ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК - Литературный форум
ГлавнаяЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Школа литератора » В помощь авторам » ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
NikolayДата: Среда, 16.03.2011, 17:53 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8927
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:

Корова ехала в вагоне,
Собака пела на перроне.
Если в слове непонятно
«Е» писать, а может «и»,
Ты ещё раз это слово
Прочитай и повтори -
С удареньем «е» поставим,
Без ударной ставим «и».

Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.
***

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:

В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел):

Летом надо загорать,
Но не надо забывать:
Лишь умеренный загар
Нам полезен в млад и старь.

А теперь, дружок, запомни -
Только станешь загорать,
Знай, что «гор» без ударенья
«О» здесь надо приставлять.

А когда загар пристанет
Смело в слове «а» пиши.
«Гар» теперь под удареньем,
Загорайте, малыши!
***

В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька).

На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»

«Зар» всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
«Зор» бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «а».

Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.
***

В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон).

Кланялся слуга царю,
Отбивал поклон ему.
Кланяться ему не лень,
Может бить поклон весь день.

Наклонил головку низко,
Поклонился очень быстро –
Подхалим он у царя,
Только кланяется зря.
***

В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (тварь, творчество).

Спеши творить добро ты людям,
Тебя за это не забудут!
Пусть творчество прогонит лень,
Твори всегда, хоть целый день!

Исключением из правил является слово «утварь».

Мы утварь в доме соберем,
Почистим все, помоем в нем.
Творенье наше не пустяк,
Блестит наш дом не просто так.
***

В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться).

К наукам прикоснулись мы -
Прикосновеньем мы сильны.
Косится лень на нас с утра,
А мне касаться с ней нельзя.
***
В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить).

Предложили Мишке кашу:
«Кушай, Миша, кашу нашу».
Надо Мишке предлагать
Спать ложиться лишь в кровать.

Мишка, ты теперь запомни:
«Лаг» пиши пред буквой «а».
«Лож» напишешь в этом корне,
Если дальше нет той «а».
***

Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание).

И пловчиха, и пловец
Сбросили немного вес.
Плаванье - хороший спорт:
Поплывешь и есть рекорд!

Ты «пловчиху» и «пловца»
С буквой «о» пиши всегда.
А лишь станешь «плавать» ты,
Сразу «плав» везде пиши.
***

В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».

Ростовщик сорвал росток
И привез его в Ростов.

В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».

В поле выросла трава,
А на ней растет айва.
Выращен тот плод не зря –
Будет рада детвора.
***

В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.

Зайка от Слона спешил,
И в трамвай скорей вскочил.
Зайке Слон спешит с балкона
Позвонить по телефону:

- На минутку заскочи,
Ты забыл у нас ключи.
- Я не конь, чтобы скакать,
Хоть забыл ключи забрать.
***
Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).

Если надо хлеб макать –
Не забудьте «а» писать.
Если будем промокать,
Станем «о» везде писать:

Мишка хлебом мед макает,
Кролик тут же промокает
Нос запачканный мишутки,
А не то промочит ушки.
***

Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:

Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде -
Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе.
Л(о)жится Ваня заг(о)рать
Не на песок, а на кр(о)вать.
Он к другу заск(о)чил с утра.
Все буквы вставить нам пора!
***

(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 с.)

Добавлено (16.03.2011, 17:53)
---------------------------------------------
ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Игра «Заколдованное слово»

Взрослый (учитель, мама, папа, бабушка или дедушка) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:

На лугу паслись две свечки (овечки),
А у нас погасли овечки (свечки).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).
Мишка ест прекрасный лёд (мед),
На реке замерзший мед (лед).
Отлежал Мишутка сок (бок)
И налил фруктовый бок (сок).
***

Игра «Стихотворные анаграммы»

Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Попробуйте.

Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).

Летом всюду я летаю,
И жужжу, и всех кусаю.
Превратите-ка меня,
Сделав частью корабля. (Комар – корма).

Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
И превращусь в стеклянный склад,
В котором прячется салат. (Кабан – банка).

Роли я играл на сцене,
Выступал и на арене.
Кто-то взял и подшутил:
Слово это превратил
Толи в тряпку, толи в мойку,
Положив меня на полку.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер — терка).

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвою,
А буквы переставь –
Я окажусь рекою. (Слива - Висла).

В овраге ты меня сорвёшь,
Корзинку из меня совьёшь.
Но буквы переставь во мне –
Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола).

Сохатый по лесу бродил,
Но вдруг в приправу угодил.
Вначале он с рогами спал,
Затем соленый сразу стал. (Лось – соль).

Первое слово на сцене играет,
Его режиссеры частенько снимают,
Второе на кухне работает ловко,
Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка)

Я людям на Руси служил,
И всяк меня с собой носил,
Но если буквы переставишь,
Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто).
***

Игра «Стихотворные метаграммы»

Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например:
- заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год);
- превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
- как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
- стихотворные цепочки слов:

Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,

Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).
Четыре слова отгадай,
Лишь буквы к слову подбирай:
С буквой «Д» я время суток,
Грею солнцем стаю уток.
С буквой «П» я след пилы,
Подо мною и грибы.
С буквой «Т» я на свету,
Не люблю я темноту.
Ну а с «Л» я спать хочу,
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).

Три словечка отгадай,
Буквы только подбирай:
Мной гордятся казаки:
«Ишь, под носом – посмотри!».
Не успеешь «О» поставить,
Как спешит она ужалить.
Если вставишь мягкий знак,
В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось).

Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).

А теперь четыре слова
С первой буквой. Вы готовы?
С «О» – я вам рассказ кончаю,
С «У» – дождём вас поливаю,
С «А» - ваш груз перевожу,
С «К» – с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(Точка – тучка – тачка – качка).

Три словечка отгадай,
Вторую букву подбирай:
С буквой «К» я в ней учусь,
С «П» - на ножке я промчусь,
С «Т» - окошко закрываешь,
Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора).

С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).

С «Д» - лишь мамино творенье,
С «Т» - окончанье предложенья. (Дочка – точка)

Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).

Буква «а» внутри стоит –
Много тайн в себе хранит.
Люди в слове том живут,
Много их и там, и тут.
Лишь заменишь «а» на «у» -
За гитарой побегу. (Страна – струна).

Вторая буква «о» во мне
И я на ветке по весне.
А «е» поставлю вместо «о» -
Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).
***

Игра «Стихотворные логогрифы»

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).

Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).

Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).

Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).

В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал - пена)

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).

Можно предложить более легкие стихотворные загадки:

Из усатого сладкоежки
Можно сделать без труда
Слеповатого ночлежку,
Дом которого - нора. (Кот – крот).

Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).

В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).

Отгадай четыре слова,
Поменяй лишь буквы снова:
С «Б» - ударила в руке,
С «М» - сидит в воротнике,
С «Т» на крышу взобралось,
С «Кр» - пловцу лишь удалось.
(Боль – моль – толь – кроль).

Три словечка отгадай,
Буквы смело подставляй:
С «У» - идет он в каждой школе,
С «За» - залог в любом он споре,
С «По» - пристанет к малышам,
И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок).

Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).

«Этот кот - ну просто жмот,
На плоту разинул рот;
Повернул за поворот -
На лугу увидел скот»
Сколько раз вместилось в строчки
Слово «кот» и «от» до точки?
(«Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз).

От глагола «рвет» скорей,
Образуй слова быстрей.
Вставь в стихи и прочитай!
И подумай, и сыграй:
Карапуз цветочки …. (рвет),
И к тому ещё …. (ревёт).
Мама плаксу в дом …(зовет) -
У него болит живот!

Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).

Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).

Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!

Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.
***

Игра «Стихотворные шарады»

Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).

Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).

Первый слог - намек слегка -
Третья часть снеговика.
Слог второй немного больше -
Так зовётся леди в Польше.
А в конце, мои друзья,
Не забудьте про меня. (Ком-пани-я).

Первый слог – простая нота,
Слог второй – уже игра
Если думать неохота,
Вещь возьми у столяра. (До-лото).

Первый слог известен Архимеду,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).

Слог первый любит самолет,
Он самый опытный пилот.
Второй, любуясь на себя,
Бывает стулом для царя.
Слог третий – это сопротивленье,
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).

Слово первое поет,
Открывая группой рот.
А второе зажужжит
И на скот скорей спешит.
Если вместе их сведешь,
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).

Слог первый – термин при игре.
Второй – в атаку позовет.
А вместе – домик во дворе,
И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура).

Слог первый в чайнике шипит,
И засвистит, как закипит.
Второй - под носом казака,
Гордится им казак не зря.
Белеет в море вдалеке
Все слово в старом челноке. (Пар – ус).

Первый слог с горы свалился,
Он из снега получился.
А второй – спешит играть,
Просит мячик передать.
Вместе – в рюкзаке живет
И на север поведет. (Ком – пас).
Первый слог – есть мера веса,
А второй – в сосновом лесе.
Вместе – добрый Артемон,
Кучерявый вечно он. (Пуд – ель).

Первый слог плывет с фонтаном
По бескрайним океанам,
А второй под Новый год
Папа в дом мне принесёт.
Слога два соедини
И мундир ты получи. (Кит – ель).
В первой части - на земле наследил медведь везде.
Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами.
Если вместе обе части – по густой пройдете чаще.
(След – опыт).
***

(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 с.)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
tegysipalpaДата: Среда, 16.03.2011, 18:33 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Об особенностях русской речи

Не может говорить не матерясь
Ни грузчик , ни профессор, ни солдат
И молодёжь в словах блудит резвясь
И старики употребляют мат.

О слово русское! Ты весское вдвойне,
Если эпитетом нетленным подкрепить.
В работе, отдыхе ,в учёбе, на войне
Не смогут русские без мата дня прожить!

Мы строим фразы в десять этажей
Употребив не больше пяти слов
И женщинам не режет уж ушей
И девы матерятся - будь здоров.

Друг – друга в день по сорок раз послав,
Туда, куда не ходят, а идут,
Приличия границы разорвав,
Так русские друг другу душу рвут.

В курилках, кабинетах и в цехах,
В казармах, офисах, в автобусах – везде!
Речь разливается всего в пяти словах
Во всей своей убогой широте.

По телевизору, в инете и в кино
Пять хамских слов «ласкают» русский слух
Нет русской речи – умерла давно
И скоро пять мы сократим до двух.

 
bokoff62Дата: Четверг, 17.03.2011, 12:25 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 270
Награды: 6
Репутация: 13
Статус:
Уважаемый tegysipalpa!
Особенности русской речи в том, что "материнский" язык, это заимствованный - иностранный.
В русском "отеческом" не существует тех слов о которых вы (очень прекрасно) написали.
И главное:
1. Являясь потомком из племени Росов (Русечей, принятое) с берегов Ильменя, ни когда, ни при каких условиях, не употребляю матерных слов.
2. В России не живут русские! А живущие там потомки татаро-монгольской нации и печенегов, употребляют эти слова по праву, так-как это их родная речь.

А стихи ваши прекрасны!
С глубоким уважением!
А.Боков

 
NikolayДата: Четверг, 17.03.2011, 21:29 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8927
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Занимательные факты о словах и языках народов мира

Самые сложные языки

Наибольшее количество глагольных форм (около 6000) существует в языке североамериканских индейцев чиппева; в другом языке аборигенов Северной Америки - хайда - используется 70 префиксов; в табасаранском языке (Дагестан) существует 48 падежей существительных, в то время как эскимосский язык имеет 63 формы настоящего времени, а простые существительные в этом языке имеют 252 флексии.

В 40-томном словаре китайского языка «Чжунвэнь дацзидянь» содержится 49.905 иероглифов. Фонема «i» в 4-м тоне имеет 84 значения, например такие, как «одежда», «икота», «вшивый». В письменном языке существует 92 иероглифа для обозначения слога «i» в 4-м тоне. Самым сложным является иероглиф «се» -«болтливый», состоящий из 64 черт. Из использующихся в настоящее время самым сложным является иероглиф «нан». Он содержит 36 черт и означает «заложенный нос».

Неправильные глаголы

В турецком языке 1 неправильный глагол - olmak («быть»). В английском таковых 283, а в эсперанто ни одного.

Редкие и распространенные звуки

Самым редким является звук «ржщ» в чешском языке, который встречается лишь в очень немногих языках и является последним звуком, усваиваемым чешскими детьми.
В южных бушменских языках существует звук щелчка. На письме он изображается специальным знаком. Звук «л» в арабском слове «Аллах» в некоторых контекстах произносится способом, присущим только этому языку. Самым распространенным является гласный «а». Не существует языка, в котором не было бы этого гласного.

Великие полиглоты (знатоки иностранных языков)

Величайшими полиглотами в истории считаются итальянец кардинал Меццофанти (1774 - 1849), владевший 26 или 27 языками, профессор Раек (1787 - 1832) из Дании, сэр Джон Бауринг (1792 - 1872) и доктор Гарольд Уильямс из Новой Зеландии (1876 - 1928), владевшие 28 языками каждый.

Пауэлл Александр Джанулус (род. в 1939 г.), работавший в суде канадской провинции Британская Колумбия, использовал 41 язык. Во второй половине XX века в Великобритании Джордж Кэмпбелл (род. 9 августа 1912 г.), на радиовещании Би-би-си работал с 54 языками.

Самый древний алфавит

Самый ранний образец алфавитного письма был найден в Угарите (ныне Рас-Шарма, Сирия). Он датируется приблизительно 1450 г. до н.э. и представляет собой глиняную табличку с нанесенными на нее 32 клинообразными буквами.

Самая древняя буква

Самая древняя буква «о» осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 г. до н.э.). В настоящее время используется 65 алфавитов.

Самые длинные и самые короткие алфавиты

Наибольшее количество букв - 72 - содержится в кхмерском алфавите, наименьшее - 11 (а, b, е, g, i, k, о, р, t, u) - в языке ротокас с острова Бугенвиль (Папуа - Новая Гвинея). В гавайском алфавите 12 букв.

Наибольшее и наименьшее количество согласных

Наибольшее количество согласных (80-85) содержится в убыхском языке (абхазо-адыгская группа кавказской семьи), наименьшее - 6 - в языке ротокас.

Наибольшее и наименьшее количество гласных

Наибольшее количество гласных (55) содержится в языке седанг (Центральный Вьетнам), наименьшее - в абхазском, в котором имеется только 2 гласные буквы.

Самые большие буквы

Самыми большими в мире являются 183-метровые буквы, образующие надпись READYMIX («готовый бетон»), выложенную на земле в Восточной Балладонии (Западная Австралия) в декабре 1971 года. Привлекают внимание и знаменитые буквы на склонах американского Голливуда.

А вы знали, что…

Самым емким на Земле словом считается «мамихлапинатана», что означает «глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят делать».

В арабском языке 28 букв, которые на конце слова пишутся иначе, чем в середине; в еврейском – 5 таких букв, в греческом – одна, а в остальных европейских языках таких букв нет.

Жители Папуа Новой Гвинеи разговаривают почти на 700 языках (это составляет примерно 15 процентов от всех языков мира). Среди этих языков существует множество местных диалектов, используемых для общения людей между деревнями.

Названия знаков Зодиака по-латински, в переводе на русский язык, звучат так: Водолей – Аквариус, Рыбы – Писцес, Овен – Ариес, Телец – Таврус, Близнецы – Гемини, Рак – Канцер, Лев – Лео, Дева – Вирго, Весы – Либра, Скорпион – Скорпиус, Стрелец – Сагиттариус, Козерог – Каприкорнус.

На африканском континенте более 1000 разных языков. А у языка берберов в Северной Африке даже нет письменной формы.

Названия дней недели у негров племени акан произносятся как (соответственно): джуда, бенеда, мунуда, яуда, фида, мененеда и квасида.

Слово «бездарь» в русский язык ввел поэт Игорь Северянин.

В Древнем Египте абрикос называли «солнечным яйцом».

На филиппинском языке «привет» будет звучать как «мабухай».

Кличка коня Александра Македонского «Буцефал» в дословном переводе означает «бычьеголовый».

В китайском языке звуки «р» и «л» не различаются.

«Сахара» в переводе с арабского означает «пустыня».

На Украине Млечный путь называется Чумацкий Шлях.


Редактор журнала "Азов литературный"
 
medeyДата: Воскресенье, 20.10.2013, 18:15 | Сообщение # 5
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 991
Награды: 27
Репутация: 38
Статус:
Спасибо, очень интересно.

Светлана.
 
Литературный форум » Школа литератора » В помощь авторам » ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: