ойген | Дата: Среда, 15 Июн 2011, 17:34 | Сообщение # 1 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
| СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (Русская тоническая система)
Силлабо-тоническая система – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения, поэтому названия стоп этого стихосложения применяются в силлабо-тоническом стихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, а ударный — к долгому. Размеры в русском стихосложении
Классические размеры:
1. Двухсложные размеры – между ударными слогами по одному безударному слогу. Они различаются только анакрузой – количеством безударных слогов, которые предшествуют первому ударному слогу.
хорей – анакруза нулевая (ударение падает на первый слог): ʹ U | ʹ U | ʹ U | ʹ U Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…
ямб – анакруза односложная (ударение падает на второй слог): U ʹ | U ʹ | U ʹ | U ʹ Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог…
2. Трехсложные размеры – между ударными слогами по два безударных слога. Они также различаются только анакрузой – количеством безударных слогов, которые предшествуют первому ударному слогу. дактиль – анакруза нулевая (ударение падает на первый слог): ʹ U U | ʹ U U | ʹ U U | ʹ U U
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною…
амфибрахий – анакруза односложная (ударение падает на второй слог): U ʹ U | U ʹ U | U ʹ U | U ʹ U | Последняя туча рассеянной бури, Одна ты несешься по ясной лазури.
анапест – анакруза двухсложная (ударение падает на третий слог): U U ʹ | U U ʹ | U U ʹ | U U ʹ |
Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом…
Неклассические размеры стопные – имеют фиксированное число безударных слогов между ударными.
1. пеоны – четырехсложная стопа, имеющая фиксированный трехсложный интервал между ударными слогами. В зависимости от анакрузы (первого слога, на которое падает ударение) различаются:
пеон первый — ударение на первом слоге: ´ U U U
С неба полудённого жара не подступи, Конная Будённого раскинулась в степи.
пеон второй — ударение на втором слоге: U ´ U U
Фонарики-сударики, горят себе, горят…
пеон третий — ударение на третьем слоге: U U ´ U
Солнце красное взошло на небеса, И на зелени обсохнула роса… пеон четвёртый — ударение на четвёртом слоге: U U U ´
А в благородном пансионе У эмигрантки Фальбала…
Пеон как самостоятельная, определяющая размер стопа в русском стихе не встречается. Первый и третий пеоны встречаются в стихе хореического размера; пеон второй и четвёртый — в ямбическом стихе.
О пеоне см. также тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1131-1
2. пентоны - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Имеет фиксированный четырехсложный интервал между ударными слогами. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях.
Пример: Не шуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь!
Неклассические размеры нестопные - не имеют фиксированного числа безударных слогов между ударными.
1. дольник - трёхсложный размер с пропуском одного или двух безударных слогов внутри строки. Анакруза может быть как постоянной, так и переменной. Благодаря этому ударение звучит резче, обособленнее и стихотворная строка, как бы распадается не на трёхсложные стопы, как в силлабо-тоническом стихе определённого размера, а на ритмические доли с неодинаковым количеством слогов.
В зависимости от количества ударений в стихотворной строке дольник бывает трёхударным, четырёхударным, реже — пятиударным. Пример трехударного дольника:
Не знаю, что значит такое, Что скорбью я смущен; Давно не дает покоя Мне сказка старых времен.
О дольниках см. также тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1133-1
2. тактовик - размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).
Пример (выделены трёхсложные междуударные интервалы; наряду со строчками тактовика встречаются строчки, написанные дольником, правильным анапестом и амфибрахием):
Как покинула меня Парасковья, И как я с печали промотался, Вот далмат пришел ко мне лукавый: «Ступай, Дмитрий, в морской ты город, Там цехины, что у нас каменья.
3. акцентный стих (чистотонический) – количество безударных слогов между ударными является факультативным и в теории колеблется неограниченно (на практике в русском языке составляет от 0 до 8 слогов).
Разностопные размеры
1. урегулированный разностопный размер – имеет строки разного объема, но одинаковой меры.
2. вольный стих - рифмованный стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. Характеризуется неодинаковым, сменяющимся без определенного чередования количеством стоп в разных строках. Как правило, под вольным стихом понимается вольный ямб:
Кто лгать привык, тот лжет в безделице и в деле, И лжет, душа покуда в теле. Ложь — рай его, блаженство, свет: Без лжи лгуну и жизни нет. Я сам лжеца такого знал, Который никогда не выговорит слова, Чтобы при том он не солгал.
Если различие состоит только в анакрузе, то используется родовое понятие вместо видового, и говорят, например, о двухсложнике с переменной анакрузой (ямб – хорей – ямб – хорей).
Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с акцентным стихом (в частности, у Владимира Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности, но скорее тонической, чем силлабо-тонической.
3. свободный стих (верлибр) - это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики: Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.
О других системах стихосложения см. тему: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1146-1#12867 Источник: конспекты лекций по литературоведению + http://www.lit100.ru/index.htm
Eвгeния Poмaнoвa
Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"
Сообщение отредактировал ойген - Среда, 15 Июн 2011, 17:36 |
|
| |
irtya | Дата: Суббота, 18 Июн 2011, 22:46 | Сообщение # 2 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Награды: 248
Репутация: 465
Статус:
| ох, надо бы перечитать на свежую голову... Многие из подобных стихотворений я бы сочла недоработанными. Только не верлибр. К этой технике питаю исключительное уважение, но сама даже пробовать боюсь...
Ирина Кузнецова
авторская библиотека
|
|
| |
ойген | Дата: Суббота, 18 Июн 2011, 23:20 | Сообщение # 3 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
| irtya, да, я верлибр тоже люблю. Но он, мне кажется, требует даже не просто мастерства, а МАСТЕРСТВА. Поэтому тоже боюсь браться, в основном.
Eвгeния Poмaнoвa
Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"
|
|
| |
Oxana-Strenadko | Дата: Среда, 19 Фев 2014, 22:12 | Сообщение # 4 |
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4
Награды: 3
Репутация: 0
Статус:
| Поначалу поэзию ощущала как сёрфинг:поймаешь"волну" и стараешься не потерять"равновесие".Но иногда сотворение похоже на работу ювелира...
Оксана Эд.Стренадько
|
|
| |