• Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
"Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок".
ВоронДата: Четверг, 28 Мар 2013, 19:15 | Сообщение # 1
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
Всем нам с пелёнок родители или бабушка с дедушкой читали перед сном сказки. Кто не знает "Волка и семерых козлят" или "Крошечки-хаврошечки"? Мы сопереживали трём поросятам, когда серый волк уничтожал их дома; пытались разбудить спящую царевну и путешествовали вместе с бароном Мюнхгаузеном. Взрослея, мы сопереживали Гуливеру и удивлялись Зазеркалью вместе с Алисой.
В сказках всегда Добро побеждает Зло, за некоторым исключением: "Девочка со спичками" и "Стойкий оловянный солдатик". Отрицательные герои вызывают недоверие, а положительные -- сопереживание.
Так вот, хочется спросить у вас, дорогие друзья, нужна ли в настоящее время сказка? И чему она должна учить?
vsaprikДата: Четверг, 28 Мар 2013, 20:35 | Сообщение # 2
Блистательный Ёжкобабковед
Группа: Друзья
Сообщений: 2672
Награды: 71
Репутация: 122
Статус:
verwolf,
Виталий!
Хорошую ты поднял тему и я выскажу своё мнение по этой жизненно важной проблеме. Сказки детям нужны были всегда, а сегодня дети в них нуждаются особенно. Воспитание детей дошкольного возраста должно идти через сказки, но не просто сказки, а сказки, способствующие формированию у ребёнка таких духовных качеств как любовь к родителям, семье, Родине, уважение к старшим, дружба, взаимопомощь и взаимовыручка, милосердие и сострадание. Ребёнок с пелёнок должен знать что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда должно быть с кулаками и уметь дать отпор злу. Сказки должны отражать реалии нашей современной жизни, где рядом с человеческими пороками живёт нравственность. Ребёнок должен знать, что ему ни Емеля, ни золотая рыбка, ни скатерть самобранка и лампа Алладина не помогут и счастливым не сделают. Счастливым его могут сделать родители, друзья, достойное образование и престижная, хорошо оплачиваемая работа.


Моя копилка на издание книги.
nik1000Дата: Четверг, 28 Мар 2013, 21:44 | Сообщение # 3
Старшой преподаватель НИИЧАВО
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 664
Награды: 13
Репутация: 34
Статус:
Сначала надо взрослых воспитать. Предлагаю создать сборник сказок для взрослых. Одну сказку выставлю:

В одной драконьей стране, которую придумал Петя Курочкин, насмотревшись современных фильмов, жили-были справедливые рыцари, прекрасные принцессы и, конечно, злодеи. Злодеями были игрушки-монстры.
Но на этом предисловие заканчивается и начинается сказка.
Благородный рыцарь Почеши Пятку и его верный оруженосец Толстое Брюхо третий день скакали в замок "Холодные стены". В этом замке должен состояться турнир, на котором король Свистун объявит победителя и наградит его землей и званием «Лучший рыцарь королевства». Это звание давало рыцарю шанс стать претендентом на руку дочери короля, прекрасной Нехочухи.
- Вот увидишь, Толстое Брюхо, я буду первым, - сидя у костра, убеждал скорее себя, чем оруженосца, Почеши Пятку.
- Безусловно, господин, - поддакивал ему оруженосец, - если на турнире, кроме вас, больше никого не будет.
На вертеле Толстое Брюхо жарил лягушек, так как больше ничего ему не удалось поймать.
Пока эти доблестные воины лакомились у костра лягушатиной, в замке
" Холодные стены" шли полным ходом приготовления к празднику.
Прибыли многие известные своими победами над драконами рыцари: рыцарь Ай Больно в своих красных доспехах, рыцарь Я Больше Не Буду в доспехах цвета детской неожиданности и, конечно, барон Не Догонишь. Облачённый в черные доспехи он внушал окружающим уважение и страх. Да и как было его не бояться? Его доспехи были на десять размеров больше положенного, а чтобы они не болтались и не натирали тело, приходилось под них надевать большое количество нижнего белья, на раздевание и одевание которого иногда уходило по три часа. Но это не смущало барона, ведь, когда он падал, то ему было совсем не больно, а даже приятно.
С утра должен был начаться турнир, и результат его подготовки король решил проверить лично. Тяжёлая золотая корона, поблескивая на его лысой голове, явно создавала неудобства, но король мужественно сносил муки. Дочь его Нехочуха, хоть и считалась красавицей, но по ночам её держали взаперти. Были случаи, когда стражники, встречая красавицу в коридорах замка, с криками: - Привидение!- выбрасывались в окна. А кто не успевал выпрыгнуть, кончали жизнь самоубийством. Поэтому она, по приказу короля, днем носила маску, и никто из рыцарей не догадывался о красоте Нехочухи. Иначе бы турнир мог и не состояться.
Конечно, интерес подогревало и обещание дать землю. Но если бы кто видел эту землю, то и даром не захотел бы ее брать, а то и приплатил бы королю. Это были сплошные болота, с обитающими в них монстрами. Никто еще не выходил оттуда живым. Может потому, что туда никто и не ходил?
Ночь, как всегда, застала королевство врасплох. Ночи здесь были какие-то непонятные. День, день, а потом бах! и ночь. Пришлось всем, и королю в том числе, так и не поужинав, идти спать. Электричества-то у них не было.
А в это время, пока длилась ночь, монстры-негодяи, что жили в болотах, которые пообещал король победителю турнира, решили украсть королевскую дочь. Они наивно думали, что она и в правду красавица. А Нехочуха в это время мечтала о первой брачной ночи. Мужчины-то к ней ближе, чем на пятьдесят метров, боялись подходить, да и то днем, а она ведь тоже живой человек и любви хочет. И пока все заняты своими делами, расскажу я вам, почему страна называется драконьей?
Нет, не потому, что в ней драконы живут. Драконы здесь, может, раньше и жили да их всех истребили, а потому, что налоги здесь были драконьи. И за землю плати, и за дорогу плати, и за коммуналку плати, и даже ты работаешь, а за это тоже налог плати. Короче, весь народ в нищете, а король со своей свитой в шоколаде. Да еще всевозможные турниры да олимпиады устраивает.
Ну, вот ночь и кончилась. Кстати, так же неожиданно, как и началась.
Рыцарь Почеши Пятку со своим верным оруженосцем Толстое Брюхо вскочили на коней, вернее, конь был у рыцаря, а у оруженосца осёл, и поскакали в сторону замка. Вдали уже виднелись позолоченные купола и стены из красного кирпича. Замок можно было бы назвать неприступным, но только потому, что никто еще не пробовал его штурмовать.
Ров, наполненный сточными водами из канализации, представлял серьезный барьер для врага. Да и надпись на воротах гласила:
" Кто с мечом сюда войдет, тот дурак и идиот".
А кому охота быть дураком, а еще хуже идиотом. Вот и не нападали, Да и денег на оружие не было. И вот, когда наш доблестный рыцарь подскакал к стенам замка, протрубил рог, извещавший о начале турнира, и открылись центральные ворота.
Непонятно, почему центральные? Других-то, вроде, и не было?
В утренних запахах канализационных нечистот Почеши Пятку гордо проскакал через мост и заехал в замок. Оглянувшись, он стал искать глазами своего оруженосца. А Толстое Брюхо, не мог затащить осла на мост. Тот упирался и орал неишачьим голосом, а когда его все-таки Толстое Брюхо понес на руках, то ослу стало так плохо, что все, что он ел за последние три дня, вывернул на своего хозяина. В таком виде Толстое Брюхо, несомненно, к турниру бы не допустили. И, пока осёл и рыцарь ждали, когда отмоется их верный оруженосец, начался турнир.
Первым на арену выехали: рыцарь Я Больше Не Могу и барон Не Догонишь. Их кони стремительно помчались навстречу друг другу. Вытянутые копья грозно сближались и, когда они поравнялись, то, конечно, воины промахнулись. У рыцаря Я Больше Не Буду так сверкали доспехи цвета детской неожиданности, что барону пришлось зажмуриться, и поэтому он промахнулся. А у рыцаря была близорукость, но очков к тому времени не придумали. Но это еще не все. Конь барона, увидев, что его всадник проскакал мимо, с удивлением остановился. Из-за этого барон вылетел из седла и, перелетев, трибуну со зрителями, оказался на дереве. Рыцарь же Я Больше Не Буду вынужден был покинуть турнир по причине болезни живота.
А почему, вы думаете, он доспехи такого цвета носил? Разумеется, чтобы незаметно было, что у него хроническая болезнь живота.
Остался один рыцарь Ай Больно. Он уже предчувствовал, что победа достанется ему, но тут на арену выехал доблестный рыцарь Почеши пятку. Рыцари разъехались и помчались с копьями наперевес навстречу друг другу. У рыцаря Ай Больно не было шансов выиграть, так как Почеши Пятку был настолько худ, что в него практически невозможно было попасть. А рыцарь Ай Больно, хоть и был ростом метр пять, но и шириной был такой же, так что промахнуться было невозможно. И вот Почеши Пятку выбил рыцаря Ай Больно из седла. Но к удивлению зрителей, и сам вылетел, хотя в него копье и не попало. И все же первое место присудили ему, так как он при падении оказался сверху рыцаря Ай Больно.
А в этот момент, когда все были заняты турниром, на дочь короля набросили мешок и увезли в неизвестную сторону. Тут награждать победителя надо, а награда исчезла. И король издал указ: кто спасет королевскую дочь, того освободит он от налогов на пять лет. Сразу же нашлось десятка два добровольцев. Глупые, не знали, что король все равно обманет. Когда это власть имущие сдерживали свои обещания?
А монстры несут королевскую дочь и разговаривают между собой:
- Мы теперь свои требования выдвинем королю: пусть признает нас как отдельное государство. Мы тысячу лет в болоте живем, и какое он имеет право распоряжаться нашим имуществом. Теперь его дочь нашей заложницей станет. А не будем платить королю налоги, у нас свое болотное государство образуется.
Пришли они на болото, да так в мешке и бросили заложницу на одну из кочек.
В это время доблестный рыцарь Почеши Пятку с верным оруженосцем Толстое Брюхо бросились в погоню за своей будущей женой. А за ним толпа, мечтающих освободиться, хотя бы на пять лет, от налогов. Но тут, откуда не возьмись, ночь. Пришлось им в чистом поле ночевать. Костры не жгут, боятся, чтоб на них монстры не напали. А кому они нужны?
Ночью Нехочуха захотела по малой нужде и давай на все болото орать. От ее визга чуть все монстры с ума не сошли. Видно сильно ей захотелось. Развязали мешок на свою погибель! Как увидели ее, так четверо сразу скончалось, а остальные отказались от своего суверенитета и эмигрировали зарубеж.
Когда же утром рыцарь со спасателями подъехали к болоту, там никого не было. Одна лишь дочь короля сидела на кочке и размахивала рукой. Рыцарь еще и подумать не успел, а конь его уже, с перепугу, мчался в сторону границы. Но как быстро он не скакал, так и не смог догнать осла с верным оруженосцем. Те же добровольцы, что пришли спасать принцессу, решили, что лучше уж налоги платить, чем связываться с ней.
Так, говорят, и живет принцесса в тех болотах одна, мечтая найти свою любовь. А с болота, даже лягушки ушли.
Вот такую невеселую историю придумал Курочкин Петя.
jbazisДата: Пятница, 29 Мар 2013, 00:42 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





verwolf, как мне кааца, первое, что следует сделать - отделить народное творчество от авторского.
Второе... Второе - отделение сказки от мифа - сделано до нас. Мдя.
Далее. Являются ли "Барон Мюнхгаузен" или "Гулливер" сказками? Не уверен. Про "Алису" я уже не говорю - это произведение проблематично классифицировать вообще.
Далее. Можно вспомнить сказку "Колобок" (скорее всего, народную). Как выразился Б.Штерн, "детективная история с тремя покушениями на убийство и одним убийством". Вот кто тут является положительным героем? Или все как в жизни - немного одного, немного другого...

Сказки - штука хорошая. И, думаю, нужная. Объяснить "почему" пока затрудняюсь, надо думать и искать примеры.

(В принципе, vsaprik неплохо сказал, можно взять за основу.)
AnniДата: Пятница, 29 Мар 2013, 01:49 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Сказки нужны не только детям, но и взрослым! Ибо мы взрослеем только оболочкой. А вот в душе каждого из нас, тайно обитает маленькое дитятко... biggrin
ВоронДата: Суббота, 30 Мар 2013, 00:08 | Сообщение # 6
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
Цитата (vsaprik)
Сказки детям нужны были всегда, а сегодня дети в них нуждаются особенно. Воспитание детей дошкольного возраста должно идти через сказки, но не просто сказки, а сказки, способствующие формированию у ребёнка таких духовных качеств как любовь к родителям, семье, Родине, уважение к старшим, дружба, взаимопомощь и взаимовыручка, милосердие и сострадание. Ребёнок с пелёнок должен знать что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда должно быть с кулаками и уметь дать отпор злу. Сказки должны отражать реалии нашей современной жизни, где рядом с человеческими пороками живёт нравственность. Ребёнок должен знать, что ему ни Емеля, ни золотая рыбка, ни скатерть самобранка и лампа Алладина не помогут и счастливым не сделают. Счастливым его могут сделать родители, друзья, достойное образование и престижная, хорошо оплачиваемая работа.
-- браво, Владимир Михайлович! Вы правы, ни скатерть-самобранка, ни сапоги-скороходы или шапка--невидимка, в реальной жизни не помогут. Даже Тот Кого Не Может Быть вряд ли разберётся в современной действительности. Ребёнок должен с пелёнок знать, что человек сам кузнец своего счастья и что:" Под лежачий камень вода не течёт..." Только имея силу воли, подобную булату, открытую душу и горячее сердце можно выйти из любого положения...

Цитата (jbazis)
verwolf, как мне кааца, первое, что следует сделать - отделить народное творчество от авторского. -- Иван, но они тесно связаны друг с другом... "Аленький цветочек", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", например...
Второе... Второе - отделение сказки от мифа - сделано до нас. Мдя.
Далее. Являются ли "Барон Мюнхгаузен" или "Гулливер" сказками? Не уверен. Про "Алису" я уже не говорю - это произведение проблематично классифицировать вообще. -- всё это по определению сказки...
Далее. Можно вспомнить сказку "Колобок" (скорее всего, народную). Как выразился Б.Штерн, "детективная история с тремя покушениями на убийство и одним убийством". Вот кто тут является положительным героем? Или все как в жизни - немного одного, немного другого... -- интересный вопрос... А как насчёт бабки, что: "По сусекам поскребла.."? Да и сам Колобок не изверг... Катился себе по тропинке и никому не мешал, а чревоугодные звери всё время пытались его сьесть... Он им "заговаривал" души и только Лиса не поддалась "зомбированию"....

Сказки - штука хорошая. И, думаю, нужная. Объяснить "почему" пока затрудняюсь, надо думать и искать примеры.

(В принципе, vsaprik неплохо сказал, можно взять за основу.)


Спасибо Александр за прелюбопытнейшую сказочку .....

Добавлено (30.03.2013, 00:08)
---------------------------------------------
Анна, как Вы правы! Сказку может написать человек, у которого в душе вечный ребёнок живёт...

jbazisДата: Воскресенье, 31 Мар 2013, 11:59 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Цитата (verwolf)
Иван, но они тесно связаны друг с другом... "Аленький цветочек", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", например...

Простите, но в таком случае любая литература тесно связана со сказкой по принципу "сказка минус волшебство плюс реализм".
Цитата (verwolf)
-- всё это по определению сказки...

Ну елки зеленые... Может быть, и "Сказка бочки", по-вашему, тоже сказка? "Гулливер" - это философский трактат (причем, от произведения к произведению там все больше философии на тему государственного устройства). "Мюнхгаузен" - сказка в той же мере, что и произведения Жюля Верна. Что касается "Алисы" - то сказкой эти книги считаются, по-моему, из чистого недоразумения (как и первые две упомянутые - видимо, так сложилось исторически - особенно если учесть, что понятия "фантастика" тогда не было! - и никто особо не горит желанием произвести ревизию и переставить эти тексты на другую полку).
Цитата (verwolf)
-- интересный вопрос... А как насчёт бабки, что: "По сусекам поскребла.."? Да и сам Колобок не изверг... Катился себе по тропинке и никому не мешал

Ну, со зверями там все более-менее ясно. Кюшать хочется. Бабка... Бабка у нас, видимо, недалеко от них ушла, ибо ей, вместе с дедкой, тоже хочется кюшать и она с этой целью слепила, как выяснилось, одушевленное существо (прям Голем какой-то получился...). А это одушевленное трепло решило, что ему не понравится, когда его будут есть... оставив тем самым бабку с дедкой без еды... (как это грустно, е-мое)
Такие дела... Что касается отличия сказок авторских от сказок народных. В народных сказках - как и в песнях - нет ничего лишнего, из-за чего многие из них получаются очень уж шаблонными. И хэппи энды в них чаще. Может быть, просто потому, что сочинялись эти сказки с вполне определенной целью (усыпить ребенка, например). Авторские же сказки более сложны и - в силу авторской привычки к выпендрежу - менее однозначны.
ВоронДата: Воскресенье, 31 Мар 2013, 12:58 | Сообщение # 8
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E0 почитайте Иван...
Цитата (jbazis)
Простите, но в таком случае любая литература тесно связана со сказкой по принципу "сказка минус волшебство плюс реализм".

писатели тоже люди и не лишены веры в чудо...
Цитата (jbazis)
Ну елки зеленые... Может быть, и "Сказка бочки", по-вашему, тоже сказка? "Гулливер" - это философский трактат (причем, от произведения к произведению там все больше философии на тему государственного устройства). "Мюнхгаузен" - сказка в той же мере, что и произведения Жюля Верна. Что касается "Алисы" - то сказкой эти книги считаются, по-моему, из чистого недоразумения (как и первые две упомянутые - видимо, так сложилось исторически - особенно если учесть, что понятия "фантастика" тогда не было! - и никто особо не горит желанием произвести ревизию и переставить эти тексты на другую полку).
-- да уж, Вам "палец в рот не клади -- откусите по локоть"... happy Логика в Ваших рассуждениях есть, не спорю... Но, если следовать Вашим умозаключениям, то "Вий"--ужасы, "Марья-искусница" и "Конёк-горбунок"-- философские памфлеты на самодержавие,..
Цитата (jbazis)
Ну, со зверями там все более-менее ясно. Кюшать хочется. Бабка... Бабка у нас, видимо, недалеко от них ушла, ибо ей, вместе с дедкой, тоже хочется кюшать и она с этой целью слепила, как выяснилось, одушевленное существо (прям Голем какой-то получился...). А это одушевленное трепло решило, что ему не понравится, когда его будут есть... оставив тем самым бабку с дедкой без еды... (как это грустно, е-мое)
Такие дела... Что касается отличия сказок авторских от сказок народных. В народных сказках - как и в песнях - нет ничего лишнего, из-за чего многие из них получаются очень уж шаблонными. И хэппи энды в них чаще. Может быть, просто потому, что сочинялись эти сказки с вполне определенной целью (усыпить ребенка, например). Авторские же сказки более сложны и - в силу авторской привычки к выпендрежу - менее однозначны.
-- как Вы категоричны....
noraДата: Воскресенье, 31 Мар 2013, 15:29 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1860
Награды: 105
Репутация: 89
Статус:
Цитата (verwolf)
Так вот, хочется спросить у вас, дорогие друзья, нужна ли в настоящее время сказка? И чему она должна учить?

Привет Виталий! Как же не любить сказки? В сказках собрана вся народная мудрость.
Именно через хорошие, добрые, мудрые сказки ребёнок с детства познаёт такие понятия как: любовь, дружба, взаимовыручка, добро, зло и справедливость.Поэтому сказки должны быть интересными, поучительными, но без лишнего назидания.
Считаю, что главное качество любого детского писателя - мастерство, любовь к детям и доброта. А также быть самому в душе ребёнком.
К сожалению, пока ребёнок маленький ему ещё можно почитать сказки, а вот дети, которые побольше книжки читают реже, зато всё чаще сидят у телевизора или за компьютером. А жаль. Во - первых, это вредно для здоровья, а потом (на мой взгляд, конечно) нет ничего приятнее, чем держать в руках и читать интересную книжку с картинками. Вот помню моя первая внучка, когда ей было 3-5 лет, и я ей читала сказки, всегда говорила - бабуль, покажи картинку! А ведь и сказки все знала почти наизусть и картинки сто раз смотрела, а всё равно - покажи.
То же было и со второй внучкой.
Детям нужны и интересные сказки, и конечно красивые картинки к ним.

Очень хорошо написал Владимир Михайлович Сапрыкин. Полностью с ним согласна.

Спасибо Виталий за интресную и больную тему! biggrin


Авторская - Проза.
Ассорти - стихи для взрослых
Творческая - Конфетти - стихи для детей
"Конечно, это очень просто – писать для детей. Так же просто, как рожать их." Урсула Ле Гуин (р. 1929), американская писательница.


Сообщение отредактировал nora - Воскресенье, 31 Мар 2013, 15:30
jbazisДата: Воскресенье, 31 Мар 2013, 22:08 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные





Цитата (verwolf)
писатели тоже люди и не лишены веры в чудо...

Так в сказках дело не просто в чуде, а в том, что все, зарраза, происходит само собой - надо только попасть на правильную сторону, и успех обеспечен wink
Цитата (verwolf)
Но, если следовать Вашим умозаключениям, то "Вий"--ужасы, "Марья-искусница" и "Конёк-горбунок"-- философские памфлеты на самодержавие,..

"Вий" - судя по всему, именно ужасы (или такой специфический поджанр, как "страшные сказки"; у меня в сборнике сказок был такой раздел, там были всевозможные "Солдат и черт") в назидание. А две оставшиеся таки нет, скорее сказки, где самодурство царя - это какое-то стихийное бедствие smile Просто в "Гулливере" гораздо больше от философского трактата и (вспомнил) политического памфлета, даже в первой части.
Цитата (verwolf)
как Вы категоричны....

А мне нравятся сказки, я довольно много в свое время их читал. Обратите внимание, на например, на имена собственные и сравните таким образом народные сказки со сказками авторскими.
ВоронДата: Воскресенье, 31 Мар 2013, 22:57 | Сообщение # 11
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
Цитата (jbazis)
Так в сказках дело не просто в чуде, а в том, что все, зарраза, происходит само собой - надо только попасть на правильную сторону, и успех обеспечен
-- а вот не всегда... это только в наших сказках Емеля поймал щуку и...понеслась душа в рай... да и то ни во всех...

Цитата (jbazis)
Вий" - судя по всему, именно ужасы (или такой специфический поджанр, как "страшные сказки"; у меня в сборнике сказок был такой раздел, там были всевозможные "Солдат и черт") в назидание. А две оставшиеся таки нет, скорее сказки, где самодурство царя - это какое-то стихийное бедствие Просто в "Гулливере" гораздо больше от философского трактата и (вспомнил) политического памфлета, даже в первой части.
-- даже сам Джонатан Свифт говорил о Гулливере как о сказочном персонаже... biggrin Но, сколько людей, столько и мнений...

Цитата (jbazis)
А мне нравятся сказки, я довольно много в свое время их читал. Обратите внимание, на например, на имена собственные и сравните таким образом народные сказки со сказками авторскими.
-- а я их до сих пор читаю и благодаря этому не унываю и...даже нахожу с их помощью выход из непростых ситуаций...
Тот же Павел Петрович Бажов никогда не отходил от "народного поветрия" biggrin
Спасибо Вам Лидия за тёплый отзыв о сказке!
jbazisДата: Воскресенье, 31 Мар 2013, 23:28 | Сообщение # 12
Группа: Удаленные





Цитата (verwolf)
даже сам Джонатан Свифт говорил о Гулливере как о сказочном персонаже...

А это, я думаю, по вышеуказанной причине biggrin
Цитата (verwolf)
а вот не всегда... это только в наших сказках Емеля поймал щуку и...понеслась душа в рай... да и то ни во всех...

Во всяком случае, наблюдается несоответствие затраченных усилий и имеемой выгоды smile
ВоронДата: Понедельник, 01 Апр 2013, 18:02 | Сообщение # 13
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
Цитата (jbazis)
Во всяком случае, наблюдается несоответствие затраченных усилий и имеемой выгоды
- неужели Вам Иван никогда не хотелось, чтобы всё происходило само собой? biggrin

Сказка давно перестала быть элементом народного творчества и стала самостоятельной ветвью литературы, разделившись на: собственно сказку и фэнтези. Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
jbazisДата: Понедельник, 01 Апр 2013, 21:51 | Сообщение # 14
Группа: Удаленные





verwolf, мне кажется, у этой классификации есть одна слабость. Над героями народных сказок не висит фатум. Фэнтези - и сказка литературная - куда ближе к мифу и одновременно к реальности.
Цитата (verwolf)
- неужели Вам Иван никогда не хотелось, чтобы всё происходило само собой?

За все нужно платить. А "само собой" в нашем мире оказывается "взятым в кредит" - с непомерными процентами. Так что хотелось - но это действительно из мира сказок.
MilenaSДата: Вторник, 02 Апр 2013, 00:34 | Сообщение # 15
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 75
Награды: 6
Репутация: 3
Статус:
Здравствуйте, Виталий! Тема на самом деле актуальна сейчас, когда детям, увы, так мало читают! (я говорю естественно в общем и целом) А сказки как раз и закладывают базу ребенка, помогают понять что такое добро и что такое зло. И что самое важное - сказки учат что нужно осуждать, а к чему наоборот - стремиться. Если этих базовых понятий нет, то ребенок потерян в этом мире.

Элина Вартоз
jbazisДата: Вторник, 02 Апр 2013, 19:06 | Сообщение # 16
Группа: Удаленные





Пытался переосмыслить вопрос в "Почему именно сказки (и желательно - народные)?" Пришел вот к чему.
Думаю, что народные сказки избавлены не только от давления (и преследования по закону об авторском праве) автора, но и от его авторских тараканов. При этом народные сказки - это такой "идеальный мир", который, кажется, даже ребенок не сможет перепутать с реальностью, в отличие от чего-то более авторского.
Минус (довольно спорный) народной сказки - ее "несовременность" (не знаю, как обозначить точнее). Выстроенная на несовременной морали (пока оставим в стороне вопрос "Хорошо это или плохо?"), такая сказка приобретает определенную двусмысленность именно под взором человека современного. Ну, это то, о чем я периодически бубню где ни попадя - прикручивание не предусмотренных автором (в данном случае - народом) смыслов.
МеханикДата: Понедельник, 08 Апр 2013, 14:31 | Сообщение # 17
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Статус:
Сказка про колобка довольно актуальна и теперь. Как вам такая интертрепация:

Повстречал Пик Колобка.

Повстречал Пик Колобка, -
Колобок намял бока,
Отдавил мышиный хвост
До красна расплющил нос...

Пик размял на лапках пальцы,
Обратился тут-же к Зайцу.
Только Заяц не помог -
Его скинул Колобок:

Говорит: 'Ты Заяц классный!
Натереть бы уши пастой -
Стал бы зверем хоть куда,
А пока прощай. Пока!..'

Не помог и Серый Волк, -
Да какой от Волка толк,
Если даже Бурый Мишка
Колобком был разобижен.

Скачет лесом Колобок
Песни по лесу поёт:
Как сбежал от бабы с дедом,
Накатил на Пика кедом,

Как измазал Зайца пастой,
Волк, мол, тоже не зубастый,
А Медведь, хотя и крупен,
Получил зажаркой в бубен.

Лес смеётся, лес хохочет,
Колобка послушать хочет.
Колобок в лесу герой!
Так случается порой...

Пик и Заяц, Волк и Мишка
Думали: 'Настала крышка,
Делать нечего в лесу.
Разве что позвать Лису?'

А Лиса уже идёт!
Гонорар вперёд берёт.
Тихо за работу эту
В карман звонкую монету:

'Не расстраивайтесь, братцы,
Колобка ли вам бояться? -
Он же круглый, скатит вниз,
Там для вас, любой каприз!'

Так и вышло. По наклонной,
Колобок катил по склону.
Опускался ниже, ниже.
Песни стали тише, тише.

Все забыли Колобка, -
Популярность коротка...
Лишь кого обидел маются,
Ждут внизу и улыбаются.

нужна ли сказка? Ну как можно задавать такие вопросы? Сказка - это массовый продукт. Ей занимаются почти все: рекламщики и литераторы, политики и лотошники, борцы за здоровый образ и пьяницы - все, кто в состоянии изложить некую историю так, чтобы её без потерь пересказали ещё раз.
Из сказки вышла литература. Это самый основательный уровень с реальной опорой жанра. Другое дело, что в массовом сознании сказка - жанр лёгкий, детский, а оттого слегка презираемый.
Но куда же деть любимые интеллектуалами притчи? Это ведь тоже сказки. И сказки не для детей. Совсем не для детей.
По моему мнению ограничивать сказку некими рамками глупо, как и любую другую историю, приводимую в качестве примера, дабы обосновать своё видение. Сказка всегда интересна и занимательна. И если в ней масса разных смыслов - это плюс. Чему учит колобок? Что плохо заканчивает тот, кто сбегает из дома? Что хорошо не теряться при виде трудностей? Что вовсе не зазорно вовремя унести ноги от опасности? Что на любую хитрость найдётся ещё большая? А может то, что дед с бабой, вложившие в колобка последнее недосмотрели всего лишь самую малость?
Сказка - это прежде всего понятно рассказанная история. Понятно настолько, что даже дети смогут понять и пересказать.

И всегда сказка несёт характер самого рассказчика. Есть немалое количество различных вариантов популярных "народных" сказок. Чаще всего мы знаем одну-две из них. Но есть варианты от страшных до анекдотичных на один и тот-же сюжет.


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль


Сообщение отредактировал Механик - Понедельник, 08 Апр 2013, 14:40
jbazisДата: Понедельник, 08 Апр 2013, 19:23 | Сообщение # 18
Группа: Удаленные





Цитата (Механик)
Из сказки вышла литература.
Первым возникло специфическое сочетание дневника, мифа и научной теории (устное, разумеется).
Цитата (Механик)
Но куда же деть любимые интеллектуалами притчи?
А это не сказки. Они растут скорее из мифа, который сказкой тоже не является.
Цитата (Механик)
Чему учит колобок?
Ну... Это вопрос занятный, потому что сказка с возрастом обнаруживает двойные-тройные дны biggrin причем там, где их, может быть, и нет.
МеханикДата: Среда, 10 Апр 2013, 12:33 | Сообщение # 19
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Статус:
Я не силён в популярных теориях возникновении литературы, но мне дети каждый вечер рассказывают эти самые специфические сочетания дневника, мифа и научной теории - сказки, они и есть.

Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль
jbazisДата: Среда, 10 Апр 2013, 19:59 | Сообщение # 20
Группа: Удаленные





Цитата (Механик)
дети каждый вечер
Ключевое слово - дети. То, что они выдают, похоже на кучу вываленных из ящика игрушек. Можно назвать это инсталляцией - тогда да, дети и сказки рассказывают smile
morozДата: Среда, 10 Апр 2013, 22:06 | Сообщение # 21
Группа: Удаленные





Механик. "Повстречал Пик Колобка".
Сюжет мрачноватый и непонятный.
"Натереть бы уши пастой", "Получил зажаркой в бубен",
"А  лиса уже идёт! Гонорар  вперёд берёт" - далеко не
сказочные выражения. Да и завязочка с развязочкой
не стыкуются. Не совсем понятная история.
ВоронДата: Четверг, 11 Апр 2013, 13:00 | Сообщение # 22
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
Цитата (jbazis)
Пытался переосмыслить вопрос в "Почему именно сказки (и желательно - народные)?" Пришел вот к чему. Думаю, что народные сказки избавлены не только от давления (и преследования по закону об авторском праве) автора, но и от его авторских тараканов. При этом народные сказки - это такой "идеальный мир", который, кажется, даже ребенок не сможет перепутать с реальностью, в отличие от чего-то более авторского.
Минус (довольно спорный) народной сказки - ее "несовременность" (не знаю, как обозначить точнее). Выстроенная на несовременной морали (пока оставим в стороне вопрос "Хорошо это или плохо?"), такая сказка приобретает определенную двусмысленность именно под взором человека современного. Ну, это то, о чем я периодически бубню где ни попадя - прикручивание не предусмотренных автором (в данном случае - народом) смыслов.
Несовременность, не спорю Но зато читаешь и душа отдыхает... А представьте себе в современном варианте сказки Александра Роу... Ужасть всякая получается...
А зачем ребёнка разочаровывать? Вырастет и сам поймёт, где сказка, а где быль...

Чему учит "Колобок"? Правильному ведению хозяйства, наблюдательности, смекалке, хитрости...  Список немалый...  На месте Колобка может оказаться каждый из нас...
МеханикДата: Четверг, 11 Апр 2013, 13:23 | Сообщение # 23
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Статус:
Когда мы говорим дети, подразумеваем литературу для них - сказки. Когда мы говорим сказки - подразумеваем, детские. Такова культурная традиция. И дети любят ту самую кучу игрушек. И совершенно не задумываются о потаённых в них смыслах. О смыслах им рассказывают те, кто читает детям сказки, кто обсуждает с ними прочтённое. А трактовка может быть различна, это да.
Возвращаясь к идентификации и отличия сказки от мифа, инсталляции и прочего. То есть всевозможные книжки "Мифы древней Греции" содержат по сути не сказки? Есть ли конкретное отличие в восприятии сказки про Ивана крестьянского сына, воевавшего с Чудом-Юдом на Калиновом мосту и отдельным мифом про Геракла, например? Был бы признателен за подробный ответ.

Лично моё мнение, что сказка не обязана быть исключительно детским жанром. Взрослые любят сказки не меньше. Более того, они начали любить сказки ещё детьми. Но взрослые обладают уже некоторым опытом и вкусом. А потому интерес к сказке приобретает специфику.

Добавлено (11.04.2013, 13:23)
---------------------------------------------

Цитата (moroz)
Механик. "Повстречал Пик Колобка".Сюжет мрачноватый и непонятный.
"Натереть бы уши пастой", "Получил зажаркой в бубен",
"А лиса уже идёт! Гонорар вперёд берёт" - далеко не
сказочные выражения. Да и завязочка с развязочкой
не стыкуются. Не совсем понятная история.

Сюжет, конечно, мрачноватый. Несказочные выражения - это жаргон. Завязка - суета вокруг колобка-насмешника. Развязка - ожидание развязки. Про нестыковку - поподробнее пожалуйста, мне интересно.


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль
morozДата: Четверг, 11 Апр 2013, 14:06 | Сообщение # 24
Группа: Удаленные





Механик. "Про нестыковку поподробней..."
Пожалуйста. Колобок у вас скатился и его все забыли,
остались наверху. Но, оказывается, не забыли, он катится,
а они уже внизу его ждут.
jbazisДата: Пятница, 12 Апр 2013, 00:20 | Сообщение # 25
Группа: Удаленные





Цитата (Механик)
То есть всевозможные книжки "Мифы древней Греции" содержат по сути не сказки

Именно! Поинтересуйтесь у православного верующего, является ли Библия сказкой.
Конкретно отличие сказки от, скажем, мифа в том, что сказка создает полностью "идеальный" мир (я говорю о сказке народной - с авторскими сложнее). Если ты "хороший" - ты победишь, несмотря на то, что ты мог нарушить какие-то запреты или потерял осторожность (скажем, Иван-Царевич, неосмотрительно доверившийся братьям - одна из версий сказки "Иван-Царевич и серый волк", если не ошибаюсь; и было еще что-то подобное с конем... вроде бы в обеих сказках речь идет о молодильных яблоках - все-таки воскресает). Сравните с "Орфеем и Эвридикой", например.
Что касается Геракла - то он, в отличие от Ивана-крестьянского сына, изначально полубог. Это раз. (К слову - посмотрите на сказочных героев. Они ж все сумасшедшие.) Два - сказка у нас, насколько я помню, кончается хэппи-эндом. А вот смерть Геракла таковым все-таки не назовешь. Даже при условии последующего воскрешения.
Миф в этом смысле (повторюсь) ближе к реальности. Правда, вместо понятия "случайность" он вводит понятие "судьба". В сказках это понятие начисто отсутствует (или, если хотите, жестко приделано к характеристике персонажа "хороший/плохой"). Вот как-то так.
Цитата (Механик)
И дети любят ту самую кучу игрушек.

Нет. Видимо, я не понимаю, что именно вам дети рассказывают, потому что мы о разных вещах говорим.

Добавлено (12.04.2013, 00:20)
---------------------------------------------

Цитата (verwolf)
А представьте себе в современном варианте сказки Александра Роу... Ужасть всякая получается...

Ну, "современный" - тоже понятие такое... Хотя, если мы говорим о "мэйнстриме" - да, наверное, получится ужасть. Но если у нас есть, допустим, "Смешарики" и "Маша и Медведь" (ну, например, да?), то просто хорошо бы найти нормальных сценаристов унд режиссеров унд актеров, чтобы снять нормальную сказку...
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: