные конкурсы, а объединяющие и то , и другое.
Типа, как в мультике: помните? где правильно поставить запятую: Убить нельзя помиловать.
Но это мой взгляд.))) А так оченно интересно! непременно воспользуюсь идеями! Спасибо!!!!!! smile smile smile smile


Marina Kisser
Хочу надеятся на чудо
Мир моих увлечений
Конкурс "Я посвящу Весне сонеты...
 
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Творчество детей в 3-м и 4-м классе (Советы родителям, учителям и воспитателям)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: