[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Серафимович А.С. - русский писатель, драматург, журналист
NikolayДата: Понедельник, 29 Авг 2011, 16:15 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


СЕРАФИМОВИЧ АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ
(Попов Александр Серафимович)
(7(19) января 1863 года, станица Нижне-Курмоярская) – 19 января 1949 года, Москва)


- известный русский советский писатель, драматург, публицист и журналист, лауреат Сталинской премии первой степени (1943г.), один из основателей русского натурализма, затем яркий представитель социалистического реализма.

Биография
Родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области). Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Серафимович попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III Серафимович был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В ссылке в Пинежье написал свой первый рассказ «На льдине» («Русские ведомости», 1889). По окончании ссылки Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.
В 1902 году переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда».
Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент «Русских ведомостей».
В 1918 году вступил в партию большевиков, возглавлял литературный отдел газеты «Известия».
С ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь». В 1934 году выбран в состав Президиума правления СП СССР.
В 1942 году родился его крёстный сын — Никитин Юрий Владимирович. Дед Юрия, донской казак, и семья Поповых были не только в тесных дружеских отношениях, но и близкими родственниками.
Умер 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Творчество
В 1901 году вышел первый сборник рассказов и очерков Серафимовича, получивший положительный отзыв В. Г. Короленко. В дальнейшем Серафимович активно работает как литератор, участвуя в сборнике «Знание», организованном М. Горьким.
С начала революции работает в советской прессе, пишет листовки, воззвания по заданиям Московского Совета и МК РКП. К 1920 году относится письмо В. И. Ленина [от 21 мая] к Серафимовичу, в котором В. И. пишет: «Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа».
В 1924 году в сборнике «Недра» (№ 4) был опубликован «Железный поток», произведение, выдвинувшее Серафимовича в ряды крупнейших «пролетарских» писателей. Ведёт большую общественную работу: был членом президиума РАПП и т. д..
В ранних рассказах Серафимовича, имеющих очерковый характер [90—900-е гг.], отражены беспросветная нужда, тяжкий, непосильный труд, полное бесправие широких трудовых масс царской России — рабочих-шахтеров («Под землей», «Маленький шахтер», «Семишкура» и др.), жел.-дор. рабочих («Стрелочник», «Сцепщик», «На паровозе»), наборщиков («Инвалид»), крестьян-рыбаков, плотовщиков, звероловов («Месть», «На плотах», «В камышах», «Прогулка», «На льдине» и др.), ремесленного люда («Епишка»).

Серафимович повествует о безрадостной жизни своих героев с «истомленными лицами», с «выражением покорности» на лице, стремясь вызвать у читателя чувство сострадания к ним. Сознание, что «ничего не переделаешь, что так до гроба» («Епишка»), пронизывает его ранние произведения. Мрачный пейзаж усиливает пессимистическую окрашенность произведений. На фоне «мертвой мглы», «мертвого простора» развивается несложное действие рассказов. Серафимович обнажает ряд противоречий капиталистического строя, показывает чудовищную эксплуатацию трудовых масс («Месть», «В пути», «На море», «Степные люди» и т. д.). «Первые мои произведения, — говорит о себе Серафимович, — носят отпечаток литературы 70-х гг. Я от семидесятников родился, их традициями был начинен, и я боялся яркости в красках». Эти народнические традиции С. преодолевает в цикле рассказов, посвященных 1905, где даны уже не образы безответных, робких страдальцев, а образы борцов за свободу. Каменщики, плотники, заводские рабочие пробираются среди «кромешной тьмы» к «светящемуся огоньку» — на сходку — для того, чтобы «гаркнуть» так, чтобы «всему миру слыхать было: подымайся, ребята: буде спать» («Среди ночи»). Революционное брожение в городе, в деревне, связь революционного крестьянства с пролетариатом отражены в ряде рассказов («Бомбы», «На Пресне», «У обрыва», «Зарева» и т. д.). Новой тематике и идейной направленности этого цикла соответствует торжественно-приподнятый тон произведений, достигаемый ораторски-декламационными особенностями синтаксиса. Пейзаж, который носит у Серафимовича аллегорический характер, окрашивается в романтические тона: «багровое зарево», «красные закаты», «розовые отсветы» символизируют вспыхнувшую революцию.

В годы реакции Серафимович обращается к темам раннего творчества, но развертывает их разнообразнее и глубже. В рассказе «Пески» (получил высокую оценку Л. Н. Толстого) Серафимович разоблачает власть собственничества и денег; в рассказе «Чибис» раскрывает эксплуатацию батрачества. Это уже не бытовые зарисовки, не «акварельные наброски», по выражению Короленко, а социально-заостренные произведения, дающие реалистические образы.
От жанра бытовых очерков и маленького рассказа С. переходит к созданию большого полотна — пишет роман «Город в степи» [1907 — 1910]. Показывая строительство и рост капиталистического города в безлюдной, «молчаливой» степи Серафимович реалистически обнажает противоречия капитализма, хищнически-эксплуататорскую сущность русской буржуазии («Захарка»), разоблачает либерально-буржуазную интеллигенцию (Полынов Петя), показывает рост пролетариата (Рябов).
Основному конфликту романа, борьбе рабочего поселка с владыками капитала и его ставленниками подчинены сюжетные линии романа — типические для эксплуататорского строя личные, семейные драмы Полыновых, Короедовых, рабочего Рябова. Богатеющий трактирщик, «кряжистый ростовщик», «первый человек в поселке» — наиболее яркая фигура романа. Менее выразительно даны образы рабочих. Некоторое влияние декадентских романов, рассказов Л. Андреева чувствуется на претенциозном образе Кары и её сына, «хилого урода» с большой головой.

Военные рассказы Серафимовича, относящиеся к периоду мировой войны «Шрапнель», «Встреча», «Сверху», «Сердце сосет» и т. д.), диссонировали со всей буржуазно-шовинистической лит-рой того времени. Срывая маску героизма с империалистической бойни, говоря правду о «славных подвигах» «русского христолюбивого воинства» (очерки «В Галиции»), Серафимович не освободился ещё от влияния гуманизма и пацифизма. Многочисленные фельетоны, очерки и статьи, написанные Серафимовичем на фронте, представляют собой то лаконические отчеты о виденном, то организационные предложения — напр. об улучшении политпросветской работы на позициях, о рационализации почтовой связи с фронтом, и т. д. (см. сб. «Революция, фронт и тыл», 1917 — 1920). В 1918 — 1920 написаны Серафимовичем две пьесы: «Марьяна» — из деревенского быта 1918 — и «Именины в 1919» — сатира на буржуазно-либеральную интеллигенцию.
Целый ряд очерков и фельетонов, к-рые до настоящего времени печатает С. на страницах наших газет и журналов, посвящены как прошлому России («Граф Строганов и рабочий Демид», 1922; «История одной забастовки» 1924, и пр.), так и Советскому Союзу («Новая стройка», «По донским степям», 1931, о донских колхозах — и т. д.). Цикл послереволюционных рассказов и очерков связан с антирелигиозными темами («Чудо», «Тайна святого причастия» и т. д.).

Органическим завершением всего предыдущего творчества писателя явилось одно из значительных произведений советской литературы — героическая эпопея «Железный поток». Созданная на основе конкретных исторических фактов (отступление Таманской армии под начальством Ковтюха из Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием), она имеет глубокий обобщающий смысл. В ней отражен процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством «железного командира» Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в «железный поток». История «железного потока» — это история трудовых крестьянских масс, под руководством партии, в процессе ожесточенной классовой борьбы, осознающих общность и неразрывность своих интересов с интересами пролетариата.
Характерной особенностью сюжета эпопеи является то, что основу его составляет судьба масс в целом, а не судьбы отдельных героев. Нарастание действия достигается описанием трудностей, препятствий, преодолеваемых Таманской армией. Повторением сцен, ситуаций (напр. сцена митинга в начале и конце похода — гл. II и гл. XI, сцена похорон убитых бойцов — гл. XXXII и гл. XXXIII) Серафимович подчеркивает идейный рост массы. Обрамляющий все повествование пейзаж с доминирующим образом «шумящей реки» также оттеняет идейный смысл произведения. Ту же функцию выполняет и соответствующий подбор метафор, эпитетов, связанных с основным образом «железного потока» (напр., с одной стороны, — «толпа течет бесконечным потоком», «человеческое море», «льется человеческий поток», «выливались воинские массы» и т. д. и т. д.; с другой стороны, — «железные лица», «железное кольцо восставших», «железные шеренги», «железный охват» и т. д.). И чем ближе к концу похода, тем больше закаляется в борьбе армия Кожуха, тем чаще и решительнее употребляется эпитет «железный». Рисуя зрительный и звуковой образ толпы, описывая армию, то в движении, то в ожесточенном бою, то в относительно спокойной обстановке, Серафимович создает реалистически всесторонний целостный образ массы — центральный образ эпопеи.
Из «текучего потока» Серафимович в целях большей конкретизации выделяет отдельные лица, рисует их с сохранением конкретно-бытовых деталей. Таковы образы бабы Горпины и её мужа. Перелом, который происходит с Горпиной, пробуждение её классового самосознания, пробуждение чувства коллективизма, осознание себя членом единого «потока», типично не только для неё, но и для всей массы в целом.
Руководителя «железного потока», Кожуха, Серафимович дает, с одной стороны, в плане героически-обобщенного образа вождя (этим вызвано повторение портретных деталей), с другой стороны, в плане реалистически-бытовом (биография Кожуха, особенности его речи и т. д.). Образ Кожуха, олицетворяющего большевистское руководство массой, получился поэтому рельефным. «Железный поток» представляет своеобразное сочетание героически-эпических элементов с лирическими. Синтаксические особенности языка эпопеи — обилие риторических вопросов, анафорическое построение фразы, повторяющийся союз «и» в начале предложения, придающий эпический тон повествованию, инверсированная речь, употребление слов, характерных для литературно-книжной, высокой лексики, — все это создает торжественный тон, свойственный жанру героической эпопеи.
Эпопея насыщена лиризмом. Лирическими интонациями богата авторская речь — то восторженная, то элегически грустная; обильно использованы лирические рефрены, главным образом связанные с пейзажем. Но этот лиро-эпический, проникнутый пафосом характер произведения осложняется широким использованием сниженно-бытовых элементов повествования — образов, речи. Не только в диалогах, но и в речи самого автора встречается ряд вульгаризмов: «Заревели быками казаки, кинулись с говяжьими глазами в кулаки». Серафимович сумел передать романтическую героику гражданской войны и одновременно придал произведению обобщающий смысл. Героизированный образ Кожуха имеет типическое значение: он воплощает в своем лице типичные черты командира-большевика, органически спаянного с массой, организующего её в единое целое, руководящего ею. Отдельные эпизоды из похода Таманской армии вырастают в типически-обобщенные события и факты из истории гражданской войны. Именно о реалистическом характере «Железного потока» писал красный командир Ковтюх — реальный прототип Кожуха: «Главное достоинство повести — беспощадная, спокойная, суровая правда, пронизывающая строки. Читаешь и чувствуешь какой-то железный костяк, соединяющий в одно целое добротное мастерство, высшую художественную мудрость с напряженностью и убедительностью… Отсюда и вытекает правдивость этой художественной летописи и её классовая сущность. Здесь нет прикрас. Здесь прямой показ неизбежно совершающегося».

«Железный поток» — это только первая часть задуманной Серафимовичем большой работы под названием «Борьба». Отрывки из неё уже печатались в ряде журналов («Новый мир», «Октябрь» и др.).

Память
В 1949 году его имя было присвоено Волгоградскому государственному педагогическому университету.
В честь А. С. Серафимовича названа улица в Москве, в Киеве (жилмассив «Березняки»), а также город в Волгоградской области.

Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения в литературе
орден Ленина (1933)
орден Трудового Красного Знамени
орден «Знак Почёта»
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki....2%E8%F7 )
***


СЕРАФИМОВИЧ (Попов) Александр Серафимович
[7(19).01.1863, ст-ца Нижне-Курмоярская (ныне Донецкой обл.) Украины – 19.01.1949, Москва], советский писатель, лауреат Гос. пр. СССР (1943). Из казачьей семьи. Обучался в гимназии (1874–83), на физико-матем. ф-те Петерб. ун-та (1883–87). Арестован как авт. рев. прокламации в связи с покушением А. И. Ульянова на Александра III и выслан в г. Мезень Архангельской губ. Там же при поддержке В. Г. Короленко и Г. И. Успенского началась его лит. деят-сть (рассказ “На льдине”, 1889). В 1900-е гг. участник лит.-художеств. кружка “Среда”, печатался в сб-ках “Знание”, выходивших под рук-вом М. Горького. Авт. романов “Город в степи” (1907–10), “Железный поток” (1924), циклов рассказов и очерков. В годы Гражд. войны был военкором газ. “Правда”. В 1930-е гг. печатал очерки и рассказы, в годы Вел. Отеч. войны участвовал в поездках писателей на фронт, публиковал воен. очерки. Весной 1941 совершил творч. поездку по городам России, был на Урале. 6 апр. 1941 прибыл в Чел. Посетил ЧТЗ, Чел. орг-цию Союза писателей России, ЧГПИ, театр драмы. 7 апр. на встрече со студентами в актовом зале пед. ин-та рассказал, как начал писать, как работал над романом “Железный поток”, поделился воспоминаниями о встречах с В. И. Лениным, с писателями: М. Горьким, Короленко, Л. Андреевым, А. Куприным, о своей работе в газ. “Правда”. В ознаменование этой встречи 25 мая 1973 на колонне институтского корпуса была открыта мемориальная доска с текстом: “В этом здании в апреле 1941 года выступал выдающийся советский писатель-большевик Александр Серафимович”. Имя С. носит одна из улиц Курчатовского района.
И. С. Егурная
(Источник - http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2832 )

***


Литературная деятельность Александра Серафимовича Серафимовича (Попова) (1863 — 1949) продолжалась шесть десятилетий. Его первое печатное произведение — рассказ «На льдине» — появилось в 1889 г. Последнее выступление в печати — новогоднее обращение к землякам — было опубликовано газетой «Молот» 1 января 1949 г.
Серафимович связал своим творчеством две огромные литературные эпохи. Он вступил в литературу младшим современником Л. Толстого и А. Чехова, первые шаги молодого писателя получили одобрение В. Короленко и Г. Успенского. Серафимович явился продолжателем лучших традиций передовой русской литературы XIX в. В то же время его творчество неотделимо от эпохи пролетарской революции. Серафимович был одним из зачинателей пролетарской литературы. И после Великой Октябрьской социалистической революции, которую встретил уже сложившимся писателем, стал одним из первых созидателей культуры социалистического общества.

Творчество Серафимовича уходит своими корнями в почву народной жизни, воплощает духовные сдвиги огромного исторического значения. Это стало возможным потому, что писатель очень рано связал свою жизнь с рабочим делом и, по справедливому замечанию Фурманова, «до наших победных дней в нетронутой чистоте сохранил верность» ему.
Еще в 1885 г. царская полиция признала студента Александра Попова политически неблагонадежным. Связь со студенческой революционной молодежью в период пребывания в Петербургском университете в 1883—1887 гг., ссылка в Архангельскую губернию под надзор полиции после разгрома группы Александра Ульянова, пропагандистская работа среди местного населения на севере в период ссылки и па юге после возвращения на Дон, связь с кружками социал-демократического направления в Усть-Медведице, Новочеркасске, Ростове-на-Дону в 90-е и 900-е годы, активная общественная деятельность в 1905 г. в пользу революции (организация народной милиции для борьбы с черносотенцами, устройство митингов, чтение лекций в Новочеркасске) — таковы основные вехи революционной биографии Серафимовича в дооктябрьский период. Уже в 90-е годы, когда складывался писательский облик Серафимовича, его симпатии были на стороне марксистских и социал-демократических идей. Опираясь на них, он искал ответа на основные вопросы русской жизни и предвидел неизбежность краха самодержавия под натиском революционных сил народа («Капля», 1898). Это предопределило писательские пристрастия Серафимовича, направление его творческих интересов.

Очень рано обозначилась его главная тема — народ и революция. В разные периоды истории страны она обретала новое содержание, получала новые повороты, но оставалась главной на всем протяжении литературной биографии писателя.
В 90-е и в начале 900-х годов он рассказывал о драматических судьбах простых тружеников, жизнь которых подвержена действию бесчеловечного закона капиталистической эксплуатации. Как и чем живут, о чем думают шахтеры, доменщики, железнодорожные служащие, типографские рабочие, крестьяне, измученные безземельем и ушедшие в город на заработки, эти тысячи тысяч, — вот что волнует Серафимовича, который широко исследует условия труда и быта трудящихся. Писатель видит не только причины каторжных условий труда, но и их последствия. Подвижнический труд изо дня в день не только не избавляет от постоянной нужды, он отнимает у рабочего даже самую способность раздумывать о своей судьбе, рождает социальную пассивность.
Серафимович не считал непреложным и неизменным равнодушие рабочих к своей судьбе. Протест против угнетения и произвола может проснуться в любой момент, и писатель находил первые ростки гнева и протеста даже у самых отсталых и забитых тружеников («Сцепщик», 1898). К тому же условия каторжного, изнуряющего труда выковывают выносливых людей, стойких в перенесении жизненных трудностей, способных жить тогда, когда жить уже, кажется, невозможно. Ранние рассказы Серафимовича несли в себе правду об огромных потенциальных силах народа, о его способности к длительному повседневному героизму.
1905 год дал новое содержание теме «народ и революция». Первая русская революция сделала зримой революционную силу широких народных масс. И Серафимович стремился раскрыть сущность того политического опыта, который народ приобрел в революции 1905 г. Прослеживая путь простых тружеников от тайных сходок до баррикадных боев, Серафимович фиксировал внимание на изменениях, которые происходят повсеместно в сознании и психологии трудящихся. Трудная борьба света революционной правды с непониманием и темнотой, иллюзиями, предрассудками, политической слепотой и привычкой к рабской покорности идет на сходке рабочих в рассказе «Среди ночи», вторгается в жизнь прачки Марьи в рассказе «Бомбы», определяет смену настроений очевидцев баррикадных боев в очерке «На Пресне».
Революция ни для кого не проходит бесследно, последствия открытых вооруженных столкновений так велики, что сказываются во всех сферах человеческой жизни, вызывают переоценку моральных ценностей, совершают переворот в человеческих взаимоотношениях. На этом основывается оптимизм, не покидавший Серафимовича в мрачные годы реакции: «Народ распрямляется, как притоптанная трава», — в этом уверен старик-крестьянин, прячущий от карателей участника баррикадных боев («У обрыва», 1907). В период «столыпинских галстуков» в рассказах Серафимовича «Мертвые на улицах», «У обрыва», «Зарево» звучало грозное предупреждение о будущем.

При всем разнообразии произведений, написанных Серафимовичем в период между двумя революциями, нетрудно обнаружить единство и последовательность задач, которые решает писатель. Он пишет об отступниках революционного движения и стремится понять причины отступничества, равносильного омертвению («Любовь», 1909). В то же время писатель своими рассказами приковывает внимание к мужественным стойким людям, которые, потерпев временное поражение, вырваны царскими жандармами из привычной жизни, но не сломлены, для которых настоящей жизнью продолжает быть лишь дорога революционной борьбы («У холодного моря», 1909).
Особый интерес представляют для писателя судьбы людей из народа, отравленных представлениями о счастье как о собственном благополучии. Здесь писатель ищет причины, тормозящие революционное развитие масс. Одно из лучших произведений Серафимовича — повесть «Пески» (1908), оцененная Л. Толстым на «пять с плюсом», придает теме губительной власти собственности поистине трагический характер. Снова и снова возвращаясь к крестьянской теме и в небольших рассказах («Чибис»), и в больших повестях («Фетисов курень», «Сухое море»), писатель успешно выполнял одну из своих главных обязанностей: «подпиливать столетний дуб собственничества всеми доступными средствами».
В дооктябрьский период реалистическое искусство Серафимовича обрело устойчивые черты. Писатель неизменно дорожит конкретностью, точностью, фактической достоверностью непосредственных жизненных наблюдений. Доминирующее начало в его творчестве в это время приобретает очерк. О событиях 1905 г. («На Пресне») или первой мировой войны («В Галиции», 1915; «Впечатления», 1915—1916) рассказывает вдумчивый очевидец, отвечающий за документальную правдивость повествования. Но ни в очерках, ни в рассказах, ни в повестях Серафимович не ограничивался эмпирическими наблюдениями. Как всякий художник-реалист он ставил перед искусством обобщающие задачи, только принципы типизации в его произведениях имели свои особенности.
Имея в виду еще ранние рассказы, В. Г. Короленко — один из первых рецензентов Серафимовича — отмечал «некоторую эскизность в обрисовке фигур». Основанием для этого являлось явное пренебрежение полнотой индивидуальной характеристики, психологической детализацией образа. Впоследствии стало ясно, что это не просчеты неопытного литератора, а сознательная установка, имеющая свое обоснование. Центр тяжести в процессе художественного освоения жизненного материала у Серафимовича всегда сосредоточен на социально-типическом содержании образа. Итогом обобщения является не характер, а человеческая судьба, сущность реализованных в ней социально-экономических отношений. В ранний период он нередко описывает один день в жизни шахтера, доменщика, аптекарского служащего, стрелочника или сцепщика, но так, что за ним встает вся жизнь простого труженика день за днем, обнажается социальный смысл всей его судьбы. Позднее, в 10-х годах, Серафимович, чаще всего обходясь без острого сюжета, тяготеет к жанру рассказа-жизнеописания или небольшой повести, которая позволяет обозреть целую человеческую жизнь в ее обыденном течении. На полотно переносится как бы весь поток жизни, вместе с которым движется и судьба героя. Здесь драмы назревают постепенно, незаметно, как результат всех обстоятельств, сопровождающих жизнь героя в ее повседневности («Пески», «Сухое море», «Фетисов курень»)). И, останавливаясь на отдельных поворотах жизненного пути человека, писатель не теряет из виду конечный его смысл. При этом Серафимовича интересует не неповторимость личной судьбы героя, а именно «всеобщность» ее содержания.
Новая общественно-историческая ситуация, выход на историческую арену масс, пробуждение человека в «коняге» сделали необходимым художественное исследование процессов, происходящих в народных низах, внимание к человеку массы. Вслед за Горьким решению этих задач всецело подчинил свое творчество и Серафимович, связавший надежды на коренное преобразование социального строя России с пролетарской революцией.

Знание объективных законов истории, понимание исторических перспектив русской действительности позволили писателю создать обобщающую картину капиталистического общества в романе «Город в степи» (1907 — 1912). Изображенная в нем динамика событий предрекает обреченность мира хозяев перед лицом растущих и крепнущих сил будущей пролетарской революции.
Реализм Серафимовича, всегда очень зоркий к житейской прозаической конкретности, знающий цену точной бытописи, жанровому колориту, некнижной народной речи, тяготеет и к своеобразной монументальности, рождает впечатление значительности, символичности изображаемого. Рассказ «Чибис» о батрацкой семье, кочующей по степям, полон будничных страшных подробностей, красноречиво говорящих о бездомном, бесправном существовании, об изуродованных жизнью человеческих отношениях. По повествование не остается в границах частного бытового эпизода, так как оттенено образом белой, с черноопаленными крыльями птицы, которая носится, «как потревоженный дух, с жалобным криком и все спрашивает, не ожидая ответа: «Чьи-и...ви?». Житейская непритязательность сюжета отступает перед силой поэтического обобщении. В «Песках» безвозвратно уходящую жизнь, нелепую, безрадостную и бессмысленную погоню за счастьем, которое не может стать счастьем, сопровождает образ старой мельницы. Ее мертвый тяжелый глаз, ее вечно движущееся обомшелое колесо и вырубаемый лес, и наступление песков, опустошающих землю, становятся трагическим символом изображенных в повести человеческих судеб.
Во многих произведениях сквозь строгую реалистическую ткань отчетливо просвечивает лирический подтекст, рожденный мыслью художника, предсказывающей еще нереализованные, но таящиеся в событиях сегодняшнего дня возможности. Писатель поэтизирует образы русских крестьянок, которые живут страшной жизнью, не знают еще настоящих путей к свободе, однако, полны желания вырваться из-под власти обыденности («Две ночи», «Фетисов курень»). Лирический пафос наполняет собой многие пейзажи. И тогда природа донского края, обычно свидетель и участник борьбы измученного человека на измученной земле, окрашивается надеждой и ожиданием чего-то необыкновенного.
Октябрьская социалистическая революция, которую Серафимович воспринял как величайший переворот в истории человечества, ознаменовала принципиально новый этап в жизни и творчестве писателя. Недаром Серафимович неоднократно признавался, что с революции ведет счет своим годам.
Умер А. Серафимович в Москве 19 января 1949 г.
(Источник - Litra.RU; http://www.litra.ru/biography/get/biid/00890911239824892985/ )
***


Александр Серафимович СЕРАФИМОВИЧ /ПОПОВ/ (19.1.1863 — 19.1.1949), писатель («Железный поток»).

Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского.
Рано осиротел (впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений Из детской жизни, 1898; Поход, 1901; Сережа, 1907; Первые страницы, 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е годы, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман Писатель). В 1883–1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А.И.Ульянова (брата В.И.Ленина) и его товарищей, покушавшихся на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890; позднее в повести У холодного моря, 1909, в рассказах Сопка с крестами, 1907, Гуси, 1927, и др. писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на Севере).
С 1890 жил на родине, с 1892 – в Новочеркасске, с 1902 – в Москве, где вошел в круг М.Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы Первой мировой войны – санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927–1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса и др.).

Первые опубликованные рассказы Серафимовича На льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы (В.Г.Короленко, Г.И.Успенский, Ф.М.Решетников и др.), проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906; У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее, Шрапнель, Встреча, все 1915).
Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, – роман Железный поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием Е.И.Ковтюха, в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал Д.А.Фурманов в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов.
Среди других произведений писателя – серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах (1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы (в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в т.ч. Н.А.Островскому, Ф.В.Гладкому, М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР.
Умер Серафимович в Москве 19 января 1949.
(Источник - http://belopolye.narod.ru/known_people/january/serafymovitsh.htm )
***
Прикрепления: 4006875.jpg (15.1 Kb) · 2620587.jpg (26.6 Kb) · 1463040.jpg (19.9 Kb) · 9366824.jpg (14.5 Kb) · 9509925.jpg (15.6 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов