[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Кайсаров А.С. - русский поэт, писатель, историк, филолог
NikolayДата: Понедельник, 11 Июл 2011, 15:10 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


КАЙСАРОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
(16 (27) ноября 1782, Москва — 14 (26) мая 1813, под Гайнау?)


— известный русский писатель, поэт и переводчик, публицист и филолог, российский просветитель и историк; доктора философии, профессор, герой войны 1812 года; брат М. С. Кайсарова, Паисия С. Кайсарова и Петра С. Кайсарова.

Воспитанник Московского благородного пансиона, недолго состоял в военной службе, потом учился в Геттингене, объездил славянские земли и Англию, всюду собирая рукописи и материалы для изучения русской старины. В 1811 г. назначен профессором русского языка в Дерптский университет. В 1812 г. К. снова вступил в военную службу и был убит под Ганау. В своем "Versuch einer Slavischen. Mythologie" (Гетт., 1804; русск. перевод: "Мифология славянская и российская", М., 1807 и 1810) К. сделал одну из первых попыток поставить изучение слав. старины на научную почву, воспользовавшись почти всем, что представляли в то время книжные источники. Некоторое знакомство с требованиями научной критики, почерпнутое у Шлецера, ставит К. выше предшественников его в этой области. Большой исторический интерес представляет докторская диссертация К.: "Об освобождении крепостных в России" ("Dissertatio inauguralis philosophico-politica de manumittendis per Russiam servis", Гетт., 1806), посвященная императору Александру I, которому она была поднесена И. А. Тургеневым через Новосильцева. Группируя различные доводы против крепостного права, К. замечает, что они не новы, но недостаточно известны в России. Он доказывает, что крепостное право тормозит успехи земледелия и препятствует увеличению населения, а это, в связи с незначительностью потребностей крепостного населения, в свою очередь задерживает развитие фабричной промышленности и торговли; далее, крепостное право препятствует правильному денежному обращению и подавляет умственное развитие народа. Опровергнув, затем, возражения крепостников (будто, напр., крепостные сами не желают свободы и т. п.) и с похвалой упомянув о крестьянской реформе 1804 г. в Лифляндии, К. говорит, что было бы большим безумием сразу освободить 20 млн. рабов, но в то же время выражает надежду, что если Бог дарует императору Александру долгую и благополучную жизнь, то ему удастся уничтожить крепостное право. К. напечатал еще "Речь о любви к отечеству" (Дерпт, 1811; нем. перев. там же, 1811).
(Источник - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/49903/Кайсаров)
***

Андрей Сергеевич Кайсаров -
русский публицист, филолог, поэт. Родился в Москве. Брат М.С. Кайсарова, Паисия С. Кайсарова и Петра С. Кайсарова. Происходит из старинной, но небогатой дворянской семьи. Воспитывался в Московском благородном пансионе. В 1795 поступил в Московский университет, но вынужден был оставить учение и поступить в военную службу, куда был записан ещё в 1786. Недолго состоял в военной службе: живя с 1799 в Москве, сблизился с Андреем И. Тургеневым и его окружением (В.А. Жуковский, А.Ф. Мерзляков, А.Ф. Воейков, Александр И. Тургенев) и под его влиянием оставил службу, предавшись самообразованию и литературе. Вместе с братом М.С. Кайсаровым был деятельным участником оформившегося в 1801 Дружеского литературного общества. Критически относился к сентиментализму, ратуя за политическую гражданственную поэзию. С 1802 учился в Геттингене (где в 1806 защитил диссертацию), объездил славянские земли и Англию, всюду собирая рукописи и материалы для изучения русской старины. 1807—1810 провёл в Саратове, где работал на «Словарём древнерусского языка» и написал ряд стихотворений (при жизни не публиковались). Осенью 1811 избран профессором русского языка и словесности Дерптского университета. В 1812 году Кайсаров снова вступил в военную службу. Служил в походной типографии при главной квартире армии, выпускавшей листовки и воззвания к местному населению и солдатам наполеоновской армии, газету «Россиянин» на русском и немецком языках, приказы, «Певца во стане русских воинов» В.А. Жуковский (которого Кайсаров встретил при отступлении от Москвы и привлёк к сотрудничеству), басни И.А. Крылова. Типография, в организации и деятельности которой Кайсаров играл важную роль, стала одним из центров публицистики 1812 года. После смерти М.И. Кутузова служивший при штабе главнокомандующего дежурным генералом Паисий Кайсаров возглавил одну из партизанских «партий». Андрей Кайсаров последовал за братом и погиб, действуя в тылу неприятеля. В числе других исторических лиц выведен в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. В своём «Versuch einer Slavischen Mythologie» (Гёттинген, 1804; русск. перевод: «Мифология славянская и российская», Москва, 1807 и 1810) Кайсаров сделал одну из первых попыток поставить изучение славянской старины на научную почву, воспользовавшись почти всем, что представляли в то время книжные источники. Некоторое знакомство с требованиями научной критики, почерпнутое у Шлёцера, ставит Кайсарова выше предшественников его в этой области. Большой исторический интерес представляет докторская диссертация Кайсарова «Об освобождении крепостных в России» («Dissertatio inauguralis philosophico-politica de manumittendis per Russiam servis», Гёттинген, 1806), посвященная императору Александру I, которому она была поднесена И.А.Тургеневым через Новосильцева. Группируя различные доводы против крепостного права, Кайсаров замечает, что они не новы, но недостаточно известны в России. Он доказывает, что крепостное право тормозит успехи земледелия и препятствует увеличению населения, а это, в связи с незначительностью потребностей крепостного населения, в свою очередь задерживает развитие фабричной промышленности и торговли; далее, крепостное право препятствует правильному денежному обращению и подавляет умственное развитие народа. Опровергнув, затем, возражения крепостников (будто, например, крепостные сами не желают свободы и т. п.) и с похвалой упомянув о крестьянской реформе 1804 в Лифляндии, Кайсаров говорит, что было бы большим безумием сразу освободить 20 млн. рабов, но в то же время выражает надежду, что если Бог дарует императору Александру долгую и благополучную жизнь, то ему удастся уничтожить крепостное право. Кайсаров напечатал ещё «Речь о любви к отечеству» (Дерпт, 1811; нем. пер. там же, 1811). Для истории русской литературы представляют интерес сатира «Описание бракосочетания г. Карамзина» (1801) — пародия на сентиментализм; программные речи на заседаниях Дружеского литературного общества; стихотворения. Скончался под Гайнау 26 мая 1813 года.
Литература: Ю.М. Лотман. Кайсаров Андрей Сергеевич // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Москва: 1992 (ISBN 5-85270-064-9). Страницы 440—441 (там же дальнейшая библиография).
(Источник - http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post115388106/)
***

Критико-биографический очерк А. Баженовой

Кайсаров Андрей Сергеевич (16[27].11.1782 — 14[26].05. 1813), первый русский профессор из дворян, преподававший на русском языке, первый русский ученый-славист, писатель, общественный деятель, герой Отечественной войны 1812. Родился в д. Барановка (?) Аткарского у. Саратовской губ.

На 13-м году жизни Кайсаров поступил в благородный пансион Московского университета, где почти не пришлось учиться, т. к. вступивший на престол Павел I призвал всех, записанных в полки, явиться к службе. В 1796—1801 Кайсаров служил в С.-Петербурге и в Москве, дослужившись до штаб-ротмистра.

Еще служа в Москве, Кайсаров стал посещать вечера Московского благородного пансиона, где учились тогда его братья Петр и Михаил. В это время Кайсаров сблизился с А. И. Тургеневым, В. А. Жуковским, учившимися в пансионе, А. Ф. Мерзляковым, адъюнктом университета, с поэтом и журналистом А. Ф. Воейковым. Это была пора чистой сентиментальной юношеской дружбы, возводимой в культ. Друзья чаще всего собирались в 1799—1801 на квартире Тургеневых или в старом доме Воейкова на Девичьем поле («поддевические собрания»). На основе этой дружбы, благодаря инициативе Тургенева и Мерзлякова, организовалось «Дружеское литературное общество 1801». Малочисленность кружка и кратковременность существования не умаляют его значения в формировании литературных направлений ранней пушкинской эпохи (борьба с сентиментализмом и зарождение романтизма Жуковского и т. д.) и вполне компенсируются большой интенсивностью работы, энергией, вдохновением. Кайсаров сделал здесь несколько докладов — «О кротости», «О том, что мизантропов несправедливо почитают бесчеловечными», «О том, что мнение о славе зависит от образа воспитания». Идеи последнего доклада во многом предуготовили судьбу самого Кайсарова. Кайсаров доказывал возвышенный характер патриотического чувства. «Пусть сердце воина ожесточится, — заявлял он, — если враги грозят его отечеству…» Слово «отечество», так же как и слово «дружество», в эти годы на устах у всех. Молодое поколение размышляло о путях лучшего служения отечеству, искало идеал истинного сына отечества, гражданина и патриота. К этому периоду принадлежит блестящий доклад А. И. Тургенева «К Отечеству», начало работы над одноименным стихотворением.

Небольшая статья Кайсарова «О религии», видимо написанная в 1799 — 1800, опубликована в журнале «Иппокрена, или утех любословия», № 11 за 1801. В 1801 Кайсаров публикует остроумную пародию, высмеивавшую сентиментализм, «Свадьба К.», которая тогда опубликована не была и ходила в многочисленных списках. Кайсаров изобразил в шуточном виде настоящую свадьбу Карамзина, составив пародию из отрывков его различных сентиментальных произведений. При этом Кайсаров и весь круг его друзей искренне любили Карамзина. Выступал же Кайсаров против пустой сентиментальности, которая тогда «затапливала» слезами эпигонов Карамзина многие российские издания, от нее страдал и сам Кайсаров.

В 1802 — 1804 Кайсаров учился в Геттингенском университете, изучая здесь кроме общей программы славянские языки.

В 1804 Кайсаров совершает путешествие по западноевропейским славянским землям. Путешествуя, Кайсаров с удивлением узнавал, что мир славянина — это уютный обжитой мир, остроумно и разумно устроенный, во всем соразмерный человеку, удивительно пластичный на поверхности и статичный в глубине. Поля, овраги, холмы, леса, горы, реки — все было названо словами с точным и привычно-понятным смыслом. Детали природного ландшафта обожествлялись славянами и входили в мир сказок, легенд, мифов.

Еще до путешествия, в Геттингене Кайсаров издал на немецком языке книгу «Славянская и российская мифология» (1804), написанную в «азбучном порядке», которая затем на русском языке вышла в Москве в 1807 и 1810. Это был первый в России словарь славянских мифов. Вызывает уважение отвага молодого исследователя, взявшегося в одиночку за столь обширную и неразработанную тему. При своей кажущейся нам сейчас наивности и недостаточности этого первого исследования, книга Кайсарова является уникальным памятником отечественной науки и литературы. Тщательное изучение древнейшей славянской культуры и литературы легло в основу невоплощенного замысла — составления «Сравнительного словаря славянских наречий» (1805, Геттинген).

В 1810 освобождалось профессорское место в Дерптском университете. Кайсаров был вторым после Г. А. Глинки русским профессором из дворян и первым, преподававшим на русском языке. Необычный по тем временам курс лекций Кайсарова назывался «Древняя русская история в памятниках языка». Поскольку учебников на эту тему не существовало, он учил своих студентов по древнерусским летописям и древним книгам. Кайсаров оставил Дерптскому университету большую часть своей библиотеки, которую собирал по всей Европе, интересуясь в основном славянскими древностями. В то же время 28-летний профессор продолжал работать над составлением первого исторического словаря русского языка, мечтал о создании словаря древнерусского языка, написал «Примерный устав нового предполагаемого общества переводчиков» — по сути программу просвещения России в области издания здесь шедевров мировой литературы.

Первым его выступлением в стенах Дерптского университета на русском языке была взволнованная, страстная «Речь о любви к Отечеству на случай побед, одержанных русским воинством на правом берегу Дуная…», произнесенная в нояб. 1811, за полгода до вторжения в Россию Наполеона. Словно полемизируя с модным тогда и не понаслышке известным ему масонством, Кайсаров говорил об истоках патриотизма, о самых святых его струнах, о нравственных границах отечества: «Тщетно лживые мудрецы прошедшего века старались осмеивать любовь к отечеству… Как могли вообразить сии мудрствователи, что, не быв истинным сыном отечества, возможно быть достойным гражданином мира? Как могли они представить, что не любя своих кровных, можно любить чужих?.. Проклята да будет ненавистная мысль, что там отечество, где хорошо!.. Вне отечества нет жизни!» В «Речи…» Кайсаров затрагивал древнейшую историю человечества и русскую историю, находя в них примеры для иллюстрации своих мыслей. Кратко очерчивались также политические события первого десятилетия XIX в., в т. ч. и победы в Русско-турецкой войне 1806—12, одержанные тогда командующим Молдавской армией М. И. Голенищевым-Кутузовым. Именно потому, что «Речь…» Кайсарова отражала острые современные события и обращалась к патриотическим чувствам народа, она оказалась всем понятна и близка. Университет напечатал ее за свой счет.

В первые дни Отечественной войны с французами Кайсаров через друзей передал царю смелое предложение: организовать при русской армии походную типографию и создать пропагандистский центр при штабе Главнокомандующего. Он очень быстро получил разрешение, царь назначил его директором походной типографии и предписал быстро и в секрете собрать типографское хозяйство. Кайсаров догнал армию у Дриссы. Он горячо взялся за дело. Выпускал листовки («летучие листки») на немецком, французском, итальянском и русском языках тиражом 10 тыс. экз., рассылая их с отрядами партизан Ожаровского, Сеславина, Давыдова в районы боевых действий и в стан врага. Регулярно печатал «Известия из армии», которые противопоставлялись французским бюллетеням, не отличавшимся правдивостью, и которые перепечатывали и цитировали многие газеты мира; выпускал на русском и немецком газету «Россиянин», агитационные брошюры.

При типографии Кайсарова в тарутинский период Отечественной войны, когда армия собирала силы, стихийно возник литературный кружок армейских офицеров, многие из которых участвовали в сочинении листовок, памфлетов, публицистических стихов. Сюда входили друзья Кайсарова В. А. Жуковский и партизан А. Ф. Воейков; автор первой книги о войне 1812 Д. И. Ахшарумов; будущий историк войны А. И. Михайловский-Данилевский; генерал и писатель И. Н. Скобелев (дед известного полководца); партизаны братья М. А. и П. А. Грабе (последний писатель и переводчик, знакомый Пушкина); адъютант Милорадовича, поэт, прозаик, мемуарист Ф. Н. Глинка; археограф и историк К. Ф. Калайдович; князья Трубецкие и др. Походная типография печатала басни И. Крылова, стихотворения Воейкова и Жуковского «Вождю победителей», «Певец во стане русских воинов» (где есть строки и о А. С. Кайсарове, водившем в атаки лихие казачьи полки: «Орлов отважностью орел; и мчит грозу ударов сквозь дым и огнь, по грудам тел, в среду врагов Кайсаров»).

После смерти Кутузова в апр. 1813, когда русская армия освобождала от захватчиков Германию, Кайсаров сражался в отряде, входившем в корпус легендарного гр. Платова. В одном из боев в обоз с походной типографией и боеприпасами попало неприятельское ядро, находившегося неподалеку Кайсарова смертельно ранило при взрыве порохового ящика.
Баженова А.
(Источник – ХРОНОС; http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kaysarov_as.php)

***

А. С. Кайсаров
Стихотворения

(Поэты 1790-1810-х годов. - Л.: Сов. писатель, 1971. (Библиотека поэта; Большая серия).

Биографическая справка
Андрей Сергеевич Кайсаров (1782--1813) происходил из родовитой, но небогатой московской дворянской семьи. Из четырех братьев, кроме Андрея, в истории русской культуры и общественной жизни были заметны Михаил Сергеевич Кайсаров -- переводчик и пропагандист Стерна и Паисий Сергеевич Кайсаров -- генерал, любимый адъютант Кутузова в Молдавском походе и во время Отечественной войны, партизан и герой 1812 года.

Проведя детство в патриархальной домашней обстановке, А. С. Кайсаров поступил в 1795 году в Московский университет, но по приказу Павла I, вместе с другими дворянскими юношами, должен был вступить в военную службу и был определен сержантом в Семеновский полк. В конце 1790-х годов он сблизился с Андреем Тургеневым, Мерзляковым, Жуковским. Под их влиянием увлекся литературой, занялся самообразованием, с большим трудом добившись отставки. Вместе с друзьями Кайсаров пережил бурное увлечение молодым Шиллером и литературой "бури и натиска". В 1801 году он вступил в Дружеское литературное общество и, проникшись критическим отношением к чувствительной литературе, написал нашумевшую сатиру "Свадьба Карамзина". Уже в эти годы оформилось отрицательное отношение Кайсарова к крепостному праву и политическому деспотизму.

В 1802 году он уехал вместе с Александром Тургеневым учиться в Геттинген, где в 1804 году выпустил на немецком языке исследование по славянской мифологии (русский перевод -- в 1809 году), а в 1806 году защитил на латинском языке диссертацию о необходимости уничтожения крепостного права в России, в которой объявлял крестьянство самым здоровым -- духовно и физически -- сословием, основой будущей национальной культуры.

Серьезно занявшись под руководством А. Шлоцера изучением русской истории, он одновременно штудировал славянские языки, профессионально интересовался сравнительным языкознанием. Совместно с Александром Тургеневым он совершил научное путешествие по маршруту Прага -- Вена -- Будапешт -- Загреб, тайком заехал и в турецкую Сербию, посетив Белград. По пути он собирал рукописи, фольклор, устанавливал связи с национальными деятелями, проектируя создание общеславянского научно-культурного центра. После Геттингена Кайсаров совершил поездку в Англию, где работал над русскими рукописями в Лондоне. {Распространенные в биографической литературе сведения о получении им степени доктора медицины в Эдинбургском университете (он уже был доктором философии в Геттингене) и избрании почетным гражданином г. Думфиса, видимо, апокрифичны -- английские источники их не подтверждают.}

Вернувшись в Россию, он был в 1811 году приглашен профессором русского языка и словесности в Дерптский университет.

В начале Отечественной войны, совместно с профессором Рамбахом, Кайсаров организовал походную типографию, во главе которой и был поставлен в чине майора ополчения. Издавал листовки и первую в истории русской прессы фронтовую газету "Россианин" (на русском и немецком языках). Будучи близким к штабу Кутузова, он в период Тарутинского лагеря превратил типографию в один из важнейших центров публицистики 1812 года.

После смерти Кутузова Кайсаров не захотел оставаться на штабной службе и перешел в партизанский отряд брата. В 1813 году он погиб в битве при Гейнау. Есть сведения, что он сам взорвал себя вместе с артиллерийским обозом, чтобы склад не попал в руки неприятеля.

Стихотворения А. С. Кайсарова, собранные им самим в отдельную рукописную тетрадь, никогда при жизни автора не печатались. Рукопись сохранилась в архиве братьев Тургеневых (ПД). Отдельные тексты из нее были опубликованы в работе А. Фомин, Андрей Сергеевич Кайсаров -- "Русский библиофил", 1912, No 4, с 23.

96. <А. И. ТУРГЕНЕВУ>

О ты, которого так много я любил,
Кого любезнее, всего милее чтил,
Чья дружба кроткая мне счастье доставляла
И в одиноку грудь отраду мне вливала,
Кем бывши я любим, о счастье не мечтал,

Всё счастие мое в тебе одном вмещал,
С тобою должен я, мой милый друг, расстаться!
Счастливым можно ли ввек смертному остаться?!
И мне назначено суровою судьбой
Далёко от тебя вести в тоске век свой!
4 ноября 1801
***

98. ИЗЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ ПРИКАЗНОГО

Понеже в справках предъявилось
И самый суд определил,
Чтоб сердце бедно покорилось
И Асмодей тебя любил;

Понеже, взявши в уваженье
Судеб жестоких приговор
И рассмотрев определенье,
Которое скрепил тот вор,

Что славится здесь Купидоном,
Лишь каверзы одни творит
И в уголовном свете оном
Делами всякими кутит;

Понеже в день созданья света
Указ верховный состоял,
На коем значится отмета:
"Любовь чтоб каждый испытал!"

Понеже сердца в уложеньи
Параграф первый то ж гласит,
Что должен по узаконенью
И даже Асмодей любить!

Причин сих ради приказали
Любовь мне милой объявить
И декларацью предписали
Самой Пленире сообщить.

Законов в силу поступая,
Сим ведать я тебе даю,
Чтоб, под сукно не отлагая,
Решила ты судьбу мою.

Чтоб сердце ты благоволила,
Законно справив, отказать
Иль приговором положила
С меня закладную в нем взять;

Чтоб завтраками не кормила,
Сказала скоро мне ответ, --
Понеже знай, тиранка мила:
Сухая ложка рот дерет!
1809
***

99. ПЕРЕВОД ИТАЛЬЯНСКОЙ ПЕСНИ

Бедное сердце, терзайся!
Навек, надежда, прости!
Кем я одним лишь дышала,
К гробу тот кажет мне путь!

Кто обо мне пожалеет?
Слезку уронит ли кто?
Если друг сердца изменит,
В ком нам отрады искать?

Почто ж не отнял ты жизни?
На что мне жизнь без тебя?
Или, ты думаешь, можно
Сердцу без друга дышать?

Слушай последнюю клятву,
Милый изменник души!
Верной останусь до гроба!
Буду за гробом любить!
1809
***
(Источник - http://az.lib.ru/k/kajsarow_a_s/text_0020-1.shtml)
***

Славянская и российская мифология.
Андрей Сергеевич Кайсаров.
(Извлечение из книги)


I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер -казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение и боготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворил огонь и воду. Сам. того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи - душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим. Общежитие породило гениев, конечно гениев по тогдашнему вкусу. Храбрость и благоразумие были [привлекательны; в людях, отличавшихся сими достоинствами, примечали какое-то сходство с вымышленными божествами; и так вообразили, что они им родственники. По тому самому в вышеупомянутой песне воинству Игореву и повествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в этой песне Боян, древнейший известный русский стихотворец, именуется внуком Велеса.

II. ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОВ
Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов - ему пришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чем он здесь успел, было конечно не Медицейская Венера ; но он может быть не меньше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своими творениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут стала уже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя славянин в образующих искусствах никогда не доходил так далеко, как греки и римляне, однакож нельзя оспорить у него некоторую степень совершенства. Истуканы, вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно были искусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. О Световиде говорил нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, по описанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобог страшною и т. д. Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то это было дерево и металл. Из дерева были вероятно деланы все русские истуканы богов, так как и по большей части на острове Рюген. Для сего выбирали всегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгое время были боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были сделаны из другого дерева, нежели самая статуя (см. ниже): то причина сему состоит вероятно в понятиях, какие имели люди о сем божестве. Из металла сделаны все истуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смеси металлов и содержат много серебра, так что некоторые выдерживают пробу от двух до десяти лотов серебра. Впрочем сомневаюсь я, справедливо ли то, что истуканы Радегаста и Золотой Бабы вылиты были из золота. На всех изображениях, описанных господином Машем, находится везде имя божества, какое представляет изображение. Некоторые истуканы были вместе сделаны из дерева и из металла; так у Перуна, в Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги. Вид истуканов был свойствен грубому народу, боготворившему сии изображения. Необыкновенною величиною старались всегда выражать силу божества; в Арконе большая часть богов были сплошь огромного виду, что у некоторых из них епископ Абсалон не мог жезлом своим достать до бороды. У немногих была одна только голова; но щедрые славяне дарили им по три, по четыре, даже и по пяти голов. Может быть хотели они через то изобразить всеведение богов своих, но верно не думали они никогда о святой Троице при образе Триглавы, хотя иные так и думали объяснить три главы сей богини. Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное слишком увеличено, однакож вероятно, что славяне не упустили возможность как можно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретенная ими на войне победа. А потому и не удивительно, если мы слышим, что у Перуна в Киеве был в руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями. При том же представим себе многочисленные войны, которые вели россияне не столь славно против греков; а во вторых великий дух гонения, оказанный Владимиром I против богов своих. <…>
(Источник - http://paganism.msk.ru/liter/kaisarov03.htm)
***
Прикрепления: 8037768.jpg (18.3 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов