[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок". (Сказка -- бредовые фантазии или кладезь мудрости?)
"Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок".
Механик Дата: Пятница, 12 Апр 2013, 09:14 | Сообщение # 26
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Понятно. У вас и понятие "сказка" означает не то, что я себе в ней понимаю. Говорить на разных языках нелегко.

Добавлено (12.04.2013, 09:14)
---------------------------------------------
Цитата (moroz)
Механик. "Про нестыковку поподробней..."
Пожалуйста. Колобок у вас скатился и его все забыли,
остались наверху. Но, оказывается, не забыли, он катится,
а они уже внизу его ждут.

Вы про заключительное четверостишие? Так там неопределённая область с исключением через "лишь" обозначена:
Все забыли Колобка, -
Популярность коротка...
Лишь кого обидел маются,
Ждут внизу и улыбаются.

Не думал, что плохо воспринимается. Но спасибо за ответ. Чужое восприятие - тёмный лес.


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль


Сообщение отредактировал Механик - Пятница, 12 Апр 2013, 09:15
 
jbazis Дата: Пятница, 12 Апр 2013, 18:26 | Сообщение # 27
Группа: Удаленные





Цитата (Механик)
У вас и понятие "сказка" означает не то, что я себе в ней понимаю.

Угу. Добавлю еще одно доопределение к сказке: она ничего не объясняет. В ней все просто происходит. Так же, как в шахматах никто не объясняет, почему офицер ходит строго по диагоналям, а тура по вертикали-горизонтали.
Если вы к сказкам относите, скажем, те же мифы... Боюсь, около 95% всей литературы вообще оказываются там же.
 
Механик Дата: Суббота, 13 Апр 2013, 11:21 | Сообщение # 28
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Я не думаю, что в радиусе 1000 км от меня есть хотя бы один человек, верящий в древнегреческих титанов, богов и героев. Кроме детей, которые верят в Деда Мороза и Лунтика - ни одного. Но вы вправе относится к чувствам теоретических верующих по своему и бережно разносить некоренную мифологию отдельно от коренной, почему-то расцениваемой сказками.

У меня есть некоторые собственные мысли по поводу отнесения к сказкам литературных произведений. Они должны быть интересны и доступны для того, чтобы один человек рассказывал их другому. Тут сказка по размеру сродни рассказу. И да, в сказках ничего не объясняется, потому как и без того понятно. Это как интуитивно понятный компьютерный интерфейс. Любой, обладающий мало-мальской фантазией, имеет шанс воспользоваться им без инструкции.


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль
 
jbazis Дата: Суббота, 13 Апр 2013, 12:04 | Сообщение # 29
Группа: Удаленные





Цитата (Механик)
Я не думаю, что в радиусе 1000 км от меня есть хотя бы один человек, верящий в древнегреческих титанов, богов и героев

А это не важно. Миф объясняет мир. Сказка объясняет, в лучшем случае, человеческие отношения.
Цитата (Механик)
Но вы вправе относится к чувствам теоретических верующих по своему и бережно разносить некоренную мифологию отдельно от коренной, почему-то расцениваемой сказками.

Распутайте, пожалуйста, эту фразу. Особенно ее последнюю часть.
Цитата (Механик)
Они должны быть интересны и доступны для того, чтобы один человек рассказывал их другому

Видимо, сейчас их заменяют анекдоты.
Цитата (Механик)
И да, в сказках ничего не объясняется, потому как и без того понятно. Это как интуитивно понятный компьютерный интерфейс. Любой, обладающий мало-мальской фантазией, имеет шанс воспользоваться им без инструкции.

Ну так о чем я говорю wink А теперь взгляните на те же мифы - что в заграничном варианте, что в нашем отечественном. Мало того. Действие сказки происходит в некоем вневременном Нигде - оно обладает лишь некими условными признаками и зачастую "наполняется" той самой фантазией. Миф? Это смотрите сами.
Подозреваю, что пространственно-временные координаты (вроде царя Гороха) в сказку попадают из конкретного мифа, из которого она... выросла? или, например, дистиллировалась?

Нда. Писателю, решившему написать сказку, придется думать, что же он пишет...
(Черт. Промелькнуло: "Сказка - философия для чайников". Может быть, может быть...)
 
Механик Дата: Понедельник, 15 Апр 2013, 16:50 | Сообщение # 30
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Цитата (jbazis)
А это не важно. Миф объясняет мир.

Миф, как некий документ, указывает на культурные истоки. Документ является документом при соблюдении некоторых условий историчности. Может ли литературный, адаптированный для детского читателя пересказ документа являться таковым?

Цитата (jbazis)
Распутайте, пожалуйста, эту фразу. Особенно ее последнюю часть.

Может ли быть, что некоторые сказки являются частью мифологии, ныне утратившей целостность? Если нет, то нечего распутывать.


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль


Сообщение отредактировал Механик - Понедельник, 15 Апр 2013, 16:52
 
jbazis Дата: Понедельник, 15 Апр 2013, 18:42 | Сообщение # 31
Группа: Удаленные





Цитата (Механик)
Может ли быть, что некоторые сказки являются частью мифологии, ныне утратившей целостность? Если нет, то нечего распутывать.

Ыыы... Я просил разъяснить фразу, она у вас несогласованная и поэтому понять, что вы имеете в виду, тяжело.
Сказки, вероятнее всего, и растут из мифологии (при этом утрачивая достаточно много). Но это не значит, что миф и сказка - это одно и то же. Конечно, можно сейчас посмеиваться над нашими недалекими предками - "Во понавыдумывали!" - но они так заполняли пустоты в миропонимании, больше нечем было.

Цитата (Механик)
Миф, как некий документ, указывает на культурные истоки. Документ является документом при соблюдении некоторых условий историчности. Может ли литературный, адаптированный для детского читателя пересказ документа являться таковым?

При невозможности реконструкции первоначального мифа - нет. Из сказки, как я уже сказал, слишком многое выпадает. Поэтому "Орфей и Эвридика", например, или подвиги Геракла сказками не являются - они достаточно сильно привязаны к времени и месту и содержат в себе несказочные элементы типа "судьбы".
 
Ворон Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 11:05 | Сообщение # 32
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Как Вы правы, Иван! Никак нельзя ставить знак равенства между мифом и сказкой, ибо у него нет автора.
"МИФ
(от греч. mythos — слово, сказание, предание) — сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, «духов»"
"Бондаренко С.В. предлагает несколько оснований для различения
сказки и мифа.
1. Истинность. Миф предлагает актуальную веру в истинность
происходящего. Истинность сказки не принципиальна. Отсюда важнейшее
отличие сказки от мифа – ее игровая метафоричность.
2. Историчность и вариативность сюжета. Миф мало вариативен в
своем сюжете. Сюжет расширяется только для раскрытия характера и судьбы
героя, которая всегда исторична. Сказка допускает как редукцию сюжета, так
и его расширение.
3. Актуальность или уникальность сюжета. Миф описывает
уникальные события, которые были один раз с конкретными персонажами.
Все остальное всегда будет лишь слабым подобием. В мифе важен характер и
герой. Сказка предлагает метафорическое описание того, что может
случиться с каждым. В сказке имена условны.
4. Социальная/индивидуальная обусловленность поступков. В мифе
поведение героя обусловлено его характером и некоторыми
обстоятельствами. В сказке поведение персонажа в наибольшей степени
обусловлено социальной моделью, верной или неверной, что всякий раз
дидактически раскрывается для аудитории.
5. Время и рок (судьба). Миф как уникальное событие уже существует
во времени, в прошлом или настоящем (так называемом мифологическом
времени), и оно неизменно. Сказка случается в момент повествования. Она
способна разворачиваться постепенно и неожиданно (отсюда такой жанр как
«докучные сказки», которые могут повторяться бесконечно).
6. Функциональные цели. Для мифа функцией является описание мира
и тех, кто в нем имеет смысл. Сказка всегда рассказывает немного про
читающего/слушающего и тех, кто рядом с ним. Она — про мир внутренний.
7. Завершение повествования. Миф заканчивается произвольно. Сюжет
может быть продолжен в другом мифе про этого же, или иного героя. Для
сказки характерен или счастливый («я там был, мед пиво пил…), или иной,
но логически обоснованный конец повествования"
"Сказки обнаруживают отчётливую сюжетную связь с первобытными
мифами, ритуалами, племенными обычаями.
Важной предпосылкой превращения мифов в сказки был разрыв
непосредственной связи этих мифов с ритуальной жизнью племени . Отмена специфических ограничений на рассказывание мифа, допущение в
число слушателей непосвящённых (женщин и детей) влекли за собой
невольную установку рассказчика на вымысел, акцентирование
развлекательного момента и неизбежно - ослабление веры в достоверность
повествования. Из мифов изымается особо священная часть. Первоначально
строгая достоверность уступает место нестрогой достоверности, что
способствует более сознательному и свободному вымыслу.
Мелетицкий Е.М. полагает, что «испытания героя в волшебной сказке
сопоставимы с испытаниями, характерными для посвятительных
(инициационных), либо брачных (более поздних) ритуалов в архаическом
обществе и соответствующих мифах. Поскольку через инициации и другие
переходные ритуалы (например, из одного возрастного класса в другой)
проходит каждый индивид, то сказка, с её интересом к судьбе личности,
широко использует мифологические мотивы, сопряжённые с ритуалами
посвятительного типа. …так, ряд важнейших символов, мотивов, сюжетов и
отчасти общая структура волшебной сказки связаны с посвятительными
ритуалами». Таким образом, можно говорить о том, что сказка
акцентирует тот аспект мифа, в котором действующее лицо совершает
действия инициации, а также, отличается большим демократизмом
повествования и большим вниманием к индивидуальной судьбе.
Элиаде М. анализируя степень влияния сказки на психику
современного человека, пишет, что «…сказка продолжает “инициацию” на
уровне воображаемого. Она воспринимается как развлечение только в
демифологизированном сознании и, в частности, в сознании современного
человека. В глубинной же психике сценарий инициации не теряет
серьезности и продолжает передавать соответствующие заповеди и вызывать
изменения. Не отдавая себе в этом отчета, считая, что он развлекается и
отвлекается от реальности, современный человек все еще продолжает
пользоваться воображаемой инициацией, содержащейся в сказках.»
Таким образом, и сказка, и миф метафоричны, отражают ритуалы и
представляют богатый материал для анализа, материал сказок является
предпочтительным для анализа психологом, поскольку в нем существует
большая свобода вымысла, она ориентирована на действия героя, в ней более
отчетливо представлен «социальный» контекст существования героя, что
позволяет анализировать индивидуальные сценарии жизни в проективной
форме сказочного сюжета"(Бобурова А. А.
СКАЗКА И МИФ: РАЗЛИЧИЯ И ЕДИНСТВО
Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены,
методы, концепции. Вып. 5. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2011. – С. 12-18)


Сообщение отредактировал verwolf - Суббота, 27 Июл 2013, 19:03
 
Томская Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 11:35 | Сообщение # 33
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Виталий, добрый день! Мне показалось, что было бы полезно кое-какие теоретические материалы из этой темы перенести в конкурсное обсуждение?
Читаю сейчас некоторые примеры в темах конкурса сказок и написать нечего, явный не формат, отступление от канонов налицо.
Мне очень понравился конкурс сонетов именно своей обучающей составляющей. И хотя я сама там "похулиганила", но от души, в преддверии юбилея, простительно.
Зато остальные просто высший класс показали.
Может быть, и в конкурсе сказок ещё не поздно включить обучение? Как вы думаете? Людмила.


Томская
 
redaktor Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 11:43 | Сообщение # 34
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Цитата (Томская)
Может быть, и в конкурсе сказок ещё не поздно включить обучение? Как вы думаете? Людмила.


Людмила, это просто замечательная идея! Если бы кто-то из форумчан взял на себя такой труд - дети сказали бы огромное спасибо!


Президент Академии Литературного Успеха, админ портала
redactor-malkova@ya.ru
 
Томская Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 12:52 | Сообщение # 35
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Ирина Игоревна, спасибо за поддержку идеи.
Сама я, к сожалению, лишь "ученик", но верю, что среди форумчан откликнутся истинные любители и пониматели сказок. Вот уже и по конкурсу видно, что есть такие. С удовольствием поучусь. Людмила.


Томская
 
Ворон Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 13:21 | Сообщение # 36
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Людмила Владиславовна, идея хорошая. Вы правы, из всех, представленных на этот день, сказок, лишь десять можно таковыми назвать. Кто-то пишет просто рассказы, а кому-то прежде надо научиться грамотно писать и правильно излагать мысли.
Детская сказка - это не просто набор слов, никак не связанных между собой. Читатель должен с первых же строк увидеть картинку, как будто он смотрит уже готовый фильм.
 
rusin Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 16:25 | Сообщение # 37
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 562
Награды: 43
Репутация: 86
В наше время, когда ТВ и компьютер заменили книги, ребёнку не только рассказывают, но и показывают изображение, созданное художником, т.е. навязывается готовое видение взрослого человека.

Поэтому тем, кто собирается писать для детей, необходимо очень тщательно подходить к написанию рассказов и, особенно, сказок. На мой взгляд, сказки должны развивать воображение и прививать вкус к литературной речи.

Как можно научить ребёнка образно мыслить?
Читайте сказки без картинок! А потом пусть он словами вам её «нарисует» или в альбоме, но свою картинку, а не дядину. Это поможет увеличить словарный запас, и, главное, научит выражать свои мысли, следовательно, такому ребёнку будет легче общаться, у него и речь будет понятная, чистая, гибкая.

В сказке должна присутствовать ритмическая организация речи, которая может ощущаться только при чтении вслух. Нужно внимательно подбирать слова, грамотно строить предложения, уметь выделить главное, чтобы не отвлекать внимание описательными подробностями и красивостями.

Ведь почему дети так любят сказки, и чаще страшные? Потому, что сказка в итоге даёт ребёнку уверенность для реальной жизни (добро побеждает!), притупляет страх, а порой изгоняет его из детской души.

Это моё мнение.
Лариса


Моя авторская библиотека.
 
Томская Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 17:12 | Сообщение # 38
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Лариса, а если эти мысли:
Цитата (rusin)
Поэтому тем, кто собирается писать для детей, необходимо очень тщательно подходить к написанию рассказов и, особенно, сказок. На мой взгляд, сказки должны развивать воображение и прививать вкус к литературной речи. Как можно научить ребёнка образно мыслить? Читайте сказки без картинок! А потом пусть он словами вам её «нарисует» или в альбоме, но свою картинку, а не дядину. Это поможет увеличить словарный запас, и, главное, научит выражать свои мысли, следовательно, такому ребёнку будет легче общаться, у него и речь будет понятная, чистая, гибкая. В сказке должна присутствовать ритмическая организация речи, которая может ощущаться только при чтении вслух. Нужно внимательно подбирать слова, грамотно строить предложения, уметь выделить главное, чтобы не отвлекать внимание описательными подробностями и красивостями. Ведь почему дети так любят сказки, и чаще страшные? Потому, что сказка в итоге даёт ребёнку уверенность для реальной жизни (добро побеждает!), притупляет страх, а порой изгоняет его из детской души.

- и некоторые другие процитировать в теме для обсуждений конкурса сказок и создать по примеру конкурса сонетов какой-то алгоритм классического написания сказок, выработать, как писал Александр, "техническое задание"? Возможно, некоторым авторам станет понятно, почему их сказки -не формат , и они ещё успеют доработать свои произведения? Времени-то до 10 сентября достаточно. И редакция сможет в этом случае создать полноценный сборник, выбор будет весомее, я надеюсь.
Может быть, вы привлечёте к этому полезному делу и других пользующихся авторитетом людей? И тогда, компилируя мнения знатоков, сборник можно было бы препроводить небольшой статьёй о том, как создавать современные сказки.
Как вы считаете? С уважением. Людмила.


Томская
 
rusin Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 19:33 | Сообщение # 39
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 562
Награды: 43
Репутация: 86
Людмила, вопрос, конечно, интересный!!!)))) Но коварный!)

Думаю, у каждого есть и мысли свои, представления и примеры.
То, что я написала, это, сугубо моё, опыты моей жизни.
Я вырастила и воспитала 2-х дочерей и двух внуков (23 и 14 лет), сейчас занимаемся сказками с 3-х летним. Видели бы Вы какой он становится "застопоренный", как-только я рот открываю и сказочным заговором произношу первые слова...его родители испытали шок, увидев своего сына, с открытым ртом и глазами устремлёнными в одну точку, и смирно сидящим, что для него совсем не характерно.)
Но!, ему НАДО РАССКАЗЫВАТЬ! Не читать! При прочтении нет той взаимной реакции, которая возникает "глаза в глаза", внук видит мои глаза, а я реагирую на его эмоции. Единственная сказка, которую ему можно читать, это"Три медведя" Л.Толстого. Потому что там нет лишних слов, а лишь действия.
Старший вырос на сказках. Муж много ездил по командировкам и прикупал к нашей библиотеке "Сказки народов....", а зная наши увлечения, ему дарили и академические издания. Могу сказать, не покривив душой, старший внук, выросший на сказках, не по годам развит и у него грамотная речь, за словом в карман не полезет).
Наш 3-летка своим лексиконом и знанием человеческих возможностей и эмоций приводит в недоумение воспитателей в детском саду, они его побаиваются) и старательно сами подбирают слова в его присутствии.
Вот она - роль сказки! Но, повторюсь, это мой опыт.

Каждый вправе искать свой путь и предъявлять свои требования.
Человек, который хочет приуспеть и стать, возможно, мастером (почему нет!) должен учиться не по советам и почерпнутым отрывкам, а читать работы тех, кто занимался, серьёзно и даже научно сказочными проблемами. Хотя бы прочесть "Морфологию сказки" В. Я. Проппа и др. его работы.

Людмила, Выдать такой алгоритм написания как для сонетов, вряд ли возможно, слишком обширная тема. А вот почитать работы по детской сказке полезно каждому.


Моя авторская библиотека.
 
Томская Дата: Суббота, 29 Июн 2013, 23:14 | Сообщение # 40
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Цитата (rusin)
Выдать такой алгоритм написания как для сонетов, вряд ли возможно, слишком обширная тема. А вот почитать работы по детской сказке полезно каждому.

Спасибо, хороший разговор и мысли полезные. Людмила.


Томская
 
Ворон Дата: Суббота, 27 Июл 2013, 19:00 | Сообщение # 41
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Да, Лариса абсолютно права, для сказки нелегко составить какой-то определённый алгоритм. Ведь сколько людей, столько и мнений...

Добавлено (27.07.2013, 19:00)
---------------------------------------------
«Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок».

Не ошибусь, если скажу, что каждый человек, живущий на нашей прекрасной планете, в раннем детстве просто обожал слушать перед сном какую-нибудь волшебную историю. А уж когда подключалось Его Величество Воображение, то и сам становился её непосредственным героем. Сражался со Змеем Горынычем, помогая Ивану-Царевичу спасать Василису Прекрасную. Следуя за волшебным клубком, отправлялся на остров Буян, где на самой вершине тысячелетнего дуба в золотом ларце хранилась смерть, чахнувшего над златом, Кощея Бессмертного. Пытался предупредить бедную бабушку Красной Шапочки о приближении злого Серого Волка, который просто обожал старушек на обед. Бросая хлебные крошки, шёл следом за Гензелем и Гретой в пряничный домик коварной ведьмы.
А, засыпая, верил, что где-то рядом ходит крошка Вилли Винкель, наказывая тех, кто ещё не спит. И ожидал дивных снов в награду за хорошее поведение от доброго волшебника Оле Лукойе. А если снились кошмары, то с головой прятался под одеяло, считая, что не один Бугемен не сможет преодолеть это препятствие.
Но больше всего на свете, будучи ребёнком, мечтал встретить что-то необычайное в реальной жизни. Веря, что если чего-то очень сильно захотеть, потом зажмурить глаза и сосчитать до десяти, то оно обязательно исполнится. В предновогоднюю ночь пытался не засыпать, в надежде увидеть Деда Мороза или спускающегося по трубе Санта Клауса, чтобы попросить их исполнить самое сокровенное желание. А найдя четырёхлистный клевер, начинал внимательно осматриваться по сторонам, мечтая встретить гнома. Ведь считалось, что завладев его горшочком с золотыми монетами, можно требовать от того чего душе угодно. В каждой лампе чудился Джинн, а полная Луна олицетворялась с матерью всей нечисти Гекатой.
Повзрослев, взахлёб зачитывался мифами Древней Греции, восторгаясь подвигами Геракла и ужасаясь коварству Аида. Шёл следом за Тезеем в лабиринт Минотавра или летел вместе с Персеем за головой Медузы Горгоны.
Но чем старше человек становился, тем всё меньше оставалось у него Веры в Чудо. Наваливались житейские проблемы, с которыми даже Карлсону было не в силах справиться. Затягивал быт, так нелюбимый фрекен Бок. Предавали самые близкие люди, подобно Мальчишу-плохишу. Но по ночам человек так мечтал вернуться обратно в безоблачное детство, завидуя белой завистью Питеру Пену.
Но когда появлялись дети, то он вновь погружался с головою в волшебство, рассказывая ребёнку сказочные истории.

Так в чём же тайна такой популярности сказки? Что вообще она такое? Существуют ли различия между сказкой и мифом? Должна ли она чему-либо учить? Может ли считаться сказкой житейская история? И есть ли какой-нибудь простенький алгоритм написания?
На эти и некоторые другие вопросы я попытаюсь ответить, не залезая в дебри литературоведения, простым человеческим языком.

Отвечая на первый вопрос, отошлю вас в ваше раннее детство. Чем именно привлекала сказка?
Во-первых, извечной борьбой Добра и Зла. Во-вторых, присутствием элементов волшебства. В-третьих, захватывающий сюжет, будящий Его Величество Воображение. В-четвёртых, простой, понятный даже младенцу, язык изложения, не заставляющий особо напрягаться серое вещество головного мозга. И, наконец, в-пятых, это ненавязчивая мораль.
Представьте себе историю, в которой автор, академическим языком рассказывает элементарные вещи, пытаясь выглядеть в глазах читателя высокоинтеллектуальным человеком:
«Ступа Бабы-Яги представляла собой сложный механизм, работающий по принципу превращения кинетической энергии магического заклинания в потенциальную энергию, приводящую её в движение…»
Понравилось?! Не заснули? Ну, тогда слушайте дальше:
«Змей Горынович является прямым потомком доисторического ящера, известного науке под именем Тираннозавр. Этот древнейший представитель животного мира вёл подвижный образ жизни, охотясь на тех, кто намного уступал его собственным размерам. С точки зрения разумности Тираннозавр занимал низшую ступень эволюции. Именно поэтому Змея Горыновича так легко ввести в недоумение. Способность к полёту объясняется родственными отношениями последнего с птицеящером Археоптериксом, являющимся предком современных пернатых. Неблагоприятные условия внешней среды повлекли за собой мутации, приведшие к появлению двух и более голов. А способность извергать пламя связано с защитной реакцией организма направленной против возможных врагов»
По-моему, читая дальше такое, мягко сказать, заумное произведение через несколько минут хочется выпрыгнуть из окна от перенапряжения головного мозга. Здесь вся необычайность сказочного персонажа сведена на нет. Не сложно себе представить, каким языком будет с ним общаться Иван-Царевич:
«Эй ты, потомок древнейшего представителя фауны планеты Земля, являющийся прямым потомком Тираннозавра и Археоптерикса! Выходи меряться со мной высокоинтеллектуальными способностями! Но если это не приведёт к определению сильнейшего из нас, то тогда между нами состоится дуэль с использованием колюще-режущего оружия. Она не закончится до тех пор, пока кто-нибудь из нас не перестанет подавать признаки жизнедеятельности!»
Да на месте Змея Горыновича я бы сразу же этого высоко эрудированного героя проглотил, дабы неповадно ему было смущать своим бредом умы.

При ответе на второй и третий вопросы я позволил себе обратиться за помощью к нашему мудрому другу Интернету.
«Сказка это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. От других видов художественной эпики она отличается тем, что является, прежде всего, игрой фантазии автора. Однако это не лишает её связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.

Виды:

1. Сказка фольклорная — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
2. Сказка литературная — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Она либо подражает фольклорной (написана в народнопоэтическом стиле), либо имеет философскую направленность.

«Алгоритм» написания фольклорной сказки.

В текстах принято использовать общеизвестные (шаблонные) слова и выражения.

1. Содержание:

А. Начинаются они обычно так:

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Таким образом, читателя как бы завлекают, обещая поведать нечто чудесное.

Б. В середине пишется:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

Благодаря этому читатель хочет, во что бы то ни стало узнать, чем всё дело окончится.

В. А заканчиваются фольклорные сказки словами:

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Используются, кочующие из текста в текст, целые эпизоды:

«Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге; битва богатыря со Змеем Горыновичем; спасение: под яблоней, в кисельной реке, в печке»

2. В описании героев или предметов применяются шаблонные:

А. выражения:

«Баба-Яга, костяная нога», «ковёр-самолёт», «сапоги-скороходы», «сам стручок, голова со стручок», «шапка-невидимка», «меч-кладенец»;

Б. вопросы-ответы:

«куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», «чую, русским духом запахло»;

В. места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой», «в тридесятом царстве, в тридевятом государстве», «у самого Синего Моря»;

Г. описание действий:

перемещение героя «на ковре-самолёте»; «в сапогах-скороходах», «на печи»;

Д. Общефольклорные эпитеты:

«красна девица», «добрый молодец», «царь-государь», «царь-надёжа».

3. Сюжет фольклорной сказки, в отличие литературной, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации (игры с сюжетом).

Литературная так же, как и фольклорная сказка включает несколько жанров:

А. Животный эпос — это произведения сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

В сказках о животных человек:

1. играет второстепенную роль.

«Битый небитого везёт»

2. занимает положение, равноценное животному.

«Старая хлеб-соль забывается»;

Виды сказки о животных:

1. Дикие животные.

«Сказка о Сером Волке и Лисе Патрикеевне»;

2. Дикие и домашние животные

«Кот, Лиса и петух»;

3. Человек и дикие животные.

«Иван-царевич и Серый Волк»;

4. Человек и домашние животные.

«Крошечка-ховрошечка»;

5. Домашние животные.

«Кот и пёс»;

6. Животные, птицы, рыбы, предметы, растения и явления природы.

«Лиса и журавль»;

7. Волшебная сказка о животных

«Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»;

8. Басня (аполог)

«Кто трусливее зайца?», «Стрекоза и Муравей»;

9. Сатирическая сказка

«Битый небитого везёт», «Лиса-повитуха»;

10. Докучные сказки – оборотный сюжет.

«Про белого бычка», «Репка», «Петушок подавился», «За скалочку уточку»;

Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях, с резкими поворотами в судьбе героев.

«Благодарные звери»;

Б. Волшебные сказки.

«Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»;

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

Обязательно присутствуют:

два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее (Иван с братьями или сёстрами).

отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется».

В. Небылица.

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице.

«Путаница»;

Г. Мифологическая сказка.

Мифологическая сказка построена на взаимодействии человека с пантеоном богов.

«Меч Владигора»

Что такое миф и в чём сходство и различие его со сказкой.

МИФ — сказание о верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, «духов».

1. Миф предлагает веру в истинность происходящего.
Истинность сказки не принципиальна.
2. Миф описывает исторически происходившие события и его сюжет расширяется только для раскрытия характера и судьбы героя.
Сказка допускает как сведение сложного к простому, так и его расширение сюжета.
3. Миф описывает уникальные события, которые были один раз с конкретными персонажами.
Все остальное всегда будет лишь слабым подобием. В мифе важен характер и герой.
Сказка предлагает метафорическое описание того, что может случиться с каждым.
В сказке имена условны.
4. В мифе поведение героя обусловлено его характером и некоторыми обстоятельствами.
В сказке поведение персонажа в наибольшей степени зависит от его социального положения.
5. Миф как уникальное событие уже существует во времени, в прошлом или настоящем времени, и оно неизменно.
Сказка случается в момент повествования. Она способна разворачиваться постепенно.
6. Для мифа функцией является описание мира и тех, кто в нем имеет смысл.
Сказка всегда рассказывает немного о читающем и тех, кто рядом с ним. Она — про мир внутренний.
7. Миф заканчивается произвольно. Сюжет может быть продолжен в другом мифе про этого же, или иного героя.
Для сказки характерен или счастливый («я там был, мед пиво пил…), или иной, но логически обоснованный конец повествования.

Сказки обнаруживают отчётливую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами, племенными обычаями. Важной предпосылкой превращения мифов в сказки был разрыв
непосредственной связи этих мифов с ритуальной жизнью племени. Из мифов изымается особо священная часть. Первоначально строгая достоверность уступает место нестрогой достоверности, что способствует более сознательному и свободному вымыслу.
Испытания героя в волшебной сказке сопоставимы с испытаниями, характерными для посвятительных (инициационных), либо брачных (более поздних) ритуалов в архаическом
обществе и соответствующих мифах. Поскольку через инициации и другие переходные ритуалы (например, из одного возрастного класса в другой) проходит каждый человек, то сказка, с её интересом к судьбе личности, широко использует мифологические мотивы, сопряжённые с ритуалами посвятительного типа. Таким образом, можно говорить о том, что сказка акцентирует тот аспект мифа, в котором действующее лицо совершает действия инициации, а также, отличается большим демократизмом повествования и большим вниманием к индивидуальной судьбе».

Автору просто необходимо помнить, что при написании сказки он должен строго следовать выбранному времени, чтобы самому не запутаться и не ввести в заблуждение читателя.
«Вышел Иван-Царевич в чисто-поле, натянул стрелу и хотел было пустить её на удачу, да пролетающий мимо «Боинг» помешал».
«Фёдор знал, что монголо-татарами повелевает Юлий Цезарь»
Обязательно необходимо ознакомиться с видами оружия, обмундированием и составом войск.
«Мечники князя Волхи, одетые в бронежилеты, и бомбардиры половецкого хана в маскхалатах сошлись в неравной битве на Бородинском поле. На деревьях сидели снайперы, готовые в любую минуту открыть огонь. А с воздуха их поддерживали бомбардировщики ».
Не помещать в сказку персонажей чуждых эпосу.
«Лесные Эльфы совсем не боялись Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Василисков, злых горных Гномов и Джиннов».
Прежде чем использовать пантеон богов надо тщательнейшим образом изучить его.
«Велес был княжеским богом русичей. Он мог принимать вид огнедышащего дракона. Дажьбог, создавший Персть, был его отцом».
Стараться не пересказывать уже известные народные сказки и произведения классиков.
«-- Колобок, колобок, я тебя съем! -- воскликнула Лиса Алиса. – Не ешь меня, я тебе ещё пригожусь!»
Если автор пишет детскую сказку, то надо стараться избегать труднопроизносимых, скабрезных, жаргонных и непонятных слов, а так же сцен кровопролития, секса и бытового насилия.
«Никита-кожемяка в превосходстве владел кинжалом, превращаясь во время боя в «мельницу смерти». Он ураганом налетал на неприятеля, снося головы налево и направо, взрезая животы, от чего наружу вываливались кишки. А после сечи уединялся с Настенькой, и пока полностью не использовали позы «Кама сутры», с сеновала не поднимались».
«В связи с деятельность Бабы-Яги по всей округе не работали передающие спутниковые тарелки. Змей Горынович, на бреющем полете, был подобен ультрасовременному «Боингу»».
Для правильного описания внешности героев можно попробовать изобразить себя самого.
«Внешность у него была заурядная: русые волосы, не пепельные, но и не смоляные. Пушистые ресницы, непонятного цвета глаза, очерченный рот и горбатый нос».
Так же нужно иметь понятие об архитектуре описываемого времени, быте людей, земледелии и его орудиях, одежде и обуви, возможных именах и обычаях.
«Вокруг замка Кощея Бессмертного стояли многоэтажки и коттеджи. Жители города ходили в лаптях, джинсах и тогах. Бургомистра звали Вырвидубом, его жену Александрой, а детей, Вероникой и Олимпиадой. Недалеко от их дома было колхозное поле, на котором с утра до вечера работали трактора».

В любой сказке заложен какой-то смысл. Читая «По щучьему велению», мы осознаём, что всего надо добиваться своим трудом. «Царевна-лягушка» повествует о вреде неосмысленных поступков, зависти, алчности и лести. «Иван-царевич и Серый Волк» учит верности, отваге, самопожертвованию и добросердечию. «Приключение Буратино» рассказывает о дружбе, находчивости, глупости, лживости, скупости, хороших манерах и пользе грамотности.
Сказка, лишённая смысла, воспринимается как бульварное чтиво.

Если в повествовании отсутствуют элементы волшебства: говорящие звери и птицы, оживающие стихии и растения, то это всего лишь обычный рассказ.

Прежде чем взяться за написание сказочной истории просто необходимо составить простой план повествования:

В идеале – эпиграф.

Во-первых, определиться со временем и местом;

Точно обозначить, где всё происходит. Строго соответствовать выбранному времени. Описать: природу, обычаи людей, их быт – при необходимости. Если герой живёт во дворце или замке, то описать убранство.

Во-вторых, придумать главных героев;

Описать, откуда они, их внешность и характер, определить социальный статус, наделить, если нужно, волшебными способностями. Рассказать об их семье, животных и друзьях – если необходимо.
Здесь необходимо дать определение понятий: Мышь-маленькая, серенькая, живет в норке. И умозаключение: Если маленькая то не Мышь, а Мышка, если живет в норке, то Норушка. Опять же если бы была большая и неприятная, то Мышь-Норушь, а так получается ласково, Мышка-Норушка.

В-третьих, придумать отрицательных героев;

Ведь там, где есть Добро, где-то живёт и зло. Описать их внешность и характер, наделить магией, придумать способ борьбы с ними.

В-четвёртых, тщательно продумать сюжет и строго ему следовать;

Если речь идёт о временах князя Владимира, то богатыри бьются не за жизнь, а на смерть, с ордой из Тмутаракани.

В-пятых, написать интересное вступление:

Можно по старинке: «Жили-были дед да баба». Или: «В нашем городе, посреди парка, стоял небольшой домик. В нём жила старая-престарая женщина, почему-то все её считали колдуньей».

В-шестых, написать завязку;

Что герой делает? Здесь имеет место мысленный эксперимент. Героя ставим в затруднительное положение, похожее на проблему, близкую ребенку. И герой начинает эту проблему преодолевать. В сказке ребенок впервые сталкивается с парадоксами: Вот происходит совершенно невероятный, удивительный случай, иногда противоречащий здравому смыслу. Получается любое волшебство -- парадокс. И здесь сказка строит мощную психологическую защиту - готовность воспринять любое событие в реальной жизни, даже самое невероятное. В построении отмечаем повторение действий; стремление строить действие на герое; трёхступенчатое строение сюжета.

В-седьмых, продумать интригу, используя фактор неожиданности;

Что случилось с главным героем? Кульминация -- точка наивысшего напряжения развития событий, здесь и основная мысль сказки, ее главная мораль. Итог или вывод. Чего добился главный герой? Если герой совершил добрый, правильный поступок он должен быть вознагражден, а зло неминуемо должно быть наказано!

«Оказывается, Баба-Яга очень ненавидела Кощея Бессмертного….» или «На самом деле Илья Васильевич не был тем, за кого себя выдавал».

В-восьмых, описать красочно бой, но без увлечения подробностями;

«Вытащил из ножен меч Иван-Царевич и отрубил Змею Горыновичу первую голову. Но на месте упавшей на землю, выросла новая, и уставилась на него, прорычав:
-- Тебе ли, смертный, тягаться со мной! Уходи по добру по здорову, а не то худо будет! –
-- Не позволю тебе, чудищу поганому, по земле русской ходить, да людей изводить! – воскликнул Иван-царевич и вновь ринулся в бой.
Змей Горынович громко расхохотался и выстрелил из своей огромной пасти струёй жаркого пламени. Всё вокруг тут же загорелось. Но Иван-царевич нисколечко не испугался этого. Он вновь набросился на неприятеля и отрубил ему голову. Но на месте, упавшей на землю, выросло ещё две, и плюнули в него водой. Еле устоял на ногах Иван-царевич. Он снова набросился на Змея Горыновича, но тот со всей силы дунул на него. Поднялся ужасный ветер, валя вековые деревья. Но Иван-царевич стоял как вкопанный.
Вдруг послышался чей-то тоненький голосок:
-- Ты когда голову-то рубишь, так тут же спрыскивай место, где она находилась, святой водой –
Иван-царевич так и сделал и вскоре Змей Горынович был повержен».

В-девятых, написать концовку.

Можно, но не желательно, использовать элемент недосказанности. А лучше всего, хеппи-энд:
«Пирком да свадебку», «И я там был, мёд пиво пил, по усам текло, но в рот не попало», «И с тех пор никто больше Соловья-разбойника не видел», «И прожили они вместе тридцать лет и три года, душа в душу». «Вот и сказке конец, кто слушал, тот молодец!», «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», «Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», «Что посеешь, то пожнёшь», «Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало».

Написание сказки -- это очень кропотливая работа, требующая полной самоотдачи. Она должна быть пропущена через душу и согрета сердцем.
Хочется пожелать авторам неиссякаемого вдохновения! Дерзайте, но не забывайте о классиках!



Сообщение отредактировал verwolf - Суббота, 27 Июл 2013, 19:06
 
Nikolay Дата: Воскресенье, 28 Июл 2013, 08:07 | Сообщение # 42
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Виталий, после такого убедительного рассуждения и нет смысла в дальнейшей дискуссии. О сказках уже столько сказано и написано (включая десятки научных монографий и кандидатских диссертаций), и все равно хочется узнать что-то новое и доселе еще неизведанное.
Молодец ты, что вот так обстоятельно разложил все по полочкам.


Редактор журнала "Азов литературный"
 
arthur_linnik Дата: Воскресенье, 28 Июл 2013, 19:56 | Сообщение # 43
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 364
Награды: 9
Репутация: 17
После просмотров и прочтения таких "шедевров" как "Гарри Поттер" и "Властелин Колец" русские народные сказки выглядят блёкло с точки зрения "экшена". А вообще, к какому жанру отнести означенные произведения?

Сообщение отредактировал arthur_linnik - Воскресенье, 28 Июл 2013, 19:57
 
jbazis Дата: Вторник, 30 Июл 2013, 21:59 | Сообщение # 44
Группа: Удаленные





Цитата (arthur_linnik)
А вообще, к какому жанру отнести означенные произведения?

Фэнтези. Так же, как и, например, "Мио, мой Мио".
Впрочем, "Властелин колец" - это вопрос сильно отдельный... (я имею в виду книгу, конечно) и выглядит он скорее как... как, я не знаю, как "Война и мир", что ли? cool
 
arthur_linnik Дата: Среда, 31 Июл 2013, 19:50 | Сообщение # 45
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 364
Награды: 9
Репутация: 17
jbazis, Не знаю даже, уместно ли сравнение. "Властелин колец" - в общем то борьба добра со злом. Вечная тема.
 
jbazis Дата: Среда, 31 Июл 2013, 23:07 | Сообщение # 46
Группа: Удаленные





Цитата (arthur_linnik)
jbazis, Не знаю даже, уместно ли сравнение. "Властелин колец" - в общем то борьба добра со злом. Вечная тема.

Но дело тут не в теме, а в способе исполнения.
Нет, пожалуй, с "ВиМ" я загнул... Может быть, произведение Толкиена следует сравнить не с произведением Толстого, а с произведением Гомера - с "Илиадой", например? (Опять же, я говорю не столько о содержании, сколько о форме, которую ему придал автор). Я, похоже, имел в виду (отличный оборот), что и "Властелин колец", и "Война и Мир" - это произведения эпические, только второе значительно ближе к собственно реальной жизни и к нашей конкретной реальности ("Илиада" и "Одиссея" будут где-то между этими двумя "эпосами").

Кстати, если вернуться к вашему вопросу о Поттере (конкретно), то было бы любопытно сравнить его с авторскими сказками (Андерсена, братьев Грим, Гофмана) и изучить отличия... только мне, например, надо бы сначала прочитать (с фильмами я частично знаком, но тут все-таки надо быть в теме) что-нибудь из этой серии и внимательно ознакомиться с тем временем и местом, в котором жил каждый из вышеуказанных авторов.
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок". (Сказка -- бредовые фантазии или кладезь мудрости?)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: