ОМУЛЕВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(Фёдоров, Федоров – Омулевский)
(26 октября (8 декабря) 1836 — 26 декабря 1883), возможно
(21 октября (2 ноября) 1837 – 07 января 1884)
— русский прозаик, беллетрист, поэт, публицист, переводчик; известный сибирский писатель и поэт революционно-демократического направления.
Родился в семье местного исправника, окончил шесть классов гимназии в Иркутске. В 1857 году приехал в Санкт-Петербург, учился на юридическом факультете университета. Студентом начал свою литературную деятельность. Стихотворения Фёдорова печатались в «Современнике», «Русском слове», «Вестнике» и в других популярных журналах того времени; тогда же он взял себе литературный псевдоним — Омулевский.
Наиболее известен Омулевский был своим романом, сперва опубликованным в периодике под названием «Шаг за шагом», а затем изданным отдельно под названием «Светлов, его взгляды, его жизнь и деятельность» (СПб., 1871). Как указывал Марк Азадовский в «Литературной энциклопедии» (1934), этот роман представлял собой «яркий памятник просветительства революционно-демократической интеллигенции, боровшейся за «американский» путь развития капитализма. Идея романа — «итти шаг за шагом — не значит плестись, напротив, это значит решительно и неуклонно итти к своей цели без скачков…» Омулевский дал в своём романе развёрнутую программу этой подготовительной деятельности, заставляя своего героя на практике разрешать основные проблемы современности: семейный вопрос, проблему воспитания, женский вопрос, проблему культурной работы в народе, роль интеллигенции. Его герой принимает участие и в рабочем движении, противопоставляя стихийным проявлениям протеста рабочей массы спокойную продуманность действий вождя-интеллигента; последний эпизод является центральным в романе и представляет собой первую и очень смелую попытку изображения в литератуpe рабочего восстания и стачки».
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона отмечала, что «этот роман, пользовавшийся одно время большой популярностью среди нашей молодежи, но скоро забытый, был одним из тех «программных» произведений беллетристики 60-х годов, которые посвящались идеальному изображению «новых людей» в их борьбе с старыми предрассудками и стремлении установить «разумный» строй жизни. Художественных достоинств в нем нет никаких: повествование растянуто и нередко прерывается утомительными рассуждениями теоретического характера; большая часть эпизодов искусственно подогнана под заранее надуманную программу. Несмотря на эти недостатки, роман находил восторженных читателей, которых подкупала несомненная искренность автора и благородство убеждений его идеального героя».
В то же время М. Е. Салтыков-Щедрин, рецензировавший роман сразу после его появления, указывал, что он принадлежит к числу «„новых“ произведений, с полною добросовестностью относящихся к насущным вопросам современности», и хотя в книге Омулевского «бросается в глаза очень большая доля книжности, герои его романа, более чем нужно, походят друг на друга, действие идет несколько вяло», но «недостаток объективности восполняется в этом случае лиризмом».
Второй роман Омулевского «Попытка — не шутка» остался неоконченным. К концу жизни писатель был разорён, так как литературное поприще не давало ему значительных средств к существованию. Омулевский умер от разрыва сердца и был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Перед смертью Омулевского все его произведения были собраны в один том под названием «Песни жизни» (СПб., 1883).
(По материалам Википедии; http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2951.htm)
***
Биографический очерк М. Азадовского
ОМУЛЕВСКИЙ (псевдоним Иннокентия Васильевича Федорова) [1836—1883] — русский писатель. Родился в Петропавловске на Камчатке, в семье исправника. Детство и юность провел в Иркутске, откуда, не кончив курса в местной гимназии, уехал в Петербург. Подобно значительной части сибирской интеллигенции, Омулевский вырос под влиянием политических ссыльных, в данном случае — декабристов и поляков. При помощи последних еще в Иркутске Омулевский изучил польский яз., и первым его лит-ым дебютом была книжка переводов «сонетов» Мицкевича. В Петербурге Омулевский сблизился с кружком Н. М. Ядринцева, вокруг к-рого группировалась сибирская молодежь, проникнутая идеями тогда еще не четко оформленного областничества, и принимал участие в главнейших демократических журналах той поры — «Современнике», «Искре», «Деле» и др. В 1870 в «Деле» появился его роман «Шаг за шагом» («Светлов, его взгляды, характер, деятельность») — яркий памятник просветительства революционно-демократической интеллигенции, боровшейся за «американский» путь развития капитализма. Идея романа — «итти шаг за шагом — не значит плестись, напротив, это значит решительно и неуклонно итти к своей цели без скачков...» Омулевский дал в своем романе развернутую программу этой подготовительной деятельности, заставляя своего героя на практике разрешать основные проблемы современности: семейный вопрос, проблему воспитания, женский вопрос, проблему культурной работы в народе, роль интеллигенции. Его герой принимает участие и в рабочем движении, противопоставляя стихийным проявлениям протеста рабочей массы спокойную продуманность действий вождя-интеллигента; последний эпизод является центральным в романе и представляет собой первую и очень смелую попытку изображения в лит-pe рабочего восстания и стачки. Омулевскому свойственна идеализация «мира», который руководит всем в жизни рабочих, и стоящих во главе его «дедов», являющихся по существу крепкими хозяйственными мужичками.
Особую остроту придало роману введение в качестве действующих лиц двух фигур старых революционеров: один — поляк-декабрист, в другом своеобразно отложились реальные черты Бакунина и Петрашевского. Связь с ними главного героя и их участие в рабочем восстании должны были подчеркнуть революционную традицию и преемственность, причем автор заставил этих старых деятелей подчиниться авторитету своего чрезмерно идеализированного героя. Ярко выражены в романе материалистические, антирелигиозные тенденции. Все это обусловило огромную популярность «Светлова» в кругах демократически настроенной интеллигенции 70-х гг. и вызвало сильнейшие цензурные преследования книги, к-рая смогла снова появиться перед читателем только после 1905.
Просветителем-шестидесятником является Омулевский и в своей лирике. Ее главнейшим мотивом является апофеоз «честного труда». Как разночинцу Омулевскому свойственна проповедь женской эмансипации («Битва»), которая обычно сочетается с издевкой над буржуазной семейной моралью («Задушевная беседа»). Омулевский принадлежит помимо лирических и юмористических стихотворений множество переводов, гл. обр. из А. Мицкевича и Виктора Гюго.
Лирика Омулевского пользовалась огромной популярностью в Сибири и создала там многочисленных подражателей.
М. Азадовский
(Источник - http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2951.htm)
***
Биографический очерк М. Д. Зиновьевой
ОМУЛЁВСКИЙ (настоящая фамилия - Федоров), Иннокентий Васильевич [26.XI(8.XII).1836 (по другим данным - 21.X(2.XI).1837), Петропавловский порт (Петропавловск-на-Камчатке).- 26.XII.1883(7.1.1884), Петербург) - прозаик, поэт, публицист, переводчик.
Родился в семье исправника. В 1842 г. отец был переведен служить с Камчатки начальником полиции Иркутска, где прошли отрочество и юность будущего писателя. Он учился в классической гимназии, но аттестата не получил: отказался сдавать экзамен по предмету "Закон божий". Ранний, иркутский период жизни оказал большое влияние на становление личности Омулевского, о чем косвенно свидетельствует судьба главного героя романа "Шаг за шагом" Светлова, в которой отчасти отразились черты биографии автора. "Роман "Светлов" в 1/2 автобиографичен" (Скабичевский А. М. История русской литературы.- Спб., 1909.-- С. 314). В Иркутске жило много ссыльных. Среди знакомых Омулевского были декабристы, петрашевцы, участники польского революционного движения, общение с ними оказалось плодотворным для юноши. Оно обогатило его внутренний мир, повысило культурный уровень, демократизировало его взгляды. Биограф Омулевского - П. В. Быков свидетельствует, что О. "занимался чтением развивающих книг под руководством некоторых из ссыльных поляков и декабристов". В эти годы Омулевский увлекся изучением польского языка, начал читать в оригинале произведения польской литературы. В "Набросках сибирского поэта" (опубл. в 1882 и 1884 гг.) он писал: "Я помню блестящую плеяду европейски образованных людей, дававших тон своему обществу, вносивших в его жизнь осмысленное уважение к личности, нравственную чистоплотность и благопристойность".
Не без влияния своих опальных друзей в 1856 г. он отправился в Петербург и полный горячего желания жить и учиться в кругу передовой молодежи столицы стал вольнослушателем: юридического факультета университета. В 1857 г. в Петербурге под псевдонимом Омулевский вышел сборник переводов сонетов Адама Мицкевича. Книга "Мицкевич в переводе Омулевского" успеха не имела; в художественном отношении переводы были слабыми. Критически оценил работу молодого переводчика Добролюбов (Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т.-- М.; Л., 1962.-- Т. II.-- С. 346--347) Однако это не охладило творческих порывов Омулевского, оставившего университет в 1858 г. Юридическая карьера не привлекала его. После недолгого пребывания в Витебске, где он служил чиновником особых поручений при губернаторе, и в Пскове Омулевский вернулся в Петербург. Жизненный выбор был сделан. Он решил стать профессиональным литератором.
Первыми читателями и судьями произведений писателя стали члены петербургского кружка сибиряков, основанного в конце 50 гг. студентом Петербургского университета, иркутянином Н. С. Щукиным, близким к Добролюбову и получавшим лондонские издания Герцена и Огарева. После отъезда Щукина в Сибирь в 1859 г. важную роль в кружке играли известные общественные деятели Сибири Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев, принявшие участие в судьбе Омулевского. Заседания кружка сибиряков посещали выдающийся историк и публицист А. П. Щапов, его ученик историк С. С. Шашков, революционер-ученый И. А. Худяков, казахский просветитель Чокан Валиханов и др. (см.: Очерки русской литературы Сибири.- Новосибирск, 1982.-- Т. 1.-- С. 342). Члены кружка были хорошо знакомы с передовой журналистикой, политической литературой, с подпольными изданиями и прокламациями. Омулевский, по воспоминаниям Ядринцева, "со всем пылом юности и жажды просвещения бросился в атмосферу горячих увлечений тогдашней русской молодежи" (Ядринцев Н. М. Сибирские литературные воспоминания // Восточное обозрение.- 1884.- No 33--34, 16 и 23 авг.).
Творчество Омулевского приходится в основном на 60 -70 ггоды. Большую часть этого времени писатель провел в Петербурге. Жизнь писателя-разночинца была полна трудностей, материальных лишений, о чем он писал, напр., Некрасову: "В жизни людей - а в жизни поэтов еще чаще - бывают положения, когда, отстаивая право существования, не имеешь возможности соображать, красиво или некрасиво движение утопающего человека, хватающегося за первую твердую опору. В таком именно положении я прямо обращаюсь к Вам, как поэт к поэту" (Письмо Н. А. Некрасову от 26 февр. 1874 г. // Литературное наследство. Н. А. Некрасов.-- Т. 49--50). После отмены крепостного права Омулевский в 1862 году покинул Петербург и три года жил в Иркутске, где сотрудничал в местной газете "Амур". В 1873 году он был арестован, чему предшествовал запрет публикации его романа "Попытка - не шутка" (Дело. - 1873. - No 1. - Главы I--III). Цензура увидела в нем подрыв социальных устоев общества. Омулевский был обвинен в антиправительственных высказываниях и заключен сначала в Петропавловскую крепость, а затем в Петербургскую тюрьму Литовский замок, но в том же году был освобожден за недоказанностью преступления. Спасаясь от нищеты, вместе с семьей в 1879 г. он снова уехал в Иркутск, пребывание в котором омрачилось смертью отца. В 1880 г., год спустя, вернулся в Петербург, где после продолжительной и тяжелой болезни умер в нищете и одиночестве.
Литературное наследие Омулевского обширно и включает в себя прозаические, поэтические, публицистические произведения. В 1861 году в журнале "Век" были опубликованы первые оригинальные стихи Омулевского: "Битва", "Первая встреча" и др. В 1862 г. Щукин опубликовал в иркутском сборнике "Сибирские рассказы" первый рассказ Омулевского "Сибирячка", имевший антикрепостническую направленность. Героиня рассказа Настя убивает развратника-барина и его жену, чтобы отомстить за издевательства над собой, и автор полон сочувствия к ней. В том же году был напечатан рассказ "Медные образки", раскрывший картину насилия, произвола властей, взяточничества чиновников. В этих малых жанрах Омулевского явно ощущались тенденции нравоописания, очерковости, идущие от "натуральной школы". Те же идейно-художественные особенности обнаруживаются в его более поздней прозе: в очерке "Острожный художник" (1882), в рассказе "Сутки на станции" (опубл. в 1904 г.), в очерке "Без крова, хлеба и красок" (1883, не завершен), в очерках "Рассказы в осенние вечера" (не окончены), в цикле заметок "В мировой камере" (не завершен; опубл. в 1906 г.), в рассказе "Ученые разговоры" (не завершен; опубл. в 1986 г.). Написанные в пореформенную эпоху, эти произведения направлены против остатков крепостничества, в них нашла отражение социальная драма обитателей петербургских трущоб, в т. ч. и представителей демократического искусства.
Наследие Омулевского - прозаика, кроме малых жанровых форм, включает в себя и крупные. Это роман "Шаг за шагом" (1870 - 1871), незаконченный роман "Попытка - не шутка" (1873), начало романа "Новый губернатор", начало повести "Софья Бессонова". Большую известность принес Омулевскому роман "Шаг за шагом", опубликованный в 1870 г. в журнале "Дело" с цензурными купюрами под названием "Светлов, его взгляды и деятельность" (В 1871 г. вышел отдельным изданием в Петербурге.) Роман был воспринят передовой общественностью как программное произведение. Быков свидетельствовал: "Молодежь им зачитывалась и в те времена, и значительно позднее, и вообще роман произвел настоящую сенсацию, не меньшую, чем "Что делать?" Чернышевского" (Быков П. В. Вступительная статья к "Полному собранию сочинений Омулевского (И. В. Федорова)"). Салтыков-Щедрин выделил роман "Шаг за шагом" в беллетристике 70 гг. (Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч.: В 20 т.-- М., 1970.-- Т. 9.-- С. 415--423). Ряд критиков (Скабичевский, Быков, Е. А. Колтоновская) связывали роман "Шаг за шагом" с писаревской идейной традицией, видели в главном герое Светлове черты писаревских "реалистов". Роман отразил историческую преемственность в освободительном движении в России, в числе героев -- декабрист Жилинский и петрашевец Варгунин. Свободное фермерство, объединенное в ассоциации производителей, выступает в романе как перспектива развития народной жизни (описание "трудового люда" на Ельцинской фабрике, предприятии свободного найма). В облике старосты Семена запечатлены характерные черты этого фермерства, как они представлялись просветителю-демократу. Суровые правительственные репрессии в пореформенный период подвели определенную часть русской демократии к трезвому осознанию соотношения сил прогресса и реакции, в свете которого осуждались попытки агитации среди крестьян с целью поднять их на политическую борьбу. Такая позиция свойственна и О. в изображении Ельцинского бунта. Герой романа -- сторонник постепенных преобразований ("Шаг за шагом"); он верит в силу "положительных знаний", науки, образования, пропагандирует атеизм, материализм, восхищается искусством, борется за эмансипацию женщин. В 1912 г. критик Колтоновская писала: "Отжили люди, отжили идеи, а навеянное ими светлое чувство осталось. Оно особенно явственно звучит в романе "Шаг за шагом". В этом разгадка его обаятельного впечатления на молодежь и того интереса, с каким он читается до сих пор, несмотря на устарелость сюжета и художественные недостатки" (Колтоновская Е. А. Критические этюды.-- Спб., 1912. - С. 133). Роман "Шаг за шагом" пользовался успехом у передовых читателей нескольких поколений. Естественно, он вызвал к себе враждебное отношение со стороны царской цензуры и реакционной критики (К. Ф. Головин, С. С. Окрейц и др.). Дважды уничтожался тираж книги (1874, 1896). Изданный в 1906 г., роман более не допускался к переизданию и вновь вышел в свет лишь в первые годы Советской власти (1923).
Заметный вклад внес Омулевский также в демократическую поэзию 60--80 гг. Он печатался в журналах "Современник", "Искра", "Русское слово", "Будильник", "Живописное обозрение", литературно-политической газете "Восточное обозрение" и др. Подписывал свои стихотворения псевдонимами: Камчаткин, Камчадал, Веселый поэт, Сибирский поэт. Странствующий певец и др. В его поэзии исследователи (А. Л. Рубенович, И. Г. Васильев, С. Красноштанов) видят родство с "музой мести и печали" Некрасова, близок О. и к поэтам некрасовской школы М. Л. Михайлову, Д. Д. Минаеву, В. С. Курочкину, А. Н. Плещееву). Было опубликовано несколько поэтических сборников О.: "Песни жизни" (Пб., 1883) "Деревенские песни" (Пб., 1884), "Земной рай и тайна карьеры. Юмористические стихотворениям (Пб., 1884). Многие стихотворения не были опубликованы при жизни поэта ("Ваше благородие" "Карманная элегия", "Светской девице", "Улетайте от нас, соловьи..." и др.). Мотивы лирики Омулевского разнообразны: народное горе ("Над колы белью", "Невеселая ночь", "Картинка", "Богачам", "Мои богатства" и др.); роль искусстве ("Перлы таланта", "Будущему поэту", "Самородок", "В стенах Эрмитажа" и др.); отношения "отцов и детей" ("Забудем те фразы, какими нас с детства...", "Монолог", "К молодому по колению" и др.); участь женщины ("Задушевная беседа", "Нашей подруге жизни", "Супружеская школа", "Совет", "На прощание" и др.) политическая борьба ("Все на свете трын-трава" "Дело святое за правду стоять", "Светает, товарищ", "О юноши! Не тот герой...", "Залетные птицы", "Море" и др.). В его гражданской лирике нередки элегические настроения ("Прощай., прости, прекрасный мир земной", "Лесные грезы", "Невозвратное", "Слепой художник", "Пс ком ты плачешь, ветер?" и др.); есть и сатира ("Когда я тружусь, попивая лафит", "Самодур" "Канцелярская философия", "Юмористически* вопли", "Свобода", "Счастливец", "На Новыё год" и др.).
Через весь творческий путь Омулевского проходит тема Сибири, которую поэт горячо любил. В 60--70 гг она была представлена отдельными стихотворениями. В 80 гг. написан цикл "Сибирские мотивы" (1881 --1883). Непосредственным поводом ь написанию цикла послужило возникновение газеты "Восточное обозрение" (1882) и тот интерес, который проявлялся к Сибири в русской передовой журналистике 70--80 гг. О. писал о сибиряках -- вольнолюбивых и деятельных людях и обычаях народов Сибири, о величественной сибирской природе и перспективах развития края ("На дальней родине моей", "Монолог", "Залетные птицы", "При разливе Оби", "Как в матерь верят дети, я так же верую в свой край!", "Я снам не верю", "Счастливый сон", "Подрастающим землячкам", "Сибиряк", "Ангарская гроза". "На берегах Енисея", "Бирюсинский лес", "Камчадал" и др.).
Омулевский - автор многих репортажей и обзоров на злобу дня. Его публицистическая проза близка к писательскому дневнику ("Мимолетные наброски" в журнале "Живописное обозрение", "Наброски сибирского поэта", статья "Искусство камчадалов" в газете "Восточное обозрение"). О. был поэтом-переводчиком с польского языка: Мицкевич, Людвиг Кондратович (Владислав Сырокомля), Ю. Крашевский; а также с французского (В. Гюго). Разнообразная творческая деятельность Омулевского (прозаика, поэта, публициста, переводчика) была подчинена девизу, о котором он сам сказал так: "...во все время моей литературной деятельности я ни однажды не отклонялся от раз навсегда принятого мною направления..." (Макушин Н. И. И. В. Федоров (Омулевский) // Сибирская жизнь. - 1904. - No 244).
М. Д. Зиновьева
(Источник - http://az.lib.ru/o/omulewskij_i_w/text_0030.shtml)
***
ПОЭЗИЯ
262. ПРИЗНАНИЕ
Весело я побежал
Юношей в жизненный путь,
Грудью за правду стоял -
И... надсадил себе грудь.
Честно служить я хотел,
К цели стремяся благой,
Сутки, согнувшись, сидел -
И... насидел геморрой.
Спину не в силах сгибать
Перед сановным лицом,
Прямо любил я стоять -
И... оказался с горбом.
Зная, что сам я хорош,
Пошло топтать я не мог
Пышных порогов вельмож -
И... щеголял без сапог.
Мудрствуя детским умом
В смысле, что стыдно молчать,
Я рассуждал обо всем -
И... приказали прогнать.
Чуя свою правоту,
Я при отставке до дна
Выказал всю чистоту -
И... замарали меня.
Но и поруганный, я
Дело свое продолжал,
Словно в степи вопия, -
И... голодать начинал.
Тут уж понявши, что лоб
Стену собой не пробьет,
Думал я кинуться в гроб -
И... поступил на завод.
Весь превратившися в лесть,
Ныне ползу я ужом -
И... в результате уж есть
Деньги и каменный дом,
<1866>
***
263. СВОБОДА
Свобода - отличная штука,
Но, если по правде сказать, -
Вперед тому будет наука,
Кто вздумал ее испытать...
У ней помещение прочно -
Глухой за замком каземат,
И к двери приставлен нарочно
Со штуцером добрым солдат...
Свобода и кормит не худо:
Чтоб мысли трезвее был ход,
Такое дадут тебе блюдо,
Что ты не возьмешь его в рот...
И так как во мраке сильнее
Работает ум у людей, -
От солнца тебя поплотнее
Закупорят в келье твоей...
Чтоб не было скучно немножко
Сидеть в совершенных потьмах, -
Прорублено в келье окошко,
Точь-в-точь как в сырых погребах...
Не бойся насчет искушенья -
Предвидено было оно:
Заделал хозяин строенья
Железной решеткой окно...
Чтоб рваться не мог бесполезно
Ты к прежнему рабству на свет,
Вперед, тебе скажут любезно,
На сколько свободен ты лет...
Когда же сумеешь степенно
Ты высидеть сказанный срок, -
Позволят тебе непременно
Взглянуть на родной уголок -
Похвастаться там пред рабами
Лицом, изнуренным борьбой,
Потухшими в скорби очами,
Седою, как лунь, бородой!
<1867>
***
264
Светает, товарищ!..
Работать давай!
Работы усиленной
Требует край...
Работай руками,
Работай умом,
Работай без устали
Ночью и днем!
Не думай, что труд наш
Бесследно пройдет;
Не бойся, что дум твоих
Мир не поймет...
Работай лишь с пользой
На ниве людей
Да сей только честные
Мысли на ней;
А там уж что будет,
То будет пускай...
Так ну же работать мы
Дружно давай, -
Работать руками,
Работать умом,
Работать без устали
Ночью и днем!
<1867>
***
265. К МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ
Спешите, честные бойцы,
На дело родины святое!
Того, что сделали отцы,
От вас потребуется вдвое...
Вам путь тяжелый предстоит,
И ждет немало вас лишений,
Но пусть вам силы подкрепит
Пример минувших поколений...
Не озирайтеся назад
Трусливых выслушать советов:
На то, что сзади говорят,
У вас не может быть ответов...
Ответ за вас произнесет
Высоко поднятое знамя -
И каждый грамотный прочтет,
Какое движет вами пламя!
В ком дух любви уже ослаб,
Тому не место между вами:
Не должен быть "ленивый раб"
Между рабочими людями...
А ваши бодро пусть спешат,
Как будут силы их ни малы:
Плох - говорят у нас - солдат,
Когда не метит в генералы...
Еще далеко та страна,
Где протекают реки медом;
Не вдруг познается она
Идущим издали народом;
Не вам дано в ней отдохнуть,
Кончая подвиг жизни бранной...
Но хорошо окончить путь
В виду земли обетованной!
<1867>
***