Nikolay | Дата: Суббота, 30 Июл 2011, 10:17 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Статус:
| Особенности проектной деятельности в начальных классах
В разделе «Внеклассная проектная деятельность» Примерных программ начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1) направлены на достижение конкретных целей; 2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Проекты отличаются друг от друга: •результатом: — поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.); — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); •числом детей: — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); — работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); — коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.); •продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); •числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов); •набором и иерархией ролей; •соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; •необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.). Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом<…>».
Методика работы над проектами в 3 – 4-х классах
В письме Департамента образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы» разводятся понятия исследовательской и проектной деятельности учащихся:
«Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования <…>. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: - проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); - целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; - самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); - представление результатов своей деятельности и хода работы; - презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.) и т.д.
Таким образом, согласно определения известного педагога А. В. Горячева, проектная деятельность в начальной школе – это «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». В 3 – 4-х классах такая деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами, разработанные учеными и апробированные многими учителями практиками:
1 этап. Погружение в проект Выбор и формулирование проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем «это», то получится «то»», «Если «это» заменить на «то», то получится новое, а именно…» и т.д.
2 этап. Организационный На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап, в некоторых случаях, может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.
В настоящее время многими учителями используются, так называемые, проектные папки, как один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить: - паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления; - вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа; - эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии; - материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.
Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя (лей) проекта и научного консультанта (ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.
5 этап. Защита проекта (презентация) Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается речь или доля участия в проекте каждого ученика.
6 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия) Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.
Примерные критерии оценок проектной деятельности (проекта, т.е. готового продукта). 1-й вариант: - самостоятельность работы над проектом; - актуальность и значимость темы; - полнота раскрытия темы; - оригинальность решения проблемы; - выразительность выступления и культура речи; - степень раскрытия содержания проекта в презентации; - использование средств наглядности, технических средств и ИКТ; - качество ответов на вопросы.
2-й вариант: - важность и практическая значимость темы проекта; - глубина исследования проблемы; - оригинальность предложенных решений; - качество выполнения материала (готового продукта); - убедительность и качество презентации.
Пятый и шестой этапы, пожалуй, самые сложные, так как именно здесь выявляются степень социальной значимости проделанной работы, чувства личной и коллективной ответственности, удовлетворенности или разочарования результатами труда, осознания себя, как индивида в общей социально-значимой деятельности классного (школьного) коллектива. Именно на этом этапе учителю важно так построить процесс рефлексии, чтобы у каждого участника проектной деятельности обязательно появилась позитивная мотивация к дальнейшей социально-значимой, исследовательской или частично-экспериментальной деятельности. ***
Тематика и методика проектной деятельности по математике, русскому языку и литературному чтению в 3 – 4-х классах
В материалах стандарта второго поколения предложена новая примерная (базисная) программа по математике, которая включает раздел «Рекомендации по внеурочной деятельности учащихся», направленной на расширение и углубление математических представлений учащихся начальной школе. Внеурочная деятельность по математике предполагает три направления: участие в кружковой работе, факультативных занятиях и проектная деятельность.
Примеры работы над проектами по математике
Тема: Математические развлечения Примеры подтем: Игры с числами; Логические задачи; Старинные задачи; Логические игры; Невозможные рисунки; Магические квадраты; Фокусы с числами; Развёртки. Примеры проектов: •Лист Мёбиуса •Бумажный домик с мебелью •Бумажные макеты транспорта (самолёты, корабли, машины) •Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре) •Конкурс математических развлечений •Энциклопедия математических развлечений •Математический праздник
Тема: Логические игры Примеры подтем: Шашки; Шахматы; Калах; Нарды; Уголки; Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске); Морской бой; Логические игры в древней истории; Логические игры в книгах; Логические игры в фильмах; Забытые игры; Примеры проектов: •Чемпионаты класса по одной или нескольким играм •Постановка спектакля «Алиса в Зазеркалье» •Комплекты для игр •Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур •Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам •Книга о логических играх
Тема: Математика вокруг нас Примеры подтем: Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки. Примеры проектов: •Макеты зданий из простых геометрических тел •Конкурс на самый экономный раскрой •Книга о математике в древнем мире •Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты» •Постановка по книге о числах (например, «Три дня в Карликании») •Коллекция самодельных измерительных приборов
Тема: Шифры Примеры подтем: Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании. Примеры проектов: •Игра «Поиск сокровищ» •Конкурс дешифраторов •Создание приспособления для шифрования •Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки») •Обзор способов шифрования
Тема: Узоры Примеры подтем: Узоры в древней Греции; Узоры в древнем Риме; Узоры в древнем Египте; Узоры в древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узоры в оформлении книг; Магические узоры. Примеры проектов: •Вышивка с узорами •Энциклопедия узоров •Украшение класса узорами •Демонстрация моделей одежды с узорами •Выставка оружия с узорами и реконструкция боя •Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами •Исследование: узоры в истории нашего края •Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе •Программа создания узоров на компьютере
Тема: Стратегии Примеры подтем: Игры с выигрышными стратегиями; Стратегии в играх; Стратегии в спорте; Стратегии в компьютерных играх; Стратегии в жизни (стратегии поведения); Боевые стратегии; Стратегии в древности; Стратегия в рекламе. Примеры проектов: •Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии» •Коллекция игр с выигрышными стратегиями •Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям •Спортивные командные игры •Рекламные ролики и плакаты. ***
Перечень возможных проектов и их содержание по литературному чтению
Тема: Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки). Проекты: Создание сборника пословиц и поговорок; Создание сборника побасенок; Создание сборника загадок; Викторина; Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Тема: Сказки Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); Герои сказок в лепке; Герои сказок в рисунках; Создание костюмов для сказочных персонажей; Создание спектакля по мотивам одной из сказок; Создание собственных сказок; Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками»
Тема: Произведения русских поэтов XIX века Проекты: Создание коллажа по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарование!»; Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов; Создание сборника стихов русских поэтов XXI века;
Тема: Никто не забыт, ничто не забыто. Проекты: Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто»; Малая конференция: обсуждаемые вопросы: 1. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? 2. В каких из этих произведений рассказывается о детях? 3. Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг. 4. Как складывается судьба этих героев? 5. Что вы знаете об авторах этих произведений? Создание сборника произведений о войне; Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»
Тема: Моя Родина Проекты: Сборник произведений о Родине; Создание коллажа «Моя Родина»; Подготовка читательской конференции: Темы выступлений: 1. Образ родины в картинах художников. 2. Образ родины в произведениях прозаиков и поэтов; 3. Образ родины в произведениях композиторов
Тема: Былины Проекты: Создание выставки книг; Создание сборника былин; Подготовка аудиоальбома.
Тема: Любимые писатели, герои, произведения Проекты: Подготовка к параду живых героев; Викторина по произведениям любимых писателей; Драматизация лучших фрагментов книг; Создание сборника любимых произведений. Проектная деятельность уместна и во время учебного процесса. Например, проекту о русских народных сказках можно посвятить четыре урока. При этом учитель может сформулировать педагогические цели на весь блок учебных занятий: - учить восприятию художественного произведения: сравнение персонажей сказок, обобщение представлений о сказках; выделение слов, характеризующих персонажей, понимание роли и речи героя; - развивать творческую деятельность школьников: составление отзывов о прочитанных книгах, инсценирование произведений; - воспитывать любовь к чтению и интерес к литературному чтению. 1 урок. Погружение в проект. Сообщается тема урока, активизируются знания ребят по теме, задаются проблемные вопросы: «Можно ли назвать лису доброй и умной?», «Чему учат нас русские народные сказки?». Учащиеся получают задание подобрать сказки о животных, обратить внимание на то, какие имена дают сказочным героям. 2 урок. Чтение сказок, их пересказывание. Выделение основных героев народных и литературных сказок. Формирование из учащихся класса 4-х групп (лиса, волк, заяц, медведь). Планирование дальнейшей работы: постановка задач, обсуждение плана работы, распределение обязанностей в группах. 3 урок. Обсуждение предложений и информации в группах, корректировка работы учителем (по необходимости). Составление вопросов для литературной викторины. 4 урок. Презентация работ. Подводится итог проделанной работе группе и каждого ученика. ***
Модель комплексного проекта для одаренных четвероклассников и пятиклассников
Данный межпредметный проект (исследовательская деятельность) предполагает работу, рассчитанную на учебную четверть (на один или два месяца) с участием учителей начальных классов (по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, история) и учителей иностранного языка с одаренными четвероклассниками (заинтересованными в данной проблеме) за счет учебных часов, отводимых на внеучебную работу или на предметном кружке.
В работе над проектом можно использовать два подхода: комбинирование микрогрупп из учеников 4 – 5-х классов или только с четвероклассниками, но с привлечением заинтересованных родителей или старшеклассников. Сложность исполнения проекта заключается в её исследовательском характере (анкетирование, опрос жителей села (города) и представителей учреждений, изучение специальной литературы, сравнение и анализ).
Тема проекта: «Взаимодействие наций, народностей и их языка в межкультурной коммуникации нашего края» (уточняется термин «нашего» - точное название города, села или района, области или конкретного региона).
Объектом исследования выступают различные нации и этнографические группы жителей данного региона (города, села, района, области и т.д.) Предметом исследования является изучение этнокультурных традиций и функционирования наиболее многочисленных наций и этнографических групп; факторы, влияющие на проблемы сохранения культуры и традиций многонационального состава жителей данного региона (города, села, района и т.д.) и динамика проблем изучения родного и других языков среди подростков. Территориальные рамки исследования должны охватывать пределы только заявленной в теме территории. Хронологические рамки исследования должны включать определённый исторический период, например, конец XX - начало XXI веков или конкретные годы. Цели исследования (проектной деятельности): 1. Исследовать причины, влияющие на сохранение и пропаганду национальных традиций и обычаев жителей данного региона. 2. Сформировать основные понятия и принципы взаимодействия наций, народностей и их языка в межкультурной коммуникации данного региона. 3. Разработать новые подходы к формированию межкультурной компетенции младших (старших) подростков (молодежи) в культурно-духовной сфере жизнедеятельности данного региона. Задачи исследовательской (проектной) деятельности: 1. Провести мониторинг населения и национального состава жителей выбранного региона за определённый срок (указанный в хронологических рамках) посредством анализа статистических данных разных лет. 3. Организовать исследования проблем и основных факторов, влияющих на формирование межкультурной коммуникации жителей данного региона. 4. Проанализировать характер проблем преподавания родного и иностранных языков в учебных заведениях данного региона
Гипотеза исследовательской (проектной) деятельности: 1. Миграционные проблемы, социально-политическая ситуация в данном регионе и негативные факторы мирового экономического кризиса негативно (позитивно) влияет на проблемы сохранения и пропаганды родного языка, культуры, традиций и обычаев коренного населения жителей данного региона 2. Только целенаправленная согласованная государственная и региональная национальная и социальная политика, взаимопонимание и тесное взаимодействие государственных органов, представителей власти, творческой интеллигенции, правоохранительных органов, представителей этнических, религиозных и национальных конфессий и общественных объединений данного региона может дать позитивные результаты межнационального спокойствия, сохранения и пропаганды культуры всех национальностей жителей данного региона. 3. Межкультурная компетентность, владение родным и иностранными языками, знание культуры, традиций и обычаев своего народа, Малой Родины и стран изучаемого языка, культура межнационального общения являются основным условием участия младших школьников (подростков, молодежи) конкретного села (города) в международной межкультурной коммуникации.
Этапы работы над проектом. Во-первых, проанализировать степень изученности данной проблемы в научно-популярной литературе; определиться с новизной выбранной темы, теоретической и практической значимостью предполагаемого результата (отчета, методических рекомендаций, итоговой статистической справки и т.д.). Главное – убедиться в актуальности проекта; определиться, кому и почему нужны результаты исследования? Далее, сформировать микрогруппы по определенной тематике. Это могут быть следующие группы: - «Демографы» - исследование изменений демографического состава населения в данном регионе (естественный прирост населения) за установленный период: - «Социологи-этнографы» - исследование изменения национального состава населения данного региона за определённый в проекте исторический период; - «Теоретики-этнографы» - изучение литературы (СМИ) о демографии и этническом составе населения в данном регионе, динамике её изменения; - «Социологи – практики» - проводящие опрос, анкетирование среди учащихся школы и учителей, родителей и жителей данного города (села) о влиянии на родной (русский) язык языка других национальностей, проживающих (прибывших) в данном регионе. Здесь учителям обязательно надо помочь ребятам с формулированием корректных вопросов анкет или интервью, не побуждающих к национальной розни среди населения и учащихся; - «Ученые – теоретики» - моделирующие на основе представленных всеми микрогруппами статистических, теоретических и практических фактов (материалов) конкретные выводы и предложения. Возможны и другие названия микрогрупп и определение конкретных целей деятельности. Работа микрогрупп проходит в тесном взаимодействии с учителями и заинтересованными родителями не менее чем в течении месяца.
Полученный материал можно оформить по следующим направлениям (папкам, отчетам, рефератам): 1. Социально-этнические и демографические проблемы культурно-духовной сферы жизнедеятельности населения данного региона (города, села, района и т.д.). При этом возможны следующие выводы: 1. В (конкретный временной период) в (городе, селе, районе и т.д.) увеличилось число жителей (указать конкретные национальности). В настоящее время самыми многочисленными народами и народностями, проживающими в (городе, селе, районе и т.д.) являются (перечислить самые многочисленные народности данного края). 2. Нестабильность демографической ситуации и миграционные процессы в (городе, селе, районе и т.д.) отрицательно влияют на сохранение и пропаганду народных традиций многонационального коренного населения (города, села, района и т.д.), стабилизацию межнациональной ситуации и межкультурную коммуникацию. 2. Анализ состояния обучение детей и молодежи на родном и иностранных языках в (городе, селе, районе и т.д.).
Возможны следующие выводы: 1. Обучение детей и молодежи во всех учебных заведениях любого вида и типа (города, села, района и т.д.) ведется на родном – русском языке. За последние (конкретный временной срок) увеличение числа обучающихся произошло за счет переселенцев и эмигрантов, что не характерно для (города, села, района и т.д. Или указать другую главную причину). Всего в (городе, селе, районе и т.д.) обучаются дети школьного возраста около (конкретная цифра) национальностей. 2. Людям всех национальностей предоставлены равные права в области образования. Дети эмигрантов имеют все права обучаться в школах (города, села, района и т.д.).. Обучение детей и молодежи из семей эмигрантов усложнено по причине слабого владения большинства эмигрантов (беженцев) русским языком. Коренным жителям разных народностей в некоторых регионах (школах, селах, городах) предоставлено право обучаться на родном языке. 3. Во всех учебных заведениях ведется обучение иностранным языкам, в основном английскому (указать и другие языки, если таковы есть). Вместе с тем, специализированных средне-специальных и высших учебных заведений для углубленного изучения других (кроме английского) языков мира недостаточно. 4. Среди подростков (молодежи данного города, села, района и т.д.) в основном сформирована мотивация к изучению родного языка, толерантного отношение к другим языкам и традициям многонационального состава жителей (городе, селе, районе и т.д.). Хотя для овладения иностранной речью, свободного вхождения подростков (молодежи) в международную межкультурную коммуникацию количество часов на преподавание иностранных языков в учебных заведениях (города, села, района и т.д.) недостаточно. 3. Межкультурная коммуникация и межнациональные отношения в (городе, селе, районе и т.д.).
Возможны следующие выводы: 1. Гипотеза исследования подтверждается в том, что только целенаправленная согласованная государственная и региональная национальная, социальная и демографическая политика, взаимопонимание и тесное взаимодействие государственных органов, представителей власти, творческой интеллигенции, правоохранительных органов, представителей этнических, религиозных и национальных конфессий и общественных объединений (города, села, района и т.д.) может дать позитивные результаты межнационального спокойствия в (городе, селе, районе и т.д.), сохранения и пропаганды культуры всех национальностей жителей (города, села, района и т.д.). 2. В образовательных учреждениях (города, села, района и т.д.) обучаются учащиеся и студенты различных национальностей, которые несут в себе духовность разных народов и своеобразную этническую культуру, систему духовно-нравственных ценностей. Поэтому, на наш взгляд, одной из главных задач является разработка школьных программ (спецкурсов, факультативов) по формированию культуры межнационального взаимодействия - ознакомление с культурой и историей, традициями и обычаями совместно проживающих народов. 3. При разработке образовательных и воспитательных программ по формированию у учащихся культуры межнационального взаимодействия и межкультурной коммуникации нужно учитывать традиции и обычаи, национальные особенности различных народов, проживающих в данном регионе (области, крае, республике). Во время презентации своих материалов, необходимо прийти к выводу, что комплексное изучение проблемы, собранный материал имеет особую теоретическую значимость: 1. Представлена наиболее полная демографическая картина (города, села, района и т.д.) за последние (конкретный временной срок) лет, приспособленная при этом к широкому использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждениях. 2. Выявлены основные факторы, влияющие на возрождение и пропаганду культуры всех национальностей жителей (города, села, района и т.д.). 3. Доказана необходимость особого внимания со стороны населения и административных органов к межнациональным проблемам в (городе, селе, районе и т.д.) 4. Анализ ситуаций по многим проблемам, научные подходы к их разрешению, ссылки на различные источники могут стать основой для подготовки научных статей, выступлений, докладов как учащихся младших классов, так и старшеклассников общеобразовательных учреждений (города, села, района и т.д.).
Практическая значимость результатов исследования: 1. Материалы исследования изобилуют аналитическими и статистическими данными по проблемам демографии, образования, миграции, социальной антропологии, межэтнических и межконфессионных взаимоотношений, которые могут быть использованы при обучении учащихся общеобразовательных школ (города, села, района и т.д.) 2. Материалы исследовательской работы носят толерантный, социально-этнический характер и проникнуты глубоким мотивационным потенциалом к изучению подростками и молодыми людьми родного и иностранных языков; культуры, обычаев и традиций населения многонационального (города, села, района и т.д.) Если проектная деятельность будет организована правильно, то материалы исследования могут действительно стать актуальными и полезными не только для младших школьников, но и учителей, старшеклассников и родителей учащихся данной школы, лицея гимназии или учреждения дополнительного образования. *** По материалам книг Н.Ф. Дик
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |