• Страница 1 из 1
  • 1
Аверкиев Д.В. - писатель, драматург, публицист, критик
NikolayДата: Среда, 20 Апр 2011, 19:43 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

АВЕРКИЕВ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(12 октября (возможно – 11 (23) ноября) – 7 (20) января 1905)

— известный русский писатель, драматург, публицист, переводчик, беллетрист и театральный критик.

Родился 30 сентября (12 октября) 1836, Екатеринодар (ныне Краснодар). Скончался 7 (20) января 1905, в Петербурге). Аверкиев известен как один из самых консервативных литераторов 2-й половины 19 века, близкий по взглядам к «почвенникам» и идеализировавший в своих сочинениях патриархальный быт, который рассматривал как воплощение народного эстетического и этического идеала.

Дима Аверкиев родился в купеческой семье. Окончил Коммерческое училище в Петербурге (1854), затем отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета (1859). Литературную деятельность начал как журналист. Сотрудничал в газетах «Русский инвалид», «Пчела», «Московские ведомости», «Северная пчела», «Якорь», журналах «Эпоха», «Русский вестник», «Новое время» и других, где в основном публиковал театральные рецензии и статьи.

В 1864 Д.В. Аверкиев напечатал в журнале «Эпоха» первую пьесу «Мамаево побоище», основанную на материале русской истории. В первой комедии «Леший» (1866) выступает как подражатель А. Н. Островского, но с противоположными идейно-художественными тенденциями. Наибольшим успехом пользовались исторические пьесы Аверкиева, насыщенные историческими и этнографическими реалиями («Слобода Неволя», 1867; «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...», 1869; «Каширская старина», 1872; «Темный и Шемяка», 1873).

Дмитрий Васильевич Аверкиев стремился к сочетанию морализма с реалистическим изображением жизни, широко вводил в драмы фольклор, часто прибегая к стилизации старинного быта и языка. Аверкиеву принадлежат также романы и повести «История бледного молодого человека» (1874), «Новая барышня» (1875), «Хмелевая ночь» (1871), «Лихо» (1880) и другие, изображающие как современную жизнь, так и русскую старину. В 1885-86 издавал, подобно Ф. М. Достоевскому, журнал «Дневник писателя», который составляли его публицистика, театральная критика, мемуары. Переводил произведения Шекспира, Гейне, Мюссе и др. Дмитрий Аверкиев — автор трактата «О драме» (1877-78), где популярно изложены теории драмы Аристотеля и Лессинга.
(Источник - Дмитрий Васильевич Аверкиев биография; http://taina.aib.ru/biography/dmitrij-averkiev.htm)
***

Биографический очерк А.Фомина

Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов. В это время отрицательное отношение его к новым течениям еще не обратилось в узкую нетерпимость. В 1861 году, в некрологе Добролюбова, Аверкиев отнесся к умершему вполне беспристрастно. В первой половине 1860-х годов он работал в "Сев. Пчеле", "Якоре" и "Осе"; сблизился с Аполлоном Григорьевым и Страховым. В "Эпохе" Достоевского выступил с горячими нападками на современное умственное движение. Большой шум вызвали нападки Аверкиева на Костомарова. В том же журнале появилось первое драматическое произведение Аверкиева - "Мамаево побоище". В 1866 году в "Отечественных Записках" Аверкиев печатает комедию "Леший", в 1867 году в "Всемирном Труде" трагедию "Слобода Неволя" и в "Отечественных Записках" - "Терентий муж Данильевич", в "Голосе" - статьи о театре и об исторических журналах. В 1868 году Аверкиев написал "Комедию о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын Нащокина, дочери Аннушке" ("Заря", 1869, № 3, и отд. СПб., 1872). Эта пьеса, поставленная в Александринском театре, имела большой успех. В 1869 году Аверкиев был негласным редактором "Всемирной Иллюстрации". В 1869 - 71 годах сотрудничал в "Заре" В.В. Кашпирева. Переселившись в 1871 году в Москву, Аверкиев с жаром отдается драматургии. В 1871 году он поставил на сцене Малого театра "Каширскую старину", имевшую большой успех и составляющую основу его известности. Драма появилась в "Русском Вестнике" в 1872 году (№ 1); там же напечатаны в 1870-х годах его драмы: "Царь Петр и Царевич Алексей", "Темный и Шемяка", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Разрушенная невеста", "Франческа Риминийская", "Царевич Алексей", "Непогрешимые" и повести "Хмелевая ночь", "История бледного молодого человека" и "Новая барышня". В 1877 - 1878 годах появляется в "Русском Вестнике" ценная и интересная работа - "О драме" (отд. СПб., 1893 и СПб., 1907), удостоенная Пушкинской премии. Живя в Москве, Аверкиев вел "Театральную летопись" в "Московских Ведомостях". В 1880 году Аверкиева возвращается в Петербург, продолжая работать в "Русском вестнике", где помещены его драмы "Сидоркино дело" (1881) и "Трогирский воевода" (1882). В 1885 - 86 годах Аверкиев издавал ежемесячный журнал - "Дневник писателя", составлявшийся исключительно из его произведений - драм ("Петербургский слеток", "Золотой дед", "Купальная ночь"), повестей, рассказов, стихов, публицистических и критических статей о театре. Писал также театральные рецензии в "Голосе", сотрудничал в "Новом Времени" и "Ниве". В "Русском Обозрении" 1895 г. (кн. 1 - 4) напечатан его перевод "Гамлета" Шекспира. В 1890-х годах Аверкиев стал выпускать сборники своих сочинений: "Драмы" (т. I, CПБ., 1887; т. II и т. III, СПб., 1896; после смерти Аверкиева изданы Сувориным в 1906 году), "Повести из старинного быта" (2 тт., СПб., 1898) и "Повести из современного быта" (3 тт., СПб., 1898). В 1892 году, когда исполнилось 35-летие литературной деятельности Аверкиева, император Александр III пожаловал ему пенсию в 2000 рублей в год. Последние годы он состоял членом Ученого комитета министерства народного просвещения. В 1894 году Аверкиева заболел; последние годы его жизни были настоящим мучением для Аверкиева. Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитавшись под влиянием двух дедов, больших приверженцев старины, Аверкиев с ранних лет проникся любовью к традиции, боязнью свободной мысли, критики. Бурный подъем, пережитый русским обществом в эпоху преобразований, был органически чужд Аверкиеву. Отрицательное отношение его к новому умственному движению росло с каждым годом. Борьбе с прогрессивными идеями Аверкиев посвятил всю свою жизнь; во всяком свободном проявлении личности и общественности он видел лишь дурное, обрушиваясь на все то, что противоречило его умственному укладу. Писарев в 1865 году назвал Аверкиева "мракобесом и сикофантом", и с тех пор враждебное отношение передовой части общества к Аверкиеву не прекращалось. В нем не было публицистического таланта; он занимал скромное место в рядах публицистов охранительного лагеря. Верен своим идеям и настроению Аверкиев был и в драме, и в повести. Большая часть его драм посвящена изображению старины, ее быта. Он противопоставлял ее начала идеям нового времени, стараясь показать превосходство устоев старины, их нравственную мощь и красоту. Знания истории и чувство правды заставляли его на общем светлом фоне отмечать и пятна, но, в общем, у него всегда ярко выступает преклонение пред стариной. Эта тенденциозность вредно отражалась на чисто художественной стороне драм Аверкиева. Стремясь произвести впечатление не столько на ум, сколько на эмоциональную сторону, Аверкиев бьет на внешний эффект; в драмах его много ходульного пафоса, искусственности, мелодраматичности. Но это именно и создало успех драмам Аверкиева среди невзыскательной и любящей эффектные зрелища публики: "Каширская старина" не сходит со сцены и до сих пор. Повести Аверкиева еще слабее драм. В качестве театрального критика Аверкиев является, однако, серьезным ценителем искусства; его книга "О драме" пользуется заслуженной репутацией ценной работы. - См. Венгеров , "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. I, СПб., 1889); его же, "Источники словаря русских писателей" (т. I, СПб., 1900); некрологи в "Театре и Искусстве" (1905, № 3, Н. Н., и № 3 и 4, Р. Антропова).
А. Фомин.
(Источник - Биографический словарь; http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/65)

***

Биографический очерк В. Н. Некрасова

АВЕРКИЕВ, Дмитрий Васильевич [30.IX(12.Х) (по другим данным - 11(23).XI). 1836, Екатеринодар - 7(20).I.1905, Петербург] - драматург, беллетрист, театральный критик, публицист. Родился в культурной купеческой семье, впоследствии обедневшей. Учился в Петербурге, где в 1854 г. окончил Коммерческое училище, а в 1859 г. - отделение естественных наук Петербургского университета со степенью кандидата. В университетские годы был знаком с Н. А. Добролюбовым, сблизился с Н. Н. Страховым и уже в это время не разделял радикальных настроений, распространенных в студенческой среде. В 1861 г. в связи со смертью Добролюбова опубликовал о нем сочувственную статью (Русский инвалид. - 1861.-- No 267. - 1 дек.). По окончании университета жил журнальной работой, печатаясь в газетах "Русский инвалид", "Северная пчела", еженедельнике "Якорь" преимущественно как театральный критик, сблизился с А. А. Григорьевым. В 1864 г. стал одним из деятельных сотрудников журнала братьев Достоевских "Эпоха", где опубликовал и первую историческую пьесу "Мамаево побоище" (1864. - № 10). После закрытия "Эпохи" А. несколько лет живет исключительно переводами и компиляциями по истории английской литературы, продолжая писать в свободное от литературной поденщины время, эпизодически печатаясь в различных изданиях.

В это время опубликованы трагедия "Слобода Неволя" об Иване Грозном (1867), стихотворные комедии "Терентий муж Данильевич" (1867), "Леший" (1868) и др. В 1868 г. в бенефис В. В. Самойлова с большим успехом прошла в Александрийском театре "Комедия о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын-Нащокина, дочери Аннушке". В 1871 г. Аверкиев переезжает в Москву и пишет драму "Каширская старина", прочно вошедшую в репертуар столичных и провинциальных театров. В 70 гг. был постоянным театральным рецензентом газеты "Московские ведомости", а в 80 гг., вернувшись в Петербург, - рецензентом газет "Голос" и "Новое время". С 1874 г. стал членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1877 - 1878 гг. Аверкиев опубликовал в "Русском вестнике" серию статей по теории драмы, изданную им впоследствии в виде теоретического трактата отдельной книгой, получившей в 1893 г. Пушкинскую премию Академии наук. Среди переводов Аверкиева "Разговоры с Гете, собранные Эккерманом" (СПб., 1891), "Гамлет" У. Шекспира (М., 1895) и мн. др.

В 1881 г. в связи с ожидавшимся созывом Земского собора Аверкиев создает "Записку о назначении наших государственных учреждений", предназначавшуюся для печати. Охранительная по своим намерениям, она содержит, однако, критику настоящего состояния государственных учреждений, в связи с чем не могла быть напечатана ни в ультраконсервативных катковских изданиях, ни в газете И. С. Аксакова "Русь", куда ее послал Аверкиев. Аксаков ответил письмом с разбором (текст "Записки" и письмо Аксакова см.: Исторический вестник. - 1916,- № 9). В конце 1881 - 1882 г. Аверкиев вместе с А. Н. Островским и А. А. Потехиным был членом Комиссии по составлению проекта положения об управлении императорскими театрами, где был единомышленником Островского. В 1882 г. Аверкиев был назначен членом Театрально-литературного комитета, учреждения, в обязанности которого входило следить за художественным качеством репертуара императорских театров. В 1885 - 1886 гг. издавал журнал "Дневник писателя" (вышло 12 номеров), продолжая тип издания, предпринятого Достоевским: автором всех материалов был сам Аверкиев. Публицистика в журнале имела реакционно-охранительный характер, но театральная критика и мемуарные материалы сохраняют значительный интерес (в частности, воспоминания о работе с Достоевским в "Эпохе" (1886. - № 9), статья об А. Н. Островском (1885 - № 1) и др.). В 1887 - 1898 гг. Аверкиев предпринял издание своих сочинений, имеющее итоговый характер.

Положение Аверкиева в литературе было сложным и противоречивым. В идейной борьбе 60 гг. он выступал как ожесточенный противник революционных демократов, находясь сам на позициях, близких почвенничеству. Но в почвенничестве он скорее представляет консервативное течение, оставаясь далеким от свойственного Достоевскому радикализма с его ярким социальным критицизмом. Нескрываемый политический консерватизм Аверкиева сделал его предметом резких насмешек передовой печати (Д. И. Писарев "Прогулка по садам российской словесности"; М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города", "Современная идиллия"). Заслуженная Аверкиевым-публицистом репутация реакционера современниками писателя, а позднее и историками литературы распространялась на его литературную деятельность в целом и сделала его имя одиозным. Между тем наследие Аверкиева заслуживает дифференцированного подхода. На Аверкиева как театрального критика большое влияние имел А. А. Григорьев, в свою очередь продолжавший в этой области традиции Белинского. Театральная критика Аверкиева опирается на определенные общеэстетические требования и чужда описательного эмпиризма. Он был сторонником реализма в литературе и театральном искусстве, боролся за высокий литературный уровень театра. Его рецензии дают выразительное описание спектаклей и серьезный анализ актерской игры, и сейчас сохраняя значение ценного театроведческого источника.

Историческая драма, в которой непосредственное авторское суждение о жизни не находит места, оказалась наиболее свободна от реакционных социально-политических идей, развиваемых Аверкиевым в публицистике и повествовательной прозе, имеющих охранительный характер. Всего Аверкиев написал около 20 пьес, но в собрание сочинений включил 14, не признавая за остальными литературных достоинств. Наиболее заметные среди них (помимо уже названных) -- "Темный и Шемяка", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Смерть Мессалины", "Сидоркино дело". Самой сильной стороной дарования Аверкиева (кроме умения построить занимательную интригу) было живое и достоверное изображение быта прошлого, особенно в пьесах из русской жизни. Аверкиев прекрасно знал древнерусскую литературу и в своих драмах немало экспериментировал с языком, включая не только архаизмы, но фольклор и диалектную лексику. Он добивался яркого исторического колорита, не перегружая речь непонятными словами, не утрачивая живости диалога, хотя у него всегда ощущается любовь к языковой игре. В жанровом отношении большинство его пьес тяготеет или к комедии, или к мелодраме, прозаический текст в них перемежается стихотворным. Лучшие пьесы Аверкиева - "Фрол Скабеев..." и "Каширская старина" - рисуют частных людей XVII в. Аверкиев с любовью и знанием дела воскрешает старинную жизнь, всемерно стремится создать "эффект присутствия". Ф. М. Достоевский в письме Страхову выразил восхищение комедией "Фрол Скабеев...", отметив особую достоверность, объективность в изображении характеров русских людей XVII в.: "Не знаю, что выйдет из Аверкиева, но после "Капитанской дочки" я ничего не читал подобного... Прежде всего и главнее всего, что это изображение в самом деле именно то настоящее, что и было" (Полн. собр. соч. - Л., 1986. - Т. 29.- Ч. I. - С. 36). Сравнение с "Капитанской дочкой" указывает прежде всего на сходство задачи: дать реалистическое изображение частного человека ушедших эпох, не "осовременивая" его внутренний облик, образ мыслей и действий. Полнота изображения жизни XVII в. достигается резким столкновением драматических сцен, описывающих нищету крестьян, бесправие незнатных и самоуправство "больших бояр", с общим ощущением яркости и праздничности бытия. Острая интрига вырастает непосредственно из самого изображения быта, "оживляющего" для зрителей жизнь предков. "Фрол Скабеев..." и особенно "Каширская старина" имеют богатую сценическую историю, сохраняясь в репертуаре и в советское время.
В. Н. Некрасов
(Источник - http://az.lib.ru/a/awerkiew_d_w/text_0110.shtml)

***

О творчестве

АВЕРКИЕВ Дмитрий Васильевич родился [30.IX(12.Х) 1836, г. Екатеринодар] в патриархальной купеческой семье — драматург, прозаик и публицист. Отец и дед, любившие древнюю литературу, возбудили в мальчике интерес к старинному русскому быту, сохранившийся у него на всю жизнь. С детства возникла у Дмитрия Васильевича любовь к театру. В 1846 переехал в Петербург, где поступил в Коммерческое училище, которое окончил в 1854. В 1855 поступил, а 1859 окончил естественный факультет Петербургского университета. Еще в университете он сблизился с кружком Н. Н. Страхова, потом с Ап. А. Григорьевым, оказавшими на него большое идейное влияние. В 1860 выступил фельетонистом в «Русском инвалиде» под псевдонимом К.Рьянов, затем перешел в «Северную пчелу», где писал о театре и журналах.

С 1864 сотрудничал в журналом Ф. Достоевского «Эпоха». Там появилось его первое драматическое произведение «Мамаево побоище» (1864). Консервативно настроенный Аверкиев стоял на охранительных позициях, боялся и ненавидел все новое и благоговел перед стариной. Одним из основных источников для его драматического творчества явились летописные сказания. Он писал главным образом исторические драмы, проникнутые духом «официальной народности». Старин­ный быт и патриархальные нравы он противопоставлял современности. В пьесе «Леший. Сказочная комедия в стихах» («Отечественные записки», 1866, № 9) Аверкиев Д.В. выступил подражателем Островского, соединяя фольклорную фантастику с историческим бытовым материалом. Однако в комедии не нашли отражения социальные противоречия эпохи. В 1867 во «Всемирном труде» Аверкиев опубликовал трагедию «Слобода Неволя» («Вьюга»), в которой изобразил Ивана Грозного в домашней обстановке. Недостатком пьесы является то, что Иван Грозный, Груня, Угар Бес обрисованы мелодраматически.

Популярной была его «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей, Нардин Нащекина дочери, Аннушке» («Заря», 1869, № 3), поставленная в бенефис артиста В. В. Самойлова в Петербургском Александринском театре в 1868. Комедия имела большой успех. В согласии с повестью о Фроле Скобееве Аверкиев показал бедного дворянина карьеристом, выбивающимся в люди. Этот делец женитьбой хочет добиться богатства и почестей. Характерные для эпохи черты стяжательства и накопительства изображены драматургом не как следствие определенных исторических условий и причин, а как извечное свойство человека вообще. Писатель оправдывает проделки Скобеева, считая его даровитым и ловким. Произведение сохранило некоторое значение и до наших дней, так как в нем персонажи обрисованы со знанием старинного быта и психологической достоверностью.

Верность передачи бытовых деталей свойственна и другим историческим пьесам Аверкиева Д.В комедии:
«Терентий муж Данильевич» («Отечественные записки», 1867),
«Царь Петр и царевич Алексей» («Русский вестник», 1872),
«Темный и Шемяка» («Русский вестник», 1873),
«Княгиня Ульяна Вяземская» (1875),
«Разрушенная невеста» (1876).
«Непогрешимые» (1879),
«Не шали с огнем» (1870)
и произведения 1885:
«Смерть Мессалины»,
«Трогирский воевода»,
«Петербургский слеток».
Самой значительной пьесой Аверкиева является «Каширская старина» («Русский вестник», 1872).

Сценические достоинства обеспечили пьесе прочное место в репертуаре дореволюционного театра. Ставилась она и в советском театре в 30—40-е гг. В пьесе, богатой жизненными наблюдениями, обоб­щены факты действительности, хотя здесь нет конкретных исторических деятелей и событий. Действие отнесено ко 2-й четверти XVII в. Царский сокольник Василий Коркин сталкивается с отцом — гордым родовитым вотчинником Парфеном. Женив Василия на богатой, но нелюбимой женщине, он ломает его жизнь. Главное внимание драматург уделил обрисовке деталей патриархального быта, а не раскрытию социальных противоречий. Он свел все основное действие к иллюстрации абстрактной истины, про­писной морали, отказавшись от социального обличения. Дмитрий Васильевич считал, что в старинном быте воплощены эстетические и этические идеалы народа. По «Каширской старине», как, впрочем, и по «Слободе Неволя», «Разрушенной невесте», можно заключить, что Аверкиев видел главное содержание исторического прошлого в столкновении эгоистических «личных страстей». Сильная сторона «Каширской старины» — в широком фольклорном обрамлении пьесы (в нее введены песни, хороводные игры, народные пословицы и поговорки), в отточенности языка, остроте диалога. Достоверно и ярко передан в пьесе старинный русский быт.

Балагурство, тяготение к остротам — свойство многих драм Дмитрия Васильевича Аверкиева. В некоторых из них персонажи говорят «перековеркиевским» языком. Яркие краски, сценические эффекты, мастерски использованные писателем, не заслонили консервативных тенденций его драм, которые в значительной мере ослабили их художественную ценность. Старинный быт идеализировал Аверкиев и в повестях:
«Хмельная ночь» (1871),
«Лихо» (1880),
«Старый либерал» (1886).

Повести его (на исторические и современные темы), как и поэма «Тоска по родине» и многочислен­ные стихотворения, давно забыты. «Дневник писателя» издавался Аверкиевым Д.В. с 1885 еже­месячно и состоял только из его драм, повестей, рассказов, статей и рецензий. Аверкиев Д.В. перевел «Гамлета» Шекспира, произведения А. Мюссе, Г. Гейне, Гёте, Ф. Купера, а также естественнонаучные труды и учебники. Сохраняет ценность теоретическая работа Аверкиева «О драме» (1877 — 78), удостоенная Пушкинской премии. Работа адресована молодым драматургам, любителям искусства, а также изучающим теорию литературы. Умер — [7(20).I. 1905], Петербурге.
(Источник - http://www.znaniy.com/a/79-averkiev-dmitrij-vasilevich.html)
***

Прикрепления: 7034374.jpg (21.0 Kb) · 8489024.jpg (47.3 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: