[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Классицизм (XVII - начало XIX вв.) » Потанина А.В. - писательница, путешественница, фольклорист (Русская классика)
Потанина А.В. - писательница, путешественница, фольклорист
Nikolay Дата: Четверг, 14 Июл 2011, 14:09 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248


ПОТАНИНА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА
(урождённая Лаврская)
(25 января 1843, Горбатов, Нижегородская губерния — 19 сентября 1893, Чжо-хуа, Китай)


— русская писательница, публицист, этнограф, фольклорист, художница, просветитель и путешественница; исследовательница малоизвестных частей Центральной Азии, первая женщина, принятая в члены Русского географического общества.

Потанина Александра Викторовна родилась в городе Горбатове, Нижегородская губерния 25 января 1843 года в семье преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника В. Н. Лавровского. Потанина получила домашнее образование под руководством старших братьев, училась в школе для девочек из духовного сословия, много читала, успешно занималась рисованием.

В 1866 году она поступила воспитательницей в городское епархиальное училище. В 1872 году в городе Никольске (Вологодская область), куда приехала навестить брата Константина, отбывавшего ссылку за революционную деятельность, Александра Викторовна познакомилась с его другом, тоже ссыльным Григорием Николаевичем Потаниным (1835—1920гг). В 1874 году Александра Викторовна и Григорий Николаевич поженились. В 1874 году Потанина переезжает в Санкт-Петербург.

Вместе с мужем Александра Викторовна в 1876 — 1893 гг. участвует в четырёх экспедициях в Центральную Азию: Северо-западная Монголия (1876-1877 гг. (из г .Зайсан по долине Чёрного Иртыша), 1879—1880 гг.); Северный Китай, Восточный Тибет и Центральная Монголия (1884—1886 гг. (исследование Тибетского нагорья, переход через пустыню Гоби), 1892—1893 гг.).

Во время последней экспедиции Потанина тяжело заболела и 19 сентября 1893 года умерла близ города Чжо-хуа (Китай) по дороге в Шанхай. Похоронена Александра Викторовна в г.Кяхте (Бурятия). Там путешественнице поставлен памятник.

Своими работами о природе, жизни и быте народов Центральной Азии, зарисовками исследуемых мест Потанина внесла ценный вклад в географическую науку. Она стала первой женщиной, принятой в члены Русского географического общества. В 1887 году за свой научный труд «Буряты» Александра Викторовна была удостоена Большой золотой медали Русского географического общества. В горах Монгольского Алтая есть ледник «Александрин», названный в честь знаменитой путешественницы.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Потанина,_Александра_Викторовна)
***


Первая жена Г.Н. Потанина. Получила домашнее образование в доме отца, латиниста, священника в Н .Новгороде. Детство прошло в г. Горбатове Нижегородской губернии и Нижнем Новгороде. Участница всех экспедиций мужа. Сотрудничала в «Восточном обозрении», «Сибирском сборнике», в сборнике «Первый шаг» (Казань, 1876) (в оглавл. - П-ва, А.В.)

Автор книг: «Монголия и монголы: Очерк» (СПб., 1891); «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю: Сб. статей» (М.,1895); «Буряты» (1891); «Дорджи - бурятский мальчик» (СПб.,1905); «Черкес Ахмет: Рассказы из жизни политических ссыльных» (1907); «Рассказы о бурятах, их вере и обычаях». (М., 1905; 1912).

Одна из авторов «Литературного сборника» под ред. Н.М. Ядринцева. СПб.,1885. В Кяхте на ее могиле поставлен памятник, как первой русской женщине-путешественнице. Ее именем назван один из ледников Монгольского Алтая. Воспоминания о Потаниной оставили Г.Н. Потанин (напечатаны в его «Воспоминаниях» \\ Лит. наследство Сибири. Т. 7. Новосибирск, 1986. С. 74-87 – там г.р. 1845, портр), В.В. Лесевич, В.А. Обручев, В.В. Стасов и др.
(См. ИДРДВ. Т.3. Ук. им.). О ней: Ядринцев Н. Подвижница науки. \\ Книжки «Недели». 1894. № 1. С. 113-124; Ольденбург С.Ф. Памяти А.В.Потаниной \\ сб. К свету. СПб.,1904. (Голубева); Зарин В.М. и Зарина Е.А. Путешествия А.В.Потаниной. М., 1950 (библиография); Данилова Т. Выбор Александры Потаниной \\ Данилова Т. Богини далеких странствий. М.. 2006. С. 114-164 (портр).
(Источник - ЖЕНЩИНЫ - ЛИТЕРАТОРЫ, РОДИВШИЕСЯ ДО 1917 ГОДА; http://book.uraic.ru/elib/Authors/Gorbunov/sl-11.htm)
***

Потанина Александра Викторовна

Замечательная русская путешественница, этнограф и фольклорист, посвятившая себя исследованиям Китая, Монголии, Восточного Тибета. Художник. Автор 20 научных работ и литературно- художественных произведений. Член Русского Географического общества. Удостоена золотой медали Русского Географического общества за этнографический очерк «Буряты».

Александру Викторовну чаще всего относят к «музам дальних странствий», забывая при этом о ее огромном научном вкладе исследователя. Возможно, потому, что как жена знаменитого путешественника Г. Н. Потанина она никогда официально не числилась ни в одной экспедиции, хотя «сумела оставить по себе неизгладимую память в истории землеведения Азии» (Д. Н. Анучин). Женщина исследовательница и путешественница — для России XIX в. это само по себе подвиг. И своим приходом в науку Александра Викторовна обязана только своей воле, желанию и недюжинному уму.

Ни отец, Виктор Николаевич Лаврский, небогатый нижегородский священник, ни мать, вечно хлопочущая по хозяйству, не уделяли должного внимания образованию родившейся у них 25 января 1843 г. дочери. Шурочка была усидчивым и способным ребенком, но систематических знаний не получила и жила «отраженным светом» своих братьев Константина и Валериана. Чтению и письму ее обучила мать, литературой она занималась под руководством знакомой родителей, Е. П. Юрьевой, тетки популярного в те годы беллетриста Бо- борыкина, и уже в восемь лет пыталась заняться сочинительством. Брат Валериан привил ей тягу к естественным наукам и серьезному чтению, научил собирать гербарии, ввел в мир интересных физических опытов. И только он поощрял увлечение рисованием.

После смерти отца в 1861 г. Александра открыла школу для девочек, а через пять лет получила место воспитательницы в женском епархиальном училище. Работа не приносила ей морального удовлетворения, но всерьез заняться литературой, наукой или живописью не представлялось возможности. В 1&72 г. она поехала проведать брата Константина, отбывающего ссылку в г. Никольске Вологодской губернии. Он познакомил Александру со своим другом, Григорием Николаевичем Потаниным. К своим 37 годам тот немало повидал и пережил: окончил кадетский корпус, шесть лет отдал ненавистной военной службе, три года проучился в Петербургском университете, а после его закрытия за связь с сибирским землячеством попал в разряд неблагонадежных. На родину, в Сибирь он вернулся вместе с астрономической экспедицией К. В. Струве. Его интерес и доброе отношение к коренному населению как «столоначальника по инородческим делам» жандармское начальство восприняло как революционную деятельность. К моменту знакомства с Александрой Потанин полной мерой хлебнул тюрьму, каторгу и ссылку. В Григории Николаевиче ее привлекала сила духа, неудержимый интерес к людям, приверженность науке и вера, что она должна служить обществу. Взгляды Потанина полностью соответствовали ее собственным стремлениям, не получавшим выхода.

Спустя год, насыщенный интенсивной перепиской, Александра Викторовна вновь приехала в Никольск, чтобы навек соединить свою жизнь с близким по духу человеком, которого полюбила. Она стала для Потанина тем «рычагом», который изменил его судьбу. «...Какие потоки света хлынули на него, какими цветами радуги заиграло его воображение, какое идеальное настроение сказалось в его духе, какой полет получила мысль, сколько явилось новых планов, какой энергией дышала эта сильная натура», — писал его друг Н. М. Ядринцев. Это влияние было двусторонним и открыло перед женщиной дорогу в науку.

В 1874 г. Потанины переехали в Петербург, чтобы осуществить давнюю мечту Григория Николаевича: через Русское географическое общество начать исследования Монголии. Александра Викторовна приняла деятельное участие в подготовке экспедиции, возглавляемой мужем. А все свободное время она уделяла пополнению своих знаний: читала необходимую научную литературу, посещала лекции корифеев русской науки, изучала в лабораториях методы коллекционирования растений, препарирования животных, шлифовку образцов горных пород. «Скромная застенчивая женщина, сухощавая блондинка с коротко подстриженными волосами и тонким певучим голосом» в короткий срок подружилась со многими деятелями науки и искусства, привлекая людей тонкой наблюдательностью, сдержанностью суждений и умом.

Александра Викторовна стала бескорыстной энтузиасткой в деле своего мужа и вместе с ним отправилась в свое первое полуторалетнее путешествие по Монголии и Китаю (1876— 1877 гг.). На всем протяжении пути она проявила неслыханную выносливость, доходившую порой «до почти полного забвения личных потребностей» (К. А. Тимирязев). Высокогорные перевалы Алтая, жаркая безводная пустыня Гоби, рискованный переход по территории китайского Туркестана, речные переправы, отсутствие полноценной пищи, переезды на верблюдах и лошадях — ничто не смущало ее дух, не выводило из равновесия. Работала Потанина наравне с мужчинами. Она собирала и составляла гербарии, вела метеорологические наблюдения и заполняла путевые дневники. Ее, как и мужа, в первую очередь интересовали люди, их обычаи и верования, воспитание детей и быт. Недоверчивые племена монголов- кочевников относились чаще всего без привычной враждебности к европейским путешественникам, среди которых была женщина. Александра Викторовна заполняла свои путевые альбомы бесчисленными и разнообразными зарисовками местности, людей, их одежды, жилищ, утвари. Впервые ею были отображены очертания древних керуксуров (могильных насыпей) в долине реки Буянту.

Свои впечатления о путешествии, о жизни народа и в частности женщин Потанина передала в интереснейших географо-этнографических очерках: «О китайской женщине», «Монголия и монголы», «Из странствия по Урянхайской земле», «Театральные и религиозные представления в Китае».

После второго путешествия по Северо-Западной Монголии (1879 г.) Потанины подготовили четырехтомное издание «Очерки Северо-Западной Монголии», два из которых составили этнографические материалы, собранные Александрой Викторовной: богатейший народный эпос, описание обычаев и верований различных племен. На подготовку этих книг ушло почти три года. Издание произвело огромное впечатление на русскую общественность. Когда друзья интересовались ее вкладом в «семейное дело», Потанина скромно отмалчивалась. «Всегда готовая признать чужие заслуги, она тщательно умалчивала о своих», — писал Григорий Николаевич, признавая неоценимую помощь жены. За свой огромный труд она не получала никакой оплаты. Семья жила скромно и часто испытывала нужду, сберегая все средства для экспедиций. Александра Викторовна никогда не жаловалась. Их небольшой дом в Петербурге и в Иркутске всегда был полон друзей и молодежи, интересующейся естественными науками. Супруги умели «воздействовать на личности» добрым отношением и непритворным вниманием.

Для научной деятельности Потаниных были очень важны третья и четвертая экспедиция (1884—1886 гг.). Географическое общество предложило им исследовать Восточные окраины Тибета и китайские провинции Ганьсу и Сычуань. Для этого экспедиция вначале совершила почти кругосветное морское путешествие на военном фрегате «Минин», длившееся семь месяцев: выйдя из Кронштадта, обогнув всю Европу, через Суэцкий канал и Индийский океан путешественники прибыли в Чифу (Китай). Часто путь Потаниных совпадал с маршрутами, пройденными Н. М. Пржевальским. Только, в отличие от его военизированного отряда, эту экспедицию племена тангутов и шираегуров встречали доброжелательно, несколько охотничьих ружей не представляли для них опасности. Знаменитый географ В. А. Обручев писал: «Не уклонюсь от истины, если скажу, что Пржевальский относился к туземцам внутренней Азии подозрительно, Певцов — снисходительно, а Потанин — с любовью». И как обычно, неоценимую помощь при контакте с местным населением оказывала Александра Викторовна. Только ей монголы и тибетцы открыли доступ в свои семьи. Она лечила женщин и детей, учила их вязать по-европейски. Быстрее всех в группе Потанина овладевала языками и общалась с людьми, собирая при этом бесценный этнографический материал. Весть о доброй русской женщине зачастую опережала прибытие экспедиции. Александра Викторовна стала первым путешественником, изучающим жизнь женщин Азии.

Благодаря художническому дару Потанина создала огромный иллюстративный материал: терпеливо срисовывала бесценные ритуальные узоры, украшения, предметы быта, замечательные пейзажи, запечатлела оригинальные тибетские храмы, монахов и лам. В своих очерках «Тибет» и «Гумбум, монастырь зонкавистов» она подробно описала культ Будды, а также быт и нравы тибетцев. Редкостные экземпляры флоры обогатили ее гербарии. За время этого путешествия Александра Викторовна преодолела 5700 верст и пережила две суровых зимовки. Отсутствие минимальных удобств, а зачастую пригодной для питья воды, перепады температуры сильно подорвали ее здоровье, которое никогда не было крепким. Достаточно сказать, что бывали дни, когда путешественникам приходилось раскапывать мышиные склады, чтобы «похитить» у них съедобные коренья или злаки. Терпение и мужество этой хрупкой женщины превосходило все мыслимые нормы. Григорий Николаевич, хотя и был любящим мужем, зачастую не замечал,,как жене было трудно сносить все испытания. Она никогда не жаловалась и даже добровольно взвалила на свои плечи все хозяйственные заботы экспедиции: закупала продукты и инвентарь, договаривалась с проводниками, вела учет всех собранных образцов и следила за их сохранностью. Все она делала ради любви к науке и, естественно, к своему мужу, благодаря которому ее жизнь наполнилась смыслом.

Александра Викторовна тщательно скрывала от мужа свои болезни. Ревматизм обострился настолько, что каждое движение причиняло ей боль, сильно сдало сердце. Но Потанин уже мечтал о следующей экспедиции в таинственную столицу Тибета, и преданная жена не могла его подвести. «Узнает — останется, а мешать ему — это ли мое предназначение...» — часто повторяла она.

Последняя экспедиция Потаниных началась осенью 1892 г. Григорий Николаевич решил быстро миновать ранее изученный отрезок пути и для этого нанял конные монгольские «кареты» — ящики на колесах и без рессор. Постоянный грохот и тряска вскоре отразились на состоянии сердца Александры Викторовны. Врач в Пекине категорически запретил ей отправляться в дорогу, но сорвать экспедицию она не могла себе позволить. Часть пути (очерк «1100 верст на носилках») Потанину несли на носилках, а она упорно продолжала рисовать и писать. Когда экспедиция вступила на Тибетское нагорье в районе Торсандо, Александру Викторовну разбил паралич, но немыслимым усилием воли она поднялась и уговорила спутников двигаться в глубь Тибета. По дороге в Шанхай ее постиг второй удар, и 19 сентября 1893 г. Потанина скончалась.

Григорий Николаевич исполнил последнюю волю жены и, прервав экспедицию, похоронил ее в русской земле. В пограничной Кяхте на погребении присутствовало все население, были закрыты школы и магазины. Люди понимали, какую замечательную женщину они провожали в последний путь. Потанин пережил супругу на 23 года, работал редактором, писал воспоминания, занимался общественной деятельностью и только один раз решился участвовать в небольшой экспедиции. «Без Саши я потерял интерес к жизни и к науке», — часто повторял он, проклиная себя до конца жизни, что «не доглядел».

Имена Потаниных носят улицы Иркутска и других сибирских городов, центральная городская библиотека Иркутска, заложенная на средства Александры Викторовны. В их честь сияют кристально чистые ледники Монгольского Алтая — «Потанин» и «Александрии».
(Источник - Знаменитые, великие, гениальные люди. Самое интересное о них!; http://100v.com.ua/ru/Potanina-Aleksandra-Viktorovna-person)
***

Центральная городская библиотека им. А.В. Потаниной г. Иркутска


Иркутск. Городская дума. Здесь в 1896 году отвели место для первой бесплатной библиотеки-читальни, получившей в дальнейшем имя Александры Потаниной

Библиотека была основана в 1896 году как народная бесплатная библиотека-читальня на средства и пожертвования иркутян.
Она носит имя Александры Викторовны Потаниной – путешественницы, исследователя Сибири и Азии. Она - одна из первых женщин, принятых в члены Русского географического общества и удостоена за научные труды Золотой медали Российского географического общества.

А.В. Потанина скончалась в одной из восточных экспедиций. В память о ней иркутяне назвали библиотеку ее именем. В 1924 году имя Потаниной библиотека утратила и весь XX век называлась библиотекой им. В.И.Ленина.

С 1967 года библиотека им. В.И. Ленина была преобразована в Центральную городскую библиотеку - методический центр для массовых публичных библиотек. В 1980 году, после образования Централизованной библиотечной системы, ЦГБ стала во главе муниципальных библиотек.
В 2002 г. постановлением мэра г. Иркутска библиотеке было возвращено историческое имя Александры Викторовны Потаниной. В этот год в соответствии с целевой программой "Городская библиотека" здание библиотеки было капитально отремонтировано и оснащено новым оборудованием и техническими средствами, что позволило поднять качество и увеличить спектр услуг, предлагаемых пользователям.
(Источник - http://www.cbs.irkutsk.ru/bib-cgb.htm)
***


ПОТАНИНА АЛЕКСАНДРА
Первая женщина-путешественница, принятая в члены Русского географического общества
Наталья Федотова
(Отрывок из статьи)


Главная встреча
Русские путешественники конца Х1Х века сплошь мужчины. Появление женщины в их рядах событие исключительное. Это сегодня путешествия связаны с комфортом — большие расстояния легко пересекают на машинах, есть непромокаемые палатки, и от насекомых можно спастись при помощи спрея. В те годы, когда Александра Викторовна покоряла просторы Азии, ничего этого не было. В первой же экспедиции, в которую Потанины отправились 1 августа 1876 года, молодую женщину ожидали суровые испытания на прочность — путь через просторы Монголии пролегал сквозь девственную тайгу, где полчища комаров в глубоких лощинах так густо заполняли ночной воздух, что гасли свечи!

Впрочем, комары и неудобства для Александры Викторовны были не так важны, как знания и впечатления, которые она привозила из поездок. Высокогорные перевалы Алтая, жаркая, безводная пустыня Гоби, речные переправы, отсутствие полноценной пищи, переезды на верблюдах и лошадях — ничто не смущало ее духа, не выводило из равновесия. Она собирала и составляла гербарии, вела метеорологические наблюдения и заполняла путевые дневники. Ее, как и мужа, в первую очередь интересовали люди, их обычаи и верования, воспитание детей и быт. Александра Викторовна заполняла свои путевые альбомы бесчисленными и разнообразными зарисовками местности, людей, их одежды, жилищ, утвари. А после рассказывала своим современникам о загадочной Монголии, мистическом Тибете в своих очерках. И каждый раз после возвращения Потаниных в Петербург столичные ученые приходили в изумление — привезенные сведения были удивительны...

В ее биографии до знакомства с Потаниным ничего примечательного не было. Можно даже сказать, что она была скучной. Родилась Александра Викторовна 25 января (по старому стилю) 1843 года, в городе Горбатове Нижегородской губернии, в семье священника Виктора Лаврского. Интересно, что в детстве она была нервным и болезненным ребенком. Подруг-сверстниц у нее почти не было, дружить она любила со взрослыми, а играть только с младшим братом Костей. Однако в этих детских играх уже сказывался стойкий характер будущей путешественницы. «Мы играли в прятки, — писала о своем детстве Александра Викторовна, — и для этого самым лучшим и страшным было залезть в окно подвала, уцепиться за оконную решетку и висеть... Страшно было свалиться, а потом, много там было двухвосток».
Саша рано начала помогать матери по хозяйству, а образование получила домашнее. Внешних впечатлений или развлечений юные Лаврские совсем не имели. «Поездка с самоваром за город или катание на лодке были годовыми событиями», — вспоминал впоследствии брат Александры Викторовны.

В 1861 году умер отец. Чтобы сохранить приход, Александра, как старшая дочь, должна была выйти замуж за священника. Но она отказалась. Вместо этого, когда в 1866 году в Нижнем Новгороде открылось женское епархиальное училище, поступила туда воспитательницей, после чего проработала там еще 8 лет. Тогда у нее было мало надежды начать научную деятельность, ведь этот путь для женщин в то время был весьма затруднен. И ей было уже 30 лет, когда произошла судьбоносная встреча. В 1873 году вместе с матерью она приехала в город Никольск, чтобы навестить брата — Константина, который находился там в ссылке. Здесь они и встретились — воспитательница женского училища и коренной сибирский казак, путешественник и публицист Григорий Потанин. Потанин также находился в ссылке, но это не отпугнуло его будущую жену. Между ними завязалась активная переписка. Прошел год, и Александра Лаврская вторично приехала в Никольск, чтобы навсегда соединить свою жизнь с жизнью Потанина. Весной 1874 года Потанин получил право проживать в любом городе, кроме столиц, а еще через год, благодаря хлопотам знаменитого путешественника Семенова-Тянь-Шанского, — полное помилование.

Встреча с Потаниным наполнила жизнь Александры Викторовны ощущением настоящего счастья, которое не могли поколебать никакие житейские неурядицы. К тому времени, как они встретились, Григорию Николаевичу исполнилось 38 лет. За его плечами было три курса физико-математического отделения Санкт-Петербургского университета, участие в студенческих волнениях, просветительская деятельность во благо процветания Сибири, путешествие на хребет Тарбагатай, публикации о загадочной культуре кочевников Азии, арест, шесть лет ссылки... Никаких любовных привязанностей у каждого из них до этой встречи не было, как будто они всю жизнь ждали лишь друг друга.

Получив помилование, Потанин с женой уехал в Петербург. Здесь Александра Викторовна стала прилагать много усилий, чтобы заполнить пробелы в своем образовании: изучала английский, французский языки, занималась переводами, посещала научные сообщества и университет, чтобы прослушать доклады известных ученых по географии и этнографии. Но большая часть времени уходила на подготовку к экспедиции в Монголию. Григорий Николаевич к этому времени подал в Географическое общество докладную записку о своем желании исследовать «наименее известную часть внутренней Азии, которая лежит к югу от Томской и Енисейской губерний».

Проект поддержали. Но тут едва не возникло неожиданное препятствие — врачи запретили Потаниной сопровождать мужа, поставив неутешительный диагноз: болезнь сердца. Поэтому в состав экспедиции она не была включена. Но... поехала.

Привилегия женщины
Вместе Потанины совершили четыре экспедиции. Задачей первого путешествия, которое продолжалось с июля 1876 года по декабрь 1877-го, было изучение природы и населения в Северо-Западной Монголии. Александра Викторовна помогала мужу собирать научные сведения, по ходу дела срисовывала диковинные предметы, растения, насекомых. Надо отметить, что для этого Александра Потанина специально брала уроки живописи у Ивана Шишкина, и многие ее живописные работы сегодня хранятся в Томском университете. Ее попутчики вспоминают, что Александра всегда держалась наравне с мужчинами, но при этом не чуралась любой, в том числе и традиционно женской работы. Она закупала провиант и топливо, распоряжалась финансами и стирала белье. Годы спустя, получив медаль Географического общества, она шутливо заметила, что медаль эта ей за стирку.

Итоги путешествий Потаниных по Монголии были очень значительны. Описание путешествий в виде дневников составило два тома, и еще два тома были заполнены записями легенд, сказок, поверий, загадок монгольских племен, тувинцев и казахов. Были составлены карты путешествий, собраны коллекции млекопитающих, птиц, рыб, горных пород, воды из соленых озер. И в сборе коллекции, и в обработке собранных материалов Александра Викторовна принимала самое деятельное участие, хотя с присущей ей скромностью оценивала свой труд как черновую техническую работу.

Их второе путешествие началось в конце мая 1879 года. Это труднейшее странствие по Урянхайской земле (современной Республике Тыва) на верблюдах, за время которого было пройдено 1800 верст. Тогда произошла встреча Потаниной с древнейшими на земле чародеями и врачевателями — шаманами. В те времена шаманское пение никто из ученых всерьез не воспринимал, а вот Александра Викторовна сделала даже собственный перевод их песен. Третье путешествие в Центральную Азию, целью которого было исследование Тибетского нагорья, длилось 2 года и 6 месяцев — с 1884 года по 1886-й. За это время экспедиция Потаниных прошла около шести тысяч верст. Результаты путешествия также значительны — это обширные ботанические и зоологические коллекции, метеорологический календарь и съемка маршрута в 5 тысяч 700 верст.

Присутствие Александры Потаниной в составе экспедиций (в штат которых она так и не была включена) увеличивало их значение именно потому, что она была женщиной. Она имела доступ в семейный быт местного населения, часто строго замкнутый для постороннего мужчины. Потанина бывала в гостях у жен монгольских князей и китайских чиновников, наблюдала их нравы и быт, беседовала с ними и вела записи. Это давало ей материал для самостоятельных литературных работ, которые она писала во время перерывов между путешествиями, а потом печатала в сибирских и центральных газетах и журналах. Благодаря художническому дару Потанина создала огромный иллюстративный материал: терпеливо срисовывала бесценные ритуальные узоры, украшения, предметы быта, замечательные пейзажи, запечатлела оригинальные тибетские храмы, монахов и лам. С 1887-го по 1890 год Потанины живут в Иркутске, который ближе других российских городов к притягивающему их географическому магниту. Здесь они принимают самое деятельное участие в общественной жизни.
Наталья Федотова
(Источник – «Копейка», № 13 от 6 апреля 2011 года; http://pressa.irk.ru/kopeika/2011/13/010001.html)

***

Имя А.В. Потаниной близко и дорого горьковчанам. Она уроженка Нижнего Новгорода, и здесь прошли многие годы ее жизни. Родилась Александра Викторовна 13(25) января 1843года в семье эконома Нижегородской духовной семинарии священника В. Н. Лаврского, имевшего квартиру при семинарии, здание которой вы видели на площади. Потанина получила домашнее образование и училась в нижегородской школе для девочек из духовного сословия. Много читала, успешно занималась рисованием, так пригодившимся ей впоследствии во время экспедиций. В 1866 году А. В. Потанина поступила воспитательницей в только что открытое в городе епархиальное женское училище (ул. Свердлова, 30), в котором служила несколько лет.

В 1872 году в Никольске Вологодской области, куда она приехала навестить брата Константина, отбывавшего ссылку, Александра Викторовна познакомилась с его другом, тоже ссыльным, Г. Н. Потаниным и вскоре стала его женой. Вместе с Г. Н. Потаниным она участвует в четырех длительных и трудных экспедициях (1876—1893) по Монголии, Тибету и другим областям Азии. Во время последней экспедиции А. В. Потанина тяжело заболела и 19 сентября 1893 года скончалась близ города Чжо-Хуа по дороге в Шанхай. Похоронена Потанина в Кяхте. Там отважной путешественнице поставлен памятник. Покинув в 1874 году Нижний Новгород и переехав в Петербург, Александра Викторовна навещала родной город. Последний ее приезд из Петербурга с Г. Н. Потаниным в Нижний состоялся в 1892 г. Знаменитые путешественники нашли здесь радушный торжественный прием, устроенный в их честь членами Нижегородской ученой архивной комиссии.
(Источник - http://ggor.ru/znamenitie-zemlyaki/aleksandra-viktorovna-potanina.html)
***

Потанина Александра Викторовна (1843 – 1893)
Писательница, путешественница, исследователь Центральной Азии


Родилась Александра Викторовна 25 января (ст. стиль) 1843 года в г. Горбатове Нижегородской губернии в семье священника Виктора Николаевича Лаврского. В детстве была болезненным, нервным ребенком. Она рано начала помогать матери по хозяйству, а образование получила домашнее под руководством отца и матери, а также братьев Валериана и Константина. Каждый из братьев сумел привить сестре любовь к знаниям и в естественных, и в гуманитарных отраслях, добившись уровня гимназической ее образованности.

В 1866 году в Нижнем Новгороде открылось женское епархиальное училище, Александра Викторовна поступила туда воспитательницей. В училище она проработала восемь лет.

В 1873 году они с матерью приехали навестить находившегося в ссылке в г. Никольске Вологодской губернии брата Константина. Здесь она познакомилась с его другом, политическим ссыльным Григорием Николаевичем Потаниным. Молодые люди понравились друг другу, после ее отъезда началась переписка между ними по поводу организации метеорологических наблюдений в Никольске, которая длилась около года. Александра Лаврская согласилась стать женой Потанина. В 1874 году она приехала в Никольск, где они и обвенчались. Жизнь Александры Викторовны совершенно изменилась, ее твердый, ясный ум нашел опору и руководителя.

Вскоре после венчания Григорий Николаевич получил помилование, и молодая семья переехала в Нижний Новгород, а затем в Петербург. Григорий Николаевич познакомил Александру Викторовну со своими друзьями и единомышленниками. Незаурядные природные способности Александры Викторовны благодаря общению с видными представителями русской науки и культуры раскрылись полностью.

Годы, проведенные Потаниными в Петербурге, были очень насыщены: большая часть времени уходила на подготовку к экспедициям, а в свободное время Александра Викторовна посещала Эрмитаж, картинные галереи. У нее были ярко выраженные художественные способности, она неплохо рисовала, сохранились ее пейзажные работы маслом и акварелью, а также многочисленные зарисовки одежды, украшений, утвари, которые находятся сейчас в Томском университете.

Первое путешествие, в которое Александра Викторовна отправилась вместе с мужем, ставило задачей изучение природы и населения Северо-Западной Монголии, известной в то время еще очень мало. Оно началось 1 августа 1876 года из г. Зайсан по широкой долине Черного Иртыша. Как отмечает Александра Викторовна в своих «Автобиографических записках», к сожалению, незавершенных, ее не покидали сомнения «выдержит ли она все лишения и неудобства пути». Но она выдержала не только это, но и последующие за ним три путешествия по Центральной Азии и Китаю.

Александра Викторовна не чуралась любой работы, она стирала белье, и годы спустя, получив медаль Географического общества, шутливо заметила, что это награда за стирку. На ней лежала забота о топливе, закупках провианта, расчетах с проводниками. И хотя в штатах экспедиций она не числилась, всегда оставалась их душой.

В 1884 – 1886 гг. Потанины совершают самое длительное по времени (2,5 года) путешествие в Центральную Азию, ставившее основной целью исследование Тибетского нагорья. Маршрут экспедиции проходил через Внутреннюю Монголию, включал переход через пустыню.

Присутствие Александры Викторовны в составе экспедиций Потанина увеличивало значение их, потому что она, как женщина, имела доступ в семейный быт местного населения, часто строго замкнутый для постороннего мужчины. Она бывала в гостях у жен монгольских князей и китайских чиновников, наблюдала их быт и нравы, беседовала с ними и вела записи. Это давало ей материал для самостоятельных литературных работ, которые она писала во время перерывов между путешествиями и печатала в сибирских и центральных газетах и журналах. Ее отдельные очерки, содержавшие путевые впечатления, характеристики жизни и быта различных народностей Азии, описания празднеств в монастырях Монголии и городах Китая являются прекрасным дополнением к отчетам Г. Н. Потанина.

К Иркутску Потанины, в частности Григорий Николаевич, всегда относились особо, выделяя его среди прочих городов Сибири. Вспоминая впоследствии годы, проведенные в Иркутске, Потанин писал: «Ни один сибирский город не имеет такой славной буржуазии… нигде в Сибири обыватель не питает такого уважения к местной старине, как в Иркутске». Далее он отмечал, что это был самый музыкальный город Сибири, и не случайно его называли Сибирскими Афинами.

В общей сложности они прожили в нашем городе около четырех лет: с марта 1880 по 1881 год и с 1887 по август 1890 года, когда Г. Н. Потанин был на службе в Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества в качестве правителя дел. В эти годы Потанины не пропускали ни одного заседания Отдела, ни одной публичной лекции или научного доклада, ни одного значимого культурного события в городе. Александра Викторовна первой из женщин выступила в Отделе с чтением реферата о бурятах и получила восторженный прием слушателей. Она была и первой из женщин-путешественниц, получивших Золотую медаль Русского географического общества.

Жили Потанины по разным квартирам, снимая обычно одну комнату во флигеле. Продолжительнее всего они снимали комнату в доме Невидимова на Матрешинской улице (ныне ул. С. Перовской). В скромной квартире Потаниных всегда было людно, в особенности к ним тянулась молодежь. Потанины были своеобразным центром, объединяющим иркутскую интеллигенцию.

Александра Викторовна была первой русской женщиной, проникшей в глубь центральной Азии и Китая, ее присутствие особенно оттеняло мирный характер экспедиций Потанина. Она не только помогала Григорию Николаевичу в его трудах и разделяла с ним лишения трудных дорог, но и служила ему огромной поддержкой. Вот почему, несмотря на ослабленное здоровье, игнорируя советы врачей, она отправилась в четвертую экспедицию, ставшую для нее последней. Цель экспедиции – исследование Восточного Тибета и соседней китайской провинции Сычуань.

В Пекине Александра Викторовна перенесла несколько сердечных приступов, но оставить мужа не захотела и вместе с ним отправилась в дальнейший путь. Апрель застал Потаниных на окраине Тибета, в городке Дацзянлу, здесь с Потаниной случился еще один припадок, экспедиция осталась здесь на три месяца. Александре Викторовне становится лучше, она пишет маслом окрестные виды. Но полностью болезнь не отступила. Потанин решил остановить исследования и везти больную в Пекин.

По дороге 19 сентября (ст. стиль) 1893 года Александра Викторовна скончалась. По рекам экспедиция с телом умершей спустилась в город Ханькоу, где русская колония предлагала устроить похороны и поставить памятник. Но Григорий Николаевич не хотел хоронить жену вдали от родной земли. Гроб с телом Александры Викторовны в декабре 1893 года был доставлен в Кяхту. На Успенском кладбище вблизи собора 23 января (ст. стиль) 1894 года, как писали газеты, «с необычайной торжественностью было совершено погребение».

Иркутяне отмечают, что Александре Викторовне были присущи «тонкая гуманность и сочувствие всем несчастным… Она зналась преимущественно с бедным людом и помогала ему, чем могла».

Очевидно, поэтому у тех иркутян, кто был знаком с А. В. Потаниной, возникла мысль присвоить ее имя планируемой к открытию бесплатной народной библиотеке-читальне. От денег, собранных иркутянами на похороны А. В. Потаниной, осталось 40 рублей, и их было решено положить в основание капитала, необходимого для открытия библиотеки.
Бесплатная библиотека-читальня была открыта 10 ноября 1896 года в помещении городской управы, в 1898 году открылось ее отделение в Ремесленной слободе (ныне предместье Рабочее), в 1899 году – отделение в Глазковском предместье. <...>
(Источник - http://www.persona38.ru/faces/hist
Прикрепления: 4467406.jpg (7.7 Kb) · 2230002.jpg (13.6 Kb) · 2852339.jpg (15.9 Kb) · 8732502.jpg (19.4 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Четверг, 14 Июл 2011, 14:11
 
mixail Дата: Суббота, 21 Апр 2018, 21:51 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 5987
Награды: 68
Репутация: 130
В статьях
http://www.nn.aif.ru/society....vgorode
и
http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/clubs/270116etn.php
сообщается что Потанина Александра Викторовна родилась 26 января 1843 года в Нижнем Новгороде:

"Ольга Барыкина обнаружила: в разных источниках место и дату рождения Александры Викторовны пишут по-разному. По одной версии родилась она в Нижнем Новгороде, по другой - в Горбатове. Такая же неразбериха царила и в датах рождения - 25, 26 января, 7 февраля.

«Я отправилась в областную библиотеку, где нашла библиографические воспоминания Потаниной. Среди них была рукопись с названием «Записки о моих родных и о моём детстве». Решила их внимательно прочитать», - вспоминает Ольга Барыкина."
"Ольга Барыкина решила выяснить: а когда же, собственно, по святцам в дореволюционной России праздновали день ангела Марии? Получалось: этот день приходился не на 25-е, а на 26 января по старому стилю и на 7 февраля по-новому. Этот факт подтвердили и метрические книги города Нижнего Новгорода за 1843 год. Там значится, что Александра Викторовна Лаврская родилась всё же 26 января."


михаил

«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне».
Митрополит Антоний Сурожский

Моя копилка на издание книги.
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Классицизм (XVII - начало XIX вв.) » Потанина А.В. - писательница, путешественница, фольклорист (Русская классика)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: