[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Академия Литературного Успеха » Обучение в Академии для писателей » Немного о критике
Немного о критике
Юлианна Дата: Среда, 15 Июн 2011, 16:14 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1186
Награды: 45
Репутация: 47
О критике

Новичкам жизненно необходимы критики, но не абы какие, а начитанные, доброжелательные и искренние. Члены семьи — это не всегда удачный вариант. Они любят нас и не видят в наших произведениях коммерческий продукт. Исключения попадаются довольно редко.

Те люди, которые хвалят вашу книгу, не способствуют развитию. Самый лучший критик — это тот, кто разберет произведение по косточкам и пояснит, что ему показалось удачным, а что — не очень. При этом он не будет голословен и не станет приклеивать ярлыки ни вам, ни вашей работе. Он будет стараться помочь вам довести книгу до ума.

Самый худший критик — неудачливый злобный литератор. Он и сам ничего не добился (по большей части из-за лени и веры в мифический талант), и другим не способен помочь. Он плохо начитан, и потому у него отсутствует вкус, он никогда не учился литературному мастерству, поэтому не знает, что такое писательская техника. Но он вполне способен закатывать глаза и брезгливо поводить плечами. Такие деятели лишь самоутверждаются за счет новичков.

Желательно, чтобы вашу рукопись прочитали несколько человек: что упустит один, заметит другой. Но все бета-ридеры (именно так называют первичных критиков) должны входить в вашу целевую аудиторию. Сентиментальный роман не стоит показывать офицеру-десантнику, а крутой боевик не оценит дама, влюбленная в викторианскую эпоху.

Не всегда стоит выставлять рукопись в интернет и просить народ покритиковать. Во-первых, вы не знаете, кто именно откликнется на ваш призыв — нередко на литературных форумах обитают не совсем адекватные люди. Во-вторых, сырая рукопись создаст вам славу графомана. В третьих, книга может разойтись по Сети — и вы уже не сможете контролировать ее судьбу.

Иногда даже стоит нанять профессионала, чтобы он раскритиковал ваше произведение. Грамотный разбор полетов — это уникальная возможность научиться чему-то новому.

Писатель в роли критика

Иногда мы сами выступаем в роли критиков, особенно когда видим, что автор делает что-то не то — или то, но можно сделать лучше. Стоит ли об этом говорить?

Если цель — показать собственную образованность, то не стоит. В ту же секунду вы получите «ответный удар» и только зря потратите время и нервы.

Вот примерный сценарий такого разговора:

Критик: Вы уж постыдились бы такую лажу писать. Вы что, не видите, что у вас *** и ***? (Обязательные условия: тон язвительный, заявление делается публично, работа ведется не на автора, а на зрителей).
Автор: Батенька, вы головку-то остудите. У меня вот и вот, потому что ***.
Далее идет нудный обмен обмен любезностями, плавно переходящий в трамвайное хамство.

Автор в душе, может, десять раз согласен с критиком, но тут идет борьба за принцип. Раз «наших бьют», надо защищаться.

Что произойдет, если критик будет работать на автора?

• Он пощадит его самолюбие и никогда не будет критиковать новичка публично.
• Тон будет доброжелательный, и автор сразу поймет, что ему хотят помочь.
• Критик скажет, что ему кажется, что так будет лучше, и объяснит, почему.

С использованием материала Эльвиры Барякиной
http://avtoram.com/index.php?razdel=59&article=199


Юлия Рущак, координатор ЛК "Голоса Оренбуржья"
(г.Орск, Оренбургская обл.)

Авторская страница (поэзия)
Галерея "Города мира"
Творческая гостиная (проза)
 
Томская Дата: Вторник, 19 Мар 2013, 18:28 | Сообщение # 2
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Обратила внимание на ваш материал, т.к. подобное обсуждение сейчас идёт в "дискуссионном клубе".
Но кое-что показалось стереотипным:
Цитата (Юлианна)
Сентиментальный роман не стоит показывать офицеру-десантнику, а крутой боевик не оценит дама, влюбленная в викторианскую эпоху.

Почему вы так считаете? Ведь человек не замыкается на своей профессиональной функции. Разве мало среди десантников- героев, настоящих поэтов, способных вызвать искренние слёзы своим творчеством? А дама, влюблённая даже в динозавров, если она профессионал, способна оценить качественное произведение в любом жанре.
Цитата (Юлианна)
Члены семьи — это не всегда удачный вариант

А если именно члены семьи-реальные специалисты? И порой их настрой критичнее, чем посторонних людей?
На мой взгляд, именно члены семьи-первые читатели и критики, и ещё как видят коммерческий продукт, а иной раз и помогают продвинуть произведение на рынок. В среде бизнеса вообще есть негласное правило помогать своим. И сама ему следую, и мне помогают, да ещё как!

Цитата (Юлианна)
Не всегда стоит выставлять рукопись в интернет и просить народ покритиковать

А вот это в точку!
Спасибо. Полезный материал. С уважением. Людмила.


Томская
 
Литературный форум » Академия Литературного Успеха » Обучение в Академии для писателей » Немного о критике
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: