[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Сентиментализм (вторая половина XIX вв.) » Шамиссо А.ф. - немецкий писатель, поэт и ученый-натуралист (30 января 2011 года - 230 лет со дня рождения)
Шамиссо А.ф. - немецкий писатель, поэт и ученый-натуралист
Nikolay Дата: Суббота, 04 Июн 2011, 11:35 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248


ШАМИССО АДЕЛЬБЕРТ ФОН
(Людовик-Шарль-Аделаид де Шамиссо)
(30 января 1781 - 21 августа 1838)


- известный немецкий писатель, поэт, издатель-журналист, путешественник и учёный-натуралист; член Берлинской академии наук

Адельберт фон Шамиссо (Chamisso, собственно Людовик-Шарль-Аделаид де Шамиссо) (1781-1838) - немецкий поэт и естествоиспытатель, по происхождению французский дворянин, отец которого вместе со всей семьей эмигрировал в Германию во время революции, лишившей его всего имущества. В 1796 году молодой Шамиссо получил звание пажа прусской королевы. Окончив курс в гимназии в Берлине, поступил на прусскую военную службу. В 1801 году его родители, братья и сестры вернулись во Францию, но сам Шамиссо остался в Пруссии, хотя и не без колебаний. К военной службе у него не было никакой склонности; он интересовался литературой и естествознанием, преимущественно ботаникой. В 1803 году Шамиссо написал в стихах довольно ходульный драматический отрывок "Faust", который напечатал в изданном им вместе с Варнгагеном фон Энзе, Гитцигом и др. "Musenalmanach auf das Jahr 1804" (Лпц.; в следующие годы появились еще два тома "Musenalmanach", в Берлине, при чем к редакционному кружку присоединился Ламотт-Фуке). В 1806 году Шамиссо находился в Гамельне (на Везере), сданном на капитуляцию французам. Возмущенный постыдною сдачей, Шамиссо оставил военную службу и после двухлетних странствований по Германии и Франции получил место учителя гимназии в Наполеонвилле (в Вандее); через два года он потерял это место. В 1810 году отправился в Париж, где познакомился с А. В. Шлегелем и г-жей де Сталь, у которой провел лето 1811 года в Коппэ на Женевском озере; здесь Шамиссо усердно изучал естественные науки и языки. Вернувшись в Берлин, он записался студентом медицины в университете, продолжая изучать ботанику и зоологию. Вместе с тем он печатал свои лирические стихотворения, вызывавшие к нему интерес и сочувствие публики. В 1813 году он написал (в прозе) романтическую сказку "Peter Schlemihl". Герой сказки за богатство продал свою тень и ищет ее по всему свету, находя нравственное успокоение только в научной работе. Сказка эта была написана как раз в то время, когда война за освобождение между немцами и французами заставляла его особенно болезненно чувствовать потерю национальности и созданную ей для него нравственную невозможность пристать к той или другой стороне. Она создала Шамиссо весьма значительную известность (переведена на русский язык Самойловым, СПб., 1842, потом в "Пантеоне Литературы" и отдельно, СПб., 1889). В 1815 году Шамиссо получил приглашение отправиться в качестве естествоиспытателя в кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряженном графом Румянцевым под командой русского капитана Коцебу. Шамиссо принял предложение и в течение 3 лет (1815-1818) объездил африканские острова, Южную Америку, часть Сибири, потом Северную Америку, Полинезийские острова, Капландию. Коцебу ставил всевозможные препятствия его научным изысканиям и позднее включил в описание своего путешествия только отрывки из его работ. В полном виде "Reise um die Welt" (в двух частях: 1. "Tagebuch", 2. "Bemerkungen und Ansichten" где собраны его наблюдения ботанические, зоологические, а также лингвистические - о гавайском языке и др.) появилась только в собрании сочинений Шамиссо в 1836 году; оно до сих пор много читается благодаря художественной яркости и живости картин. По возвращении в Берлин, в 1818 году, Шамиссо получил степень почетного доктора философии и место кустоса берлинского ботанического сада.

Как естествоиспытатель, Шамиссо известен своими наблюдениями над размножением сальп (отряда оболочников): он открыл интересное биологическое явление, известное под названием смены или чередования поколений (одиночные сальпы путем почкования образуют колонии молодых сальп, отделяющихся от тела матери и размножающихся половым путем, с образованием одиночных сальп). К области естественных наук и этнографии относятся следующие сочинения Шамиссо: "De animalibus qiubusdam е classe vermium Linnaei" (Б., 1819); "Reise um die Welt in den Jahren 1815-1818, Tagebuch"; "Bemerkungen und Ansichten auf einer Entdeckungsreise unter Коtzebue"(составл. 3-й т. "Entdeckungsreise" Коцебу, Веймар, 1821); "Uebersicht der nutzbarsten und schaedlichsten Gewaechse, welche, wild oder angebant, in Norddeutschland vorkommen" (Берл., 1827); "Ueber die Hawaiische Sprache" (Б., 1837). В 1835 году он был избран членом Берлинской академии наук.

Гораздо большее значение имеет его поэтическая деятельность. С 1831 года он вместе со Швабом и Годи (Gaudy) издавал "Musenalmanach", в котором появлялись его стихотворения, оригинальные и переводные (Шамиссо в совершенстве владел очень многими языками); между прочим, с русского он перевел стихотворение Рылеева "Войнаровский" и в pendant к нему написал стихотворение: "Bestujeff", в котором описывается встреча в Сибири одного немецкого путешественника, друга Шамиссо, с декабристом Александром Бестужевым, аналогичная встрече Войнаровского с Мюллером; оба стихотворения появились в свет под общим заглавием "Die Verbannten". С французского Шамиссо особенно охотно переводил любимого им Беранже. Как лирик, Шамиссо занимает одно из первых мест в немецкой литературе. Все его стихотворения дышат любовью к свободе, несколько неопределенной и романтической, сочувствием к бедным и угнетенным ("Die alte Waschfrau" и "Das zweite Lied von der alten Waschfrau"; русский перевод "Старая прачка" и "Песнь о старой работнице" в "Деле", 1870, №№ 1 и 12), мягкостью и нежностью тона, особенно в стихотворениях: "Frauenliebe und Leben". Принадлежа вообще к романтической школе, он, однако, пользовался уважением и молодой Германии, между прочим Гейне, который, осмеивая романтиков, выделял из них Шамиссо: последний, в свою очередь, был одним из первых в Германии, оценивших Гейне по достоинству при первом выступлении его в печати. В 1836 году Шамиссо в своем "Musenalmanach" поместил портрет Гейне, что вызвало против него бурю негодования и поссорило его со Швабом и некоторыми другими романтиками. В 1837 году умерла жена Шамиссо, после чего он оставил ботанический сад и скоро умер. Стихотворения Шамиссо появились отдельно впервые в 1831 году; потом вышли другие его стихотворения отдельными сборниками и затем много раз переиздавались, целиком или по частям. В 1888 году Шамиссо поставлен памятник в Берлине. На русский язык Шамиссо переводился мало; несколько стихотворений перевел Жуковский (между прочим - "Маттео Фальконе"), несколько рассеяно по журналам.
(Источник - Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь"; http://www.c-cafe.ru/days/bio/8/050.php)
***


ШАМИССО, АДЕЛЬБЕРТ ФОН (Chamisso, Adelbert von) (1781–1838), немецкий писатель и ботаник. Родился 30 января 1781 во Франции в Шато-де-Бонкур (провинция Шампань). Настоящее имя – Луи Шарль Аделаид де Шамиссо (Louis Charles Adélaïde de Chamisso). Спасаясь от революции, его родители, французские аристократы, в 1790 бежали в Германию. В 1798–1807 Шамиссо служил в прусской армии. Превосходно владея немецким языком и сроднившись с немецкой культурой, в гражданском смысле чувствовал себя стесненно, о чем с болью высказался в стихотворении Замок Бонкур (Das Schloß Boncourt, 1827). В аллегорической форме Шамиссо развил эту тему в Удивительной истории Петера Шлемиля (Peter Schlemihls wundersame Geschichte, 1814) – маленьком шедевре о человеке, который променял свою тень на никогда не пустеющий кошелек и всю жизнь был несчастлив.
В творчестве Шамиссо, входившего в кружок т.н. берлинских романтиков, прослеживаются характерные черты этого литературного направления: тяга к экзотике и широкое использование форм народной песни. Музыка Р.Шумана к циклу его песенных стихов Любовь и жизнь женщины (Frauenliebe und -leben, 1830) сделала их еще более популярными.
В 1815–1818 в составе русской экспедиции Шамиссо совершил кругосветное путешествие на бриге «Рюрик» и по возвращении занял должность адъюнкта Королевского ботанического сада в Берлине. Опубликованный им отчет об этой экспедиции (Reise um die Welt – Путешествие вокруг света) стал образцом жанра путевых очерков. Умер Шамиссо в Берлине 21 августа 1838.
(Источник - http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/SHAMISSO_ADELBERT_FON.html)
***


ЮЛИУСУ ЭДУАРДУ ГИТЦИГУ
от Адельберта фон Шамиссо


Ты не забываешь никого; ты, конечно, еще помнишь некоего Шлемиля, ибо в давние годы не раз встречал его у меня -- такой долговязый малый, который слыл растяпой, потому что был неповоротлив, и лентяем, потому что был нерасторопен. Мне он нравился. Ты, Эдуард, конечно не забыл, как однажды в нашу «зеленую» эпоху он увильнул от наших стихотворных опытов: я взял его с собой на очередное наше поэтическое чаепитие, а он заснул, пока сонеты еще только сочинялись, не дождавшись чтения. Мне вспоминается также, как ты сострил на его счет. Ты уже видел его, не знаю где и когда, в старой черной венгерке, в которой он был и на этот раз, и ты сказал: «Этот малый мог бы почесть себя счастливцем, ежели бы его душа была хоть наполовину столь же бессмертна, как его куртка». Вот ведь какого неважного мнения вы были о нем. Мне он нравился.
От этого-то самого Шлемиля, которого я потерял из виду много лет назад, и досталась мне тетрадь, кою я доверяю теперь тебе. Лишь тебе, Эдуард, моему самому близкому, самому закадычному другу, моему второму «я», от которого у меня нет секретов, доверяю я ее, лишь тебе и, само собой разумеется, нашему Фуке, также занявшему прочное место в моем сердце, но ему только как другу, а не как поэту. Вы поймете, сколь мне было бы неприятно, если бы исповедь честного человека, положившегося на мою дружбу и порядочность, была высмеяна в литературном произведении и даже если бы вообще отнеслись без должного благоговения, как к неостроумной шутке, к тому, с чем нельзя и не должно шутить. Правда, надо сознаться, мне жалко, что эта история, вышедшая из-под пера доброго малого Шлемиля, звучит нелепо, что она не передана со всей силой заключенного в ней комизма умелым мастером. Что бы сделал из нее Жан-Поль! Кроме всего прочего, любезный друг, в ней, возможно, упоминаются и ныне здравствующие люди; это тоже надо принять во внимание.
Еще несколько слов о том, как попали ко мне эти листки. Я получил их вчера рано утром, как только проснулся, -- какой-то странного вида человек, с длинной седой бородой, одетый в изношенную черную венгерку, с ботанизиркой через плечо и, несмотря на сырую, дождливую погоду, в туфлях поверх сапог, справился обо мне и оставил эту тетрадь. Он сказал, что прибыл из Берлина.
Адельберт фон Шамиссо
Кунерсдорф, 27 сентября 1813 г.


P. S. Прилагаю набросок, сделанный искусником Леопольдом, который как раз стоял у окна и был поражен необычайным явлением. Когда он узнал, что я дорожу рисунком, он охотно подарил его мне.

МОЕМУ СТАРОМУ ДРУГУ ПЕТЕРУ ШЛЕМИЛЮ

Твоя давно забытая тетрадь
Случайно в руки мне попала снова.
Я вспомнил дни минувшие опять,
Когда нас мир в ученье брал сурово.
Я стар и сед, мне нужды нет скрывать
От друга юности простое слово:
Я друг твой прежний перед целым светом,
Наперекор насмешкам и наветам.

Мой бедный друг, со мной тогда лукавый
Не так играл, как он играл с тобой.
И я в те дни искал напрасно славы,
Парил без пользы в выси голубой.
Но Сатана похвастаться не вправе,
Что тень мою купил он той порой.
Со мною тень, мне данная с рожденья,
Я всюду и всегда с моего тенью.

И хоть я не был виноват ни в чем,
Да и лицом с тобою мы не схожи,
«Где тень твоя?» -- кричали мне кругом,
Смеясь и корча шутовские рожи.
Я тень показывал. Что толку в том?
Они б смеялись и на смертном ложе.
Нам силы для терпения даны,
И благо, коль не чувствуем вины.

Но что такое тень? -- спросить хочу я,
Хоть сам вопрос такой слыхал не раз,
И злобный свет, придав цену большую,
Не слишком ли вознес ее сейчас?
Но годы миновавшие такую
Открыли мудрость высшую для нас:
Бывало, тень мы называли сутью,
А нынче суть и та покрыта мутью.

Итак, друг другу руки мы пожмем,
Вперед, и пусть все будет, как бывало.
Печалиться не станем о былом,
Когда теснее наша дружба стала.
Мы к цели приближаемся вдвоем,
И злобный мир нас не страшит нимало.
А стихнут бури, в гавани с тобой,
Уснув, найдем мы сладостный покой
Адельберт фон Шамиссо
Берлин, август 1834.
(Перевод Ильи Едина.)


(Источник - Необычайные приключения Петера Шлемиля. (Peter Schlemihls wundersame Geschichte) (1813) На русском языке. Повесть-сказка; http://publ.lib.ru/ARCHIVES/SH/SHAMISSO_Adel'bert_fon/_Shamisso_A..html)
***


О творчестве Адельберта Шамиссо

Сложный глубинный процесс трансформаций в русле романтизма, ощутимо замедленный в немецких условиях, явственно сказался и в поэзии, и в прозе другого замечательного мастера слова Адельберта Шамиссо. Обедневший французский аристократ-эмигрант, с трудом завоевавший себе место в обществе, начисто лишенный сословных предрассудков, он органически вписался и в духовную, и в общественную жизнь своей второй родины Германии.
Творческим дебютом Шамиссо была его фантастическая повесть «Петер Шлемиль» (1814), переведенная почти на все европейские языки вскоре после выхода ее в свет и имевшая большой успех у читателей.
Основу сюжета повести составляет фантастическая история молодого человека, продавшего дьяволу — «человеку в сером» — за неисчерпаемый кошелек свою тень, а также тех мытарств, которые он вследствие этого претерпел. Однако традиционная романтическая фантастика в этой повести Шамиссо наполняется совершенно новым для немецкого романтизма функциональным содержанием — центральный положительный герой теряет свою возвышенную исключительность, а невероятные происшествия, с ним происходящие, лишены мистически-таинственного истолкования. Так, например, сам дьявол в облике «человека в сером» предстает перед читателем как заурядный делец в своем буржуазно-торгашеском обличье, а все фантастические аксессуары воспринимаются в весьма будничном реально-бытовом контексте. Через мотив потери тени, которая оказывается чем-то куда более значимым, нежели могущественное золото, Шамиссо раскрывает в повести характерный для романтиков конфликт человека и окружающей его среды. Четко намечен и позитивный выход из этого конфликта, тоже не свойственный традиционному романтическому сознанию, — не желая оставаться в зависимости у дьявола, Шлемиль бросает в пропасть зловещий кошелек и добровольно отказывается от всех материальных благ, которые он ему принес. Оказавшись без денег и без тени, отлученный тем самым от человеческого общества, он уходит в мир науки и становится естествоиспытателем.
С поэзией Шамиссо (а также его современника В. Мюллера) в немецкий романтизм ощутимо вторгается реальный конкретно-исторический демократизм, сформировавшийся у него под заметным воздействием и впечатлением от кругосветного путешествия, которое в качестве естествоиспытателя поэт совершил на русском бриге «Рюрик» (1815—1818).
В традиционный романтический строй его ранних стихотворений («Весна», «Вечер», «Мельничиха» и др.) входят совершенно новые темы, новые интонации, выводящие и романтика Шамиссо, и немецкую литературу на новые пути. Социально-политическое кредо Шамиссо четко выражено в его знаменитом стихотворении «Замок Бонкур». В воспоминаниях далекого детства поэта возникает картина величественного родового замка с его башнями, каменным мостом, дворянским гербом, могилами предков. Но замок давно уже уничтожен волной революции, и поэт без сожаления благословляет плуг крестьянина, вспахивающего землю, на которой некогда стоял этот замок.
Характерная для европейского романтизма тема утраченных иллюзий четко прозвучала в одном из наиболее талантливых стихотворений Шамиссо «Инвалид в доме умалишенных». В мастерской поэтической форме в нем выражена горечь глубочайших разочарований передовой части немецкой нации. Сраженный тяжелым сабельным ударом в голову в знаменитом сражении под Лейпцигом — «битве народов» 1813 г. — немецкий солдат, веривший, что он сражался за свободу, приходит в себя в сумасшедшем доме. И когда он, связанный, в ярости кричит о свободе, смотритель начинает избивать его.
Среди политических стихотворений Шамиссо немалое место занимает сатира — сатира на режим Реставрации («Песня ночных сторожей»), на трусливого немецкого бюргера («Французская песня»). И, конечно, Шамиссо-поэт не мог пройти мимо байронической темы — темы национально-освободительной борьбы в Греции (цикл стихотворений «Хиос», «Последняя любовь лорда Байрона» и др.).
Демократизация поэзии, утверждаемая романтиками, была вслед за Уландом углублена и конкретизирована Шамиссо, который стал широко вводить в немецкую литературу образ нового героя — представителя городских и сельских социальных низов, причем показал его в контексте темы острого социального неравенства.
В цикле «Ссыльные», состоящем из двух поэм — «Войнаровский» (переложение думы Рылеева) и «Бестужев», поэт обращается к образам русских декабристов. Русская тема привлекала внимание Шамиссо не только в политическом аспекте. Он перевел на немецкий язык сатирическую повесть «Шемякин суд» и стихотворение Пушкина «Два ворона».
При всей остроте ряда социально-политических стихотворений в своей положительной программе Шамиссо не шел дальше призывов к улучшению общественных нравов. Тем не менее его творчество во многом подготовило немецкую политическую революционную поэзию 40-х годов.

Одно из лучших лирических стихотворений в поэтическом наследии Адельберта Шамиссо (1781-1838) - "Замок Бонкур" (1827). Герой в грезах переносится в старинный родовой замок, где прошло его детство. Замка давно нет, но живы впечатления о нем, его башнях, бойницах, часовне. Этот на первый взгляд романтический сюжет навеян последним путешествием автора, француза по происхождению, во Францию. Родившийся в семье потомственных лотарингских аристократов, Шамиссо связал свою жизнь с Германией, куда бежали его родители во время революции, и стал немецким поэтом и писателем. Неожиданный финал "Замка Бонкур", в котором автор благословляв крестьянина, вспахивающего своим плугом землю его предков, обусловлен подлинным гуманизмом и демократизмом поэта, воспевшего Французскую революцию и освободительные движения в Европе.
Широкую известность принесла Шамиссо его фантастическая повесть "Удивительная история Петера Шлемиля" (1814). Традиционный для немецкой литературы мотив сделки с дьяволом существенно изменен в повести. Бедняк Петер Шлемиль продает дьяволу не душу, а свою тень, взамен получая не магическую власть над силами природы, а кошелек с золотом. Писатель по-новому подходит к романтическому герою, лишает его исключительности, мечтательности, романтической одержимости. В повести Шамиссо нет такого мощного гротеска, как у Гофмана, нет противопоставления реального и фантастического. Сказочные мотивы логично включаются в повествование об обыденном и как бы пропускаются через призму разума. "Великим мастерством" считал Т. Манн умение Шамиссо сохранить верность "житейски-реалистической" манере даже тогда, когда он излагал "самые фантастические события".
Тема растущей власти "кошелька", губительного влияния золота на человеческую судьбу явилась откликом Шамиссо, как и других романтиков (Тик, Арним, Гофман), на формирующийся буржуазный уклад. Но что подразумевал он под тенью? Ведь, лишившись этой, по мысли самого Шлемиля, безделицы, герой становится несчастнейшим человеком, изгоняемым всеми и отовсюду.
Утраченная тень в повести Шамиссо - это художественный символ, не поддающийся однозначному толкованию. Он используется автором как завязка для изображения трагизма отчуждения, раскрытия конфликта между человеческой индивидуальностью и окружающим ее обществом.
Несмотря на все горести, которые приходится пережить Шлемилю из-за утраты тени, он все же не хочет мириться с чуждым ему обществом, жертвовать своей индивидуальностью и потому отказывается вернуть тень в обмен на душу. Презрев богатство, он выбрасывает кошелек в пропасть, удаляется от людей и посвящает себя науке, становясь естествоиспытателем. Выход, который нашел автор для своего героя, не типичен для литературы романтизма, но романтически иллюзорен. Поэтому и понадобился ему для развязки сказочный мотив семимильных сапог, с помощью которых Шлемиль путешествует по всему свету.

Писатель сам занимался наукой, изучал ботанику, зоологию, а в 1815-1818 гг. в качестве натуралиста принял участие в кругосветной экспедиции на русском корабле "Рюрик". Проведя три года рядом с русскими людьми, Шамиссо заинтересовался русской историей и культурой. Он переложил на немецкий язык стихами сатирическую повесть второй половины XVII в. "Шемякин суд", перевел стихотворение Пушкина "Ворон к ворону летит". Немецкий читатель получил также возможность познакомиться с поэмой Рылеева "Войнаровский" (1825) в вольном переводе Шамиссо, к которой он присоединил свое оригинальное произведение - поэму "Бестужев". Эта дилогия, посвященная борцам против русского самодержавия - декабристам, вышла под названием "Изгнанники" в 1831 г. Бестужев в ней - романтизированный герой, дух которого остается вольным и несломленным даже в "плену цепей". Произведение написано терцинами, которыми автор владел так же виртуозно, как и другой классической формой - сонетом.
Взволнованный голос Шамиссо звучал во всеевропейском хоре поэтов-романтиков, сочувствовавших борьбе испанских патриотов ("Девушка из Кадикса", 1828), славивших мужественный греческий народ ("София Кондулимо и ее дети", 1828 и др.). Многие стихотворения Шамиссо, в том числе сонеты "Взыскующим истины" (1821-1822), снискали ему известность политического поэта, уверенного в неизбежности исторических перемен, в крушении реакционных режимов в Европе, установленных Священным союзом.

Но не навеки сумерки времен:
Опять забьют живительные соки,
И Человек в начертанные сроки
Положит миру благостный закон.
Перевод В. Куприянова

Шамиссо обращался к политической сатире, привнося в немецкую поэзию остроту и злободневность ("Золотой век", 1822; "Инвалид в сумасшедшем доме", 1827). Многие сатирические стихотворения поэта становились подлинно народными песнями, как песни Беранже во Франции.
На основе народных легенд Шамиссо создал знаменитый цикл баллад "Немецкие народные сказания" (1831- 1838). Разнообразные по тематике и своему настроению, эти баллады тяготеют к необыкновенным сюжетам; главное же в них - политическая и социальная мысль автора. Глубоко демократическая идея звучит в балладе "Игрушка великанши" (1831):

Когда бы не крестьянин - не труд его, заметь,-
Без хлеба нам с тобою пришлось бы умереть.
И навсегда запомни, что великанов род
В веках свое начало от мужиков берет!
Перевод Л. Гинзбурга

С искренним участием и симпатией относился Шамиссо к беднякам и труженикам. В таких стихотворениях, как "Нищий и его пес" (1829), "Молитва вдовы" (1831), "Старая прачка" (1833), он пишет о горькой судьбе этих людей, взывает к сочувствию и милосердию по отношению к ним. Поэт разрабатывал сюжеты, считавшиеся "непоэтичными", вводил в немецкую лирику тему повседневной жизни, бытовые подробности.
Певцом любви и семейных радостей выступал Шамиссо в циклах "Любовь и жизнь женщины" (1830), "Песни и образы жизни" (1831). Переложенные на музыку Р. Шуманом и другими композиторами, эти лирические стихотворения приобрели огромную популярность в Германии.
Гуманистическое и демократическое начало лирики Шамиссо найдет продолжение в политической поэзии 40-х гг.- Г. Веерта (1822-1856), Г, Гервега (1817- (1875), Ф. Фрейлиграта (1810-1876).
В XIX в. Шамиссо переводили в России В. Жуковский, Л. Мей, А. Майков, в советское время - Б. Слуцкий, Е. Витковский, В. Левик и др. Некоторые из лучших лирических стихотворений и баллад Шамиссо перевел на белорусский язык А. Зарицкий.
(Источник - http://www.inolit.ru/17-046-00.html)
***
Прикрепления: 4383297.jpg (11.2 Kb) · 9277479.jpg (16.7 Kb) · 6072418.jpg (33.9 Kb) · 7373897.jpg (12.9 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Сентиментализм (вторая половина XIX вв.) » Шамиссо А.ф. - немецкий писатель, поэт и ученый-натуралист (30 января 2011 года - 230 лет со дня рождения)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: