[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бекетов П.П. - русский издатель, журналист, типограф
NikolayДата: Понедельник, 18 Апр 2011, 21:55 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

БЕКЕТОВ ПЛАТОН ПЕТРОВИЧ
(11 ноября 1761 года – 6 января 1836)

— известный русский иконограф и издатель, библиограф и журналист, типограф и коллекционер, председатель Общество истории и древностей российских, друг историка Николая Карамзина, племянник Никиты Афанасьевича Бекетова.

Родился 11 ноября 1761 г. в Симбирске, умер 6 января 1836 г. в Москве. Первоначальное образование он получил в частных пансионах, сначала в Симбирске, а потом в Казани, где обучался вместе с своим двоюродным братом, баснописцем Дмитриевым. После Пугачевского бунта, Бекетов продолжал образование в Москве, в пансионе Шадена, вместе с Карамзиным, которому приходился родственником, хотя и дальним. По окончании образования, Бекетов поступил в военную службу, в гвардию, откуда вышел в отставку, с чином премьер-майора. В 1798 г. он поселился в Москве и занялся литературой — главным образом, собиранием и изданием портретов и книг. К литературе Бекетов чувствовал влечение с детства. Уже в 1780 г. в "С.-Петерб. Вестн.", появились его переводы: 1) Иль пенсеро, или Мысли Мильтоновы (с французского) и 2) Размышления одного человека, которые можно почесть предсказанием. Там же напечатаны в 1780 г. и его стихи к портрету Вольтера. Несколько стихотворений его помещено в "Приятном и полезном препровождении времени", в 1794 г. В 1801 г. Бекетов завел собственную типографию, в которой печатались, между прочим, сочинения Богдановича, Гнедича, Жуковского, Василия Пушкина, Хераскова, Радищева, тщательно редактированные Бекетовым. В то же время он был одним из издателей "Друга Просвещения", который печатался в его типографии. Задумав издать собрание "Портретов знаменитых Россиян", Бекетов добыл несколько сотен подлинных живописных и гравированных портретов и для гравирования образовал из своих крепостных людей школу пунктирных мастеров, которые, под его руководством, награвировали более 300 досок. В 1801 г. он выпустил, с текстом Карамзина, "Пантеон российских авторов" — 4 тетради в лист, по 5 портретов в каждой; сюда вошли портреты: Бояна, Нестора, Никона, Артамона Матвеева, царевны Софии Алексеевны, Феофана Прокоповича, Симеона Полоцкого, кн. Кантемира, Ломоносова и др. Затем, в 1821—1824 гг. Бекетов издал первую часть "Собрания портретов, россиян знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, с приложением их кратких жизнеописаний". Издание предполагалось в пяти частях, но не имело успеха, и потому издатель ограничился выпуском только одной части. После его смерти награвированные медные доски были куплены братьями И. В. и П. В. Киреевскими, которые в 1844 г. издали: 1) "Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии" (42 портрета) и 2) "Портреты именитых мужей Российской церкви". Кроме того, в 1810 г. Бекетов издал "Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 г., февраля 5, при бракосочетании Михаила Феодоровича с Евдокиею Лукьяновною, из рода Стрешневых" (62 рис.). В 1811 г. Бекетов был избран председателем основанного в том году московского общества истории и древностей российских и занимал это место до 1823 г. Он обогатил библиотеку общества старинными рукописями, книгами и монетами. В "Трудах и Летописях" общества помещены его сочинения: "О сребре Ярославле" (II, стр. 124—134), "Мнение о генеалогическом древе г. Шагубатова" (III, стр. 119—123) и три речи, в разное время произнесенные им в качестве председателя и посвященных текущим делам общества (I, 1—24, II, 106—108 и III, 109—112). Погребен Бекетов в Новоспасском монастыре. После него осталось много древних рукописей, книг и автографов.
Половцов
(Источник - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/9216/Бекетов)

***

Бекетов, Платон Петрович, известный иконограф и издатель (1761 - 1836), родился в Симбирске, учился в Казани, вместе с двоюродным братом своим - баснописцем Дмитриевым , затем его отвезли в знаменитый московский пансион Шадена, где товарищем Бекетова был Карамзин , с которым он, кроме того, состоял в дальнем родстве. Недолго послужив в гвардии, Бекетов с 1798 г. поселился в Москве, всецело отдавшись своей страсти к собиранию и изданию портретов и книг. В 1801 г. он завел собственную типографию, которая считалась лучшей в Москве, и из которой вышел целый ряд изданий русских авторов - Хераскова , Радищева , Богдановича , Гнедича , Жуковского и др., тщательно редактированных самим издателем. Он же был издателем печатавшегося у него журнала: "Друг Просвещения" (1805). - Ср. "Роспись книгам, напечатанным иждивением типографа Пл. Б." (М., 1806). Но больше всего интересовался Бекетов иконографией. Задумав издать собрание "портретов знаменитых Россиян", Бекетов не жалел никаких издержек на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, и составил огромную коллекцию - много сотен экземпляров. Для гравирования их он создал целую школу пунктирных граверов, состоявшую из Алексея Осипова и гравировавших под наблюдением его: Милова, Федора Алексеева, Шишкина, Н. Иванова, Маслова, Храмцова и др. Они награвировали пунктирной манерой более 300 досок, правда, очень посредственных в художественном отношении, но чрезвычайно замечательных в отношении иконографическом, благодаря тому, что сам Бекетов выбирал оригиналы для воспроизведения вполне достоверные. Издать в свете, однако, немного пришлось Бекетову. В 1801 г. он выпустил "Пантеон Российских авторов" (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом Карамзина, М., 1801) и только через 20 лет собрался издать "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям или коих имена почему другому сделались известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний" (М., 1821 - 24, в большую четверку). Это издание было рассчитано на 4 части, по 50 портретов в каждой, но вышла только одна часть, состоящая из 5 тетрадей по 10 портретов в каждой и посвященная деятелям XVII и начала XVIII века. Успеха предприятие Бекетова не имело, и в свете было выпущено лишь незначительное количество экземпляров. Но материал был заготовлен Бекетовым для всего издания, и по смерти его драгоценная коллекция из 306 медных досок была приобретена за 8 1/2 тысяч братьями Киреевскими. Последние не дали ей надлежащего употребления. Через 6 лет (в 1843 г.) они вторично тиснули некоторое количество экземпляров 1-й части "Собрания", портретов 5 изготовили и продавали отдельно; затем выпустили "Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии" (М., 1844, 42 портрета) и "Портреты именитых мужей российской церкви" (Б., 1844, 40 портретов). Так как многие портреты повторяются в этих двух собраниях и, кроме того, уже раз фигурировали в "Пантеоне российских авторов", то в общем из бекетовских досок службу сослужили не более одной трети, остальные 200 частью незаменимых досок бесследно попали и только в качестве величайшей библиографической редкости у торговцев иной раз попадаются пробные оттиски с некоторых из них. Кроме портретов, Бекетов издал еще "Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 г., февраля 5, при бракосочетании Г. Ц. и В. К. Михаила Федоровича с Г. Ц. Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых" (М., 1810, в лист, 62 рис.). В 1811 г. Бекетов был избран председателем только что основанного тогда "Общества истории и древностей российских". До 1823 г. Бекетов занимал председательское кресло общества и, по словам Строева : был его "душою и двигателем". В "Трудах и Летописях" общества он напечатал: "О серебре Ярославле" (в т. II); "Мнения о генеалогическом древе г. Шагубатова" (в т. III) и три "Речи", читанные в торжественных собраниях общества (т. I, II и III). - Ср. С.А. Венгеров "Критико-биографический Словарь", т. II; "Словарь Русского Исторического Общества", т. II, и "Старые годы".
(Источник - http://www.rulex.ru/01020255.htm)
***

Платон Петрович Бекетов (1761-1836) завел в своем большом доме на Кузнецком мосту типографию со словолитней и книжную лавку. Коммерческая сторона дела была у Бекетова на втором плане. Он стремился издавать высококачественную отечественную книгу. За одиннадцать лет своей издательской деятельности П.П. Бекетов выпустил выше ста изданий. Среди них сочинения М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и других русских писателей. Особо следует отметить два гравированных на меди альбома. "Пантеон российских авторов" представлял собой портреты писателей с краткими биографиями, автором которых был Н.М. Карамзин. Другим роскошным альбомом было "Собрание россиян знаменитых…". В 1812 г. при пожаре в Москве типография сгорела.
(Источник - http://antiquariy.ru/history.html?hid=6)
***

Значение Платона Петровича Бекетова в истории российской книжной культуре трудно переоценить. Крупнейшие исследователи отечественной книги и гравюры дали ему самую высокую характеристику:

П.К. Симонии:
«В истории московского книгоиздательского дела начала XIX столетия одна из наиболее примечательных страниц связана с именем П.П. Бекетова. Библиофилам хорошо известно это имя по многочисленным русским книгам, напечатанным в его типографии. За недолгие годы ее существования (возникнув в 1801 г., типография сгорела в пожаре Москвы 1812 г.) Бекетовым было выпущено более 100 изданий, отмеченных печатью высокой издательской культуры. Издания эти завоевали себе первое место, так как помимо красивых и четких шрифтов они отличались тщательным типографским набором и приправкою, художественными приложениями, гравированным заглавными листами, всякого рода виньетками, типографскими украшениями и т. д.». (Симони П.К. П.П. Бекетов // Старые годы. 1908. № 2.).

Д.А. Ровинский:
«Платон Петрович Бекетов был известен крайне добросовестным отношением к своему делу и своими разысканиями. Гравюры воспроизводились у него всегда с достоверных подлинников, гравированных или живописных, которые хранились в родовых собраниях наших предков и которые в большинстве случаев исчезли...» (Ровинский Д.А. Подробный словарь гравированных портретов. Т.IV.1– СПб., 1889.).
(Источник - http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2013071)
***

Прикрепления: 0052023.jpg (55.2 Kb) · 1777859.jpg (11.4 Kb) · 9664511.jpg (40.6 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов