Nikolay | Дата: Четверг, 07 Июл 2011, 10:29 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Статус:
|
ЗАСОДИМСКИЙ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ (псевдоним Вологдин) (1 (13), по другим сведениям 4 (16) ноября 1834, Великий Устюг — 4 (17) мая 1912, Опеченский Посад Боровичского уезда, Новгородской губернии)
- русский писатель-народник, поэт, философ, критик и публицист.
Родился в Великом Устюге в небогатой дворянской семье. Окончил Вологодскую гимназию, был вольнослушателем юридического факультета Петербургского университета. Как участник «хождения в народ» учительствовал в деревне. Засодимский принадлежал к писателям-семидесятникам народнического направления. Сотрудничал в журналах «Дело», «Отечественные записки», «Русское богатство». Превосходное знание народной жизни, сочувствие обездоленным помогли ему создать правдивые зарисовки быта крестьянства и городской бедноты: «Повести из жизни бедных» (1876), «Степные тайны» (1880), «По градам и весям» (1885) и др. Засодимский — автор произведений для детей: «Задушевные рассказы» (Т. 1—2, 1883—84), «Бывальщины и сказки» (1888). Наиболее значительное произведение Засодимского — роман «Хроника села Смурина» (1874); в нем изображена жизнь крестьянина, талантливого организатора, защищающего интересы односельчан в условиях распада крестьянской общины. (Источник - http://www.uwriter.ru/view_all_avtors.php) ***
Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. П.В. Засодимский
Родился в Великом Устюге в небольшой дворянской семье. Детство провел в Никольске. В июне 1863 г. закончил Вологодскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1867 г. в московских и петербургских газетах появляются первые стихи Засодимского. Нередко Засодимский гостил в Кадниковском уезде, в усадьбе Горка, расположенной на реке Двинице и принадлежавшей родной тетке писателя Е.П. Даниловой. Жил в Горке Павел Владимирович и будучи ссыльным, в 1891-1892 гг. "Горка мне очень памятна, - писал Засодимский, - и самые воспоминания о ней для меня дороги и милы. Я знал ее с малых лет, там каждый куст, каждая тропинка мне знакомы… Здесь в тиши и на свободе написаны мною: "Степные тайны", "По градам и весям", "Семейство Подошвиных", "Пропал человек", "Грех", "Из жизни лесной стороны", "Лесное царство", воспоминания из детских лет и целый ряд рассказов для детей. Здесь, на Горке, я отдыхал и, набравшись сил, здесь же много, усиленно работал". (Источник - http://www.cultinfo.ru/sokol/people.htm) ***
На 1-ой линии в Посаде стоит дом писателя-народника Павла Владимировича Засодимского, работавшего в 1872 году учителем в школе для крестьянских детей в соседнем селе. На основе полученных здесь впечатлений он описал в своём романе «Хроника села Смурина» расслоение боровичской деревни после отмены крепостного права. (Источник - http://planeta.strussa.com/?cat=60&sub=59) ***
Засодимский Павел Владимирович (1843 — 1912)
Этот писатель родился 1 ноября 1834 года в Великом Устюге. Умер 4 мая 1912 года. Вырос он в небогатой семье дворян в Великом Устюге. После окончания Вологодской гимназии он стал послушником вольнослушателем юридического факультета в Петербурге. Засодимский относился к писателям-семидесятникам народного направления. Он сотрудничал в журналах «Дело», «Русское богатство» и «Отечественные записки». Писатель отлично знал все «подводные камни» крестьянского быта и жизни бедняков. Именно зарисовки такого направления помогли ему создать произведения «Степные тайны», «Повести из жизни бедных». Для детей он, также, написал несколько рассказов. Например, «Бывальщины и сказки», «Задушевные рассказы» и прочие. Особое произведение, написанное Засодимским – роман «Хроника села Смурина». В нем четко была отображена жизнь крестьян, как талантливых организаторов. В этом произведении он описал способы защитить интересы односельчан. При этом, автор ярко описывает процесс распада общины крестьян и засилья кулачества.
Этот писатель был талантливой личностью. На протяжении всей жизни он тщательно следил за течением жизни крестьян. Как только у него появилась возможность – он захотел отразить все свои познания и выводы в книгах. Засодимский Павел Владимирович, безусловно, внес огромный вклад в развитие русской литературы. Теперь его произведения читают и наслаждаются миллионы людей. (Источник - http://master-i-m.book-pr.org.ua/writers/z_1/zasodimskij_pavel_vladimi.html) ***
Засодимский (Вологдин), Павел Владимирович - известный писатель (1843 - 1912). Некоторое время слушал в Петербургском университете лекции по юридическому факультету; затем был народным и домашним учителем. Изучив жизнь деревенской и городской бедноты, Засодимский проникся горячей любовью к тем - по его выражению - "угрюмым людям, живущим в прохолодь и в проголодь, для которых жизнь на белом свете представляется не веселее вечной каторги". Маленькие люди и их страдания - таково обычное содержание рассказов и повестей Засодимского. С 1868 г. он поместил в "Деле" рассказ "Грешница", повести: "Волчиха", "А ей весело - она смеется", "Темные силы", "Старый дом" (последние два произведения, вместе с рассказом "Дурак", вошли в отдельный сборник под заглавием "Повести из жизни бедных", СПб., 1876). В "Отечественных Записках" 1874 г. обратил на себя внимание роман Засодимского из деревенской жизни: "Хроника села Смурина" (отдельно, СПб., 1875 и 1906). Изображение народной жизни здесь крайне приподнято; герой-кузнец представляет собой нечто в роде деревенского Лассаля. В 1878 - 1880 гг. в "Слове" помещены рассказы Засодимского "Кто во что горазд", "Терехин сон" и др. В 1880 г. Засодимский становится членом редакции журнала "Русское Богатство", где, между прочим, напечатан его роман "Степные тайны". В журнале "Наблюдатель" помещены его повести: "По городам и весям". Лучшие из рассказов Засодимского для детей вошли в состав сборников: "Задушевные рассказы" и "Бывальщина и сказки", выдержавших несколько изданий. Собрание сочинений Засодимского в 2-х томах вышло в Санкт-Петербурге в 1895 г. За ним последовали: "Повести из дальних лет" (М., 1901) и "Из воспоминаний" (М., 1908). - См. П. Никитин (Ткачев) "Мужик в салонах современной беллетристики" ("Дело", 1879, III, VI - XI); М. Протопопов "Писатель-оптимист" ("Русское Богатство", 1895, IX); Цебрикова "Беллетрист-народник" ("Русская Мысль", 1896, II). (Источник - http://www.rulex.ru/01080151.htm) ***
Засодимский Павел Владимирович Служитель правды и добра
Наверное, нет такого вологжанина, который не слышал бы фамилии Засодимский. Она появляется время от времени на страницах местной периодической печати, в городе есть улица Засодимского – небольшая по протяженности, зато расположенная почти в самом центре, между парком ВРЗ и Ильинской церковью, памятником архитектуры XVII века. Да и сама фамилия эта созвучна привычным жителю Вологодчины названиям: За-содимский – живущий за речкой Содимой (или, в более привычном современном написании, Содемой). Одна речка с таким названием течет в черте города Вологды, на другой, при впадении ее в Сухону, стоит город Кадников. Правда, «быть на слуху» еще не значит «осознанно восприниматься». Далеко не каждый вологжанин хорошо представляет, кто такой Павел Владимирович Засодимский, чем он примечателен и почему заслуживает уважения потомков. Между тем право пусть на негромкую, но добрую славу этот человек, несомненно, заслуживает. У вологжан особенно, потому что его жизнь тесно связана с Вологодским краем.
Мать Павла Засодимского принадлежала к старинному роду вологодских дворян Засецких, владевших подгородными имениями Фоминское (ныне Молочное), Новое и Чичулино. Дед писателя по отцовской линии был сыном бедного сельского дьячка из-под Кадникова. Снедаемый жаждой познания, он по собственному почину отправился в Москву, окончил Славяно-греко-латинскую академию, слушал лекции в Московском университете; вернувшись на родину, преподавал в Вологодской семинарии, служил на чиновничьем поприще, удостоился звания именитого гражданина и получил право на потомственное дворянство. По мнению П. В. Засодимского, склонность к писательству он унаследовал именно от деда, увлеченно предававшегося литературным занятиям.
Родился писатель в 1843 году в Великом Устюге. Детство его прошло в Никольске, где служил отец, и в имении матери Миролюбово, находящемся в 400 верстах от Никольска. Получив хорошее домашнее образование, он окончил Вологодскую гимназию, начал учиться в Санкт-Петербургском университете, но вынужден был оставить его, потому что обедневшая дворянская семья не имела средств для содержания сына-студента. Начались годы лишений и скитаний по России. В поисках заработка постепенно определился основной род занятий Засодимского – литературная работа. Сотрудничал писатель главным образом с журналами демократической ориентации: «Дело», «Отечественные записки», «Слово», «Русское богатство», что определяло круг его знакомств, а порой приводило и к преследованиям со стороны властей. Засодимский не порывал связи с родным краем и, когда появлялась возможность, бывал в Вологде, обычно весной или летом. В 1878 году он путешествовал по Зырянскому краю, входившему тогда в состав Вологодской губернии, по собранным в этой поездке материалам написал цикл очерков «Лесное царство». Лето 1879 года Засодимский проводит в имении Горка близ Кадникова, принадлежащем его родственнице Е. П. Даниловой. Впоследствии он бывает здесь неоднократно, используя несуетливый усадебный быт для напряженного литературного труда. В начале 1890-х годов Вологодская губерния становится местом ссылки Засодимского. После возвращения из нее в Петербург писатель у себя на родине больше не бывает. Последние годы его жизни прошли в Новгородской губернии. Там он и умер в 1912 году. Его могила находится в селе Опеченский Посад, у стен церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Что же касается личностных качеств писателя, то они выразительно описаны одним из его младших современников. 5 мая 1913 года в газете «Вологодский листок» появилось стихотворение «Памяти П. В. Засодимского», приуроченное к годовщине со дня смерти писателя-земляка. Его автором был известный в Вологде журналист и поэт Михаил Швецов. Стихотворение не совсем свободно от гражданской риторики, но в нем нетрудно уловить и биение живого чувства. Несмотря на то что в подобного рода стихах идеализация – закономерный художественный прием, здесь нет незаслуженных похвал. Литературный портрет Засодимского, написанный Швецовым, соответствует истине.
Я только в жизнь еще вступал, Когда с писателем маститым, Борцом за светлый идеал, Не шедшим по тропам избитым, На краткий миг мой путь совпал.
Был ласков взгляд лазурных глаз, Чуть потускневших от страданий, И без надуманных прикрас Горел и теплился рассказ Из добровольческих скитаний.
Он молод был в великий год, Когда раскованный народ Из клети, темной и убогой, И власть, нашедшая оплот, Шли на восток одной дорогой.
И если сверстников влекло К пригоркам жизненной удачи, То, одаренный их богаче, Иные ставил он задачи И юношей ушел в село.
И чист кристалл его души, Служившей преданно отчизне, И долго зревшие в тиши Его созданья хороши Наивной искренностью жизни.
Служитель правды и добра Не знал насилью оправданий, Был глух для звона серебра И чужд фальшивящих исканий Фигляров мысли и пера.
Познакомились они, вероятно, во второй половине 1891-го или в 1892 году, когда Засодимский отбывал ссылку в Вологодской губернии за речь, произнесенную на похоронах Н. В. Шелгунова, публициста и литературного критика революционно-демократического толка. Гимназисту Швецову тогда было 16-17 лет, Засодимский вплотную приблизился к пятидесятилетнему рубежу и действительно имел репутацию маститого литератора как автор злободневных по проблематике романов, повестей, рассказов и очерков, сотрудник толстых столичных журналов.
«Борьба за светлый идеал» была программной установкой и жизни, и творчества Засодимского. В предисловии к двухтомному собранию своих сочинений, вышедшему в 1895 году, он так объяснил многолетнюю приверженность литературному труду: «Я писал потому, что всегда был убежден и теперь убежден в том, что я по мере моих сил исполняю известную часть общей работы, забрасывая в душу читателя добрые чувства и мысли: любовь к ближнему, отвращение к злу, к насилию и сострадание к несчастью…» В правдивости этих слов нетрудно убедиться, читая произведения, написанные Засодимским. Они могут дать повод для критики с литературной точки зрения, но чистота авторских помыслов сомнений не вызывает, их писал нравственно здоровый человек.
Примечательно, что «общая работа», о которой говорит Засодимский, не ограничивалась для него писательским словом. В конце 1872 года он учительствовал в селе Большие Меглецы Новгородской губернии. Летом 1891 года, только прибыв в Вологду на правах ссыльного, сразу же приступил к сбору средств в помощь голодающим. А живя в Петербурге, из года в год устраивал на своей квартире для детей «из подвалов» рождественские елки – с угощением, подарками, играми. Его трепетная забота о детских душах нашла отражение и в литературном творчестве. Засодимский – один из наиболее известных детских писателей своего времени, автор неоднократно издававшихся сборников «Задушевные рассказы» и «В зимние сумерки».
Действительно ли Засодимский, как утверждает Михаил Швецов, не шел «по тропам избитым»? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Первопроходцем в литературе или в практической деятельности на благо общества его трудно назвать. В жизни и творчестве писателя отчетливо проявились тенденции, характерные для России второй половины XIX века. У него было несомненное, но скромное писательское дарование, не отмеченное печатью неповторимости, оригинальности. Он был не столько художником-творцом, сколько литератором-тружеником. Наиболее естественно его талант воплощался в социально-бытовой прозе с отчетливо выраженными публицистическими, обличительными установками. Примером тому служат его романы «Хроника села Смурина», «По градам и весям», «Грех», повести «Волчиха», «Темные силы», «Пропал человек». В них изображается разрушительное вторжение буржуазных отношений в жизнь патриархальной деревни, быт городских низов, трагические судьбы одиночек, желающих жить «по душе».
И проблематика произведений Засодимского, и литературные формы, в которых она воплощалась, несли на себе печать не только свободного творческого выбора, но и велений времени. Как писатель Засодимский сформировался в пореформенную эпоху, когда «великая цепь», распавшись, ударила «одним концом по барину, другим по мужику». Инициировавшее реформы правительство и «раскованный народ» недолго «шли одной дорогой». Более того, их совместное шествование по этой дороге очень скоро обнаружило свою иллюзорность. Тогда и началось «хождение в народ» дворянской и разночинской интеллигенции, испытывавшей чувство «вины» перед обездоленными трудовыми массами. Ее увлекала идея «крестьянского социализма». Она, эта интеллигенция, пыталась дать народу то, чего не могли и не хотели дать власти предержащие. Засодимский в этом общественном движении участие принимал, народнические воззрения во многом разделял, в народнических изданиях сотрудничал, в «добровольческих скитаниях по градам и весям» провел не один месяц, но народником в полном смысле так и не стал. Он относился к тому типу деятелей, которые твердо следуют своим убеждениям, не поступаясь ими во имя отвлеченных целей, групповых интересов, тактических соображений и личных выгод. «Пригорки жизненной удачи», «звон серебра» и «фальшивящие искания фигляров мысли и пера» – все это не имело в глазах Засодимкого цены. Убеждения его базировались не на политических или экономических теориях. В них главное место занимали деятельное человеколюбие, стремление к добру и нравственному благополучию вопреки сиюминутным выгодам и далеким перспективам, сколь многообещающими бы они ни были. Вот эту стойкость личности перед лицом идейных, социальных, литературных соблазнов и имел, вероятно, в виду Михаил Швецов, когда писал о нежелании Засодимского следовать «по тропам избитым».
Есть такое понятие – светлый человек. Павлу Владимировичу Засодимскому оно подходит как нельзя более. Сергей БАРАНОВ, к.ф.н., профессор, зав. кафедрой литературы ВГПУ (Источник - http://www.cultinfo.ru/literature/zasodimsky/index.htm) ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |