[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Академия Литературного Успеха » Обучение в Академии для писателей » Твердые стихотворные формы. Европейские формы (То, с чем может быть интересно поэкспериментировать)
Твердые стихотворные формы. Европейские формы
ойген Дата: Пятница, 01 Июл 2011, 01:20 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ — исторически сложившиеся типы стихотворных форм, в которых более или менее строго определено количество стихов, способ рифмовки и строфическое построение, иногда — правила повтора стихов, периодов или их частей на определенном месте.

1. СОНЕТ - стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы).

а) французский сонет – чаще всего имеет схему рифмы abba abba ccd eed (или ccd ede)

Когда на склоне лет и в час вечерний, чарам
стихов моих дивясь и грезя у огня,
вы скажете, лицо над пряжею склоня:
весна моя была прославлена Ронсаром, -

при имени моем, служанка в доме старом,
уже дремотою работу заменя,-
очнется, услыхав, что знали вы меня,
вы,- озаренная моим бессмертным даром.

Я буду под землей, и, призрак без костей,
покой я обрету средь миртовых теней.
Вы будете, в тиши, склоненная, седая,

жалеть мою любовь и гордый холод свой.
Не ждите - от миртовых дней, цените день живой,
спешите розы взять у жизненного мая.
(Пьер де Ронсар в переводе В. Набокова)


б) итальянский сонет – чаще всего имеет схему рифмы abab abab cdc dcd (или cde edc)

Раскроется серебряная книга,
Пылающая магия полудней,
И станет храмом брошенная рига,
Где, нищий, я дремал во мраке будний.

Священных схим озлобленный расстрига
Я принял мир и горестный и трудный,
Но тяжкая на мне теперь верига,
Я вижу свет… То день подходит Судный.

Не смирно, не бдолах, не кость слоновью
Я приношу зовущему пророку –
Багряный сок из виноградин сердца,

И он во мне поймет единоверца,
Залитого, как он, во славу Року
Блаженно – расточаемую кровью.

(Н. Гумилев)

Структурные признаки классического сонета:

- количество строк — четырнадцать;
- количество строф — четыре (два катрена, два терцета);
- повторяемость рифм;
- система рифмовки: перекрёстная или опоясывающая в катренах и разнообразная в терцетах;
- размер, принятый в русской поэзии — пятистопный или шестистопный ямб

в) английский сонет – чаще всего имеет схему рифмы abab cdcd efef gg

Потомства от прекраснейших мы ждем,
Чтоб не увяла роза красоты,
В другом цветке, наследнике своем,
Опять явив знакомые черты.

Но с ясным взором обручен своим,
В свое лишь пламя жару поддавая,
Себе врагом ты делаешься злым,
Меж изобилья голод создавая.

Ты миру украшеньем свежим стал, -
Единственный, герольд весенних дней,
Но внутрь бутона суть свою убрал,
Себя транжиря в скупости своей.

Мир пожалей - не то порой унылой
Ты будешь проедать свой долг с могилой.
(В. Шекспир в переводе В. Николаева)


Помимо этих трех форм, которые (включая английский сонет) считаются классическими, существует масса вариантов и отклонений, в том числе:

г) онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах;
д) «опрокинутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;
е) «хвостатый сонет», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка;
ж) «половинный сонет», или септет - состоящий из 1 катрена и 1 терцета;

Был грозен волн полночный рев...
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.

Семь звездочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле...
(В. Набоков)


з) «безголовый сонет», в нем отсутствует первый катрен;
и) «сплошной сонет», написанный на двух рифмах;
к) «хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах

Отдельно следует рассматривать такую интересную форму, как венок сонетов - состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов. Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Очень красивым по замыслу и исполнению является венок сонетов Максимилиана Волошина. Ознакомиться с ним можно, например, здесь: http://ru.wikisource.org/wiki/Corona_astralis

2. ТРИОЛЕТ - стихотворение из восьми стихов на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются рифменные схемы ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб.

Прошу, оставьте вы меня;
Моя любовь к вам охладела.
В душе нет прежнего огня,
Прошу, оставьте вы меня.
Не зная вас, был весел я;
Узнал вас - радость улетела.
Прошу, оставьте вы меня;
Моя любовь к вам охладела.
(А. Кольцов)


Подробнее о триолете можно посмотреть в теме: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1170-1

3. РОНДО – стихотворение из 15 строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. Состоит из 13 полных стихов, написанных на две рифмы. Композиционно текст распределяется на два пятистишия и одно трехстишие между ними. После трехстишия и после второго пятистишия следует рефрен, который представляет собой повтор начальных слов первого стиха в первом пятистишии.

Узор небес... Ласкают взор
Их полуночные светила.
Вода проток, прудов, озёр
Их в чёрном лоне повторила.
И славит гимном жабий хор

Красу, которую явило
Болото; тьме наперекор,
Оно, мерцая, отразило
Узор...

И ропщут жабы, что есть силы
На солнце: выйдя из-за гор,
Оно глаза им ослепило...
Но там не слышен их укор,
Где из созвездий ночь творила
Узор.
(Максим Богданович)


4. БАЛЛАДА (не путать с лироэпическим произведением) – состоит из трех строф, написанных на одни и те же рифмы, и полустрофы в конце. Объем одной строфы баллады зависит от избираемого размера. Если берется восьмисложный стих, то строфа будет состоять из восьми строк (схема рифмы, например – abab bcbc). Если берется десятисложный стих (пятистопный ямб), то строфа будет состоять из десяти строк (схема рифмы, например – ababb ccdcd).

От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне - страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ.
Я всеми принят, изгнан ото всюду.

Я скуп и расточителен во всем.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз - я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер - и дрожь меня берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
Кому презренье, а кому почет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр, а сплю я только днем.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
Я знаю, что полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где причуда?
А сколько истин? Потерял им счет.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее - час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
(Ф. Вийон в переводе Ильи Эринбурга)


5. СЕКСТИНА - стихотворение на две рифмы (твёрдая форма), состоящее из шести строф, каждая из которых включает по шесть стихов. Каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы. Секстина пишется на рифмы, употреблённые в первом шестистишии, в последующих 5-ти окончания строк повторяются в последовательности 6-1-5-2-4-3 по отношению к предыдущей строфе (из шестой строки предыдущего в первую строку последующего, из первой — во вторую и т. д.). Завершает секстину трёхстишие, в котором повторяются все её шесть ключевых слов рифмы.

Опять, опять звучит в душе моей унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встает, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.

Давно с моей душой сроднилась эта лень,
Как ветер с осенью угрюмой и унылой,
Как взгляд влюбленного с приветным взглядом милой,
Как с бором вековым таинственная тень;
Она гнетет меня и каждый божий день
Овладевает мной все с новой, с новой силой.

Порою сердце вдруг забьется прежней силой;
Порой спадут с души могильный сон и лень;
Сквозь ночи вечныя проглянет светлый день:
Я оживу на миг и песнею унылой
Стараюсь разогнать докучливую тень,
Но краток этот миг, нечаянный и милый…

Куда ж сокрылись вы, дни молодости милой,
Когда кипела жизнь неукротимой силой,
Когда печаль и грусть скользили, словно тень,
По сердцу юному, и тягостная лень
Еще не гнездилась в душе моей унылой,
И новым красным днем сменялся красный день?

Увы!.. Пришел и он, тот незабвенный день,
День расставания с былою жизнью милой…
По морю жизни я, усталый и унылый,
Плыву… меня волна неведомою силой
Несет — Бог весть куда, а только плыть мне лень,
И все вокруг меня — густая мгла и тень.

Зачем же, разогнав привычную мне тень,
Сквозь ночи вечныя проглянул светлый день?
Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень,
Опять передо мной явился призрак милый,
И голосок его с неотразимой силой
Опять, опять звучит в душе моей унылой?
(Лев Мей)


6. ВИРЕЛЭ — шестистрочная строфа старофранцузской поэзии. Строфа разбивается на трехстишия, в каждом из которых первые два стиха взаимно рифмуются, третий же, укороченный стих первой полустрофы рифмуется с укороченным стихом второй полустрофы. На вирелэ похожи следующие русские стихи:

А в ненастные дни
Собирались они
Часто;

Гнули — бог их прости! —
От пятидесяти
На сто...
(А. Пушкин)


7. РОНДЕЛЬ - состоящее из 13 стихов, в трёх строфах. В наиболее строгом виде представляет собой два катрена и заключительное пятистишие, написанные таким образом, что первые два стиха повторяются в седьмом и восьмом, а самый первый, сверх того, ещё и в качестве заключительного (тринадцатого). Рифменная схема, таким образом: АВbа аbАВ аbbаА (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).

Она поёт: «Аллаверды, Аллаверды —
Господь с тобою», —
И вздрогнул он, привычный к бою,
Пришлец из буйной Кабарды.

Рука и взгляд его тверды, —
Не трепетали пред пальбою.
Она поёт: «Аллаверды, Аллаверды —
Господь с тобою».

Озарены цыган ряды
Луной и жжёнкой голубою.
И, упоённая собою,
Под треск гитар, под вопль орды
Она поёт: «Аллаверды».
(Софья Парнок)


О том, что такое строфы и какие они бывают, можно почитать здесь: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1183-1 (а бывают они от одностишия до шестнадцатистишия с разнообразными вариантами).

О том, какие бывают стихотворные размеры, можно почитать здесь: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1147-1

Источник материалов: компилирование текстов со всего интернета (преимущественно Википедия и БСЭ + конспекты лекций по литературоведению и несколько авторских сайтов, например, сайт Тима Скоренко www.timskorenko.ru)


Eвгeния Poмaнoвa

Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"


Сообщение отредактировал ойген - Пятница, 01 Июл 2011, 17:48
 
Литературный форум » Академия Литературного Успеха » Обучение в Академии для писателей » Твердые стихотворные формы. Европейские формы (То, с чем может быть интересно поэкспериментировать)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: