• Страница 1 из 1
  • 1
Силлабо-тоническая система стихосложения
ойгенДата: Среда, 15 Июн 2011, 17:34 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
(Русская тоническая система)


Силлабо-тоническая система – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения, поэтому названия стоп этого стихосложения применяются в силлабо-тоническом стихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, а ударный — к долгому.

Размеры в русском стихосложении


Классические размеры:

1. Двухсложные размеры – между ударными слогами по одному безударному слогу. Они различаются только анакрузой – количеством безударных слогов, которые предшествуют первому ударному слогу.

хорей – анакруза нулевая (ударение падает на первый слог): ʹ U | ʹ U | ʹ U | ʹ U

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…


ямб – анакруза односложная (ударение падает на второй слог): U ʹ | U ʹ | U ʹ | U ʹ

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог…


2. Трехсложные размеры – между ударными слогами по два безударных слога. Они также различаются только анакрузой – количеством безударных слогов, которые предшествуют первому ударному слогу.

дактиль
– анакруза нулевая (ударение падает на первый слог): ʹ U U | ʹ U U | ʹ U U | ʹ U U

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною…


амфибрахий – анакруза односложная (ударение падает на второй слог):
U ʹ U | U ʹ U | U ʹ U | U ʹ U |

Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты несешься по ясной лазури.


анапест – анакруза двухсложная (ударение падает на третий слог): U U ʹ | U U ʹ | U U ʹ | U U ʹ |

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом…


Неклассические размеры стопные – имеют фиксированное число безударных слогов между ударными.

1. пеоны – четырехсложная стопа, имеющая фиксированный трехсложный интервал между ударными слогами. В зависимости от анакрузы (первого слога, на которое падает ударение) различаются:

пеон первый — ударение на первом слоге: ´ U U U

С неба полудённого жара не подступи,
Конная Будённого раскинулась в степи.


пеон второй — ударение на втором слоге: U ´ U U

Фонарики-сударики, горят себе, горят…

пеон третий — ударение на третьем слоге: U U ´ U

Солнце красное взошло на небеса,
И на зелени обсохнула роса…


пеон четвёртый
— ударение на четвёртом слоге: U U U ´

А в благородном пансионе
У эмигрантки Фальбала…


Пеон как самостоятельная, определяющая размер стопа в русском стихе не встречается. Первый и третий пеоны встречаются в стихе хореического размера; пеон второй и четвёртый — в ямбическом стихе.

О пеоне см. также тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1131-1

2. пентоны - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Имеет фиксированный четырехсложный интервал между ударными слогами. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях.

Пример:

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!


Неклассические размеры нестопные - не имеют фиксированного числа безударных слогов между ударными.

1. дольник - трёхсложный размер с пропуском одного или двух безударных слогов внутри строки. Анакруза может быть как постоянной, так и переменной. Благодаря этому ударение звучит резче, обособленнее и стихотворная строка, как бы распадается не на трёхсложные стопы, как в силлабо-тоническом стихе определённого размера, а на ритмические доли с неодинаковым количеством слогов.

В зависимости от количества ударений в стихотворной строке дольник бывает трёхударным, четырёхударным, реже — пятиударным. Пример трехударного дольника:

Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущен;
Давно не дает покоя
Мне сказка старых времен.


О дольниках см. также тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1133-1

2. тактовик - размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).

Пример (выделены трёхсложные междуударные интервалы; наряду со строчками тактовика встречаются строчки, написанные дольником, правильным анапестом и амфибрахием):

Как покинула меня Парасковья,
И как я с печали промотался,
Вот далмат пришел ко мне лукавый:
«Ступай, Дмитрий, в морской ты город,
Там цехины, что у нас каменья.


3. акцентный стих (чистотонический) – количество безударных слогов между ударными является факультативным и в теории колеблется неограниченно (на практике в русском языке составляет от 0 до 8 слогов).

Разностопные размеры

1. урегулированный разностопный размер – имеет строки разного объема, но одинаковой меры.

2. вольный стих - рифмованный стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. Характеризуется неодинаковым, сменяющимся без определенного чередования количеством стоп в разных строках. Как правило, под вольным стихом понимается вольный ямб:

Кто лгать привык, тот лжет в безделице и в деле,
И лжет, душа покуда в теле.
Ложь — рай его, блаженство, свет:
Без лжи лгуну и жизни нет.
Я сам лжеца такого знал,
Который никогда не выговорит слова,
Чтобы при том он не солгал.


Если различие состоит только в анакрузе, то используется родовое понятие вместо видового, и говорят, например, о двухсложнике с переменной анакрузой (ямб – хорей – ямб – хорей).

Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с акцентным стихом (в частности, у Владимира Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности, но скорее тонической, чем силлабо-тонической.

3. свободный стих (верлибр) - это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики:

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.


О других системах стихосложения см. тему: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1146-1#12867
Источник: конспекты лекций по литературоведению + http://www.lit100.ru/index.htm


Eвгeния Poмaнoвa

Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"


Сообщение отредактировал ойген - Среда, 15 Июн 2011, 17:36
irtyaДата: Суббота, 18 Июн 2011, 22:46 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Награды: 248
Репутация: 465
Статус:
ох, надо бы перечитать на свежую голову...
Многие из подобных стихотворений я бы сочла недоработанными.
Только не верлибр. К этой технике питаю исключительное уважение, но сама даже пробовать боюсь...


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
ойгенДата: Суббота, 18 Июн 2011, 23:20 | Сообщение # 3
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
irtya, да, я верлибр тоже люблю. Но он, мне кажется, требует даже не просто мастерства, а МАСТЕРСТВА. Поэтому тоже боюсь браться, в основном.

Eвгeния Poмaнoвa

Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"
Oxana-StrenadkoДата: Среда, 19 Фев 2014, 22:12 | Сообщение # 4
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4
Награды: 3
Репутация: 0
Статус:
Поначалу поэзию ощущала как сёрфинг:поймаешь"волну" и стараешься не потерять"равновесие".Но иногда сотворение похоже на работу ювелира...

Оксана Эд.Стренадько
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: