[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бэкон Френсис - английский философ, писатель, историк
NikolayДата: Среда, 01 Июн 2011, 09:34 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


БЭКОН ФРЕНСИС
(лорд Веруламский, виконт Сент-Альбанский)
(22 января 1561 — 9 апреля 1626)


— великий английский философ, историк, писатель, естествоиспытатель, политический деятель, основоположник эмпиризма.

В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком.
Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.
Существует не признанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира.

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est).
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola). Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра».
1. «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
2. «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
3. «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
4. «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Бэкон,_Фрэнсис)
***


ФРЕНСИС БЭКОН (1561–1626)

Хотя в течение многих лет этот человек был ведущим политиком Англии, хотя он большую часть своего времени и энергии посвятил карьере, Фрэнсис Бэкон включен в нашу книгу только из-за его философских трудов. В этих трудах он был глашатаем новой научной эпохи: первым великим философом, который понял, что наука и техника могут изменить мир, и активным защитником научных исследований.
Бэкон родился в Лондоне в 1561 году в семье высокопоставленного чиновника в правительстве королевы Елизаветы I. В двенадцать лет он поступил в колледж Св. Троицы в Кембридже, однако через три года ушел из него, не получив степени. С шестнадцати лет юноша некоторое время служил при танском посольстве в Париже. Но когда Бэкону было восемнадцать лет, отец его внезапно скончался, оставив сыну всего лишь несколько мелких монет. Затем Бэкон изучал юриспруденцию, и в двадцать один год он был допущен к адвокатуре.
Вскоре после этого началась политическая карьера Бэкона. В двадцать три года его выбрали в Палату общин. Однако несмотря на то, что он имел могущественных родственников и друзей, что сам был очень способным человеком, королева Елизавета I упорно отказывалась назначить его на какую-либо важную должность. Одной из причин было смелое возражение Бэкона в парламенте против некоего билля о налогах, который твердо поддерживала королева. Поскольку он вел необычный образ жизни, постоянно находился в долгах (один раз его за это даже арестовали), то, позволяя себе такое независимое поведение, действовал себе во вред.
Бэкон стал другом и советником графа Эссекского, популярного и политически амбициозного молодого аристократа В свою очередь, граф Эссекс стал его другом и главным благодетелем. Однако когда непомерные амбиции привели графа к идее переворота против королевы Елизаветы I, Бэкон предупредил его, что предан прежде всего королеве. Эссекс все равно предпринял попытку переворота. Она провалилась, и Бэкон сыграл активную роль в его осуждении за измену. Эссекса обезглавили, и после этого судебного дела отношение многих людей к Бэкону сильно изменилось.
Королева Елизавета I умерла в 1603 году, и Бэкон стал советником ее преемника короля Якова I. Хотя Яков не всегда принимал его советы, он ценил своего советника, и во время его правления Бэкон прочно утвердился в правительстве. В 1607 году он стал генеральным адвокатом, в 1613 — генеральным прокурором, а в 1618 году его назначили лордом-канцлером Англии — должность, равная должности председателя в Верховном суде США. В тот же год Бэкон получил титул барона, а в 1621 — виконта.
Но потом случилась катастрофа. Будучи судьей, Бэкон принимал «дары» от клиентов. Хотя это было обычной практикой, но все же являлось незаконным. Его политические противники в парламенте с радостью воспользовались возможностью устранить противника от власти. Бэкон признался в нарушении закона и был приговорен к заключению в лондонском Тауэре и большому штрафу. Также ему запретили занимать какие-либо публичные должности. Вскоре король освободил Бэкона из тюрьмы и заплатил за него штраф, но его политическая карьера закончилась.
Сейчас можно вспомнить немного политиков такого высокого ранга, попавшихся на взятках и потерявших доверие. Часто, когда таких лиц ловили, они начинали плакаться и защищать себя, обвиняя в обмане всех и вся. Если говорить серьезно, такая оборона должна была показать, что нельзя наказывать политика-плута, если не наказали ни одного такого же до него. Замечание Бэкона по этому поводу было несколько иным: «Я был честнейшим судьей в Англии за последние пятьдесят лет, но это было честнейшее осуждение в парламенте за последние 200 лет».
Такая активная политическая карьера, кажется, не оставляла времени для чего-то еще. И все-таки длительная слава Бэкона, его место в нашем списке определяются его философскими трудами, а не политической деятельностью. Его первой важной работой были «Эссе», впервые появившиеся в 1597 году и постоянно дополнявшиеся. «Эссе», написанные великолепным стилем, содержат богатство глубоких наблюдений не просто в области политики, но и во многих личных областях. Вот некоторые характерные замечания: «Молодые люди более склонны фантазировать, чем судить, более склонны наказывать, чем защищать, более склонны к новым проектам, чем к установившемуся бизнесу… Пожилые слишком много возражают, слишком много советуются и слишком мало идут на авантюры… Определенно, хорошо бы объединить тех и других, поскольку достоинства обоих возрастов могут скорректировать их недостатки.», «О молодости и возрасте: он сделал своих детей и жену заложниками фортуны», «О женитьбе и холостом состоянии» (Сам Бэкон был женат, но детей не имел.)
Но самые важные его труды касаются философии науки. Он задумал величайшую работу «Великое обновление» в шести частях. В первой части он намеревался рассмотреть современное состояние наших познаний. Во второй должен был быть описан новый метод научных исследований. Третья часть включала ряд наблюдаемых фактов. Четвертая содержала примеры применения нового научного метода на практике, а пятая — некоторые предварительные заключения. И последняя часть должна была стать синтезом знаний, полученных новым методом. Неудивительно, что столь грандиозная работа — возможно, наиболее амбициозное предприятие со времен Аристотеля — так и не была закончена. Однако «Прогресс образования» (1605) и «Новый органон» (1620) можно считать первыми двумя частями этой великой работы «Новый органон» (или «Новое орудие») является, вероятно, самой важной книгой Бэкона. Она в основном базируется на доводах в пользу эмпирического метода исследований. Практика дедуктивной логики Аристотеля сошла на нет, и требовался новый метод — индуктивный. Мы начинаем не со знании и не из них делаем выводы. Это, скорее, то, к чему мы приходим. Чтобы понять мир, нужно наблюдать за ним. Сначала собирать факты, говорил Бэкон, потом делать с помощью индуктивного метода из этих фактов заключения. Хотя ученые не действуют строго согласно его методу, основная выраженная им идея — решающая важность наблюдений и экспериментов — используется ими именно с тех пор.

Последняя книга Бэкона — «Новая Атлантида», описание утопического содружества, располагавшегося на вымышленном острове в Тихом океане. Хотя это напоминает «Утопию» сэра Томаса Мора, в целом книга Бэкона отличается от нее. В произведении Бэкона процветание и богатство идеального содружества зависит и является прямым результатом концентрации на научных исследованиях. В подтексте, конечно, автор говорит своим читателям, что умное применение научных исследований может сделать народы Европы благополучными и счастливыми, подобно жителям фантастического острова.
Можно смело сказать, что Фрэнсис Бэкон был первым настоящим современным философом. Его общий кругозор был скорее мирским, чем религиозным (хотя он твердо верил в Бога). Бэкон был скорее рациональным, чем суеверным, скорее эмпиристом, чем приверженным логике схоластом. В политике он был скорее реалистом, чем теоретиком, и со своим классическим образованием и огромным литературным мастерством с симпатией относился к науке и технике. Являясь лояльным англичанином, Бэкон смотрел далеко за пределы своей страны. Он различал три вида амбиции: «Первый — это тот, кто усиливает свою власть в собственной стране, что является вульгарным и реакционным. Второй — это тот, кто трудится с целью усилить власть своей страны и ее доминирование среди других, что является более достойным, но тоже не меньше связано с алчностью. Но если человек стремится установить и усилить власть и доминирование человеческой расы над вселенной, его амбиции… несомненно, более полезная и почетная вещь, чем две предыдущие».
Хотя Бэкон был апостолом науки, сам он не являлся ученым, не был на уровне успехов, которых добились его современники. Он игнорировал Непера (который недавно изобрел логарифмы), Кеплера и даже своего друга, англичанина Уильяма Гарвея. Бэкон верно предполагал, что тепло является формой движения — важная научная идея, но в астрономии он отказывался принять идеи Коперника. Стоит помнить, однако что он не пытался представить полный и правильный свод научных законов. Вместо этого Бэкон старался сделать обзор того, чему необходимо учиться. Его научные предположения были предназначены служить отправной точкой для дальнейших дискуссий, а не окончательным ответом.
Фрэнсис Бэкон не был первым человеком, признававшим пользу индуктивного мышления. Не первым он понял и возможные выгоды, которые наука может принести обществу. Но ни один человек до него не обнародовал эти идеи так широко и с таким энтузиазмом. Более того, отчасти благодаря писательскому таланту Бэкона, отчасти благодаря его славе ведущего политика отношение этой личности к науке имело огромное влияние. Когда было основано Королевское общество в Лондоне в 1662 году с целью продвигать научные знания, основатели назвали Бэкона своим вдохновителем. И когда во время французского Просвещения была написана большая Энциклопедия, главные составители, такие как Дидро и Д'Аламбер, тоже признали его вдохновителем их работ. Если «Новый органон» и «Новая Атлантида» сегодня менее читаемы, чем раньше, то только потому, что их содержание широко известно всему миру.
(Источник - Майкл Х. Харт. Сто великих людей; http://wordweb.ru/sto/90.htm)
***


Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. В 12 лет поступил в Кембриджский университет, а в 23 года уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов.
В 1584 году Фрэнсис Бэкон был избран в парламент. Серьезная политическая карьера началась , когда на престол вступил король Яков I. В 1612 году Бэкон становится генеральным прокурором, в 1617 - лордом-хранителем печати, а в 1618 году (до 1621) - лордом-канцлером при короле Якове I.
В 1621 году Фрэнсис Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве и заключен в тюрьму сроком на два дня. Был помилован королем, но на государственную службу не вернулся.
Интересное описание работы в последний период жизни Ф. Бэкона дает Б Брехт в сочинении "Опыт"
"Едва приехав домой, он всецело погрузился в изучение естественных наук. Его занятия, обычно посвященные предметам насущно полезным, снова и снова уводили его из кабинета в поля, сады и конюшни имения. Часами беседовал он с садовником о том, как облагородить фруктовые деревья, или давал указания служанкам, как измерять удой каждой коровы.
В конце 1625 года милорд заболел и лежал при смерти. Он прихварывал всю осень, а зимой, еще не совсем оправившись, поехал в открытых санях за несколько миль в соседнее имение. Когда возвращались назад, на повороте при въезде в имение они задавили курицу, по-видимому, выбежавшую из курятника.
Выбравшись из-под своих одеял и мехов, милорд вылез из саней и, невзирая на то, что толковал ему кучер о холоде, пошел туда, где лежала курица. Она была мертва. Старик велел мальчику-конюху поднять курицу выпотрошить ее. Мальчик сделал, как ему было приказано, и старик, видимо, позабыв и свою болезнь и мороз, нагнулся и, кряхтя, набрал горсть снега. Заботливо принялся он набивать снегом тушку птицы.
"Вот таким образом она должна многие недели сохраниться свежей", - сказал старик с увлечением. - "Снеси ее в погреб и положи на холодный пол." Короткое расстояние до двери он прошел, пешком, уже немного устав и тяжело опираясь на мальчика, который нес под мышкой набитую снегом курицу. Едва он вошел в дом, как его охватил озноб. На следующий день он слег и метался в сильном жару."
Умер Фрэнсис Бэкон 9 апреля 1626 года в местечке Хайгет.
Фрэнсис Бэкон считается основателем английского материализма, эмпирического направления. Важнейшую задачу науки видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы.
(Источник - http://aphorism-list.com/biography.php?page=becon)
***


АФОРИЗМЫ

Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами.
***

Возможность украсть создает вора.
***

Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение.
***

Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели.
***

Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними.
***

Гордость лишена лучшего качества пороков – она неспособна скрываться.
***

Истина есть дочь времени, а не авторитета.
***

Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
***

Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.
***

Мы думаем по внушениям природы, говорим по внушениям наших учителей, но действуем по привычке.
***

Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей...
***

Правильная постановка вопроса свидетельствует о некотором знакомстве с делом.
***

Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает только собственными.
***

Удача делает глупцом того, кому она отдает свою благосклонность.
***

Человек – служитель и истолкователь природы.
***


Биографическая справка Т. С. Авксентьева

Бэкон Френсис (1561 - 1626) - Английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. В 1618 - 1621 гг. лорд - канцлер Англии. Философия Бэкона соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм - с теологическим воззрением. Бэкон солидаризировался с материалистической традицией предшествующей философии и критиковал схоластику, мистику, идеализм, агностицизм.
Древнегреческие натурфилософы привлекали Бэкона тем, что понимали материю как активное начало. Свои мысли, связанные с предвидением огромной роли науки в жизни человечества, с изысканием метода научного исследования и расширением могущества человека, в его власти над природой, Бэкон изложил в незаконченном труде "Великое восстановление науки". В этот труд входили трактаты: "О достоинстве и приумножении наук", "Новый органон, или истинные указания для истолкования природы" и др. Бэкон разработал подробную классификацию наук, индукцию указаний на те дисциплины, которые еще должны быть созданы. Дал типологию заблуждений человеческого ума (идолы разума). Обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания. Сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений. Пропагандировав науку, Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки.
Как государственный деятель и политический писатель, Бэкон был сторонником абсолютистской монархии, военного, морского и политического могущества национального государства.
В утопической повести "Новая Атлантида" он изложил проект государственной организации науки. "Дом Соломона", по Бэкону - научно-технический центр утопического общества, занимающийся не только организацией и планированием научных исследований и технических изобретений, но распоряжающийся производством и природными ресурсами, внедрением в хозяйство достижений науки и техники.
Философия Бэкона, сложившаяся в атмосфере научного и культурного подъема Европы кануна буржуазных революций, оказала огромное влияние на целую эпоху философского и научного развития.
Предложенная им классификация научных знаний была воспринята французскими энциклопедистами. Его учение заложило материалистическую традицию в философии нового времени. Индуктивная метология стала отправным пунктом разработки индуктивной логики. "Дом Соломона" послужил прообразом научных обществ и академий.
Авксентьев Т. С.
(Источник - Бэкон Френсис - Энциклопедический Фонд; http://www.russika.ru/ef.php?s=2146)

***

9 апреля 2011 года - 385 лет со дня смерти Френсиса Бэкона
***
Прикрепления: 2196669.jpg (11.8 Kb) · 4559760.jpg (30.8 Kb) · 9165731.jpg (15.5 Kb) · 9031950.jpg (28.4 Kb) · 5365035.jpg (20.5 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
NechristДата: Среда, 22 Авг 2012, 01:39 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Прикольный чувак, но смерть его без смеха сложно воспринимать.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов