[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Через творчество и игру - к грамотному письму
NikolayДата: Суббота, 30 Апр 2011, 12:53 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Через творчество и игру – к грамотному письму
(Творческие игры на освоение грамматики русского языка)

1. Пишем правильно гласные буквы в корне слова

Безударные гласные в корне
Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах небо, небесный
Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: собака, вагон, корова.
Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:
Корова ехала в вагоне,
Собака пела на перроне.
Если в слове непонятно
«Е» писать, а может «и».
Ты ещё раз это слово
Прочитай и повтори -
С удареньем «е» поставим,
Без ударной ставим «и».
Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.

2. Чередование гласных в корне

Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:

В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел):
Летом надо загорать,
Но не надо забывать:
Лишь умеренный загар
Нам полезен в млад и стар.
А теперь, дружок, запомни -
Только станешь загорать,
Знай, что –гор- без ударенья
«О» здесь надо приставлять.
А когда загар пристанет
Смело в слове «а» пиши.
-Гар- теперь под удареньем,
Загорайте, малыши!

В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька).
На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»
-Зар- всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
-Зор- бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «А».
Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.

В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон).
Кланялся слуга царю,
Отбивал поклон ему.
Кланяться ему не лень,
Может бить поклон весь день.

В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (тварь, творчество).
Спеши творить добро ты людям,
Тебя за это не забудут!
Пусть творчество прогонит лень,
Твори всегда, хоть целый день!
Исключением из правил является слово «утварь».
Мы утварь в доме соберем,
Почистим все, помоем в нем.
Творенье наше не пустяк,
Блестит наш дом не просто так.

В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться).
К наукам прикоснулись мы -
Прикосновеньем мы сильны.
Косится лень на нас с утра,
А мне касаться с ней нельзя.

В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить).
Предложили Мишке кашу:
«Кушай, Миша, кашу нашу».
Надо Мишке предлагать
Спать ложиться лишь в кровать.
Мишка, ты теперь запомни:
-Лаг- пиши пред буквой «А».
-Лож- напишешь в этом корне,
Если дальше нет той «А».

Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание).
И пловчиха, и пловец
Сбросили немного вес.
Плаванье - хороший спорт:
Поплывешь и есть рекорд!
Ты «пловчиху» и «пловца»
С буквой «о» пиши всегда.
А лишь станешь «плавать» ты,
Сразу –плав- везде пиши.

В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: росток, Ростов, ростовщик.
Ростовщик сорвал росток
И привез его в Ростов.
В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: отрасль.
В поле выросла трава,
А на ней растет айва.
Выращен тот плод не зря –
Будет рада детвора.

В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.

- На минутку заскочи,
Ты забыл у нас очки.
- Я не конь, чтобы скакать,
Хоть забыл очки забрать.

Лягушка прыгала по кочкам.
На дереве раскрылись почки.
У Саши – попугай ручной.
У пристани – вокзал речной.
Ты там, где есть «ЧК», «чн»,
Задумайся, дружок, слегка.
Где есть «щн» и есть «нщ»
Шипящие везде трещат.
Синичка, женщина и кончик,
Молочный, овощной и кончик –
Когда их пишешь, не спеши
И мягкий знак в них не пиши!
(По стихотворению З. Баевой «Не спеши»)

Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).
Если надо хлеб макать –
Не забудьте «а» писать.
Если будем промокать,
Станем «о» везде писать.

Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

Чтобы лучше запомнить название русских падежей и порядок их следования при склонении, уже много лет своим малышам учителя предлагают заучить простую фразу:
Иван – (именительный)
Родил – (родительный)
Девчонку – (дательный)
Велел – (винительный)
Тащить – (творительный)
Пелёнку – (предложный).

И ещё один пример. Одиннадцать глаголов исключений, относящихся ко 2-му спряжению, запоминаются при помощи простой рифмовки:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и висеть.

Сложное правило о правописании чередующихся гласных Е и И в корнях (-бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/-блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-) можно запомнить с помощью простого стишка:
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Правописание же слов с непроизносимой согласной в корне легко запоминается при помощи такой «запоминалки»:
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нежные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:
Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде -
Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе.
Л(о)жится Ваня заг(о)рать
Не на песок, а на кр(о)вать.
Он к другу заск(о)чил с утра.
Все буквы вставить нам пора!

- От слова «загар» придумайте ещё несколько слов, чтобы в них встречались корни «гар» и «гор» и объясните, почему в данном случае пишется именно эта буква (нагар, загорелый, загорается, пригорел и т.д.).
- Придумайте несколько предложений, в которых встречаются слова со значением корней «мак» и «моч».
- От слова «залог» образуйте новые слова и объясните правописание корней в этих словах (предлог, заложник, предложение и т.д.).
- Измените слово «коснулся» так, чтобы в нем появилась буква «а» (касаться, прикасаться, касается и т.д.)
***

2. Как одиннадцать цыплят стали правила искать

Вы уже убедились, что в стране Правописания могут произойти удивительные вещи. Если честно, то, порой, можно всю жизнь ходить по этой удивительной стране и находить новые интересные факты.
Например, как в русском языке написать «одиннадцать цыплят»? Давайте и мы, как и многие дети до нас, запомним уникальную фразу, которая всегда и везде поможет нам при письме: «Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!».
А вот «цифры» и «циркач»
Надо с «и» всегда писать!

Какие замечательные стихи – обучалки для детей написала Заслуженный учитель Российской Федерации и поэтесса из древнего города Азова Зинаида Ивановна Баева:
Правописание числительных
Двенадцать, одиннадцать,
Тридцать и двадцать
Пошли за околицу
Соревноваться.
А солнышко всем им
Лучи подаёт,
Начало у каждого
Слова своё.
А дальше запомни,
Как все малыши,
И «дцать» в конце
Каждого слова пиши!
Пятнадцать, шестнадцать,
А также семнадцать.
Потом восемнадцать
И все девятнадцать.
Писать их приходится
Часто, однако,
В срединке их пишем
Без мягкого знака.

Правописание слов с удвоенной согласной
Коллектив и расстоянье,
Килограмм и миллион,
Группа, класс, аллея, ванна –
Все пришли на стадион.
Дело было на рассвете
В день субботний, выходной.
Там в хоккей играли дети,
Бил Филлип удар штрафной.
Масса падала на вожжи,
По шоссе металл бежал,
Плавали в бассейне дрожжи,
А у кассы шум стоял.
Алла, Анна и Геннадий,
Инна, Жанна и Кирилл –
Всем куда – то было надо,
Каждый что-то говорил.
Но писать их неопасно,
Все слова в большом родстве:
Одинаковых согласных
Рядышком напишем две.
***

3. Играем с суффиксом и приставкой

Суффикс (от лат. suffixus — прибитый, приколоченный) — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель — мебель-н-ый, земля — зежл-ян-ой, медведь — медвеж-онок, новый — нов-ейш-ий. Суффикс не является обязательным элементом слова.

В слове может быть один суффикс, а может быть несколько, например: множить — множ-и-телъ, чит-а-ть — читп-а-тель. Как правило, определённые суффиксы используются для образования слов какой-то конкретной части речи. Так, для образования имён существительных характерны суффиксы -ость-, -ниу (енщ-), -ак-, -ок-, -ач-, -ей-, -лец-, -тель-, -чик-, -щик-, -ист-, -ниц(а), -иц(а). Для образования имён прилагательных характерны суффиксы -н-, -телън-, -к-, -ск-, -еск-, -чат-, -ив-, -лив-, -чив-, -ав-, -ат-, -аст-, -ое- (-ев), -овск-, -инск-, -енск-. Для образования глаголов характерны суффиксы -и-, -е-, -ну-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-. Для образования местоимений характерны суффиксы -то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис.
Различаются суффиксы словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы служат для образования однокоренных слов: писать — писа-тель; оптика — оптический; опыт — опыт-н-ый. Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова. Формообразующие суффиксы выделяются в прилагательных, наречиях на -о, -е, глаголах и глагольных формах — причастии и деепричастии.

3.1. Загадочные карточки
Для этой игры необходимо изготовить пять карт, со следующими надписями: «дом», «нож», «нос», «ик», «ище».
В игре могут участвовать два ученика или две команды – две, равные по количеству учеников, группы ребят.
Каждой команде (игроку) предлагается по очереди составлять новые слова из слов (карточек) «дом», «нож», «нос» путем приставления карточек с суффиксами. После каждого правильно составленного слова ход переходит к следующему игроку (команде). Выигрывает тот игрок (команда), которые больше составят слов из данных карточек.

3.2. Приставка или префикс (от лат. prae - впереди, fixus - прикреплённый) — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать — прибежать — забежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный. В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать. Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь).
Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный.

3.3. Приставочным способом образуются имена существительные (удача — неудача), имена прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наречия (где — нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части). Например, к основе слова (покупа} присоединяется суффикс -тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово — покупатель.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом -ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка –под-- и суффикс -ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, настольный, приморский, набело.

3.4. Бессуффиксальный способ образования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый] — зелень) или одновременно отбрасываются окончание и суффикс (отлете\тъ\ — отлёт). Таким образом, основная функция приставки и суффикса — словообразование.

3.5. Загадки приставки «с»
Учитель (родитель) предлагает ребятам придумать (вспомнить) слова (глаголы), в которых приставка «с» играет различные значения:
- движение с разных сторон к одной точке, соединение в одном месте (связать, сложить, созвать, скрепить и т.д.);
- движение сверху вниз (спрыгнуть, сбросить, слезть и т.д.);
- удаление чего-либо с какого-нибудь места, поверхности (скосить, срезать, сбрить и т.д.);
- воспроизведение чего-нибудь по какому-либо образцу (срисовать, скопировать, счертить и т.д.);
- с частицей «ся» - взаимное действие (сработаться, сговориться, созвониться и т.д.).

3.6. Бременские музыканты (Игра с приставкой «за»)
Учитель (родитель) напоминает ребятам эпизод из сказки «Бременские музыканты», когда бродячие артисты насмерть перепугали лесных разбойников, крича не своими голосами. Теперь у вас есть возможность показать эту историю, что называется, в лицах, а заодно и поупражняться в составе слова.
Для игры понадобится два набора карточек: первый – со словами «пес», «кот», «петух», «осел», «трубадур»; второй – со словами «пел», «кукарекал», «лаял», «орал», «кричал», «мяукал», «ревел», «смеялся». Ключевой карточкой в этой игре будет карточка с надписью «за».
В игре участвуют пять игроков. Учитель на одном краю стола раскладывает, перевернутые надписями вниз, первый набор карточек, а на другом – второй набор. Игроки по очереди должны подойти к первому набору карточек с надписями героев сказки, вытащить любую из них и показать всем остальным. После того, как все карточки первого набора выбраны участниками игры, учитель по очереди приглашает каждого ко второму набору карточек с глаголами. Только ученик возьмет карточку, учитель сразу показывает ему свою карточку с надписью «за» - это означает, что игрок должен тут же совершить то действие, которое ему выпало по карточке – залаять, засмеяться, запеть и т.д. Все действия произносятся громко, бут-то бы сказочный герой пугает разбойников – учеников класса.
Игру можно повторить несколько раз с другими участниками.

3.7. «Приставочный мимический театр»
Для игры вновь понадобятся несколько карточек с приставками «в», «пере», «вы», «ото», «при».
Учитель вызывает по два ученика и говорит им и всем остальным ребятам, что сейчас они будут производить определённые действия с телевизором. Затем только игрокам показывает по очереди карточки, например, с «в». Игроки в форме пантомимы должны воспроизвести действия с телевизором с данной приставкой (в данном случае – включить). Все остальные учащиеся должны угадать, какое действие с телевизором изобразили игроки и назвать приставку – «главную участницу» этого действия.
Далее можно предложить трем ребятам сесть рядом друг около друга на стульчиках. В этом варианте игры ребята должны действиями воспроизвести приставки, например, «пере» - передвинуться, «при» - придвинуться. Все же остальные вновь должны догадаться, какая приставка «заставила» игроков совершить данное действие.

3.8. «Придумай слово»
Для этой игры понадобятся все наборы карточек предыдущих двух игр. Учитель предлагает всем ребятам придумать (вспомнить) любые слова с теми приставками или словами, которые он будет показывать ученикам. Затем учитель молча показывает любую карточку, например, «кот» - возможные слова: котик, Котофеевич и т.д. Или карточка «за» - замок, занавес, застолье и т.д. Можно предложить ребятам путем приставления карточек друг другу придумать несуществующее животное и пофантазировать, как бы оно выглядело.
***

4. Цепочка мини – игр «Играем в буквы»

4.1. «Заколдованное слово»
Учитель (родитель) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:
На лугу паслись две свечки (овечки),
А у нас погасли овечки (свечки).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).

4.2. «Из букв – слово»
Из словосочетания из двух – трех букв путем приставления к нему всего одной буквы образовать как можно больше новых слов:
ОМ - (сом, ром, дом, том, ком, лом и т.д.).
УК – (лук, сук, жук, бук и т.д.).
АК – (мак, рак, бак, лак и т.д.).
ОЛЬ – (боль, соль, роль, моль, ноль и т.д.).
ОЧКА – (точка, дочка, мочка, кочка, бочка и т.д.).
ОРА – (нора, гора, пора, кора и т.д.).

4.3. «Кто быстрее справится с тестом?»
Учитель (родитель) заранее на листах заготавливает текст теста, а затем раздает литы группе ребят. Задание – кто быстрее и правильно справится с тестом об основах фонетики.

Тест на знание основ фонетики
Из нескольких ответов выбери правильный и обведи его кружком.
1. А – звук – это то, что мы слышим и пишем.
Б – звук – это то, что мы слышим и произносим. (пр.)
В – звук – это то, что мы произносим и пишем.
2. А – буква – это то, что мы произносим.
Б – буква – это то же самое, что и звук.
В – буква – это специальный знак для обозначения звука на письме. Букву мы пишем, видим и читаем. (пр.)

4.4. «Грамматический мини штурм» (3-4-й класс)
Учитель в быстром темпе задает вопросы ученикам. Кто быстрее на них ответит?
- Как может изменяться имя существительное? (по числам и по падежам).
- Изменение имён существительных по падежам называется… (склонением).
- Сколько падежей в русском языке? (6).
- Перечисли их с вопросами…
- И.п – кто? что?
Р.п – кого? чего?
Д.п – кому? чему?
В. п –кого? что?
Т.п – кем? чем?
П.п – о ком? о чём?
- В каком падеже стоит имя существительное «любовь»? (И.п. – именительный падеж).
- Как называется имя существительное в именительном падеже единственного числа? (Начальная форма).
- Сколько букв и сколько звуков в данных словах: труд (4б., 4зв.), гвоздь(6б., 5зв.), сила(4б., 4зв.), словарь(7б., 6зв.), холодильник(11б., 10зв.).

4.5. «Слова с цифрами»
Вспомните или придумайте сами такие слова, в которых «закрались» цифры, например, 40-а – сорока. Напишите эти слова на листе бумаги или на классной доске с помощью цифр.
Варианты ответов: смор1а - смородина, по2л - подвал, элек3к - электрик, ме3ка - метрика, 100л - стол, ви3на - витрина, па3от - патриот, о5 - опять, 100рона - сторона, 100янка - стоянка, пи100лет - пистолет, 7я - семья, 100п - стоп, 100н- стон, 100лб – столб, 3тон – тритон, 2жды – дважды и т.д.

4.6. «Приставь слово к слову»
Уже знакомая игра, в которой к заданному началу слова надо прибавить окончание и получить новое. У кого получиться больше слов?
Аква-…; астр(о)- …; аэро-…;
Бол-….; грамм(а)-…; диа-….;
Жур-…; кап-…; ман-….;
Микро-….; порт-….; тека-…;
Теле- …; термо-….; фон-….; цирк-…
***

5. Мы составить анаграмму сможем вместе, сможем сами!

К словесным задачам или головоломкам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).
Рассмотрим некоторые возможные варианты.

1. Анаграмма к любому заданному слову. Это самый простой способ составления анаграммы. Возможные варианты (примеры):
- подберите несколько анаграмм к следующим словам: рост, клоун. (Ответы: рост – сорт – торс – трос; клоун – колун – кулон – уклон);
- подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, волос, старик, кобура).

2. Анаграммы с подсказкой. Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова - намекнуть на область, к которой оно относится, или отобрать слова одной лексической группы. Например: переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: кума, смола, угар, шпала. (Ответы: мука, масло, рагу, лапша).

3. Анаграммы - рассуждалки. Это более сложный прием, требующий большего проявления логического мышления. При таком способе составления анаграммы не требуется называть слова, из которых будет составлено другое, а намекнуть (подсказать, описать) на значение первого слова, из которого надо составить другое. Например:
- как из вкусной булочки, умело переставив буквы, получить маленькую лодку? (Плюшка – шлюпка);
- как из электричества, переставив буквы в одном слове, получить мурлыкающе животное? (Ток-кот);
- переставив буквы в слове, превратите вредного грызуна в породистую лошадь. (Крыса – рысак);
- из того, на чем сидят, сделай то, на чем едят. (Стул-стол);
- из того, что не хватает, сделай то, чем можно мыть. (Мало-мыло).
Будет интересней, если между группой ребят устроить конкурс по составлению анаграмм. Участникам игры дается несколько слов и предоставляется 5-7 минут. За это время они должны получить несколько новых слов. Выигрывает тот, кто больше составит анаграмм по заданным словам. Предлагаем несколько слов для составления анаграмм: актер (терка и т.д.), ручка (чурка и т.д.), колесо, крона, налим, карп, пират, ракета, сокол, сосна, топор, факир, шутка, автор, рост, карта, материк, коршун.

4. Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Например:
Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).

5. Анаграммы – перевертыши. Этот способ представляет собой составление слов, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, сорт – трос.
Например,
Задачу ты решишь свободно,
Я - небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос - сон).

Способы загадывания анаграммы – перевертышей могут быть и такими:
- как из музыкального произведения создать отметину от удара на теле, прочитав первое слово справа налево? (Марш – шрам);
- прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; дорожку в сорт яблок; недовольный гул голосов в инструмент для рубки. (Бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор).
***

6. Метаграммы, логогрифы сочиняем в прозе, в рифму

Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот или час – пас – пёс – лес – вес.
Задания могут быть самыми различными, например:
- заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год; час – чан – сан – сон – гон – год);
- превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
- как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
- стихотворные цепочки слов:
Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).

Подобные задания на логику наиболее простые, если первоначальное слово будет состоять из трех букв. Но задание можно и усложнить, предложив слова из четырех – пяти букв. Составление метаграмм можно использовать в качестве конкурса на любых мероприятиях, праздниках или в качестве разминки на любых уроках.
Но более популярными среди младших школьников являются простые логографы – конкурсы по составлению новых слов из первоначально заданных:
коза – поза – полк - волк и т.д.;
ночь – дочь – даль – дань – день – пень и т.д.;
лето – лото – плот – жмот – хомут – омут и т.д.
читка – чистка – очистка – подчистка – читка – прочистка – перочистка – перечистка и т.д.

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - одна из форм словесных головоломок, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова «рот», добавив одну букву, можно получить слова «крот».
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).
Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).

Логогрифы-загадалки. В данном случае надо отгадать сразу два слова, при чем, второе слово образовано от первого путем исключения или прибавления первой или последней буквы:
- От птенца водоплавающей птицы сделайте знак препинания в конце предложения (уточка – точка).
- От небольшого отверстия в полу сделайте популярное хвойное дерево (щель – ель).
- От результата работы медицинского шприца – кусок деревянной палки с заостренным концом (укол – кол).
- От рогатого обитателя «Беловежской пущи» - костную ткань во рту (зубр – зуб).

7. С двух сторон слова читаем – палиндромы составляем

Палиндром (от греч. «назад» и «бег» - движущийся назад, возвращающийся) – одна из форм словесных головоломок, в которой текст (слово, фраза) читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известных примеров – «А роза упала на лапу Азора». Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Известно также об авторском палиндромном стихе Михаила Державина «Я и́ду съ ме́чемъ судия» («Я иду с мечём судия»).
Подобные палиндромы может придумать каждый, но при этом проявив недюжинные терпение логику и время.

Монопалиндром – разновидность палиндрома, где текст целиком читается от начала к концу и от конца к началу (не обязательно одинаково):
Ведан, ох, и туч напев,
Едет Ева, звонко лев
Вел окно в завете дев,
Епанчу тихо надев... (Павел Нагорских).
Загадок каталог: Мок бук. Сна юн гомон, ярок. Мок... И события: роз взор, я и ты - босиком, коря... Но мог нюанс кубком... Гола так... Кода: газ. (Андрей Рубцов).

8. Учимся составлять словесные шарады

Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами (слогами). В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например:
- Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
- Если к третьей ноте прибавить необходимую приправу хозяйки, которая всегда на обеденном столе, то можно получить бобовое растение (Фа-соль).
- Первое - предлог, второе - девочка, целое – обязательный атрибут рыбака. (Удочка).
- Первое используется в игре, второе - материк, целое найдешь в фантастической сказке. (Фантазия).

Чаше всего шарады используются стихотворные:
Начало группой лиц поется,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Новогоднею игрою. (Хор-овод).
Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).

Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили знатные люди в XVIII веке. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:
Едва приметный червь, но для мехов опасный,
- Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный
- Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей. (Моль-ер).
В наши дни шарады стали неотъемлемой частью любых конкурсов как для ребят, так и для взрослых. Стали они популярными и в Интернет-играх.

Но самое интересное, особенно для смышленых ребят - не загадывание и отгадывание шарад, а их составление. Используя познавательные интересы младших школьников, учитель может организовать игру.

Игры с разгадыванием и составлением шарад могут быть самыми разнообразными. Например, можно заранее предложить нескольким микро-группам (командам) учеников найти в словаре 5-6 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. Во время игры (на любом уроке в качестве разминки-отдыха или на переменке) команды будут коллективно сочинять шарады и по очереди загадывать их соперникам. На отгадывание - 30 секунд. За каждый правильный ответ - 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. К примеру, выбрано слово «ясень». Из него может получиться шарада: «Первое - местоимение, второе - прохлада, целое – дерево».

Другой вариант игры – составление шарад по карточкам, на которых написаны различные слоги. В данной игре мини-группам (командам) или индивидуально шарады нужно будет складывать из уже имеющихся частей. Для этого варианта игры учителю необходимо заранее приготовить одинаковые комплекты карточек с написанными частями шарад, которые потом надо будет вручить каждому участнику или каждой команде. За одну минуту участники игры должны составить из имеющихся частей слова.

Примеры составных частей шарад (карточек):
1. Кит, след, ель, опыт, пас, пар, порт, ус, кипа, пол, рис, оса, куль, вес, тура, точка, газ, док, ель, лад, сено, мышь, вал, як, яр, марка. Ответы при этом могут получиться следующими: китель, следопыт, паспорт, парус, кипарис, культура, весточка, газель, доклад, сеновал, мышьяк, ярмарка, полоса.
2. Хор, ре, пас, форт, граф, яр, культ, трак, бой, тюль, чан, галс, тук, кол, ель, кара, тир, го, кость, марка, пара, овод, ком, пан. Возможные варианты ответов (слов): яркость, гобой, колчан, трактир, каракуль, параграф, тюльпан, хоровод, компас, фортель, ремарка, галстук.
3. Ар, ат, кар, лот, ом, па, пи, сон, тик, тис, тол, тон. Возможные варианты ответов (слов): арат, омар, папа, питон, пилот, аттик, толпа, карат, сонар, картон, аромат, патиссон.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия и смекалка для изображения предметов. Но сколько восторга и положительных эмоций!
Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады:
- балалайка, бормотать, борода, виноград, домино;
- иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина;
- панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья;
- собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка;
- частушка, чертеж, ябеда, якорь.

А это примеры более сложных слов для составления шарад:
- бараночник (баран-очник), воздуховод (воз-дух-овод);
- голодранец (голод-ранец), долгострой (долг-ост-рой);
- компаратор (ком-пара-тор), настроение (наст-роение);

Одним из популярных видов шарад является составление новых слов, в котором обязательно должно присутствовать первоначально заданное слово. Составлением подобных шарад можно заняться на любом уроке в качестве разминки-отдыха.
1. К заданному слову прибавьте любое иное слово и получите новое. Например, какие новые слова можно получить из слова «кол», приставив к нему самостоятельные слова? (Кол – лекция, кость, ода, чан. Новые слова: коллекция, колкость, колода, колчан).
2. Приставьте к заданному слову любые самостоятельные слова и получите совершенно новое, окончанием которого будет первоначально заданное слово. Например, какие новые слова можно получить из слова «ель», поставив перед ним самостоятельные слова? (Гриф, кит, пост, пуд, штаб - ель. Новые слова: грифель, китель, постель, пудель, штабель).
3. Приставляя любые слова, приставки или союзы спереди или позади слов «кот» или «пес», составьте цепочку новых слов. У кого это получится быстрее? Кто больше составит слов, в которых обязательно должны уместиться слова «кот» или «пес»? (Котел, икота, скотч, рокот, цокот, песец, песня, песок, спесь, локоть, мякоть, бойкот, клокот, пестик, супесь, герпес, котелок, котлета, котомка, коттедж, скотина, никотин, щекотка, мелкота, слякоть, стрекот, пескарь).
4. Кто больше составит слов, оканчивающихся на «мя»? (Имя, вымя, семя, темя, бремя, время, знамя, пламя, племя, стремя и т.д.).
5. Кто больше и быстрее придумает слова, которые бы служили окончанием первого слова и началом второго. Например: ме (...) олад. Ответ: шок. Варианты слов: по (ток) арь; беге (мот) ор; пи (.лот) ок; вам (пир) амида; го (бой) кот; разго (вор) от; на (род) дина; ку (ма) ма; на (гар) аж; при (вет) ка; про (бел) ка; при (ступ) а; при (кол) ос; ком (пас) порт; им (порт) тик; у (гар) аж.
***
(Источник – Дик Н.Ф. Раз – словечко, два – словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285 с.)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов