[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Наина_Киевна_Горыныч  
Литературный форум » Сказочная страна » Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО) » Человек-олень МЯНДАШ (саамская мифология)
Человек-олень МЯНДАШ
Елена Гейли (_Elena_)Дата: Четверг, 15.01.2015, 14:01 | Сообщение # 1
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 75
Награды: 4
Репутация: 0
Статус:
Человек-олень МЯНДАШ

Для многих охотничьих народов олень является благородным символом изобилия, созидания и мудрости. Из-за его ветвистых, периодически обновляющихся рогов олень олицетворяет обновление и возрождение жизни. Часто ассоциируется с Солнцем и Древом Жизни.
МЯНДАШ – это чудесный олень-оборотень. В мифологии саами это божество занимает особое место. Его имя и предания о нем шаманы хранили с глубокой древности.
Легенды о МЯНДАШЕ сначала пели стихами, и сопровождалось это особыми играми-обрядами. Постепенно отдельные эпизоды начали рассказывать в виде сказок.
По одной из версий МЯНДАШ, сын Пеййва (Солнце) и Еммьне (Земля), появился из яйца и стал родоначальником саамов: «Я, отец твой – прародитель земли этой тундровой, завещаю тебе ее на веки вечные. Должен ты беречь землю-кормилицу и быть оленям всем братом родным. От тебя пойдет род саамов-лопинов».
В иной легенде МЯНДАШ – сын шаманки (нойды) и дикого оленя, родился оленем и, узнав, кто его отец, отправился в тундру. В другом сказании МЯНДАШ – сын оленихи (важенки), способной, как и он, превращаться в человека.
В сказках тотемный олень изображается помощником, проводником и другом человека. Например, его сброшенный рог указывает на места, где водились стада диких оленей.
МЯНДАШ ведет образ жизни человека и оленя: в доме он человек, а в тундре – олень. Он научил саамов охотиться, устраивать засады, ставить ловушки, дал им лук, но запретил убивать важенок и охотиться на вожаков оленьего стада (гирвасов).
Пока жив МЯНДАШ — живы земля и люди. Со временем саамы забыли предостережения МЯНДАША. И тогда сказал человек-олень: «Теперь перестали жалеть гирвасов и важенок, мяндашевых детей. Не будете жалеть — кончится вам охота на дикаря». В настоящее время численность поголовья дикого северного оленя сократилась, и охота на него запрещена. Сократилась и численность коренного населения.


Эту куклу в саамском национальном наряде мы с дочкой шили на конкурс пару лет назад. Рядом - оленёнок.


Сообщение отредактировал _Elena_ - Четверг, 15.01.2015, 14:08
 
Михаил (mixail)Дата: Четверг, 15.01.2015, 15:10 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 5060
Награды: 65
Репутация: 124
Статус:
Легенда о человеке-олене очень древняя. Это доказывает валун с петрографами излагающий эту легенду. Он находится в музее посёлка Ловозерье:



михаил

«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне».
Митрополит Антоний Сурожский

Моя копилка на издание книги.
 
Литературный форум » Сказочная страна » Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО) » Человек-олень МЯНДАШ (саамская мифология)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация