solveyg | Дата: Суббота, 04 Окт 2014, 08:15 | Сообщение # 1 |
Доцент НИИЧАВО
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 741
Статус:
| Огненный змей — злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян.
Другие названия: змей-любака, летун, летучий, литавец, маньяк, налёт, огнянный, прелестник.
Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. Огненный змей считался злым духом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал). Лица, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.
Средством исцеления от напасти служили исповедь постороннему человеку. Женщина не должна была спать в одиночестве, но вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственниц. В качестве лекарств использовались одолень-трава (валериана), отвар репейника, как оберег — стебли репейника на стене. В доме рекомендовалось читать Псалтирь, а над жертвой — молитвы от блудного беса из требника Петра Могилы, ставить крестное знамение на дымоходы, окна, двери.
Также через почтенных людей убеждают женщину пробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста, видение должно пропасть, а недужная поправиться.
По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.
По общераспространённым народным представлениям, когда посещает чей-то дом (как правило, влетая в печную трубу), то может приносить золото, но его подарки с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз.
Жертву своих иллюзий огненный змей истязует, высасывая кровь или молоко из грудей.
Также огненный змей не имеет спинного хребта и не в состоянии правильно произносить некоторые слова: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» — «Чудородица».
Если от связи с демоном рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век, а тело его холодное и подобно студню. Живёт такое дитя недолго, и вскоре умирает.
Мифы об огненном змее встречаются в сербских эпических песнях, в русских былинах, сказках и заговорах, а также в житийной Повести о Петре и Февронии Муромских, которая основана на фольклорном материале.
К огненному змею относится сюжет о его преступной связи с женщиной, от которой рождается сын, впоследствии побеждающий своего демонического отца.
В заговорах упоминается как помощник, имеющий возможности внушить страсть женщине.
Видимым проявлением огненного змея считались болиды, летящие наклонно или по горизонтали, которые были видны несущимися по воздуху в виде длинной и широкой ленты из красноватых искр, и вызывали у невежественных людей суеверный страх. Образ летящего змея при этом связывался с проявлениями временного умственного помешательства или депрессивными галлюцинациями впечатлительных женщин, потерявших своих возлюбленных.
Завидев летящий болид, верящие в огненного змея, кричали ему «Аминь, аминь, рассыпься!» ист.:world-of-legends.su›slavyanskaya/slav_nechist… ист.:http://sfilm.org/articles/008/
Нельзя сидеть на месте — вдруг где-то рядом оазис? Антуан де Сент-Экзюпери
|
|
| |