[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Развивающие игры на основе литературных произведений. (Алгоритмы создания развивающих игр)
Развивающие игры на основе литературных произведений.
Томская Дата: Суббота, 16 Мар 2013, 20:37 | Сообщение # 1
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Дорогие друзья!
Хочу поделиться с вами своим наработками в области интеллектуального развития детей. В своё время мне показалось важным не просто осуществлять тренинг интеллектуальных способностей, но и параллельно приобщить своих подопечных к активному чтению. На мой взгляд, тренинг психики проходит особенно продуктивно, если включается и эмоциональная составляющая. А эмоции, без сомнения, возникают при чтении интересной книги. Но не секрет: дети стали читать намного меньше, предпочтение часто отдаётся литературному суррогату, ребёнка трудно оторвать от компьютерных игр. Почему бы нам ни использовать тягу детей к играм? Он не хочет читать? Мы просто обязаны его заинтересовать! Он хочет играть в полюбившиеся ему игры, полные азарта и темпа? Возьмём матрицы этих игр себе в помощь. Данные игры можно проводить как в своей семье с детьми и внуками, так и в учебных и развивающих заведениях с группами детей.
Алгоритм создания игр:
1. Выбирается произведение для определённого возраста или цикл произведений, объединённых общей темой. Книги должны быть яркими, захватывающими, авантюрными, изобилующими событиями, современными.
2. Дети проходят предварительную подготовку -тренинг интеллекта с помощью тестов. В нашем случае мы возьмём всем известные тесты Г.Айзенка, П. Брайта и др., используемые психологами. Дополнительное знакомство с данными тестами не провожу, так как тема предельно освещена Н.Ф.Диком в данном разделе.
Хотелось бы также порекомендовать для работы с детьми материалы, разработанные М. А.Ильиным для его Школы активного мышления. Работа Ильина охватывает все возможные направления, связанные с оптимизацией процессов обучения. М.А. Ильин развил все те удачные наработки, которые были созданы до него в практике скорочтения, создал удачные методики развития интеллектуальных способностей детей и подростков.
(М.А. Ильин: "Как подготовить ребёнка к школе", "Учим ребёнка читать быстро", "Учим ребёнка писать грамотно".(2004-2006г.г.)
3. Выбираем игровое поле. Поля могут быть самыми разнообразными. Вы можете использовать игровой барабан, мишень, кубики, пазлы, карты, рисованные поля настольных игр- всё зависит от выбранного произведения и вашей фантазии. Советую сделать игру многоходовой. Первый шаг- создаём игровое поле вместе. Рисуем поле на картоне или большом листе ватмана, можем использовать выжигатель по дереву для создания мишени. Раскрашиваем своё творение. Разрабатываем атрибуты игры: фишки, кубики, стрелы-всё можно сделать самим, и это уже развитие!
4. На основе тестов разрабатываем игровые задания по определённым темам.
Для примера предлагаю игру "Остров сокровищ" по известной книге Р.Л. Стивенсона.
"Остров сокровищ"
Игровое поле: старинная карта неизвестного острова (картон, рисунок -старинная карта, на ней нанесена цепочка кругов с названиями, фишки с номерами, кубик с 4 делениями)
Одновременно в данную игру могут играть 2-3 человека или 2 команды. Игроки подкидывают кубик и совершают ходы, согласно выпавшим делениям. В цепи присутствуют особые круги, имеющие или призовое значение, или значение потери всех заработанных очков и возврата к началу игры. Игрок подкидывает кубик, получает задание. Выполнив его, он проходит вперёд на то количество ходов, которое указано на делении кубика и останавливается на новом круге. Если круг пустой, в игру вступает следующий игрок.
1. Круг- "Плен" обозначает пропуск 2-х ходов.
2. Круг"Чёрная метка" обозначает возвращение на "Старт".
3. Круг "Клад" обозначает проход вперёд на 5 ходов.
4. Круги: "Риф" и "Мель"- пропуск хода.
Выигрывает тот, кто первым приходит к "Финишу".

Ход игры:

Задания:
1. В пиратской песне это число обозначает, сколько человек претендует на сокровища из "сундука мертвеца". Если вы правильно отгадаете цифру, то войдёте в долю с пиратами-т.е. получите сумму очков.
1215, 405, 135, 45, ?
2. В старом сундуке пирата Билли Бонса Джим обнаружил монеты и карту капитана Флинта. Попробуйте отыскать в крисс-кроссе названия монет, которые хранил пират с сабельным шрамом на щеке:
Д У Б Г Е Я
О Л Л И Н П
А Л О О А И
Р У Н Р С Ы
Р И Д О Т Р
3. Попугай капитана Флинта частенько кричал это слово, чем всем изрядно надоел. Отгадайте это слово и помогите разнообразить словарь попугая. Из букв этого слова составьте как можно больше других слов.
4. Сообразите, что означает данная запись из бумаг Билли Бонса: "12 июня 1745 года++++++70 футов" Записей, подобной этой, у него было много.
5. В романах Стивенсона упоминается Испанская Америка. На современных картах такого нет. Как вы думаете, куда она исчезла?
6. Джим заснул в бочке с этим фруктом, а проснувшись, услышал разговор Сильвера. Определите название фрукта. Отгадать его помогут следующие зашифрованные изречения:"Сына от отца не отличишь", "У всякой драки есть причина".
7. Это количество монет пираты обнаружили вместо сокровищ. Столько пальцев не хватало на левой руке бандита по прозвищу Чёрный Пёс и столько же гаваней встретилось путешественникам на острове. Вы найдёте искомую цифру, если уберёте из представленного списка названия морей, не принадлежащих Тихому оекану: Японское, Жёлтое, Эгейское, Тиморское, Карское.
8. "Джентельмены удачи"-название одного из любимых фильмов. А что это словосочетание обозначало в 18 веке?
9. "Я не разу не видел, чтобы море около острова Сокровищ было спокойным".
Это слово в скобках обозначает то явление на море, которого боятся все моряки. Оно - окончание первого слова и начало второго слова:
Об ( _____)ун

10. Чтобы чем-то питаться в море, путешественники должны запастись продовольствием. Где его взять? Поймайте "козу" и приведите её к берегу "моря". Превратите слова "КОЗА" в слово "МОРЕ" , меняя по одной букве.
11. Уберите из текста все буквы, обозначающие шипящие и свистящие звуки. А из оставшихся букв составьте фразу, которое произносило мнимое привидение капитана Флинта.
ЧЩДАШЙЕТ
МШСНЧЕЗШ
ЩСРМУЧЧО
12. Отважные путешественники одержали победу над пиратами, хотя тех было 19, а защитников-7. При каких обстоятельствах 7 может быть больше 19?
13. Перед вами зашифрованная записка. В ней капитан Флинт указывает ориентир на пути к сокровищам. Расшифруйте её:
Пора-дзот-орёл-наст-ять-сруб-жбаны.
В данном случае приведены лишь те задания, которые не требовали графического изображения. К сожалению, остальные задания придётся приводить в соответствие с программой форума.
Ответы на задания:
1. "Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Иго-го и бутылка рома!"
2. Пиастр, луидор, гинея, дублон.
3. Попугай кричал:"Пиастры". Например: "пир", "сыр"...
4. Место и время затопления, количество потопленных судов и доля пирата в добыче.
5. До 19 века многие нынешние государства Латинской Америки были испанскими колониями.
6. "Яблоко. "Яблоко от яблони недалеко падает". "Яблоко раздора".
7. 2
8. Пираты, разбойники.
9. Вал.
10. Коза-кора-гора-горе-море.
11. "Дайте мне рому!"
12. Римская цифра "семь" состоит из 4-х палочек, из которых можно сложить римскую цифру "двадцать".
13. Подзорная труба. (2 буквы читаем, две пропускаем)
Удачи вам , друзья, в вашем творчестве и интересных моментов, проведённых в совместных с детьми играх.

Полный вариант игры с оригинальным игровым полем и графическими заданиями был опубликован в журнале для детей "Каприз"(г. Пермь, 2006, №5, стр.15).
К сожалению, на данный момент журнал прекратил своё существование, и автор не может дать ссылку на электронную версию материала.

Людмила Павельская.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Воскресенье, 17 Мар 2013, 09:20
 
Nikolay Дата: Воскресенье, 17 Мар 2013, 10:09 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Здорово! Нужный и очень полезный материал!
Спасибо Вам, Людмила Владиславовна.


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Томская Дата: Воскресенье, 17 Мар 2013, 15:01 | Сообщение # 3
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Николай Францевич, спасибо за поддержку. Пока не сумела перевести в нужную программу графические объекты и поля.
Буду потихоньку выкладывать игры. У меня их предостаточно, вдруг кому-то пригодятся?
Почти все из подготовленных игр прошли апробацию на базе детского дома №7 г.Перми.
При подготовке к игре дети всегда читали выбранные произведения и подталкивать никого не надо было (я уж, конечно, старалась призы приготовить поинтереснее).
Психологи отмечали неплохие результаты интеллектуального роста по итогам проведения серии литературных игр.
Но эти игры и дома можно проводить с пользой и интересом.
С уважением. Людмила.


Томская
 
Nikolay Дата: Воскресенье, 17 Мар 2013, 15:24 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Людмила,главное, что эти игры будут полезны не только специалистам - педагогам, но
Цитата (Томская)
эти игры и дома можно проводить с пользой и интересом.

Так что, материал полезен каждому из нас, у кого есть дети-подростки и внуки!


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Томская Дата: Понедельник, 18 Мар 2013, 10:37 | Сообщение # 5
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
"Дуэль"

Игра по произведению А.С. Пушкина "Повести Белкина"
Игра предназначена для детей подросткового возраста. Одновременно в игре участвуют 4 игрока или 2 команды.


Правила игры:
1. Игроки по очереди стреляют по мишени. Мишень раскрашена в несколько цветов, цвет обозначает количество очков. Например, красный-10 очков, синий-15 и т.п. Можно использовать "Дарс", можно нарисовать мишень и "стрелять" самодельными стрелами или использовать стрелы из настольной игры. Можно использовать скорлупки "Киндер-сюрприз", вложив в них бумажки с надписями -вопросами и количеством очков.
2. При удачном "выстреле" игрок получает задание. Одновременно с ним задание пытаются выполнить все участники игры. Тот, кто выполняет задание первым, получает очки. Если это сделает стрелок, ему добавляется ещё одно очко.
3. "Промахнувшийся" игрок пропускает ход.
4. Игра длится 30 мин. Побеждает тот игрок, у которого оказывается больше очков.


Задания стоимостью 10 очков:
1. Мисс Жаксон("Барышня-крестьянка") "сурьмила брови. Какого цвета сурьма: чёрного или коричневого?
2. Какая из деревень не упоминается в повести "Барышня-крестьянка":Тугилово, Прилучино, Тригорское, Колбино, Захарьево, Хлупино?
3. Какие косметические средства спасли Лизу ("Барышня-крестьянка") от разоблачения?
4. Какое воинское звание носил возлюбленный Марии Гавриловны ("Метель")?
5. Назовите воинское звание молодого человека, который оскорбил Сильвио ("Выстрел")и дуэль с которым не состоялась?
6. Что послужило причиной дуэли между Сильвио и графом ("Выстрел")?
7. Назовите другим словом "желе из сливок и миндального молока" (Барышня-крестьянка").
8. Что именно было изображено на печатке Владимира ("Метель"): 2 сердца, 2 креста, череп и кости?


Задания стоимостью 15 очков:
1. Расшифруйте имя одного из могущественных лиц села Прилучино ("Барышня-крестьянка"), которое было важнее, "чем любая наперсница во французской трагедии":
БОРЩ (НАБОР) ВЕСНА
СТЯГ (______)ВОЛНА ?
2. Расшифровав анаграммы, определите местонахождение церкви в повести "Метель":
ДОЛБОНИ, ОАЖРДНИ, ИУРПЛИОНЧ.

Задания стоимостью 20 очков:
1. Сколько лет было Сильвио в период второй дуэли ("Выстрел"):
12(25)38
20(__)50 ?
2. Как звали станционного смотрителя в одноимённой повести, если первая часть его имени-местоимение, а вторая обозначает состояние покоя?
3.Расшифруйте текст:
РСПЩМП ОЁТЛПМЪЛП МЁУ.
4. Расшифровав анаграммы, определите кличку пса:
РБОАГС, ААШКЛ, ЛЬАМА.
5. В дупле дуба лишь старые листья, записки от Лизы нет. Уберите "сор" и очистите дупло для переписки влюблённых. Превратите слово "СОР" в "ДУБ", меняя по одной букве.
6. Какова цифра чина станционного смотрителя, если:
1-----8
?
8------10, если
2------5
3
10---- 9 ?
7. Продолжите ряд цифр и узнайте, сколько денег дал Минский Вырину ("Станционный смотритель"):
1705; 425; 105;...?
8. Найдите в крисс-кроссе персонажей "Повестей Белкина":
Р Л А А К О Е К
И И З Ж С А Л С
М А Л В О Н Й Е
И Д Р О Х О Р П
С В О И О Р О М
И Л Ь В М У К С
Ц Я Т С А Н И Й.


Ответы:
10 очков: 1. Чёрный. 2.Тригорское. 3. Белила и сурьма. 4. Прапорщик. 5. Поручик. 6. Пощечина. 7.Бланманже. 8. 2 сердца.
15 очков: 1. Настя. 2. Жадрино.
20 очков: 1. 35. 2. Самсон. 3. "Прошло несколько лет" (принцип предыдущей по алфавиту буквы). 4. Сбогар. 5. Сор-сом-лом-лог-лоб-зоб-зуб-дуб. 6. 14. 7. 25. 8. Жаксон, Лиза, Сильвио, Муромский, Алексей, Настя и т.д.

Данная игра в расширенном варианте с оригинальным игровым полем и иллюстрациями повести А.С. Пушкина была опубликована в детском журнале "Капризка" (г.Пермь, 2006 г., № 3, стр.15.)

Удачи вам, дорогие друзья! Людмила.

Добавлено (18.03.2013, 10:37)
---------------------------------------------
Организация игры.
Интеллектуальная игра на литературном материале не может занимать время более 45 мин, чтобы дети не устали и не потеряли интерес. Но в своей практике мне представлялось продуктивным использовать игру в контексте разнопланового мероприятия.

Составляющие мероприятия:
1. Книжная выставка с сюрпризами, мини-играми, викторинами. Призами, конечно!
2. Мастер-классы. Например, в рамках игры "Дуэль" проводился мастер-класс по приготовлению десертов эпохи написания "Повестей Белкина". Бланманже!!!! Были представлены поваренные книги из запасников библиотек.
В игре "Остров сокровищ" детей учили вязать морские узлы и "читать" карты.
3. Просто великолепно проходят показы мод эпохи написания произведения. Можно проводить их как с переодеванием, так и в виде конкурса рисунка.
4. Нельзя забывать игры той поры. Например, в данном случае "фанты".
5. Можно устроить соревнование " поэтов" на лучшую запись в альбом барышень. Отличный конкурс получается.
6. Конечно, здорово потанцевать и спеть романсы на стихи поэтов той эпохи. Данные концертные номера, безусловно, готовятся заранее, проводятся репетиции, шьются костюмы- суета, суматоха-отличное настроение!
7. Не помешают и спортивные моменты. "Меткий выстрел", "Кулачный бой" и т.д. в контексте игры "Дуэль"
А в игре "Остров сокровищ", конечно, все возможные упражнения с канатом.


Выше перечислены все возможные моменты организации Дня книги в учебном заведении. Но и дома можно устроить нечто подобное. Особенно интересно игры на литературном материале проходят в рамках дня рождения ребёнка. В Перми даже появился ресторан "Правила", где не только дети, но и взрослые участвуют в интеллектуальных играх.
Игра займёт немного времени, но разнообразит времяпрепровождение и принесёт не только радость, но и пользу. А ещё больше пользы принесёт подготовка к ней, потому что вся семья объединится вокруг ребёнка. Общение-путь к развитию и пониманию.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Понедельник, 18 Мар 2013, 10:42
 
елена_домино Дата: Пятница, 10 Фев 2017, 17:17 | Сообщение # 6
Гость
Группа: Автор
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
спасибо!!
интересные наработки!
будем пробовать
 
Aniuta Дата: Пятница, 10 Ноя 2017, 11:07 | Сообщение # 7
Зашел почитать
Группа: Читатель
Сообщений: 22
Награды: 0
Репутация: 4
Очень даже хорошие игры для развития детей. Мы будем пробовать тоже, чуть позже, мы пока еще маленькие smile
 
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Развивающие игры на основе литературных произведений. (Алгоритмы создания развивающих игр)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: