redaktor | Дата: Суббота, 03 Окт 2020, 07:46 | Сообщение # 1 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Статус:
| Писатели — люди эмоциональные. Это аксиома. Рационалисты пишут не книги, а научные статьи. Хорошо развитая эмоциональная сфера, с одной стороны, позволяет им острее чувствовать изменения в мире, легче подмечать движения души и ярче выражать свои мысли, основанные на этих наблюдениях. С другой стороны, она же становится причиной целого ряда неприятных ощущений, мешающих достичь больших высот и здраво оценить свои возможности. К счастью, всегда есть способ узнать правду и, опираясь на это знание, думать над дальнейшими действиями.
Какие мысли мешают стать успешным писателем?
Довольно часто авторов-новичков гложут неизбежные сомнения. Произведение уже написано, много раз проверено и исправлено. Казалось бы, нужно лишь найти способ, чтобы представить его читателям. Но нет, человек начинает спрашивать себя, достоин ли он. Может ли называться писателем? Встать на одну ступень с мэтрами в области литературы, среди которых есть и классики? Эти мысли кружатся в голове практически неотвязно, постепенно изменяя восприятие самого себя, своего творчества и мира в целом. Кстати, есть и обратная проблема. Когда писатели, напротив, преисполнены уверенности в собственных талантах. Они не хотят слышать чужого мнения и провозглашают себя гениями. В такой ситуации любой, кто попробует оспорить данную точку зрения, превращается в завистника, врага или просто неадекватную личность.
Проблема в том, что оба подхода одинаково губительны. При этом разобраться без посторонней помощи, где прячется истина, абсолютно невозможно. Как объективно оценить собственные эмоции, выплеснувшиеся на бумагу? Проанализировать чувства с точки зрения логики? Разложить по полочкам выстраданные идеи, уже оформившиеся в сюжеты?
Как разобраться, чего вы стоите?
Единственный способ расставить точки на «и», определить, кто гений, а кому ещё предстоит многому научиться, — обратиться к профессионалам. Делать это разумно до того, как явить своё творчество широкой общественности, неизбежно создав в головах людей мнение о себе (возможно, не самое лестное).
В число специалистов, способных оказать грамотное содействие, входят:
— редакторы издательств; — филологи, работающие с художественной литературой или преподающие в вузах; — профессиональные критики; — журналисты; — признанные писатели.
Этот список могут дополнить любые профессионалы, которые понимают толк в книгах и имеют представление о том, как они пишутся. То есть это те, кто получил профильное образование и на протяжении долгих лет сотрудничал с авторами, помогая им искать и устранять ошибки в рукописях, чтобы приблизить тексты к идеалу, насколько это возможно. А также все, кто уже прошёл через несколько публикаций, обрёл известность и понимание, как устроены литературная вселенная, издательский бизнес и книжный рынок. Насколько бы циничными ни казались некоторые слова, приведённые выше, без чёткого понимания, что уже есть, чего хотят люди и как это всё сочетается между собой, об успехе можно забыть. Олимп будут покорять те, кто вовремя разобрался с азами. Остальные, независимо от мастерства, таланта, мнения о себе, останутся за бортом и станут жалеть об упущенных возможностях.
Выходит, каждый автор в начале своего творческого пути нуждается в критической рецензии с детальным анализом всех плюсов и минусов. Только так он получает шанс избежать ошибок, правильно расставить приоритеты и выстроить цели согласно своим реальным возможностям, а не опираясь на «боюсь» или «хочу». Осталось только выяснить, что будет из себя представлять статья-рецензия на вашу книгу. Зачем она нужна и где её заказать, чтобы точно не попасть впросак и не услышать предвзятое мнение вместо объективного и сугубо профессионального.
Какова цель написания рецензии?
Как уже было сказано, рецензия нужна писателю, когда он только готовит рукопись к публикации, чтобы понять, чего она стоит и кто будет её читать. Однако это вовсе не единственное её предназначение. Среди других задач, стоящих перед автором и критиком, следующие:
1. Определить возможность публикации в том или ином издательстве. Такая рецензия предназначена не только писателю, но и ответственным сотрудникам, которые заняты поиском подходящей литературы. Нужно понимать, что издательство, работающее с фэнтези и детективами, вряд ли заинтересуется философской лирикой. То есть подобный отказ не будет значить, что сборник стихотворений плох. Он может просто не подходить концептуально.
2. Указать на целевую аудиторию. В данном случае критик, рассматривая произведение, ставит перед собой цель понять, кому оно будет интересно и почему. Это важно для писателя, издательства, пиар-агентства, занимающегося продвижением, магазинов и библиотек, непосредственно работающих с читателями.
3. Порекомендовать книгу к прочтению или предостеречь от него. Подобные статьи адресованы напрямую библиофилам. Профессионал делится своими впечатлениями, говорит, что хорошо, а что не очень. Он воздерживается от любых спойлеров, интригует, либо, напротив, разбивает иллюзии. При этом заказываются, естественно, благоприятные отзывы, а вот отрицательные появляются сами. Их пишут, например, журналисты или филологи, прочитавшие новинку в свободное время. Делается это бесплатно и добровольно. Впрочем, хорошие и довольно развёрнутые они тоже оставляют. Ведь всё зависит не от личной противности специалиста, а от того, что попало ему в руки.
4. Представить книгу на конкурс, премию, ярмарку или фестиваль. Подобные рекомендации входят в стандартный перечень документов, которые требуют организаторы. Отталкиваясь от представления, они могут заранее понять, имеет ли смысл включать в длинный список конкретное произведение.
5. Рецензия может быть написана людьми, отвечающими за проведение литературных состязаний, в качестве объяснения решения по включению или исключению книги из коротких или длинных списков, а также обоснования победы того или иного писателя.
Одним словом, всё зависит от цели, ставящейся перед критиком, инициатором которой может выступать и сам автор.
Что должно быть в рецензии?
Понять, насколько качественно и грамотно написана рецензия, очень просто, если знать, как именно она строится и из чего состоит. Так как большинство писателей ищут критиков в сети, велик риск совершить ошибку и обратиться к дилетанту, выдающему себя за профессионала. Ознакомившись со статьями, уже вышедшими из-под его пера, можно определить, является ли он тем, кем хочет казаться.
План любой рецензии должен включать в себя несколько пунктов:
— вступление; — краткое описание сюжета; — личные (субъективные) впечатления рецензента; — оценка содержимого книги, начиная с названия; — определение плюсов и минусов произведения; — рекомендации писателю по улучшению книги; — заключение.
Запомнив структуру рецензии, следует выяснить, что подразумевает каждый из пунктов, чтобы не обмануться во время чтения.
1. Под вступлением понимают относительно небольшую часть текста, состоящую из одного, максимум двух абзацев. В ней должны быть упомянуты имя и фамилия автора (или псевдоним), название книги, её жанр (или несколько, если речь идёт о сочетании литературных направлений), а также определены принципы, по которым будет производиться оценка. То есть что именно рецензент хочет найти в книге (например, разговор о вечных ценностях, раскрытие характеров героев и так далее). Последнее иногда отсутствует или представлено в размытых, красивых и обтекаемых фразах, чтобы статья лучше читалась.
2. Краткое описание сюжета — это не аннотация. Здесь не нагнетается интрига, не ставятся в конце вопросы, способные подзадорить читателя. Возможны спойлеры, то есть описание от начала и до конца. Однако лишь в том случае, если статья не предназначена для широкой аудитории, а пишется для автора или внутреннего пользования сотрудниками издательства, принимающими решение о публикации.
3. Личные впечатления критика — это эмоциональный фон. По сути, тут всё сводится к понравилось — не понравилось. Но так как рецензент умеет писать подчас не хуже литератора или даже лучше, он вряд ли ограничится двумя словами и слишком конкретными выражениями. Между тем по самому тону будет вполне понятно его отношение, а также очевидны сомнения, если таковые имеются.
4. Анализ или оценка содержимого книги — самая сложная часть как для того, кто рецензию пишет, так и для того, кто предоставил для неё материал. Критику нужно отбросить всё личное. Стать настоящим профи. И, начав с названия и соответствия жанровой принадлежности, разобрать по пунктам плюсы и минусы. Ему придётся говорить о структуре текста, стилистике, словарном запасе автора, выискивать метафоры и эпитеты, чтобы оценить образность. Помимо этого, важно поговорить о декорациях, героях, их характерах и внутренних конфликтах, динамике, интриге, логике, убедительности. Это только на первый взгляд кажется, что по каждому вопросу достаточно написать одно-два слова. На практике и абзаца не всегда достаточно, а ведь ещё нужны примеры из текста для подкрепления каждого тезиса! Именно эта часть делает профессиональную рецензию такой длинной.
5. Определение положительного и отрицательного в произведении во многом перекликается с предыдущим пунктом плана. Часто они не разделяются. Критик, говоря о динамике или героях, сразу упоминает, хорошо или плохо они созданы. Однако в ряде статей присутствует отдельный абзац, где прописывается: язык хороший, стилистика прекрасная, а вот внутренние конфликты нераскрыты, много провисающих моментов, снижающих уровень напряжения. Естественно, может быть отмечено что-то другое, согласно проведённому предварительно разбору.
6. Исходя из вышесказанного, автору даются рекомендации. Например, вырезать те или иные фрагменты текста, подробнее описать душевное состояние персонажа, добавить детали или, напротив, убрать, так как они утяжеляют повествование. Заранее не угадаешь, когда ведёшь беседу об абстрактной книге.
7. Заключение — это некий вывод. Хороша ли история получилась, соответствует ли своему жанру, нуждается ли в доработке, кто целевая аудитория и насколько она велика, возможно ли издание, требуются ли дополнительные работы (например, редакторская и корректорская правка).
Иногда, прочитав такое подробное сочинение на тему своей книги, писатель впадает в отчаяние. Он-то думал, всё у него идеально, а оказалось, минусов едва ли не больше, чем плюсов. Человек, неуверенный в себе, и вовсе может испытать желание всё бросить и поставить крест на мечте, занеся себя в число неудачников. Между тем этого делать нельзя. Имеет смысл внимательно ознакомиться с рекомендациями и постараться, опираясь на них, довести свою рукопись до ума. Вполне вероятно, что повторная рецензия будет намного лучше.
Если есть принципиальные несогласия с рецензентом, спорить не надо. В конечном счёте именно писатель принимает решение, какие советы брать на вооружение, а какие оставить без внимания. Никто не имеет права осудить его за это. Но прежде, чем отказываться от чего-то, имеет смысл хорошенько подумать. Кроме того, важно ознакомиться с заключением. Именно оно позволит расставить цели и понять, что для того или иного человека будет считаться литературным успехом — тираж в тысячу экземпляров или пара книг для близких людей.
Как использовать рецензию для достижения успеха?
Разобравшись с тем, кто, зачем и как пишет рецензии, пришла пора понять, можно ли такие статьи использовать в своих целях. Здесь всё зависит от того, какое мнение было высказано. Положительные рецензии способны принести немало пользы, повысить рейтинг произведения и улучшить репутацию писателя. Их можно размещать на следующих площадках:
— на сайте издательства, где произведение было увидело свет; — на страницах писателя в социальных сетях и в авторских группах; — на сторонних литературных сайтах, таких как «Букмикс», «Взгляд критика» и многих других. — в интернет-магазинах, где представлена новинка; — в блогах, например на «Яндекс.Дзен» и так далее.
Чем больше размещений, тем выше процент читателей, которые узнали о существовании книги и захотели её прочесть.
Важно понимать, что отрицательные рецензии и отзывы тоже могут послужить во благо. Если среди десятка хороших слов проскочит одно плохое, можно вызвать дискуссию среди аудитории. Чем больше слов сказано, чем жарче спор ведётся, тем чаще люди, заинтригованные бурной реакцией других, станут искать произведение в надежде составить о нём собственное представление и, может быть, тоже что-то написать.
Где заказать рецензию, чтобы не ошибиться?
Конечно, каждый писатель надеется, что критики сами найдут его книгу и захотят поговорить о ней. С этой целью многие ступают на гибельный путь неудач, выкладывая своё детище в Интернет. К сожалению, никого, кроме парочки добродушных читателей и десятка хейтеров, такие попытки не привлекают. Дело в том, что у профессионалов и без того хватает работы, да и литературы на просторах сети очень много. Кто сказал, что именно ваша история привлечёт внимание, а не та, что выложена в соседнем файле?
Получается, что надеяться на удачу и полагаться на случай, как герои Дюма, смысла нет. Разумнее задаться прицельными поисками и выбрать того, кто вызывает достаточно доверия. Рецензенты — птицы вовсе не редкие. Они есть в штате многих издательств, как самых крупных, так и средних по величине. Каждый из них может делать анализ с целью указать плюсы и минусы, писать положительные и отрицательные отзывы, обладает достаточным весом, чтобы рекомендовать новинку для публикации, а также может делать представления на конкурсы и статьи под конкретные сайты. Всё зависит от перечня услуг, предоставляемых организацией, где он работает.
Критики водятся на специальных порталах на просторах Всемирной паутины. Они также предлагают свои услуги и назначают цену. Но быть уверенным в их профессионализме, а также в том, что мнение именно этого человека является значимым для организаторов конкурсов, издательств или читателей, нельзя. Только если его имя действительно на слуху или он может доказать полезность своей работы с точки зрения дальнейшей судьбы книги. То есть обращаться к сторонним рецензентам можно лишь для того, чтобы узнать, насколько рукопись ценна. Но возлагать на их заключения большие надежды в будущем не приходится.
Критики, сотрудничающие с Академией литературного успеха, имеют богатый опыт работы с авторами издательства «Союз писателей». На протяжении нескольких лет они помогали людям, приславшим заявки в программу «Новые имена», сделать рукописи лучше, найти для них аудиторию, сделать так, чтобы о новинке узнало как можно больше людей. Помимо честного мнения, которое позволит человеку понять, насколько его творчество качественное и полезное для общества, они могут написать статьи, рассчитанные на читателя, и разместить их на ведущих порталах, где собираются библиофилы.
Несмотря на то, что узнать правду о своём труде страшно, следует преодолеть себя. Работа с критиками важна не только в самом начале творческого пути, но и на всём его протяжении, чтобы постоянно совершенствоваться, укреплять репутацию и привлекать внимание аудитории к своему творчеству.
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |