[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Рассказ "Остановка".
Mihail_KДата: Воскресенье, 21 Окт 2012, 23:18 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Друзья, мне интересно ваше мнение об этом рассказе.
С уважением, Михаил.

Остановка.

О прошедшей зиме стали потихоньку забывать. Уже высохли от талого снега ленинградские улицы, трамваи, отражая от своих стёкол ласково пригревавшее майское солнце, весело позванивали и заставляли медлительных и сонных от первого тепла прохожих вздрогнуть и поторопиться, переходя пути. В ветвях тополей, с только что проклюнувшимися клейкими ярко-зелёными листочками, копошились и наперебой щебетали воробьи, напоминая первоклашек, вырвавшихся в коридор на перемену.
Остался всего лишь один месяц, а там каникулы, и значит совсем скоро Илья сядет в поезд и на три месяца уедет к
бабушке. А там... можно будет утром понежиться в кровати, не торопясь ни в какую школу, позавтракать под её неизбежное ворчание — опять ничего не съел — и бежать во двор искать друзей: Бибу, Юрку, Женьку, которых целый год он уже не видел и мечтал, как и в прошлое лето, скататься с ними на велосипедах на рыбалку. Если уж бабушка и в прошлое лето его отпускала, даже с ночёвкой, то теперь-то уж и подавно: всё-таки на год стал старше, скоро в седьмой, и даже подрос,а насколько, станет ясно, когда бабушка измерит его рост у дверного косяка, где уже целый ряд карандашных чёрточек с прошлых лет.

Но это ещё только через месяц, а пока придётся потерпеть и повозиться с уроками, которых меньше не становится.
От всей этой зубрёжки, этих Онегиных, этих вписанных и описанных треугольников, тычинок с пестиками стало бы совсем худо, если бы не было у него отдушины, его любимого кружка куда он теперь и шёл.

Припомнилось, как стоял в начале года перед большим объявлением, вывешенном в вестибюле школы. Кружков, куда можно было записаться, было много, и одни только названия чего стоили — судомодельный, авиамодельный, телемеханика..., все они обещали что-то таинственное, незнакомое, словно вели в мир, куда посторонним вход был строго воспрещён. Но он почему-то выбрал кружок с самым обыкновенным названием — Радио. Может потому, что рядом строго предупреждалось — только для шестиклассников и старше. Что за тайны скрывали от него, пока он учился все эти пять лет?

На первое занятие, в кружок пришло столько ребят, что хватило бы на целый класс и это немного расстроило Илью,
считавшего, что посвящённых в настоящие тайны должно быть не так уж и много.
Зато на столах стояло много диковинных приборов. Большие металлические корпуса, со множеством разнообразных по форме матово-поблескивающих ручек чёрного цвета и шкалами со стрелками или с погашенными пока цифрами приковывали к себе воображение Ильи, так что он готов был потерпеть своих вертящихся на стульях приятелей, которые впрочем, как он заметил, больше перешёптывались, чем слушали Георгия Ефимовича, их руководителя, который совсем не напоминал школьного учителя.
Разговаривал он с ними, как со взрослыми и называл каждого на вы, что Илье очень нравилось:
так к нему не обращался ещё ни один учитель в школе. Голос у Георгия Ефимовича был мягкий, спокойный и он не требовал, чтобы они учили какие-нибудь уроки к будущему занятию, а сказал только, что настоящее увлечение появляется только, когда тебе это по-настоящему интересно. И правда, очень скоро в кружке их осталось только пятеро. Остальные, походив несколько раз, куда-то исчезли и больше не появлялись.
А Илье кружок нравился всё больше и больше, и совсем скоро случилось настоящее чудо... Простенький приёмник, который он собрал из нескольких деталей, соединив их, как учил его Георгий Ефимович, вдруг ожил после щелчка тумблера, задышав шероховатым шумом динамика и представилось Илье, что перед ним не просто набор металлических деталей, соединённых проводками и вставленный в коробочку, а какое-то живое существо, которое не кому-то, а именно ему Илье обязано появлением своим на свет. А когда, покрутив колёсико настройки, он
вдруг услышал задорный голос, певший о злоключениях школьника, которому «нету сил раздеться», то готов был от радости броситься в пляс... В пляс он не бросился, но нос задрал: папин приёмник ловил такие же песни, зато стоил ему, аж пол-зарплаты, а Илья свой смастерил сам и не стоило ему это ни копейки, потому что всё, что надо было дали ему в радиокружке.
Но увы, скоро Илья стал замечать, что папин не зря так дорого стоил. Его-то, собранный приёмничек не мог ловить таких дальних станций, как папин, да и звук часто искажался, и вот он стал уже подумывать собрать теперь приёмник уж точно не хуже, а даже может быть и лучше папиного, и тогда папа перестанет прятать улыбку в усы, когда он, важно доставая свой из кармана, крутит ручку настройки, пытаясь выловить те же станции, что слушал папа.
И как же он огорчился, когда Георгий Ефимович, выслушав его просьбу, вместо того, чтобы загореться вместе с ним этой идеей и похвалить за упорство, вдруг мягко улыбнувшись, сказал: «Илья, у вас умные руки, но... гордость — плохой советчик. Я бы вам советовал сначала взяться за простенький генератор...
Пока в схеме разберётесь, соберёте, настроите — опыт появится, и знаний поднакопите, а они лишними никогда не бывают, а там глядишь можно будет и за тот приёмник, что надумали, браться. Да и прибор этот вам для его настройки очень пригодится...»
Нельзя сказать, что Илья очень обрадовался такому вот предложению, наоборот, в голову мысли полезли: а уж не знаком ли как-нибудь Георгий Ефимович с его папой?... И зря это он так честно рассказал, про то как хочется ему папу своего удивить, чтобы тот обзавидовался, и когда-нибудь признался вздохнув: «Зря это я пол-зарплаты за свой-то отдал, вон у Ильюшки какой! Надо было его попросить...» И при чём тут какая-то гордость?
Эх, надо было промолчать и просто сказать: Вот этот хочу собирать! Тогда бы уж никаких нравоучений не было бы точно...

Но делать было нечего, теперь надо было выбирать: или в знак протеста оставлять кружок, а Илья этого уже не мог
сделать, так он успел к нему привязаться, или приниматься за какой-то неизвестный ему генератор, который не то чтобы музыку из эфира принять, а и просто шипеть не умеет...
И Илья с неохотой принялся рассматривать уже знакомые ему значки схемы, которые линиями связей путались и кружили, образуя замысловатый узор, чем-то напоминавший бабушкино вязанье. Мало-помалу работа его увлекла, и он уже не досадовал на свою «откровенность» с Георгием Ефимовичем, напротив, вдруг он обнаружил, что этот простенький генератор таит в себе возможности, каких не было даже в дорогущем папином приёмнике. И снова он был горд, даже папа не понял бы, что есть такого замечательного в его генераторе, начни он ему объяснять! Пусть его папа и инженер, но у себя-то в строй-тресте, где он что-то там проектировал, вряд ли он слышал о таких сложных вещах, как сверхрегенератор...
Мечтать оказалось проще, чем сделать. Уже май начался, а он только на прошлом занятии наконец закрутил винтами крышку собранного и настроенного окончательно генератора, и сегодня собирался продемонстрировать его работу Георгию Ефимовичу и ребятам, которые давно уже с интересом поглядывали в сторону красивого ящичка, с рядами кнопочек и ручек.

Илья перешёл трамвайные пути и пошёл вдоль металлической оградки светло-жёлтой церквушки, с серыми разводами на облупившейся местами штукатурке, косясь на дорогу, ведущую к высоким двустворчатым дверям, возле которых стояло несколько плохо одетых нищих. Одной рукой они часто крестились, а другую протягивали к проходившим мимо них верующим.
Недавно здесь справляли какой-то свой религиозный праздник, во дворе толпилось много народа, по большей части пожилых старушек в тёмных платках и стариков. В школе им строго-настрого запрещали в такие дни даже близко подходить к церкви, мало ли что окажется на уме у этих полоумных. Илья уже знал, что всё это пережитки прошлого и верят в них только отсталые и малограмотные люди, вроде этих стариков. Вот пройдёт немного времени, лет двадцать-тридцать, стариков этих не станет и некому тогда станет сюда ходить.

Глядя на этих людей, по непонятным для него причинам толкущимся здесь, Илья не понимал почему он должен бояться этих людей. Он знал, что бабушка Игоря, его одноклассника и соседа по подъезду, ходит сюда по большим праздникам, а уж, чтобы бабушка Люба на него накинулась вместе с другими старушками, в это ему как-то не верилось. И ещё одно смущало, а именно, что когда-то бабушка Люба, если верить её словам, была учительницей математики... Разве она полуграмотная? Правда сейчас она старенькая и должно быть всё забыла, а кто-то этим воспользовался, да и приучил её сюда ходить. Нет уж, когда он станет стариком, то никаких врунов с предрассудками слушать не будет да и не забудет ничего, так грамотным и останется.

Сразу за церковью начинался небольшой дворик туберкулёзного диспансера, где не торопясь гуляло несколько больных одетых в одинаковую больничную пижаму. Илья даже позавидовал, везёт же людям, ходят себе спокойно по аллейке, беседуют, наверное о чём-нибудь интересном и ни в какую школу им не надо, а на глухой без окон стене самого диспансера висел большой праздничный плакат ко Дню Победы. Пожилой, улыбающийся солдат, в выцветшей гимнастёрке и лихо сдвинутой на лоб пилотке, нёс на руках прильнувшую к его груди девочку.

Осталось всего ничего, обогнуть остановку, где всегда
в это время толпились люди, шедшие с работы и поджидающие автобуса, а потом через дворы, так покороче, выйти к Дому Культуры, где кружок.

Обходя остановку, Илья заметил двух старушек, с виду нищенок, похожих на тех, что у дверей церкви. Они примостились возле большого пня от спиленного дерева посреди небольшой полянки, примыкавшей ко двору Диспансера и что-то доставали из своих котомок, выкладывая это на импровизированный стол. Он бы и не обратил на нищенок внимания, но невдалеке от них, шагах в десяти, стоял парень по кличке Горелый и внимательно следил за приготовлениями старушек. Чего это он здесь торчит? - и сам не зная почему, Илья вдруг остановился посреди этих людей на остановке, будто и ему срочно понадобился автобус.

Парня этого Илья знал по двору. Тот учился в соседней школе, но жил где-то рядом и время от времени его можно было видеть прибившимся к какой-нибудь компании ребят.
Кто и почему дал ему такое прозвище — Горелый, Илья не знал, как и не знал его настоящего имени.
Будь его воля, он назвал бы его скорее всего Бледным. Лицо этого парня было каким-то дряблым и бледным, отчего хотелось поскорее от него отвернуться, тем более глядевшие из под припухлых век глазки, были какими-то остекленевшими и недобрыми.

Во время мальчишеских разговоров, Горелый больше молчал, как-будто думал в это время о чём-то, но в его тёмных прищуренных глазах и кривившихся в усмешке губах таилось что-то настораживающее и неприятное. Илья всякий раз чувствовал, стоило Горелому приковылять своей расхлябанной походочкой и присоединиться к их компании, как сразу же нависала какая-то неловкость.
Интересный разговор внезапно обрывался, начинались смешки, подначивания...
Кто-то вспоминал непристойный анекдот, кто-то, до того
спокойно сидевший, вставал и начинал шпынять носком ботинка валявшуюся на земле щепку... И Илье всякий раз хотелось пойти домой, он начинал бороться с собой, придумывая про себя какую-нибудь уважительную причину. Вот сейчас он откроет рот и скажет: «Ребят, пока! Я — домой. Мать просила сегодня пораньше...» Потом он вспоминал, что мать его работала сегодня в вечернюю смену, и придёт домой только к полуночи... Вдруг кто-нибудь про это знает... И начинал искать новую причину, чтобы уйти. Вначале, он даже пытался подружиться с Горелым. Однажды, увидев у того болтавшийся на ремешке портативный приёмник, кивнул и, стараясь, как можно дружелюбнее, похвалил: Хороший транзистор! Горелый, будто удивившись, уставился на него своими холодными глазами-колючками и ядовито спросил-буркнул: ну и чё?... Хороший говорю приёмник, далеко берёт - растерявшись и сам не зная чего он хотел добиться от Горелого пробормотал Илья и отвёл глаза в сторону, делая вид, что ищет что-то в своём кармане...

А после той самой футбольной игры, когда Горелый, отбирая у него мяч, сильно и явно нарочно ударил носком своего ботинка ему по щиколотке, забрал мяч, и как ни в чём не бывало побежал дальше, оставив Илью сидеть скрюченным от боли на земле, Илья стал Горелого ненавидеть и... бояться.

Тем временем старушки уже закончили приготовления к еде,
которая состояла у них из нескольких кусков белого хлеба,
намазанных сливочным маслом. Все они лежали на пеньке, покрытом какой-то тряпицей. Дождавшись этого момента, Горелый вдруг подскочил к пеньку и, схватив белый ломтик, желтеющий тонким слоем масла, поднёс его ко рту одной из старушек.
Та, даже не успев испугаться, и не понимая, что случилось, потянулась к куску рукой, стараясь взять его, но хулиган не дал ей дотянуться. Пятясь спиной и скаля в улыбке зубы он
стал дразнить нищенку, размахивая куском перед её носом. Старушка встала, и подслеповато щурясь, стала беспомощно оглядываться, словно ища помощи и не зная что ей делать,
заплакала... Но тут Горелый, снова приблизив к её носу хлеб, помахал им словно дразня, и стал манить её за собой...
Илья, оцепенев, смотрел, как Горелый с лицом, на котором было написано удовольствие от собственной силы, кривясь в какой-то дикой ухмылке, вёл за собой старую женщину, дразня её отнятым куском... Старушка плакала и сквозь слёзы пыталась что-то говорить, прося вернуть ей хлеб... Она не успевала за хулиганом и то и дело спотыкалась о кусты, видя перед собой только одно — отнятый у неё кусок, к которому протягивала руки...
Вторая, услышав плач своей подруги и не понимая, что происходит, запричитала следом, сквозь плач, зовя её по имени Катя,...Катя,...Катя...

Люди на остановке стали оборачиваться на шум. Кто-то сразу же равнодушно отворачивался, кто-то, как и Илья продолжал наблюдать за этой безобразной сценой, пока
наконец одна из женщин, не выдержав, крикнула сердитым срывающимся голосом: Отдай им хлеб — и направилась в сторону Горелого.
Тот, словно очнувшись, и увидев, что за ним давно уже наблюдают взрослые, с сердитыми и совсем не смеющимися лицами, махнув последний раз куском перед носом старушки, бросил его ей под ноги, и повернувшись спиной к остановке, побежал во двор соседнего дома...
Старушка затихла, и опустившись на колени в мягкую не до конца ещё просохшую землю, стала шарить руками в пожухшей прошлогодней траве замусоренной окурками и бумажками ища свой хлеб...

Илья очнулся и ему показалось, что прошло не пять минут а целая вечность и теперь он стоит где-то в чужом, незнакомом для него городе с серыми размазанными по небу облаками, из-за которых не пробиться солнцу и смотрит на грязный сырой асфальт остановки, на который кидали свои недокуренные бычки садившиеся в подошедший автобус люди.


Сообщение отредактировал Mihail_K - Вторник, 23 Окт 2012, 10:01
 
ДивинаДата: Понедельник, 22 Окт 2012, 15:37 | Сообщение # 2
Житель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 769
Награды: 50
Репутация: 42
Статус:
Здравствуйте,Миша! Рассказ прочла несколько раз....Почему? Создалось впечатление разрозненности образов....я не смогла уловить единую связующую нить,единую композицию...Начало рассказа, заканчивающееся вот этой фразой
Quote (Mihail_K)
Уже май начался, а он только на прошлом занятии наконец закрутил винтами крышку собранного и настроенного окончательно генератора, и сегодня собирался продемонстрировать его работу Георгию Ефимовичу и ребятам, которые давно уже с интересом поглядывали в сторону красивого ящичка, с рядами кнопочек и ручек.

выглядит единым целым....
Следующая часть - события у церкви....мне показалось,что эта часть как-то не связана с первой какой-то единой идеей...Вторая часть выглядит самостоятельным рассказом со вступлением и завершением, несёт законченную мысль... А вот первая часть осталась без завершения....Что дало ЛГ увлечение радио, что в итоге? Миша, я бы сделала из этого рассказа два,завершив первую часть логическим окончанием...
Вот как-то так мне увиделось....
 
Mihail_KДата: Вторник, 23 Окт 2012, 10:11 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Quote (Дивина)
Вот как-то так мне увиделось...

Ирина, добрый день! Вы правы, рассказ должен "катиться" по одному руслу, а у меня "за уши" притянуты несколько сюжетов... Первый блин, как говориться, комом. Надо учиться печь дальше. Спасибо за отзыв и ваши советы.
Михаил.
 
kalinkinДата: Среда, 24 Окт 2012, 19:18 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Добрый день, Михаил!
Читается неплохо.
Практику необходимо нарабатывать постоянно.
Новый текст, новые повороты.
Друзья помогут увидеть свое под другими углами зрения.
Главное, есть уверенность и твердость руки.
Не забывать о краткости.
Помните, "И кто-то камень положил в его протянутую руку".
Коротко, а запомнилось на всю жизнь.

Как пример, один просчет:
Quote
Мало-помалу работа его увлекла, и онуже не досадовал на свою «откровенность» с Георгием Ефимовичем, напротив, вдруг онобнаружил, что этот простенький генератор таит в себе возможности, каких не было даже в дорогущем папином приёмнике. И снова онбыл горд, даже папа не понял бы, что есть такого замечательного в его генераторе, начни онему объяснять! Пусть его папа и инженер, но у себя-то в строй-тресте, где ончто-то там проектировал, вряд ли онслышал о таких сложных вещах, как сверхрегенератор...


Можно сегодня оформить Вашу работу как рассказ с двумя подзаголовками. Позже можно ещё что-то добавить про Илью. Т.е. повествование мне кажется открытым, вполне доступным для расширения. Но здесь первая часть пока не завершена.

Маловероятно, чтоб нищим подавали масло и хлеб. В церквях бываю кухни, где пирожки пекут. Вполне реально, что прихожане, помогающие церкви выполнять благотворительность, могли вынести подносы с бутербродами и чаем.

У Вашего земляка Леонида Пантелеева есть серия городских рассказов, запомнился грустный: в блокаду в очереди на раздаче какой-то еды забили голодного пэтэушника, ничего уже не понимающего и лезшего к окошечку, минуя граждан.

В целом, ничего получилось, хорошо. Близко к жизни.
 
Mihail_KДата: Среда, 24 Окт 2012, 21:12 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Quote (kalinkin)
В целом, ничего получилось, хорошо. Близко к жизни.

Спасибо, Виктор! Мне было очень важно услышать мнение человека, у которого есть свой опыт написания прозы.
Рассказ не придуман. Он взят из жизни, из моего детства.
Вряд ли тогда при церквях кормили нищих. Они собирали там свои копеечки, а потом покупали на них хлеб. Тот дух, что сидел в том хулигане, который издевался над несчастными, думаю, тот же самый, что сидел и в фашистах, которые издевались над целым городом, моря его голодом... Этот дух жив и сейчас, только он умеет искусно маскироваться под "овечку", но, тем не менее, не становится от этого менее омерзительным. Спасибо за все ваши замечания и пожелания, буду стараться. С уважением, Михаил.
 
ВоронДата: Вторник, 04 Дек 2012, 09:56 | Сообщение # 6
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
В целом до полного рассказа ещё далеко , хотя как затравка для продолжения вполне подходит .
 
AzazelloДата: Вторник, 11 Дек 2012, 05:15 | Сообщение # 7
Зашел почитать
Группа: Премиум-аккаунт
Сообщений: 75
Награды: 10
Репутация: 7
Статус:
Добрый день.

Я думала, читая рассказ, что будет еще продолжение.

Обязательно напишите. Даже, если в жизни не было логического финала, Вам следует самому дописать. Вы же Автор smile

Quote (Mihail_K)
гуляло несколько больных одетых в одинаковую больничную пижаму


В мае, мне кажется, не на столько теплая погода, чтобы больные легочным заболеванием гуляли во дворе легко одетыми.

С уважением, Анна smile


Моя копилка
 
Ket-777Дата: Четверг, 27 Дек 2012, 02:45 | Сообщение # 8
Житель форума
Группа: Читатель
Сообщений: 675
Награды: 43
Репутация: 55
Статус:
Доброго времени, Михаил!
Очень интересный рассказ, захватывающий сюжет, увлекающий, лёгкий язык и читалось бы на одном дыхании, если бы не обилие причастных и деепричастных оборотов, делающих предложение неимоверно длинным, которое, пока дочитаешь до конца, забудешь о чём говорилось в начале, и ляпов в использовании слов и из контекстов в предложении, запутывающих сознание читателя в развитии картинки сюжета отклонениями в прошлое ГГ с помощью воспоминаний.

*специально постаралась написать целый абзац одним предложением, чтобы показать, как примерно выглядят Ваши абзацы, уважаемый Михаил smile *

Рассказ не большой. Его приятнее и интереснее читать, если предложения не "закрученные барабулькой", а простые и короткие. Если это изменить, получится ещё лучше, чем есть.

Теперь к тексту.
Вот обратите внимание как удивительно получились первые два предложения:
Цитата
О прошедшей зиме стали потихоньку забывать. Уже высохли от талого снега ленинградские улицы, трамваи, отражая от своих стёкол ласково пригревавшее майское солнце, весело позванивали и заставляли медлительных и сонных от первого тепла прохожих вздрогнуть и поторопиться, переходя пути.

О прошедшей зиме стали забывать - кто? люди? птицы? природа? растения? трамваи?
Если в Ленинграде высохли лужи после талого снега, то должно пройти как минимум несколько тёплых дней, т.е. люди/прохожие уже адаптировались к теплу, весне. Ведь это примерно конец апреля - начало мая. Почему же тогда прохожие сонные и медлительные?
Ну и "гляньте" на описанную картинку моими глазами: асфальт высох, солнышко пригревает, все и всё движется, ожив после зимней спячки. Проносятся по мостовой машины, раскачиваясь из стороны в сторону проезжают по рельсам трамваи. Солнце в стёклах блеснуло - бымс! по глазам прохожих - бах! трамваи - дзынь! все прохожие дружно вздрогнули, сощурились, оглядываясь по сторонам, и снова вернулись в сонно-медлительные позы и "поползли" дальше biggrin

Хм... в каждом абзаце от 1 до 3 предложений: 1-2 коротких и 1-2 длинных-предлинных. Тяжело было бы не потерять мысль читателю, не приученному долго контролировать развивающущюся картинку сюжета, в которой присутствуют отвлекающие образы, как, например, весёлые воробьи и проклюнувшиеся листочки. Разделённые точкой, они бы лучше запомнились, как отдельные кадры, переданного Автором образа. Глянь сюда - точка. И сюда - точка. Ещё вон туда - точка. Ой, забыли глянуть ещё и под таким углом - точка. Тогда образ накладывается на образ и в итоге получается живой шум улицы, её запахи, тепло солнечных лучей, которые чувствуются кожей, и все эти дзынь-би-би-шшшш-тррр-топ-топ-бур-бур-торох-торох-... затаскивают нас, читателей, сразу и бесповоротно в показанный мир Автора. И пока мы не добежим глазами до последней точки, оттуда не вынырнем. Духу не хватит biggrin

Цитата
Что за тайны скрывали от него, пока он учился все эти пять лет?

Это предложение мне кажется совершенно лишним, мешающим чтению, царапающим глаз. Думаю, что вложенного в предыдущие предложения контекста вполне достаточно и дополнительные объяснения не требуются.

Цитата
На первое занятие, в кружок пришло столько ребят, что хватило бы на целый класс и...

Цитата
... он готов был потерпеть своих вертящихся на стульях приятелей...

Цитата
... очень скоро в кружке их осталось только пятеро. Остальные, походив несколько раз, куда-то исчезли и больше не появлялись.

Эти строки показались мне чуждыми друг другу. Постараюсь объяснить, что имею в виду.
В кружок приходят все ребята, кто учится в классах от шестого и выше. На первом/первых занятиях ребята обычно не вертятся и не шушукаются, а внимательно слушают преподавателя, разве что пришли в кружок просто, чтобы подурачиться. Тогда, да.
В кружок пришли ученики разных классов, чаще не или мало знакомые друг с другом и приятелями Илье быть не могут, разве что несколько знакомых, но не "целый класс".
Ученики школы, ребята, не могли никуда исчезнуть, могли лишь оставить кружок и не приходить на занятия, но не исчезнуть. Это слово резануло и заставило ещё раз перечитать весь абзац, а это не говорит в пользу текста.

Знаки препинания в тексте тоже требуют внимания Автора и просят коррекции.

* Прошу прощения, уже устала ( всё же после целого рабочего дня...). Если пожелаете, продолжу разбор дальше после Вашего ответа, уважаемый Автор.


всегда имхо

Галина Демиденко


Сообщение отредактировал Ket-777 - Четверг, 27 Дек 2012, 05:03
 
Mihail_KДата: Четверг, 27 Дек 2012, 19:25 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Цитата (Ket-777)
Если пожелаете, продолжу разбор дальше после Вашего ответа, уважаемый Автор.

Спасибо за разбор. А у Вас для Аватарки не найдётся собственного лица? Сейчас фотоаппараты где только не встроены.
И как Вас звать по имени, чтобы знать, кого благодарить ? Это для продолжения диалога.
 
vsaprikДата: Четверг, 27 Дек 2012, 20:09 | Сообщение # 10
Блистательный Ёжкобабковед
Группа: Друзья
Сообщений: 2672
Награды: 71
Репутация: 122
Статус:
Mihail_K,
Михаил! Не паникуй от первых моих строк.Как всегда, я не буду сюсюкать, а буду резать правду-матку.
Рассказ так себе или даже, что он плохой рассказ я не скажу. Рассказ своеобразен по стилю изложения и он мне понравился, несмотря на излишнее засилье деепричастных оборотов. Правда, иногда и я этим грешу. Кое- какие сюжеты "размываются". очевидно они лишние и от их отсутствия рассказ не потеряет свою сюжетную линию. Твори, Михаил, дальше и не останавливайся, нарабатывая свой индивидуальный почерк в современном русском рассказе. Помни, что сколько людей столько и мнений, порою, увы, не лестных. С Новым годом! С теплом, Владимир


Моя копилка на издание книги.
 
Mihail_KДата: Четверг, 27 Дек 2012, 20:45 | Сообщение # 11
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Цитата (vsaprik)
Михаил! Не паникуй от первых моих строк.Как всегда, я не буду сюсюкать, а буду резать правду-матку.

Спасибо, Владимир, что предупредили, а то я уже было запаниковал...
Цитата (vsaprik)
Рассказ так себе или даже, что он плохой рассказ я не скажу.

Для меня это прорыв! В школе по литературе у меня были одни тройки.
Цитата (vsaprik)
Рассказ своеобразен по стилю изложения и он мне понравился, несмотря на излишнее засилье деепричастных оборотов.

Мне он тоже нравится, потому что я ненавижу хулиганов, под какой бы личиной они не прятались.
Цитата (vsaprik)
Правда, иногда и я этим грешу.

Учитесь на моём горьком опыте и не грешите.
smile
Цитата (vsaprik)
Кое- какие сюжеты "размываются". очевидно они лишние и от их отсутствия рассказ не потеряет свою сюжетную линию.

Они очень размываются, как и их автор. У меня не хватает сил сосредоточиться на главном сюжете, потому что он мне неприятен. Надеюсь, что когда-нибудь наступят лучшие времена, когда неприятных сюжетов не будет. smile
Цитата (vsaprik)
Твори, Михаил, дальше и не останавливайся, нарабатывая свой индивидуальный почерк в современном русском рассказе.

Спасибо, Владимир, Ваша поддержка мне очень дорога.
Цитата (vsaprik)
Помни, что сколько людей столько и мнений, порою, увы, не лестных.

Я это помню. Я только за то, чтобы человек имел смелость подписаться под своим мнением и выступал с открытым лицом.
Цитата (vsaprik)
С Новым годом! С теплом, Владимир

Вас также, Владимир, с Новым Годом и Рождеством Христовым!

 
Ket-777Дата: Четверг, 27 Дек 2012, 21:16 | Сообщение # 12
Житель форума
Группа: Читатель
Сообщений: 675
Награды: 43
Репутация: 55
Статус:
Цитата (Mihail_K)
А у Вас для Аватарки не найдётся собственного лица? Сейчас фотоаппараты где только не встроены.

Лица у меня пока ещё нет, а аватарка показалась забавной и подходящей для ника. У меня она вызывает только улыбку biggrin А у Вас? smile
Цитата
И как Вас звать по имени, чтобы знать, кого благодарить ? Это для продолжения диалога.

При регистрации нужно было указать ник, а не имя, поэтому обращайтесь, пожалуйста, по нику. smile
Если я Вас чем-то обидела, прошу меня простить. Это не со зла, а от неумения писать качественные рецензии. Учусь. Ведь я всего лишь привереда-читательница, которой понравился текст и хочется, чтобы он стал ещё лучше. Серьёзно.


всегда имхо

Галина Демиденко
 
Mihail_KДата: Пятница, 28 Дек 2012, 01:10 | Сообщение # 13
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Цитата (Ket-777)
А у Вас?

У меня отвращение - таких животных Бог не создавал. Такое могло создать только больное воображение человека.
 
Ket-777Дата: Пятница, 28 Дек 2012, 01:41 | Сообщение # 14
Житель форума
Группа: Читатель
Сообщений: 675
Награды: 43
Репутация: 55
Статус:
Жаль, думала посмеёмся вместе biggrin biggrin biggrin

всегда имхо

Галина Демиденко
 
Mihail_KДата: Пятница, 28 Дек 2012, 14:40 | Сообщение # 15
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Надо будет рассказ переписать.

Сообщение отредактировал Mihail_K - Понедельник, 08 Июл 2013, 15:43
 
ValeryДата: Среда, 22 Май 2013, 10:30 | Сообщение # 16
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 135
Награды: 11
Репутация: 15
Статус:
Цитата (Дивина)
Вы правы, рассказ должен "катиться" по одному руслу, а у меня "за уши" притянуты несколько сюжетов... Первый блин, как говориться, комом.

Зря Вы так о себе, Михаил. Ничего здесь за уши не притянуто, разные эпизоды объединяет один персонаж, которого Вы показываете в разных ситуациях, его отношение к этим ситуациям. Незавершенность, конечно, есть. Не сокращать нужно рассказ, в сокращении он менее интересен, а немного продолжить, завершить. Я обратил внимание, что любимый конек здешней критики: "Длинные предложения, повторения, запятой нет". Вряд ли, человек так излагающий, не знает этого. Ну, замыливается глаз у автора, перестает видеть очевидное. Зачем за критику выдавать работу корректора (это грубое сравнение, но так ассоциируется). По существу критиковать нужно. Рассказ интересный, Михаил, стоит дописать его.

Добавлено (22.05.2013, 10:27)
---------------------------------------------
Mihail_K,

Цитата (Ket-777)
О прошедшей зиме стали забывать - кто? люди? птицы? природа? растения? трамваи?

Насекомые, блин.

Добавлено (22.05.2013, 10:30)
---------------------------------------------

Цитата (Ket-777)
люди/прохожие уже адаптировались к теплу, весне. Ведь это примерно конец апреля - начало мая. Почему же тогда прохожие сонные и медлительные?

Возможно, после бурно проведенной ночи. А, вообще, автор вправе оставить это на усмотрение читателя. Если все разжевывать - занудно будет читать.


Валерий Волченко
Моя страница


Сообщение отредактировал Valery - Среда, 22 Май 2013, 10:18
 
Mihail_KДата: Среда, 22 Май 2013, 20:50 | Сообщение # 17
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Цитата (Valery)
Зря Вы так о себе, Михаил. Ничего здесь за уши не притянуто

Спасибо, Валерий, за поддержку. Очень приятно было читать ваши комментарии и неожиданно так...
Пора мне уже браться за рассказ серьёзно. А то уже неудобно - столько людей высказались, а я всё ещё думаю.
Цитата (Valery)
"Длинные предложения, повторения, запятой нет".

Когда речь идёт о "детской" литературе, где главные действующие лица школьники, наверное, да - должны быть покороче. Ещё одно, что я заметил - начинающему трудно, вообще говоря, писать "длинными" предложениями. Для примера можно привести начинающего музыканта, того который только ещё учится играть. Местами у него что-то связное проскакивает, но в целом ещё "режет" ухо своей несогласованностью. А виртуоз, даже и длинные фразы играет легко, "играючи", не создавая напряжённости у слушателя. Так и звукопись речи. При определённом мастерстве даже долгая речь будет слушаться легко и свободно, потому что она плавна, без рывков, логична.
Но начинающему ещё это трудно даётся, если, конечно,
у него от природы нет таких врождённых талантов рассказчика. Впрочем, нарисовать живую картину "словом" мучались и маститые авторы. Тут надо брать пример с начинающих художников, когда они учатся рисовать сначала отдельные детали, а уж потом, набив руку, соединять их в целое.
А у вас, Валерий, кажется, тоже рассказы есть?
Где вы их "прячете"? Любопытно бы было почитать.

 
ВоронДата: Четверг, 23 Май 2013, 00:50 | Сообщение # 18
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
Михаил, история с незадачливым агентом Перкенсом на Вашей авторской страничке мне, уж извините, нравиться больше, чем этот рассказ. Там Вы уже пишете уверенно и читается с лёгкостью, оставаясь надолго в памяти.
 
Mihail_KДата: Четверг, 23 Май 2013, 08:29 | Сообщение # 19
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Цитата (verwolf)
Михаил, история с незадачливым агентом Перкенсом на Вашей авторской страничке мне, уж извините, нравиться больше, чем этот рассказ.

Спасибо, Виталий, за прямоту. Не знаю почему так, наверное, жанры разные. "Назидательный" рассказ из жизни, может быть, труднее написать чем придуманный. Здесь свои "комплексы", которые мешают развернуться.
 
ValeryДата: Пятница, 05 Июл 2013, 11:30 | Сообщение # 20
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 135
Награды: 11
Репутация: 15
Статус:
Цитата (Mihail_K)
А виртуоз, даже и длинные фразы играет легко, "играючи", не создавая напряжённости у слушателя. Так и звукопись речи. При определённом мастерстве даже долгая речь будет слушаться легко и свободно, потому что она плавна, без рывков, логична.

Согласен, иногда это даже необходимо, если к месту и во время. Читаешь иногда диалог, каждый собеседник говорит на "пол-страницы", разве это диалог. Набор монологов получается.

Добавлено (24.05.2013, 18:25)
---------------------------------------------

Цитата (Mihail_K)
А у вас, Валерий, кажется, тоже рассказы есть?
Где вы их "прячете"? Любопытно бы было почитать.

Это был, собственно, не рассказ, а отрывок из моего "Азиатского романа". Я начинающий литератор, но рамки рассказа мне показались тесными, взялся за роман, надеюсь справиться. Все перенес в творческую гостиную: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/5-5172-1 и в профиль.
Мне бы очень хотелось услышать (увидеть) Ваше мнение, вполне сложившегося мастера.

Добавлено (26.05.2013, 09:03)
---------------------------------------------

Цитата (Mihail_K)
Тут надо брать пример с начинающих художников, когда они учатся рисовать сначала отдельные детали, а уж потом, набив руку, соединять их в целое.

Конечно же общее есть у живописцев и писателей. Не зря и тех и других называют художниками.
Мне хочется добавить, что краткости, которая сестра таланта, начинающим прозаикам можно учиться у поэтов. Я не рифму имею ввиду, а приемы создания образа.

Добавлено (05.07.2013, 11:30)
---------------------------------------------

Цитата (Valery)
Незавершенность, конечно, есть.

Эти свои слова я беру обратно, был неправ. Прочитал рассказ еще раз и понял, впечатление незавершенности от многолинейности сюжета. Илья - главная линия. Ответвления от нее: бабушка и деревня; Георгий Ефимович и радиокружок; Горелый; Старушки-нищенки; Остановка и обстановка на ней.
За счет такой многолинейности небольшой рассказ получился очень емким.
Главное, автор завершил то, что хотел сказать: идет обычная. размеренная, нормальная жизнь. Но, по закону подлости, обязательно существует некий негодяй. Он выходит на сцену и, все. Для человека, живущего этой нормальной жизнью, вдруг небо становится черным, а все вокруг незнакомое, чужое, выбивающее из колеи.


Валерий Волченко
Моя страница
 
Mihail_KДата: Суббота, 06 Июл 2013, 17:48 | Сообщение # 21
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Цитата (Valery)
Прочитал рассказ еще раз и понял, впечатление незавершенности от многолинейности сюжета.

Спасибо, Валерий, за ваши размышления, которыми вы со мной делитесь. Я всё-таки думаю, что незавершённость здесь чувствуется по другой причине. На это меня навели те, наши разговоры, о принципах драматургического произведения, о которых мы вспоминали на вашей страничке. Здесь я их, пожалуй, и нарушил, заставив героя поступить так, как обычно мы и поступаем в жизни - то есть, пройти мимо, не вмешиваясь. Был конфликт - противостояние двух персонажей, начавшийся ещё до их встречи возле остановки. А кульминации не случилось. По законам драматургии, мой герой должен был вступить в "бой" с тем хулиганом и победить в себе свой страх перед ним. Тогда, думаю, кульминация бы разрешилась и была бы завершённость. Но,.. здесь мой герой пассивен и не борется, а только наблюдает. Надо всё-таки будет набраться духу и устроить в этом месте "битву".
Это как раз тот случай, о котором мы и говорили. Придумывать
или нет. Те события, которые я описываю в рассказе, действительно происходили. Я, как и мой герой, наблюдал всю эту ... не знаю, как назвать, сцену. Но, ничего не меняя, оставив всё как и было (в жизни), рассказ становится чем-то вроде очерка, газетной заметки о случившимся. Художественная же литература, требует всё-таки "додумывать" и подправлять, заботясь в первую очередь о читателе, которому всегда приятно, когда добро на его глазах побеждает зло, а не просто констатирует о себе. Поэтому читатель и остаётся "неудовлетворённым", когда этого ждёт, но не дожидается.


Сообщение отредактировал Mihail_K - Суббота, 06 Июл 2013, 17:50
 
ValeryДата: Воскресенье, 07 Июл 2013, 10:14 | Сообщение # 22
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 135
Награды: 11
Репутация: 15
Статус:
Цитата (Mihail_K)
Был конфликт - противостояние двух персонажей, начавшийся ещё до их встречи возле остановки. А кульминации не случилось. По законам драматургии, мой герой должен был вступить в "бой" с тем хулиганом и победить в себе свой страх перед ним. Тогда, думаю, кульминация бы разрешилась и была бы завершённость. Но,.. здесь мой герой пассивен и не борется, а только наблюдает. Надо всё-таки будет набраться духу и устроить в этом месте "битву".

Вероятно, завершенность зависит от реализации идеи произведения. Реализована идея, значит завершено, не реализована, тогда нужны еще какие-то сюжетные ходы (пусть это битва). Страх необходим человеку, и он есть у каждого, как инструмент самосохранения. Уметь подавлять страх полезно, но только когда в этом есть смысл, целесообразность. Илье нужно дать хотя бы слабый шанс на победу. В таком случае, даже если он проиграет, он не будет выглядеть психически ненормальным. Шанс то у него уже есть, поскольку наглецы вроде Горелого, как правило, трусливы. Но навряд ли каждый читатель, да и сам Илья, об этом знают.
Бывают ситуации, когда схватиться с противником стоит, даже не имея ни малейшего шанса победить. Это когда загнан в угол и в любом случае будешь бит. Остается только постараться причинить противнику как можно больше вреда.
Может быть стоит где-то показать размышления Ильи, в которых он находит у Горелого слабые места, но не решается это использовать. А, случай на остановке дает побуждающий толчок.

Добавлено (07.07.2013, 10:14)
---------------------------------------------
Кстати, о "битве". Скорее всего, читали рассказ В. Ворона "Мой друг Федька и пёс Гаврик". Есть конфликты, есть битва и рассказ вроде неплохой, наверно выдержан в рамках соответствующих правил. Но его Ваня кажется мне неестественным. Не понял почему, какой-то он очень рассудительно-правильный, как будто ребенок приучен ходить по струнке и боится сделать шаг в сторону. Может быть для детей так и надо писать, но Ваш Илья у меня подобных ощущений не вызывает.
У меня в Азиатском романе тоже есть в начале о детях, но я пишу не для детей. Выложу отрывок, может что-нибудь посоветуют.


Валерий Волченко
Моя страница
 
Mihail_KДата: Понедельник, 08 Июл 2013, 15:41 | Сообщение # 23
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Статус:
Спасибо всем моим друзьям, которые нашли время прочитать этот рассказ и поделиться со мной своими мыслями.
Виктор Калинкин, Дивина Ирина, Галина Демиденко, Валерий Волченко, Владимир Сапрыкин, Виталий и Анна - спасибо!

***
"Остановка".

Как приятно было идти сейчас по улице! Ласково пригревало майское солнце и всё вокруг, казалось, радуется весне.
Даже стены серых домов не казались такими мрачными как совсем недавно зимой.
Трамваи, сверкая солнечными бликами на стёклах, весело позванивали, заставляя медлительных прохожих поторопиться переходя пути.
В ветвях тополей, с только что проклюнувшимися листочками, наперебой щебетали и копошились воробьи, напоминая первоклашек, вырвавшихся в коридор на перемену.

Оставалось проучится всего лишь какой-нибудь месяц, а там и каникулы. Поезд, дорога и улыбка счастливой бабушки —
Ильюшенька мой приехал!

Целых три месяца можно будет никуда не торопиться!
Утром понежиться в кровати, не вспоминая ни о каких уроках, позавтракать у окошка, из которого хорошо видно просёлочную дорогу и, под неизбежное бабушкино ворчание: ну вот, опять ничего не съел — бежать во двор, искать своих закадычных друзей: Пашку, Юрку, Женьку.

Целый год вспоминал Илья про то, как ездили они в прошлом году на рыбалку. Труднее всего было отпроситься ему у своей бабушки. Она тогда поворчала-поворчала, но всё-таки отпустила.
А ведь, ездили они тогда на рыбалку даже с ночевкой! Вспоминал, как холодно было утром, когда проснулся. Никогда ещё он не спал под открытым небом и не вставал так рано, аж в четыре часа! Запомнился густой туман над озером, таинственный и непроглядный. Тишина,
какой никогда в городе не услышишь. Медленно просыпающийся день, тёплый и радостный, после пугающей холодной и чёрной ночи.
Эх, хорошо! И Илья даже шагу прибавил.

Но это будет только через месяц, а пока... А пока придётся потерпеть ещё и помучиться с уроками. Конец года , а их почему-то меньше не становится.
От всех этих Онегиных, вписанных и описанных треугольников, тычинок с пестиками, совсем бы худо стало, не будь у него отдушины, его любимого кружка куда он теперь и шёл.

Припомнилось, как стоял он в начале года перед большим объявлением, вывешенным в вестибюле школы и читал названия кружков, куда приглашали записываться всех желающих.
А кружков этих, было видимо-невидимо! И одни только названия чего стоили — судомодельный, авиамодельный, телемеханика... И все они сулили что-то таинственное, необычное, как в тех фантастических рассказах, которые Илья очень любил.

Но он почему-то выбрал кружок с самым обыкновенным названием — "Радио". Почему? Он тогда и сам не мог бы толком сказать. Но потом ни разу не пожалел.

Правда, самое первое занятие в кружке, немного Илью всё-таки расстроило.
В кружок записалось столько ребят, что он снова
почувствовал себя, как в школе.
А всё остальное, зато, ему страшно понравилось.
И диковинные приборы со множеством матовых чёрных ручек.
И большие шкалы со стрелками и цифрами. И настоящий сверлильный станок, с массивным корпусом. И столы со слесарными тисками. А ещё, пахло каким-то приятным запахом, как он потом узнал, запахом канифоли —специальной такой смолы, которую используют при пайке.
И конечно же, ему очень понравился их руководитель — Георгий Ефимович.
Георгий Ефимович совсем не напоминал Илье школьного учителя. Наверное, потому, что разговаривал с ними, как со взрослыми и называл каждого на вы, чем Илья очень гордился.

Многие ребята потом кружок оставили. Сходили пару раз и больше не появлялись. А Илья всё больше и больше увлекался новым для себя занятием. Много узнавал нового, учился терпению и аккуратности. И вот, наконец, настал момент, когда волнуясь, щёлкнул он тумблером
первого собранного своими руками приёмничка. Динамик ожил, зашипев шероховатым шумом и Илья, затаив дыхание принялся крутить ручку настройки... А когда неожиданно, среди тресков и шума эфира, зазвучала популярная мелодия хорошо знакомой ему песни, то он, честное слово, запел бы
вместе с певицей, не постесняйся тогда ребят, так он был счастлив.

Илья перешёл трамвайные пути и пошёл вдоль металлической оградки светло-жёлтой церквушки. Штукатурка на её стенах местами облупилась и серые разводы давно уже просили ремонта.
Илья покосился на дорожку, ведшую к высоким двустворчатым дверям. Возле них стояло несколько плохо одетых нищих. Одной рукой они часто крестились, а другую протягивали к проходившим мимо них людям.

Недавно здесь справляли какой-то большой религиозный праздник, и во дворе толпилось много народа, по большей части пожилых: стариков и старушек в тёмных платках.
В школе им строго-настрого запрещали в такие дни даже близко подходить к церкви, мало ли что окажется на уме у этих странных людей.

Илья уже знал, что всё это пережитки прошлого
и верят в них только отсталые и малограмотные люди, вроде этих стариков. Вот пройдёт совсем немного времени, лет двадцать-тридцать, стариков этих не станет и некому тогда
будет сюда приходить.

Правда, Илья не понимал: почему он должен держаться подальше от них? Он давно уже знал, что бабушка Игоря, его одноклассника и соседа по подъезду, ходит сюда по большим праздникам, а бабушку Любу он совсем не боялся.
И ещё одно смущало его, а именно, что когда-то бабушка Люба, если верить её словам, была учительницей математики... Разве она полуграмотная? Правда, сейчас-то она старенькая и, должно быть, многое забыла. Вот кто-то этим и воспользовался, да и приучил её сюда ходить. Нет уж, когда он станет стариком, то никаких врунов, с их предрассудками слушать не будет, да и не забудет ничего, постарается грамотным так и остаться.

Сразу за церковью начинался небольшой дворик туберкулёзного диспансера, где не торопясь гуляло несколько больных, одетых в тёплые пальто. Илья даже позавидовал, везёт же людям, ходят себе спокойно по аллейке, беседуют, наверное, о чём-нибудь интересном и ни в какую школу им завтра не надо.
А на глухой, без окон стене диспансера, висел большой праздничный плакат ко Дню Победы. Пожилой, улыбающийся солдат, в выцветшей гимнастёрке и лихо сдвинутой на лоб пилотке, нёс на руках прильнувшую к его груди девочку.

Илья любил этот праздник. Бабушка ему часто рассказывала о войне. Рассказывала, как была она в эвакуации с его мамой, которой и было-то всего два годика. Как трудно было работать и как голодно. Как ждала она с фронта его дедушку, своего мужа, и как пришла однажды вместо дедушкиного письма, похоронка.

Теперь войны нет и никогда её, наверное, уже больше не будет. Солдат с девочкой на руках улыбался, и какой враг посмел бы теперь напасть на них?

Осталось всего ничего, обогнуть остановку, где всегда
в это время стояли люди, поджидавшие автобуса, а потом через дворы, так покороче, выйти к Дому Культуры, где находился его кружок.

Обходя остановку, Илья заметил двух старушек, с виду нищенок, похожих на тех, что у дверей церкви. Они примостились возле большого пня, от спиленного дерева, и что-то доставали из своих котомок, выкладывая это на импровизированный стол.

Он бы и не обратил на нищенок внимания, но невдалеке от них, шагах в десяти, стоял парень по кличке Горелый и внимательно следил за приготовлениями старушек.
Чего это он здесь торчит? - подумалось Илье. И сам не зная почему, он вдруг остановился посреди этих людей ожидавших автобуса.

Парня этого Илья знал по двору. Тот учился в соседней школе, но жил где-то рядом, и, время от времени, его можно было видеть прибившимся к какой-нибудь компании.
От одежды Горелого всегда пахло табаком. Может поэтому его так и прозвали во дворе — Горелым?

Лицо этого парня было каким-то дряблым и бледным, отчего хотелось поскорее от него отвернуться, тем более глядевшие из под припухших век глазки, были остекленевшими и глядели недобро.
Во время мальчишеских разговоров, Горелый больше молчал, как-будто думал в это время о чём-то своём, но в его тёмных, прищуренных глазах, и, кривившихся в усмешке, губах таилось что-то настораживающее и неприятное.

Стоило Горелому приковылять своей расхлябанной походкой, как сразу же нависала какая-то неловкость. Эту неловкость Илья ощущал уже заранее, ещё только завидев Горелого издалека, и мечтал, чтобы тот прошёл мимо. Но Горелый всякий раз останавливался и присоединялся к ним.

Тогда интересный разговор внезапно обрывался и начинались смешки и подначивания.
Кто-то вспоминал непристойный анекдот, кто-то, до того
спокойно сидевший, вставал и начинал шпынять носком ботинка валявшуюся на земле щепку... А Илье всякий раз хотелось уйти домой. Он начинал бороться с собой, придумывая какую-нибудь уважительную причину. Вот сейчас наберётся духу и скажет: «Ребят, пока! Я — домой. Мать просила сегодня пораньше...»
Потом он вспоминал, что мать его работает сегодня в вечернюю смену, и придёт домой только к полуночи. Вдруг кто-то из ребят знает про это... И начинал искать новую причину, чтобы уйти.

Вначале, он даже пытался подружиться с Горелым. Однажды, увидев у того болтавшийся на ремешке портативный приёмник, кивнул дружелюбно и похвалил:
— Хороший транзистор!

Горелый, будто удивившись, уставился на него своими глазами-колючками и ядовито спросил:
— Ну и чё?...
— Хороший, говорю, приёмник — далеко берёт, - растерявшись, и не зная сам, чего он ждал в ответ от Горелого, пробормотал Илья. Потом отвёл глаза в сторону, делая вид, что ищет что-то в своём кармане...

А после той самой футбольной игры, когда Горелый, отбирая у него мяч, сильно и, явно нарочно, ударил ногой ему по щиколотке, а потом, как ни в чём не бывало, побежал дальше, оставив Илью сидеть скрюченным от боли на земле, Илья стал Горелого ненавидеть и... бояться.

Тем временем, старушки уже закончили приготовления к еде,
которая состояла у них из нескольких кусков белого хлеба,
намазанных сливочным маслом. Все они лежали на пеньке, покрытом какой-то тряпицей. Дождавшись этого момента, Горелый вдруг подскочил к пеньку и, схватив белый ломтик, желтеющий маслом хлеба, поднёс его ко рту одной из старушек.

Та, даже не успев испугаться, и не понимая, что случилось, потянулась к куску рукой, стараясь взять его, но хулиган не дал ей дотянуться: пятясь спиной и скаля в улыбке зубы, он стал дразнить нищенку, размахивая куском перед самым её носом. Старушка встала, и подслеповато щурясь, стала беспомощно оглядываться, ища помощи. Потом, не зная что ей делать, заплакала... Но тут Горелый, снова приблизив к её носу хлеб, помахал им дразня, и стал манить её за собой...

Илья, оцепенев смотрел, как Горелый кривясь и радуясь своему развлечению, вёл за собой старую женщину, дразня её отнятым куском... Старушка плакала и сквозь слёзы пыталась что-то говорить, прося вернуть ей хлеб... Она не успевала за хулиганом и то и дело спотыкалась о кусты, видя перед собой только одно — отнятый у неё кусок.
Вторая, услышав плач своей подруги и не понимая, что происходит, запричитала следом, зовя её по имени Катя,...Катя...

Люди на остановке стали оборачиваться на шум. Кто-то сразу же равнодушно отворачивался, кто-то, как и Илья продолжал наблюдать за этой безобразной сценой.
Илья ждал и не понимал: почему никто из этих взрослых, сильных людей не вступится за старушек?..

И он вдруг почувствовал, что если сейчас он ничего не сделает, то потом всю жизнь будет себя презирать и ненавидеть...
Ему, вдруг, представилось, что не нищенка это сейчас плачет, а его бабушка просит у него, Ильи, помощи. А Горелый — враг, фашист, который ворвался в их жизнь не спросясь, и теперь упивается своей наглостью и превосходством...

Гад! Первый шаг дался тяжело. Ох, как тяжело! Будто Илья гири стопудовые поднимал, а не ноги.
Перед ним маячило только одно - бледное, ненавистное лицо врага, который ещё ничего не замечал.
Потом глаза их встретились. Встретились на какую-то секунду, миг и этот миг показался Илье невыносимо долгим.
— Отдай им!— не то зашипел, не то зарычал он, до боли стискивая кулаки и собираясь разбить, разможжить это ненавистное лицо...

Глаза Горелого остановились на нём и прищурились. Но скоро в них метнулась какая-то тень: не то страха, не то удивления.
И тут, со стороны остановки, раздался гневный женский крик:

— Отдай им хлеб!

Лицо Горелого дрогнуло и ожило. Он засмеялся. Но теперь уже, засмеялся неуверенно, как человек приходивший в себя...
Бросив хлеб под ноги, он повернулся и побежал, не оборачиваясь, в соседний переулок.

Старушка затихла, и опустившись на колени в мягкую, не до конца ещё просохшую землю, стала шарить руками,
ища в пожухшей прошлогодней траве свой хлеб.

Илья очнулся и осмотрелся. Никто уже не обращал на них внимание. Старушки утихнув, забирали с пенька свои пожитки, собираясь уходить.
И вдруг, Илье почудилось, что стоит он в чужом, незнакомом для себя городе, с серыми, размазанными по небу облаками. Стоит и смотрит на поток куда-то спешащих машин, на газетный киоск, обвешанный цветными журналами,
на громады домов взирающих на мир равнодушными окнами,
на грязный асфальт, на который кидали сейчас свои окурки садившиеся в подошедший автобус люди.
 
ValeryДата: Вторник, 09 Июл 2013, 18:32 | Сообщение # 24
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 135
Награды: 11
Репутация: 15
Статус:
Цитата (Mihail_K)
Спасибо всем

Похоже Михаил решил поставить на рассказе точку. Все же. после внесенных изменений, не нуждается ли и концовочка в реконструкции? Ведь Илья победил, и после победы не должно все быть таким мрачным. Может быть, какой-то возник просвет в серых облаках, какой-нибудь лучик света?
Сейчас вернулся к началу рассказа, сравнил с первоначальным вариантом, возникли большие сомнения, что оно стало лучше.
Михаил, Вы это не в сердцах сделали? Полюбуйтесь господа "критики" результатом реализации ваших советов? Похоже так оно и есть. От картин, к авторской речи. Михаил! Вы зря сломали свой стиль.


Валерий Волченко
Моя страница
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов