[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ги де Мопассан - знаменитый французский писатель - романист
NikolayДата: Воскресенье, 28 Авг 2011, 18:21 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


МОПАССАН ГИ ДЕ
(Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н)
(5 августа 1850 г., г. Дьепп, Нормандия – 6 июля 1893 г., Пасси, Париж)


— выдающийся французский писатель, гениальный романист и новеллист, один из основоположников натурализма в литературе.

Биография
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в замке Миромениль около г. Дьеппа (департамент Сена Приморская). Принадлежал к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных.
Поступив в коллегию, содержимую духовенством, Мопассан перешёл затем в руанский лицей, где и окончил курс.
Пройдя франко-прусскую кампанию простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.
Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 г. вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soirées de Médan». Начинающий писатель поразил своей «Boule de suif» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.
В том же году Мопассан выпустил сборник сочинений «Vers» (1880), в котором особенно замечательны пьесы «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещенный там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете «Gaulois»; чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней. В предисловии к роману «Pierre et Jean» Мопассан осуждает доктринёрский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению Мопассана, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения.
Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Une vie» (1883), «Bel Ami» (1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Pierre et Jean» (1888), «Fort comme la mort» (1889) и «Notre coeur» (1890), а равно и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Au Soleil» (1884); «Sur l’eau» (1888) и «La vie errante» (1890). Эти произведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде пользуется расположением издавна, благодаря почину Тургенева; он близко узнал Мопассана у Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым. Не менее сочувствует Мопассану и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни» см. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана.

Произведения Мопассана имели большой успех; он довел свой заработок до 60 тыс. франков в год и считал своим долгом поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье Мопассана. Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью — сифилисом[1]. С 1884 г. он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, между прочим и в «Horla».
Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage». В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.
В русском переводе сочинения Мопасана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-е изд. 1896). К XII т. приложена характеристика Мопасана, принадлежащая С. А. Андреевскому, и статьи о Мопасане Леметра, Думика и Золя. Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EF%E0%F1%F1%E0%ED,_%C3%E8_%E4%E5 )
***


Бессмертная муза: Галантный циник Ги де Мопассан

Однажды Ги де Мопассан сказал: «Публике принадлежат наши книги, но не наша жизнь». Один из самых популярных людей своего времени, он всегда следовал этому принципу и ревностно оберегал свою частную жизнь от журналистов и любопытствующих читателей. Мопассан не давал интервью, не вел дневников, запрещал печатать свои портреты. Поэтому многое в биографии писателя осталось загадкой — даже место его рождения.
Точно известно лишь, что Ги де Мопассан появился на свет 5 августа 1850 года в Нормандии. Одни считают местом его рождения порт Фекан, другие — старинный замок Миромениль, который Мопассаны называли своим имением, хотя арендовали его у некоего месье Озена.
Стремление приобщиться к знати одолевало многих богатых буржуа. Именно оно заставило дочку торговца шерстью Лауру Ле Пуатвен выйти замуж за Гюстава де Мопассана. Этот уроженец Лотарингии утверждал, что Мопассаны получили дворянство в XVIII веке прямо из рук австрийского императора Франца I. Правда, сколько-нибудь убедительных доказательств этого Гюстав предоставить не мог, поэтому его права на аристократическую частицу «де» кажутся довольно сомнительными.
Обаятельный бездельник Гюстав называл себя биржевым агентом и часто уезжал «по делам» в Париж, где проводил время в театрах и публичных домах. Промотав приданое жены, он нацелился на деньги, отложенные ее родителями на обучение внуков — Ги и младшего, Эрве. Между супругами начались ссоры, память о которых хранит новелла Мопассана "Гарсон, кружку пива! ": «Отец, дрожа от бешенства, повернулся и, схватив мать одной рукой за горло, другой начал бить ее по лицу... Мне казалось, что наступил конец света и пошатнулись все незыблемые основы бытия... Мой детский ум помутился, и я, не помня себя, начал пронзительно кричать от страха». После этого случая супруги разъехались. Ги и его младший брат Эрве остались с матерью.
«Лаура Ле Пуатвен была женщиной незаурядной, интеллигентной и страдающей неврозом», — писал в своих «Литературных портретах» Андре Моруа. Согласно воспоминаниям Гюстава де Мопассана, проявления этого невроза были чудовищны: Лаура по много часов билась в истерике, травилась, а однажды попыталась задушиться своими густыми черными волосами, и их пришлось отрезать. Брат Лауры Альфред вел себя еще более странно — утверждал, что за ним охотится двойник, мечтающий занять его место.

С годами состояние матери Мопассана ухудшалось; редкий недуг заставлял ее прятаться от солнечного света и искать облегчения в наркотиках. Разумеется, все это не могло не сказаться на психике Ги. Он очень любил мать и тяжело переживал ее болезнь.
Впрочем, будучи ребенком, Ги не задумывался над тем, что наследственное безумие могло передаться и ему.
Поэтому детство Мопассана можно назвать счастливым.
Как все мальчишки, Ги жадно познавал мир. На лето Лаура с детьми выезжала в маленькую нормандскую деревушку Этрета, знаменитую своими белыми скалами. При любой возможности Ги убегал к морю с его чайками, лодками и загорелыми матросами. Любовь к Этрета Мопассан сохранил на всю жизнь.
Не меньше понравился ему Париж, где Ги окончил начальную школу. Он бы с радостью остался жить в столице, но мать была тверда: соблазны большого города не для ее мальчика. Лаура отвезла Ги в духовную семинарию города Ивето, которую он возненавидел с первого взгляда. Учеников часами заставляли молиться, а мыться позволяли всего трижды в год, что для чистюли Мопассана было невыносимо. Даже Лаура признавала: «Суровость монастырской жизни никак не подходила его впечатлительной и тонкой натуре». Из протеста Ги начал озорничать: то вместе с приятелями опустошит погреб с провизией (в воспитательных целях пансионеров держали впроголодь), то оставит на видном месте стишки, кощунственно пародирующие чин причастия.

К 17 годам Мопассану удалось добиться изгнания из ненавистной школы. Продолжать образование он отправился в руанский лицей. Лицейская программа давалась Ги легко. А свободное время он проводил, как прежде, на пляжах Этрета.
Морские купания вошли в моду, богатая публика устремилась на побережье. И юноша часами украдкой смотрел на прелестных полуобнаженных купальщиц.
Он влюбился в одну из них, парижанку Фанни, осмелился признаться в своих чувствах и преподнес пылкие стихи — а она со смехом зачитала их толпе поклонников.
Пережитое унижение заставило Ги раз и навсегда возненавидеть романтические отношения. Впоследствии он без малейшего смущения признавался: «Те, кому не довелось испытать поэтическую любовь, выбирают женщину, как котлету в мясной лавке, не заботясь ни о чем, кроме качества мяса».
Окончив лицей, Ги поступил на факультет права университета в Кане, но в июле 1870 года его учебу прервала мобилизация — Франция объявила войну Пруссии. Резервную часть, в которой служил Мопассан, отправили под Париж, где он узнал о поражении при Седане и отречении императора Наполеона III.
Он писал матери: «Я бежал вместе с беспорядочно отступавшей армией, чуть не попал в плен. Пробегав всю ночь с разными приказаниями, улегся на камнях в ледяном погребе».
Ги хоронил мертвых и видел, как расстреливают шпионов. Север страны, включая его родную Нормандию, был оккупирован. В осажденном Париже горожане ели крыс.

Война и национальное унижение сильно повлияли на Мопассана — он сделался пацифистом, оставаясь при этом патриотом. В своих рассказах он возмущался варварством «бошей», но не жаловал и благонамеренных буржуа, готовых прислуживать оккупантам.
В разразившемся вскоре восстании Коммуны Ги не поддержал ни коммунаров, ни их противников — зверства войны заставили его навсегда разочароваться в политике.
После демобилизации Мопассан оказался без работы, пробавляясь не слишком щедрыми подачками отца. Весной 1872 года он поступил на скромную должность в Министерство морского флота. Он отчаянно скучал и развлекался наблюдением чиновничьих нравов, которые позже изобразил в своих новеллах. Возможно, именно унылая служба в министерстве заставила Мопассана заняться литературной деятельностью. Впрочем, первый его рассказ, опубликованный в 1875 году, назывался «Рука трупа» и был написан в духе модных в то время готических ужасов. Тем не менее, в жизни самого Ги тогда не было ничего ужасного. Небольшое жалованье государственного чиновника позволяло ему вести вполне сносную жизнь. Он посещал театры, катался на лодке с друзьями, устраивал пикники на зеленых берегах Сены. Непременными участницами этих пикников были веселые и необремененные излишней порядочностью девушки, вроде воспетой Мопассаном Мушки.
Ги продолжал писать и мало-помалу начал входить в литературное сообщество, в чем ему помог знаменитый Гюстав Флобер. Этот толстяк с моржовыми усами дружил с его матерью, и некоторые даже считали его настоящим отцом Мопассана. Вряд ли это было правдой, но Флобер относился к юному писателю с отцовской нежностью. Возможно, потому, что чувствовал в нем родственную душу: оба были нормандцами, любили яблочный сидр, морской ветерок и соленые крестьянские шутки. Флобер познакомил Ги с Доде, Золя, «русским великаном» Тургеневым и прочими представителями литературного бомонда. В салонах к молодому нормандцу отнеслись свысока — его рассказы были неумелы, наряды старомодны, а манеры грубоваты. Позже Эдмон Гонкур, ревнующий Мопассана к его славе, ядовито сравнил его с «сутенером, принарядившимся для выхода в свет». Нет дыма без огня — компания гребцов, которую возглавлял Мопассан, в шутку называла себя «Союзом сутенеров».

Литературная деятельность требовала упорного труда, но странное дело — здоровяк Ги, способный часами грести против течения, за письменным столом быстро утомлялся. В письме Флоберу он жаловался: «Три недели пытаюсь работать каждый вечер, но не могу написать ни одной путной страницы... От этого постепенно погружаюсь во тьму печали и уныния». Мопассан не кокетничал: его действительно мучили сильнейшие головные боли.
Под предлогом нездоровья Ги покинул опостылевшую службу и перевелся в Министерство просвещения. Однако там оказалось ничуть не лучше: та же скука, то же ощущение бессмысленно проходящей жизни.
К головным болям добавилась страшная резь в глазах. Вскоре выяснилось, что это симптомы сифилиса, который Ги подцепил от какой-то из мимолетных подружек. Этой болезни тогда не стыдились и не считали ее особенно серьезной. Но в сочетании с разгульным образом жизни и наследственным недугом Мопассана она могла привести к тяжелейшим последствиям.
Впрочем, об этом Ги тогда не задумывался. Он был поглощен недовольством собой и жизнью. Настоящая слава пришла к Мопассану в 1879 году. Парадоксальным образом удача улыбнулась писателю после того, как он попал под суд. Поэму «На берегу» Мопассан написал еще в 1876 году и опубликовал под псевдонимом Ги де Вальмон. Спустя три года журнал «Современное и натуралистическое обозрение» перепечатал ее под названием «Девки».
Обвинение в порнографии привело Мопассана в ужас: он мог лишиться должности в министерстве и потерять главный источник дохода. Судебное преследование было прекращено стараниями Флобера, который через газеты защитил своего молодого протеже.

Скандал — лучший двигатель популярности. О Мопассане заговорили, и годом позже известные литераторы пригласили его написать рассказ для готовящегося сборника «Меданские вечера», посвященного франко-прусской войне. Вкладом Ги стала новелла «Пышка», мгновенно сделавшая его знаменитым. Одним из первых историю руанской проститутки прочитал Флобер. И вот что он написал Мопассану: «Сообщаю, что я считаю „Пышку“ шедевром. Да, молодой человек! Ни больше ни меньше. Произведение принадлежит перу мастера». Меньше чем через месяц Флобер умер от инфаркта. Мопассан тяжело переживал смерть друга и наставника.
Флобер не увидел славы, которая внезапно свалилась на Ги после публикации «Пышки». Мопассана теперь окружала плотная толпа почитателей обоего пола — все они пели ему дифирамбы и жаждали внимания.
Ободренный Ги оставил министерство и сосредоточился на писательстве. Неуверенность и головная боль были забыты — он писал быстро и много, стремясь выжать из своей популярности максимум выгоды. За гонорары Мопассан торговался с крестьянской практичностью. Получив за «Пышку» всего 100 франков, через несколько лет он уже разослал в журналы письмо: «Отныне за рассказ любой величины мне надлежит платить не менее 1000 франков». И издатели платили, ведь фамилия Мопассана на обложке была гарантией того, что книга будет хорошо продаваться.

За 11 лет Мопассан написал более 500 рассказов и шесть романов.
Особенным успехом у публики пользовался «Милый друг» — роман о беспринципном парижском журналисте, который использовал женщин, чтобы сделать карьеру.
Мопассан подыгрывал тем, кто отождествлял его с Жоржем Дюруа. Многие письма он подписывал Bel-Ami, тем же именем назвал свою первую яхту.
В действительности Мопассан не использовал женщин в корыстных целях — только для сексуальных утех.
Он поддерживал слухи о том, что, начиная с 16 лет, у него было несколько тысяч любовниц.
Его сексуальный аппетит в самом деле был неимоверным — однажды в одном из парижских борделей он на спор переспал с шестью проститутками подряд.
Увидев красивую женщину, будь она прачкой или графиней, Мопассан начинал добиваться ее и чаще всего не встречал отказа.
Наряду с мимолетными интрижками он заводил долговременные романы с богатыми аристократками, не чуждыми искусству. Среди них были графиня Эммануэль Потоцкая, вдова композитора Бизе Женевьева Стро, еврейка-меценатка Мари Канн. Блистая остроумием в их салонах, он находил отдых в скромной мансарде портнихи Жозефины Литцельман, где подрастали его дети — Люсьен, Люсьена и Марта Маргарита.
Впрочем, к детям Ги, не познавший родительской любви, теплых чувств не испытывал. Скорее ненавидел их за то, что они своим рождением уродуют прекрасное женское тело — как героиня его новеллы «Бесполезная красота», восклицавшая: "Я не желаю больше быть жертвой отвратительной пытки материнством! "

В жизни Мопассана однажды случился даже роман на расстоянии — виртуальный, как сказали бы теперь. Весной 1884 года, отдыхая в Каннах, он получил письмо от неизвестной молодой дамы, которая интересовалась его творчеством. Завязалась оживленная переписка, в которой оба были не слишком сдержанны. Загадочная особа критиковала рассказы Мопассана, говорила о его «стареющей нечуткой душе». Однажды нарисовала портрет писателя — толстяка, уснувшего в кресле с бутылкой вина.
Рассерженный Мопассан отвечал: «Я не курю, не пью, у меня нет живота. А вот кто вы, прекрасная маска? Я знаю: вы преподаватель словесности в лицее, старый латинский буквоед, который пытается сойти за хорошенькую женщину».
На самом деле «маской» была 23-летняя русская художница Мария Башкирцева, умирающая от туберкулеза. По слухам, они все же встретились в сентябре в Ницце, но Мопассан этот факт отрицал.
Жизнь Мопассана между тем стала вполне буржуазной. Зима в Париже, лето в имении Ла-Гийе близ любимых пляжей Этрета. Званые обеды, салоны, дружба и вражда с коллегами. Время от времени — поездки в Северную Африку, пряная экзотика, смуглые женщины с ожерельями из серебряных монет и крашенными хной ладонями.
Дом писателя на улице Моншанен, где заправлял вышколенный дворецкий Франсуа Тассар, был полон красивых дорогих вещей. Правда, злые языки говорили, что у Ги совсем нет вкуса: в его жилище золоченые ангелочки соседствовали с огромной статуей Будды, а старинные гобелены — с бездарными натюрмортами.
Здесь, в этом доме, Ги впервые посетили странные видения. В сверкающих зеркалах, которыми Мопассан велел покрыть стены, он увидел своего двойника. Больше того — почувствовал, как тот проникает к нему в душу и внушает странные мысли, сводящие с ума. Подобно многим творческим людям, Мопассан попытался избавиться от страха, описав его на бумаге. Так в октябре 1886 года появилась повесть «Орля», герой которой сжигает свой дом, чтобы справиться с двойником — представителем чудовищной расы, прибывшей то ли из Бразилии, то ли с другой планеты. Но Орля не умер, он не может умереть. "Значит, я должен убить самого себя! " — подводит итог герой.

В то время, находясь на вершине славы, Мопассан и впрямь думал о самоубийстве. Его измучили непрекращающиеся мигрени. Однако он еще бодрился и пытался жить своей обычной жизнью. Он даже включился в кампанию против сооружения Эйфелевой башни, которую назвал «губительницей Парижа».
В 1889 году младший брат Мопассана Эрве лишился рассудка и умер в клинике для душевнобольных в возрасте 33 лет. Незадолго до его смерти Ги встретился с лечащими врачами Эрве. Беседа с ними привела его в ужас: судя по описанным ими симптомам, Ги был безумен точно так же, как его брат. Весной 1891 года Мопассан в последний раз вышел в море на «Милом друге». По возвращении взялся за новый роман «Анжелюс», но не смог написать больше пятидесяти страниц.
Чтобы спастись от головной боли, Ги одурманивал себя наркотиками — эфиром, а затем и морфием. Новый год он встречал в Каннах с матерью, которая упрашивала его лечь в больницу.
Мопассан пришел в ужас: он помнил отвратительно желтые, обитые войлоком стены палаты, остановившийся взгляд Эрве... И решил, что лучше смерть,чем заточение в сумасшедшем доме. Ночью он пытался перерезать себе вены, но его спасли. Напуганная мать, не колеблясь, сдала его с рук на руки доктору Бланшу.

7 января 1892 года за писателем закрылись двери лечебницы в парижском пригороде Пасси. Начались долгие месяцы угасания, измучившие и пациента, и врачей.
Мопассан колотил в двери, жаловался на родных, на издателей, на Бога: "Бог, вы самый жестокий из всех богов! Я убью вас! Я заражу вас черной оспой!"
Выводил на бумаге бессмысленные каракули: "Это самый великий мой роман!" Доктор Бланш рассказывал в парижских салонах: "Месье Мопассан превратился в животное! "
Весной 1893 года у больного начались приступы эпилепсии. Он перестал вставать с постели, его приходилось кормить с ложечки. Наступил последний этап болезни, когда врачи потеряли всякую надежду.
Утром 6 июля Ги де Мопассан скончался. Последними его словами были: "Тьма! О, тьма!"
На похоронах писателя долго враждовавший с ним Золя сказал: «Мы сохраним о нем память, как о самом счастливом и самом несчастном из людей».
Автор: Эрлихман Вадим
Копирайт: Gala Биография 2007
(Источник – SweetStyle; http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/monitor/1168 )

***


СТИЛЬ МОПАССАНА
Глубокая противоречивость идеологии М. определила сложную структуру его стиля. Две скрещивающиеся тенденции в его мировоззрении — остро пессимистическое отношение к действительности и гедонизм, как маска, за которой он пытается спрятать свое полное банкротство перед жизнью, — дали две основные линии его новелл.

Одной линии новелл М. присуща резко эпикуреистическая, чаще всего эротическая тематика. Персонажи этих новелл разнообразны.

Светские женщины, ведущие рискованные интриги за спинами свои мужей («Женские плутни», «Задвижка», «Спасена»), пожилые буржуа (Бомбар) или буржуазки, утешающие себя всевозможными способами («Дело госпожи Люно»), фигурируют здесь в паре со сластолюбивыми фермерами, беззаботно прожигающими свою жизнь офицерами и т. д. Эти новеллы чаще всего обрамлены образом рассказчика, аристократа, проедающего свою ренту и рассказывающего друзьям о том или ином пикантном случае его жизни («Сестры Рондоли», «Женские плутни» и т. д.). Образ рассказчика в таких произведениях почти сливается с эпикуреистическим образом автора. Техника этих новелл легка и остра: мы найдем в них быстрый рассказ без какого-либо усложненного психологизма, развернутую игру двусмысленными намеками, характерный диалог, острую пуантировку не только в конце новеллы, но и на всем ее протяжении (лучшим образцом такой новеллы является «Ce cochon de Morin» — «Эта свинья Морен»).

Совсем по иному принципу строится философско-психологическая новелла М. В основе ее всегда лежит трагическая тема — ограничивается ли она кругом семейно-бытовых отношений — обольщенная служанка с фермы, становящаяся проституткой («История служанки с фермы»), отец, узнавший, что любимый им ребенок не его («Отец»), и т. д. — ставит ли вопросы глубоко философского значения — о смысле человеческой жизни («Самоубийство», «Усыпительница»), о сущности бытия, об ограниченности человеческого разума и т. д. («Бесполезная красота», «Орла» и др.). При этом катастрофа, к-рая обычно является развязкой такого рода новелл, уже предопределена в самом начале, тогда еще, когда сам герой не ощущает ее близости («Самоубийство», «Трус», «Ночь» и др.); поэтому достаточно незначительного внешнего толчка, чтобы эта катастрофа стала неизбежной. Отсюда крайняя психологическая динамичность этих новелл при сравнительной событийной их бедности. Старик выходит воскресным утром погулять по бульвару; созерцание чужой молодости напоминает ему о собственной старости и одиночестве, и на другое утро его находят повесившимся на одном из деревьев бульвара.

Но не следует думать, что оба эти типа новелл отделены друг от друга четкими гранями: они неразрывно переплетаются между собой (см. напр. повесть «Иветта»). Однако, чем ближе М. подходит к концу своей жизни, тем сильней звучат в его новеллах мотивы пессимизма и отчаяния, давая явный перевес над мотивами эротическими и гедонистическими. Две жанровых разновидности представлены и в романах М. Одни из них дают индивидуально-психологический анализ — такова история любви светского художника Оливье Бертена к дочери своей возлюбленной («Сильна, как смерть»), таковы переживания сына, узнавшего об измене матери его отцу («Пьер и Жан»), такова потрясающая по силе и психологической глубине история девушки, связавшей свою судьбу с низким развратным человеком («Жизнь»). Этот тип романов преобладает у М. Другой тип — роман с резко выраженной социальной тематикой — представлен в «Горе Ориоль» и «Милом друге». Композиционная схема первого из них дана как параллельный показ двух миров: жизнь двух влюбленных резко отграничена М. от жизни буржуазных дельцов, спекулирующих на легковерии больных, приехавших лечиться на курорт, на чванливости врачей-карьеристов, дельцов, не пренебрегающих никакими средствами для своих целей и состязающихся с ненасытной алчностью быстро богатеющих деревенских кулаков.

Наибольшей сатирической остроты жанр социального романа достигает в «Милом друге», где характеристики персонажей отличаются широкой социальной типизацией; весь роман выдержан в плане сдержанного, но беспощадного сарказма по адресу буржуазного общества Третьей республики.

Говоря о художественных приемах Мопассана, нельзя не выделить особо его пейзажа. Отмеченная противоречивость мировоззрения М. определила и двойственность восприятия им природы. Только в природе находит он то гармоничное и совершенное, что тщетно ищет в мире человек. Отсюда глубокий лиризм, утонченность, доходящая до изощренности, в передаче (особенно в его записках «На воде» и «Бродячая жизнь»). Этому противоречат настроения глубокого ужаса перед этой же самой природой, которая зачастую таит в себе нечто враждебное человеку, подстерегает его, несет ему гибель и смерть (рассказы «На воде», «Гостиница», «В пути», «Волк» и др.).

В общем же ходе исторического развития французской литературы М. является некоторым узловым пунктом, в котором сходятся различные линии литературного развития (натурализм, декадентство, символизм). Но М. синтезировал противоположные направления, являя собой некую целостность и единство, которые получают свое объяснение в характере его классового мировоззрения.

Всем предыдущим анализом творчества М. в основном уже дан ответ на вопрос о значении его творчества в плане постановки проблемы литературного наследства. Позиция, с которой он разоблачает буржуазную действительность, определила порочность его установок. И тем не менее в целом ряде моментов познавательное значение его творчества все же очень велико. Отсутствие каких-либо иллюзий, к-рые позволяли бы ему приукрашивать действительность, давало ему в руки мощное оружие, с помощью которого он порой верно и глубоко вскрывал внутренние противоречия буржуазного мира. Но он брал этот мир как некую абсолютную данность и не видел из нее выхода. Мы делаем иной вывод из его разоблачений. Нам они ценны потому, что лишний раз помогают осознать всю гнилостность основы буржуазного общества, идущего к своему закату, помогают глубже и полнее осмыслить тот процесс полного его разложения, свидетелями к-рого мы являемся в настоящее время.
(Источник - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3160/Мопассан )
***
Прикрепления: 3891590.jpg (17.8 Kb) · 0984032.jpg (15.1 Kb) · 6653651.jpg (22.7 Kb) · 8344545.jpg (13.8 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов