• Страница 1 из 1
  • 1
Геродот Галикарнасский - древнегреческий историк
NikolayДата: Среда, 24 Авг 2011, 19:41 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


ГЕРОДОТ ГАЛИКАРНАССКИЙ
(484 до н. э. — 425 до н. э.)


— великий древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата «Истории», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории». Чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России.

Биография
Родина Геродота, малоазийский Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.

«История»
Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское, бесхитростное повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%F0%EE%E4%EE%F2 )
***


ГЕРОДОТ
(лат. Herodotus, греч. Иродотос) (около 484 до н.э., Галикарнас, Малая Азия - около 426 до н. э., Фурия, Великая Греция), древнегреческий историк, названный Цицероном "отцом истории" ("О законах", I,1,5). Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Монументальный труд Геродота, посвященный истории Греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, - первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории античной литературы памятник художественной прозы. Первоначально он носил название "История" (др.-греч. "исследование, изыскание"); в 3 веке до н.э. александрийские ученые разделили его на девять книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз - первая книга получила имя музы истории Клио.

По свидетельству Дионисия Галикарнасского, Геродот родился незадолго до похода Ксеркса в Грецию (480 до н. э.) и дожил до Пелопонесской войны (431 до н. э.). Его родители были знатными и богатыми горожанами. За участие в борьбе против тирана Галикарнас Лигдамида Геродот был вынужден покинуть родину и поселился на острове Самос. Традиция приписывает Геродоту длительные путешествия по странам Востока: в 455-444 годах он посетил Финикию, Сирию, Египет, Вавилон, Македонию, греческую колонию Ольвию в Северном Причерноморье, побывал в Дельфах. Он описывает как очевидец особенности более сурового, чем в Греции, климата Скифии, ему известны планировка Вавилона и то, каким способом возведены его стены; Геродот приводит данные о расстояниях между египетскими городами в долине Нила и подробно рассказывает о поразивших его обычаях египтян.

С середины 440-х годов судьба Геродота оказывается тесно связанной с Афинами и кругом Перикла. Известно, что в Афинах Геродот выступал с публичными чтениями отдельных книг "Истории" и был удостоен за это награды от афинян (Евсевий, 4 век). Скрытую полемику с Геродотом можно найти у его младшего современника Фукидида, подчеркивающего, что его собственный труд чужд басен, не столь приятен для слуха и создан не для того, чтобы звучать в скоротечном состязании (Фукидид, "История", I, 22).

В 444-443 Геродот вместе с философом Протагором Абдерским и архитектором Гипподамом Милетским принял участие в основании общегреческой колонии Фурии на юге Италии (отсюда его прозвание Фуриец). "История" обрывается описанием осады Сеста (478) и производит впечатление незавершенной; на основании ее текстологического анализа принято считать, что Геродот умер в Фурии между 430 и 424.

Труд "История" или "Изложение событий" Геродот написал на ионийском диалекте. Главная идея, которую он прослеживает в этом сочинении, заключается в противостоянии азиатской деспотии и древнегреческой демократии. Центральной темой "Истории" стали греко-персидские войны, но в ходе изложения событий историк вводил подробные географические и этнографические очерки, так называемые логосы.

Геродот начинает повествование рассказом о судьбе Лидийского царства и переходит к истории Мидии до воцарения Кира, в связи с походами Кира описывает Вавилон и обычаи его жителей, а также племя масагетов, живших за рекой Аракс (книга 1). История завоевания Египта Камбисом дает ему повод рассказать об этой стране: так складывается знаменитый египетский логос (книга 2, Евтерпа); история неудачного похода Дария на скифов перерастает в описание образа жизни и традиций племен, населявших причерноморские степи (книга 6, Мельпомена).

Подобные описания отдельных местностей и народов сближают "Историю" с трудами ионийских ученых-логографов и, в частности, с сочинениями Гекатея Милетского, на которого Геродот неоднократно ссылается. Однако, в отличие от логографов, в канву исторического повествования Геродот включает эпизоды-новеллы, близкие бытовавшим среди восточных народов устным преданиям и повествующие о драматических поворотах в событиях истории и судьбах людей: рассказы о Гигесе и царе Кандавле (книга 1, 8-13), о Солоне и Крезе (книга 1, 29-56), о Кире и Астиаге (книга 1, 108-129), о перстне Поликрата (книга 3, 40-43). Вера во всемогущество рока, широта исторической и пространственной перспективы, неспешность повествования придают "Истории" эпический характер: в трактате "О возвышенном" (Псевдолонгин, 1 век) Геродот был назван "великим подражателем Гомера".

Произведение Геродота пронизывает тема непостоянства судьбы и зависти божества к счастью людей. Подобно Эсхилу в трагедии "Персы", Геродот осуждает персидских царей за чрезмерную дерзость и стремление нарушить мировой порядок, повелевавший персам жить в Азии, а эллинам в Европе. Ионийское восстание 500 до н. э., вовлекшее государства Греции в длительную и кровопролитную войну, Геродот считает проявлением неосмотрительности и гордыни. При описании Греко-персидских войн Геродот использует воспоминания очевидцев, материалы надписей, записи оракулов; он посещает места сражений, чтобы точнее реконструировать ход битв. Неоднократно он отмечает заслуги рода Алкмеонидов, к которому принадлежал Перикл.

Цель ученого состояла не только в том, чтобы воспеть подвиги греков в борьбе за свободу, но и вскрыть причины и последствия их побед. Геродот верил в активное вмешательство богов в ход исторических событий, но вместе с тем признавал, что успехи политических деятелей зависят от их личных качеств. При написании своего труда Геродот пользовался как личными наблюдениями и рассказами других лиц, так и письменными источниками. Его описания отличаются достоверностью и во многих случаях подтверждаются современными археологическими изысканиями.

Успеху труда Геродота в античные времена способствовало его искусство рассказчика, близость его "Истории к эпосу". Сохранившиеся многочисленные греческие рукописи 10-15 веков отражают непрерывную рукописную традицию, восходящую к античным изданиям текста. В эпоху Возрождения Лоренцо Валла перевел "Историю" на латинский язык (Венеция, 1479). Русские переводы Геродота были опубликованы с комментариями Ф. Г. Мищенко в 1888 году и Г. А. Стратановского в 1972 году. Для современных ученых "История" представляет собой бесценный источник энциклопедических сведений об истории античных стран.
(Источник - Piplz.ru - биографии знаменитостей; http://www.piplz.ru/page.php?id=534 )
***

ГЕРОДОТ, древнегреческий историк, «отец истории». Родился в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция) на юго-западе Малой Азии приблизительно в середине 480-х до н.э. Дориец по происхождению. Получил прекрасное домашнее образование. В юности участвовал в политической борьбе против тирана Лигдамида; бежал на о.Самос. После свержения Лигдамида вернулся в Галикарнас. Совершил ряд путешествий по Малой Азии, Ближнему Востоку (возможно заехав и в Египет), Македонии и Балканской Греции. Вероятность посещения им Месопотамии, Эфиопии (совр. Судан) и Северного Причерноморья ныне оспаривается. В 445–44 до н.э. жил в Афинах; познакомился с видными политиками, философами и драматургами (Перикл, Протагор, Софокл). В 444–443 до н.э. в составе группы колонистов отправился в Великую Грецию (совр. южная Италия); участвовал в основании колонии Фурии на берегу Тарентского залива. Умер в Фуриях, вероятно, в середине 420-х гг.

Автор Истории в девяти книгах, ставшей в древнегреческой литературе первым историческим сочинением в собственном смысле этого слова. Преобразовал традицию древнегреческой протоисториографии (логографы), в которой описательность довлела над повествовательностью. Соединил присущие логографам дескриптивные формы (этнография, география) с нарративными. Создал новый жанр повествовательной историографии, в котором синтезировал эпическое, трагедийное, новеллистическое и документальное начала. Подчинил этнографические и географические элементы трактовке исторических событий; на концептуальном уровне это выразилось в идее зависимости истории и культуры разных народов от природных условий их существования. Ему также удалось соединить живость и занимательность рассказа, идущие от ионийской новеллы, с аналитическими рассуждениями, присущими милетской натурфилософии.

Труд Геродота, помимо обширных сведений по этнографии, географии и культуре различных народов, содержит изложение истории отдельных стран (Лидии, Мидии, Персии, Египта, Скифии) в их отношениях друг с другом и с греками (книги I–VI), а также рассказ о Греко-персидских войнах (книги V–VI), которое завершается описанием неудачного похода Ксеркса в Элладе (книги VII–IX). Хронологические рамки – от мифической древности до современной Геродоту эпохи.

История стала первым древнегреческим прозаическим сочинением, в котором широта охвата событий сочеталась с их анализом в общегреческой перспективе: Геродот отличается как от своих предшественников-логографов, представлявших мифическую историю отдельных городов, так и от многих своих последователей, предпочитавших локально-событийную историю (Фукидид) или историю подвигов отдельной личности (Феопомп). Главная тема Геродота – описание «великих и достойных удивления деяний» греков и варваров и выяснение причин войны между ними. С точки зрения автора, поступки отдельных героев или действия целых народов метафизически детерминированы «судьбой» и «случаем». В основу его исторической интерпретации положены идеи изменчивости человеческого счастья и зависти божества к человеческому успеху. Стремление реализовать эту концепцию побуждает Геродота творчески перерабатывать материал своих источников (как устных, так и письменных). Такой подход придает концептуальное и стилистическое единство его сочинению, которому присущи увлекательность повествования, острота сюжета, яркость образов и выпуклость характеров. В то же время идейная заданность несколько снижает его документальную ценность. Историчность многих описанных Геродотом событий иллюзорна, хотя мы и можем реконструировать общую канву исторических событий и найти у него богатый этнографический и географический материал. В одних случаях его сообщения оказываются точными, в других лишь угадывается «историческое зерно», лежащее в их основе.

Позднейшие историки часто обвиняли Геродота то в легкомысленности и неточности (Фукидид), то в «злокозненности», называя его «отцом лжи» (Плутарх). С другой стороны, античные критики (Дионисий Галикарнасский, Псевдо-Лонгин) высоко оценивали литературные достоинства Истории и даже отдавали ему пальму первенства перед Фукидидом.
В историографии продолжателями геродотовской традиции стали Ксенофонт, Диодор Сицилийский и Прокопий Кесарийский.
Антон Ксенофонтов
(Источник - Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»; http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GERODOT.html )

***
Прикрепления: 9059767.jpg (10.8 Kb) · 7506396.jpg (13.5 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: