• Страница 1 из 1
  • 1
"Не будите во мне зверя" или анимастическое фэнтези.
ShmaksyaДата: Суббота, 18 Янв 2014, 16:17 | Сообщение # 1
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 233
Награды: 5
Репутация: 7
Статус:

Я, как айсберг в океане,
Все плывет в сплошном тумане,
Ничего вокруг не видно,
Белый свет, как белый снег.
Ну а кто-то бродит рядом,
Смотрит в спину жадным взглядом,
Кто же он на самом деле?
Хищник или человек?
Айсберг (м/ф «Ну, погоди!»)

За последние десятилетия на экраны вышло огромное количество мультфильмов, мультсериалов и книг, героями которых являются животные, которые ходят на задних лапах, часто носят одежду и разговаривают как люди. У многих такие антропоморфные существа ассоциируются с фурри-фэндомом. Название сообщества произошло от англ. furry, что переводится как «пушистый» или «покрытый мехом», а объединяет оно тех, кто так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне. Одной из особенностей субкультуры фурри является изготовление и ношение костюмов полюбившихся животных, а также участие в конференциях.
Сообщество фуррей возникло относительно недавно, всего лишь в 80-е годы минувшего века под влиянием диснеевских комиксов и мультфильмов, главными героями которых как раз и были те самые антропоморфные животные. Первый такой мультфильм, основанный на балладах о Робин Гуде, увидел свет в 1973 году. Все роли в нём исполняли животные, которые вели себя как люди (то есть ходили на задних лапах, носили одежду, жили в замках и т. д.).
Однако мультфильмы, где действовали антропоморфные животные, существовали задолго до диснеевского «Робин Гуда». Вспомните хотя бы Микки Мауса, официальным днём рождения которого считается 18 ноября 1928 года. А один из первых в мире мультипликационных фильмов был создан в России в 1913 году по мотивам басни «Стрекоза и Муравей», героев которой тоже можно назвать антропоморфами.
Кстати, басня – это один из древнейших литературных жанров. И представляет она собой короткое нравоучительное повествование в стихах или прозе, где высмеиваются человеческие пороки, а действующими лицами являются животные (а также неодушевлённые предметы и растения). И, по мнению некоторых учёных, произошла басня из так называемых «сказок о животных», которые существовали ещё в дописьменную эпоху. Есть версия, что при помощи подобных сказок наши предки-охотники делились с детьми своими наблюдениями о жизни животных.
Между тем, сказочные животные имели очень мало общего с реальными зверями. Зато они наделялись типично человеческими качествами. Например, лиса в сказках, обычно отличалась хитростью. Однако любой зоолог скажет вам, что каждый зверь (и даже заяц) по-своему хитёр. Во всяком случае, лиса по жизни не хитрее волка, в сказках же часто бывает наоборот. С другой стороны если хищник становится героем сказки, то он и там ведёт себя как хищник, например, в одной русской народной сказке волк похищает козлят, а в другой лиса уносит петуха. Но спасает его кот, а кошки не являются природными врагами лисиц, на эту роль гораздо больше бы собака подошла. В общем, сказки о животных дают не так много полезной информации о жизни зверей, зато из них можно узнать много полезного о взаимоотношениях людей.
Животные становились героями не только детских сказок, но и книг адресованных скорее взрослым (или, как минимум подросткам). Так, одним из памятников французской средневековой литературы считается «Роман о Лисе», состоящий из 30 частей, повествующих о борьбе хитрого Лиса Ренара с грубым и глупым волком Изергимом. А возник этот сборник народных сказаний в XIII веке.
Получается что произведения, в которых действуют антропоморфы, имеют очень древние литературные корни. Так почему бы их ни выделить в отдельный жанр? И назвать его, допустим, анималистическое фэнтези (по аналогии с анималистической живописью). Почему именно фэнтези, а не фантастика? Потому что поджар этот вырос из сказок и мифов. Кто-то, возможно, спросит, а зачем нам ещё один термин? Поклонникам данной литературы может и неважно, к какому жанру их любимые произведения относятся. Главное в том, что они любимые. А вот авторам, отправляющим рукописи в журналы и особенно издательства приходиться указывать жанр, к которому они относят свои опусы. Иногда от жанровой принадлежности рукописи зависит даже то, к какому именно редактору следует посылать произведение на рассмотрение. Это связано, скорее всего, с тем, что у каждого жанра свои особенности и каноны, свои любимые приёмы и свои признанные мастера, чьё творчество считают эталоном.
То, что главным героем какого-то произведения является животное, ещё не значит, что это произведение – анималистическое фэнтези. Возьмём для примера рассказ Чехова «Каштанка». Его главной героиней является «молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой», но ведёт она себя именно как собака, и мыслит тоже как собака, и переживает как собака (хотя эти мысли и переживания являются вымыслом автора). Противоположный пример, полнометражный мультфильм «Белка и стрелка. Звездные собаки». Несмотря на то, что сюжет тесно связан с реальными историческими событиями времён освоения космоса СССР, животные в фильме представлены антропоморфными (за исключением эпизодов, в которых участвуют люди).
Таким образом, первый признак анималистического фэнтези – герои-животные являются антропоморфными (то есть человекоподобными). Они не всегда ходят на задних лапах и носят одежду, но обязательно испытывают человеческие чувства и выражают их человеческими словами (или мыслями). Второй призрак – отсутствие в произведении людей (в крайнем случае, допустимо их эпизодическое появление).
Слово анималистический произошло от латинского animal, что переводиться как «животное». Однако в латинском языке есть ещё слово anima что в переводе означает «душа». А ещё существует такое понятие как анимизм, то есть вера в одушевленность всей природы (и животных в том числе). В частности, французского психолог Жан Пиаже считал анимизм одной из особенности детского мышления, склонного к одушевлению всего вокруг.
Отсюда следует, что термин анималистическое фэнтези более точно отражает суть данных произведений, ведь главным в них является одушевленность антропоморфных персонажей, а вовсе не их «пушистость».
Более того, в фурристической (не путать с футуристической) литературе и мультипликации встречаются и антропоморфные персонажи, лишенные шерсти. Например, змея сэр Хисс из «Робин Гуда». Или мистер Тоуд (жаба) из сказочной повести Кеннета Грэма «Ветер и ивах», впервые изданной в 1908 году. Или взять знакомую нам с детства сказку про трёх поросят. У её главных героев тоже шерсти нет. А рыбы и прочие морские существа? Их ведь тоже пушистыми не назовёшь. Но, тем не менее, именно обитатели океанов стали героями таких мультфильмов как «В поисках Немо», «Наживка для акулы» и «Подводная братва». А такие шедевры студии DreamWorks как «Муравей Антц» или «Би-Муви Медовый заговор» показывают нам жизнь насекомых. Хотя проблемы в этих мультипликационных фильмах поднимаются скорее социально-философские, чем энтомологические. Так некоторые критики полагают, что прототипом муравьиного диктатора – генерала Навозника стали два «величайших» диктатора прошлого века – Адольф Гитлер и Наполеон Бонапарт.
Отечественные мультипликаторы тоже не раз создавали антропоморфных героев. Правда не в полнометражных анимационных фильмах, а в коротких мультиках и мультипликационных сериалах, самым известным из которых является «Ну погоди!». Говорят, волка первоначально должен был озвучивать не Анатолий Папанов, а Владимир Высоцкий. Должно быть, поэтому невезучий преследователь зайца внешне похож на знаменитого певца, по крайней мере, носит такие же расклешенные брюки с ярко-розовой рубашкой, какие были у Владимира Семёновича (чему имеются фото и даже видеосвидетельства). Есть ещё мультсериал о приключениях кота Леопольда, которому активно пытаются навредить мыши, и множество коротких мультиков, типа «Земляничного дождика» или «Зайца, который любил давать советы», не говоря уже о мультипликационных версиях народных сказок о животных.
Всё это говорит о том, что книги про антропоморфных животных никак не умещаются в рамках сообщества фурри и заслуживают внимания более широкой категории читателей, хотя бы потому, что существуют не одно столетие, но не теряют актуальности и по сей день.

P. S. Эта и другие подобные статьи вошли в электронную книгу "Мир в твоих руках


Сообщение отредактировал Shmaksya - Суббота, 18 Янв 2014, 16:31
jbazisДата: Суббота, 18 Янв 2014, 22:31 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Ммм... Не знаю. Действительно, имеет ли смысл выделять именно "животное фэнтези"? По-моему, нет. На мой субъективный, не так уж важно, кто действует в произведении - человек или животное. А еще - ради смеха можно сказать, что "фантастика выросла из мифов и легенд, что легко доказывается "Звездными Войнами"". И кирдык беседе smile
Животное может оказаться героем чего угодно - см. "Лабиринт" Ф.Кафки. Не приведи ____ (заполните пропуск), попадет такая вот книга на стол редактору-поклоннику фэнтези... Опять же, есть "Путь Меча" Г.Л.Олди (только что прочитал), там и вовсе половина главных героев - холодное оружие. Да, пока это единственная прочитанная мною книга (если не брать "Хроники Амбера", где тоже имеются говорящие мечи и думающая удавка), где оружие разговаривает не меньше, чем люди... Лиха беда начало.


Сообщение отредактировал jbazis - Суббота, 18 Янв 2014, 22:32
maria68Дата: Пятница, 13 Июн 2014, 16:52 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 460
Награды: 18
Репутация: 14
Статус:
Антропоморфные фэнтези и фантастика сейчас очень распространены. Когда это всё только начиналось, то этот вид литературы не выделяли. Но теперь везде появляются отдельные "полки" для человекообразных героев) На многих лит.сайтах, и в онлайн-галереях для них есть свой раздел. Так что, да, я тоже считаю это отдельным признанным поджанром.
Kevin_KoreyДата: Воскресенье, 07 Сен 2014, 10:05 | Сообщение # 4
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 56
Награды: 3
Репутация: 0
Статус:
Для таких мультфильмов нужна хорошая графика, и я не вижу в таких персонажах ничего плохого. Это необычный мир, созданный для детей, и если он затронул сердца взрослых, то значит автор и художники смогли добиться определённого успеха. Я "за".

Если твои крылья опалены человеческой подлостью и злобой, и ты не можешь больше быть белым журавлём, стань фениксом, восстающим из пепла.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: