[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Полисоциокультурное образование-условие развития творчества
NikolayДата: Вторник, 03 Май 2011, 08:49 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Полисоциокультурное образование
как условие развития социального творчества личности

Творчество личности – это устойчивая потребность личности к созданию или моделированию качественно нового продукта в любой сфере её жизнедеятельности. Почему потребность? Потому что сформировавшаяся творческая личность уже просто не мыслит свою деятельность без творчества, без внесения в сам процесс деятельности новизны или новаторства, эксперимента или степень обоснованного риска.

Но кто может определить полную или частичную сформированность творчества на любой стадии развития (взросления) ребенка, подростка и молодого человека? Личность сама по себе никогда не сможет стать творческой, если она изолирована от других индивидуумов, побуждающих к творчеству. И вот здесь может возникнуть проблема: с одной стороны у личности появилась потребность к творчеству, а с другой стороны – нет определенных условий для проявления творчества, для позитивной мотивации к подобной деятельности. Следовательно, создание благоприятных условия для развития творческого потенциала личности – главное условие развития социального творчества. Почему социального творчества? Вопрос риторический. В подростковом возрасте, опираясь на пример окружающей социальной среды (смотря, в какой среде формируется подростковая личность) подросток может найти благоприятную среду (с положительной мотивацией и, особенно, с позицией подбадривания) негативной (порой, криминальной или асоциальной, противозаконной или антисоциальной) направленности. И об этом нельзя забывать! Творчество может быть направлено и на моделирование, конструирование или создание нечто отрицательного, антисоциального или опасного для окружающего общества.

Еще один момент. Многие как педагоги, так и родители считают, что творчеству подвержены только одаренные личности. Это заблуждение! Процесс творчества в подростковом возрасте может возникнуть у любой личности при условиях положительной мотивации на творчество.

Отсюда вывод – для того, чтобы в ребенке и подростке появилась мотивация к творчеству (именно к положительному творчеству – социально-значимому), необходимо создать для этого все необходимые условия. Вот в чем одна из главнейших задач современных образовательных учреждений. К сожалению, в жестоких рамках требований стандартизации учебной деятельности, а, порой, и попыток стандартизации воспитательной работы, далеко не в каждом учебном заведении есть возможность создать благоприятные условия для развития творчества каждого ребенка или подростка. Да и проблема многонациональности в любом учреждении порой становится скрытой проблемой в коммуникационном плане не только между ровесниками, но и педагогами и детьми, родителями и педагогами, и т.д. В чем выход? Частично в формировании полисоциокультурного пространства в любом образовательном учреждении, с ориентированного на успех, толерантность и социально-значимое творчество.

В настоящее время в педагогической науке наблюдается повышенный интерес ученых к исследованию поликультурного образования как преподавателя, так и учащихся. Поликультурное образование можно определить как идею, процесс и инновационное образование, которое стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Говоря о поликультурном образовании, следует выделить несколько сфер измерения данного педагогического феномена: интеграцию содержания, процесс конструирования знаний, преодоление предубеждений, справедливая педагогика, стимулирование развития среды и социальной организации образовательного учреждения. Интеграция содержания подразумевает раскрытие содержания разных культур и особенностей социальных групп при помощи двух основных подходов: описание исторического вклада и дополняющего подхода.

В процессе конструирования знаний происходит понятие, изучение и определение знаний при помощи опыта и целей всех расовых, этнических и культурных групп.
Преодоление предубеждений помогает развить позитивное отношение к различным расовым, этническим и культурным группам, что является наиболее важным на данном этапе развития нашего общества. Педагогика сотрудничества и сотворчества должна обеспечивать учебную деятельность на основе стратегии сотрудничества, что помогает развить терпимое отношение к представителям разных культур, толерантное отношение к традициям и обычаям разных народов, к людям, находящимся в разных социальных условиях бытия.

При гармоничном развитии среды и социальной организации общеобразовательного учреждения обеспечивается равный опыт и равный статус всем обучающимся, вне зависимости от расы, национальности или пола. Другой стороной поликультурного образования, по мнению многих учёных, является ориентация образовательного процесса на многообразие видов учебной деятельности. Недаром одно из разъяснений понятия «Поли» является «многообразие». В условиях полисоциокультурного образования образовательный процесс в школе можно рассматривать как умелое сочетание технологий и методик обучения гуманитарной направленности (гуманизация образования) и современных информационно-коммуникационных. Такой подход позволяет развивать в подростке не только гуманитарный подход к приобретению знаний, но и технологичный.

В этой связи в современном ОУ возрастает роль компетентностного подхода к образованию и проективная деятельность педагога и ученика. Полисоциокультурное образование предполагает использование проектной методики в самом широком смысле понятии проектной деятельности, а не скатываться лишь до проектирования частного (предметного) проекта – доклада или сообщения. По мнению Маркова А.П. и Бирженюк Г.М., учёных Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др. По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой») и др. Такой подход к использованию проектирования в адаптивной школе полисоциокультурного образования и воспитания, на наш взгляд, позволит более глубоко развить в выпускнике средней школы способность не только адаптации в современном поликультурном и рыночно-промышленном обществе, но и привить в нем потребность к преобразующей деятельности.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что существенную роль в поликультурном образовании играет изучение общечеловеческих ценностей и мировой культуры. Многие ученные рассматривают поликультурное образование и воспитание как часть педагогической культуры, которая в свою очередь является частью общечеловеческой культуры. Составляющими общечеловеческой культуры являются ценности, в которых отражаются человеческие отношения, верования и жизненный опыт множества этнических групп и культур, определяющих наш взгляд на мир, влияющих на наши решения и поступки в любой сфере нашей деятельности.

Данные ценности могут быть разнообразными для представителей разных рас, культур или религий, но наиболее важные из них одинаковы для всех. Для поликультурного образования важны как личностные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир. В основе всех общечеловеческих ценностей лежат культурные, религиозные и национальные традиции. Как бы они не различались, эти традиции породили много сходных ценностей у разных народов, независимо от времени и расстояния. При помощи поликультурного образования мы можем глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих нашу землю; нам легче понять те культурные различия, по которым можно определит принадлежность человека к той или иной группе, более очевидно проявляется разнообразие точек зрения. Это разнообразие отражено во вкусах и обычаях людей, в их предпочтениях и отношениях, в стиле жизни и взглядах на мир. И в этом проявляется развитие каждого народа или нации, его приспособления к окружающей действительности и обстоятельствам жизни. У каждого народа, у каждой культурной группы свои пути развития, и эти пути очень разные. Но поликультурное образование помогает увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает свою своеобразную материальную культуру: дома (своеобразие архитектуры), пищу (национальная кухня), одежду (национальная одежда), орудия труда, собственность и прочее, в соответствии со своими потребностями и условиями жизни; у каждого свои национальные виды искусства, культуры и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя своеобразная духовная культура, формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, ритуалов, традиций и обычаев, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические, а порой и политические функции.

В модели полисоциокультурного образования и воспитания учитель (воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель) должен научить своих учеников (студентов) более терпимо относится к тому, что в мире существует множество ценностей, что многие из этих ценностей отличаются от их собственных. При этом надо строить свою деятельность таким образом, чтобы учащиеся понимали, что к любым ценностям, происходящим из традиций того или иного народа, надо относиться уважительно и бережно, так как в них заключены опыт и мудрость целого народа.

Миссия учебного заведения полисоциокультурного образования и воспитания:
1. Обеспечить получение качественного основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику в соответствии с индивидуальными возможностями личности и требованиями государственного образовательного стандарта;
2. Содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся и их родителей.
3. Мотивировать каждого ученика на социальное творчество, гарантируя ему позитивную мотивацию и условие развития данного вида творчества

Цели моделирования программ развития образовательных учреждений, кроме индивидуально-специфических, могут включать в себя:
- Обеспечение устойчивого функционирования и поступательного развития учебно-воспитательного процесса на основе возможно более полного удовлетворения образовательных потребностей родителей в получении качественного образования в рамках школьного образования;
- Создание лидирующей позиции ОУ, как полисоциокультурного центра в микрорайоне;
- Оптимальное использование административного, кадрового ресурса, а также материально-технической базы ОУ при реализации данной Программы;
- Формирование благоприятных условий для формирования социокультурных и образовательных компетенций обучающихся, воспитания гражданственности и патриотизма, развития способности выпускника к адаптации в обществе и потребности в физическом, духовном и нравственном самосовершенствовании.

Только при таких условиях можно предположить, что выпускник данного ОУ это:
- Свободная личность. Обладает высоким уровнем самосознания, ответственности, чувством собственного достоинства, сориентирован на главные идейные и нравственные ценности, способен адаптироваться к условиям окружающей жизни. Знаком с основами и толерантен к особенностям многонациональных культур жителей Российской Федерации.
- Интеллектуальная личность. Готов к продолжению полисоциокультурного образования. Имеет научное мировоззрение. Освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана. Освоил содержание выбранного профиля на уровне способном обеспечить успешное обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Обладает потребностями в знаниях, умениях, саморазвитии, способностью и желанием учиться всю жизнь, как основой непрерывного роста в профессиональном плане и общественной жизни.
- Творческая личность. Способен к самоизменению, самореализации. Обладает развитыми способностями и желанием к сотрудничеству.
- Духовная личность. Дорожит общественными ценностями, поступает в соответствии с требованиями этики. Руководствуется нравственными принципами.
- Гуманная личность. Обладает высоким уровнем человечности, социальной ответственности, толерантен, уважает свое и чужое достоинство.
- Практическая личность. Владеет знаниями основ экономики, новыми информационно-коммуникационными технологиями, основами программирования, конструирования и проектирования. Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать. Готов к формам и методам обучения, применяемых в ВУЗах. Ведет здоровый образ жизни.

Но здесь стоит особенно обратиться к родителям детей и подростков. Без вашего позитивного участия, уважаемые родители, в работе педагогического коллектива любого ОУ их деятельность будет пробуксовывать. Не забывайте, именно первоначальную мотивацию к творчеству дети могут получить (или, наоборот, «похоронить») именно в семье, в самом раннем возрасте. От создания семейного уюта и мотивации своего собственного ребенка к творчеству с раннего детства зависит очень многое.

Дик Н.Ф., канд. соц.-пед. наук
***


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов