Nikolay | Дата: Суббота, 27 Авг 2011, 16:57 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Статус:
|
Братья Эдмон Луи Антуан и Жюль Альфред Юо Гонкур
- известные французские писатели, одни из основоположников натурализма в литературе и родоначальников "психологического импрессионизма".
ГОНКУР ЭДМОНД ЛУИ (26 мая 1822, Нанси – 16 июля 1896, Шанпроза) - французский писатель, старший брат Жюля Альфреда де Гонкура
ГОНКУР ЖЮЛЬ АЛЬФРЕД ЮО (17 декабря 1830, Париж — 20 июня 1870, Париж) — французский писатель, младший брат Эдмона де Гонкура.
ГОНКУР (Goncourt), братья Эдмон Луи Антуан (1822–1896) и Жюль Альфред Юо (1830–1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев. Эдмон родился 26 мая 1822 в Нанси, Жюль –17 декабря 1830 в Париже. В 1834 они потеряли отца, в 1848 – мать, оставившую состояние, что позволило им посвятить себя литературе, истории и искусству. Поначалу они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились провалом. Также не имел успеха их первый роман В 18.. году (En 18..), опубликованный в 1851, в день декабрьского переворота Луи Наполеона. Хотя в художественной критике им недоставало чутья при оценке современников, они сумели восстановить репутацию А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше и других французских художников минувшего столетия в классической работе Искусство 18 века (L'Art du dix-huitième siècle, 1859–1875). В сфере истории они проявили интерес к той же эпохе, сосредоточившись не столько на политических, сколько на социальных ее аспектах, с большим успехом и очень искусно используя внешне заурядные документы, вроде театральных программок, выкроек одежды и ресторанных меню в работах История французского общества эпохи Революции (Histoire de la Société francaise pendant la Révolution, 1854) и Портреты восемнадцатого века (Portraits intimes du dix-huitième siecle, 1857–1858). Убежденные в том, что «документальной основой романа должна быть сама жизнь», Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения. Так, в книге Шарль Демайи (Charles Demailly, 1860) они вывели знакомую супружескую чету; в Сестре Филомене (Soeur Philomène, 1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей; героиня романа Рене Мопрен (Renée Mauperin, 1864) была подругой их детских игр; в Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux, 1864), первом великом французском романе из жизни низшего класса, предвещавшем появление пролетарских книг Золя, говорится о распутной жизни, которую некогда вела экономка Гонкуров; Манетт Саломон (Manette Salomon, 1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в Мадам Жервезэ (Madame Gervaisais, 1869) повествуется об обращении, религиозном помешательстве и смерти их тетки. Когда Жюль скончался 20 июня 1870, Эмиль на несколько лет отошел от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу о проститутке Девка Элиза (La Fille Elisa, 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frères Zemganno, 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin, 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821–1858). В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав книги Утамаро (Outamaro, 1891) и Хокусай (Hokusaï, 1896), и вносил дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours, 1887–1896; рус. перевод 1964 под названием Дневник) – одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую братья начали в 1851, а Эдмон продолжал вплоть до своей кончины. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896. (Источник - Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»; http://www.krugosvet.ru/enc....UR.html ) ***
БРАТЬЯ ГОНКУР
Сложным переплетением реалистических и натуралистических начал пронизаны литературное наследие и эстетическая теория писателей Жюля и Эдмона Гонкур, чье совместное творчество представляет собой важный этап в развитии французского романа 60—70-х годов XIX в. Гонкуры, как и Флобер, провозглашали принцип тщательного изучения жизни, правдивого и точного воспроизведения современной действительности в романе. Они смело вводили в сферу художественного изображения жизнь и духовный мир общественных «низов», стремились раскрыть социальное через психологическое. В лучших произведениях братьев Гонкур содержатся элементы антибуржуазного разоблачения. Однако аристократическая аполитичность Гонкуров, социальный пессимизм ограничивают изображение общественных конфликтов современности в романах. Художественной манере Гонкуров свойственно стремление эстетизировать действительность средствами искусства. Интерес к патологии, оттеснение социального физиологическим — эти моменты, присущие натурализму, в большей или меньшей степени характеризуют все романы Гонкуров, особенно последние произведения, написанные Жюлем и Эдмоном совместно, и в еще большей степени — романы Эдмона Гонкура 80-х годов.
Де Гонкуры — Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830—1870) происходили из среды провинциального дворянства. Государственный переворот Луи Бонапарта вызывает у начинающих литераторов отвращение к политике. «Ясно, что не стоит умирать ни за какое дело, нужно уживаться с любым правительством, не верить ни во что, кроме искусства, поклоняться только литературе», — записывают они в своем «Дневнике». Эта позиция отразилась в первом романе братьев Гонкур, называвшемся «В 18... году» и вышедшем в свет как раз в день государственного переворота — 2 декабря 1851 г. Молодой герой романа Шарль иронически относится к любой общественной практике, не видит смысла и возможности служить человечеству. В последующее десятилетие писатели всецело отдаются изучению истории и искусства XVIII в., публикуют ряд обширных исследований, тесно связанных с их последующими романами по идейно-эстетическим позициям. Они называют себя создателями «социальной истории», понимаемой как история повседневной жизни, быта и нравов общества изучаемой эпохи. «Нам понадобилось открыть новые источники истинного, почерпнуть факты из брошюр, автографов, рисунков... из всех тех интимных документов, которые оставляет после себя эпоха», — пишут они. Такой подход братьев Гонкур к исторической теме, безусловно, расширял картину исторического прошлого, освобождал ее от избитой трактовки. Но одновременно в нем сказалось нежелание авторов идти от частного к общему. Под лозунгом «документа», столь характерным позже для натуралистической школы, Гонкуры пишут «социальную историю» революции (1789—1794 гг.), уклоняясь от изображения общественных сдвигов, определяющих жизнь и духовный склад миллионов людей.
В искусствоведческих работах, сохранивших исследовательскую ценность и посейчас, Гонкуры подчеркивают в творчестве художников XVIII в. верность изображения жизни, точность и правдивость, с которой они обрисовали «портрет своего времени». Но и здесь братья Гонкур возводят в ранг «социальной истории» жанровые сцены, картины быта, моральные аллегории. Эта противоречивая идейно-эстетическая концепция была перенесена Гонкурами и в роман, понимаемый ими как «история современных нравов». В письме к Флоберу в 1860 г. Жюль Гонкур писал: «...мы спешим выйти на свежий воздух, к жизни — к роману, который в итоге остается единственной подлинно правдивой историей». Сюжет первого романа братьев Гонкур 60-х годов — «Шарль Демайи» (1860) — несколько схож с «Утраченными иллюзиями» Бальзака: Гонкуры описывают нравы мелкой парижской прессы, продажной, крикливой, живущей сплетнями и рекламой. Молодой одаренный литератор Шарль Демайи, который отличается от своих коллег серьезным отношением к искусству, подвергается травле в газете, рушится его семейная жизнь, и он кончает свои дни в сумасшедшем доме. Однако история Шарля не стала историей Люсьена Рюбампре Второй империи, так как писатели постепенно сосредоточивают главное внимание на психической деградации своего героя. Две линии романа Гонкуров — разоблачение торгашеского духа, беспринципности журналистики и душевная болезнь Шарля — не слиты воедино. Здесь намечены основные черты того героя, который проходит через многие произведения Гонкуров, — это нервный, слабохарактерный человек, претерпевающий полный духовный крах и не имеющий ни энергии, ни воли к сопротивлению.
Влияние Флобера благотворно сказалось на двух последующих романах братьев Гонкур: «Сестра Филомена» (1861) и «Рене Мопрен» (1864). «Сестра Филомена» — история молодой монахини, больничной сестры милосердия. Рассказ о воспитании Филомены в монастырском пансионе и о причинах ее пострижения — тонкий психологический этюд, в котором явно ощущается влияние тех страниц «Госпожи Бовари», где Флобер рассказывает о детстве Эммы. Гонкуры смело расширили кругозор романа своего времени, введя изображение больницы, быта студентов-медиков, перенеся в свое произведение профессиональный жаргон врачей и сестер. В романе «Рене Мопрен» писателям удалось создать социальные типы, характерные для Второй империи. Анри Мопрен — законченный тип молодого буржуа-карьериста, духовный наследник Растиньяка и достойный предшественник Жоржа Дюруа из «Милого друга». В образе богача Буржо авторы с большой реалистической силой разоблачили трусость и предательство французской либеральной буржуазии после 1848 г.
Вместе с тем растянутое, натуралистически детализированное описание медленного угасания юной героини романа внутренне чуждо основной направленности книги. В 1865 г. вышел лучший роман Гонкуров «Жермини Ласерте», который вызвал острую дискуссию в критике. Авторы предпослали первому изданию своей книги предисловие, которое прозвучало как программа романа о народе: «Неужели... народ должен оставаться под литературным запретом и в пренебрежении у писателей, до сих пор сохранявших молчание о его душе и сердце? Неужели существуют еще для писателя и читателя в нашу эпоху равенства классы, недостойные их внимания, слишком низменные бедствия, слишком обыденные драмы, катастрофы, ужас которых слишком неблагороден?» Центральный персонаж книги — бедная служанка Жермини, которая влюбляется в сына лавочника, Жюпильона, всячески эксплуатирующего ее и заставляющего войти в неоплатные долги. Отныне вся жизнь ее становится сплошной ложью, она живет в вечном страхе, что хозяйка обнаружит ее двойную жизнь, с отчаяния начинает пить, опускается все ниже. Мастерское описание борьбы, происходящей в душе Жермини, ее метаний, угрызений совести, различных этапов ее морального падения, глубокое проникновение во внутреннюю жизнь героини составляют реалистическую основу романа. Но вместе с тем в «Жермини Ласерте» сказывается чрезмерное увлечение авторов позитивистскими теориями влияния среды на темперамент человека. «Эта работа представляет собой клиническое исследование любви» — фраза из предисловия Гонкуров, ставшая впоследствии девизом молодого Золя. Физиологическая сторона слишком часто заслоняет в романе тот психологический рисунок, который должен, согласно декларации авторов в предисловии, доказать «право народа на изображение в литературе»; история бедной служанки, нашедшей свою гибель в большом городе, постепенно превращается в историю болезни, утрачивая смысл социального обобщения.
В 1870 г. Жюль Гонкур говорил брату: «Пусть нас замалчивают сколько угодно, но в конце концов придется признать, что мы создали „Жермини Ласерте“ и что она явилась образцом, послужившим всему, сфабрикованному после нас под именем реализма, натурализма и так далее». Отбросив чрезмерную претензию Гонкуров, следует признать, что в «Жермини Ласерте» действительно содержались многие черты, присущие натуралистическому направлению в целом. Патологическая деградация человека изображена в романах «Манетт Саломон» (1867) и «Мадам Жервезе» (1869). В последнем романе авторы с натуралистической тщательностью отмечают все этапы постепенного распада человеческого «я» героини, ставшей религиозной фанатичкой. В 1875 г. в статье о Гонкурах из серии статей «Романисты-натуралисты» Золя назвал основным вкладом этих писателей в литературу не их стремление к документальности и физиологизму, а передачу нового ощущения природы, воспроизведение каждого предмета внешнего мира, его очертаний, цвета, запаха. Золя указывает, что этому новому ви́дению мира у Гонкуров соответствуют и новые стилистические и языковые средства: «Они стремятся превратить фразу в точный и непосредственный образ их ощущения». Именно в этой области братья Гонкур сумели завоевать особое место в натуралистическом направлении, став основателями импрессионистской манеры письма, передающего тончайшие психологические состояния и субъективные ощущения.
Однако в романах Гонкуров последних лет их совместного творчества отступления описательного характера все чаще и чаще приобретают самодовлеющее значение. Люди и вещи в таком описании выступают как элементы зрительного субъективного впечатления. После смерти Жюля в 1870 г. вкус к патологии, изощренность манеры все сильнее обнаруживаются в романах Эдмона Гонкура. Так, роман «Девка Элиза» (1877), задуманный братьями еще в 1862 г., должен был быть направлен против бесчеловечной системы одиночного тюремного заключения; Эдмон Гонкур пошел по иному пути: основная часть книги посвящена «физиологии» проститутки, которая становится на путь разврата не из-за нищеты и несчастий, а лишь в силу присущих ей темных инстинктов. В последнем романе Эдмона Гонкура — «Шери» (1884) — интерес к патологическому психологизму приближает книгу к «истории болезни».
В 70-е годы к Эдмону Гонкуру приходит слава как к одному из основателей натуралистического направления. Однако Золя, оставаясь в дружеских отношениях с Эдмоном Гонкуром, все больше расходится с ним в принципах литературного творчества. Особняком в творчестве писателя стоит роман «Братья Земганно» (1879), отразивший пережитую братьями драму: разлуку в искусстве. Этот роман, блестящий по стилистическому мастерству и одновременно проникнутый искренним человеческим чувством, принадлежит к числу лучших произведений Э. Гонкура. Однако автор предпослал «Братьям Земганно» декларативное предисловие, которое явилось свидетельством отказа писателя от прежних намерений изображать народ. Писатель заявляет, что народ изображался им в литературе лишь как примитивный материал, наиболее удобный для «первого изучения». Подлинным реализмом Эдмон Гонкур объявляет теперь «реалистический роман из жизни изящного общества». Золя в своей статье о «Братьях Земганно» решительно полемизировал с этим предисловием, отрицая исчерпанность тематики народного романа и требуя дальнейшего, более глубокого и правдивого раскрытия народной жизни. Гонкур, в свое время претендовавший на роль родоначальника натуралистической школы, теперь всячески отгораживался от разоблачительной тенденции Золя, от его широких социальных полотен, тяготея к декадентским течениям. В дневнике за 1891 г. он записал: «Психизм, символизм, сатанизм — все то, чем молодежь хочет заменить натурализм, — разве до того, как кто-нибудь об этом думал, я не пытался ввести эти дематериализующие факторы в „Мадам Жервезе“, „Братьях Земганно“, „Фостен“».
В течение многих лет Гонкуры вели совместный «Дневник»; сначала его писал Жюль, затем — до 1895 г. — продолжал Эдмон. Как и в своих книгах, в «Дневнике» братья Гонкур стремились стать хроникерами своего времени, историками-документалистами, воссоздающими эпоху на основании фактов и наблюдений, деталей быта. Они хотели быть «беспристрастными, объективными и достоверными». Однако субъективизм подачи фактов в «Дневнике» — одна из самых характерных его сторон. По завещанию Эдмона Гонкура, составленному в соответствии с желанием Жюля, все состояние братьев предназначалось в фонд ежегодных премий за лучшее художественное произведение в прозе. Премии должно было присуждать общество литераторов из десяти человек — «Академия Гонкур», созданная 19 января 1903 г. Одна из высших литературных наград во Франции, Гонкуровская премия как бы воплощает в себе признание лучших сторон художественной манеры писателей — глубину психологического анализа, мастерство живописного описания, выразительность стиля. Именно эти творческие завоевания братьев Гонкур и обогатили реалистическую традицию французской прозы XIX в. В конце 60-х годов молодой Золя провозгласил своим «кредо» ряд моментов, уже нашедших художественное воплощение в романах Гонкуров и впоследствии занявших прочное место в теории и практике того направления, которое Золя возглавил, дав ему имя натурализма. (Источник - http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-2642.htm ) ***
Биография Гонкуров
Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон ( 1822 ) родился в 1822 г. в Нанси; Жюль ( 1830 - 1870 ) родился в 1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) - известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности, побудили Гонкур заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Гонкур сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет "le gout du bibelot". Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, Гонкур воспитали в себе особую остроту зрения, умение понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Гонкур дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. " (1856 - 58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les Mattresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " и др. В названных этюдах Гонкур, прежде всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. д. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIII ст., с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Гонкур выражается уже вся сущность литературного дарования Гонкур: они - художники-бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движений человеческой души. От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдм. Гонкура, есть "история, как она могла бы быть". Произведения Гонкур - точное применение этого определения на практике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь, до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают, наконец, целый ряд романов, в которых воображение авторов играет наименьшую роль, а все дело - в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Гонкур не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженной индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Гонкур пошли даже слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и манеры Гонкур романом является "Charles Demailly" (напечатанный впервые в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - жертва бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный ужас Гонкур перед женщиной и ее властью, их взгляд на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа Гонкур, из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Гонкур развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, с свойственным им обилием характерных деталей, жизнь французских художников. Лучшими из романов Гонкур считаются два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной, истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка, нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Гонкур в литературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они внесли эту "modernite" в свои произведения, сделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую роль в созданной Гонкур новой формуле романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Гонкур; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты. После смерти Жюля Гонкур (он ум. 40 лет от нервного переутомления),. старший брат продолжал писать романы, и издал "La fille Elisa", "Les freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов, заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник этот - в высшей степени ценный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против Эдмона Гонкура общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма". (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона) (Источник - БИОГР.ру.; http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=9&id=2112 ) ***
ГОНКУ́Р (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон Луи Антуан де (26 мая 1822, Нанси – 16 июля 1896, Шанпрозе); Жюль Альфред Юг де (17 декабря 1830, Париж – 20 июня 1870, там же).
Творческий союз В 1834 братья потеряли отца, в 1848 — мать, оставившую скромное состояние, которое позволило им целиком посвятить свою жизнь творчеству. Сначала они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились неудачно. Первый роман «В 18.. году» (1851), опубликованный в день декабрьского переворота Луи Наполеона, также не имел успеха. В том же году Гонкуры начали вести ежедневный дневник, составивший впоследствии более 20 томов и опубликованный полностью лишь в 1956—58 годах. Эта замечательная хроника содержит богатейший материал для изучения литературной жизни эпохи и эстетических воззрений авторов. Отойдя на время от романного творчества, братья обратились к историческим и искусствоведческим исследованиям: «История французского общества эпохи Революции» (1855), «История Марии-Антуанетты» (1858), «Камерные портреты XVIII века (1857—58), «Искусство XVIII века» (1859—1875), «Женщина и XVIII век» (1862). В этих работах они уделяли большое внимание быту, анализируя заурядные внешне документы типа театральных программок, выкроек одежды, ресторанных меню и т.п. Вновь обратившись к роману, они прибегли к сходным приемам и в изображении современной жизни. В программном предисловии к роману «Жермини Ласерте» (1864) авторы заявили о необходимости ввести в литературу беднейшие слои общества, показать их безрадостную жизнь. Впоследствии Гонкуры вошли в так называемую Меданскую группу писателей-натуралистов, признанным главой которой стал Эмиль Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль). Когда Жюль умер от сифилиса, Эдмон на несколько лет отошел от литературы, но затем опубликовал роман о проститутке под названием «Девка Элиза» (1877). За ней последовали «Братья Земганно» (1879), история о двух цирковых акробатах, в которых современники узнавали самих Гонкуров, и «Актриса Фостен» (1882), основанная на фактах из жизни великой Рашель. В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав посвященные им книги «Утамаро» (1891) и «Хокусай» (1896). Братья Гонкуры составляют один из знаменитейших творческих союзов в истории литературы. Их именем названа самая престижная литературная премия Франции, основателем которой был старший из братьев.
Творческий метод Считая, что «документальной основой романа должна быть жизнь», Гонкуры черпали сюжеты и заимствовали характеры из своего непосредственного окружения. В романе «Шарль Демайи» (1860) они изобразили знакомую супружескую чету. В «Сестре Филомене» (1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей. Героиня романа «Рене Мопрен» (1864) была подругой их детских игр. В «Жермини Ласерте» (1864), первом великом французском романе о низшем классе, предвещающем появление пролетарских книг Золя, повествуется о разгульной жизни, которую вела некогда экономка Гонкуров. «Манетт Саломон» (1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в «Мадам Жервезэ» (1869) описывается обращение, маниакальная религиозность и кончина их тетки. Но если воссоздаваемая обстановка была нарочито обыденной, то характеры являли собой пример необыкновенной патологии, которая описывалась очень тщательно, с учетом всех медицинских деталей. Отчасти это объясняется тем, что сами Гонкуры были легко возбудимыми неврастениками и страстно увлекались изучением болезней. В книгах, созданных после смерти брата, Эдмон обратился к поиску новых путей в развитии романа и постепенно сблизился с литературой декаданса. (Энциклопедический словарь. 2009) (Источник - http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/16332/Гонкур ) ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |