Обучающие конкурсы "Пишем прозу" - Литературный форум
ГлавнаяОбучающие конкурсы "Пишем прозу" - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Школа литератора » В помощь авторам » Обучающие конкурсы "Пишем прозу" (Рассказы, миниатюры, эссе...)
Обучающие конкурсы "Пишем прозу"
МарЗДата: Понедельник, 06.06.2016, 17:28 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
Написать талантливый рассказ не так-то просто. И здесь есть свои законы, свои профессиональные тайны... Выбор темы, стилистика произведения, жанр... Как описать главного героя, чтобы читатель полюбил его, стал переживать за его судьбу? Как правильно построить диалоги - камень преткновения многих начинающих авторов?
Как сделать так, чтобы ваш рассказ запомнился, чтобы над ним и плакали и смеялись, чтобы в нем осталась частичка вашей души? Давайте подумаем вместе! Наверно, для этого нужно наполнить повествование ЖИВЫМИ персонажами - такими, как в жизни! А какие бывают персонажи? Что вы знаете об АРХЕТИПАХ? Их бесконечное множество? Или есть все-таки основные? будем знакомы - архетип литературного героя.


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
МарЗДата: Понедельник, 06.06.2016, 17:52 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
http://www.studfiles.ru/preview/1097749/
Это ссылка на знаменитую книгу, наделавшую много шума)) Продажи товаров, оформление торговых точек и - АРХЕТИП потребителя? Как это совместить? Оказывается, залог успешной продажи - знать, КОМУ предназначен ваш товар...
Нужно знать, каков тот человек, который проходит мимо витрины, какие подсознательные мечты он еще не осуществил. Что заставит его зайти внутрь? Кто он - наивный и чистый сердцем мечтатель или бунтарь, отрицающий штампы? Он - воин, ищущий практичный и незаметный камуфляж или романтический любовник, старающийся выделиться из общей серой массы ярким нарядом? А может, он желает продемонстрировать свою жизненную позицию, надев рваные штаны, мятую рубаху, растянутый свитер и так далее? От какого товара затрепещет его сердце? Торговля - расставленная ловушка для потребителя, но и литература, как ни странно тоже "ловит" своего читателя! Вы скажете - это низкая литература! Классика предназначена всем! Конечно, кто спорит, но... Кому-то нравятся мистические персонажи Гоголя, а кто-то любит рефлексирующих героев Достоевского... Вспомните "Войну и мир" - мальчики отождествляли себя с князем Андреем, девочки - с Наташей. Но - опять же не все, кому-то милее была княгиня Марья) Все зависит от того, к какому из архетипов относится читатель, может в сочинении все писали "правильные" слова, а в душе сочувствовали совсем другим? И может, даже, отрицательным героям? Находили для них оправдания, жалели их...
Читатель - тоже "потребитель". Потому, что он - человек, имеющий собственные предпочтения и установки. Настоящий писатель умеет "влезть в душу", "вывернуть ее наизнанку", написать "прямо про меня" "моё-премоё", то есть сделать что? Точно адресовать свое произведение АДРЕСАТУ)))
Интересно? Будем продолжать?)))


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
МарЗДата: Понедельник, 06.06.2016, 21:43 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
Итак,с какими же архетипами мы сталкиваемся в литературе? Материал взят с сайта Елены Полярной, с разрешения автора.

Я познакомлю Вас с общепринятыми архетипами литературных героев, представленными в книге "Герои и героини», авторами Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс.
Мужские архетипы:

1) Архетип - Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из "Крестного отца" М. Пьюзо.

2)Арохетип - Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из "Унесенных ветром" М. Митчелл.

3) Архетип - Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в "Винни-Пухе" А. А. Милна.
4) Архетип - Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в "12 стульях" И. Ильфа и Е. Петрова.

5) Архетип - Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из "Это я, Эдичка" Э. Лимонова.

6) Архетип - Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

7)Архетип - Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из "Казино Рояля" Яна Флеминга.

8) Архетип - Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из "Графа Монте-Кристо" А. Дюма.

Женские архетипы

1)Архетип - Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из "Петра I" А. Толстого.

2)Архетип - Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

3) Архетип - Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из "Войны и мира" Л. Толстого.

4)Архетип - Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из "Алисы в Стране чудес" Л. Кэрролла.
5) Архетип - Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

6) Архетип - Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.

7)Архетип - Крестоносец— борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа "Завтра была война" Б. Васильева.
8)Архетип - Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа Мать М. Горького.
И так посмотрите, какое у Вас разнообразие выбора архетипов, есть где разгуляться фантазии. Тем более, как я уже отмечала в начале статьи, архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из "Ночи перед Рождеством" Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.

Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.

Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.
ссылка на сайт - http://litgostinaya.ru/rubrika....-geroya


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
МарЗДата: Понедельник, 06.06.2016, 21:49 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
Итак, вот и первое задание конкурса: В рассказе должны быть четко прописаны минимум 3 архетипа. И помните - шаблонный персонаж нам не подходит, это должен быть живой, реальный человек! Это основное условие, а вот и дополнительные: будет оцениваться построение сюжета и качество диалогов... Основные советы по этим условиям будут даны немного позже)) biggrin

Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
МарЗДата: Вторник, 07.06.2016, 21:01 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?

1. Он должен быть абсолютно необходим, т.е. без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.

Пример: разговор Скарлетт и Эшли в библиотеке (М. Митчелл «Унесенные ветром»)

2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. То же самое касается излюбленных жестов и поз. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.

— «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? — смутно молвил гробовой мастер. — Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб — он одного лесу сколько требует...

— Чего? — спросил Ипполит Матвеевич.

— Да вот "Нимфа"... Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский...

— И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»

При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.

3. Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п. Но излишне увлекаться описаниями тоже не стоит. Используйте «ключи»: есть ряд образов, упоминание которых тут же настраивает читателя на определенный лад. Например, раскат грома — это тревога и знак перемен; пение птиц — безмятежность; свечи — уют, интимная обстановка (в некоторых случаях — одиночество) и т.п.

Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:

— Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.

Руки в соку, — подставляет блестящий локоть. Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:

— Кума...
— Что, кум?

— Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай!

— Как это сердце ушло из рук?

— Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.

— И. Бунин «Кума»

4. Для более четкой визуализации действия показывайте читателю, что герой не только говорит, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.

— Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.

Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.

— Неужели мошенники? — тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди москвичей есть мошенники?

В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.

— М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Если герой испытывает сильные эмоции, не рассказывайте, а показывайте это.

— Тебе никогда не стать космонавтом! — воскликнул злобно Иван.

То же самое можно написать следующим образом:

Лицо Ивана побагровело, кулаки сжались.

— Тебе никогда не стать космонавтом!

Чувствуется разница?

5. Тщательно следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»

6. Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.

Источник: http://tvor4estvo.clan.su/forum/51-212-1
12345


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
МарЗДата: Воскресенье, 12.06.2016, 12:11 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
Итак, что такое СЮЖЕТ

СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.

Обратите внимание на эти определения – последовательность и мотивировка. У Вас есть фабула – проще говоря – содержание. А вот в какой последовательности Вы это содержание преподнесете читателю, с какими мотивировками – это и будет Ваш сюжет.

Очень часто понятия сюжета и фабулы путают. Для того, чтобы понять разницу вспомните, что не все рассказы начинаются традиционно: с описания героя, его проблем… Иногда автор начинает историю со смерти героя, а потом описывает причины, приведшие героя к гибели…

Главное в развертывании сюжета – это последовательность. Вы постоянно должны помнить, что Ваш сюжет движется к определенной цели – доказательству идеи. И если, в предыдущих главах мы обозначили Идею – как путеводную звезду, то сюжет – это основная дорога, которая к ней приведет.
Источник - http://litgostinaya.ru/kak-napisat-knigu-kak-sozdat-syuzhet/


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
нинаюраДата: Воскресенье, 12.06.2016, 17:50 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2765
Награды: 37
Репутация: 107
Статус:
Марина, у меня есть готовый рассказ - http://www.proza.ru/2015/11/22/803
в нем
главная героиня = Архетип - Утешительница,
сын ЛГ = Архетип - Лучший друг
невестка = жена сына - Архетип - Библиотекарша

Или нужно писать новые произведения? Здесь выкладывать или будет отдельная тема, как в поэзии?
Какие сроки и какая норма знаков с пробелами? Тему рассказа может выбирать сам автор?



Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
МарЗДата: Понедельник, 13.06.2016, 13:38 | Сообщение # 8
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
нинаюра, Я подумала и решила - будем брать старые рассказы, если они не более 6000 знаков. Да, нужны не менее 3-х хорошо прописанных архетипа, качественные диалоги и динамичный по возможности сюжет! Это и будем ставить как задачу. Я буду выкладывать положение, начнем с 15 июня. Сроки - месяц. Может, еще что напишете? Ищу пока рецензента и жюри))

Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
mazhorina-tatjanaДата: Вторник, 14.06.2016, 10:54 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 10475
Награды: 178
Репутация: 360
Статус:
Цитата МарЗ ()
Торговля - расставленная ловушка для потребителя, но и литература, как ни странно тоже "ловит" своего читателя!

Вот ведь - в самую что ни на есть точку!
Цитата МарЗ ()
Настоящий писатель умеет "влезть в душу", "вывернуть ее наизнанку", написать "прямо про меня" "моё-премоё", то есть сделать что? Точно адресовать свое произведение АДРЕСАТУ)))
Интересно? Будем продолжать?)))

Марина, даже интересно стало. Хоть прозу и не пишу, кроме обзоров книг и рецензий, как недавно выяснилось, но для себя скопировала статью об архетипах. Спасибо, что не даёте "скучать", добавляете творческого драйва!


Моя авторская библиотека
 
Olga_NobariДата: Вторник, 14.06.2016, 11:34 | Сообщение # 10
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 745
Награды: 15
Репутация: 15
Статус:
Марина,познавательно и интересно.У меня есть рассказ ,дополню его ,слегка изменю.Спасибо за подробную информацию.
С уважением
 
МарЗДата: Вторник, 14.06.2016, 17:00 | Сообщение # 11
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
mazhorina-tatjana, Про себя можно много чего узнать - стоит только начать... Вдруг и рассказ "покатит"???
Olga_Nobari, happy Вот, это то, что нужно! Когда доделается то, что давно где-то пылится?а тут такой замечательный повод))


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
mazhorina-tatjanaДата: Среда, 22.06.2016, 21:25 | Сообщение # 12
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 10475
Награды: 178
Репутация: 360
Статус:
Цитата МарЗ ()
mazhorina-tatjana, Про себя можно много чего узнать - стоит только начать... Вдруг и рассказ "покатит"???

Нет, пока это точно не про меня. Скопировала, так сказать, для общего развития. biggrin
Пока мне нужно сделать пару обзоров книг, а потому не буду отвлекаться, я-то себя знаю... В другой раз рискну.
Марина, а электронные дипломы по конкурсу "поэзия в классических размерах" будут высылать участникам?


Моя авторская библиотека
 
МарЗДата: Пятница, 24.06.2016, 18:00 | Сообщение # 13
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
Марина, а электронные дипломы по конкурсу "поэзия в классических размерах" будут высылать участникам?

Думаю, да! еще раз напишу и уточню)


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
МарЗДата: Вторник, 28.06.2016, 23:52 | Сообщение # 14
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9135
Награды: 177
Репутация: 397
Статус:
Заявка на дипломы послана, пишу отчет)))

Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
Литературный форум » Школа литератора » В помощь авторам » Обучающие конкурсы "Пишем прозу" (Рассказы, миниатюры, эссе...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: