Оргкомитет | Дата: Вторник, 15 Окт 2019, 08:00 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 6808
Статус:
|
* * * Я просто пью твои прикосновенья, Спасаясь в них от злых дождей осенних, Которыми в окно стучат ветра. Я пью и пью твои прикосновенья, В них спрятавшись от злого невезенья, От болей, страхов, что во мне посеял Вот этот листопад среди двора.
Я пью и пью твои прикосновенья. Я в них живу. Я в них ловлю мгновенья. До отупенья, до остервененья, До взлёта, до полёта, до паренья…. Я просто пью твои прикосновенья.
Дождём в оконное стекло стучат ветра. Стучатся в чьё-то старое корыто. И лампы на столбах качаются сердито, И будут так качаться до утра.
К тебе прижмусь. Скажу: «Спокойной ночи». Хоть ночь спокойной быть совсем не хочет. Но я в твоё укутаюсь тепло. И буду сладко спать, покамест утро Меня разбудит пеленою мутной, И моросью промозглой за стеклом.
* * * Ты можешь меня перестать целовать, А разные глупости мне говорить. Губами, в губах задержу я слова Стратегией детской забавной игры.
Как бережно, древнюю вазу гончар, Я тело твоё обнимаю за талию. И так холодна ты, и так горяча И я испугался, чтоб ты не растаяла.
А я поцелуями вымощу тьму, Дрожа и немея от страха потери. Тебя отпустив осторожно, возьму. Возьму себе всё, что решишь мне доверить.
* * * А мне, в мои пятнадцать лет, Была награда — Прозрачная, как лед на свет Гроздь винограда.
И я унес через забор Чужого сада, Пусть небольшую, но зато Гроздь винограда.
А после, схоронясь в траве, Ел воровато, Прозрачную, как лед на свет Гроздь винограда.
* * * Когда земная тень, обычною порой Укроет огоньки селений и созвездий Автобус, словно сорванный паром, Асфальтовой рекой смывает в бездну.
Вдали сольются в массу огоньков Жилища фонари и жар костров военных, И звездный жар потерянных веков Холодного безвременья Вселенной.
Я потеряюсь если к ним пойду Сойдя на остановке незнакомой. И замер я, чтоб не попасть в беду Таинственным движением влекомый.
Движеньем галактических систем, Вращением пространств, времен и судеб. Все мимо, мимо, мимо, лишь за тем, Чтобы не быть. И никогда не будет.
Попутчики отправятся в беду. И может только я желаю чуда, Что вдруг мне повезет, и я сойду, Где был вчера, но где уже не буду.
Уйдет земная тень, и миражом, Слепящим взгляд на мимолетность истин, Мир будет брошен солнцу нагишом Плодить богов, селения и листья.
Но вот автобус уплывает в ночь Асфальтовой рекой вплывая в бездну. И я плыву, и уплываю прочь От звезд селений к огонькам созвездий.
* * * А вы помните ещё, как тает снег? День за днём сугробы подтекают Заструившись в направленье рек. И тропинка мокрая такая.
С ветки вдруг слетят за воротник Птицей потревоженные комья. Помните, как все вокруг звенит? А вот я, мне кажется, не помню.
Для мальчишек это не сезон Сушат дома мокрые ботинки. Только грустно смотрят из окон Как с сосулек капают слезинки.
Вдруг найдут, где только стаял снег, Что-нибудь, что осенью носили. И находке радуются все… Помните, как тает снег… в России?
Цитата Очень краткая творческая автобиография.
Начало: Я, Сергей Ростовцев, заразившийся вирусом писательства много лет назад, не только что-то всё время пишу, но и изредка пытаюсь это опубликовать, посылая на различные конкурсы. И вот, на одном из конкурсов, кроме ознакомления с тем, что я написал, пожелали ознакомиться с моей творческой биографией. Я подумал, что это занятно и возможно будет интересно не только организаторам конкурса, но и моим детям. Поэтому, вместо того, чтобы выдумывать свои литературные успехи, я решил подробно проследить, как во мне возникло и как прогрессировало выше упомянутое заболевание. Моя творческая биография началась с первых сказанных мной слов. Нормальные дети говорят «Мама». Моя младшая дочь, отличилась тем, что первым сказанным словом было «Папа». Это нормально. Но первыми словами человека, творческую биографию которого я сейчас пишу, было «Тик-так». Вообще, как я подозреваю, творчество заложено в генах. Моя мама, родившая меня в двадцать один год, ушла от моего папы, когда мне не было еще и года, потому, что вместо того чтобы работать, он читал Карла Маркса. И хотя отец относился к этому занятию не особенно серьёзно, он писал стихи. Да и как не писать? Он воспитывался в театре. Моя бабушка, его мама, урожденная графиня Галина Ивановна Ростовцева, работала концертмейстером, то в оперных театрах, то в театрах оперетты, будучи ещё и виртуозной пианисткой. Её отец, граф, Иван Сергеевич Ростовцев, русский офицер, а при советской власти академик украинской сельхоз академии, был сослан в Днепропетровск из Киева, в рамках борьбы с вейсманизмом и морганизмом. Отец отца, Пакуль Александр Григорьевич, профессор истории Харьковского университета, был изгнал учителем истории в Токмак, в рамках борьбы с космополитизмом. В общем, власть, ещё до моего рождения, моей отцовской линией была недовольна. Но и с материнской обстояло не лучше. Моя бабушка Варя, мама моей мамы, Варвара Павловна Боснак, была дочерью графа Павла Боснака, из обрусевшего немецкого рода и дочери раввина Юзовки, красавицы Розы. Мамин отец, Макар Лукьянов, был сапожником, антисемитом и замечательным певцом. Когда он пел, так мне рассказывали, замолкали птицы. Он умер от туберкулёза, когда маме было шесть лет. Голос передался моей маме. Слушая сегодняшних самых титулованных певиц, я не слышу того звона и чистоты голоса, которым пела моя мама. Хотя возможно, это субъективно. Воспитывала меня моя бабушка Варя, и её второй муж, Григорий Николаевич Гайдуков. Деда Гриша, был замечательным художником и умел так нарисовать документы, что никакая экспертиза не могла обнаружить подделку. Уезжая перед войной в эвакуацию с конструкторским бюро авиазавода, он записал бабушке в трудовую «помощник повара», и нарисовал печать, а потом в паспорте вместо национальности «немка» написал «украинка». Подделки не обнаружили. И только когда бабушка меняла паспорт, а деда Гриша был уже в лучшем из миров, в паспортном отделе очень удивились ошибке и в новый паспорт вписали – «немка». Когда деда Гриша умер, бабушке Варе, пришлось идти на работу, и я оставался без присмотра. К нам пришла мама отца, баба Галя и предложила, чтобы я жил у неё. Мои бабушка и мама не согласились, но после третьего класса, я отправился с бабой Галей и Бобруйском театром оперетты, на летние гастроли. Новгород, Питер, Вологда, Кричев, Гомель… ну и колхозные концерты. Тогда это было правилом. Вернулся я из гастролей уже с серьёзными признаками инфекции писательства. Я практически наизусть знал «Поцелуй Чаниты», «Сильву», «Фиалку Монмартра», «Розиту» и «свадьбу в Малиновке». Но самое главное, в Гомеле мне в руки попался «Таинственный остров», Жюль Верна, и это меня добило.
Вернувшись домой, я начал писать фантастический роман, для которого выбрал, никогда не встречавшееся (по моему тогдашнему мнению) название «Одержимые». Я писал быстро и к новому 1964 году были написаны две тетради по 12 листов, которые я дал почитать своему другу, Вальке Корицкому. Через неделю он мне с прискорбием сообщил, что его бабушка, по незнанию, растопила ими печь. Валька утешал меня, помянув, что у Гоголя тоже сгорела книга, и Маяковский потерял свои первые стихи. Утешал, а мне казалось, что он мне завидует. Но Валька признался, что тоже пишет стихи. Я попросил его показать мне какой-то из стихов. И Валька прочёл:
Ты ругаешь глупая судьбу, Что родилась в скучное ты время, Что не видела борьбу, О которой так мечтает наше племя.
Что ж не благодарна ты судьбе? Может знаешь, что такое голод? Может знаешь, как лежат в избе, Дети от всесильного сыпного?
Может быт терпела много дней Лютую блокаду Ленинграда? Или провожала сыновей, Умирать под стены Сталинграда.
Или может знаешь, как в бою Умирая падали солдаты? Видела, быть может, как твою Мать, прошил фашист из автомата.
Так молчи уж лучше, чем корить Лёгкую и ровную дорогу. Очень долго ещё надо жить Испытать придётся очень много.
Я был в полном восторге. Ну, если Валька может, то и я наверно смогу? И началось. Лишь лет через пять, Валька признался, что это был не его стих, а его родственника, Дмитрия Кедрина, возможно из неопубликованных. Тут надо добавить, что жил я в Днепропетровске, на углу Свердлова и Чичерина, а Валька жил через забор, по Чичерина 36 (бывшая Надеждинская — это для знакомых с биографией Кедрина).
Осознание: От моего дома, до памятника Пушкину, на проспекте Пушкина был целый квартал, и других памятников поблизости не было. Долгое время, всё детство, я думал, что памятники ставят только поэтам. Теперь я понимаю, что это не так, но искренне об этом жалею. Всё своё детство я абсолютно был уверен в том, что заслужить уважение и почитание можно только одним способом – стать поэтом. И я писал. Писал мало, но слабо. Но в школе достаточно быстро стало известно, что я могу как-то объединять рифмы со смыслом и все КВНы, были мои. Хочу напомнить читателям, что это были за годы. Это был конец шестидесятых. Группа Битлс присутствовала не так чтобы на сцене, но она присутствовала в мозгах. И мы с товарищем тоже создали свою, поэтическую группу «РоУм2С» — Ростовцев и Уманский, два Сергея. Нельзя сказать, что мы писали хорошие стихи… это была сатирическая белиберда. Но как тренинг, это было великолепно. Писали четверостишиями. Первый писал две строчки, второй четыре и потом каждый по четыре. Было здорово. Мой друг и напарник иронично относился к поэзии. Наверно это происходило потому, что кроме наших сочинений он ещё и читал других поэтов. Я почти никого не читал. Я писал. Читать я тоже начал. Но это произошло значительно позже. Когда, во время войны, моя мама, тогда ещё девчонкой, была в эвакуации, она очень подружилась с хозяйкой квартиры, в которой они жили. Хозяйка квартиры, которая находилась в Перми, сделала моей маме очень дорогой подарок. Она подарила ей сою рукописную тетрадь со стихами, которые она выписывала, когда была в гимназии. Эта тетрадь и стала моим главным пособием по стихописанию. Когда-то, в этой тетради было 462 страницы и 422 стиха. Многие страницы были утеряны, но это и сейчас вполне приличная книга.
Потом была советская армия.
Поэт в России он везде поэт У нас везде хватает стенгазет
Но в армии я начал писать ещё и статьи. Статьи в дивизионную газету «Гвардеец», были не ахти какие. Это были зарисовки из не самых неприятных дней службы. И за эти зарисовки не платили. Зато из газеты «Ленинское знамя» ЮГВ, шли хоть и небольшие, но гонорары. А ведь прочитать о себе в газете и увезти домой в дембельском альбоме статью с упоминанием твоей фамилии, хотел каждый. Писал я много, бездарно, живо и весело. Однажды комдив, а я был командиром отделения связи во взводе разведки, за плохую связь на марше, оправил меня на три дня на губу. А через три часа, по звонку секретаря комитета комсомола дивизиона, в полк неожиданно был направлен корреспондент «Гвардейца», с комиссией по наглядной агитации. Меня немедленно амнистировали, и я понял: «Слово — страшная сила!». Когда я демобилизовался, от редактора «Гвардейца» я получил направление в львовский институт военной журналистики. Но когда я приехал домой, папа меня отговорил. — Я тебя знаю. Ты недолго сможешь писать то, что от тебя будут требовать. И он был прав. В 1977 году я так удачно, со своими стихами выступил на слёте творческой молодёжи Украины, что в том же году, днепропетровский КГБ завёл на меня дело — как на поэта. Сегодня, я этим даже горжусь. А тогда… Но к этому времени, так или иначе я уже осознал себя пишущим. Инфекция победила иммунитет страха, и стало понятно, что только летальный исход может её остановить. А к этому времени я уже начал читать других поэтов.
Дядя Яков.
Вообще в своей компании…, не в той, что я вырос, а с теми с которыми начал общаться в старших классах школы, я слыл человеком находчивым, но малообразованным. По сравнению со своими друзьями я мало читал. Не надо только сравнивать это с современностью. Потому как к девятому классу, я прочёл всего Жюль Верна, Конан Дойля, Майн Рида, Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Джека Лондона, по нескольку книг Хагарта, Стивенсона, Ноля, Буссенара, Дикенса, Касиля, Уэлса, Лема, Гаррисона… ну и так, по мелочи. Но тогда это было очень мало. Это было просто смешно. А вот поэтов я не читал…, ну кроме той рукописной книги, «Тёркина» Твардовского и пастернаковских переводов Шекспира. Зато запоминались стихи легко. Я их не учил. Просто прочёл два раза и мог рассказывать постепенно вспоминая.
Мой отец с мамой расстались, когда мне ещё не было года и лет с восьми, когда я сам мог добраться до его дома, я начал посещать отца. Лет в четырнадцать я встретил у отца Якова (Якова Исааковича Островского), о котором тогда не знал ничего. Но лет в шестнадцать, когда отец перебрался ближе к центу, я стал видеть Якова чаще и однажды мы о чем-то поспорили. Вообще (скромно замечу) я гениальный спорщик. И тогда не был начинающим. До нашей встречи с Яковом, до этого спора, уже лет пять, я просто не знал себе конкурентов. Это было время, когда было принято спорить до конца, и не принято было переходить на личность или говорить, останемся каждый при своем мнении. Все, практически вся страна, хотела добраться до сути. Я становился на любую позицию, даже на считавшуюся заранее проигрышной, и все равно всегда побеждал. Но в этом споре с Яковом, я вдруг почувствовал себя цыплёнком, попавшим в ощип. Яков не добил меня, из вежливости, а когда отец, после, поинтересовался, о чем был спор, ответил: — Твой сын решил перетягивать со мной канаты. Это, понимание Яковом ситуации, окончательно вселило в меня полное уважение к нему. А, через года три — четыре (дядя Яков же, известный литературный критик), я попросил разрешения прийти к нему со своими стихами. — Приноси все – ответил он. И тогда, в свой первый раз, я принёс ему свои блокноты. Дядя Яков долго читал, листал, а потом сказал: — Выбери из этого три стиха, которые ты считаешь хорошими. Я выбрал. Он внимательно их прочел. — Вот этот, – он указал мне на стих – писал не мастер и даже не кандидат в мастера, но выражаясь пошахматному, перворазрядник. А эти два, писал человек, не знающий правила хода. Понятно? Да я понял. Нет, я не согласился, но не спорил. Яков понял мои сомнения и начал задавать мне вопросы о том, что такое рифма, что такое ритм. Яков приводил примеры и оказывается, я вообще этого ничего не знал. За час с небольшим …, а может и два (счастливые часов не наблюдают), я узнал о поэзии больше чем, если бы окончил литературный институт. Тогда я этого осознать не мог. Но главный урок, был впереди. Однажды, когда мы с братом провожали Якова после того как он был в гостях у отца, я задал вопрос: — А чем, кроме техники и звука хороший стих отличается от плохого? Мы гуляли еще два часа, и я получил ответ. Я понял, я чувствовал это, я всегда знал, что это так. Но это было так блестяще сформулировано… точно, кратко ярко, что вопросов не осталось. Я точно знаю, чем хороший стих отличается от плохого и вообще не стиха, а рифмовки графомана. Вопрос лишь в том удается ли мне или другому автору вытащить этот, второй и полутайный смысл, эту непрямую информацию так, чтобы она была видна не только ему. — Дядя Яков! — обиженно спросил брат – А почему вы всегда на Сережины вопросы отвечаете так полно? а на мои нет. — Он спрашивает о существенных вещах. Даже в этой похвале было воспитание. Дядя Яков учил отличать существенные вопросы от похвалы. А учил он, не переставая, и я впитывал каждое его слово, как губка. Каждое предложение, которое он говорил, стоило книги. Дядя Яков относился ко мне без особого «пиетета» через год, мне было запрещено показывать ему стих, если в нем была, хоть одна глагольная рифма и был, хоть один, ритмический сбой, который я не мог объяснить смыслом. Я должен был принести стих, и сам сообщить, где в нем ритмический сбой и для чего он сделан. Когда это было достигнуто, дядя Яков написал мне список поэтов и сказал, что прежде чем нести следующий стих, я должен прочитать все, что написал какой-то поэт из этого списка, и сдать ему экзамен. Это правило долго не просуществовало, но стихи Пушкина, Маяковского, Блока, Есенина, Лермонтова (хотя последнего в списке не было) я прочитал все. Но замысел дяди Якова сработал – я начал читать чужие стихи. Читал Гумилева, Ахматову, Цветаеву и прочел всего Пастернака, хотя описанное выше правило дяди Якова, уже перестало действовать. Но однажды мне удалось довести и дядю Якова и отца, до гомерического хохота. Настолько они смеялись, после того, как я показал им начала поэмы, что брызгая слюной дядя Яков полез под стол (маленький, квадратный, стоявший у него на кухне, в квартире на улице Ленина), а отец выскочил в комнату и прыгал попой на яковском диване. Я просил объяснить мне, над чем они смеются, но дядя Яков только отмахивался и начинал еще больше хохотать. Узнал я о причине смеха, приблизительно через месяц. Придя с очередным стихом, я попросил все же объяснить, в чем была причина такого веселья. Дядя Яков напрягся, чтобы опять не начать смеяться. — Понимаешь Сережа. Твой отец в молодости тоже писал стихи. Нормальные стихи. Но он никогда не относился к этому серьезно. Но была одна поэтическая область, где он приложил максимум усилий. Он искал и находил такие сочетания обычных слов в обыкновенных стихах, чтобы при этом читатель слышал слова… не совсем приличные. Пример. Вот если бы Есенин писал «Все пройдет, как…» о яблоках и дынях, так получилось бы «Все пройдет как с яблок или б-с-дынь». Но он старался и делал это специально. Но у него никогда не получалось это так хорошо, как у тебя. Послушай, как читается то, что ты написал: «Где глади бунт, там пены бал» — «Где Гладь ибут, там Пен ибал». Осталось выяснить, кто такие Гладь и Пен. Надо слушать то, что ты пишешь.
* * * Следующим этапом нашего общения, была наука. Однажды мой средний брат втянул дядю Якова в наши моральные разборки, в которых выяснилось, что наше поколение, и я в частности, совсем не так воспринимает отношение мужчин и женщин, как это было у наших родителей. С точки зрения отца, я должен был быть подвергнут полному моральному осуждению. Но не таков был дядя Яков. Нет, дядя Яков, как и отец, считал, что меня нужно воспитывать, только он понимал, что прямая атака на мою «распущенность», ничего не даст. А нужно сказать, что я ни делал ничего, чего ни делали другие. Просто я этого не стеснялся и не скрывал. Но причем, вы спросите, наука? Тогда дядя Яков дал мне список вопросов, как он считал морального свойства, которые я должен был обдумать и ответить. Но я уже был его учеником. Когда, через месяц я явился к отцу и дяде Якову, с написанными ответами на поставленные вопросы, отец только ахнул. — Гляди-ка, этот подлец (не прямое применение слова) реферат по социологии написал. Мои учителя были в растерянности. И я увидел, что в первый раз они не знают, что со мной делать. Но ободренный словом «реферат», через месяц я принес еще один реферат, в котором совершенно убедительно доказал, что все пики развития цивилизации, происходят в моменты изменения отношения общества к форме брака и дозволенности промискуитета, как в одну, так и в другую стороны. Мой реферат проанализировал брачные законы и их изменения, на всех известных континентах и во все времена, найденные в читальном зале. Я месяц просидел в библиотеке с брачными кодексами, а вне библиотеки читал и конспектировал «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На этот раз, дядя Яков понял (так он сказал), что я научился нестандартно относится к поставленным задачам, но все же убил результаты моего месячного труда, одной единственной фразой: — И форма брачных отношений и взлеты, и падения цивилизации, зависят не друг от друга, а от смены социальной формации и отношения к собственности на средства производства. Если бы ты читал не только Энгельса, но и Маркса, ты бы это знал. Маркса я (тогда) читать не стал, а заинтересовался отношением полов в природе.
* * * Я прошел длинный и странный путь. Заинтересовавшись, полом и сообразив, что у людей он генетически не определен, я старался понять, откуда он взялся в природе. Я прошел по некоторым математическим приложениям и вышел на физику. Протон и электрон, тоже ведь можно рассматривать, как половую принадлежность. Дядя Яков и отец устроили мне встречу с Борисом Давидовичем Котляром, замечательным математиком, но еще более замечательным энциклопедистом. Борис Давидович знал все. Если в ходе беседы заходил вопрос… ну, например, о баптистах, он рассказывал всю историю, структуру их сегодняшних церквей и даже называл руководителей. Что-то такое Борис Давидович увидел в моих вычислениях, и что-то такое сказал дяде Якову и отцу, что их отношение ко мне резко изменилось. Я перестал быть в их глазах полуобразованным сыном рабочего района. Я почувствовал, что имею право…, что я получил право разговаривать на равных. Теперь дядя Яков меня слушал. Он по-прежнему выставлял оценки, но это были уже не категорические оценки. Кроме того, однажды он сказал, что я, как барон Мюнхгаузен, сам вытащил себя за волосы. Но я не наглел. У меня было свое мнение, но я продолжал внимательно слушать дядю Якова, и жалею, что времени его слушать, было отведено, так мало. Сначала я уехал в Израиль, потом он в Германию. Мы переписывались, переговаривались по скайпу, хоть и редко. Пару раз он приезжал в Израиль и это был для меня праздник. Последнее время я писал книгу, а он угрожал ее прочесть. Когда я дописал, я отправил ее ему… Но он уже умирал, и мы сказали друг другу по скайпу всего несколько слов. Его душил кашель. Он задыхался. Я не мог решиться позвонить еще, потому что каждое произносимое слово причиняло ему страдания. И с ужасом ждал страшного известия, и оно пришло.
Я, конечно, очень старался, но не я вытащил себя за волосы, как барон Мюнхгаузен. Меня вытащил дядя Яков.
Иногда я писал рассказы и тоже носил их к дяде Якову. Пройдёт немало лет, пока дядя Яков признал меня состоявшимся поэтом. Но это вовсе не означало, что все мои стихи он хвалил. Требования стали другие.
Заключение:
Не сделав литературу своей профессией, я мог позволить себе писать, когда вздумается и когда хотелось. А уж публиковать… ну разве попалась на глаза реклама какого-то конкурса. Иногда меня печатали. В этом тысячелетии я отметился победой в конкурсе белорусского журнала «Рассказы на ночь», но прочитав то, что опубликовали…. Это надолго отбило у меня охоту посылать куда-то написанное. То, что я пишу, для меня живое. И переполовинить рассказ, это как обрубить руки и ноги человеку. Ну, ещё стал лауреатом конкурса «Поэт и интернет». И даже получил в премию диск с рассказами Бредбери. Но дорог не подарок, а внимание. Этот конкурс меня обрадовал. Продолжаю писать, когда хочется. И самое главное, продолжаю писать, как хочется, потому что работаю инженером по обработке и электрической проверке электронных плат, и хозяева фирмы, где я работаю… уже двадцать лет, не только не знают, что я что-то пишу, но и прочесть не смогли бы. Они не знают русского. Хотелось бы закончить, чем-то оптимистичным и жизнеутверждающим, но в голову ничего путного не приходит. Ну, разве что это: Пишущий человек защищён от многих психологических травм. Он живёт в двух мирах: в реальном и том, о котором пишет. А значит у пишущего, всегда есть возможность сказать реальным ударам судьбы: — Да пропадите вы все пропадом! Я вчера такой стих написал!
|
|
| |