МИЛЛЕР ВАЛЕНТАЙН ГЕНРИ
(26 декабря 1891 — 6 июня 1980)
— известный и неординарный американский писатель и художник, лауреат итальянской премии за лучшую книгу года (роман “Спокойный как колибри”) (1970г.).
Его жизнь легла в основу его же скандальных для того времени интеллектуально-эротических романов о мире после Первой мировой и о судьбе писателя в этом мире. Самыми знаменитыми работами Миллера являются романы «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Чёрная весна», составившие автобиографическую трилогию. «Сексус» (1949), «Плексус» (1953), «Нексус» (1960) - это вторая трилогия Генри Миллера, названная "Благостное распятие".
Писатель родился в Нью-Йорке, в Йорквилльском округе Манхэттена, в семье немецких эмигрантов Генри Миллера и Луизы Нитинг. Его отец был владельцем ателье мужского платья, поэтому семья писателя жила в достатке. Младшая сестра Генри — Лоретта — страдала врожденным слабоумием, и после смерти родителей Генри-младший взял все заботы о ней на себя.
Детство писателя прошло в пёстром эмигрантском Бруклине. После школы Генри пытался поступить в университет, но провалился. Он прошел лишь неполный курс истории искусств в Нью-Йоркском городском колледже. В Нью-Йорке Генри Миллер познакомился и начал жить с женщиной на пятнадцать лет старше его. Это был первый опыт совместный жизни, который закончился побегом в Калифорнию, где будущий писатель работал на цитрусовых плантациях. В Калифорнии Миллер попал на лекцию Эммы Гольдман, которая открыла ему идеализм Петра Кропоткина, Ницше, о котором Генри написал своё первое (неопубликованное) эссе.
После лекций Гольдман Миллер возвращается в Нью-Йорк и начинает работать подмастерьем в мастерской отца. В то время Миллер питал смутные надежды стать пианистом, но литература и философия начинали играть всё большую роль в его жизни. Генри посещает лекции Джона Каупера Пауиса о русской литературе и открывает для себя «русскую душу».
Летом 1917 года, спасаясь от военной службы, двадцатипятилетний Миллер вступает в свой первый брак с Беатрисой Сильвас Уикенз. Вскоре у них рождается дочь Барбара. Беатриса была профессиональной пианисткой, но карьера её не удалась. Она давала уроки музыки, к чему вскоре присоединился и Миллер. Необходимость содержать семью вынудила Миллера ринуться на поиски постоянной работы. Вскоре он получает место управляющего по найму в «Космодемонической» телеграфной компании, где он проработал до осени 1924 года.
Между тем брак Миллер трещал по швам. В конце лета 1924 года Генри знакомится с Джун Эдит Смит, которая позже стала его второй женой и «энергетическим соавтором» всего, что он написал. Джун совершенно изменила его жизнь. Она настояла на том, чтобы Миллер бросил работу «от звонка до звонка» и всецело посвятил себя литературе. Генри и Джун были частыми посетителями чайных, где велись дискуссии о психоанализе, сексуальной свободе и входившем в моду гомосексуализме. В 1926 году у Джун начинается роман с Джин Кронски, известной в богемных кругах под именем Мары. Мара поселяется у Миллеров. Генри был консервативен в вопросах секса и с трудом переносил происходившее. В итоге Мара и Джун тайком уезжают в Париж. Миллер брал у Мары уроки живописи и, оставшись один, начал писать картины. В Нью-Йорк Джун вернулась без Мары и вновь преобразила жизнь Генри. У неё появился богатый поклонник, согласившийся финансировать книги Миллера, которые Джун выдала за свои. Генри пишет свою первую книгу «Молох», отдавая соавторство Джун. На заработанные деньги Миллеры уезжают в Квебек и Монреаль. По возвращении в Нью-Йорк в 1929 году Миллер начинает писать роман «Одуревший петух», и по настоянию Джун, отправляется заканчивать его в Париже.
Первое время в Париже Миллер жил в дорогих отелях и каждый день гулял по городу. Однако деньги быстро таяли, писатель пытался найти источник дохода, но тщетно. Когда Миллеру стало нечем платить за отели, он был вынужден провести несколько ночей в офисе директора одного из кинотеатров в обществе торговца жемчугом Нанавати (Нонентити в «Тропике Рака»). Постепенно Генри начал обрастать знакомыми. Австрийский писатель Альфред Перле стал одним из ближайших друзей Миллера до конца жизни. Летом 1931 года Генри приютил у себя на Вилле Сера писатель Майкл Френкель. Ненадолго приезжала Джун, но в то время она тоже была без денег.
С отъездом Джун Миллер получил возможность погрузиться в написание новой вещи — будущего «Тропика рака», первой книги предполагавшейся трилогии, куда должны были войти «Тропик Козерога» и «Черная весна», первоначально имевшая название «Бог». «Тропик Рака» был издан в 1934 году. Через год после сорокалетнего юбилея писателя происходит событие, положившее начало разрыву между Миллером и Джун, — знакомство первого с экзотической Анаис Нин, дочерью испанского композитора Хоакина Нин-и-Кастельяноса и датской певицы Розы Кульмель.
Знакомством друг с другом Миллер и Анаис обязаны своему общему приятелю Ричарду Осборну, показавшему Анаис готовые части «Тропика Рака». Джун курсировала между Нью-Йорком и Парижем и пыталась убедить Миллера вернуться в Америку. Но Генри отказывался. В это время Миллеру приходилось работать репетитором в лицее в Дижоне. Вместо платы он получал право на бесплатное проживание в пансионе. Началом романа Генри и Анаис стала их переписка в дижонский период. В ней обнаружилась их общая тяга к «духовному эксгибиционизму». Миллер жаловался Нин на вульгарность Джун, которая всегда оставалась для него девушкой «пролетарского происхождения». Анаис знакомит его с произведениями Дэвида Лоуренса (не путать с другим английским писателем Лоуренсом Дарреллом, с которым Миллер также знакомится в Париже, и ставшим его другом до конца жизни), знакомит его с психоанализом в целом и с известными психоаналитиками. Она издаёт миллеровский роман «Тропик Рака» на деньги известного австрийского психоаналитика Отто Ранка. Под её влиянием Миллер стал постоянно делать записи того, что он мог вспомнить о своем детстве. Все это легло в основу его литературного автопортрета — «Черной весны». Объединял их также и общий интерес к астрологии.
К концу года Миллер окончательно прекратил отношения с Джун, что стало для неё настоящей трагедией. Состояние Анаис избавило Генри от материальных проблем, и в 1932 году он полностью посвятил себя работе над «Тропиком Рака». Роман вышел в свет в 1934 году с предисловием Анаис Нин. В 1940 году Миллер вернулся в США и поселился в живописном, тогда ещё не успевшем обрести популярность среди туристов местечке под названием Биг-Сур. Здесь Миллер написал много картин, а также автобиографический роман «Биг-Сур и Апельсины Иеронима Босха» (1957), где подробно рассказал, в том числе, о своём пребывании в Биг-Суре и о встречах с творческими людьми, населявшими или посещавшими это место. Сейчас в Биг-Суре расположен дом-музей писателя.
(По материалам Википедии; http://ru.wikipedia.org/wiki/Миллер,_Генри)
***
Краткий биографический очерк
Миллер Валентин Генри (Henry Miller) (26.12.1891 г. - 06.06.1980 г.) - один из величайших американских писателей XX столетия.
Генри Миллер родился 26 декабря 1891 года в Нью-Йорке, в семье с немецкими корнями. В 1909 году поступил в колледж, откуда был исключен два месяца спустя “за несогласие с методами преподавания”. Работал на заводе, затем на ранчо; в 1913 году познакомился с известной анархисткой Эммой Голдман (по словам самого Миллера, “эта встреча стала поворотным пунктом в судьбе”). Сменил множество мест работы, в 1922 году опубликовал свою первую книгу “Обрезанные крылья”.
В 1924 году Миллер уволился из компании “Вестерн Юнион” с твердым намерением посвятить жизнь писательскому труду. Первые годы новой жизни выдались чрезвычайно тяжелыми: Миллер голодал, книги приходилось продавать самому - как в случае со сборником стихов в прозе “Меццотинто” (1925). В 1928 году на год уехал в Европу (деньги на поездку выделил поклонник первой жены Миллера - бродвейской актрисы). В начале тридцатых годов Миллер вернулся в Европу с десятью долларами в кармане и осел в Париже. В 1931 году, по-прежнему прозябая в бедности, он начал писать роман “Тропик Рака”; в 1934 году этот роман увидел свет. За ним последовали “Черная весна” (1936), “Тропик Козерога” (1939), “Тихие дни в Клиши” (1940) и другие произведения. В 1943 году в США состоялась персональная выставка Миллера-художника (он писал акварели).
Следующий год стал для него первым по-настоящему “благополучным” в материальном отношении. В том же 1944 г. Миллер переехал в местечко Биг-Сер, где ныне находится его дом-музей. Сороковые годы ознаменовались завершением двух романов – “Сексус” (1945) и “Плексус” (1949), поэмы “Улыбка у подножия лестницы” (1947, позднее по этому тексту была поставлена одноименная опера), а также работы о французском поэте Артюре Рембо “Время убийц”.
Следующее десятилетие – время “Книг моей жизни” (1951), “Биг-Сер и апельсины Иеронима Босха” (1953), “Воссоединения” (1955) и “Нексуса” (1959). В 1970 г. в США состоялась премьера сразу двух фильмов по книгам Генри Миллера – “Тропик Рака” и “Тихие дни в Клиши”. В том же году Миллер получил единственную в своей жизни литературную премию – итальянскую премию за лучшую книгу года (роман “Спокойный как колибри”).
В следующем году была опубликована автобиографическая книга “Жизнь и время Генри Миллера”, которая как бы подводила итог творческого пути писателя. Среди близких друзей Генри Миллера были столь известные люди, как Анаис Нин, Лоуренс Даррелл, Георгиос Сефериадес, Блез Сандрар, Томас С. Элиот, Жан Жионо и Ганс Кайзерлинг. Умер писатель 6 июня 1980 года.
(Источник - http://www.millergenry.org.ru/tip-sa-autname-23/)
***
Родился в Нью-Йорке в семье с немецкими корнями. В 1909 году поступил в колледж, откуда был исключен два месяца спустя “за несогласие с методами преподавания”. Работал на заводе, затем на ранчо; в 1913 году познакомился с известной анархисткой Эммой Голдман (по словам самого Миллера, “эта встреча стала поворотным пунктом в судьбе”). Сменил множество мест работы, в 1922 году опубликовал свою первую книгу “Обрезанные крылья”. В 1924 году Миллер уволился из компании “Вестерн Юнион” с твердым намерением посвятить жизнь писательскому труду. Первые годы новой жизни выдались чрезвычайно тяжелыми: Миллер голодал, книги приходилось продавать самому - как в случае со сборником стихов в прозе “Меццотинто” (1925). В 1928 году на год уехал в Европу (деньги на поездку выделил поклонник первой жены Миллера - бродвейской актрисы). В начале тридцатых годов Миллер вернулся в Европу с десятью долларами в кармане и осел в Париже. В 1931 году, по-прежнему прозябая в бедности, он начал писать роман “Тропик Рака”; в 1934году этот роман увидел свет. За ним последовали “Черная весна” (1936), “Тропик Козерога” (1939), «Тихие дни в Клиши» (1940) и другие произведения. В 1943 году в США состоялась персональная выставка Миллера=художника (он писал акварели). Следующий год сталдля него первым по-настоящему “благополучным” в материальном отношении. В том же 1944 г. Миллер переехал в местечко Биг-Сер, где ныне находится его дом-музей. Сороковые годы ознаменовались завершением двух романов – «Сексус» (1945)и «Плексус» (1949),поэмы «Улыбка у подножия лестницы» (1947, позднее по этому тексту была поставлена одноименная опера),а также работы о французском поэте Артюре Рембо «Время убийц». Следующее десятилетие – время «Книг моей жизни» (1951), «Биг-Сер и апельсины Иеронима Босха» (1953), «Воссоединения» (1955) и «Нексуса» (1959). В 1970 г. в США состоялась премьера сразу двух фильмов по книгам Генри Миллера – «Тропик Рака» и «Тихие дни в Клиши». В том же году Миллер получил единственную в своей жизни литературную премию – итальянскую премию за лучшую книгу года (роман «Спокойный как колибри»). В следующем году была опубликована автобиографическая книга «Жизнь и время Генри Миллера», которая как бы подводила итог творческого пути писателя. Среди близких друзей Генри Миллерабыли столь известные люди, как Анаис Нин, Лоуренс Даррелл, Георгиос Сефериадес, Блез Сандрар, Томас С. Элиот, Жан Жионо и Ганс Кайзерлинг.
(Источник - http://www.readfree.ru/miller_genri)
***
Интересные факты о творчестве, или Фильмография Миллера
В 1970 г. в США состоялась премьера сразу двух фильмов по книгам Генри Миллера – “Тропик Рака” и “Тихие дни в Клиши”. В том же году Миллер получил единственную в своей жизни литературную премию – итальянскую премию за лучшую книгу года (роман “Спокойный как колибри”). На языке кинематографа произведения Генри Миллера воплощены также в талантливом фильме Ф.Кауфмана «Генри и Джун» (Henry & June, 1990).
Сюжет фильма основан на фрагментах дневников Анаис Нин, запрещенных к публикации. Фильм исследует эротическую жизнь двух ярких личностей, двух литературных гигантов ХХ века. Встретив в 1931 году в Париже странного, вульгарного вида типа по имени Генри Миллер американского литератора, заканчивающего "Тропик рака" и его таинственную красавицу — жену Джун, молодая писательница Анаис Нин истосковавшаяся по сильным, чувственным ощущениям, начинает исследовать глубины собственной личности и скрупулезно фиксирует все сделанные открытия в своем дневнике. Она подробно излагает в нем свои эротические переживания. Игра в любовный треугольник связывает Генри Миллера, его жену Джун и Анаис Нин. В реальности Анаис Нин написала сборник порнографических новелл «Дельта Венеры».
Анаис Нин имела сексуальные связи и с женщинами, в частности, с женой Генри Миллера — Джун. Их отношения были, что называется, странными. Их необъяснимо влекло друг к другу, но не сближало. Были только секс и страсть. Но не было чувств. Хотя взаимная страсть и позволила им написать лучшие свои книги. После разрыва любовных отношений до конца жизни они оставались друзьями.
***
Фильм «Тихие дни в Клиши» / Jours tranquilles à Clichy (1990)
Американский начинающий писатель Генри Миллер приезжает в Париж, чтобы написать там свою первую книгу. Вскоре он знакомится с проводящим всё свое время за развлечениями Альфредом и начинает вести вместе с ним праздную жизнь. Через некоторое время оба одновременно женятся на шуточной свадьбе на молоденькой нимфетке Колетт и, уже втроем, отправляются в свадебное путешествие.
Построен фильм как воспоминания состарившегося писателя, которыми он делится с юной обнаженной красоткой. О том как начинающий американский писатель приезжает в Париж писать свою первую книгу. Судьба сводит его с молодым повесой, проводящим все время в развлечениях. Вокруг—мрачные приметы времени накануне войны с фашизмом, еврейские погромы....Экранизация романа Генри Миллера..
***
Фильм «Генри и Джун» / Henry & June (1990)
Свободного времени у Анаис хватает на десятерых; порядочный, но скучный муж надоел до безумия, и, казалось бы, ничто уже её не сможет вырвать из пресного бытия. Но именно в этот момент появляется удивительная пара: странный, вульгарного вида, тип по имени Генри Миллер и его таинственная красавица-жена Джун…
Фильм – лауреат «Оскара» 1991 года (лучшая работа оператора)
***