[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Михаил Булгаков - выдающийся русский писатель
NikolayДата: Пятница, 01 Апр 2011, 09:22 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


Скачать бесплатно книгу "Мастер и Маргарита" в формате doc.

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ
(3(15).05.1891 - 10.03.1940)


— выдающийся русский писатель, прозаик и драматург.

Родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции переданы Булгаковым в романе Белая гвардия (1924) укладу дома Турбиных. В 1909 году, по окончании лучшей в Киеве Первой гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926). Литературовед М.Чудакова писала об этом периоде жизни Булгакова: «В эти полтора года он увидел свой народ лицом к лицу, и, возможно, именно взгляд врача, знающего, что без элементарного просвещения и примитивных хотя бы гигиенических норм нельзя рывком перескочить в новый светлый мир, укрепил уверенность Булгакова в губительности для России вскоре наступивших революционных потрясений».

Еще студентом Булгаков начал писать прозу – по-видимому, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 году он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 году Булгаков вместе с женой Т.Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ Я убил, 1926 и др., роман Белая гвардия). Когда в 1919 году в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.

Выполняя свои медицинские обязанности, Булгаков продолжал писать. В Автобиографии (1924) он сообщил: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова Грядущие перспективы , опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919 году, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!» Ни в те дни, ни когда-либо впоследствии писатель не питал иллюзий относительно «очистительной силы» революции, видя в ней лишь воплощение социального зла.

Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил).

В 1921 году Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И.Бабелем, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести Записки на манжетах (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову приехавший в Москву, чтобы начать жизнь с чистого листа. Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для него воплощена в Пушкине.

Своеобразным продолжением Записок на манжетах явилась повесть Дьяволиада (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит и действие других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – Роковые яйца (1925) и Собачье сердце (1925, опубл. в 1968 в Великобритании).
В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман Белая гвардия (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе – Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства.

В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей впоследствии название Дни Турбиных (1926). Процесс ее создания описан автором в Театральном романе (Записки покойника , 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль Дни Турбиных, премьера которого состоялась в 1926 году во МХАТе, имел огромный успех у зрителей, несмотря на нападки официозных критиков, которые обвинили автора в том, что он «перемигивается с остатками белогвардейщины», и усмотрели в пьесе «насмешку русского шовиниста над украинцами». Спектакль выдержал 987 представлений. В 1929–1932 его показ был запрещен.

Вскоре после Дней Турбиных Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х годов – Зойкина квартира (1926, шла на московской сцене два года), Багровый остров (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) – и драму о Гражданской войне и первой эмиграции Бег (1928, запрещена к постановке незадолго до премьеры).

В конце 1920-х годов Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х годов на сцене МХАТа шла только его инсценировка Мертвых душ Гоголя; пьеса о Мольере Кабала святош (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» цензурой варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.

Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось излюбленным коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В это время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930 году. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 году название Мастер и Маргарита. В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

За годы работы над Мастером и Маргаритой авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с Фаустом Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Осознавая неприемлемость Мастера и Маргариты в рамках советской идеологии, Булгаков тем не менее пытался способствовать публикации романа. С этой целью в 1938 он написал пьесу Батум , центральной фигурой которой стал молодой Сталин. Пьеса была запрещена; публикация романа при жизни автора не состоялась. Только в 1967 вдове Булгакова, при содействии К.Симонова, удалось опубликовать роман в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х годов. По воспоминаниям критиков П.Вайля и А.Гениса, «эту книгу немедленно восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции». Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. В 1977 Ю.Любимов поставил по Мастеру и Маргарите одноименный спектакль в Театре на Таганке. Умер Булгаков в Москве 10 марта 1940.
(По материалам сайта - Булгаков Михаил Афанасьевич, известный русский писатель и драматург..., http://www.bulgakov.net.ru/)
***


Михаил Булгаков (1891-1940)

Автобиография

Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.

В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера.

В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом.

В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман "Белая гвардия".

В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием "Дни Турбиных" и была запрещена после 289-го представления.

Следующая пьеса "Зойкина квартира" шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после 200<-го> представления.

Следующая - "Багровый остров" шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после 50-го представления.

Следующая - "Бег" была запрещена после первых репетиций в Моск<овском> Художественном театре.

Следующая - "Кабала Святош" была запрещена сразу и до репетиций не дошла.

Через 2 месяца по запрещении "Кабалы" (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку "Мертвых душ" Гоголя.

В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав Московского Художественного театра.

Михаил Булгаков. Москва, март 1931 года.
***


Семья Булгаковых. Буча, 1913 год

Краткая хроника жизни и творчества

1891. 3/15 мая - в Киеве в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (урожд. Покровской) родился сын Михаил. (* До февраля 1918 г. - все даты по ст. ст.). 18 мая - крещен по православному обряду.

1900. 18 августа - поступил в приготовительный класс Второй киевской гимназии.

1901. 22 августа - поступил в первый класс Первой (Александровской) киевской гимназии.

1907. 14 марта - умер отец, А. И. Булгаков.

1908. Конец весны - начало лета - познакомился с Татьяной Николаевной Лаппа, гимназисткой из Саратова.

1909. 8 июня - получил аттестат зрелости; 21 августа - зачислен студентом медицинского факультета Киевского университета.

1913. 26 апреля - обвенчался с Т. Н. Лаппа.

1915. Конец апреля - начало мая - изъявляет желание служить врачом в морском ведомстве, однако признается негодным к несению военной службы по состоянию здоровья. 18 мая - поступает на работу в Киевский госпиталь.

1916. 6 апреля - получил "Временное свидетельство" об окончании университета. Май-сентябрь - работал в прифронтовых госпиталях Каменец-Подольска и Черновиц. 29 сентября - начал работать врачом в Никольской земской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии. 31 октября - получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием".

1917. Лето - пристрастился к морфию. 20 сентября - перешел в Вяземскую городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделениями.

1918. 19 февраля - освободился от военной службы по болезни. Конец февраля - возвратился в Киев, работал частнопрактикующим врачом-венерологом. Весна - излечился от морфинизма.

1919 Начало февраля - мобилизован в украинскую армию как врач, вскоре дезертировал. Середина октября - вступил в Вооруженные Силы Юга России, вероятно, в качестве военного врача 3-го Терского казачьего полка. Октябрь - участвовал в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших горцев. 26 ноября - первая публикация: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный". Начало декабря - приехал во Владикавказ, работал в военном госпитале.

1920. Конец января - уволился из госпиталя, работал журналистом. Февраль - сотрудничает в газете "Кавказ". Февраль-март - заболел возвратным тифом. Начало апреля - работал заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией). Лето-осень - постановка пьес "Самооборона" и "Братья Турбины". Конец октября - уволился из подотдела искусств.

1921. Середина марта - постановка пьесы "Парижские коммунары". 15 мая - постановка пьесы "Сыновья муллы". 26 мая - уехал в Тифлис (Тбилиси). Конец июня - уехал в Батум. Середина сентября - уехал из Батума в Москву через Киев. 24 сентября - приехал в Москву. 1 октября - зачислен секретарем Литературного отдела (ЛИТО) Главполитпросвета. 23 ноября - закрытие ЛИТО. Конец ноября - начал работать заведующим отделом хроники в "Торгово-промышленном вестнике".

1922. Середина января - закрытие "Торгово-промышленного вестника". 1 февраля - умерла мать, В. М. Булгакова. 4 февраля - первая публикация в Москве: репортаж "Эмигрантская портняжная фабрика" в газете "Правда". Март - работал репортером в газете "Рабочий". Начало апреля - поступил обработчиком писем в газету "Гудок". 18 июня - опубликованы главы из повести "Записки на манжетах" в "Литературном приложении" к берлинской газете "Накануне".

1923. Март - вступил во Всероссийский союз писателей.

1924. Январь - познакомился на вечере издательства "Накануне" с Любовью Евгеньевной Белозерской. 25 февраля - опубликована повесть "Дьяволиада" в 4-м выпуске альманаха "Недра". Апрель - разводится с Т. Н. Лаппа. Начало августа - опубликована первая часть повести "Записки на манжетах" во 2-м выпуске альманаха "Возрождение". Конец декабря - опубликована первая часть романа "Белая гвардия" в № 4 журнала "Россия".

1925. Январь - начал работать над повестью "Собачье сердце". 15 февраля - читал повесть "Собачье сердце" на квартире у издателя "Недр" Н. С. Ангарского. Февраль - опубликована повесть "Роковые яйца" в 6-м выпуске альманаха "Недра". 3 апреля - приглашен работать во МХАТ; начал писать пьесу "Белая гвардия" (будущие "Дни Турбиных"). Конец апреля - опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в № 5 журнала "Россия" (заключительная часть не напечатана из-за закрытия журнала и невыхода в свет № 6). 30 апреля - зарегистрировал брак с Л. Е. Белозерской. 31 октября - читал пьесу "Белая гвардия" труппе Художественного театра.

1926. 1 января - заключил договор со студией Е. Б. Вахтангова на пьесу "Зойкина квартира". 30 января - заключил договор с Московским камерным театром на пьесу "Багровый остров". 7 мая - на квартире Булгакова проведен обыск: конфискованы машинопись повести "Собачье сердце" и дневник писателя. 5 октября - премьера пьесы "Дни Турбиных" во МХАТе. 28 октября - премьера пьесы "Зойкина квартира" в театре им. Евг. Вахтангова. Декабрь - познакомился с филологом и философом П. С. Поповым, ставшим ближайшим другом писателя и его первым биографом.

1927. 7 февраля - выступил на диспуте "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в театре им. В. Э. Мейерхольда. 9 ноября - снята с репертуара пьеса "Зойкина квартира".

1928. 2 января - заключил договор с МХАТом на пьесу "Бег". Апрель - возобновлена пьеса "Зойкина квартира" в театре им. Евг. Вахтангова. 24 октября - запрещена пьеса "Бег". 11 декабря - премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре.

1929. 2 февраля - письмо И. В. Сталина драматургу В. Н. Билль-Белоцерковскому с отрицательным отзывом о пьесе "Бег". 28 февраля - познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской. 6 марта - опубликовано решение Главреперткома о снятии с репертуара всех пьес Булгакова. 17 марта - последнее представление "Зойкиной квартиры". Апрель - снятие с репертуара "Дней Турбиных". 8 мая - сдал в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера" (будущий роман "Мастер и Маргарита"). Начало июня - последнее представление "Багрового острова". Начало июля - направил письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и др. с просьбой о выезде из СССР. Сентябрь - написал письма секретарю ЦИК А. С. Енукидзе и А. М. Горькому с просьбой похлопотать о выезде за границу. - работал над повестью "Тайному другу". 2 октября - подал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей. Октябрь - начал работать над пьесой "Мольер".

1930. 18 марта - получил письмо Главреперткома о запрещении пьесы "Мольер". 28 марта - сжег рукопись романа "Театр", раннюю редакцию "Мастера и Маргариты" и пьесу "Блаженство"; написал письмо Правительству СССР. Начало апреля - поступил консультантом в Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 18 апреля - разговаривал по телефону с И. В. Сталиным. 25 апреля - на Политбюро решено предоставить Булгакову работу там, где он пожелает. 5 мая - пишет письмо И. В. Сталину с просьбой принять его в первой половине мая, поскольку "средств к спасению у меня не имеется..." 10 мая - поступил во МХАТ ассистентом режиссера. Май - начал работать над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".

1931. 75 марта - ушел из ТРАМа. Июль - начал работать над пьесой "Адам и Ева" для ленинградского Красного театра и театра им. Евг. Вахтангова. Сентябрь - подписал договор с ленинградским Большим драматическим театром (БДТ) на инсценировку "Войны и мира". Конец сентября - отказ театров от постановки "Адама и Евы". 12 октября - подписал договор на постановку "Мольера" с БДТ.

1932. 18 февраля - МХАТ возобновил "Дни Турбиных". 25 февраля - завершил инсценировку "Войны и мира". 14 марта - отказ БДТ от постановки "Мольера". 11 июля - подписал договор на книгу о Мольере для серии "Жизнь замечательных людей". 18 июля - подписал договор с Театром-студией Ю. Завадского на перевод пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве" (осуществлен под названием "Полоумный Журден"). 3 октября - расторг брак с Л. Е. Белозерской. 4 октября - зарегистрировал брак с Е. С. Шиловской, принявшей фамилию Булгакова. 18 ноября - завершил работу над пьесой "Полоумный Журден". 28 ноября - постановка "Мертвых душ" во МХАТе.

1933. 8 марта - сдал в редакцию ЖЗЛ книгу о Мольере. 7 апреля - А. Н. Тихонов (Серебров) (редактор серии ЖЗЛ) пишет отрицательный отзыв о булгаковской биографии Мольера. 18 мая - подписал договор с Ленинградским мюзик-холлом на пьесу "Блаженство". Декабрь - начинал исполнять роль Судьи в мхатовской инсценировке "Записок Пиквикского клуба".

1934. Январь - возобновил интенсивную работу над второй редакцией будущего романа "Мастер и Маргарита". 23 марта - подписал договор на пьесу "Блаженство" с Театром сатиры. 31 марта - подписал договоры с киностудией "Союзфильм" на сценарий "Мертвые души". Конец апреля - направил заявление А. С. Енукидзе с просьбой о двухмесячной зарубежной поездке. 4 июня - был принят в Союз советских писателей. 7 июня - отказ о выдаче загранпаспорта. 16 августа - подписал договор с киностудией "Украинфильм" о сценарии "Ревизор". Сентябрь - начал работать над пьесой о Пушкине. 9 октября - заключил договор с Театром Сатиры о переработке пьесы "Блаженство" (в результате была написана новая пьеса "Иван Васильевич").

1935. 9 сентября - завершил работу над пьесой "Александр Пушкин". 30 сентября - завершил работу над пьесой "Иван Васильевич". 5 ноября - начал работать над переводом пьесы Мольера "Скупой". 10 декабря - подписал договор с издательством "Academia" на перевод пьесы Мольера "Скупой".

1936. 16 января - окончил работу над переводом "Скупого". 16 февраля - постановка пьесы "Мольер" во МХАТе. 5 марта - начал работать над учебником "Курс истории СССР". 9 марта - в "Правде" опубликована статья с критикой постановки "Мольера"; снятие "Мольера" с репертуара. 13 мая - запрещение после генеральной репетиции постановки пьесы "Иван Васильевич". 19 мая - начал работать над переводом "Виндзорских проказниц" Шекспира для МХАТа. 16 июня - предложил композитору Б. В. Асафьеву написать либретто оперы "Минин и Пожарский". Июнь - июль - завершил работу над второй редакцией будущего "Мастера и Маргариты". 14 сентября - отказался от продолжения работы над переводом "Виндзорских проказниц"; - подал во МХАТ заявление об увольнении и заявление в Большой театр о приеме на работу. 1 октября - зачислен на работу в Большой театр либреттистом-консультантом. 26 ноября - начал работать над "Театральным романом".

1937. 18 марта - завершил работу над либретто "Черное море". Конец марта - завершил работу над либретто оперы "Минин и Пожарский". Весна - начал работу над третьей, заключительной редакцией романа "Мастер и Маргарита" (в мае роман получает свое окончательное название). Июнь - начал работу над либретто оперы "Петр Великий". Сентябрь - прекратил работу над "Театральным романом". 13 сентября - завершил либретто оперы "Петр Великий". 8 декабря - начал работу над инсценировкой романа Сервантеса "Дон Кихот" для театра им. Евг. Вахтангова. 4 февраля - написал письмо И. В. Сталину с просьбой о смягчении участи Н. Р. Эрдмана. 26 мая - 24 июня - перепечатана завершенная рукописная редакция "Мастера и Маргариты". 22 сентября - начал работу над либретто оперы "Рашель". Середина сентября - начал работу над пьесой "Пастырь" (будущий "Батум"). 8 октября - завершил инсценировку "Дон Кихота".

1939. 26 марта - завершил либретто "Рашель". 26 апреля - 14 мая - читал друзьям полный текст романа "Мастер и Маргарита". 18 мая - у Булгакова возник замысел пьесы о Ричарде Первом ("Ласточкино гнездо"). 24 июля - сдал в МХАТ пьесу "Батум". 27 июля - читал пьесу "Батум" в Художественном театре. 14 августа - уехал вместе с Е. С. Булгаковой и постановочной бригадой МХАТа в Грузию для работы над пьесой "Батум", возвратился в Москву из Тулы после телеграммы, отменяющей поездку. 10 сентября - уехал вместе с Е. С. Булгаковой в Ленинград. 11 сентября - у Булгакова резко ухудшилось зрение, поставлен диагноз - нефросклероз. 15 сентября - возвратился в Москву, консилиум врачей подтвердил диагноз. 4 октября - начал диктовать Е. С. Булгаковой исправления в тексте "Мастера и Маргариты". 18 ноября -8 декабря - находился на лечении в подмосковном санатории "Барвиха": состояние Булгакова временно улучшилось.

1940. 6 января - сделал записи к пьесе "Ласточкино гнездо". 22 января - заключил договор с МХАТом на постановку пьесы "Александр Пушкин" ("Последние дни"). 13 февраля - диктовал поправки к "Мастеру и Маргарите". 10 марта - в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта - состоялась гражданская панихида (в здании Союза писателей СССР). 12 марта - состоялась кремация тела М. А. Булгакова; урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
***


Анна Ахматова

Памяти М.А. Булгакова


Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.

Ты пил вино - ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.

И кто подумать смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Вcex потерявшей, все забывшей,

Придется вспоминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Все кажется, вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь предсмертной боли.
(1940. Фонтанный Дом)
***
Прикрепления: 6475477.jpg (122.1 Kb) · 0309953.jpg (40.7 Kb) · 7799880.jpg (67.1 Kb) · 4682441.jpg (396.2 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Пятница, 01 Апр 2011, 09:27
 
NikolayДата: Пятница, 01 Апр 2011, 09:31 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
МАЛОИЗВЕСТНЫЙ БУЛГАКОВ

— Ну что же, — обратился к Мастеру Воланд с высоты своего коня, — все счета оплачены? Прощание совершилось?
— Да, совершилось, — ответил Мастер и, успокоившись, поглядел в лицо Воланду прямо и смело. Тут вдалеке за городом возникла темная точка и стала приближаться с невыносимой быстротой. Два-три мгновения, точка эта сверкнула, начала разрастаться. Явственно послышалось, что всхлипывает и ворчит воздух.
— Эге-ге, — сказал Коровьев, — это, по-видимому, нам хотят намекнуть, что мы излишне задержались здесь. А не разрешите ли мне, мессир, свистнуть еще раз?
— Нет, — ответил Воланд, — не разрешаю.
— Он поднял голову, всмотрелся в разрастающуюся с волшебной быстротою точку и добавил: — У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще все кончено здесь. Нам пора!
(М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
***

М. Булгаков
Из дневника 1922 года

...Говорят, что "Яр" открылся.
Сильный мороз. Отопление действует, но слабо. И ночью холодно.

25 января.
(Татьянин день)
Забросил я дневник. А жаль: (з)а это время произошло много интересного.
(я) до сих пор еще без места. Питаемся (с) женой плохо. От этого и писать не хочется. (Чер)ный хлеб стал 20 т. фунт, белый (...) т.
(К) дяде Коле силой в его отсутствие (из) Москвы, вопреки всяким декретам (...) вселили парочку. (...)

(26 января).
Вошел в бродячий коллектив актеров: буду играть на окраинах. Плата 125 за спектакль. Убийственно мало. Конечно, из-за этих спектаклей писать будет некогда. Заколдованный круг.

Питаемся с женой впроголодь.
Не отметил, что смерть Короленко сопровождалась в газетах обилием заметок... (...) Нежности.
Пил сегодня у Н. Г. водку.

9-го февраля 22 г.
Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки. У Бориса миллион. Обегал всю Москву - нет места.
Валенки рассыпались.
Москве с(...)

Возможно, что особняк 3. заберут под детский голодный дом.

Ученый проф. Ч. широкой рукой выкидывает со списков, получающих академический паек, всех актеров, вундеркиндов (сын Мейерх(ольда) получал академическ(ий) паек!) и "ученых" типа Свердловского) унив. преподавателей.
На академическом (...)

14.11.1922
Вечером, на Девичьем поле, в б. Женских курсах (ныне 2-й Университет)
был назначен суд над "Записками врача". В половину седьмого уже стояли черные толпы студентов у всех входов и ломились в них.
Пришло (нес)колько тысяч. В аудитории сло (...)

15 февраля.
Погода испортилась. Сегодня морозец. Хожу на остатках подметок. Валенки пришли в негодность. Живем впроголодь. Кругом долги.
"Должность" моя в военно-редакционном совете сведется к побе(гушкам).
Верес(аев) очень некрасив, похож на пожилого еврея (очень хорошо сохранился). У него очень узенькие глаза, с набрякшими тяжелыми веками, лысина. Низкий голос. Мне он очень понравился. Совершенно другое впечатление, чем тогда, на его лекции.

Быть м(ожет) по контрасту с профессорами. Те ставят нудные, тяжелые вопросы, Вересаев же близок к студентам, которые хотят именно жгучих вопросов и правды в их разрешении. Говорит он мало. Но когда говорит, как-то умно и интеллигентно все у него выходит. С ним были две дамы, по-видимому, жена и дочь. Очень мила жена. (...)

("...)жении республики в пожарном отношении в катастрофическом. положении(>>). Да в каком отношении оно не в катастрофическом? Если не будет в Генуе конференции, спрашивается, что мы будем делать?
х) ххх (Порешим), а не погодим!

16 февраля.
Вот и не верь приметам! Встретил похороны и (...)
есть на(дежда...) в газете "Ра(бочий").

(Публикация Г. С. Файмана)
***

Письмо Правительству СССР
Михаила Афанасьевича Булгакова
(Москва, Пироговская, 35-а, кв. 6)

Я обращаюсь к Правительству СССР со следующим письмом:

1
После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет.
Сочинить "коммунистическую пьесу" (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.
Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.
Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.
Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.

2
Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных - было 3, враждебно-ругательных - 298.
Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни.
Героя моей пьесы "Дни Турбиных" Алексея Турбина печатно встихах называли "сукиным сыном", а автора пьесы рекомендовали как "одержимого собачьей старостью". Обо мне писали как о "литературном уборщике", подбирающем объедки после того, как "наблевала дюжина гостей".
Писали так:
"...Мишка Булгаков, кум мой, тоже, извините за выражение, писатель, в залежалом мусоре шарит... Что это, спрашиваю, братишечка, мурло у тебя... Я человек деликатный, возьми да и хрястни его тазом по затылку... Обывателю мы без Турбиных, вроде как бюстгалтер собаке без нужды... Нашелся, сукин сын. Нашелся Турбин, чтоб ему ни сборов, ни успеха... " ("Жизнь искусства", N44-1927г.).
Писали "о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы" ("Комс. правда", 14/X-1926г. ).
Сообщали, что мне нравится "атмосфера собачьей свадьбы вокруг какой-нибудь рыжей жены приятеля" (А. Луначарский, "Известия, 8/X-1926г. ) и что от моей пьесы "Дни Турбиных "идет "вонь" (стенограмма совещания при Агитпропе в мае 1927г. ), и так далее, и так далее...
Спешу сообщить, что цитирую я не с тем, чтобы жаловаться на критику или вступать в какую бы то ни было полемику. Моя цель - гораздо серьезнее.
Я не доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым поручен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать.
И я заявляю, что пресса СССР совершенно права.

3
Отправной точкой этого письма для меня послужит мой памфлет "Багровый остров".
Вся критика СССР, без исключений, встретила эту пьесу заявлением, что она "бездарна, беззуба, убога" и что она представляет "пасквиль на революцию".
Единодушие было полное, но нарушено оно было внезапно исовершенно удивительно.
В N22 "Реперт. Бюл. " (1928г.) появилась рецензия П. Новицкого, в которой было сообщено, что "Багровый остров" - "интересная и остроумная пародия", в которой "встает зловещая тень Великого Инквизитора, подавляющего художественное творчество, культивирующего рабские подхалимски-нелепые драматургические штампы, стирающего личность актера и писателя", что в "Багровом острове" идет речь о "зловещей мрачной силе, воспитывающей илотов, подхалимов и панегиристов... ". Сказано было, что "если такая мрачная сила существует, негодование и злое остроумие прославленного драматурга оправдано".
Позволительно спросить - где истина?
Что же такое, в конце концов, "Багровый остров" - "убогая, бездарная пьеса" или это "остроумный памфлет"?
Истина заключается в рецензии Новицкого. Я не берусь судить, насколько моя пьеса остроумна, но я сознаюсь в том, что в пьесе действительно встает зловещая тень и это тень Главного Репертуарного Комитета. Это он воспитывает илотов, панегиристов и запуганных "услужающих". Это он убивает творческую мысль. Он губит советскую драматургию и погубит ее.
Я не шепотом в углу выражал эти мысли. Я заключил их в драматургический памфлет и поставил этот памфлет на сцене. Советская пресса, заступаясь за Главрепертком, написала, что "Багровый остров" - пасквиль на революцию. Это несерьезный лепет. Пасквиля на революцию в пьесе нет по многим причинам, из которых, за недостатком места, я укажу одну: пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно. Памфлет не есть пасквиль, а Главрепертком - не революция.
Но когда германская печать пишет, что "Багровый остров" - это "первый в СССР призыв к свободе печати" ("Молодая гвардия" N1 - 1929 г., - она пишет правду. Я в этом сознаюсь. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она нисуществовала, - мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода.

4
Вот одна из черт моего творчества и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я - мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Нечего и говорить, что пресса СССР и не подумала серьезно отметить все это, занятая малоубедительными сообщениями о том, что в сатире М. Булгакова - "клевета".
Один лишь раз, в начале моей известности, было замечено с оттенком как бы высокомерного удивления:
"М. Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи" ("Книгоша", N6-1925г. ).
Увы, глагол "хотеть" напрасно взят в настоящем времени. Его надлежит перевести в плюсквамперфектум: М. Булгаков стал сатириком как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима.
Не мне выпала честь выразить эту криминальную мысль в печати. Она выражена с совершенной ясностью в статье В. Блюма (N6 "Лит. газ."), и смысл этой статьи блестяще и точно укладывается в одну формулу: всякий сатирик в СССР посягает на советский строй.
Мыслим ли я в СССР?

5
И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах -"Дни Турбиных", "Бег" и в романе "Белая гвардия": упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях "Войны и мира". Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.
Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает - несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми - аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.

6
Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет. Я не могу сказать, какой глубины криминал можно отыскать в нем, но я прошу об одном: за пределами его не искать ничего. Он исполнен совершенно добросовестно.

7
Ныне я уничтожен.
Уничтожение это было встречено советской общественностью с полной радостью и названо "достижением".
Р. Пикель, отмечая мое уничтожение ("Изв.", 15/IX-1929г.), высказал либеральную мысль:
"Мы не хотим этим сказать, что имя Булгакова вычеркнуто из списка советских драматургов".
И обнадежил зарезанного писателя словами, что "речь идет о его прошлых драматургических произведениях".
Однако жизнь, в лице Главреперткома, доказала, что либерализм Р. Пикеля ни на чем не основан.
18 марта 1930 года я получил из Главреперткома бумагу, лаконически сообщающую, что не прошлая, а новая моя пьеса "Кабала святош" ("Мольер") К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НЕ РАЗРЕШЕНА.
Скажу коротко: под двумя строчками казенной бумаги погребены - работа в книгохранилищах, моя фантазия, пьеса, получившая от квалифицированных театральных специалистов бесчисленные отзывы - блестящая пьеса.
Р. Пикель заблуждается. Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие, и все будущие. И лично я, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе, черновик комедии и начало второго романа "Театр".
Все мои вещи безнадежны.

8
Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене.
Я прошу обратить внимание на следующие два отзыва обо мне в советской прессе.
Оба они исходят от непримиримых врагов моих произведений и поэтому они очень ценны.
В 1925 году было написано:
"Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета" (Л. Авербах, "Изв.", 20/IX-1925г.).
А в 1929 году:
"Талант его столь же очевиден, как и социальная реакционность его творчества" (Р. Пикель, "Изв.", 15/IX-1929г.).
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо.

9
Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ.

10
Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

11
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут нап ожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.
Я именно и точно и подчеркнуто прошу о категорическом приказе о командировании, потому что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен СССР как исключительно квалифицированный специалист, потерпели полное фиаско. Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг, несмотря на то, что в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними и директорам театров, отлично известно мое виртуозное знание сцены.
Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста режиссера и автора, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских пьес о вплоть до сегодняшнего дня.
Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр - в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь надолжность рабочего сцены.
Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, - нищета, улица и гибель.
Москва,
28 марта 1930 года
(По материалам сайта - Булгаков Михаил Афанасьевич, http://lit-info.ru/literature/author/bulgakov-mihail-afanasevich.htm)
***

М. Булгаков
КРАСНЫЙ ФЛАГ
(Как шли бои в Париже)

18 марта 1871 года над зданием Думы в Париже взвилось красное знамя. Глава белого правительства Тъер с остатками своей армии, министрами и буржуазией бежал в Версаль. Власть в мировом городе захватил Центральный Комитет и через 10 дней после этого ликующие толпы народа залили улицы Парижа, стремясь на площадь Думы, с которой провозгласили Коммуну. Целый день мимо бюста Республики в красных шарфах шли рабочие батальоны черноблузников, приветствуя народных избранников - вождей Коммуны.
До 21 мая прожила Коммуна Парижа под гром пушек белой версальской армии, тщетно осаждавшей красный город.

Но в исторический час 21 мая через разрушенные ворота Сен-Клу на западной окраине Парижа ворвались первые батальоны армии Тьера под командою генерала Дуэ, и с этого часа началась великая неделя боя в Париже.
Тревожные сигналы труб подняли на ноги рабочих всех кварталов, и гиантский город покрылся баррикадами, а флаги цвета крови и революции затрепетали на них. Вслед за ними вспыхнули алые пятна рабочей крови на серой мостовой.

Пядь за пядью, шаг за шагом шла белая армия от западных окраин
Парижа к восточным. С каждой площади и с каждого закоулка, из-за каждой груды камней яростным боем приходилось выбивать блузников-рабочих, защитников Коммуны. Баррикады падали тогда, когда с них некому уже больше было стрелять. Когда не хватало зарядов, коммунары стреляли кусками железа, камнями.

Тучи черного дыма 7 дней стояли над Парижем, и отсветы пожаров не гасли в небе. Как факелы, горели роскошные дворцы Пале -Роялля и Тюльери, здания министерств, церкви, целые кварталы улиц.
Сотни и тысячи рабочих и работниц пали в бою на улицах Парижа, на той самой мостовой, которую они поклялись защищать.

К концу недели версальская армия, устилая трупами огненные кварталы, сдавила остатки защитников Парижской Коммуны в восточных предместьях Парижа, и грозное зарево пожара с Ла-Виллет освещало последний бой. В субботу 7 мая, eepсальцы взяли кладбище IIep-Лашез, на котором дрались последние бойцы Коммуны и у стен которого потом в расплате за идею братства полегли сотни расстрелянных, a 28 мая, в воскресенье, в предместьи, на парижской улице грянул последний пушечный выстрел, возвестивший конец. Париж Коммуны был взят.
Этот день был началом неслыханной бойни.

Без суда и следствия, по доносу, по взгляду расстреляли тысячи людей. Вместе с теми вождями Коммуны, имена которых перешли в историю и которые свои головы, полные мечтаний о счастье человечества, положили е крови в майские дни, пали тысячи безвестных блузников-рабочих в защите той же идеи.

Прошли годы. История красным цветом отметила великую страницу мартовских, апрельских и майских дней 71-го года в Париже, а память людей, каждую годовщину возвращаясь к великим дням Парижа, возложила на страницу той же истории во имя тысяч убитых коммунаров красный флаг.

1922. Булл.
(Публикация Г. С. Файмана).
***

Хорошо поесть? А почему бы и нет?

Любил Булгаков поесть, любил. Как сочно, например, описан закусочный стол в «Собачьем сердце»:

«На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймою лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске — кусок сыра в слезах, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, — икра. Меж тарелками — несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоседившемуся у громадного резного дуба буфета, изрыгаювшего пучки стеклянного и серебряного света. Посреди комнаты — тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки.

…Сам он с этими словами подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик. Укушенный последовал его примеру. Глаза Филиппа Филипповича засветились.

– Это плохо? — жуя, спрашивал Филипп Филиппович. — Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор.
– Это бесподобно, — искренно ответил тяпнутый.

– Еще бы… Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует с закусками горячими. А из горячих московских закусок это — первая. Когда-то их великолепно приготовляли в «Славянском базаре».
***

Отдал Михаил Афанасьевич и дань ресторациям:

«Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве.

…Поэтому нет ничего удивительного в таком хотя бы разговоре, который однажды слышал автор этих правдивейших строк у чугунной решетки Грибоедова:
– Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий?
– Что за вопрос, конечно, здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки а ля натюрель. Виртуозная штука!

– Умеешь ты жить, Амвросий! — со вздохом отвечал тощий, запущенный, с карбункулом на шее Фока румяногубому гиганту, золотистоволосому, пышнощекому Амвросию-поэту.

– Никакого уменья особенного у меня нету, — возражал Амвросий, — а обыкновенное желание жить по-человечески. Ты хочешь сказать, Фока, что судачки можно встретить и в «Колизее». Но в «Колизее» порция судачков стоит тринадцать рублей пятнадцать копеек, а у нас — пять пятьдесят! Кроме того, в «Колизее» судачки третьедневочные, и, кроме того, еще у тебя нет гарантии, что ты не получишь в «Колизее» виноградной кистью по морде от первого попавшего молодого человека, ворвавшегося с театрального проезда. Нет, я категорически против «Колизея», — гремел на весь бульвар гастроном Амвросий.

…Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой?.. А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?.. А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, — на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер?»

«Помните, Амвросий? Ну что же спрашивать! По губам вашим вижу, что помните. Что ваши сижки, судачки! А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики? Шипящий в горле нарзан?! Но довольно, ты отвлекаешься, читатель! За мной!..»
***

Прикрепления: 5408022.jpg (32.3 Kb) · 3039493.jpg (158.4 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
ИванНДата: Воскресенье, 10 Апр 2011, 23:17 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 304
Награды: 13
Репутация: 34
Статус:
Шикарный писатель, загадочная личность, несчастный человек. Если бы не особое внимание Сталина, мог бы и не дожить до 40-го года.

http://5stihiy.blogspot.com/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов