нинаюра | Дата: Воскресенье, 05 Мар 2017, 22:35 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Статус:
| Перелистывая подборку газет "Сокольская правда" задержала внимание на этой статье, опубликованной несколько лет назад и подумала: как хорошо, что клубок судьбы постепенно распутывается и возникает понимание, что люди, которые находятся рядом с нами даны Богом не зря. Хочу поблагодарить Людмилу Николаевну Афанасьеву за то, что она и всегда остается глубоко порядочным человеком и продолжает занятия творчеством теперь уже с детьми клуба "Озаренок". И так:
Первый робкий шаг
Трудный 1981 год окончен. После новогодних праздников, в начале января началась первая сессия, я тогда училась на первом курсе в Сокольском целлюлозно-бумажном техникуме. Первый экзамен – физика. Преподаватель С. А. Перов, хоть и был строгим, но разрешил пользоваться шпаргалками. Правда, с одной оговоркой: если заметит, как мы списываем, то сразу вызовет к доске, начнет вразброс задавать вопросы, а студент должен будет быстро находить ответы в своих «шпорах». Если ответы будут правильными, то получит – пять, если нет – придется идти на пересдачу. Точные науки еще со школы мне давались легко. Я умела решать задачи, а вот с теорией появились затруднения. Пока училась в восьмилетней школе в поселке Михалево, учеников в классе было всего семь и нас ежедневно по несколько раз спрашивали. А отучившись семестр в техникуме, поняла, что можно готовиться не на каждый урок... Веселая, беззаботная студенческая жизнь оставила свой отпечаток, времени на подготовку не оставалось. И я, недолго думая, запихнула одну тетрадь в валенок левой ноги, другую – в правый. Надо заметить, что в тот год зима выдалась суровая, морозная. Удобно расположившись за последней партой, я сначала решила задачу, потом достала нужную тетрадь и, положив нога на ногу, начала списывать. Парты в то время были закрытые. Спокойно списала первый вопрос, поменяла тетради и только приготовилась списывать второй, как в аудиторию вошла зав. дневным отделением и учитель литературы нашей группы Л. Н. Афанасьева. Что делать? Как быть? Если перестану списывать, то учитель физики увидит, что я сконфузилась, если продолжу, то вдруг Людмила Николаевна пойдет между рядами и заметит тетрадь? Несколько секунд поерзав на стуле, принимаю решение: да ладно, пусть будет, что будет, и продолжила бессовестно списывать. Минуту спустя зав. отделением, решив свои вопросы, покинула аудиторию. Я вышла отвечать. Сергей Александрович, загадочно улыбаясь, забрал у меня все листы и начал их рассматривать. - Ну, что Нина, первый вопрос ты знаешь, - перевернул лист на другую сторону, второй – тоже. Сейчас посмотрим задачу. Отложив в сторону лист с ответами на вопросы, он долго изучал решение задачи, потом, хитро сощурив глаза, что-то записал в журнал и добродушно ответил: - Да, и задача у тебя решена верно. Всё, можешь быть свободной. Не ожидая такого поворота событий, я с дрожащими коленками вышла в коридор. Там меня со всех сторон обступили одногруппники. Они задавали вопросы, а я стояла, как оглушенная, не понимая. что же все-таки произошло?! В голове беспорядочным роем кружились мысли: преподаватель видел, как я списывала, да еще так нагло, в присутствии завуча, всё – это конец учебе... Двойка мне обеспечена, и позор на весь техникум. Что же я скажу маме? Когда экзамен сдали все, Сергей Александрович пригласил всех в аудиторию и озвучил результаты. У меня в «зачетке» красовалась крупная красная пятёрка…
В то время я жила в общежитии, где порядки были строгие. С четырнадцати до шестнадцати часов – самоподготовка к урокам. И только я начала писать шпаргалки по математике, как в дверь постучали. Провалиться бы мне на месте, в комнату зашла Людмила Николаевна. Она, улыбаясь, поинтересовалась: - Ну, как, Нина, твои дела? На какую отметку списала? Я вдруг растерялась от прямого вопроса, и, заикаясь, начала оправдываться: - Я… Я… Не списывала... На пять сдала... - Да ладно, на дурака рассказ. Чем сейчас занимаешься? - Готовлюсь к математике, - ответила я, спрятав под тетрадь шпаргалки. - Молодец, продолжай учить дальше, - с этими словами преподаватель повернулась и вышла. В тот момент у меня даже руки вспотели от безысходности положения... И этот случай на всю жизнь врезался в мою память.
Это было только начало нашего общения с Людмилой Николаевной. Первый курс. Вторая сессия. Экзамен по литературе. Накануне экзамена написала реферат, и успешно защитила его на пять. Но тот день был точно не мой. Вытащив билет, я уселась на первую парту. Прочитала вопрос. Нужно было описать подвиги героев романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». - Ну как же, смогу, напишу! - подумала я. Мне же в шестом классе за хорошую учебу и активное участие в делах школы подарили книгу Шолохова. Правда, она пылилась на книжной полке, почитать как-то времени не хватало. И вот размашистым, уверенным почерком начинаю описывать события совершенно другого произведения, где главным героем был Мересьев... Когда я вышла к доске и начала отвечать, Людмила Николаевна встревожено подняла голову от журнала и округленными глазами вопросительно посмотрела на меня в упор, перебив на полуслове: - Нина, это не то произведение. Вспомни «… штаны пори, а сапоги не трогай, не разрешаю. Я в них и три месяца не проходил, и они мне нелегко достались…» Чувствую, что краснею до кончиков волос. Понимаю, что преподаватель литературы пытается вытащить меня из бездны, задавая наводящие вопросы по теме, а у меня в голове полный стопор. Тогда она начинает задавать вопросы по реферату, который я накануне защитила. Но из-за волнения, я не могла вспомнить ни одного слова, о чём там написано, переминаясь с ноги на ногу, уставившись в одну точку на полу, я стояла и молчала. Увидев моё неожиданное замешательство и посочувствовав мне, Людмила Николаевна поставила мне тройку, зная мой характер, она понимала, что придя домой, я сразу же перечитаю роман.
Спустя много лет судьба снова свела меня с Людмилой Николаевной. Серьёзно заболев, я продолжила писать стихи, друзья настояли отправить их в газету. Удача. Меня приняли в члены литературного объединения «Сокол» при газете «Сокольская правда», в которой опубликовали моё первое стихотворение. Окрылённая успехом, я с восторгом мечтала выпустить свой сборник стихов. Одновременно вступила в общество инвалидов, с помощью председателя Г. А. Старыгиной отправила рукопись к известной вологодской поэтессе Ольге Фокиной и с трепетом ждала ответа. Какой ужас! Она все мои стихи раскритиковала. Что делать? Обратилась с мольбой о помощи к Людмиле Николаевне, чтобы понять, что пишу не так? И долгими зимними вечерами мы заново проходили изучение уже благополучно забытые ямбы и хореи, сравнения и метафоры. Преподаватель литературы настолько корректно указывала мне на ошибки, что хотелось продолжать редактировать уже готовые и писать новые стихи.
19 апреля 2008 года в санатории «Новый источник» прошел VI областной фестиваль художественного творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше». Литературную гостиную вела лауреат Государственной премии Ольга Фокина. Готовились к мероприятию вместе с преподавателем литературы, отобрали стихи. Подготовленную речь я по телефону проговаривала Людмиле Николаевне, мы убирали ненужные слова, добавляли новые, чтобы уложиться в регламент: выступление должно быть три минуты... Мучительно долго тянулось время до выступления. Но когда я увидела, с какой радостью приняли стихи литераторы, вообще забыла о своих переживаниях и недугах. Все единодушно похвалили мои произведения. В заключение фестиваля обратилась к О.А. Фокиной, показала ответ на мою рукопись, и она очень удивилась, что те слова были адресованы мне. Результат проделанной работы ее порадовал. Ольга Александровна подписала автограф: «Душа Ваших произведений – родная сестра душе моих. Спасибо! Удачи Вам!», высоко оценив мои стихотворения «Подружки», «Невеста я…», «Операция».
Пробиться сквозь дебри страстей и чувств, чтобы протоптать свою собственную тропу в поэзии – не просто. Людмила Николаевна удивительным образом отогрела мою ледяную душу, постепенно, шаг за шагом увлекая меня за собой, она позволила осторожно прикоснуться к высоким тайнам поэзии, тихонько приоткрыв дверь в прекрасный, восхитительный мир стихосложения. Незаметно для себя я сделала первый робкий шаг к профессиональному мастерству. Сейчас я могу с гордостью назвать себя – сокольская поэтесса. Находясь в инвалидной коляске, стараюсь не утратить ни жизнерадостности, ни оптимизма. Школа жизни, благодаря Людмиле Николаевне, научила любви, выдержке, научила постигать мир через перо...
В канун женского праздника хочется пожелать моему любимому преподавателю крепкого здоровья и всего самого-самого хорошего!
Нина Павловна Гаврикова (нинаюра) Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение". Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
Сообщение отредактировал нинаюра - Воскресенье, 05 Мар 2017, 22:36 |
|
| |