[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Натурализм (XIX - XX вв) » Оболенский Л.Е. - писатель, поэт, философ, публицист, критик (21 марта 2011 года - 105 лет со дня рождения)
Оболенский Л.Е. - писатель, поэт, философ, публицист, критик
Nikolay Дата: Четверг, 21 Апр 2011, 08:47 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248

ОБОЛЕНСКИЙ ЛЕОНИД ЕГОРОВИЧ
(Псевдоним М.И. Красов)
(9 (21 марта) 1845 — 23 сентября (6 октября) 1906)

— знаменитый русский писатель, поэт, философ, публицист, журналист, критик, социолог и издатель.

Леонид Егорович Оболенский родился в 1845 году в Малоархангельске. Из Орловской гимназии он перешел в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским. С 1862 года Оболенский слушает лекции в Санкт-Петербургском университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, а затем в Московском университете — по юридическим наукам и по философии. В 1866 году с целью ближе стать к народу, Оболенский поступает секретарём Калужской земской управы, но через 3 месяца, из-за близости к некоторым каракозовцам теряет должность. Был арестован, полгода провёл в Петропавловской крепости. Затем был выслан в Буй под надзор полиции, затем переехал в Варнавин. В 1870 году, после смерти отца, получил разрешение вернуться в Орёл, где занимался адвокатурой, по-прежнему под полицейским надзором.

Добился разрешения поселиться в Петербурге (1878), где совместно с профессором Вагнером основал журнал «Свет». С 1881 году программа журнала, переименованного в «Мысль», становится шире. В 1883 году Леонид Оболенский приобретает в собственность «Русское Богатство» и издает его до 1891 года. С середины 1880-х сблизился с Львом Толстым, впоследствии во многом с ним полемизировал. Позже сотрудничает в «Новостях», «Одесском Листке» и «Новом Слове» (ред. С. Н. Кривенко), а также занимается редактированием целого ряда сочинений по философии (Фулье, Селди, Кирхман, Маудсли, Тард, Гефдинг).

В 1900-х работал в газетах «Россия», «Бессарабская жизнь», «Приднепровский край». В журналах Оболенского беллетристика занимала сравнительно мало места; зато научный и особенно философский отдел давали читателю много живого материала. Самому издателю принадлежало большое число статей разнородного содержания, а также повестей и рассказов.

Первые стихи опубликовал ещё в гимназические годы, но началом своей литературной деятельности считал 1868 год. В 1866 году опубликовал свои стихотворения в «Деле». Свою поэзию собрал в сборнике «Стихотворения (1868—1878) (СПб., 1878)», второй том вышел в 1887 году: «Стихотворения (1879—1884)».

Леонид Оболенский не относил себя ни к какой партии или движению. Он пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи, причём сам, по-видимому, считал свои философские статьи самой важной частью своего литературного наследия. По мнению Оболенского, этика воздвигается на психологической основе.
- Первичные чувствования боли, путем сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля.
- Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности.
- Кроме того, есть еще альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи — получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния.
- На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими.
- Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения.
- Первичный альтруизм — то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это — сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а её проявление для нас.
- Симпатия — голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога.
- В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном — только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого.

Многочисленные философские статьи Оболенского, появившиеся до 1890 года включительно, перечислены в приложении к русскому переводу «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце, стр. 559 с.; в 1891 и 1892 годах они отмечались в библиографических перечнях журнала «Вопросы философии», в 1893 и 1894 годах — в «Философском Ежегоднике» за эти годы.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%EE%EB%E5%ED%F1%EA%E8%E9%2C_%CB%E5%EE%ED%E8%E4_%C5%E3%EE%F0%EE%E2%E8%F7)
***

Биографический очерк

Оболенский Леонид Егорович (псевд. М.И.Красов) [09(21).03.1845-23.09 (06.10).1906] - философ, социолог, журналист, поэт и писатель.
Родился в Малоархангельске. Учился в Медико-хирургической академии, изучал философию и юриспруденцию в Московском университете. Был близок к народническому кружку ишутинцев. Арестован по делу Д.В. Каракозова и заключен в Петропавловскую крепость. Выслан из Петербурга (1866). В 1870 получил разрешение на переезд в г.Орел (в связи со смертью отца). Находился под надзором полиции до 1878; занимался адвокатской практикой. С конца 70-х гг. сотрудничал в народнических журалах "Мысль", "Русское богатство" и других. Занимался разработкой проблем эстетики, социологической личности, морали и общественного развития. Скончался в Петербурге.

Мировоззренческие позиции Оболенского менялись. Как отмечает его биограф Н.Г. Самсонова, он вначале, в 60-х гг., разделял взгляды позитивиста О. Конта, но со временем стал все больше оценивать и критиковать контовскую концепцию. В 80-90-е гг. он пытался создать собственную философскую систему. Его "панфилософия" была близка к спинозизму, объединенному с монодуализмом Грота. Он полагал, что сам факт существования сознания требует допущения некоей мировой субстанции, в которой осуществляется синтез субъективного и объективного, полное слияние материи и духа в едином целом. То, что материалисты называют материей, с его точка зрения, есгь только объективная сторона мировой субстанции. Мы сами и весь мир состоим из одной и той же первоматерии, органично связанной с идеальной субстанцией, с субъективной стороной мирового бытия ("РФС". С.341-342). Никакие сложные явления, даже такие, как прогресс, нельзя понять без проникновения в их субъективную природу. Оболенский критиковал марксизм. Считал, что исторический материализм "узок" в подходе к реальности. Оболенский полагал, что в основе прогресса лежат различные чувствования, в том числе волевые. Все чувствования имеют генетическим центром "я", только симпатия - голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Любовь и жалость мы можем считать законом и свойством мировой сущности, Бога. В субъективных явлениях мы имеем свойство сущности, непосредственно являющейся нам, в объективных - только символизацию той же неведомой сущности.

Значительное внимание уделял Оболенский раскрытию сущности и функций философии, считал благодетельной борьбу точек зрения в ней. В то же время эта борьба, по его мнению, "компрометировала философию, давая возможность думать, что там, где нет единства, где вечные - разделение и вражда, там не может быть силы, не может быть истины. Это и было ошибкой" ("История мысли. Опыт критической истории философии". 2 изд. СПб., 1904. С.29). Оболенский считал, что со временем наступит период растущей интеграции в философии, станет преобладать синтез и вместе с тем философия придет к величайшим открытиям истины. Философия должна давать нам цельное представление о мире, она должна охватывать и обладать чувства и сущность мира, должна быть панфилос, если хочет служить жизни. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию. Они дают лишь один элемент мира, его скелет вместо целого. Человек может порождать в себе хотения и желания, которых нет, но которые путем знания он считает нужными и полезными. Воля без мотивов не только не свободна, а просто ничто. Сознательная воля всегда мотивирована, и чем выше и разумнее мотивы, тем она свободнее, т.е. независимее от всего, кроме чистых требований разума и первичного альтруизма (см.: "ИНФ". С.560-561).

Основные сочинения:
Нравственные и общественные чувства // Свет. 1879. №2;
Что такое сознание? //Мысль. 1880. №1;
Причины наших страданий // Мысль. №10-12;
Личность и прогресс // Мысль. 1880. №2;
Общественная бессознательность (социологический этюд) // Мысль. 1880. №3;
Эстетика и теория развития // Мысль. 1880. №5;
Прошедшее и будущее философии // Мысль. 1881. №9;
Искусство и тенденциозность // Русское богатство. 1883. Кн.5-6;
Развитие чувствований и опыт их новой классификации. СПб., 1884;
Человеческое творчество и эволюция // Русская мысль. 1884. Кн.2;
Что такое прогресс // Русское богатство. 1885. Кн.1, 2;
Основы морали любви // Русское богатство. 1885. Кн.З;
Научные основания учения любви // Русское богатство. 1886. Кн.1;
О человеческом творчестве и его свободе // Русское богатство. 1887. Кн.4;
Нравственное воспитание ребенка с точки зрения современной науки. СПб., 1887;
Примирение противоречий в современной морали // Русское богатство. 1889. Кн.1;
Основные ошибки современного материализма и позитивизма // Русское богатство. 1890. Кн.1, 2, 3;
Новейшая псевдонаука //Русская мысль. 1893. №11;
Попытка научного примирения моральных разногласий. Отрицатели морали//Вопросы философии и психологии. 1895. Кн.5;
Самосознание классов в общественном процессе (Психологический этюд) //Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 34;
Изложение и критика идей неомарксизма //Научный обзор. 1899. № 10;
Опыт примирения науки и метафизики. СПб., 1899;
Групповая борьба и моральные идеалы. (Опыт синтеза двух враждебных социологических теорий) // Русская мысль. 1900. № 8, 9;
Научные основы красоты и искусства. СПб., 1902;
История мысли. Опыт критической истории философии. СПб., 1900, 1904.
(Источник - http://www.az-libr.ru/Persons/0B5/84e77bbb/0001/ebcdded7.shtml)
***

ТВОРЧЕСТВО

Оболенский Леонид Егорович, выходец из дворянской семьи, год проучился в Медико-хирургической академии в Петербурге (с 1861), затем два с половиной года слушал лекции на юридическом факультете Московского университета. В Москве сблизился с народническим кружком Н.А.Ишутина. В 1865 поступил на службу секретарём Козельской земской управы Калужской губернии; в 1866 был арестован по делу Д.В.Каракозова, полгода провёл в Петропавловской крепости, после чего был выслан под надзор полиции в Костромскую губернию. В 1870 в связи со смертью отца получил разрешение на выезд в Орёл, где находился опять-таки под надзором полиции, занимаясь адвокатской практикой. В 1878 добился разрешения жить в Петербурге. Сотрудничал в научно-популярном журнале «Свет», с 1880 фактически руководил журналом «Мысль», с 1882 стал его издателем. В 1883–1891 был издателем и фактически редактором «Русского богатства». С середины 1880-х сблизился с Л.Н.Толстым, впоследствии во многом с ним полемизировал. В 1900-х работал в газетах «Россия», «Бессарабская жизнь», «Приднепровский край». Первые стихи опубликовал ещё в гимназические годы, но началом своей литературной деятельности считал 1868 год. Стихи были собраны в сборнике Стихотворения (1868–1878) (СПб., 1878). Публиковал работы по философии, социологии, этике, эстетике, вызывавшие живой интерес у современников. Не относя себя ни к какой партии или движению, пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи.
(Источник - http://www.poesis.ru/poeti-poezia/obolensky/biograph.htm)

Я не трибун: мои писанья
Народ ни разу не прочтёт
(Мешает азбуки незнанье).
Писал я только для господ.

Они одни меня читали:
Я в них старался перелить
Сознанья высшего печали,
Я их учил любить, –

Любить науку, труд, природу,
Родной, трудящийся народ...
Не пел я даже про свободу:
Она иных поэтов ждёт.

Мечтал я душу человека
К сознанью правды пробудить,
Вражду, царящую от века,
Любви сияньем осветить,

Мечтал я в сердце влить стремленья
К добру, работе и любви,
Чтоб не тонули поколенья
В братоубийственной крови...
***

Весна

Ты пришла, весна,
Ты вернулася,
Словно девушка,
Ненаглядная!
По ветвям прошла
Молодым пушком,
На полях, в садах –
Изумрудами.
Из избы гнилой
На простор, в поля,
Вышли пахари,
Солнцу радуясь...
Из подвалов, нор
На широкий свет,
Словно в чудный храм,
Голь повыбралась...

Тает облачко
Белоснежное
В голубой дали
Неба ясного,
И мечты мои,
Горемычные,
Словно облачко,
Тают в душеньке:

Ты, весна моя,
Их развеяла
Поцелуями
Ароматными!..
***

Гроза весной

Лишь вчера раскрылись молодые почки;
Словно крошка-веер, вылезли листочки;
Запахом смолистым веет утром рано,
Вся в цветах весенних под окном поляна.

Что-то нынче небо серо и угрюмо?
Быстро мчатся тучи, как за думой дума...
Чу! далёкий грохот, словно едет кто-то;
Воздух как-то давит, и берёт дремота.

Вихрь промчался, пылью всё затмил в мгновенье;
Гул и грохот пуще слышны в отдаленьи...
Затянула рощу сетка дождевая;
Стихнул вихрь, и снова – тишина немая.

Вдруг вверху сверкнуло, – сразу потемнело, –
Треск раздался страшный, – в крыше зашумело, –
Барабанить стало в стёкла, дверь и стены!..
Под окном ручьи уж в пузырях из пены.

Гул, не умолкая, ходит над избою.
Вновь блеснуло ярко... грянул чередою
Гром, как выстрел пушки: вздрогнула избёнка,
Стены задрожали, стёкла пляшут звонко...

Вот удары тише, на дворе светлее, –
Вышли ребятишки из избы смелее.
Детки, в лес: живая, дивная водица
Каплет, точно слёзы, с листиков на лица!

В ней и жизнь, и радость, – в ней большая сила:
С тучкой прилетала, землю напоила,
Травку и былинку, листья и цветочки,
Всходы молодые, молодые почки...

К вечеру поляны не узнаешь – сразу
В новом одеяньи всё предстанет глазу:
Вылезут десятки цветиков душистых,
На деревьях – сотни листиков пушистых!

Солнышко явилось! Дети, в лес и поле!
В воздухе душистом слышны птичек трели,
Крохотки-певуньи к небу уж взлетали,
Высоко, далёко! радость им и воля!

А в лесу, под дёрном, красный гриб старался –
Вылезал наружу, тужился, копался,
Наконец просунул голову сквозь траву,
Жадно тянет влагу и растёт на славу.

Ощупью, тихонько лезет через кочку
Слизнячок слюнявый к нашему грибочку:
Всполз на гриб и жадно ест его – и тоже
Спел бы от восторга, – только не пригоже.

Все-то благодарны пролетавшей тучке:
Вон – у изб крестьяне собралися в кучки,
Весело болтают, крестятся на солнце;
Карповна-старуха подползла к оконцу,
Даже старый Прохор, все собрав силёнки,
С печи слез и выполз из своей избёнки...
***

Во мраке

Лампа догорает на моём столе,
То мгновенно вспыхнет, то опять во мгле
Комнату потопит, то блеснёт опять…
Отдохну, устал я думать и писать.
Громко осень плачет за моим окном,
И звенят печально стёкла под дождём,
И шумит ветвями облетевший сад,
В темноте деревья гнутся и скрипят,
Точно привиденья, обступают дом,
Головой качают, шепчутся кругом.
Если б в бедном сердце прошлой жизни след
Замер так, как в лампе догоревший свет!
Если б на мгновенье стон в груди затих!
Думы мои, муки! Как уйти от них!
Мысли не погасишь, не сожжёшь в огне…
Ветер воет, плачет… В чуткой тишине
Звонко раздаётся маятника стук,
Ровный, неизменный: тук!.. тук!.. тук!..

Вот и сердце так же всё в груди стучит.
А зачем? я знаю: жизнь оно хранит,
Гонит кровь по телу, в мозг проводит мой,
Чтоб работать мог я мыслью, головой, –
Чтобы думы мчались беспредельно в даль,
Чтоб в душе не смолкла старая печаль,
Чтоб вставало ясно каждый миг в уме
То, к чему я рвался, чем я жил вполне,
Что от тех стремлений, от надежд былых
На душе осталось в образах ночных!
Жизнь! Зачем с такою лютою враждой
Рвёшь ты веру в светоч истины святой,
Веру в правду, разум, в искренность людей?..
Где былая вера? Что на смену ей
Жизнь дала? Один лишь бесполезный звук
Маятника-сердца: тук!.. тук!.. тук!..
***

Диссонансы

Встань, проснись! умчались тучи!
Унеслась гроза далёко,
С неба хлынул свет могучий,
Дышет страстью грудь глубоко!
Чу! цветы в росе жемчужной,
Соловьи в кустах прибрежных,
Всё слилося в гимне дружном
Ароматов, трелей нежных,
Всё трепещет, рвётся к свету,
К солнцу в жаркие объятья...
Пробудись же!.. но на это
Мне в ответ звучат проклятья,
Звуки слёз, рыданий, муки,
Звуки злобы и страданья,
Человеческие звуки, –
Диссонансы мирозданья!
***
(Источник - http://www.poesis.ru/poeti-poezia/obolensky/frm_vers.htm)
***

Прикрепления: 4824298.jpg (26.2 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Натурализм (XIX - XX вв) » Оболенский Л.Е. - писатель, поэт, философ, публицист, критик (21 марта 2011 года - 105 лет со дня рождения)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: