[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ожешко Элиза - польская писательница и общественный деятель
NikolayДата: Воскресенье, 08 Май 2011, 10:51 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

ОЖЕШКО ЭЛИЗА
(Элиза Ожешкова, Элиза Оржешко. Урождённая Эльжбе́та Павло́вская)
(6 июня 1841, Милковщизна близ Гродно — 18 мая 1910, Гродно)

— известная польская писательница, общественная деятельница, жившая на территории современной Белоруссии.

Родилась в семье богатого помещика и адвоката. Образование получила в Варшавском пансионе (1852—1857). В 17 лет была выдана за помещика Кобринского уезда Пётра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново. Оказывала поддержку участникам восстания 1863 года. За причастность к восстанию муж был в 1865 сослан в Пермскую губернию, а имение было кофисковано. Брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по её инициативе был признан в 1869 недействительным. Обосновавшись в Гродно, Ожешко продала имение Милковщизну (1870) и жила литературными трудами. Э. Ожешко живо интересовалась лекарственными травами, которые употребляли знахари и знахарки. Путешествуя по Гродненщине, она расспрашивала знахарок, собирала народные названия растений. Ею был собран гербарий и около 228 народных названий растений, многие из которых содержали описания внешнего вида, способов применения. Свои наблюдения писательница поместила в произведении под названием «Ludzie i kwiaty nad Niemnem» («Люди и цветы над Нёманом»), напечатанном в географо-этнографическом журнале «Wisla».

В 1894 повторно вышла замуж за Станислава Нагорского. Занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью. После тяжёлой болезни сердца умерла и похоронена в Гродно.

Ранние романы и повести «Пан Граба» („Pan Graba“, 1869), «Марта» („Marta“, 1873 и другие написаны на темы общественной эмансипации и борьбы женщин за человеческое достоинство. Разложению патриархального помещичьего уклада и возвышению буржуазии посвящены романы «Эли Маковер» („Eli Makower“, 1874—1875), «Семья Брохвичей» („Rodzina Brochwiczów“, 1876) и другие. Для творчества Ожешко 1860-х — 1870-х гг. характерны тенденциозные жанры «повести с тезисом», «рассказа с тезисом». Широкое признание принесли роман «Меир Эзофович» („Meir Ezofowicz“; другой русский вариант названия «Меер Иозефович»; 1878; переведён на 13 языков), рассказы сборника «Из разных сфер» (т. 1—3, 1879—1882), повести из жизни белорусских крестьян «Низины» („Niziny“, 1883), «Дзюрдзи» („Dziurdziowie“, 1885), «Хам» („Cham“, 1888). Роман «Над Неманом» („Nad Niemnem“, 1887) расценивается вершиной достижений писательницы. В романе изображаются трудолюбивые землепашцы, верные национально-патриотическим традициям эпохи Польского восстания 1863, и деградирующая шляхта. Из поздних произведений выделяются роман «Аргонавты» („Argonauci“, 1899) и сборник рассказов «Gloria victis» (то есть «Слава побежденным», 1910), посвящённый восстанию 1863 года. Произведения Элизы Ожешко неоднократно переводились на русский язык.

Издания на русском языке
Миртала. М., Текст, 2011.
Сочинения, 5 тт. М., 1953—1954.
Полное собрание сочинений, 8 тт. Киев — С-Пб — Харьков, 1902—1910.
Собрание сочинений, 12 тт. С-Пб, 1909—1910ю
Собрание сочинений, под ред. С. С. Зелинского, 12 тт. С-Пб, 1905—1908.
Полное собрание сочинений, перев. А. Броновицкой, 8 тт. Киев, 1902—1911.
Собрание сочинений, 3 тт. С-Пб, 1889.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E6%E5%F8%EA%EE)
***

Биографический очерк

Семья. Учеба. Замужество
Элиза Ожешко согласно метрике в 1841, сама же писательница годом своего рождения называла 1842. Ее отец — Бенедикт Павловский, богатый помещик и образованный юрист, был человеком передовых взглядов. В его библиотеке была представлена почти вся французская литература эпохи Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) — произведения Вольтера, Дидро, Руссо. Отец будущей писательницы умер, когда ей было три года. Она училась сначала дома, потом в одном из варшавских пансионов (1852—57), где познакомилась с будущей поэтессой Марией Конопницкой (1842—1910). Через год после окончания пансиона мать выдала ее замуж за помещика Петра Ожешко. В 1858 Элиза переезжает с мужем в его имение Людвиново (Гродненская губерния). В то время в Белоруссии, как и в других областях России и Польши, в среде передовой шляхты обсуждался вопрос об аграрной реформе. Будущая писательница оказалась в самой гуще споров о положении крестьян. В Людвиново она также много читает, пользуясь привезенной из Милковщизны библиотекой отца; мечтая о труде на благо народа, открывает школу для деревенских детей. Круг интересов Петра Ожешко в основном не выходил за пределы жизни поместья, охоты и карт, поэтому ожидать от него понимания Элизе не приходилось. Муж скептически относился к ее «философствованиям», не одобрял ее стремления к общественно-просветительской деятельности. У Элизы появляется мысль о разводе, но события 1863 г. отодвинули эти намерения на несколько лет.

Восстание 1863—1864
В период национально-освободительного восстания Ожешко была свидетельницей героических сражений повстанцев и перенесла всю горечь их поражения. Как и многие женщины ее круга, Элиза помогала повстанцам. Однажды, рискуя жизнью, будущая писательница переправила в своей карете под видом больного кузена к границе Королевства Польского одного из вождей восстания — Ромуальда Траугутта. События 1863—64 гг. оказали большое влияние на всю жизнь Ожешко. Впоследствии она писала, что именно они пробудили в ней желание служить Родине: «Все это сделал со мной и во мне 1863 год. Если бы не его молот и наковальня, моя судьба скорее всего сложилась бы иначе и я, очевидно, не стала бы писательницей». После подавления восстания в 1864 Ожешко переезжает в разоренное царскими войсками отцовское имение Милковщизну. Ее муж сослан в Пермскую губернию, где провел 3 года, имение Людвиново конфисковано.

Начало творческой деятельности. Переезд в Гродно
В Милковщизне, где Ожешко прожила в полном одиночестве до 1869, она начинает писать. В 1866 она посылает свой рассказ «В голодные годы» в варшавский журнал «Тыгодник илюстрированы», где его с ободряющим напутствием публикуют. Здесь же, в Миловщизне, до 1869 Ожешко написала еще 6 романов («Последняя любовь», 1867, «В клетке», 1896, «В провинции», 1869, «Добродетельные», опубл. в 1871, и др.). В некоторых из написанных в этот период произведений нашли отражение события ее личной жизни и связанные с ними переживания. (В 1867 г. писательница начинает бракоразводный процесс, длившийся с большими трудностями почти 2 года). Однако первые романы Ожешко несколько тенденциозны и дидактичны, идея их часто выписана схематично. Писательница ищет свой стиль на протяжение 60—70 годов. В 1869 Ожешко была вынуждена продать покрытое долгами имение и переехать в Гродно. Здесь писательница и прожила большую часть своей жизни, изредка выезжая в Варшаву или за границу для отдыха и лечения. В 1894 писательница вышла замуж за адвоката Станислава Нагорского, с которым ее связывала тринадцатилетняя дружба, а через три года тяжело пережила его преждевременную смерть.

Гнет цензуры. Общественная деятельность и литературные интересы
В связи с репрессивными действиями русского правительства после разгрома восстания в Гродно (хотя город и не входил в состав Королевства Польского) был официально запрещен польский язык, введены различные ограничения на издание польских книг. В этих условиях Ожешко много делает для пропаганды передовой польской культуры. В 1879 она получает разрешение на основание книгоиздательства в Вильно, однако уже в 1882 оно было закрыто властями. Писательнице запрещен выезд из Гродно, за ней устанавливается полицейский надзор. В своих письмах Ожешко неоднократно жалуется на гнет цензуры, на необходимость переносить действие своих произведений из Вильно и Гродно в несуществующие Онвиль и Онгрод. Живя в стороне от культурного центра Польши, Варшавы, Ожешко тем не менее поддерживает тесные связи с варшавскими литераторами, а также с русскими, украинскими, чешскими писателями, переводчиками и критиками. Она знает русский язык, читает произведения русских авторов в подлиннике, внимательно следит за российскими журналами. Особенно интересует писательницу творчество Салтыкова-Щедрина, с которым она вела переписку, Достоевского и Л. Н. Толстого. В создании реалистического романа Ожешко не могла пройти мимо опыта европейской и, в особенности, французской литературы. Внимание писательницы привлекает и творчество украинских и белорусских авторов. Она переписывается с Иваном Франко, хорошо знает произведения Т. Шевченко, переводит несколько рассказов Марко Вовчок.

Эволюция творческой концепции и стиля
Жанр романа, по мнению Ожешко, наиболее отвечал задачам польской литературы. Главной его чертой в период 60—70 годов писательница считает «тенденциозность», проведение определенной тенденции в романе. Значительное влияние на творческую концепцию Ожешко оказала философия позитивизма. В ряде своих произведений 60—70-х («Пан Граба», «Марта») писательница поднимает актуальную для того времени проблему женского равноправия, которой посвящает и публицистическую работу «Несколько слов о женщинах», 1870. Особенный резонанс вызывает роман «Марта», опубликованный в 1873. Однако в конце 70-х Элиза Ожешко пересматривает свою концепцию тенденциозного романа и во многом от нее отказывается. Об этом свидетельствует ее собственное творчество и опубликованная в 1879 работа «О романах Т. Т. Ежа и о романее вообще». Писательница по новому ставит вопрос об отношении литературы к действительности, соотношении «тенденции» и реализма, отходит от понимания литературы как «зеркала» жизни. Это переосмысление сказывается уже в романе «Меир Езофович» (1878), посвященном жизни еврейского народа в Польше. Это произведение принесло писательнице мировую известность. Вскоре после появления роман был переведен на множество языков. Еврейской теме посвящены и рассказы «Дай цветочек» и «Сильный Самсон» (1877). Ожешко начинает разрабатывать жанр рассказа. В конце 70-х начинает выходить серия рассказов Ожешко под общим названием «Из разных сфер», основная тема которых — жизнь городской бедноты. Обращение к малым литературным формам имело большое значение для дальнейшего художественного совершенствования мастерства Ожешко, выработки более ясного и строгого стиля.

Цикл «Призраки». Повести. «Над Неманом»
О внимании ко всем изменениям в жизни общества, о стремлении отразить самые новые идейные течения (в частности, идеи социализма) свидетельствует цикл романов, который в польской критике принято называть «Призраки» по названию одного из романов этого цикла. В эту группу входят «Призраки», «Сильвек-могильщик», «Зыгмунт Лавич и его товарищи», «Мыльный пузырь», «Первобытные» (1880—83). О влиянии новых идей на молодежь, о своих опасениях и сомнениях Ожешко пишет в своей публицистической работе «Патриотизм и космополитизм» (1880). В 80-е годы Ожешко пишет ряд произведений из жизни белорусской деревни (в окрестностях Гродно крестьянское население было преимущественно белорусским). Это повести «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» («хам» — презрительное прозвище крестьян, данное им польской шляхтой). В 1887 Ожешко печатает в журнале «Тыгодник илюстрированы» один из самых лучших своих романов «Над Неманом», в котором дается широкая эпическая картина жизни польской шляхты наднеманских земель. Большое место в романе занимают воспоминания о восстании 1863—64 годов. «Над Неманом» был с энтузиазмом принят критикой, видевшей в нем национальную эпопею.

Последние произведения. Революция 1905 года
Творчество Элизы Ожешко в 1890—1900-е годы характеризуется ростом интереса к общечеловеческим, моральным проблемам, тяготеет к рассмотрению борьбы в человеке начал Добра и Зла. Особенно это характерно для сборников рассказов «Меланхолики» (1896), «Искры» (1898) и «Мгновения» (1901). Подобно другим польским писателям старшего поколения, Прусу и Сенкевичу, в период распространения модернистских тенденций продолжает отстаивать реализм, высмеивая лозунги «чистого искусства» в этюде «Музы» (1888) и выступая против декадентских теорий в 1895. Тем не менее сама Ожешко не избежала влияния модернистской поэтики на свое творчество — в нем появляются символические и фантастические образы, поэтическая стилизация и лирические монологи (роман «Ad astra», 1902—03). В произведениях этих лет Ожешко, с одной стороны, критикует шляхту («Благородные», 1891), а с другой, идеализирует мелкопоместное дворянство, изображая его труд и дружбу с крестьянами. В связи с этим в последний период своей жизни Ожешко увлекается философской концепцией Зыгмунта Красиньского о нравственном совершенствовании народа, читает о нем в 1901 публичную лекцию. Влияние идей Красиньского сказывается в романах «Два полюса» (1893) и «Австралиец» (1894). Можно проследить и некоторое воздействие на творчество Ожешко идей Л. Н. Толстого. Его концепция «непротивления злу» находит воплощение в романе «Анастасия» (1902). Произошедшая в 1905 революция, придавшая новую окраску польскому вопросу, потрясла Элизу Ожешко. Она связывает с революцией свои надежды на изменение русско-польских отношений, о чем пишет редактору журнала «Русская мысль» Виктору Гольцеву. Вопросы национального освобождения поднимаются ею в повести «И песня пусть заплачет» (1905) и сборнике рассказов «Слава побежденным» (1910), где Ожешко вновь вспоминает о героической борьбе повстанцев в 1863. В последние годы Ожешко вела дружескую переписку с переводчиками своих произведений на русский язык — Вуколом Лавровым, Анной Сахаровой, а также с автором работы о ней В. Гольцевым.
Писательница последние несколько лет безвыездно прожила в Гродно, где и скончалась. Велика заслуга Ожешко в развитии польской новеллы, семейно-бытового и социального романа. Ее стремление к глубокому раскрытию внутреннего мира человека обогатило польскую литературу опытом психологического анализа. Вместе с произведениями Пруса и Сенкевича ее творчество составило эпоху расцвета польского реализма 19 века.
(Источник - Энциклопедический словарь. 2009; http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/40484/Ожешко)
***

Н. А. Славятинский.
Элиза Ожешко
Очерк жизни и творчества

(Избранные произведения в 2-х томах. Государственное издательство художественной литературы. Москва, 1948 г.)
(Отрывок)

<…> III
В феврале 1858 года пан Петр Ожешко прибыл с молодой женой пани Элизой Ожешковой в свое родовое имение Людвинов, находившееся в отдаленном, пограничном с Волынью, Кобринском уезде Гродненской губернии.
Помещичий дом был большой и комфортабельный, а имущество, привезенное Элизой Ожешко из отцовской Мильковщизны, очень его украсило.
Два года прошли в пустейших развлечениях и забавах. Жена-подросток "вырастала из своих платьев, становившихся ей короткими и тесными, прежде чем она успевала их износить".
Кругом по деревням с забитым белорусским людом, в стороне от покрытых прогнившей соломой хат, белели, утопая летом в зелени садов и парков, шумные "дворянские гнезда" польской шляхты. Одних только родственников было у Петра Ожешко в губернии до сорока домов -- есть куда поехать, есть, кого принять, есть, где повеселиться.
Пан Ожешко был жуир, бонвиван, игрок.
Промотав свое состояние, он стал проматывать приданое своей молоденькой жены. Картинная галерея, значительная часть библиотеки отца, состоявшей из нескольких тысяч названий, часть обстановки отцовского дома, крупные денежные средства -- все кануло будто в бездну.
И вот жена-подросток, под ударами первых бед в жизни, начала и духовно "вырастать из своих платьев". И сказалось это не только на ее отношениях с мужем, но и в быстром росте всей личности этой выдающейся польской женщины.
В деревне Элиза Ожешко стояла несколько ближе к народу, чем в Гродно. Ей случалось тут видеть людей бедных, замученных непосильным трудом, страдающих. И она уже начинала отдаленно понимать, что это значит. Ее прежние, как она их метко характеризовала, "инертные симпатии и жалости к народу" стали оживать и становиться все сознательнее.
А тут подоспело время подготовки крестьянской реформы во всей Российской империи, включая и "Царство Польское".
Поневоле прислушиваясь к горячим спорам, вспыхивавшим везде и всюду и неизменно касавшимся жгучего вопроса об освобождении крестьян, и притом с землей, а не без земли, Элиза Ожешко все решительнее стала склоняться на сторону более радикальной, вышедшей, частью, из университетов молодежи, собиравшейся среди прочих гостей в Людвинове у супругов Ожешко.
"Это течение захватило меня, главным образом, со стороны чувства, но этот крючок потянул меня дальше, по направлению чувства, просветленного мыслью".
А это значило, что в ней продолжало расти и обостряться чувство ее отличия от мужа, родовитого шляхтича, беспечно жившего на доходы от барщины и третировавшего белорусских крестьян, как "быдло".
Испытав ряд личных разочарований в муже, теряя к нему уважение, молодая женщина почувствовала, что их разделяют и взгляды на внешний мир, на общество и на историю -- на прошлое и настоящее Польши.
Но что она могла противопоставить взглядам своего мужа?
Пани Элизе Ожешковой было всего еще только семнадцать лет.
У нее не было знания жизни и не было никакого образования -- она это ясно чувствовала, когда вокруг спорили студенты и лица, окончившие университеты.
По временам она сравнивала себя, как одна из ее будущих героинь, с камнем, занимающим место на засеянном пшеницей поле. "Она чувствовала в себе протест молодости, здоровья и сил, который всецело овладевал ею, нес куда-то, навстречу живому, настоящему делу. Ей хотелось куда-то идти, бежать, помогать кому-то, иметь какую-то цель в жизни. Но в ее положении не к чему было приложить силы".

IV
Тогда-то для нее начался период интенсивных духовных исканий, совпавший с порою великого социального и политического кризиса в истории Польши, отмеченного годами 1860--1864.
Эти пылкие искания не прекращались всю ее жизнь.
Она жадно набрасывалась на современную польскую прессу.
Помогала уцелевшая часть доставшейся ей в приданое отцовской библиотеки, состоявшей из сочинений французских просветителей, откуда на нее хлынул такой благотворный поток идей, какого вообще человечество не знало со времен Возрождения.
Из всех "великих мужей, просветивших Францию", ей ближе всех оказался демократический гений Руссо с его "евангелием природы", с его проповедью естественности и сближения с народом.
Философия эпохи "Просвещения" помогла кристаллизации в мировоззрении Элизы Ожешко идей светской морали. Влиянием великих французских просветителей отчасти объясняется и ее пусть сдержанный, но все же несомненный антиклерикализм. В противоположность многим другим польским писателям Ожешко очень редко вводила в свои произведения духовных лиц и совершенно чуждалась мистики.
Всю жизнь ее не покидал также и особенно характерный для польской и русской интеллигенции шестидесятых-семидесятых годов интерес к естествознанию, горячей пропагандисткой которого она стала после нескольких лет занятий им без всякой живой помощи знающих людей, да еще при тогдашнем недостатке пособий по самообразованию.
"В своих мыслях, -- вспоминала потом Элиза Ожешко, -- я привыкла называть эту эпоху моим университетом... Я так много читала, что, как вспомню теперь, так удивляюсь, как я могла прочесть такую уйму книг. Все это было без складу и ладу, без выбора и без системы, но это наполняло мою голову массой знаний, вызывало во мне много новых мыслей и стремлений, определило новый взгляд на мир и жизнь. Так зарождался и все ярче выступал, все сильнее меня захватывал идеал жизни, с которым действительная жизнь находилась в безусловном и остром противоречии. Идеал этот я тогда же определила двумя словами: "любовь и труд". Вспыхнувшая в 1863 г. катастрофа задержала меня на месте и отодвинула мои личные планы на дальнейший срок. Но весь этот год я жила не для себя". <…>
(Источник - http://az.lib.ru/o/ozheshko_e/text_0090.shtml и http://orzeszkowa.ru/biografia01.html)
***

Горский
ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60—80-х ГОДОВ
(Отрывок из статьи)

<…> Элиза Ожешко (1841—1910) родилась в семье богатого и образованного помещика. Воспитанная на чтении польских просветителей, французских энциклопедистов и английских позитивистов (Г. Бокль, Г. Спенсер и Д. С. Милль), она вошла в литературу как поборница демократизма, гуманности и технического прогресса. Уже в ее первом произведении — в рассказе о смерти влюбленной крестьянской пары «В голодные годы» (1866) — прозвучал обращенный к писателям призыв спуститься к социальным низам. Но захватившее Ожешко движение позитивистов надолго ограничило ее писательские интересы светскими салонами и конторами делового мира.

Ранние сочинения Ожешко — это ярчайшие образцы тенденциозной позитивистской прозы, проникнутой резонерством и назидательностью. Молодая писательница с жаром бичевала порочность традиционного воспитания («Дневник Вацлавы», 1867), хозяйственную неприспособленность и праздность шляхты, ускорявшие ее разорение («Эли Маковер», 1875; «Семья Брохвичей», 1876). Мишенью ее гневных нападок были тупость провинциального мещанства («В клетке», 1869), сословная спесь и моральная неразборчивость аристократии («Помпалиньские», 1876) и т. д. Как в публицистике, так и во многих повестях и романах она отстаивала идеи эмансипации женщин («Марта», 1873, и др.). Писательница интересовалась положением евреев в Польше и кроме ряда рассказов написала на эту тему роман «Меир Езофович» (1878), получивший, как и «Марта», общеевропейскую известность.

Разлад между позитивистской верой в благотворность буржуазных преобразований и действительными впечатлениями писательницы от жизни, который обострился в конце 70-х годов, привел к творческому перелому, когда она от восхваления благ буржуазной цивилизации перешла к ее критике. На распространение социалистических идей Ожешко откликнулась целым циклом романов («Призраки», 1880, и др.). Отвергая социалистические идеи, она вместе с тем с уважением отзывалась о самопожертвовании нового поколения бунтарей, мечтавших об общественном переустройстве. Обострение классовой борьбы вновь приковало внимание Ожешко к жизни низов, и прежде всего белорусских крестьян, трагедию которых она раскрыла в своих знаменитых повестях «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» (1886). С изменением отношения к действительности иной стала и поэтика Ожешко: из ее прозы исчезают схематизм, иллюстративность и морализаторство, повышается объективность показа героев, пластичность рисунка, психологическая глубина и тонкость обрисовки характеров.

Все эти изменения ярко проявились в романе «Над Неманом» (1887), который стал синтезом высших творческих достижений писательницы и одним из лучших творений польского критического реализма. Возвышенность мысли и драматизм сюжета, колоритные типы выродившейся аристократии, прижимистых помещиков и трудолюбивых земледельцев, многостороннее и детальное изображение хозяйственного уклада, поместного и деревенского быта, красочные жанровые сценки и чарующий белорусский пейзаж — все это, насыщая роман поэтической задушевностью, придает ему и эпический размах. В этом наиболее толстовском из своих произведений Ожешко охватила всю послереформенную польскую жизнь на принеманских землях.

Подъем патриотических настроений в польском обществе перечеркнул прежнюю позитивистскую реакцию на события 1863 г., и Ожешко, чуткая к переменам в общественном сознании, отдала первую дань памяти повстанцев, с которыми ее связывали в дни минувшей борьбы и тревожные надежды деятельной участницы этого движения, и горе поражения. Отношение к традициям повстанцев 1863 г. романистка делает теперь мерилом нравственной и гражданской ценности человека. «Над Неманом» заканчивается примирением враждующих сторон на основе верности традициям шляхетского освободительного движения.

Осуждение городской культуры, нравственно растлевающей людей, калечащей их души и жизни, и осуждение буржуазных отношений пронизывает почти все позднейшие романы Ожешко. Лучшим из последних ее произведений признан сборник рассказов «Gloria victis» (1910). Вспоминая о героизме повстанцев 1863 г., она связывает патриотический идеал с борьбой за свободу народа и социальную справедливость.

Главной заслугой Ожешко перед польской литературой была разработка жанра социально-бытового романа. Ее творчество способствовало развитию связей польской литературы с французской, чешской, русской, украинской, белорусской и другими литературами. В годы расцвета своего реалистического таланта Ожешко поддерживала контакт с Салтыковым-Щедриным и, пожалуй, не меньше Пруса содействовала внедрению в отечественное искусство открытий Л. Толстого. Созданные ею картины «из разных сфер» белорусской жизни, в особенности крестьянской, стали позднее, в начале XX в., для белорусских писателей своеобразной школой реалистического мастерства.

В идейно-творческой эволюции Ожешко особенно заметно пересечение двух линий польского литературного развития — пути, по которому шли «непримиримые», и пути, пройденного позитивистами, преодолевшими свою ограниченность. На стыке этих путей и рождались наиболее значительные произведения польского критического реализма, в том числе созданные Сенкевичем и Прусом. <…>
(Источник – ФЭБ: Горский. Польская литература 60 – 80-х годов; http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-4762.htm)
***

ЭЛИЗА ОЖЕШКО (ELIZA ORZESZKOWA. 1841-1910)
ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— родилась в шляхетской семье недалеко от Гродно (Западная Белоруссия), училась в одном из варшавских пансионов. Живя в имении мужа, она хорошо знала жизнь белорусских крестьян и горячо им сочувствовала. Большую роль в судьбе Ожешко и формировании ее мировоззрения сыграло польское восстание 1863—1864 гг., в котором она принимала участие, укрывая повстанцев у себя в доме и помогая им. Первое ее произведение — повесть из крестьянской жизни «В голодный год» — появилось в 1866 г. в одном из варшавских журналов. Тема крестьянства стала одной из главных в ее творчестве. Художественная ценность ее многочисленных романов 60—70-х гг., в которых широко показана жизнь буржуазно-шляхетского общества того времени, иной раз снижается недостатками композиции, некоторой сентиментальностью. Талант Ожешко приобретает наибольшую зрелость в 80-е гг. В конце XIX — начале XX в. усиливаются противоречия в творчестве Ожешко, она отходит от социальной проблематики, обращается к чисто этическим проблемам. Однако и в этот период писательница создает интересные произведения. Ожешко знала и ценила русских писателей. Известны ее высказывания о Л. Н. Толстом, письмо к М. Е. Салтыкову-Щедрину.

Марта (Marta. 1876)
— повесть, в которой поднята проблема женской эмансипации. Эта проблема очень волновала Ожешко. Ей она посвятила много публицистических работ и художественных произведений. Героиня повести, оставшись после смерти мужа-чиновника без средств с маленькой дочерью на руках, нигде не может найти работу, так как она — женщина. На примере Марты, жизнь которой трагически оборвалась, Ожешко показывает судьбу многих обездоленных, обреченность их попыток найти свое место в жизни.

Низины (Niziny. 1883)
— повесть, которая вместе с двумя другими — «Дзюрдзи» и «Хам» — составляет цикл так называемых «белорусских повестей», посвященных жизни белорусского крестьянства. «Низины» — это грустное повествование о батрачке Кристине, покинутой с двумя детьми соблазнившим ее управляющим помещика. Писательница рисует мрачную картину существования в польской деревне, где царят нищета, беззаконие и насилие, невежество и дикость. Характерный образ романа — адвокат Капровский. Пользуясь безграмотностью крестьян, он обманывает их, берет взятки. Одной из его жертв становится Кристина, обратившаяся к нему за помощью, когда ее младшего сына забрали в солдаты.

Дзюрдзи (Dziurdziowie. 1885)
— повесть, рассказывающая о трагической истории убийства крестьянами молодой женщины. Петруся, сначала батрачка, а потом жена кузнеца, лечившая травами всех, кто к ней обращался, прослыла среди односельчан ведьмой. Это и стало причиной ее гибели. Обвинив Петрусю во всех несчастьях, происшедших в деревне, крестьяне убивают ее. Начав повесть со сцены суда над четырьмя убийцами по фамилии Дзюрдзи, Ожешко как бы задает вопрос — «кто виноват?» Дальнейший рассказ убеждает читателей в том, что в гибели Петруси повинны господствовавшие в польской деревне того времени дикие нравы, невежество и суеверия.

Над Неманом (Nad Niemnem. 1887)
— роман, который справедливо признан одним из лучших в польской литературе. Действие его происходит в среде шляхты после крестьянской реформы 1864 г. С большой теплотой, но очень скупо (в связи с цензурными условиями) вспоминает писательница о польском восстании 1863 г., во время которого началась дружба между помещиком Анджеем Корчинским и мелким земледельцем Ежи Богатыровичем. Оба они погибли во время восстания и теперь покоятся в общей могиле. Прослеживая судьбы героев, членов семей Корчинских и Богатыровичей, Ожешко высказывает мысль о необходимости единения шляхты с народом. Эта идея воплощается прежде всего в образе Юстины Ожельской, девушки из шляхетской семьи, которая, отказав аристократу, вышла замуж за крестьянина Янко Богатыровича. Ожешко создала полнокровное реалистическое произведение, в котором даны замечательные по своей художественной выразительности картины природы и крестьянского труда.

Аргонавты (Argonauci. 1899)
— роман о крупном финансисте, дельце. Главным содержанием жизни его героя Алоизия Дарвида является погоня за богатством — «золотым руном». Ожешко раскрывает крайний индивидуализм и эгоизм этого человека. Только смерть любимой дочери, не вынесшей разлада в семье, заставила Дарвида задуматься над своей жизнью. Осознав, что деньги не принесли ему счастья, он кончает жизнь самоубийством. В романе выведена и «золотая молодежь» — дети Дарвида Марий и Ирэна.
(Источник - http://www.sergg.ru/doc/literature/world-encyclopedia/344.htm)
***

Прикрепления: 7786587.jpg (7.9 Kb) · 6934014.png (217.6 Kb) · 9687518.jpg (9.2 Kb) · 6506855.jpg (10.5 Kb) · 1143528.jpg (22.0 Kb) · 6818581.jpg (21.5 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов