Nikolay | Дата: Среда, 31 Авг 2011, 09:25 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Статус:
|
ГРАЦИАН БАЛЬТАЗАР (Бальтасар Грасиан-и-Моралес) (8 января 1601, Бельмонте около Калатаюда — 6 декабря 1658, Таррагона)
— известный испанский писатель и мыслитель, арагонский иезуит, ректор Иезуитской коллегии в Таррагоне; один из основателей и теоретик «гонгоризма» или «культизма» в прозаической литературе.
Его первое произведение — "El héroe" (1630), руководство, как сделаться героем. "Criticon" (1650 — 1653) — аллегорически-дидактическая картина человеческой жизни, в форме романа; "Oràculo manual" (1637) — сборник правил житейской мудрости (перевед. А. Шопенгауэром, под загл. "Gr. Handorakel", 4-е изд., 1891); "El discreto" (1646), о качествах светски образованного человека; "El Politico Don Fernando el Catolico" (1641), панегирик; "El Comulgatorio". Теория гонгоризма была им изложена в сочинении "La agudeza, у arte de ingenio". Его "Искусство думать и писать" было руководящим образцом в продолжение всего XVII века; его сочинения переводились на иностранные языки, он нашел подражателей в Италии, Франции, Германии. Несмотря на вычурность и искусственность формы и туманное изложение, сочинения Г. изобилуют оригинальными мыслями, которые небезинтересны и для современного читателя. Собрание сочинений Г. изд. неоднократно (Мадр., 1664; Барсел., 1758 и др.); 3 главных сочин. перепечат. в 65-м томе "Bibliot. de autores españoles". Большинство его сочинений издавалось под именем его брата Лоренцо Г. Ср. Borinski, "B. Gr. u. die Hoflitteratur in Deutschland". (Источник - Все слова; http://www.vseslova.com/brokgauz_efron4/page/gratsian_baltazar.56720/ ) ***
Он жил в ту эпоху, когда "гонгоризм" всецело овладел испанской прозой. Первый трактат его "El Heroe" (1630) имел значительный успех. Тут нет собственно характеристики героя, а дается как бы рецепт для его изготовления в форме кратких и сжатых сентенций, переполненных риторичнейших метафор и вычурных оборотов. В 1648 г., чтобы выяснить и оправдать свою литературную манеру, Г. издал трактат "Agudeza" и "Arte de ingenio" - остроумный учебник риторики, приспособленный к целям "гонгоризма". Самым замечательным произведением Г. считается "El Criticon" (1650-1653). Это - аллегория человеческой жизни; три части соответствуют трем ее периодам: "Primavera de la Niñez" ("Весна детства"), "Otoño de la edad viril" ("Осень зрелого возраста"), "Invierno de la vejez" ("Зима старости). "Criticon" важен для характеристики испанской жизни XVII в. Тут слог менее вычурен, много остроумия и красноречия, но выведенным автором туманным и фантастическим личностям недостает жизненности. Большинство произведений Г. переведено на французский и итальянский языки, а некоторые - на английский и латинский. М. В. *** Основные события из жизни Бальтасара Грасиана 8 января 1601 — В церковно-приходской книге селения Бельмонте сделана запись о крещении Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, сына местного лекаря. 1616 — 1619 — получив начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо, продолжает его в сарагосской коллегии этого ордена. 30 мая 1619 — поступает в качестве послушника в иезуитский «испытательный дом» в г. Таррагоне. 26 апреля 1620 — литературный дебют — панегирика-дидактический некролог брата по ордену. 21 мая 1621 — конец срока послушничества; его посылают в г. Калатаюд для изучения философии. Весна 1623 — Лето 1627 — продолжает образование в сарагосской коллегии; он изучает философию, исполняя с 1626 г. обязанности секретаря вице-ректора коллегии. Осень 1627 — Весна 1630 — после экзамена, на котором он признан достойным преподавать философию и теологию, возвращается в Калатаюд и ведет в местной коллегии занятия по латинской словесности. 30 марта 1630 — Март 1631 — еще год испытательного срока в валенсийской обители иезуитов. Лето 1631 — Весна 1633 — читает курс моральной теологии в коллегии г. Лериды. Весна 1633 — начинает преподавание философии в коллегии г. Гандии. (Валенсия). 25 июля 1635 — принес «четыре обета» и принят в орден. Лето 1636 — переезд в г. Уэску (Арагон); проповедник и исповедник в местной иезуитской коллегии; знакомится с меценатом В. Ластаносой. Лето 1637 — в Калатаюде напечатан моральный трактат «Герой» под псевдонимом Лоренсо Грасиан. Начало 1640 — назначен духовником вице-короля Арагона герцога Ночеры и переезжает в Сарагосу. Конец 1640 — в Сарагосе выходит его второй трактат «Политик» под тем же псевдонимом. Июль 1641 — приезжает в Мадрид (вероятно, сопровождая Ночеру, которого 4 июля арестовывают и заточают в тюрьму). Февраль 1642 — публикация в Мадриде трактата-антологии «Искусство изощренного ума». Март 1642 — возвращается в Сарагосу. Осень 1642 — назначение на должность вице-ректора «испытательного дома» в Таррагоне. Осень 1644 — снова переведен в валенсийскую обитель. Август 1646 — в Уэске выходит этический трактат «Благоразумный». Сентябрь 1646 — приступает к исполнению священнических обязанностей в армии маркиза де Леганес, направляющегося на помощь осажденной французами Лериде. 21 ноября 1646 — успешный штурм заканчивается снятием осады. Падре Грасиан, напутствовавший воинов перед боем, получает прозвание «Отец Победы». Декабрь 1646 — возвращается в Уэску; преподаёт Священное Писание и в то же время усиленно работает над своими литературными произведениями. Март 1647 — выходит «Карманный оракул» (Уэска). Весна 1648 — второе, значительно расширенное издание трактата-антологии под названием «Остроумие, или Искусство изощренного ума» (Уэска). Лето 1651 — выходит первая часть «Критикона» (Сарагоса) под псевдонимом Гарсиа де Марлонес. Сентябрь 1651 — получает кафедру Священного Писания в сарагосской коллегии. Весна 1653 — выход второй части «Критикона» (Уэска) под прежним псевдонимом Лоренсо Грасиан. Весна 1655 — «Размышления о причастии» — единственное произведение чисто религиозного характера и опубликованное под его настоящим именем. Лето 1657 — Третья часть «Критикона» (Мадрид). Начало 1658 — получает публичный выговор, его высылают из Сарагосы в захолустный Граус и приговаривают к покаянию. Апрель 1658 — частичное прощение; его переводят в коллегию Таррагоны и отказывают в просьбе о переходе в другой орден. 6 декабря 1658 — Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет. (Источник - http://ru.science.wikia.com/wiki/Бальтазар_Грасиан ) ***
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Gracian y Morales) (1601, Бельмонте – 06. 12. 1658, Тарасона), испанец. Знаменитый писатель и теоретик литературы, ректор Таррасонской коллегии. Грасиан развивал литературное направление “концептизма” (conceptismo), стремившегося к смысловой перенасыщенности слова и фразы, к много-смысленности слова. Идеи концептизма, самым крупным представителем которого был Франсиско де Кеведо-и-Вильегас (1580–1645), нашли своё теоретическое обоснование в трактате Грасиана “Остромыслие и искусство изощрённого ума” (La agudeza y arte de ingenio, 1642; 2-е изд. — 1648).
Грасиан был автором нескольких этических трактатов: “Герой” (1637), “Политик” (1640), “Благоразумный” (1646), а также сборника афоризмов “Карманный оракул” (1647). Мышление Грасиана парадоксально, оно исходит из напряжённого согласования антиномических представлений. Его этический идеал (“Герой”, “Политик”) — Личность, сотворившая самоё себя, наделённая такими качествами, как скрытность, проницательность, рассудительность и способность к “мимикрии”. Все эти качества, по Грасиану, объединяются под общим понятием: Благоразумие. Оно даёт Герою возможность противостоять всем превратностям Фортуны. Самое известное произведение Грасиана — аллегорико-философский роман, “эпопея в прозе” под названием “Критикон” (El Criticon, 1651–1657) в трёх томах. Современные исследователи относят это произведение к жанру мениппеи, то есть философско-аллегорического произведения, популярного в эпоху поздней античности. (Источник - http://russianplanet.ru/filolog/evropa/spain/gracian_main.htm ) ***
«КАРМАННЫЙ ОРАКУЛ», Бальтазар ГРАЦИАН
Книгу эту сложно назвать новинкой, хотя бы потому, что начало литературной деятельности Грациана относится к 1636 году. Сам автор родился в 1601 г. в Испании в набожной семье лекаря. Три его брата и сестра приняли монашество, а будущий писатель провел юные годы, обучаясь в иезуитских коллегиях Толедо, Сарагосы и Таррагоны, получив, по тем временам, серьезное образование. И уже в 26 лет он стал помощником ректора сарагосской коллегии, преподавая латинскую грамматику и философию. Книга «Карманный оракул» стала третьим произведением, вышедшим из под пера Грациана. В трехстах афоризмах «Оракула» Бальтазар Грациан выступил в роли морального врачевателя, вызывая у европейского читателя ассоциации с «Афоризмами» Гиппократа.
«34. Знать главное свое достоинство: развивать лучшую из своих способностей, не забывая об остальных. Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Определи главный свой дар и приложи усердие; у одних преобладает ум, у других – доблесть. Большинство людей насилует свою натуру и потому ни в чем не достигает превосходства. Легкий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование». (Источник - http://deita.ru/culture....br.html ) ***
АФОРИЗМЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ
Человек и его век. Даже люди редких достоинств зависят от своего времени. Не всем суждено было то время, какого они заслуживали; многие, кому оно досталось, не сумели его покорить. Кое-кто достоин был лучшего времени — доброе не всегда торжествует: всему своя пора, даже выдающееся зависит от моды. Но у мудрости то преимущество, что она вечна, и если этот век — не ее век, ей принадлежат века грядущие. ***
Искусство быть счастливым. Есть для этого немало рецептов, но не всякий годится для мудреца. Успеху может содействовать предприимчивость. Одни с беспечным видом становятся у врат Фортуны и ждут, пока возьмется за дело она. Другие умней — они дерзко пробиваются вперед и действуют, полагаясь на собственные силы, ибо на крыльях доблести порой удается настигнуть счастье и подольститься к нему. Но, правильно рассуждая, нет лучшего пути, чем путь добродетели и усердия, ибо нет высшего счастья, чем благоразумие, как и худшего несчастья, чем неблагоразумие. ***
О прирожденной властности. Один из тайных источников превосходства. Нарочитые ухищрения тут не помо¬гут. Ей покоряются все незаметно для самих себя, признавая тем самым тайную силу властелина природного. Наделенные даром повелевать — это короли по достоинству, львы по праву рождения; они похищают сердца и даже дар речи у всех остальных, немеющих от почтения. И когда прочие достоинства благоприятствуют, люди эти созданы быть первыми, вершителями дел государственных, ибо одним мановением достигают большего, чем другие длинными речами. ***
Будь в обхождении терпим, выказывая широту души. Муж великий не будет мелок и в повседневном. Не вникай в пустяки, тем паче в неприятные; иногда, правда, полезно подмечать и мелочи, но как бы невзначай, не нарочито. Благородная широта взглядов — основа благовоспитанности. Хочешь управлять другими, умей скрывать свои чувства. На многое в делах домочадцев, друзей и особенно врагов смотри сквозь пальцы. Придирчивость всегда неприятна, а как черта характера — несносна. Постоянно возвращаться к чему-то неприятному — род мании. И обыкновенно — поведение каждого определяется тем, каково его сердце, сколь оно широко. ***
Искусство долго жить: жить достойно. Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство. Одни потеряли жизнь, потому что хранить ее не умели, и другие — потому что не хотели. Как добродетель — сама себе награда, так порок — сам себе кара. Кто торопится жить в пороке, погибает быстро в обоих смыслах; кто торопится жить в добродетели, никогда не умрет. Здоровье духа сообщается телу, жизнь праведных долга не только делами, но и годами. ***
Благоразумие трансцендентно — сиречь превыше всего. Первое важнейшее правило в делах и в речах, тем более важ¬ное, чем выше и почетней занятие. Зернышко здравомыслия дороже арроб хитроумия. Пусть не все тебя одобряют, шествуй уверенно и по праву: благоразумным прослыть — высшая слава. Довольствуйся одобрением рассудительных, их голос — пробный камень твоей правоты. ***
Непроницаемость духа. Муж осмотрительный, коль хочет, чтоб его уважали, не позволит нащупать свое дно — ни в познаниях, ни в деяниях; с ним можно лишь познакомиться, но нельзя до конца постигнуть. Пусть никто не знает предела твоих возможностей, иначе дашь повод для разочарования. Никогда не дозволяй видеть тебя насквозь. Когда не зна¬ют и сомневаются, почитают больше, чем когда все твои силы, хоть бы и большие, налицо. ***
Величавость в речах и в делах. Где бы ты ни оказался, доставит тебе почетное место и внушит другим почтение. Она сказывается во всем — в беседе, в молитве, даже в походке, взгляде и, конечно, в желаниях. Пленять сердца — великая победа! Ее не одержишь ни безрассудной отвагой, ни докучным шутовством — дается она лишь благопристойной уверенностью, порождаемой нравом и опирающейся на достоинства. ***
Человек без напускной важности. Чем больше достоинств, тем меньше напускного — оно одно придает им всем отпечаток пошлости. Тягостное для окружающих, оно столь же тяжко для самого спесивца — он становится мучеником своих забот, терзая себя мелочами церемониала. Даже высокие достоинства много теряют из-за напыщенности — в них тогда видят лишь плод нарочитых ухищрений, а не свободной натуры, — естественное же всегда приятней искусственного. Людей напыщенных считают несведущи¬ми как раз в том, чем они чванятся. Чем лучше удалось дело, тем меньше говори о своих трудах, дабы казалось, что совершенство достигнуто совершенно естественно. Но, избегая притворной важности, не впадай в притворную скромность — всячески показывая, что ничего не выставляешь напоказ. Благоразумный виду не подаст, что сознает свои достоинства, — и само его равнодушие вызывает у окружающих интерес к ним. Вдвойне велик тот, кто, сочетая все совершенства, ни об одном сам не говорит; к всеобщему признанию он придет с другого конца. ***
Непринужденность во всем. Она животворит достоинства, вдохновляет речи, одушевляет дела, красит все прекрасное в человеке. Прочие достоинства — украшение натуры, а непринуж-денность — украшение самих достоинств; даже в рассуждениях ее весьма ценят. В основном она дается природой, меньше — усердием, ибо она выше любых правил. Она всюду легко пройдет и с изяществом всех опередит; она предполагает внутреннюю свободу и придает всему завершенность. Без нее и красота мертва, и чары бессильны; она бывает присуща доблести, уму, мудрости, даже царственному величию. Она придает приятность отказу, изящно выходит из любого затруднения. ***
Не быть неприступным. Нет человека столь совершенного, чтобы никогда не понадобился ему совет. Кто ни¬кому не внимает — глупец неисправимый. Будь ты семи пядей во лбу, а все ж умей выслушать дружеский совет; даже их величествам не зазорно учиться. Часто люди неисправимы, ибо неприступны; катятся в пропасть, так как никто не смеет их удержать. Человек безупречный и тот должен держать открытой дверь дружбы, откуда придет ему помощь; он всегда найдет время для друга, что без стеснения вразумит его и даже пожурит; его благосклонность и высокое мнение о преданности и уме друга придадут тому уверенность в советах. Но не одаряй без разбора уважением и доверием, только в заветном месте тайно держи верное зеркало — наперсника, которому обязан за трезвое суждение и благодарен за совет. ***
Не берись заполнить великую пустоту. Разве когда уверен, что превзойдешь ожидания. Дабы с предшественником сравниться, надо иметь достоинств вдвое. Хитрый ход — найти себе такого преемника, чтобы по тебе вздыхали; и также большая тонкость — чтобы предшественник не затмевал тебя. Великую пустоту восполнить нелегко, ведь прошлое всегда кажется лучше; тут мало быть равным, преимущество тогда за предшественником. Дабы его выжить из вотчины в мнении людском, надобно превзойти в достоинствах. ***
Не спеши верить, не торопись любить. Зрелость разума узнается по неспешности доверия: ложь так обычна, пусть же вера будет необычна. Легко поддаться уверень¬ям, да как бы потом не пожалел. Но не подавай виду, что не веришь, — это невежливо, даже оскорбительно: ты тогда даешь понять собеседнику, что либо он обманывает, либо сам обманут. А главное даже не в этом, а в том, что недоверие — признак лживости; у лжеца две беды — и ему не верят, и сам он не верит. Когда слушаешь, не спеши с суждением, помни, что сказал один писатель: «Сразу полюбить — также род неразумия». И не за¬бывай, что обманывают не только словами, а и делами, и этот обман еще вредней. ***
Восхвалять достохвальное. Свидетельство вкуса, воспитанного на лучшем, способного его оценить. Только тот, кто уже видел совершенное, сумеет его отличить. Такой человек предлагает пред¬мет для беседы и подражания, заодно сообщая приятные сведения, — это также политичный способ воздать должное достоинствам присутствующих. Другие, напротив, склонны только осуждать и льстят присутствующим, понося отсутствующих; такая лесть им удается с людьми поверхностными, не замечающими уловки — говорить с этими дурно о тех и наоборот. Кое-кто политично возносит нынешних посредственностей над вчерашними светочами. Но прозорливец разгадает приемы пролаз, его не удивит преувеличенная похвала одного, не ослепит лесть другого, он поймет, что эти люди так же ведут себя с его врагами, — только там говорят все на-оборот, всегда подлаживаясь к месту. ***
Всегда чего-то желать — дабы не стать несчастным от пресыщения счастьем. Тело дышит, дух жаждет. Обладай мы всем, нам все было бы немило, скучно; даже уму должно приберегать нечто ему неведомое, возбуждающее любознательность. Надежда вдохновляет, пресы¬щение губит. Даже награждая, не удовлетворяй вполне; когда нечего желать, жди зла: счастье это — злосчастное. Кончаются желания — начинаются опасения. ***
Брать вещи с должной стороны — даже когда жизнь подсовывает с оборотной: все имеет лицо и изнанку. Самая лучшая и самая полезная вещь, коль схватишь за лезвие, поранит; и напротив, самая противная защитит, коль взять за рукоять. Часто люди огорчались из-за того, чему, разглядев его пользу, могли бы радоваться. Во всяком деле свои выгоды и невыгоды; искусство жить — в том, чтобы находить сторону выгодную. Та же вещь, коль видишь ее в разном свете, имеет разные обличья, — смотри же на все в свете радостном. Но и в радости, и в печали из рук не выпускай поводья. Кто этого не умеет, либо всем тешится, либо всему печалится. Мудрое это правило благой жизни — надежная защита от превратностей Фортуны во все времена и во всяком занятии. ***
Научись разыгрывать карту презрения. Это наиболее хитроумная форма мести. Имена множества людей никому не были бы известны, если бы только выдающиеся противники этих людей проигнорировали их. Ни одна месть не может сравниться с забвением, ибо оно есть не что иное, как погребение недостойного в пыли его собственного ничтожества. ***
Не доводи до крайности ни зло, ни добро. Древний мудрец сводил всю мудрость к простоте и скромности. Прямота, вытянутая силой, искривляется, чрезмерно выжатый апельсин источает горечь. Также и в удовольствии не следует достигать крайности. Интеллект может израсходоваться, если его использовать выше меры, кто хочет тиранически давить, получит кровь вместо молока. ***
Знание и решительность, доблесть, всегда состязаются в значении и образуют значительность человека. Это два великих бессмертных дара человека: человек стóит столько, сколько знает, знающий может всё. Необразованный человек – это мир, погружённый во тьму. Совет и сила; глаза и руки; без решительности и инициативы знания стерильны ***
Реальность и видимость. О вещах судят не по тому, какие они есть, а по тому, как они выглядят. Но нужно иметь разум, чтобы за видимостью рассмотреть каверзы и обман. ***
Нужно искать человеческие средства, как если бы божественные не существовали, и божественные средства, как будто не существует человеческих. Это – норма, продиктованная Великим учителем, она не нуждается в комментариях. ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |