[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Мамин-Сибиряк Д.Н. - русский писатель, драматург, публицицис
NikolayДата: Понедельник, 29 Авг 2011, 17:02 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


МАМИН – СИБИРЯК ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ
(Мамин Дмитрий Наркисович)
(25 октября (6 ноября) 1852, Висимо-Шайтанский завод, Пермской губернии — 2 (15) ноября 1912), Санкт-Петербург)


— известный русский прозаик и драматург, «писатель – сказочник», публицист; один из основателей русского натурализма.

Биография
Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866—1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872, полный курс семинарии не окончил). В 1872 году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).
Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец; вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург. В Екатеринбурге женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.
В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла, оставив больную дочь Аленушку на руках потрясенного этой смертью отца.
Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге.

Творчество
В литературу вошёл серией путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881—1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и другие). Многие были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк».
Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883), который на протяжении года печатался в журнале «Дело» и имел большой успех. В 1884 в журнале «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.
Продолжительные выезды в столицу (1881—1882, 1885—1886) упрочили литературные связи Мамина-Сибряка. Он познакомился с В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским, В. А. Гольцевым и другими. В эти годы писал и печатал много небольших рассказов и очерков.
Последние крупные произведения писателя — романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).
В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали.

Произведения
Романы:

«Приваловские миллионы» (1883)
«Горное гнездо» (1884)
"Дикое счастье"
"Три конца"
«Золото» (1892)
«Хлеб» (1895)
«Черты из жизни Пепко» (1894)
«Падающие звезды» (1899)

Рассказы, повести, очерки:
«От Урала до Москвы», серия очерков (1881—1882),
«Охонины брови», повесть (1892)
«Уральские рассказы», сборник рассказов (1895)
«Сибирские рассказы», сборник рассказов (1889).
«Алёнушкины сказки» (1894—1896)
«Серая шейка» (1893)
«Зарницы» (1897)
«По Уралу» (1899)
«Бойцы. (Очерки весеннего сплава по реке Чусовой)»
«Три конца. (Уральская летопись)»
«Последние клейма»

Память
В честь писателя названо несколько улиц, в том числе одна из них находится в Екатеринбурге.
К 150-летию со дня рождения писателя, в 2002 Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связанные с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 на родине писателя, в посёлке Висим (Свердловская область).
В 1963 году имя писателя получил Нижнетагильский драматический театр
Писатель изображён на лицевой стороне купюры номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Мамин-Сибиряк,_Дмитрий_Наркисович )
***


ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК

В ноябре 2002 года исполнилось 150 лет со дня рождения Д.Н.Мамина-Сибиряка и 90 лет со дня его смерти. 105 лет назад были изданы отдельной книгой его "Аленушкины сказки". Нет необходимости говорить, какую роль играют книги этого писателя в жизни детей и взрослых и о том, сколько "уральского" он внес в российскую литературу.
Но имя Мамина-Сибиряка и его творчество за годы после революции было покрыто таким толстым слоем "хрестоматийного глянца", что многие не знают ни настоящей судьбы писателя, ни некоторых его книг.
О своей жизни Дмитрий Наркисович писал сам ("Автобиографическая записка", "Из далекого прошлого"), но писал не для детей. Нет специально написанных для детей книг о жизни и творчестве писателя. В последние годы стали открываться неизвестные стороны биографии Мамина-Сибиряка, незнакомые читателям его фотографии, публикуются давно не издававшиеся произведения писателя. Особенно интересна статья журналиста Д. Шеварова "Наступили какие-то короткие времена?". Шеваров рассматривает жизнь и творчество Мамина-Сибиряка с сегодняшних позиций, по-новому.
Из двух тысяч сохранившихся писем Д.Н. Мамина-Сибиряка до недавнего времени было опубликовано только 60. В 2000 г. журнал "Урал" печатает неопубликованные письма Дмитрия Наркисовича.


О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА
Стоит произнести «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк», как вспоминается известная фотография, где он выглядит довольным жизнью, солидным человеком, в богатой шубе, в каракулевой папахе. По воспоминаниям друзей, он был душой компании, веселым человеком, прекрасным рассказчиком. Как всякого хорошего человека его любили дети, старики и животные. Он был так заметен, что сам художник И. Репин писал с него одного из запорожцев для своей знаменитой картины.
Но на самом деле жизнь Мамина-Сибиряка была очень трудной, благополучными были только раннее детство да пятнадцать месяцев счастливого брака. Не было литературного успеха, которого он заслуживал. Далеко не все печаталось. В конце жизни он писал издателям,что его сочинений "наберется до 100 томов, а издано только 36".

Детство. Юность. "Певец Урала"
Дмитрий Наркисович Мамин родился 6 ноября 1852 г. в поселке Висим (Висимо-Шайтанский завод, принадлежащий Демидовым) в 40 км от Нижнего Тагила в семье поселкового священника. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая ("без работы я не видел ни отца, ни матери"), читающая (в семье была своя библиотека, читали детям вслух). Жили небогато. Отец часто говорил: "Сыт, одет, в тепле - остальное прихоть". Он много времени отдавал своим и чужим детям, бесплатно учил поселковых ребятишек.
О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: "Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека".
Но пришла пора учиться всерьез. Денег на гимназию для сыновей у Наркиса Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище, где когда-то учился их отец. Это было тяжелое время для Дмитрия. Он считал годы в "бурсе" потерянными и даже вредными: голод, холод, унижения и никакой науки.
Потом была Пермская духовная семинария, первые литературные опыты.
Позже Дмитрий Наркисович стал студентом-медиком в Петербурге. Учиться ему было очень трудно, отец не мог посылать ему денег. Было холодно, голодно. Зарабатывал себе на хлеб тем, что писал газетные статьи. Тяжело заболел. Пришлось бросить учебу и вернуться в 1878 г. на Урал. Умирает отец, и Дмитрий Наркисович заботы о семье берет на себя. Изнурительно работал, давал уроки, много писал статей, готовил к изданию книги. В его книгах Урал и люди Урала. Он много исходил дорог по Уралу, узнал интересных людей, изучал архивы, занимался археологическими раскопками.
В это время им были написаны романы: "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Золото". Они потребовали от писателя огромного труда. Он сам их по многу раз переписывал, редактировал. Тогда и появился писатель Мамин-Сибиряк. Он взял себе этот псевдоним, потому что тогда все, что лежало за Уральским хребтом, называлось Сибирью.
Не случайно он считается "певцом Урала". Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. "Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно". Это было его любимое выражение.

Д. Н. Мамин-Сибиряк и Южный Урал
Д. Н. Мамин-Сибиряк мечтал побывать в наших местах, пока не будет построена железная дорога, которая изменит жизнь на Южном Урале. Летом 1886 года его мечта исполнилась. Он проехал на лошадях из Екатеринбурга через Касли, Кыштым, Златоуст, Миасс - Дмитрий Наркисович тогда впервые увидел горы и озера Южного Урала, города и заводы. Он оставил в путевых заметках не только подробное описание природы, городов, народного быта, но и рассказал о промышленности, сельском хозяйстве, добыче золота, проблемах коренного населения. "По Зауралью" - это 70 страниц ярких впечатлений от путешествия по нашему краю (в приложении даны отрывки из этих путевых заметок).
Кстати, мог ли тогда Мамин-Сибиряк знать, что пройдет несколько лет и по этим местам будет прокладывать железную дорогу писатель-инженер Н. Гарин-Михайловский, который станет одним из ближайших его друзей.
Но очень обидно, что путевые заметки, которые печатались в "Новостя" и "Биржевой газете" в 1887 году были напечатаны только в альманахе "Южный Урал" за 1952 год (8-9). Сегодня они практически недоступны читателям.
Зато был очень популярен у нас рассказ "Ночевка" (1891г.), в котором он говорит об одной неудачной ночевке в Челябинске, когда город ему показался грязным, серым, злым; когда спать ему не давали клопы, лай собак. Рассказ полон острой иронии. Его печатали часто потому, что он был прекрасной иллюстрацией того, как изменился Челябинск за годы советской власти.
У Мамина-Сибиряка есть очерк "Мертвое озеро" (об Увильдах), мертвым его он назвал потому, что тогда на его берегах не было никаких поселений. Однако этот очерк не был опубликован после революции и не вошел в собрание сочинений, поэтому читателям тоже недоступен.

Жизнь писателя на переломе
Мамин-Сибиряк приближался к своему сорокалетию. Издание романов дало ему возможность купить в Екатеринбурге дом для матери, родных. Он женат. Казалось бы, есть все для счастливой жизни. Но начался духовный разлад. Его творчество не замечала столичная критика, мало откликов от читателей. Писатель пишет другу: "-Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок". Не очень удачной была и женитьба. Не было детей. Мучило недовольство собой. Казалось, жизнь кончается.
Но к новому театральному сезону из Петербурга приехала красивая молодая актриса Мария Морицевна Гейнрих (отец у нее был венгром), по мужу и сцене ? Абрамова. Они познакомились, полюбили друг друга. Ей 25 лет, ему 39-й год. Мамин-Сибиряк помолодел, как будто переродился. Однако, все складывалось очень сложно, муж Марии не давал развода, и семья Дмитрия Наркисовича, естественно, была против их союза. В городе пошли сплетни, пересуды. Влюбленным не оставалось ничего другого, как бежать в Петербург. 21 марта 1891 г. они уехали (больше Мамин-Сибиряк не жил на Урале).
Недолгим было счастье новой семьи в Петербурге. Мария родила дочку и на следующий день (21 марта 1892 г.) умерла. Дмитрий Наркисович чуть не покончил с собой от горя. Из письма к матери: "счастье промелькнуло яркой кометой, оставив тяжелый и горький осадок. Грустно, тяжело, одиноко. На руках осталась наша девочка, Елена - все мое счастье".

"Аленушкины сказки"
Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили "не жилец". Но отец, друзья отца, няня-воспитательница - "тетя Оля" вытащили Аленушку с "того света". Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли "отецкой дочерью".
Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.
В 1897 г. "Аленушкины сказки" вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: "- Издание очень милое. Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные". Эти слова оказались пророческими. Его "Аленушкины сказки" ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, из связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки. Куприн писал о них: "Эти сказки - стихотворения в прозе, художественнее Тургеневских".
Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: "Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье - писать для детей".

"Счастье писать для детей"
Мамин-Сибиряк задолго до "Аленушкиных сказок" знал это счастье. Еще за 10 лет до рождения Аленушки был написан первый рассказ-очерк для детей "Покорение Сибири", (а всего детских произведений у него около 150). Кроме "Аленушкиных сказок" у писателя было много других. Одна из самых известных "Серая шейка". Она вместе с "Аленушкиными сказками" вошла в сборник "Сказки русских писателей" (в серии "Библиотека Мировой литературы для детей"). Когда сказка была написана, у нее был грустный конец, но позже Мамин-Сибиряк дописал главу о спасении Серой шейки. Сказку много раз издавали и в сборниках и отдельно. Только в областной детской библиотеке более 20 изданий "Серой шейки".
Много сказок до сих пор не опубликовано. Теперь они возвращаются. Новой для читателей станет сказка (рассказ) "Признание старого петербургского кота Васьки", написанная в 1903 г. (Дошк.воспитание.-2000.-N 1).
Широко известны среди читателей младшего и среднего школьного возраста рассказы Мамина-Сибиряка, лучшие из них были опубликованы в серии БМЛ двумя изданиями (1983, 1994), сборниками, отдельными изданиями: "Емеля-охотник", "Зимовье на Студёной", "Вертел", "Богач и Ерёмка".
Некоторые из этих рассказов были высоко оценены при жизни писателя. "Емеля-охотник" был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, а в 1884 г. получил Международную премию. Рассказ "Зимовье на Студеной" был удостоен в Петербурге Золотой медали.
О рассказах Мамина-Сибиряка много написано, но настоящей оценки нет до сих пор. Они очень не просты, но так талантливы, с таким знанием детской психологии, истории, природы, что и они, как "Аленушкины сказки" рассчитаны на многие поколения детей.

Легенды
Меньше знакомы нашим читателям легенды Мамина-Сибиряка. У писателя был давний интерес к народным легендам, особенно к тем, что созданы коренным населением Урала и Зауралья: башкирским, татарским, Раньше часть коренного населения называлась киргизами (они упоминаются в легендах Мамина-Сибиряка). В 1889 г. он писал в общество Российской словестности: "-Мне бы хотелось заняться собиранием песен, сказок, поверий и других произведений народного творчества", просил дать ему на это разрешение. Разрешение ("Открытый лист") было дано Мамину-Сибиряку. У писателя были большие планы.
Он хотел написать историческую трагедию про хана Кучума, но не успел. Он написал только пять легенд. Они вышли отдельной книгой в 1898г., которая позже не переиздавалась. Часть легенд входит в собрание сочинений Мамина-Сибиряка. Детям же известна только одна легенда "Ак-Бозат". В легендах сильные, яркие герои, их любовь к свободе, просто любовь. Легенда "Майя" явно автобиографична, т.к. ранняя смерть героини, оставившей маленького ребенка, бесконечное горе главного героя, любившего жену. Это его - Мамина-Сибиряка песнь о любви, о тоске по умершей любимой.
Легенды кажутся народными, но Мамин-Сибиряк взял у народа только язык, обороты речи. Придет время, и все легенды Дмитрия Наркисовича станут доступны читателям-школьникам.

Святочные рассказы и сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка
Сын священника, человек верующий - Мамин-Сибиряк писал и для взрослых и для детей святочные, рождественские рассказы и сказки. После 1917 г. их не печатали, т.к. эти рассказы и сказки невозможно было увязать с именем писателя-демократа, со временем борьбы с религией. Из этих сказок пока только одна опубликована "Черная армия" ("Рождественские истории".-Минск, 1991) о том, как в новогоднюю ночь в пустой типографии буквы выскочили из своих касс и спорили с типографскими машинами, кто важнее. Мышь, свидетельница спора, убедила всех, что черные буквы (печатное слова) важнее всех, что их армия - "величайшая и самая победоносная из всех армий".
В святочных рассказах и сказках Мамин-Сибиряк проповедует идеи мира и согласия между людьми разных национальностей, разных социальных слоев, людей разного возраста. Они написаны с юмором, оптимизмом. Может быть эти рассказы и сказки будут возвращены сегодняшним читателям, как сказка "Черная армия".
Мамин-Сибиряк мечтал написать детям книги о русской истории. Из письма матери (1895г.) ?Хочу написать русскую историю в форме путешествия?, но первые же очерки были запрещены цензурой за ?дух свободы?. Работы так и не вышли.

Последний период жизни Д. Мамина-Сибиряка
Последние годы у Мамина-Сибиряка были особенно трудными. Болезни. Боязнь за судьбу дочери. Уходят из жизни друзья: Чехов, Глеб Успенский, Станюкович, Гарин-Михайловский. Его почти перестали печатать. 21 марта (роковой день для Мамина-Сибиряка) 1910 г. умирает мать Дмитрия Наркисовича. Это была для него огромная потеря. В 1911 г. писателя "разбил" паралич. Незадолго до своего ухода он писал другу: " - вот и конец скоро - Жалеть мне в литературе нечего, она всегда для меня была мачехой- Ну, и черт с ней, тем более, что для меня лично она переплетена была с горькой нуждой, о какой не говорят даже самым близким друзьям".
Но приближался юбилей: 60 лет со дня рождения Мамина-Сибиряка и 40 лет его писательской работы. О нем вспомнили, пришли поздравить. А Мамин-Сибиряк был в таком состоянии, что ничего уже не слышал. В свои 60 лет он казался дряхлым, седым стариком с потухшими глазами. Юбилей был похож на панихиду. Говорили хорошие слова: "Гордость русской литературы..", "Художник слова", подарили роскошный альбом с поздравлениями.
Но было уже слишком поздно. Дмитрий Наркисович умер через шесть дней (ноябрь 1912 г.), а после его смерти еще шли телеграммы с поздравлениями и пожеланиями.
В столичной печати не заметили ухода Мамина-Сибиряка. Только в Екатеринбурге друзья собрались на траурный вечер. Похоронили Мамина-Сибиряка рядом с женой в Александро-Невской Лавре в Петербурге.

Судьба Аленушки
Много лет читатели-дети знали "Аленушкины сказки", но не знали судьбы Аленушки - Елены Маминой. В последнее время появились материалы и об Аленушке (см. Шеварова, Китайника и др.).
Когда Аленушка подросла, то из-за болезни она не могла учиться в школе, ее учили дома. Отец много внимания уделял развитию дочки, водил ее в музеи, читал ей. Аленушка хорошо рисовала, писала стихи, брала уроки музыки. Дмитрий Наркисович мечтал поехать в родные места и показать Урал дочери. Но врачи запрещали Аленушке далекие поездки.
Елена пережила отца на 2 года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности. Познакомилась с родными. Позже она составила завещание, по которому дом Мамина-Сибиряка после смерти последнего владельца стал бы музеем, "который настоятельно прошу устроить в этом городе и, по возможности, в завещанном доме или доме, который на его месте будет построен".
В центре Екатеринбурга есть замечательный "литературный квартал", в нем сохранившийся дом по Пушкинской 27. Это и есть дом-музей Мамина-Сибиряка. Там сохранилась обстановка с тех давних времен, книги, фотографии и тот самый огромный юбилейный альбом. Аленушка умерла в 22 года от скоротечной чахотки осенью 1914 года, когда шла первая мировая война. Погибли все ее архивы, стихи, рисунки, часть работ ее отца. Похоронена Аленушка рядом с отцом и матерью в Александро-Невской Лавре, где через год всем троим был установлен памятник. На памятнике высечены слова Мамина-Сибиряка: "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье".
В 50-е годы 20 столетия прах семьи Маминых был перенесен на Волково кладбище Санкт-Петербурга.

Память о Д.Н. Мамине-Сибиряке жива.
Кроме Дома-музея в Екатеринбурге, (этому городу завещал свои рукописи Мамин-Сибиряк), создан Дом-музей писателя на его родине в Висиме. В Челябинске есть улица его имени, библиотека.
Книги Мамина-Сибиряка переиздаются, в Екатеринбурге готовится к изданию полное собрание сочинений (впервые!) в 20-ти томах.
Ассоциация писателей Урала учредила в юбилейный для Д. Мамина-Сибиряка 2002 год Всероссийскую литературную премию имени знаменитого писателя. В числе семи первых лауреатов наш земляк челябинский прозаик Рустам Валеев.
Составитель: Капитонова Н.А.
(Источник – Челябинская областная детская библиотека им. Маяковского; http://chodb.uu.ru/site/index/podrost/mir%20kra/ural%20pis/mamin/ )

***


Мамин-Сибиряк Д. Н.
Автобиографическая записка
(Мамин-Сибиряк Д. Н. Собрание сочинений в 10 т. - М., "Правда", 1958 (библиотека "Огонек") Том 10 - с. 193 – 328)


Дмитрий Наркисович Мамин родился в 1852 году в Висимо-Шайтанском заводе, Верхотурского уезда, Пермской губернии, где его отец служил священником. До 14 лет он оставался дома, где тихо и мирно катилась скромная трудовая жизнь небогатого заводского попа. Это был худенький и болезненный мальчик, развившийся под влиянием чтения книг прежде своих лет. У отца Д. Н. была своя небольшая библиотека из лучших авторов, а потом всевозможные книги доставались от заводских служащих. По вечерам в скромном поповском домике происходило чтение вслух, - это был отдых после дневных трудов. Любимой книгой, которую мать Д. Н. сама читала десятилетнему сыну, были "Детские годы Багрова внука" С. Аксакова, потом следовали путешествия, сочинения Гоголя, Некрасова, Тургенева, Гончарова и т. д. Для себя большие читали "Современник" и Добролюбова, и Д. Н. еще детским ухом прислушивался в далеком медвежьем углу к отзвукам и отголоскам великого движения конца 50-х и начала 60-х годов. Вообще вся обстановка жизни скромной поповской семьи носила не совсем заурядный характер и дала уму и характеру Д. Н. ту закалку, которая дается только у своего очага любящими руками.

С 14 лет началась самостоятельная жизнь. Отцу и матери хотелось отдать детей в гимназию, но не было средств; приходилось обратиться к alma mater [Матери-кормилице (лат.).] - бурсе. "Ты теперь, братец, отрезанный ломоть", - говорил на прощанье отец, благословляя на тяжелый подвиг бурсацкой науки. В духовном училище и в семинарии Д. Н. пробыл 6 лет, а потом поступил в петербургскую медицинскую академию, где слушал лекции 4 года и по болезни вынужден был перейти в университет на юридический факультет. В университете пришлось пробыть всего один год, потому что смерть отца заставила работать для семьи, оставшейся без всяких средств. В 1877 году Д. Н. вернулся на Урал, где и остался "некончившим студентом". В течение четырех лет он существовал частными уроками в г. Екатеринбурге, а с 1882 года исключительно отдался литературе, продолжая жить там же и приезжая в столицу только на время.

Писательством Д. Н. начал заниматься довольно рано и в семинарии был одним из первых по части семинарских сочинений. В Петербурге, когда пришлось перейти на "свой хлеб", он три последних года перебивался работой в газетах и мелких журналах - был репортером, печатал мелкие рассказы и повести. В это время писались рассказы и повести для "толстых" журналов, но они возвращались "за неудобностью". Такие неудачи, однако, не мешали начинающему автору высиживать большой роман "Приваловские миллионы", который с небольшими перерывами писался около 10 лет.

Особенно важное значение в жизни Д. Н. имел тот четырехлетний период времени, который служил переходом от университета к специально литературной деятельности. Все это время Д. Н. провел на Урале, где теперь перед его глазами выступила с особенной рельефностью бойкая и оригинальная жизнь этого края. Впечатления раннего детства, встречи и столкновения во время каникул, знакомства по охоте, затем путешествия вверх и вниз по реке Чусовой, странствования по приискам и заводам -- все это теперь дополнялось новыми наблюдениями, знакомствами и личным опытом. Нужно было долго пожить вдали от родины и потолкаться среди разного чужого люда, чтобы окончательно выяснить себе то, чем отличалась жизнь уральского населения. За внешними формами выступило глубокое внутреннее содержание, обусловливавшееся историей Урала, его разнообразными этнографическими элементами и особенно богатыми экономическими условиями.

Первый рассказ Д. Н., напечатанный в "толстом" журнале под псевдонимом Д. Сибиряк, появился в марте 1882 года ("В камнях", журнал "Дело"), когда автору было уже 30 лет. Затем быстро последовал целый ряд рассказов, очерков, повестей и романов. Такое обилие напечатанных статей объясняется, во-первых, тем, что они писались в течение десятилетнего периода, во-вторых, необыкновенным богатством материалов, которые давала жизнь Урала, и, в-третьих, необходимостью осветить сейчас же некоторые "злобы дня" и свои уральские проклятые вопросы. Темы бытовые и психологические поэтому перемешивались со статьями публицистического характера и этнографическими очерками. Работа многих лет печаталась рядом с произведением нескольких дней.

Из напечатанных статей Д. Н. мы можем указать на романы: "Приваловские миллионы" ("Дело", 1883), "Горное гнездо" ("Отечественные записки", 1884), "Жилка" ("Вестник Европы", 1884) и "На улице" ("Русская мысль", 1886), а потом на повести и очерки с психологическими темами: "В худых душах" ("Вестник Европы", 1882, декабрь), "Переводчица на приисках" (там же, 1883, апрель), "На шихане" (там же, 1884), "Авва" ("Дело", 1884), "Башка" ("Русская мысль", 1884), "Родительская кровь" ("Вестник Европы", 1885), "Гроза" ("Наблюдатель", 1885) и "Поправка д-ра Осокина" ("Русская мысль", 1885).

Остальные рассказы удобнее разделить по содержанию: "В камнях" ("Дело", 1882) и "Бойцах" ("Отечественные записки", 1883) описывается сплав по р. Чусовой, в "Золотухе" ("Отечественные записки", 1883), "Золотая ночь" ("Наблюдатель", 1884) и "Осип Иваныч" ("Русская мысль", 1885) - приисковая жизнь, в "Лётных" ("Наблюдатель", 1886) -- сибирские беглые, в "На рубеже Азии" ("Устои", 1882), "Все мы хлеб едим" ("Дело", 1882) и "Максим Бенелявдов" ("Дело", 1883) - быт уральского духовенства, в "Последней веточке" (приложения к "Неделе", 1885) - старообрядцы и в "Из уральской старины" ("Русская мысль", 1885) - помещичий быт.

Кроме этого, Д. Н. в 1881 - 1882 годах напечатал в "Русских ведомостях" целый ряд фельетонов "От Урала до Москвы", а с 1884 года в "Новостях" печатаются его "Письма с Урала". Мелкие статьи и рассказы печатались и печатаются в разных столичных и провинциальных изданиях, как: "Волжский вестник", "Екатеринбургская неделя", "Развлечение", "Саратовский листок", "Саратовский дневник".

В течение четырех лет, 1882 - 1886 годы, Д. Сибиряком напечатано очень много, и необходимо разобраться в этом материале, который может затруднить читателя по своему разнообразию. Сначала мы скажем несколько слов о романах. Первым по времени явились "Приваловские миллионы", над которыми автор с небольшими перерывами работал около десяти лет и по разным обстоятельствам, о которых здесь распространяться не место, все-таки не "доработал" темы. Как все первые произведения начинающих авторов, тема этого романа была задумана очень широко, и, собственно, в настоящем своем виде "Приваловские миллионы" представляют только последний, заключительный роман из тех трех, которыми автор предполагал в исторической последовательности очертить преемственное развитие типов уральских заводчиков. В первом романе выступал основатель и родоначальник всей фамилии Тит Привалов, один из тех удивительных типов "первых заводчиков", коих создал XVIII век на Урале: ум, железная воля, самодурство, жестокость, дикое великодушие - одним словом, добро и зло в этих людях перемешалось самым удивительным образом. Этот первый роман должен был закончиться пугачевщиной, которая захватила уральские заводы. Во втором романе, действие которого относится к сороковым годам настоящего столетия, фигурируют выродившиеся наследники; это время беспримерной по своей чудовищности роскоши, мотовства и всяческого безобразия, не сдерживаемых ничем. В этих рамках должен был выступить разгар крепостного режима, как он вылился специально на Урале. В третьем романе, который напечатан - "Приваловские миллионы", -- выведен последний из Приваловых, человек, который несет в своей крови тяжелое наследство и который под влиянием образования постоянно борется с унаследованными пороками. В общем, он повторяет "раздвоенных" русских людей, у которых хорошие намерения и заветные мечты постоянно идут вразрез с практикой. Таким образом, эта приваловская эпопея должна была захватить собой полный цикл развития приваловского типа, и, конечно, голая тема еще не дает того, что должно было вылиться в формах, красках и действии.

Роман "Горное гнездо" служит в настоящем своем виде только введением к другому роману, действие которого должно было разыграться в столице. Но последнему намерению не суждено было осуществиться, так как журнал, где напечатано было "Горное гнездо", прекратил свое существование, а печатать продолжение в другом журнале автор нашел неудобным. Таким образом является роман "На улице", где автор сделал непростительную ошибку, - в этом последнем перемешались две темы: с одной стороны, пред читателем проходят лица из "Горного гнезда", а с другой - представители "улицы". Первая тема осталась недоконченной, вторая только затронута. Третий роман - "Жилка" - является бытовой картиной из жизни далекого уральского захолустья, где случайное, дикое богатство погубило не одну хорошую семью, крепкую старинными устоями. Наконец, последний роман - "На улице" - рисует нравы и типы того исключительного мирка, который расположился лагерем во всех больших столицах, - здесь свои нормы жизни, своя уличная логика и свои типы. По нашему мнению, здесь автор только затронул тему.

Кроме упомянутых романов, Д. Сибиряком написан целый ряд мелких очерков и рассказов, из которых можем указать только на имеющие психологическую подкладку: "В худых душах", "На шихане", "Родительская кровь", "Поправка д-ра Осокина" и т. д. Остальные рассказы носят или этнографический характер, или принимают вид мелких фотографий. Местные интересы здесь выступают с особенной ясностью, и поэтому такие рассказы можно отнести к еще нарождающемуся отделу беллетристики, именно - областному.
(Источник - http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/text_00009.shtml )
***
Прикрепления: 7657532.jpg (10.0 Kb) · 1852088.jpg (10.2 Kb) · 0321508.jpg (9.0 Kb) · 5684540.jpg (43.0 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов