[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mickelson  
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Всероссийский конкурс "Загадочный Лермонтов" » Ксения Бурлак, 10 кл. ("На севере диком...")
Ксения Бурлак, 10 кл.
нинаюра Дата: Воскресенье, 09 Ноя 2014, 19:35 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "На севере диком стоит одиноко..."

Ксения Бурлак, 10 класс, школа № 9,
г. Сокол, Вологодской области.

Реальное и идеальное в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения "На севере диком..."

Стихотворение «На севере диком…» написано в последний год жизни поэта, и, как и другие его произведения, проникнуто духом романтизма.

При таком небольшом объеме оно богато изобразительно-выразительными средствами. Олицетворения (сосна «стоит», «дремлет» и пальма «растёт») показывают читателю, что автор относится к деревьям, как к живым существам, имеющим душу.

Сравнение «сосна одета, как ризой» ещё раз подчеркивает это. Риза – это и предмет одежды священнослужителя, надеваемый поверх рясы, и праздничный царский наряд в Древней Руси. Так и представляется, что эта сосна: задумчивая, как человек во время богослужения, и красивая, как царица.

Эпитеты здесь служат для создания образов двух миров. Следует обратить внимание на то, что здесь слово «дикий» имеет несколько значений, которые применимы к этому стихотворению.

Во-первых, «диким» называют место мрачное, пустынное, глухое. Как видно из текста, именно в такой обстановке и находится сосна. Также «диким» называют место первозданное, находящееся в естественном состоянии. Это подтверждает и эпитет «голая вершина».

Наконец, можно обратиться к устаревшему значению этого слова: раньше оно обозначало серый цвет. А мрачное, безрадостное место мы и сейчас можем назвать «серым».

Само же произведение построено на антитезе, чем и обусловлено его деление на две строфы.

Мир, в котором существует пальма, отличается от места, где находится сосна, однако автор с помощью перифраза «край, где солнца восход» дает понять, что их миры не полярны. Это не строгое противопоставление севера и юга, а нахождение сходств и различий между севером и востоком.

С помощью инверсии в стихе «в том крае, где солнца восход» автор делает акцент на слове «солнца», тем самым показывая, что в мире пальмы оно есть, а восход же во многих мировых мифологиях ассоциировался с возрождением и обновлением чего-либо. На севере сосна «дремлет качаясь», что говорит о том, что солнечного света там мало, и из-за этого сосна находится в полусне.

Ещё одно различие заключается в том, что на севере заведомо холодно («снег сыпучий»), и сосна стоит на «голой вершине», которая открыта всем ветрам. Про пальму же сказано, что она растёт на «утёсе горючем». Профессор Л. В. Щерба, анализируя язык этого стихотворения, писал: «Наше естественное этимологическое чутье ведет нас скорее к глаголу горевать, что … однако отнимает у слова всякую действенность, … и лишь филологическое образование дает нам понимание слова горючий как «горячий», «жаркий»». Таким образом, пальма растет, будучи окруженной теплом. Кроме того, она находится в краю восходящего солнца, а рассвет окрашивает мир золотисто-алыми красками. Тёплые тона пейзажа мира пальмы ставятся в противовес холодному серому цвету севера.

Сходство двух центральных образов стихотворения заключается в том, что оба они одиноки (сосна «стоит одиноко», пальма «одна и грустна») и по-своему красивы: пальма «прекрасная» по определению, сосна же украшается царским одеянием.

Эти два мира далеки друг от друга, поэтому-то их жители одиноки. Видеть друг друга они могут во сне, но всё так и останется на уровне грёз, потому что, по мнению автора, мир пальмы должен быть недосягаемым для сосны, ведь только в этом случае он останется для нее идеальным. И только во сне, находясь на этой удивительной границе выдумки и реальности, можно прикоснуться к идеалу.

Таким образом, реальный и идеальный миры в стихотворении «На севере диком…» Михаила Юрьевича Лермонтова имеют некоторые связи между собой, однако полное достижение идеала и переход в желанный мир невозможны.


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал нинаюра - Воскресенье, 09 Ноя 2014, 19:40
 
Мила_Тихонова Дата: Вторник, 11 Ноя 2014, 07:55 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19655
Награды: 341
Репутация: 742
Ксения, отличная работа!
Видно, как бережно и внимательно, с любовью, ты относишься к творчеству поэта.
Спасибо.
Желаю удачи!


Играть со мной - тяжёлое искусство!
 
Карабас_Барабас Дата: Среда, 12 Ноя 2014, 13:25 | Сообщение # 3
Зашел почитать
Группа: Жюри
Сообщений: 80
Награды: 0
Репутация: 0
Да, Ксения, удивила ты меня не по-детски зрелой философией и хорошо проработанным литературным материалом. Удачи тебе.

Сообщение отредактировал Карабас_Барабас - Понедельник, 17 Ноя 2014, 12:11
 
Капитан_Грей Дата: Воскресенье, 16 Ноя 2014, 18:39 | Сообщение # 4
Житель форума
Группа: Жюри
Сообщений: 995
Награды: 3
Репутация: 0
Хорошая, работа, хотя , ничего нового и нет в анализе.
 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Всероссийский конкурс "Загадочный Лермонтов" » Ксения Бурлак, 10 кл. ("На севере диком...")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: